Архитектура Парижа: столицы десертов и мансардных крыш

Единство прошлого и настоящего

Парижский стиль пропитан легкой ностальгией по прошлому, в квартирах горожан, как правило, всегда немало ретро-предметов. Но в то же время в них много вещей, опережающих время – самых новых, смелых по форме и дерзких по цвету, обязательно дизайнерских.Отсюда следует, что парижский стиль в определенной степени эклектичен. Нет, в нём не смешаны невообразимые краски, материалы и чуждые друг другу культуры, парижская эклектика строже, изысканней. Речь о сочетании нестареющих элементов классики (пилястры, капители, антикварная мебель, полотна) с оригинальными светильниками, авторскими вазами причудливой формы и цвета, картинами современных, порой эпатажных художников. Подобный внутренний контраст добавляет новизны в старые помещения, динамики и живописности в классическую обстановку.

Реконструкция Гавра — самый большой градостроительный проект Перре

В 1945 году Огюст Перре начал реконструкцию центра французского города Гавра, разрушенного бомбардировками во время Второй мировой войны. Это самая крупная и последняя его работа — строительство продолжалось ещё десять лет после его смерти.

После войны французское правительство запустило социальную программу строительства: нужно было строить быстро и дёшево, чтобы восполнить жилищный фонд. Проблему решали дома из отлитых на заводе железобетонных панелей.

Перре замыслил новый центр по единому регулярному плану. И широкое использование железобетонных конструкций показало, что опора-балка-плита — новый полноценный архитектурный ордер. Несмотря на массовое строительство, Перре придал городу благородный облик, используя разновидности бетона: на гранитном щебне, окрашенный, шершавый и гладкий.

При этом по пропорциям и колористике, использованию карнизов под крышей и колоннад в первом этаже здания сохраняли преемственность с привычной для Франции застройкой XIX века.

Реконструированный Гавр. Фото: DR / ALFA / unesco.lehavre.fr Фотография центра Гавра 1970-х годов. Фото: Archives municipales / unesco.lehavre.fr Собор Святого Иосифа в Гавре. Фото: Aerith / Wikimedia Commons Фото: olrat / Shutterstock

По замыслу Перре, в квартирах кухня, столовая и гостиная составляли «большую общую комнату, где протекает вся семейная жизнь . Отец может вести переписку или читать газету, дети играют или делают уроки, и мать остаётся с ними, даже когда готовит еду. Мы должны положить конец домашнему рабству женщин».

Внутреннее пространство гибкое благодаря раздвижным перегородкам, которые изолируют или объединяют пространство, облегчая работу по дому.

Париж – это значит свобода

Обычная парижская квартира редко бывает очень просторной. Но даже самая маленькая жилплощадь в удивительном этом городе выглядит именно так – светло и просторно.Один из секретов – в оконных проёмах, которые не принято плотно занавешивать. Даже в крошечной городской квартире может быть 3-4 высоких окна: в Париже это преимущество, а не изъян.

Но более свободными парижские жилища делает, в первую очередь, планировка. Хозяева избавляются от лишних стен и перегородок, превращая квартиры в студии, функциональные и «дышащие».Чтобы выжать максимум пользы из каждой пяди жилой площади, владельцы квартир, особенно в исторической части города, совмещают кухню и гостиную, а место для сна и отдыха с рабочим уголком.

История и использование

Земельный дворянский дом в Щецине , Польша

Раннее использование

Этот стиль популяризировал во Франции архитектор Франсуа Мансар (1598–1666). Хотя он не был изобретателем этого стиля, его широкое и заметное использование его в своих проектах привело к появлению термина «мансардная крыша», фальсификации его имени. Традицию дизайна продолжили многочисленные архитекторы, в том числе Жюль Ардуэн-Мансар (1646–1708), его внучатый племянник, ответственный за замок Дампьер в Дампьер-ан-Ивелин .

Вторая Империя

Мансардная крыша снова стала популярной во время реконструкции Парижа Османом, начатой в 1850-х годах, в архитектурном движении, известном как стиль Второй ампир .

Влияние Второй империи распространилось по всему миру, часто применяемое для крупных гражданских структур, таких как правительственные административные здания и ратуши , а также гостиницы и железнодорожные вокзалы . В Соединенных Штатах и ​​Канаде, и особенно в Новой Англии , влияние Второй империи распространилось на семейные резиденции и особняки, часто с элементами итальянского и готического возрождения . Башня с мансардой стала популярным элементом, включенным во многие проекты, такие как Главное здание (Колледж Вассар) , Покипси, Нью-Йорк, где изображено большое здание с мансардной крышей с двумя башнями.

20 век

Здание компании по страхованию жизни Germania в Нью-Йорке , построенное в 1911 году, с четырехэтажной мансардной крышей.

1916 Зонирование Резолюция , принятая в Нью – Йорке способствовало использование мансардных крыш; правила, требующие использования отступов на высотных зданиях, способствовали дизайну мансарды.

В 1960-х и 1970-х годах модернизированная форма мансардной крыши, иногда с глубокими узкими окнами, стала популярной как для жилой, так и для коммерческой архитектуры во многих районах Соединенных Штатов. Во многих случаях это не настоящие мансардные крыши, а плоские наверху, а наклонный фасад позволяет скрыть от глаз оборудование отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Стиль вырос из интереса к постмодернистским стилистическим элементам и «французскому эклектичному» стилю дома, популярному в 1930-х и 1940-х годах, а в жилищном строительстве также был предложен способ обеспечить верхний этаж, несмотря на ограничения по высоте. Дома с мансардными крышами иногда называли французскими провинциальными; архитектор Джон Элгин Вульф популяризировал его в районе Лос-Анджелеса, назвав свои дома Голливудским Регентством.

На парижских крышах — Опера Гарнье

Жан Поктон, реквизитор Парижской оперы, пчеловодством увлекся после сорока лет. После обучения он заказал свой первый улей, который ему доставили на работу.
Поктон собирался вывезти улей в загородный дом к северу от Парижа. Однако оказалось, что свободного времени у него совершенно нет, между тем как в запакованном улье пчелы могут выжить только 48 часов. Поэтому он временно установил улей на крыше Оперы Гарнье, а вернувшись через две недели, обнаружил, что пчелы наполнили ящик медом. Так появилась пасека на крыше оперы.

Когда в опере узнали, что происходит на их крыше, господину Поктону предложили продавать мед в их сувенирной лавке. Баночки объемом 115 граммов и стоимостью 15 евро, и сейчас разлетаются, как горячие пирожки. С одного улья ежегодно получают около 15 кг.

Плюсы домов с мансардой

  • Меньше расходы на строительство. Мансарда дешевле, чем полноценный второй этаж.
  • Хорошая вентиляция. Мансардные окна помогают быстро проветривать комнаты.
  • Всегда светло. Мансардные окна пропускают много света и открывают красивый вид.
  • Необычный дизайн комнат. Можно эффектно использовать балки стропильной системы и пространство под скатами.
  • Проще сделать энергоэффективный дом. Замкнуть тепловой контур по крыше, утеплить мансарду и экономить на кондиционировании и отоплении.

Подробнее о плюсах и особенностях мансарды читайте в статьях от экспертов на сайте mansarda.ru.

Высота стен мансардного этажа снип

«Этаж мансардный (мансарда) — этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши, при этом линия пересечения плоскости крыши и фасада должна быть на высоте не более 1,5 м от уровня пола мансардного этажа».

Это определение мансардного этажа из СНиП. Санитарные нормы говорят о том, что высота жилых помещений от пола до потолка должна быть не менее 2,5 метров. В каждом жилом помещении мансарды, высота потолка не менее 2,5 метра должна занимать не менее 50% площади помещения.

Интересно, что по градостроительным нормам мансардный этаж учитывается в определении этажности дома.

Не будем здесь описывать все варианты устройства мансардного этажа. Отметим лишь, что наружные стены мансардного этажа, как правило, состоят из двух частей.

Одна часть — вертикальная,  обычно делается из того же стенового материала, что и нижние этажи.

Другая часть — это наклонная каркасная стена, в которой в качестве каркаса используется стропильная система крыши, а наружной обшивкой служит кровля.

Соотношение размеров этих частей может сильно меняться в зависимости от конструкции мансарды.

Обычно перед застройщиком, который выбрал для себя строительство многоэтажного дома, встает вопрос, каким сделать верхний этаж — обычным или мансардным?

Сравним эти два варианта устройства верхнего этажа, имея ввиду, что общая полезная площадь домов с мансардным этажом и с обычным верхним этажом должны быть одинаковы.

Обустройство мансардного этажа

Использование чердачного пространства в роли жилого помещения – отличная идея рационализации площади в доме

Есть важный момент: для того, чтобы проживая под крышей, вас не покидало ощущение уюта и комфорта, важно обустроить пространство по всем правилам

Особенно важно, составляя проект здания, в котором есть мансардный этаж, правильно рассчитать высоту стен. Этот параметр влияет не только на габариты полезной площади, но и определяет внешний дизайн дома

Строительство мансарды – важный и трудоемкий процесс, в нем важна каждая деталь

Строительство мансарды – важный и трудоемкий процесс, в нем важна каждая деталь.

Работа может выполняться своими руками, для этого необходимо овладеть азами строительного дела.

Схематический проект дома с мансардой

Преимущества мансард

Мансарда – помещение французского происхождения, именованное в честь ее создателя Франсуа Мансара. В давние времена в таком помещении проживали люди небогатые или представители богемы. В современном мире проект дома с мансардой выберут люди рациональные и экономные. Дополнительное жилое пространство в доме – это всегда выгодно, поэтому мансардный этаж обладает массой достоинств:

Возможность надстроить мансардный этаж в том случае, если дом уже эксплуатируется

Для этого совершенно необязательно домочадцам выселяться. При условии правильного пошагового обустройства кровли, мансардный этаж позволяет сократить теплопотери не только в подкровельном пространстве, но и во всем доме. Экономия затрат на возведение, в сравнении с полноценным этажом. Формула следующая: чем больше будет площадь каркасных стан с использованием стропильного каркаса, тем больше получиться сэкономить

Внешний дизайн дома, где есть мансардный этаж, всегда привлекает внимание, выглядит стильно и оригинально на фоне типовых построек. Архитектурная привлекательность создается при помощи множества приемов и необычной формы кровли. Современный двухэтажный дом с мансардой

Современный двухэтажный дом с мансардой

За счет геометрических особенностей мансардный этаж дает массу возможностей для интересного и функционального дизайна. Можно обустроить детскую, спальню, кабинет или гостиную в любой интерьерной стилистике. Зная о преимуществах, нельзя не сказать и о некоторых недостатках, которые имеет такой этаж. Обустройство крыши мансардного этажа требует определенных усилий.

Качество гидроизоляции, утепления и работа вентиляционной системы обуславливают комфорт проживания. За счет архитектурных особенностей и формы кровли площадь мансардного этажа, как правило, меньше полноценного этажа в доме. Все дело в том, что стены мансарды – это и есть скаты кровли.

Чтобы пространство было более функциональным и удобным для проживания, есть несколько строительных секретов.

Высота мансардного этажа двухскатной крыши

    Мансардный этаж – это этаж в чердачном помещении. Стандартные нормы СНиП говорят, что высота мансардного этажа не должна превышать 3 м от пола. Мансардный этаж учитывается в определении этажности дома. Наружные стены мансардного этажа состоят из двух частей.

Ароматы Парижа

Неподалеку от Опера Гарнье на улочке Скриб располагается храм ароматов – знаменитый магазин и музей духов Фрагонар, построенный все в том же стиле Наполеона III. Здесь вы узнаете, какие духи любит Клаудия Шиффер, то, что во времена «Парфюмера» Зюскинда, оказывается, еще не умели делать настоящих стойких духов, увидите первые перегонные аппараты для производства парфюма и, конечно, получите возможность приобрести знаменитые ароматы в «фирменных» флакончиках, где они могут храниться 10 лет.

Но, конечно, Париж пахнет не только духами. Некоторые районы встретят вас «историческим» духом канализации — многие дома, как и 500 лет назад, не имеют канализационной системы и, кстати, центрального отопления. До сих пор парижане пользуются ночными горшками и топят камины.

Вилла Кавруа в Круа

Малле-Стивенс построил её для семьи текстильного промышленника Поля Кавруа. Архитектор использовал все свои характерные приёмы: сочетание разных объёмов, отсутствие декора, чистые поверхности, крыши-террасы. Он встроил в дом всё современное техническое оборудование: вентиляцию, центральное отопление, лифт, телефонную линию и радиотелеграф в каждой комнате.


Робер Малле-Стивенс. Вилла Кавруа. 1929–1932 годы. Фото: Wikimedia Commons
Фото: Wikimedia Commons
Терраса. Фото: Wikimedia Commons

Все детали интерьера Малле-Стивенс создал сам. Он считал, что домашний декор должен отражать психологию жильцов. Семья Кавруа была состоятельной, и Малле-Стивенс выбрал в качестве материалов мрамор и драгоценные породы дерева.

В 2001 году государство приобрело виллу Кавруа, провело реставрации и вернуло зданию первоначальный облик.


Фото: Робер Малле-Стивенс / Вилла Кавруа

На кухне Малле-Стивенс уделял первоочередное внимание гигиене и функциональности. Он разместил встроенные шкафы, шкаф со льдом, газовую плиту, лифт для подъёма блюд на террасу, тройной водопроводный кран — для холодной, горячей и смягчённой воды


Кухня. Стены облицованы белым фаянсом дома Barthels. Фото 1936 года. Фото: Робер Малле-Стивенс / Вилла Кавруа

В ванной комнате для родителей сочетаются роскошь и современные удобства: встроенные шкафы и душевая кабина с гидромассажем соседствуют с отделкой белым каррарским мрамором. Из мрамора сделана и ванна. Как и во всех помещениях, здесь обильное остекление, чтобы одновременно освещать и проветривать ванную.


Ванная комната супругов Кавруа. Сочетание белого мрамора и хромированных элементов. Фото: Wikimedia Commons
Вид на раковину и туалетный столик. Фото: Робер Малле-Стивенс / Вилла Кавруа
В оригинальной отделке были белые табуреты. Фото: Робер Малле-Стивенс / Вилла Кавруа
Фото: Wikimedia Commons
Фото: Wikimedia Commons

Для каждой из спален Малле-Стивенс продумал оригинальный дизайн, учитывая возраст проживающих.

Проект «Город башен» — город будущего

К концу XIX века в Париже назрел городской кризис: перенаселённость, узкие улицы, испорченные вода и воздух. Чтобы решить проблему, Огюст Перре предложил такую концепцию: более 250 небоскрёбов высотой более 200 метров соединены между собой, транспорт перемещается по многоуровневым магистралям, а на земле много озеленённых территорий. Эти идеи позднее развил в своих проектах другой французский архитектор — Ле Корбюзье.


Проект Огюста Перре «Город башен». 1922 год. В квадратных основаниях должны были располагаться торговые помещения и офисы. Изображение: Жак Ламбер по эскизам Огюста Перре, 1922 г. / Библиотека Конгресса США

Пчелы Нотр-Дама

На главном парижском соборе пчелы живут с 2013 года. Всего 3 улья! Но про этих «верующих» пчел знает весь мир. Весь мир переживал за них после пожара. К счастью, с ними все в порядке.

Пчеловод собора Николя Жеан рассказал, что углекислый газ производит на пчел седативный эффект. Когда они чувствуют огонь, то начинают есть мед и защищать главную особь улья — матку. Пчелы находились в 30 метрах от сгоревшей крыши. То, что с ними все хорошо, стало понятно через несколько дней после пожара — они залетали в ульи.

Ежегодно пчелы Нотр-Дама производят около 75 кг меда. Ульи на крыше установили в рамках городской инициативы по увеличению популяции этих насекомых в Париже.

История возникновения мансард в Петербурге

Мансарды впервые появились не в СПб, а в Париже XVII века с легкой руки французского архитектора Франсуа Мансара, в честь которого и получили свое название.

В Санкт-Петербурге активное строительство домов с мансардами началось только в конце XIX века. Многие из таких зданий строились как доходные дома — многоквартирные жилые дома, возведенные для сдачи квартир в аренду. Но если во французской столице мансарды представляли собой каморки для прислуги, то в Питере жилье под крышей проектировали более просторным.

Так, в доме Бассейного товарищества, расположенного на углу Греческого проспекта и улицы Некрасова, мансардный этаж занимали общая гостиная, курительный зал и 16 квартир для сдачи внаем. А в доходном доме Юсуповых, что на набережной реки Фонтанки, сделали две мансардные квартиры.

Во времена СССР на мансардных этажах устраивали нежилые помещения под мастерские художников. Чердаки в лучшем случае слегка ремонтировали (чаще всего ремонт делали потом сами художники за свой счет) и передавали на правах аренды в Ленинградский Союз художников.

Музей Орсе

Здание, где в наши дни находится Музей Орсе, изначально строили как вокзал, но спустя 40 лет после завершения строительных мероприятий данный вокзал оказался ненужным. По данной причине предполагался снос здания, но его все-таки причислили к памятникам французской архитектуры.

Музей Орсе начал свою работу в 1986 году. Нынешняя экспозиция находится на 5 этажах, каждый из которых проявляет определенные направления искусства. Большинство экспонатов имеет прямое отношение к импрессионизму и постимпрессионизму. В музее Орсе также регулярно проводят спектакли, концерты.

Местоположение: 62 — rue de Lille.

биография

Родился в предместье Сен-Виктор , он является сыном Absalon Мансар, мастер – плотник на службе короля, и Мишель Ле Рой, сама из семьи архитекторов и инженеров , в том числе Филибер Le Roy , архитектор из Людовика XIII Версаль . Он шестой из семи детей. Его отец умер в 1610 году, когда ему было всего 12 лет.

Обучение

С 1612 по 1617 год скульптор и архитектор города Ренн. Именно по этому случаю он познакомился с Саломоном де Броссом и Шарлем дю Ри  (де) . С 1618 по 1621 год, представляя своего дядю Марселя Ле Руа, он проводил работы по реконструкции Тулузского моста по планам Лемерсье. В 1621 году он уехал в Нормандию, чтобы выполнить аналогичную миссию на Руанском мосту.

Его дядя оставляет ему полную автономию, эти конструкции знаменуют завершение его обучения.

Мансарда не имела возможности поехать в Италию , потому что он не может прервать свой бизнес, чтобы он узнал архитектуру через свою обширную библиотеку , которая сделала его знает французскую архитектуру XVI – го  века и итальянской архитектуры.

Карьера

Его первым заметным достижением стал фасад церкви Фейянс, рисунок для которого он предоставил в 1623 году. Эта композиция имела определенный успех в свое время и была очень вдохновлена церковью Сен-Жерве-Сен-Проте (1616 г.) в Саломон-де-Саломон. Brosse. В том же году он принял участие в реконструкции замка Берни. Эта реконструкция порадовала канцлера герцога Орлеанского Жана де Шуази , который решил доверить ему строительство замка Баллерой в 1631 году. В этом замке уже есть все особенности стиля мансар, объемы пирамидальные, крыши обрезаны и увенчаны фонарями, а лестница подвешена благодаря высокому мастерству стереотомии. Эта композиция использует план Шато дю Плесси-Бельвиль (1628 г.), который он создал, а также использует ту же систему лестниц из свободного камня, размещенную в центральном павильоне. Кроме того, он создает здесь террасу со стороны двора и со стороны сада, которая открывает замок в сад; эта формула очень часто используется впоследствии. В 1634 году Гастон д’Орлеан решил призвать его создать новый замок Блуа, из которого была завершена только часть (это нынешнее крыло Гастона д’Орлеана), это колоссальный проект, заброшенный в 1638 году при рождении. будущего короля Людовика XIV, потому что Гастон Орлеанский перестал быть наследником престола. Здесь он также использует обрезные крыши и достигает композиции пирамиды. В 1641 году Мансар построил для Рене де Лонгея свой Château de Maisons , который взял на себя многие элементы Château de Balleroy и который действительно установил известность архитектора и который стал настоящей моделью для последующей архитектуры, как указал Жак-Франсуа Блондель в своей Cours d’Architecture (1771). Слава архитектора также основана на затратах на строительство, которые он вызывает, на самом деле он без колебаний разрушает то, что он считает плохо построенным, чтобы восстановить его, поэтому, построив крыло Замка Домов, он разрушил его и перестроен для получения удовлетворительного результата. Арест Рене де Лонгея остановил работы, которые возобновились в 1658 году. Наконец, хотя его постройки были очень оценены, участок Валь-де-Грас , переданный ему в 1645 году, был передан и передан Жаку Лемерсье. из-за затрат, связанных с его требованием.

Конец жизни

Мемориальная доска на улице Пайен № 5 .

После смерти от болезни на улице Пайен, 5 в Париже, где он всегда жил, Франсуа Мансар был похоронен в Сен-Поле.

Он не был женат и не имел детей.

Мансардные окна

Проект планировки мансарды обязательно включает в себя установку окон или балконов.

Обычно мансардные окна имеют меньший по сравнению с классическими окнами размер и оснащены специальным поворотным механизмом.

Если площадь мансарды позволяет, часть кровли срезают и оборудуют в чердачной комнате миниатюрный балкон.

Если у дома есть фронтон, его можно задвинуть внутрь помещения и организовать небольшую террасу. Очень эффектно выглядит терраса с большой панорамной дверью.

Поскольку мансардные окна имеют небольшой размер, уравновесить их помогут длинные светлые занавески, а недостаток солнечного света придется компенсировать искусственным освещением и светлыми тонами в оформлении стен и обивке мебели.

Идентификация

Мансардные крыши на бульваре Осман в Париже, построенные во времена Второй Французской империи .

Две отличительные черты мансардной крыши — крутые стороны и двоякий скат — иногда приводят к тому, что ее путают с кровлями других типов. Поскольку верхний скат мансардной крыши редко виден с земли, обычную одноплоскостную крышу с крутыми стенками можно ошибочно принять за мансардную крышу. Вальмовой стиль крыши, часто видели в сараях в Северной Америке , является близким родственником из мансарды. Как мансардные, так и двускатные крыши подпадают под общую классификацию «бордюрных крыш» (скатная крыша, которая отходит от конька в двух последовательных плоскостях). Однако мансарда — это бордюрная вальмовая крыша со скатами со всех сторон здания, а гамбрель — бордюрная двускатная крыша со скатами только с двух сторон. ( Бордюр представляет собой горизонтальный тяжелый брус прямо под пересечением двух поверхностей крыши.) Существенное различие между ними для снеговой нагрузки и отвода воды состоит в том, что, если смотреть сверху, крыши с гамбрелом завершаются длинной складкой на основная коньковая балка, а мансардные крыши образуют складку прямоугольной формы, очерченную бордюрными балками, с пологой крышей внутри этого прямоугольника.

Французская крыша часто используется как синоним мансарды, но также определяется как американская разновидность мансарды с почти вертикальными нижними скатами и более крупными по сравнению с верхними.

Во Франции и Германии не делают различия между гамбелями и мансардами — их называют «мансардами». Во французском языке, Mansarde может быть термином для стиля крыши, или для мансарды жилой площади, или чердака , непосредственно в нем.

Схема поперечного сечения мансардной крыши с деревянным каркасом; каждая из его четырех граней имеет одинаковый профиль.

Просто – не значит скучно

Воплотить парижский стиль в интерьере легко и сложно.

Легко, потому что выбор отделочных материалов не ограничен жесткими рамками, главное – применять, испытанные временем классические приёмы.

К таковым относятся молдинги, карнизы, не очень пышная лепнина на потолке, для создания которой вполне допустимо использовать не только гипс, но и полиуретан.Паркет можно заменить ламинатом «под дерево» либо иной его имитацией. Напольное покрытие, однако, нужно уложить традиционным для здешних квартир способом, то есть французской ёлочкой.

Из разнообразия обивочных тканей парижане выделяют особо традиционные и натуральные: бархат, кожа, шерсть, лён или хлопок. Не редкость также кружева – их можно заметить даже в холостяцких, мужских апартаментах. Текстуры тканей часто чередуются: бархат уступает место шёлку, а матовые поверхности блестящим.

Улица Малле-Стивенса в Париже

Была полностью застроена Малле-Стивенсом и названа его именем при жизни. Вот что он писал о своём проекте:

Торговля здесь запрещена. Улица предназначена исключительно для проживания и отдыха. Это место, где жильцы смогут найти настоящий покой, вдали от движения и шума. И весь её внешний облик должен вызывать безмятежность.

Робер Малле-Стивенс

Малле-Стивенс построил несколько домов — все они уникальны, но составляют единое целое. В каждом здании проявились главные принципы архитектуры Малле-Стивенса:

  • Нет чёткой этажности. Вместо этого сочетание геометрических объёмов.
  • Многоуровневость. Использованы выступы, лестницы, углубления, террасы.
  • Смещение объёмов. За счёт этого можно было лучше распределить внутреннее освещение и обеспечить вентиляцию.
  • Гладкие поверхности. Это подчёркивало архитектурные объёмы, из которых Малле-Стивенс «собирал» здание.

Ул. Малле-Стивенса. Фотография 1927 года. Марк Вокс / Центр Жоржа Помпиду / Библиотека Кандинского / фонд Малле-Стивенса

По замыслу Малле-Стивенса, вдоль проезжей части расположились тротуары с широкими клумбами-газонами. Они не отгорожены от домов, а естественно примыкают к ним. Кроме того, у домов были посажены деревья. Таким образом, все дома как будто располагаются в одном большом саду.

Современный вид ул. Малле-Стивенса. Фото: Fred Romero / Wikimedia Commons

Каркас зданий выполнен из железобетона, а внутренние стены-перегородки — из пустотелого кирпича. Малле-Стивенс сравнивал этот метод с конструкцией зонтика: его каркас сделан из металла, который скрепляет шёлк.

В домах были современные удобства: центральное отопление, межкомнатная телефонная связь, сирены охранной сигнализации.

На улице располагалось несколько домов. Самые примечательные — дом мадам Райфенберг, дом-мастерская скульпторов Мартель и дом Малле-Стивенса.

Дом мадам Райфенберг. Он состоит из четырёх этажей, подвала и террасы. Внешний облик складывается из геометрических блоков со смещением объёмов и выступами.

Дом мадам Райфенберг — первая постройка на ул. Малле-Стивенса, 4–6. Фото 1926 года. Фото: urbipedia.org
Решётка в вестибюле изготовлена Жаном Пруве. Фото: Национальный музей современного искусства / Центр Жоржа Помпиду / Библиотека Кандинского

Дом-мастерская скульпторов Мартель. В нём расположились мастерская — выходит на нас углом, с большим остеклением, над ней общая терраса — и три квартиры.

Дом братьев Мартель. Фотография 1927 года. Фото: Thérèse Bonney / Smithsonian Libraries and Archives
Терраса и лестничный объём с крышей-плитой. Фото: Thérèse Bonney / Smithsonian Libraries and Archives
Фото: Thérèse Bonney / Smithsonian Libraries and Archives
Столовая. Фото: Thérèse Bonney / Smithsonian Libraries and Archives

Дом Малле-Стивенса. Некоторые элементы напоминают облик океанских лайнеров. В двадцатые и особенно в тридцатые годы, архитекторы вдохновлялись их эстетикой. В доме Малле-Стивенса это заметно по круглому окну-иллюминатору и закруглённому углу террасы, напоминающему палубу. На первом этаже находилось агентство архитектора.

Монмартр (Montmartre)

В течение веков на этом месте находилась обычная деревенька, ощетинившаяся лесом ветряных мельниц, обеспечивавших столицу мукой. В XIX в. ее живописное очарование и низкая квартплата привлекли художников, писателей и музыкантов. Их переселение ознаменовалось открытием оживленных баров, бойких кабаре и неопрятных борделей, необходимых условий существования «богемной жизни» (la vie de bohème).

Расцвет Монмартра пришелся на конец XIX — начало ХХ в., когда Пикассо жил в «Ле-Бато-Лавуар» (Le Bateau Lavoir), а Утрилло заходил выпить абсент в заведении «У Шустрого Кролика» (Au Lapin Agile — «О Лапан Ажиль»), оба пункта включены в прогулку. Туристы появились тут в период Первой мировой войны, а сегодня они толпами поднимаются на Бютт, собираясь там, где ранее была центральная площадь деревни — плас дю-Тертр, а также вокруг церкви Сакре-Кёр, несмотря на многие годы эксплуатации, остающейся мощным символом города. Отсюда начинался когда-то Монмартр, печально знаменитый районом Пигаль, однако полный и других маленьких площадей, извилистых улочек, старых кладбищ, и все это придало бывшей деревне особый шарм и неповторимую атмосферу.

Преимущества

Мансардный стиль максимально использует внутреннее пространство мансарды и предлагает простой способ добавить один или несколько этажей к существующему (или новому) зданию без обязательной кладки . Часто декоративный потенциал мансарды используется за счет использования выпуклой или вогнутой кривизны и сложной конструкции мансардных окон.

Одно из часто встречающихся объяснений популярности мансардного стиля заключается в том, что он служил методом ухода от налогов . Один из таких примеров этого утверждения из книги 1914 года « Как сделать деревню» гласит: «Говорят, что мсье Мансар обошел бессмысленный налог на окна во Франции, приспособив крышу с окнами, которая носит его имя». Это во многих отношениях невероятно: Мансар расточал деньги своих клиентов, и хотя французский налог на окна действительно существовал, он был введен в 1798 году, через 132 года после смерти Мансара, и не освобождал мансардные окна.

Более поздние примеры показывают, что французские или американские здания облагались налогом в зависимости от их высоты (или этажности) до основания крыши или что мансарды использовались для обхода ограничений по зонированию . Последнее объяснение наиболее близко к истине: с 1783 года действовал парижский закон, ограничивающий высоту зданий до 20 метров (65 футов). Высота измерялась только до линии карниза , поэтому любое жилое пространство, содержащееся в мансардной крыше, не подлежало обложению. Пересмотр закона 1902 года позволил построить под такой крышей три или даже четыре этажа.

Почему художников селили в мансарды

  • Много света

Один из главных вопросов для художника — хорошее и равномерное освещение. Лучшим для работы считается естественное освещение. Для живописцев Ленинграда это был особенно актуальный вопрос, так как из-за климатических условий в городе мало солнечных дней. Между тем в мансардах света всегда много благодаря встроенным в крышу окнам. Кроме того, здесь более длинный, чем на нижних этажах световой день.

Вид из окна

Из окон помещений на мансардных этажах художники могли часами смотреть, как меняется цвет неба и как оно отражается в мокрых крышах домов. Кроме того, отсюда открывался потрясающий вид на архитектурные и исторические памятники Питера. Особенно повезло в этом плане художникам, которых селили в мансарды домов Петроградской стороны: из окон они могли любоваться на Васильевский остров и весь центр города.

Меньше требований, чем к жилью

Поскольку мансарды художникам в Ленинграде во времена СССР сдавались именно как мастерские, т. е. нежилые помещения, властям можно было не заботиться о создании в них удобств. Вот почему в мастерских под крышей не редкостью было отсутствие горячей воды и вообще водопровода, туалета, отопления, лифта. Но художники мирились с неудобствами и были благодарны судьбе, которая давала им возможность работать в искусстве и не тратить время на поиск рабочего помещения.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий