Административно-территориальное устройство

Выбор центров

В прошлом (в XVIII и XIX вв.) на роль
губернских и областных центров избирались
города, уже заслужившие репутацию традиционного
центра определенной территории. Многие из них в
эпоху феодальной раздробленности возглавляли
удельные княжества или даже крупные их
объединения: Новгород, Смоленск, Тверь, Рязань,
Владимир, Нижний Новгород, Казань, Ярославль и др.
Центральность становилась свойством
городов-крепостей, занимавших командное
положение на оборонительных линиях: Белгород,
Пенза, Симбирск, Оренбург и т. п., что также
делало их кандидатами на пост губернского
центра.

Сравнительно немногочисленными были
губернии, которые таких традиционных центров (а
иногда и вообще городов) не имели. Это
потребовало учреждения новых городов, которые
сразу, при рождении, получали высокое назначение.
В расшитый золотом мундир губернского центра
облачалось вчерашнее сельское поселение. Новые
города возглавили Пермскую, Олонецкую,
Кавказскую и Колыванскую губернии. Четыре из 32.

Город Пермь образован одновременно с
учреждением Пермского наместничества из села
Егошиха, которое в свою очередь возникло
благодаря основанию в 1723 г. Егошихинского
медеплавильного завода. Город Петрозаводск
обрел городской статус в 1777 г. и возглавил
Олонецкую область, входившую в состав
Новгородского наместничества.

В 1784 г. Олонецкая область была
преобразована в Олонецкое наместничество, а
затем губернию. В обоих случаях ядром губернских
городов послужили поселения, рожденные
промышленностью. Оба они оказались удачными.

Изменение численности населения ряда
городов-центров

Название города

Статус

Год получения городского статуса

Численность населения, тыс. чел.

1897

01.01.2000

Барнаул

Краевой центр

1771

29,4

576,9

Белгород

Обл. центр

1593

21,9

339,8

Брянск

Обл. центр

1146

23,5

453,3

Волгоград (Царицын)

Обл. центр

1589

56,0

988,9

Екатеринбург
(Свердловск)

Обл. центр

1722

55,5

1 264,1

Иваново
(Иваново-Вознесенск)

Обл. центр

1871

53,9

456,4

Кемерово
(Щегловск)

Обл. центр

1925

490,4

Курган

Обл. центр

1782

10,6

362,9

Липецк

Обл. центр

1779

20,3

518,6

Магадан

Обл. центр

1939

120,9

Мурманск

Обл. центр

1916

375,4

Новосибирск
(Новониколаевск)

Обл. центр

1903

1 398,5

Петропавловск-Камчатский

Обл. центр

1822

0,4

197,1

Ростов-на-Дону

Обл. центр

1749

119,9

1 002,0

Тюмень

Обл. центр

1586

29,6

502,0

Челябинск

Обл. центр

1736

19,9

1 082,6

В ХХ в. (в основном в советское время),
вновь образованные области (и один край) в
большинстве случаев возглавили старые города,
уже имевшие солидный городской стаж. Только
четыре области имели центрами новые города —
Новосибирская, Мурманская, Кемеровская и
Магаданская. Весьма примечательно, что в стране,
где преобладали молодые города, высший командный
состав образовали преимущественно старые
города. Их жизненному, а правильнее сказать,
используя термин Л.Е. Иофа,
экономико-географическому опыту было выражено
доверие и признание. Часть городов-центров этой
категории уже в XIX в. выделилась и размерами, и
экономическим потенциалом. Ростов-на-Дону в 1897 г.
вошел в пятерку городов-стотысячников России.
Екатеринбург, Царицын (Волгоград),
Иваново-Вознесенск (Иваново) насчитывали свыше 50
тыс. жителей каждый и превосходили многие
губернские центры.

Назначение на должность центра
способствовало ускорению роста городов и, что
особенно важно, комплексному их развитию. Вот
данные, характеризующие рост людности городов
этой группы за столетие

То, что для выдвижения города на роль
административного центра имела немаловажное
значение длительность городского стажа,
показывает следующее распределение нынешних
центров субъектов федерации по возрасту. До XVIII в.
возникло 38 центров, в XVIII в

— 15, в XIX в. — 10, в ХХ в.
— 14, причем только один возник во второй половине
столетия.

Но был случай, когда для выполнения
функций административного центра город был
построен специально. Город Новочеркасск,
возникший в 1805 г., сменил в роли
административного центра земли войска Донского
Черкасск, затоплявшийся ежегодно разливами Дона.
Интересно, что власти города, хотевшие видеть его
административным центром, так сказать, в чистом
виде, издали распоряжение, запрещавшее
размещение в Новочеркасске и окружающем районе в
радиусе 20 верст промышленных предприятий.
Правда, впоследствии этот запрет был отменен.

Значение экономико-географического положения и промышленного потенциала при выборе центра

Город — административный центр по
определению должен обладать преимуществами ЭГП,
делающего его естественным фокусом связей, узлом
территориальных взаимодействий. И у многих
городов-центров ЭГП действительно выдающееся.
Именно ЭГП обусловило феноменально быстрый рост
Новосибирска, в считанные годы обогнавшего все
сибирские города и ставшего столицей Сибири и, по
совместительству, центром Новосибирской
области. Выдающееся положение Нижнего Новгорода
характеризуется наложением на гидрографический
узел — вилку крупнейших рек Волги и Оки —
железнодорожного и автотранспортного узлов.
Екатеринбург давно заслужил славу «живого узла
Урала». Казань, Самара, Волгоград заняли места у
самых крутых излучин Волги и вблизи пересечений
ее важными транспортными магистралями.

Важным фактором выдвижения города в
административные центры послужило его
промышленное развитие. Именно выдающийся
промышленный потенциал Иваново-Вознесенска
позволил ему возглавить крупный промышленный
район. И хотя «Русский Манчестер» имел
существенные недостатки ЭГП (в стороне от Волги,
отсутствие прямого железнодорожного выхода на
Москву, положение на малой реке), он благодаря
концентрации текстильного производства и
сопутствующих ему отраслей выделился сперва как
отраслевая текстильная столица, а затем и как
административный центр. Примечательный факт:
после ликвидации старого губернского деления
была среди прочих крупных областей образована
Ивановская промышленная область, и в ее состав
вошли четыре губернии, то есть
Иваново-Вознесенск стал над Ярославлем,
Костромой и Владимиром.

По качеству
транспортно-географического положения Елец —
узел пяти железнодорожных лучей — превосходит
Липецк. Но благодаря взлету промышленности,
прежде всего развитию Липецкой Магнитки,
способствовавшей не только отраслевому, но и
комплексному развитию города, Липецк стал
центром образованной в 1954 г. области.

Кемерово не имеет очевидных
преимуществ ЭГП перед Новокузнецком. Но здесь,
видимо, сыграл роль более ранний старт
промышленного развития, а возможно, и то, что
Кемерово расположено ближе к Новосибирску и
Транссибу.

Однако чаще всего преимущества ЭГП и
превосходство промышленного потенциала,
выделяющие административный центр среди других
городов той или иной единицы АТД, счастливо
сочетаются. Это очень характерно, например, для
Брянска, у которого выгоды ЭГП (крупный
железнодорожный узел и положение на главной реке
региона) сочетаются с крупной, прежде всего
тяжелой (с высокой долей производств ВПК)
промышленностью. Оба эти фактора выдвинули
Брянск на роль регионального лидера и послужили
причиной образования Брянской области. Подобное
сочетание свойственно почти всем
административным центрам вновь образованных
областей — Волгограда, Челябинска, Барнаула,
Новосибирска и др.

Понятие об административно-территориальном устройстве, основные принципы

Одним из основных атрибутов государства является административно-территориальное устройство. Если унитарное государство подразделяется на административно-территориальные единицы, то государство федеративного устройства включает в себя субъекты, территория которых, в свою очередь, состоит из административно-территориальных единиц.

Правовая основа административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации – Конституция РФ, законодательные и иные нормативно-правовые акты федерального уровня, устав субъекта Федерации, закон об административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации.

Определение 1

Административно-территориальное устройство субъектов РФ – это обоснованное разделение территории на административно-территориальные единицы, согласно которым выстраивается система государственных и муниципальных органов с учетом исторических и культурных традиций, а также хозяйственных связей и имеющейся инфраструктуры.

Граница территориально-административной единицы – линия, которой определены пределы территории административно-территориального образования, то есть пространственный предел функционирования соответствующих государственных и муниципальных органов, установленный в законодательном порядке.

Вывод 1

Как правило, границы административно-территориальных единиц в субъектах Российской Федерации идентичны границам соответствующих муниципальных образований.

Классификация принципов разделения административно-территориальных единиц

Подразделение на административно-территориальные единицы основано на определенных принципах. Основным принципом административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации является экономический принцип. Согласно этому принципу, должен осуществляться следующие действия:

  • Осуществление учета естественных рубежей, экономической направленности территории;
  • Реализация контроля численности и плотности населения, принадлежностью населенных пунктов к определенным экономическим центрам;
  • Определение направлений и характера путей сообщения, развития средств связи;
  • Формирование экономических и организационных условий для эффективно действующих государственных и муниципальных органов.

Следующий принцип – сопоставление исторически сложившейся системы расселения и тенденций развития таковой системы.

Национальном принципом подразумевается проведение учета национального состава населения, его характерных особенностей, создание условий для компактного проживания в границах определенной административно-территориальной единицы. Целевое назначение национального принципа – развитие культур различных национальностей, культурно-бытовых традиций, а также различных видов деятельности национальных и этнических групп народов с малой численностью населения, которые проживают на территории субъекта Российской Федерации.

К принципам административно-территориального устройства субъекта РФ также следует отнести приближение к населению государственного и муниципального аппарата.

Важнейшим принципом является учет мнения местного населения при решении вопросов организации новых или уже существующих административно-территориальных единиц.

Особенности статуса различных типов субъектов Федерации

  • Общим для всех 6 типов субъектов является их непосредственное подчинение федеральной власти при наличии определенного уровня самостоятельности.

  • Субъектам предоставлены права: иметь по 2 своих представителя в Совете Федерации, управлять своей территорией в рамках свободы, предоставленной федеральным законодательством, иметь свои властные и судебные структуры.

  • Все субъекты РФ равноправны.

Республики

Республики сформированы по национальному признаку и названы по титульной нации.

Они имеют право давать свое гражданство, иметь Конституцию, вводить обязательное изучение своего языка в учебных заведениях и использовать его наравне с общегосударственным.

  1. Республика Адыгея (Майкоп)

  2. Республика Алтай (Горно-Алтайск)

  3. Республика Башкортостан (Уфа)

  4. Республика Бурятия (Улан-Удэ)

  5. Республика Дагестан (Махачкала)

  6. Республика Ингушетия (Магас)

  7. Кабардино-Балкарская Республика (Нальчик)

  8. Республика Калмыкия (Элиста)

  9. Карачаево-Черкесская Республика (Черкесск)

  10. Республика Карелия (Петрозаводск)

  11. Республика Коми (Сыктывкар)

  12. Республика Марий Эл (Йошкар-Ола)

  13. Республика Мордовия (Саранск)

  14. Республика Саха (Якутия) (Якутск)

  15. Республика Северная Осетия-Алания (Владикавказ)

  16. Республика Татарстан (Казань)

  17. Республика Тыва (Кызыл)

  18. Удмуртская Республика (Ижевск)

  19. Республика Хакасия (Абакан)

  20. Чеченская Республика (Грозный)

  21. Чувашская Республика (Чебоксары)

  22. Республика Крым (Симферополь)

Автономные округа

Автономные округи тоже созданы по национальному признаку, но не имеют своего гражданства и Конституции, не используют в государственных учреждениях языков кроме русского.

Большинство автономных образований (кроме Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области) входят в состав какого-либо края или области.

  1. Ненецкий автономный округ (Нарьян Мар)

  2. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (Ханты — Мансийск)

  3. Чукотский автономный округ (Анадырь)

  4. Ямало-Ненецкий автономный округ (Салехард)

Области

Область – это исторически (с Х века) сложившиеся регионы России, ранее они назывались волостями. Области имеют свою столицу, Устав, властные структуры.

Края

Край – по статусу практически не отличается от области.

  1. Алтайский край (Барнаул)

  2. Камчатский край (Петропавловск-Камчатский)

  3. Хабаровский край (Хабаровск)

  4. Краснодарский край (Краснодар)

  5. Красноярский край (Красноярск)

  6. Пермский край (Пермь)

  7. Приморский край (Владивосток)

  8. Ставропольский край (Ставрополь)

  9. Забайкальский край (Чита)

Существует тенденция к укрупнению регионов. Так, за последние 15 лет в результате слияния областей и автономных округов в России были созданы 3 новых края Пермский, Забайкальский, Камчатский.

Столицы республик

Выбор центров для
национально-территориальных образований имел
свои отличительные особенности. Здесь центр в
виде города-лидера существовал не всегда. Ими
были Казань, Уфа, Владикавказ, Петрозаводск,
Якутск, Майкоп (кроме Майкопа все они и в прошлом
возглавляли губернии или области). Поэтому
центрами становились малые, иногда крохотные
города: Царевококшайск (Йошкар-Ола),
Усть-Сысольск (Сыктывкар), Чебоксары. А в
Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Хакасии, Ингушетии,
Карачаево-Черкесии, Ойротии (ныне Республика
Алтай), Еврейской автономной области городов не
было вовсе. Во главе их стали новые города. У
Нальчика, Черкесска, Абакана, Горно-Алтайска,
Назрани были сельские предшественники. Нальчик и
Баталпашинск (Черкесск) выполняли даже
обязанности центров округов. Элиста и Биробиджан
построены на чистом месте. Таким образом,
большинство столиц составили старые малые
города, города, образованные из сельских
населенных пунктов
, и города-новостройки. Во всех
этих случаях столицы создавались с нуля. Их надо
было сперва вырастить, довести до определенной
«критической массы», а потом уже наращивать
потенциал, превращая в полноценные
административные центры.

Данные, характеризующие рост
республиканских столиц

Название города

Республика, автономная область

Год образования города

Число жителей, тыс. чел.

1897

2000

Абакан

Хакасия

1931

168,1

Биробиджан

Еврейская АО

1937

78,9

Владикавказ
(Орджоникидзе)

Северная
Осетия

1860

43,8

308,6

Горно-Алтайск

Алтай

1928

51,8

Грозный

Чечня

1870

15,6

Ижевск

Удмуртия

1918

21,5

652,4

Йошкар-Ола
(Царевококшайск)

Марий Эл

1584

1,7

249,2

Казань

Татарстан

1438

131,5

1 091,7

Кызыл
(Белоцарск)

Тыва

1914

100,3

Майкоп

Адыгея

1858

34,2

167,0

Махачкала
(Петровск-Порт)

Дагестан

1857

9,8

329,6

Назрань

Ингушетия

1967

77,9

Нальчик

Кабардино-Балкария

1921

2,6

229,5

Петрозаводск

Карелия

1781

12,5

282,2

Саранск

Мордовия

1641

13,7

315,2

Сыктывкар
(Усть-Сысольск)

Коми

1780

4,5

229,3

Улан-Удэ
(Верхнеудинск)

Бурятия

1666/1783

8,0

369,7

Уфа

Башкортостан

1586

50,0

1 088,9

Чебоксары

Чувашия

1469

4,6

459,7

Черкесск
(Баталпашинск)

Карачаево-Черкесия

1931

8,1

121,7

Элиста

Калмыкия

1930

102,8

Якутск

Саха—Якутия

1632

6,5

196,4

Формирование особого типа города

Выполнение многообразных
обязанностей крупного административного центра
способствовало быстрому росту и комплексному
развитию городов. Показательно, что в России
административный центр, возглавляющий
республику, край, область, — это обязательно
(исключения единичны) большой город. В XIX в.
картина была совершенно иная. Данные о
распределении по числу жителей: а) губернских
и областных центров (на территории РФ) в 1897 г. и
б) республиканских, краевых и областных
центров в 2000 г. — приводятся на с. 14.

В результате разностороннего развития
и значительного роста административных центров
сложился особый тип городов, обладающих
своеобразной функциональной структурой и
занявших стратегические точки в отраслевой и
территориальной структурах хозяйства России. Их
характерные черты кратко можно обрисовать
следующим образом.

— Первенствующие города своих
регионов, занимающие вершины городской иерархии,
— это прежде всего большие города, результат
последовательно нараставшего усложнения
деятельности, весьма динамичные и в развитии, и в
функционировании.

— Многофункциональные города,
представляющие собой концентрацию разнообразия,
с очень широким спектром деятельности.

— Сочетающие роль региональной
столицы
, активно взаимодействующей с
подшефной территорией, и отраслевого лидера
в тех или иных сферах народного хозяйства.

— Обладающие развитым третичным
сектором экономики
и блоком культуры, науки,
высшего образования
, то есть сочетанием тех
видов деятельности, которые в совокупности с
прогрессивными отраслями промышленности
формируют активную творческую среду города,
делают его лабораторией нового.

— Занимающие ключевое место
главных узлов в опорном каркасе расселения
,
организаторов территориально-хозяйственной и
территориально-культурной интеграции районов
России.

В течение столетий губернские города,
несомненно возвышавшиеся (исключения крайне
редки) над другими городами своих губерний и
сосредоточивавшие значительную, часто
подавляющую часть городского населения, в то же
время имели весьма скромную долю, в среднем около
3%, в общей численности населения своей губернии.

Столетие спустя картина кардинально
изменилась. Сейчас административные центры
субъектов РФ в совокупности сосредоточивают
одну треть населения России, а в некоторых
областях их доля в населении превышает 50%. Максим
Горький когда-то говорил, что Россия — страна
уездная. Теперь можно сказать, что Россия —
страна областная.

Динамика городов — административных центров
высокого порядка, траектория их экономического,
социального, культурного развития, рост числа
жителей и размеров территории, нарастающее
разнообразие деятельности, наличие блока
прогресса — генератора новаций, сочетание
отраслевого и территориального, материального и
духовного начал, возрастание потенциала,
особенно интеллектуального, — все это
показывает очень полно результаты урбанизации,
ее успехи (и изъяны также), основные свойства и
особенности. Рассматриваемые города надо
считать зеркалом российской урбанизации, важным
средством происшедшей в XX в. модернизации
страны и локомотивами ожидаемого нашим народом
подъема.

Распределение административных
центров по людности

1897 г.

Население, тыс. жителей

менее 10

10—20

20—50

50—100

Более 100

Более 1 000

Число городов

12

4

21

13

4

2

01.01.2000 г.

Население, тыс. жителей

менее 100

100—250

250—500

500—1 000

1 000—3 000

5 000—10 000

Число городов

3

15

28

18

10

2

* См.: С.А. Тархов. Изменение
административно-территориального деления
России за последние 300 лет//География, № 15, 21, 28/2001.
** Б.Б. Родоман. Территориальные ареалы и
сети. — М.,1999, с. 154.
*** Из числа субъектов РФ здесь исключены
Москва, Петербург и все автономные округа.
**** Он стал центром губернии с 1710 г.***** Заштатный город не выполнял роль
уездного центра; перевод «за штат» можно считать
серьезным предупреждением о неполном служебном
соответствии.
****** В конце XIX в. колыванские богатые
купцы сделали попытку обеспечить своему городу
экономический подъем. Они добивались, чтобы мост
через Обь строился близ Колывани. Но изысканиями
были выявлены преимущества строительства моста
там, где позже возник город Новониколаевск
(Новосибирск), и старания Колывани успеха не
имели.

Административно- территориальное деление

Для геоурбаниста важен вопрос о
городском каркасе единиц АТД и особенно об их
центрах. Между АТД и сетью городов-лидеров,
образующих, по выражению Н.Н. Баранского,
«командный состав страны», существует самая
непосредственная связь.

Распределение по территории ведущих
городов принималось во внимание при
конструировании сетки АТД. Можно считать, что
административное районирование, как правило,
велось по центрам

Город, возвышавшийся над
другими, обладавший значительной сферой
тяготения, назначался губернским или областным
центром. Появлялся центр, стремительно
выраставший на основе индустриализации и
приобретавший главенство в определенном районе,
— учреждалась во главе с ним новая единица АТД.
Это подтверждается многочисленными примерами.
Так возникли Брянская, Ивановская, Липецкая и
Сталинградская (теперь Волгоградская) области,
Алтайский край и другие.

Территориальное устройство
Московской губернии — пример рационально
устроенной губернии

В свою очередь, АТД, его изменения,
учреждение новых основных единиц способствовали
формированию сети ведущих центров, опорных узлов
экономического каркаса страны. Став
административным центром, город получал мощный
дополнительный стимул развития, становился
приоритетной точкой роста. В действие включался
административный ресурс развития, когда
город-центр использовал «служебное положение» в
собственных интересах. Весьма показателен
период существования областных совнархозов,
когда областные, краевые, республиканские центры
получили возможность сами принимать решения о
капитальных вложениях и постарались заметно
усилить свою экономическую базу, разместив у
себя промышленные и иные новостройки.

АТД на всех этапах истории являлось
средством совершенствования территориальной
организации страны, рационального устройства ее
частей. Учреждение губерний, как показала,
например, реформа 1775—1785 гг., сопровождалось
целой системой действий: назначался центр,
определялись уезды и их центры — уездные города;
не получившие такой должности города выводились
«за штат» или вовсе преобразовывались в села;
разрабатывались генеральные планы городов — и
вновь образованных, и старых, на основе которых
производилась их перепланировка; прокладывалась
система дорог, соединявших губернский центр с
уездными («екатерининские большаки»).

Административная реформа АТД
сопровождалась глубокой ревизией состава
городов и упорядочением их сети.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий