Аварийная посадка на Гудзон

Содержание фильма «Чудо на Гудзоне»:

Американский пилот стал героем после приземления поврежденного самолета на реке Гудзон, спасая пассажиров и экипаж.

15 января 2009 года пилоты US Airways капитан Чесли «Салли» Салленбергер и первый офицер Джефф Скилс садятся на борт рейса 1549. US Airways вылетает из аэропорта Ла-Гуардия в международный аэропорт Шарлотт Дуглас. Через три минуты после начала полета на высоте около 2800 футов (853 м) Airbus A320 врезается в стаю птиц, отключаются оба двигателя. Считая, что они не смогут добраться до ближайших аэропортов (аэропорт Тетерборо является ближайшим), Салли бросает самолет на реке Гудзон. Экипаж и пассажиры эвакуируются. Пресса и общественность приветствуют Салленбургера как героя.

Салли узнает, что предварительные данные ACARS предполагают, что левый двигатель все еще работал на холостом ходу. Теоретически это оставило бы ему достаточно сил, чтобы вернуться в Ла-Гуардию или приземлиться в Тетерборо. Кроме того, Национальный совет по безопасности на транспорте утверждает, что несколько конфиденциальных компьютерных симуляций показывают, что самолет мог благополучно приземлиться в любом аэропорту без двигателей. Салли, однако, настаивает на том, что он потерял оба двигателя, из-за чего ему не хватило времени, скорости или высоты для безопасной посадки в любом аэропорту.

Салли понимает, что Совет считает, что авария могла быть ошибкой пилота , которая положила бы конец его карьере. Он организует повторный запуск моделирования с участием живых пилотов, и результаты передаются на общественное слушание. Оба моделирования приводят к успешным посадкам, по одной в каждом аэропорту. Салли утверждает, что они нереалистичны, потому что пилоты заранее знали о ситуации и могли отработать сценарий несколько раз. Правление признает, что в реальной жизни пилотам потребовалось бы некоторое время, чтобы отреагировать и провести аварийные проверки, прежде чем принять решение об отклонении самолета.

Оба моделирования запускаются повторно и передаются на этот раз с 35-секундной паузой, прежде чем самолет будет отклонен. Смоделированный перелет на LaGuardia заканчивается приземлением самолета незадолго до взлетно-посадочной полосы, а на Teterboro — врезанием в здания перед аэропортом. Правление заключает, что Салленбергер поступил правильно, выбрав лучший из доступных ему вариантов, что в конечном итоге спасло жизни всем на борту.

Экипажу можно поаплодировать

Экипаж самолета «Уральских авиалиний» после того, как возникли проблемы, действовал чётко и грамотно. В итоге, благодаря командиру воздушного судна Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину, все 233  жизни (включая их собственные) были спасены.

Стоит особо отметить, что оба летчика довольно молоды. Дамиру, с отличием окончившему Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, всего 41 год, а Георгию — 23 года. По сравнению с нашими героями экипаж лайнера US Airways был более возрастным: командиру Чесли Б. Салленбергеру, роль которого в фильме исполнил оскароносный Том Хэнкс, в 2009 году было 57 лет, а второму пилоту Джеффри Б. Скайлзу — 49 лет.

По словам эксперта, нашим сегодняшним героям, как и американцам, можно только поаплодировать.

В соцсетях многие люди пишут, что новости о благополучной посадке самолета на кукурузное поле в Жуковском вызвало у них желание сегодня вечером пересмотреть фильм «Чудо на Гудзоне». А вы его уже видели?

Действия пилота

За штурвалом в том рейсе находился Челси Салленберг. Пилоту на тот момент исполнилось 57 лет, это был один из самых опытных лётчиков в авиакомпании. Он смог оценить ситуацию – самолёт падал над большим городом и мог привести не только к гибели пассажиров, но и к сильным разрушениям в городе. Было принято единственно верное решение – сажать лайнер на реку Гудзон.

Конечно же, перед тем Салленберг сообщил о внештатной ситуации диспетчеру аэропорта и запросил аварийную посадку обратно в аэропорт, но было ясно, что до своей воздушной гавани самолёт просто не дотянет. Разрушения двигателя были слишком значительны.

Поиски запасного аэродрома также не дали результатов – чтобы долететь до любого ближайшего пункта, у пилота уже просто не было времени. Использование наземных крупных площадок, способных принять аэробус, также было запрещено в связи с большим риском и для тех, кто был в воздухе, и для тех, кто работал на земле.

Единственным выходом из сложившейся ситуации была посадка на воду. Это был очень рискованный шаг, но других попросту не было.

Действия пилота

Какие действия в этот момент предпринимал пилот и что вообще происходило в его кабине, выяснилось после публикации переговоров, которые вел летчик с диспетчером аэропорта:

  • оценив сложившуюся ситуацию Салли, такое прозвище было дано американскому летчику коллегами по работе, обратился в диспетчерский пункт с просьбой о разрешении вынужденной посадки на взлетно-посадочной полосе. Однако пламя настолько стремительно охватывало аэробус, что стало понятно, возвращаться на аэродром просто не хватит времени;
  • второе решение, которое стали рассматривать диспетчер и летчик – долететь до штата Нью-Джерси, чтобы приземлиться в ближайшей воздушной гавани. Но летчику хватило всего 3-х минут, чтобы понять – самолет не сможет столько времени продержаться в воздухе, о чем он и передал в диспетчерский пункт;
  • на пути самолета виднелась площадка в парке. Размер площадки подходил для приземления аэробуса, местность была полностью открыта. Салли передал, что будет садить воздушное судно именно на эту парковую площадку. Но диспетчер не разрешил садить самолет в этом месте, так как в этой зоне велись обширные ремонтные работы, с использованием габаритной техники;
  • аварийная посадка самолета на воду – только это оставалось пилоту, чтобы попытаться спасти жизнь пассажиров и экипажа.

Именно это решение и было принято героем американской авиации.

Культурные аспекты

  • Приводнение рейса 1549 US Airways на Гудзон показано в 10 сезоне канадского документального телесериала Расследования авиакатастроф в серии Посадка на Гудзон.
  • Также оно показано в американском документальном телесериале от «MSNBC» Почему разбиваются самолёты (англ. Why Planes Crash) в серии Приготовиться к удару (англ. Brace For Impact).
  • Происшествие и последующая речь Чесли Салленбергера в Конгрессе США о проблемах в отрасли авиаперевозок упомянуты в документальном фильме Майкла Мура «Капитализм: История любви».
  • В честь пилота Чесли Салленбергера в 2010 году вышла песня «A Real Hero» группы «Electric Youth».
  • 8 сентября 2016 года на экраны вышел фильм «Чудо на Гудзоне», основанный на данном происшествии. Режиссёр фильма — Клинт Иствуд, исполнитель главной роли (командира рейса 1549 Чесли Салленбергера) — Том Хэнкс.

Как отреагировали на крушение местные жители?

Разумеется, крушение самолета на Гудзон вызвало невероятную панику среди жителей Манхеттена. И это вовсе не удивляет, ведь картина горящего самолета многим напоминает действие террористической организации. Некоторые это происшествие сразу отнесли к деянию арабских террористов, что и повлекло ужасную панику. Но надо отдать должное местным властям, которые быстро и организовано успокоили население, дав гражданам правдивую информацию о случившемся инциденте и полностью опровергнув отношение террористов к крушению аэробуса.

Пассажирам А-320 после падения самолета на Гудзон, осталось только дожидаться спасателей, которые были вызваны наземными службами при оценке сложившейся ситуации. Пилот аэробуса и члены экипажа помогли всем пассажирам покинуть борт и вылезти на крыло воздушного транспорта, чтобы быстрее пересесть на спасательные катера. Медицинская помощь потребовалась лишь для пятерых человек, которые незамедлительно были доставлены в больницу. А своей супруге Лорри, Салли сообщил о происшествии после его завершения. По словам супруги, Салленбергер позвонил и сказал всего две короткие фразы – «В пути произошла авария. Все закончилось благополучно для пассажиров и экипажа».

После реконструкции аэробус уже не поднимался в небо. А-320 стал одним из ценнейших экспонатов музея авиации, который расположен в Шарлотте. Именно этот город был конечным пунктом в тот роковой рейс, поэтому местные власти и решили выкупить легендарный аэробус, чтобы поставить его в музее для обозрения всем желающим и для сохранения памяти об истории.

Экипаж

Самолётом управлял опытный экипаж, его состав был таким:

  • Командир воздушного судна (КВС) — 57-летний Чесли Б. Салленбергер (англ. Chesley В. Sullenberger). Очень опытный пилот, проходил службу в ВВС США, где пилотировал истребитель F-4 Phantom II (с марта 1973 года по февраль 1980 года). Проработал в авиакомпании US Airways 12 лет (с 1997 года), ранее работал в авиакомпании Pacific Southwest Airlines (PSA) (проработал в ней 17 лет; с 25 февраля 1980 года по 1997 год). Управлял самолётами Boeing 737, McDonnell Douglas DC-9 и BAe 146. Налетал 19 663 часа (8930 из них в должности КВС), 4765 из них на Airbus A320. Также является экспертом в области безопасности полётов и имеет сертификат на пилотирование планёров.
  • Второй пилот — 49-летний Джеффри Б. Скайлз (англ. Jeffrey B. Skiles). Очень опытный пилот, проработал в авиакомпании US Airways 22 года и 9 месяцев (с 7 апреля 1986 года). Управлял самолётами Boeing 737 и Fokker 100. Налетал 15 643 часа, 37 из них на Airbus A320 (рейс AWE 1549 был его вторым полётом на Airbus A320). За время планирования самолёта привёл все его системы и механизмы в режим, обеспечивающий герметичность планера самолёта при посадке на воду и последующее долгое пребывание на плаву.

В салоне самолёта работали три стюардессы:

  • Шейла Дайл (англ. Sheila Dail), 57 лет. В US Airways с 1980 года.
  • Дорин Уэлш (англ. Doreen Welsh), 58 лет. В US Airways с 1970 года.
  • Донна Дент (англ. Donna Dent), 51 год. В US Airways с 1982 года.

Сложности предпринятого шага

Основная проблема для пилота заключалась в компоновке крыла аэробуса – его двигатели располагались под крылом, а значит, была очень велика вероятность, что они сразу же погрузятся в воду и увлекут судно на дно. В то же время, у самолётов такой модели имеется хорошая способность к планированию. Задачей пилота стало заставить самолет планировать над поверхностью воды достаточно долго. При этом нос самолёта также не должен был касаться воды.

Кроме того, Гудзон – интенсивно используемая транспортная артерия. Необходимо было избежать столкновения с речными судами. По счастливой случайности, именно в этот момент на реке не было пассажирских судов, что несколько облегчило пилоту задачу.

Конечно же, крушение авиалайнера над Гудзоном вызвало панику среди местных жителей – не часто увидишь посадку горящего самолета на поверхность реки. Но все прошло максимально успешно, никто не пострадал, все пассажиры остались живы. Пилот был награжден за невероятную спасательную операцию, а лайнер заслужил место в музее.

И награда нашла пилота заслуженно. Это не просто была сложная операция — на кону стояли жизни сотен людей. Но проведена она была филигранно.

Жёсткая вода приняла лайнер именно так, как рассчитал Салленберг, что помогло не только остаться в живых людям, но и уберечь от фатальных разрушений сам самолёт. Тогда это казалось просто фантастикой.

Впоследствии, сюжет спасения стал основой для успешной киноленты. На премьере присутствовал и сам исполнитель этой сложной операции, подвиг которого по достоинству оценили и власти города, и руководство авиакомпании.

«Чудо на Гудзоне» стало ещё одним подтверждением того, что мастерство профессионала имеет огромное значение, особенно когда речь идет о спасении жизни. Пассажиры того памятного рейса также неоднократно высказывали благодарность своему пилоту, подарившему каждому из них жизнь во второй раз. Такие ситуации очень важны для понимания возможностей профессионала.

Последствия приводнения

Раненые

В момент приводнения 78 пассажиров получили повреждения различной степени тяжести, не представляющие опасности для жизни. Почти все пострадали от гипотермии. Наиболее серьёзную травму получила стюардесса Дорин Уэлш (глубокая рана ноги). 24 пассажира и 2 спасателя были госпитализированы в местные больницы, но большинство из них в тот же день были отпущены. Ещё 1 пассажир получил повреждения глаз от разлившегося в воде авиатоплива и был вынужден носить очки.

После аварии все пассажиры получили компенсацию за потерянный багаж в размере $ 5000, а те из них, кто смог доказать более крупный размер потери, получили дополнительную компенсацию. Позднее находившиеся на борту в момент аварии дополнительно получили по $ 10 000 за отказ от дальнейших претензий к авиакомпании US Airways.

Повреждения самолёта

Перо канадской казарки, найденное в двигателе №1

В результате посадки, а также спасательных и буксировочных работ планер самолёта получил значительные повреждения. В двигателе №2 (правом) были обнаружены органические останки и птичье перо, двигатель №1 (левый) оторвался от крыла при приводнении и затонул, но 23 января 2009 года он был поднят со дна реки и отправлен на экспертизу.

Хронология событий

Схема полёта рейса 1549

Общий вид Нью-Йорка и реки Гудзон (2008)

Операция по спасению пассажиров и экипажа рейса 1549

Рейс AWE 1549 вылетел из Нью-Йорка в 15:24 EST. Спустя 90 секунд после взлёта (в 15:25:30) речевой самописец зафиксировал замечание КВС относительно попадания птиц. Спустя секунду были зафиксированы звуки ударов и быстрое угасание звука обоих двигателей.

Самолёт до столкновения с казарками успел набрать высоту 975 метров. В 15:27:28 КВС подал сигнал бедствия и сообщил авиадиспетчеру о столкновении самолёта со стаей птиц, в результате которого были выведены из строя оба двигателя. Потеря тяги обоих двигателей была впоследствии подтверждена предварительным анализом записей обоих бортовых самописцев.

Пилотам удалось развернуть лайнер, взлетавший на север, на юг, спланировать над рекой Гудзон, не задев мост Джорджа Вашингтона, и в 15:30:43 EST приводнить рейс AWE 1549 напротив 48-й улицы Манхэттена, при этом не разрушив тяжёлый заправленный самолёт. Окончательно он остановился напротив 42-й улицы. Всего самолёт пробыл в воздухе (с момента взлёта до приводнения) около 7 минут.

После приводнения лайнер остался на поверхности воды, и пассажиры через оба аварийных выхода вышли на обе плоскости крыльев. Все находившиеся на борту 150 пассажиров были спасены паромами и катерами, подошедшими через несколько минут к приводнившемуся самолёту (рядом с местом приводнения находилась одна из паромных переправ между Манхэттеном и Нью-Джерси).

78 человек получили медицинскую помощь по поводу незначительных травм и переохлаждения (температура воды была достаточно низкой, разные СМИ приводили цифры от «около нуля» до порой отрицательной температуры воды).

Падения самолета на Гудзон: расследование крушения

После расследования, которое проводилось американскими СМИ, была воссоздана хроника воздушного крушения:

  1. А-320 стартовал из воздушной гавани Нью-Йорка Ла Гуардиа в 15 часов 26 минут, однако, ему не удалось набрать нужную высоту.
  2. После того как аэробус поднялся на высоту около 800 метров, для этого понадобилось примерно 40—45 секунд, поступило сообщение от пилота. В сообщении было сказано, что воздушный транспорт не смог избежать столкновения с двумя птицами.
  3. Конечно, всем находившимся на борту это стало известно позже, после того как была опубликована хроника расследования. А в момент столкновения люди просто услышали непонятный стук и почувствовали запах гари, который стал проникать в салон.

Все пассажиры устремились к иллюминаторам, и в ужасе обнаружили, что аэробус стал стремительно терять высоту. Многим стало понятно, что причиной потери высоты не является турбулентность, а какая-то чрезвычайная ситуация. Более того, некоторым людям, сидящим ближе всего к хвосту аэробуса, удалось рассмотреть горящие двигатели и черный едкий дым. А тревожное сообщение на табло – «Пристигните ремни», так и продолжало гореть, нагнетая ужас и панику.

Пилоту ничего не оставалось, как принять решение о вынужденной посадке аэробуса, о чем он и объявил пассажирам. Так как аварийная посадка самолета на Гудзон могла быть, мягко говоря, «жесткой», пилот выступил с сообщением, чтобы подготовить пассажиров к возможному сильному удару. Всем было приказано сесть на свои места, выбрав при этом безопасную позу, и пристегнуться ремнями безопасности.

Реальные кадры, снятые очевидцами

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий