Станция метро «Площадь Ленина»
Рекомендовать место
4
2
Станция «Площадь Ленина» находится на Кировско-Выборгской линии метрополитена Санкт-Петербурга, между «Выборгской» и «Чернышевской». Открытие станции состоялось в 1958 году. Свое название она получила благодаря расположению первого наземного вестибюля у одноименной площади.
Первый вестибюль размещается в здании Финляндского вокзала. Станция оформлена на тему возвращения Владимира Ленина в 1917 году в Петроград из Финляндии. На стене кассового зала установлено мозаичное панно с изображением выступления Ленина 3 апреля перед солдатами и рабочими Петрограда. Вестибюль украшен оригинальными светильниками.
Второй выход в город ведет в сквер на Боткинской улице. Вестибюль имеет круглую форму, на фасаде — большие окна-витрины. На станциях «Площадь Ленина» и «Чернышевская» установлены самые высокие эскалаторы в мире: с подъёмом в 65,8 метра, длиной наклонной части в 131,6 метра, 755 ступенями и петлей каждого поручня в 290 метров.
«Площадь Ленина» является пилонной станцией глубокого (в 71 метр) заложения. Стоит отметить, что она продолжительный период времени соединяла одной линией метро все петербургские железнодорожные вокзалы.
Интерьер
Во избежание пожара, все перекрытия были выполнены из металла. А благодаря стенам из песчаника в помещениях здания всегда было тепло. Фасад был выполнен в классическом стиле, а вот внутренне убранство отошло от тогдашних традиций. Архитектор Мариинского дворца в Санкт-Петербурге сделал второй в России ансамбль интерьеров, знаменующий переход от классицизма к эклектике. Первым было здание Зимнего дворца.
Парадные анфилады были выполнены в форме позднего классицизма. Главная лестница располагалась слева от вестибюля, а не перпендикулярно главному фасаду, как в других дворцах. Это решение позволило уменьшить потери тепла. На втором этаже было расположено две анфилады, перпендикулярные друг другу. На месте их пересечения была организована зала-ротонда. За ней следовал Помпейский зал, окруженный овальной столовой и гостиной. После Помпейского зала шел Зимний сад, который являлся завершением центральной анфилады. По центру Зимнего сада был установлен фонтан с 8-метровой струей. Слева от Ротонды был расположен Танцевальный (Концертный) зал. Его окна выходили на внутренний двор. Библиотека и Помпейская галерея примыкали к центральной анфиладе.
В правом крыле постройки были расположены жилые покои. Комнаты Марии Николаевны располагались в таком порядке: приемная зала, гостиная (кабинет), спальня, будуар, туалетная, угловой (овальный) кабинет. Также в первом крыле был пандус. С его помощью хозяева могли попасть на любой этаж. Благодаря всевозможным растениям, украшающим наклонный проход, он напоминал горную тропу. Прогулки по пандусу благоприятно влияли на здоровье хозяев дворца. Согласно наиболее распространенной версии, строительство пандуса было вызвано болезнью ног Марии. По этому проходу она могла передвигаться на коляске.
Супруг Марии жил в комнатах с видом на Исаакиевскую площадь. В его распоряжении были: парадная приемная, гостиная, бильярдная, кабинет и турецкий кабинет. Специально для него на первом этаже сделали капеллу с витражом, привезенным с его родины – города Мюнхена. По окончании строительства Мариинский дворец (Санкт-Петербург) открыли для свободного посещения, что было весьма необычным явлением для того времени. На аттиковом этаже расположилась церковь Николая Чудотворца. Это объясняет укрупненный аттик.
На первом этаже дворца располагались детские комнаты и комнаты воспитателей. Самой крупной комнатой здания стал рекреационный зал, который был приспособлен для активных игр и занятий спортом. Придворные проживали на верхнем этаже и двух флигелях – Офицерском и Гофмейстерском.
Герцог Максимилиан ушел из жизни в 1852 году, а его супруга прожила до 1876 года. До самой смерти Мариинский дворец (Санкт-Петербург) был ее основным жилищем. После смерти Марии дворец перешел по наследству ее детям. Позже, из-за долгов, Георгий и Евгений Лейхтенбергские решили продать его.
Летний сад
Самый известный, самый первый сад Санкт-Петербурга. Вообще, садом это место было ещё даже до основания города. Пётр I основал свою резиденцию на месте усадьбы шведского майора Конау. Такая достопримечательность просто обязана быть в нашем списке.
При Петре I Летний сад был главной развлекательной площадкой для петербургской знати. Фонтаны и импортированная из Западной Европы классическая скульптура ярко демонстрировали технические и культурные преобразования в стране.
Главная достопримечательность Летнего сада – Летний дворец Петра I. Это бывшая резиденция первого российского императора, давно уже функционирующая как музей.
Особо также следует отметить классическую северную ограду Летнего сада, работы архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Существует легенда об одном иностранце, который только подплыл на своём корабле к этой ограде и сразу решил возвращаться обратно под предлогом «Ничего более красивого я и так уже не увижу».
Софийская улица
Хельсинки — Софийская улица
Но нужно обязательно вернуться чуточку назад и свернуть на крохотную Софийскую улицу, которая уже сама по себе музей. Из блистательного великолепия парадных зданий Сенатской площади мы словно попадаем на сотню лет назад.
Отреставрированная к 450-летию Хельсинки, она является образцом уличной застройки старого Хельсинки.
Брусчатка, водяная колонка, забавная зеленая будка с работающим телефоном и таблички с названием на трех языках: шведском, русском и финском.
Софийская улица — знак
Одно только «но». Не было «тогда» табличек с финскими названиями. Знать говорила по-шведски, чиновники – по-русски. Финский же язык долго оставался языком крестьян и простолюдинов.
Но это все мелочи, и историческая справедливость меркнет в сравнении с воздухом старины, которым пропитана атмосфера Софийской улицы.
А теперь развернитесь и медленно идите назад. Насладитесь потрясающим зрелищем, как в тесноту и тень крохотной улочки заплывает белоснежная глыба Кафедрального собора.
Величественный храм
Главное место занимает Исаакиевский собор, возведенный по проекту Монферрана. Строительство и отделка великолепного храма длились с 1818 по 1858 годы. Масштабы этого творения и его богатое внутренне и внешнее убранство поражают современников. Храм вмещает 13 тысяч человек. Для его постройки использовались сорок три разновидности минералов.
Внутренняя отделка изобилует мозаичными и живописными полотнами знаменитых художников девятнадцатого века. Наружная отделка включает в себя скульптурные композиции, от созерцания которых захватывает дух. На главном куполе храма оборудована смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама на самые знаменитые исторические места города.
Исаакиевский мост
Исаакиевский наплавной мост — это первый и единственный мост через Неву, разбиравшийся в зимнее время. Он соединял Васильевский остров с Адмиралтейским. Название моста происходит от Исаакиевской церкви, которая находилась на месте памятника Петру I. Такие мосты также называли плашкоутными, плашкоут — небольшое грузовое судно, которое использовали, как опору для наплавного моста.
Интересно, что основатель Санкт-Петербурга был против мостов, переправа между островами города осуществлялась водным транспортом, преимущественно на лодках. Мосты в городе разрешалось возводить только в случае крайней необходимости. По мнению Петра I мосты мешали судоходству, частые наводнения и штормы могли повредить их, а самое главное — император воспринимал Петербург, как Северный Амстердам, и приучал горожан перемещаться на судах.
Первый мост был построен после смерти Петра в 1727 году. Постоянные мосты в Петербурге начали строить только в середине XIX века. В 1850 году Исаакиевский мост передвинули выше по течению реки — на место существующего сейчас Дворцового моста. На старое место он был передвинут в 1912 году из-за строительства постоянного Дворцового моста. Исаакиевский мост освещался керосиновыми фонарями, от чего и сгорел дотла в 1916 году, больше не восстанавливался.
Рядом со зданием Сената на набережной Невы сохранились гранитные ступени, куда весной после ледохода подводился мост. Такие же ступени сохранились на противоположном берегу Невы — перед дворцом князя Александра Меншикова
Скульптура внутреннего убранства
Три алтаря утроены внутри Исаакиевского собора: основной во имя небесного покровителя Петра Великого — Исаакия Далматского. В День этого святого — 30 мая родился государь. В этот день император издал указ на постройку первого Исаакиевского собора. Поэтому своим именем он обязан преподобному Исаакию. Понятно, что в честь него же внутри устроили главный алтарь. Другой алтарь с левой стороны посвящён Великомученице Екатерине, 3-ий справа — князю Александру Невскому.
Аналогично “блистают” вокруг работы Витали. К середине 19-го века скульптор и его помощники Роберт Карлович Залеман и Василий Васильевич Беляев закончили оформление сводов. Их величайшее мастерство прослеживается в творениях на сводах, также в барабане купола и на иконостасах, в скульптурах апостолов, пророков, ангелов.
Выполненные художественно красиво и по-библейски верно фигуры учеников Христа с дюжиной ангелов не перестают приятно поражать посетителей. Пилястры над ангелами придают всему ансамблю воздушность и целостность.
Все статуи изображены в развитии, что делает композицию динамичной и натуралистичной. Ощущается воздействие со стороны итальянского барокко 18 столетия.
Важнейшую роль, как снаружи, так и внутри играют большие двери, оформление которых принадлежит “золотым рукам” Джованни Витали. На них отображены главные вехи развития Церкви Христа — основная троица веков:
- Апостольского (во время проповедования Святого Евангелия учениками Христа и утверждения первых Церквей во имя Иисуса Христа);
- Вселенских Учителей, Мучеников и Святителей;
- Святых Российской Церкви.
Над внутренними интерьерами трудились скульпторы помимо Ивана Петровича Витали, так же как и над наружными, Петр Карлович Клодт и Николай Степанович Пименов.
Примером идеальной гармонии в скульптурном, архитектурном и художественном искусствах является барабан главного купола. Его оформляли в сланых традициях ренессанса.
С восхитительной живописью и мозаикой в убранстве иконостасов идеально сочетается великолепно созданная и подобранная скульптура, что не может не вызвать восторг. Малые иконостасы увенчаны работами Пименова «Воскресение» и «Преображение», превосходно сочетающиеся друг с другом.
Для Исаакия изготовили новую гробницу по подобию гробницы Храма Спаса-на-Сенной. В целом, свыше трёхсот пятидесяти изваяний, созданных с большим энтузиазмом, душевным накалом и мастерством выдающимися скульпторами, украшают ныне храм во имя Исаакия Далматского. Его уникальнейшая монументально-декоративная скульптура представляет огромнейшую ценность для современников и всех будущих поколений.
Интерьеры храма
Исаакиевский собор – единственный собор, в отделке которого использовано много природного цветного камня. Камнерезные работы выполнены с величайшим мастерством. Стены и пол выложены плитами из русского, французского, итальянского мрамора. Стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. При отделке использовано 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, 400 кг золота, 1000 тонн бронзы.
Собор изнутри расписывали маслом, но высокая влажность мешала работе. Масляную роспись заменили мозаичными панно из смальты. Живописные и мозаичные картины лучших художников, посвященные библейским и евангельским сюжетам, украсили храм. Коллекция состоит из 103 стенных росписей и 52 картин на холсте, созданных русскими мастерами: Огюст Монферран был против привлечения к работе иностранных художников.
Над северными дверями – роспись «Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч голодающих». Главный купол украшен росписью «Богоматерь во славе» работы Карла Павловича Брюллова.
Сюжет росписи площадью 816 квадратных метров – молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рядом с ними – святые покровители дома Романовых. Композицию плафона венчает посеребренная скульптура голубя – символа Святого Духа. Под куполом на стальном тросе на 80-метровой высоте парит полутораметровая фигура голубя.
Карл Брюллов, расписывавший купол, поплатился жизнью. Во время работы на лесах простудился, заболел – лечение за границей не помогло, художник умер.
Восхищает мастерство мозаичистов: издали мозаика смотрится, как живопись, структура полотна видна лишь вблизи. 62 мозаики украшают храм, в том числе:
- Тайная вечеря;
- Бичевание;
- Поцелуй Иуды;
- Несение креста.
Иконы
Иконы расположены в богато орнаментированных мраморных рамах в 20 нишах. Под ними – на бордовом мраморе поясняющие надписи золоченой бронзой. Работа профессора Флорентийской академии художеств Чезаре Муссони «Крещение Господа», В. Сазонова «Блудный сын» и «Милосердие самарянина», работы кисти К. Штейбена «Святые праведные Иоаким и Анна», «Распятие».
Кисти известного художника Т.А.Неффа принадлежат полотна:
- Рождение Богоматери;
- Сошествие Святого Духа на апостолов;
- Вознесенье Господне;
- Введение Богоматери в храм;
- Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня;
- Иисус посылает свой образ Авгарию;
- Покров Пресвятой Богородицы.
Стены и окна
Стены, из плоскости которых выступали 12 статуй ангелов, облицованы белым мрамором. Все скульптуры в храме выполнены из меди. Через высокие арочные окна в собор льется умиротворяющий свет, отражаясь в меди, играет, создавая торжественную и праздничную обстановку.
Между фигурами ангелов – живописное изображение 12 апостолов кисти художника Басина. Окно главного алтаря украшено изготовленным в Германии витражом воскресшего Спасителя.
Витраж – нетипичный элемент русской церковной архитектуры. Во время богослужений, когда открываются царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Торжественность и трепет явлению придавало освещение витража газовыми горелками: на фоне языков пламени фигура Иисуса Христа оживала.
Алтарь и иконостас
В храме три алтаря. Главный посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой великомученице Екатерине, левый – святому благоверному князю Александру Невскому. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен колоннами из уральского малахита в стиле русской мозаики.
Царские врата украшены двумя колоннами из афганского лазурита и скульптурной группой «Христос во славе». В таком количестве лазурит не использован нигде в мире. В храме установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.
Дворцовая Площадь
Дворцовая площадь – главная площадь и сердце Санкт-Петербурга, которая является местом отдыха и проведения различных праздников и мероприятий, а в канун Нового года на площади устанавливают главную ёлку города.
История данного места, как зарождение площади, берет начало совместно с появлением Зимнего дворца. Когда в 1754 году, по заказу императрицы Елизаветы Петровны, архитектором Франческо Бартоломео Растрелли был спланирован не только облик самого дворца, но также и возникла идея упорядочить пространство перед дворцом, тем самым создав площадь. Подробнее о Дворцовой площади…
– Зимний дворец – бывшая императорская резиденция и яркий памятник стиля барокко.
Нынешнее здание Зимнего дворца было возведено в 1754-1762 годах. На протяжении более 150-ти лет дворец являлся главной парадной императорской резиденцией России.
Сегодня Зимний дворец представляет собой выдающийся архитектурный памятник, а в его стенах размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа. Подробнее о Зимнем дворце (Эрмитаже)…
– Александровская колонна, которая украшает центр Дворцовой площади и является легендарным памятником и одним из негласных символов Петербурга.
Колонна была сооружена в период с 1829 по 1834 годы, по указу императора Николая I, в память о его старшем брате Александре I одержавшем победу над Наполеоном.
Автором проекта стал известный архитектор французского происхождения Огюст Монферран.
Колонна установлена на большом постаменте-монолите, на котором укреплены барельефные плиты. Барельефы в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии.
Сама колонна состоит из тесаного цельного монолита и имеет высоту 25,6 метров. На самом верху колонны находится фигура ангела с крестом. Подробнее об Александровской колонне…
– здание Главного штаба, состоящее из двух корпусов, соединенных триумфальной аркой, увенчанной колесницей победы.
Здание было возведено с 1819 по 1829 годы, при участии архитектора Карла Ивановича Росси и скульпторов С.С. Пименова и В.И. Демут-Малиновского.
В западной части здания Главного штаба ныне находится командование Западного военного округа России. В восточной же части находятся коллекции Государственного Эрмитажа.
Центральную часть здания Главного штаба образует арка Главного штаба, которая является отдельным символическим архитектурным объектом. Арка была построена в 1826 году как главный монумент, посвященный Отечественной войне 1812 года. Архитектором арки был Карл Росси. Подробнее о здании и арки Главного штаба…
Интересные факты:
Впервые название Исаакиевская площадь было применено к территории современной Сенатской площади после строительства там одноименной церкви, а участок возле реки Мойки с торговыми рядами именовался Торговой площадью. В 1793 году, после строительства Исаакиевского собора на нынешнем месте, территория между Конногвардейским бульваром и Мойкой стала именоваться Исаакиевской площадью. Однако, в 1849 году после возведения Мариинского дворца эта площадь получила новое название — Мариинская площадь. В 1871 году Мариинская площадь в честь конного памятника Николаю I была переименована в Николаевскую. После революции, в 1923 году, она была опять переименована в Площадь Воровского. И только в 1944 году, на волне возвращения исторических названий, площадь снова стала именоваться Исаакиевской.
Синий мост через реку Мойку имеет самую большую в городе ширину — 97 метров, по сути являясь частью Исаакиевской площади.
Поскольку все здания вокруг площади строились примерно в одно время, в середине XIX — начале XX веков, Исаакиевская площадь имеет органичный вид единого архитектурного ансамбля. Самое старое здание на площади — дом Мятлевых, самое новое — здание Германского посольства. Однако главная доминанта площади — это величественный Исаакиевский собор.
Окончательно свой парадный вид площадь приобрела с окончанием отделки Исаакиевского собора во второй половине XIX века, когда убрали строительные бараки, территорию замостили булыжником и разбили Исаакиевский сквер.
В 1859 году на Исаакиевской площади был установлен конный памятник Николаю I.
Благодаря своему единому композиционному стилю площадь часто становилась объектом изображения для многих художников.
В 1907 году через площадь была проложена первая в городе трамвайная линия, идущая от Александровского сада. Площадь, вообще, издревле была важным транспортным узлом, на ней даже появилась одна из первых в Санкт-Петербурге стоянок для частных извозчиков.
Во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны в клумбах сквера перед Исаакиевским собором горожане выращивали овощи.
Сегодня во время городских праздников на Исаакиевской площади устраивается концерт, а зимой ставится декоративная карусель. Кроме того, площадь часто становится местом проведения народных собраний.
Отличный панорамный вид Исаакиевской площади открывается с обзорной площадки Исаакиевского собора.
В Мариинском дворце сейчас заседает Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Петербургская Исаакиевская площадь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь. | |
Исаакиевская площадь на карте: Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт | Как добраться: Территория возле Исаакиевского собора, ограниченная Адмиралтейским проспектом, Набережной реки Мойки и Вознесенским проспектом. Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская». Наземный транспорт — остановки «Исаакиевская площадь», «Адмиралтейский проспект», «Малая Морская улица». |
Предшественники современного храма
Назван храм в честь византийского монаха, жившего в IV веке н.э. – Исаакия Далматского, почитаемого церковью за дар предвидения. День его памяти, 30 мая, совпадает с днем рождения Петра Великого, который почитал святого небесным покровителем.
Первая церковь
По указанию императора для 10 тысяч человек, работающих на Адмиралтейских верфях, к 1710 году соорудили деревянную церковь. На Адмиралтейском лугу под храм приспособили чертежный амбар – одноэтажное деревянное здание, на крыше которого возвели колокольню со шпилем и маленьким куполом с крестом.
Для обустройства храма в честь почитаемого святого царь пожертвовал личные иконы, и с 1710 года велись службы. 19 февраля (1 марта) 1712 года в наспех построенной и пропитанной корабельной смолой церкви при залпах с бастионов Петропавловской крепости Петр I обвенчался с женой Мартой Скавронской (Екатериной Алексеевной – Екатериной I). Церковь, оказавшуюся тесной для развивающегося города, вскоре разобрали.
Вторая церковь
Каменную постройку начали в 1817 году в 20 метрах от берега Невы. Петр лично заложил первый камень нового собора. Строили церковь в стиле «петровского барокко» по проекту знаменитого зодчего петровской эпохи Георга Маттарнови.
Штукатурные фасады без декора, окна с ямбургским стеклом, сводчатые кирпичные перекрытия и восьмигранный купол, а также стройная колокольня с часами-курантами – все сближало церковь с Петропавловским собором. Лукообразный шпиль с флюгером – позолоченным ангелом, держащим крест, дополнял сходство.
Возведение завершилось через 10 лет. Архитекторы менялись, работы приостанавливались. Богослужения в новом храме, несмотря на недоделки, начались в 1722 году. В 1723 году по указу Петра в храме торжественно принимали присягу чины адмиралтейства и флота.
До окончания строительства Петр Великий не дожил. Фундамент церкви размывался Невой, дорогостоящие ремонты вынудили городской Сенат искать новое место для храма, признав предыдущее неудачным.
Третья церковь
Третий собор решили строить подальше от коварной Невы. Место для храма утвердила императрица Екатерина II. Строительство доверили архитектору императорского двора Антонио Ринальди, который разработал проект пятикупольного храма сложной конструкции, облицованного мрамором. Собор заложили 8 августа 1768 года, но строительство остановилось. Императрица умерла, а придворный архитектор отбыл на родину.
Достраивали храм при Павле I. Проект в корне изменили: на роскошном мраморном основании, построенном Ринальди, соорудили надстройку из кирпича с одной главкой. Убогое сооружение выглядело нелепо и не соответствовало статусу города. В 1802 году собор освятили, но всем было ясно, что храм не украшает Петербург.
Достопримечательности Сенатской площади
Сенатская площадь расположена в исторической части Санкт-Петербурга. С одной стороны имеет широкий выход к Неве, с трех других ограничена историческими постройками. Завершающий штрих этого архитектурного ансамбля — памятник Петру I, или «Медный всадник».
Здание Адмиралтейства
Адмиралтейство — первая кораблестроительная верфь Российской империи на Балтике. Это строгое здание в стиле классицизм, фасады которого обильно украшены барельефами на морскую тематику.
Вертикальной доминантой строения выступает шпиль, увенчанный фигурой корабля. Уже много лет он считается символом Санкт-Петербурга наравне со скульптурой «Медный всадник» на Сенатской площади.
За годы существования здание Адмиралтейства неоднократно перестраивалось и меняло свое назначение.
Сначала это была верфь со множеством мастерских, кузницей, складом корабельных моделей и чертежей. В начале XIX века здание реконструировали и поделили на два корпуса — административный и ремесленный, с мастерскими. В 30-е годы XX века в Адмиралтействе временно располагалась лаборатория по разработке ракетных двигателей.
С 2012 года историческое здание занимает Главное командование ВМФ РФ.
Здания Сената и Синода
Здания Сената и Синода ограничивают Сенатскую площадь с восточной стороны. Соединены массивной триумфальной аркой, поэтому часто воспринимаются как единое целое.
Выдержаны в стиле позднего классицизма фасады украшают ряды белоснежных колонн, скульптуры, многочисленные барельефы и горельефы.
Одно здание с 2008 года занимает Конституционный суд РФ, который «переехал» туда из Москвы, второе — Президентская библиотека им. Ельцина Б. Н.
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор ограничивает Сенатскую площадь с южной стороны. Монументальный и конструктивно сложный он является одной из вертикальных доминант города. Входит в число самых крупных купольных строений в мире, его высота — 101,5 м, ширина — около 98 м, длина — 111,2 м.
Первый Исаакиевский собор освятили в 1707 году. Это была скромная деревянная постройка, которую раньше занимал чертежный амбар Адмиралтейства. Через 10 лет был заложен каменный собор, который затем два раза перестраивался и кардинально менял свой облик. На реализацию последнего проекта понадобилось 40 лет!
Современный Исаакиевский собор — симбиоз классицизма, античности и эклектики. В плане представляет собой вытянутый прямоугольник. Центральная часть имеет форму квадрата, который слегка выдается за пределы основного контура.
Внимание притягивает массивный цилиндрический барабан, оформленный колоннадой и увенчанный золоченым куполом. По углам собора расположены 4 колокольни. Фасады украшены портиками с гранитными колоннами, каждая из которых весит 114 т
Фасады украшены портиками с гранитными колоннами, каждая из которых весит 114 т.
«Медный всадник»
Скульптура, называемая в народе «Медный всадник», — главное украшение Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
На массивном гранитном постаменте установлена конная фигура Петра I. Композиция очень динамичная — конь вздыблен, а у императора в покровительственном жесте вытянута рука и слегка повернута голова. Поза Петра I расслаблена. Он выступает не завоевателем и полководцем, а созидателем и благодетелем.
Автором статуи стал скульптор Э. Фальконе, вот только над эскизом головы работала его ученица Мари-Анн Колло. Именно ее вариант утвердила Екатерина II.
Сооружение памятника заняло два года. Много времени понадобилось на доставку и обработку гранитной глыбы для постамента, чуть не закончилась трагедией отливка статуи. Но несмотря на все трудности «Медный всадник» занял свое место.
Также на Сенатскую площадь выходит Александровский сад, который занимает площадь 9 га. Это прекрасное место для прогулок после осмотра архитектурных достопримечательностей. Здесь установлено много памятников и скамей для отдыха, в теплое время года работает фонтан, а глаз радуют яркие клумбы и пышные кроны деревьев.
История
Формирование Сенатской площади неразрывно связано с созданием Адмиралтейства. Укрепительное сооружение на берегу Невы должно было стать не просто верфью для кораблестроения, но и главным заградительным объектом города. Вокруг здания необходимо было оставить свободное пространство под разнообразные нужды. Так, в 1704 году отделилась часть местности в качестве гласиса, а в 1710 году территорию с западной стороны ограничили доходным домом князя Меншикова. Здание размещалось на углу Английской набережной. В этот же год возвели небольшую деревянную постройку — Исаакиевскую церковь. Ее использовали прихожане Адмиралтейства и местные моряки. Здесь же венчался государь с супругой.
Изначально, Адмиралтейство предполагалось как сооружение, обеспечивающее ограждение города
В 1717 году с южной стороны прорыли Адмиралтейский канал для сплава строительных лесов, древесину переплавляли на остров Новая Голландия. Через 3 года перпендикулярно линии Невы проложили еще один небольшой канал, он проходил вдоль западной границы около здания смольни. Кроме транспортировки грузов, такой ландшафтный проект обеспечивал пожарную безопасность Адмиралтейству. В 1842 году канал осушили, выстроив и на его месте Конногвардейский бульвар.
Конногвардейский бульвар построен на месте канала, проходящего перпендикулярно Невы
Когда Екатерина II взошла на престол, здание канцлера Российской империи передали во владение Сената, а территорию вокруг начали называть Сенатской площадью. Соответствующее распоряжение было подписано в 1763 году. В этот же период было построено здание Синода, проектом руководил архитектор Карл Росси. Русский зодчий итальянского происхождения соединил два здания с помощью арки в единый архитектурный объект. Пышно украшенные фасады дополнялись скульптурным сюжетом «Правосудие и Благочестие», что на многие годы стало символом единения церковной епархии и власти.
Здание Синода соединено с Сенатом в один архитектурный ансамбль, и является визитной карточкой Сенатской площади
В 1760 году императрица приказала перенести Исаакиевский собор из-за неустойчивой болотистой почвы. Было принято решение восстановить храм подальше от берега. Строительство проходило под руководством Огюста Монферрана. В 1858 году работы завершили, а архитектурный облик достопримечательности полностью сформировался.
Исаакиевский собор стоит на Сенатской площади с середины 18 века. Его купола хорошо просматриваются с любого уголка площади
В 1782 году на площади установили монумент Петру I. Памятник выражал благодарность и уважение государю, основателю Северной столицы. Молодой император верхом на ретивом коне мчится куда-то вдаль — именно так в истории отпечатался образ Петра.
Монумент Петру I установлен в середине площади в знак благодарности и уважения основателю столицы
По проекту Кваренги в 1807 году на площади выстроили Конногвардейский манеж. В качестве украшений использовались античные скульптуры, статуи Диоскуров с конными упряжками. На сегодняшний день объекты государственного значения используется в качестве выставочного зала для разнообразных мероприятий.
Конногвардейский манеж является основным местом, где проводятся разнообразные выставки и мероприятия
Одно из знаковых событий в истории площади произошло 14 декабря 1825 года. К монументу вышли полки, которые отказались принимать присягу Николаю I. В результате восстания погибли не только декабристы, но и невинные люди.
Восстание декабристов, Сенатская площадь, 14 декабря 1825 года
С 2008 года в Сенате располагается Конституционный суд.
Прямиком за памятником Петру I расположился Конституционный суд