Российская авиакомпания СиЛА (Сибирская Легкая Авиация)

Условия открытия авиакомпании, сертификация

Купить самолет может любе частное лицо, предприниматель, организация. Однако использовать его для коммерческих воздушных перевозок можно только при наличии сертификата эксплуатанта (выдает ФАВТ — Федеральное агентство воздушного транспорта). До февраля 2020 года требовалась еще и лицензия. С этой даты Воздушный кодекс не содержит требования о лицензировании, поскольку главным условием получения лицензии выступал сертификат. Фактически это были два дублирующих друг друга документа.

  • Количество ВС должно соответствовать перечисленным выше условиям по количеству машин, нагрузке и графику полетов с наличием резерва.
  • Руководители, занимающиеся подготовкой и допуском экипажей авиакомпании к полетам, обеспечением безопасности должны иметь не менее 5 лет практического стажа в качестве командира ВС и право на выполнение функций пилота-инструктора.
  • Сотрудник, обеспечивающий летную годность самолетов, должен иметь 5-летний стаж в сфере технического обслуживания воздушных судов, знать иностранный язык, на котором составлена эксплуатационная документация к самолетам.
  • Руководитель подразделения по наземному обслуживанию ВС и управлению качеством — 5 лет стажа по специальности.
  • Финансово-экономическое состояние авиакомпании подлежит оценке и заключение должно быть положительным. Соискатель сертификата должен представить бизнес-план с выполнением программы полетов минимум на 1 год, включающий резервное обеспечение на первые 3 месяца работы.
  • Заявитель должен разработать следующие Руководства:
    1. по осуществлению полетов (РПП);
    2. по организации техобслуживания (РОТО);
    3. по порядку наземного обслуживания (РОНО).

Порядок получения авиакомпанией сертификата эксплуатанта включает:

  1. рассмотрение заявления на выдачу документа;
  2. рассмотрение заявки на проведение сертификации;
  3. инспекционная проверка авиапредприятия;
  4. принятие положительного решения о выдаче сертификата.

Структура расходов авиакомпании

Основным критерием оценки эффективности воздушной перевозки для авиакомпаний является себестоимость. Затраты, входящие в состав себестоимости, и ее расчет в гражданской авиации имеют принципиальные особенности. Операционные расходы предприятия за определенный период времени называются эксплуатационными и группируются по отдельным статьям.

Общие затраты авиакомпанииЭксплуатационные расходы
совокупные операционные расходыГСМ

амортизация

отчисления в ремонтный фонд

зарплата летного состава

зарплата бортпроводникам

расходы на техобслуживание

аэропортовые сборы

аэронавигационные сборы

отчисления агентствам

прочие

оплата работы летных экипажей
приобретение топлива
техническое обслуживание и ремонт
сборы, налоги, лизинговые платежи
обслуживание пассажиров
маркетинг и продажи
аренда площадей для стоянки ВС

В качестве примера приведем состав эксплуатационных расходов традиционной авиакомпании, совершающей рейс по маршруту Москва–Санкт-Петербург–Москва на самолете Боинг-737-800 (79 т). Дальность полета 800 км, время 1 час.

Переменные расходы авиакомпанииСборы аэропорта / руб.
– взлет и посадка38 7100
– обеспечение авиационной безопасности16 590
Тариф за коммерческое обслуживание ВС
– обслуживание пассажиров33 600
– пользование аэровокзалом54 400
– предоставление трапа3 300
– доставка пассажиров4 800
– доставка бортпитания5 500
– внутренняя уборка9 900
– обеспечение ГСМ4 420
Стоимость авиакеросина146 900 (2,6 т х 28 000 р)
Аэронавигационные сборы, метеобеспечение8 220
Питание пассажиров и экипажа50 400
Итого в месяц364 565

* Цены приведены ориентировочные, по состоянию на 2015 год.

При совершении 125 рейсов по маршруту в месяц общие затраты составят: 364 565 х 125 = 45 570 625 руб. К ним нужно прибавить общехозяйственные расходы (водоснабжение, теплообеспечение, налоги и так и так далее). В результате сумма выливается примерно в 70 млн рублей.

Стоимость авиатоплива

Расходы на топливо традиционно составляют почти четверть всех расходов авиакомпаний. После 2014 года из-за понижения курса рубля удельный вес на авиационные ГСМ уменьшился примерно до 20 %, поскольку сильно возросли лизинговые платежи за иностранные самолеты, номинированные в долларах.

Динамика цен на авиакеросин по России в 2020 году (данные ФАВТ)

Технологии хеджирования

Колебания цен на нефть, и, следовательно, на авиационное топливо, вынуждают авиакомпании применять технологии хеджирования. Эта стратегия управления рисками используется для снижения или компенсирования колебаний цен на товары. Один из главных ее инструментов — покупка ценных бумаг, стоимость которых движется в противоположном направлении, чем защищаемые активы.

Еще один инструмент снижения рисков — топливный своп. Он предполагает соглашение, обеспечивающее замену «плавающей» рыночной цены на фиксированную стоимость в течение определенных периодов времени. Кроме того, для защиты от скачков цен на топливо, авиакомпании используют опционы, спрэды и другие стратегии хеджирования.

Правила перелетов и провоза багажа

На рейсы компании не допускаются женщины со сроком беременности свыше 36 недель и младенцы в возрасте до 7 дней.

Перевозка больных пассажиров осуществляется только при условии, что во время перелета им не потребуется специальное оборудование или условия. Инвалидное кресло, складная коляска, медикаменты — перевозятся бесплатно в дополнение к норме багажа.

Пассажиры с ограниченным слухом или зрением могут взять в сопровождение собаку-поводыря, которая перевозится бесплатно.

На рейсах авиакомпании Сибирская Легкая Авиация возможна перевозка не сопровождаемых детей в возрасте от 5 до 14 лет. Но только в те аэропорты, где присутствуют представители перевозчика.

Допускается вынужденный и добровольный отказ от перелета. В первом случае авиакомпания возвращает полную стоимость перелета. Во втором (при условии уведомления не позже, чем за 24 часа до времени вылета) стоимость билетов на самолет за вычетом расходов на процедуру аннулирования и сборов за дополнительные услуги.

В стоимость авиабилетов входит одно место багажа весом до 10 кг. и размером до 203 см. в сумме трех измерений. В дополнение к этому пассажир может провезти комплект горнолыжного снаряжения весом до 10 кг. Эти нормы распространяются также на пассажиров в возрасте до 2-х лет. Пассажиры, путешествующие с младенцами, также имеют право на бесплатный провоз коляски дополнительно к основному месту багажа.

Кроме багажа, авиабилеты включают в себя одно место ручной клади весом до 5 кг. и размером до 45х35х15 см. Дополнительно к ручной клади пассажиры могут перевезти бесплатно один из следующих предметов:

  • Верхняя одежда;
  • Букет цветов;
  • Зонт;
  • Костюм в портпледе;
  • Трость;
  • Ноутбук;
  • Фото- или видеокамеру;
  • Детское питание;
  • Печатные издания.

В случае необходимости перевозки сверхнормативного багажа, пассажир обязан уведомить об этом компанию заранее для согласования такой возможности.

Государственная поддержка авиационной отрасли

В России действуют две большие государственные программы, в рамках которых авиакомпании получают финансовую и другую помощь:

  • Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» (подпрограмма «Гражданская авиация»). Включает в числе других мер строительство и реконструкция аэропортовой инфраструктуры местных и региональных линий.
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 — 2025 годы» (подпрограмма Малая авиация»). Предусматривает выделение субсидий на разработку новых моделей самолетов, для машин региональной дальности — дополнительно компенсацию затрат на сертификацию.

Постановлениями Правительства № 1242 от 25.12.2013 и № 215 от 02.03.2018 года установлен порядок субсидирования авиакомпаний для снижения тарифов на перевозки и обеспечения их доступности для населения. Одно из них направлено на поддержку региональных перевозчиков, второе рассчитано на все авиакомпании (см. табл. ниже).

Ниже показаны модели самолетов, осуществляющих перелеты по субсидируемым маршрутам.

Направления субсидирования из федерального бюджета:

  • обслуживание аэродромов Крайнего Севера, воздушных перевозок из Сибири, Дальнего Востока, Калининградской области в европейские регионы России;
  • внутренние региональные маршруты по Уральскому, Сибирскому, Северо-Западному и Дальневосточным округам;
  • приобретение воздушных судов по программам лизинга (как отечественного, так и зарубежного производства).

Другая полезная информация

Нормы перевозки негабаритного груза, в том числе оружия, боеприпасов, птиц и животных, растений и саженцев опубликованы на странице http://sila-avia.ru/правила-перевозок/#6

К перевозке не допускаются питомцы массой более 5 кг, кроме поводырей. По согласованию с перевозчиком, в ручной багаж можно брать вес более 5 кг, если он укладывается в нормативы длин и требует особых мер предосторожностей. Когда пассажиру требуется провезти багаж сверх нормы, это следует согласовать с администрацией. Если вес/объём сверхнормативного груза оказывается превышен, то места допускаются на борт при наличии лимитов

Перспективные направления в гражданской авиации

Без инвестирования со стороны крупных партнеров открыть авиакомпанию практически невозможно — это очень затратный бизнес. Однако и в этой сфере есть ниши, где существуют возможности для приложения сил. В первую очередь — это рынок низкобюджетных перевозок (лоу-кост).

Стратегия Low-cost

В отличие от традиционных авиакомпаний, предприятия, использующие технологи low-cost, повышают рентабельность работы не за счет сокращения издержек по всем затратным статьям, а за счет использования современных технологий, применения электронных продаж и регистрации, схем хеджирования расходов на авиационное топливо. Основные черты этой бизнес-модели:

  • парк новых самолетов (по возможности одной модели), снижающий затраты на ремонт;
  • максимально сокращенный период обслуживания воздушного судна на земле;
  • высокая загрузка и интенсивность полетов, использование вторичных аэродромов;
  • значительная доля авиаперевозок в региональном сегменте рынка;
  • продажа билетов через Интернет, часто без указания места (сокращается время посадки), один класс;
  • отсутствие стыковочных рейсов;
  • минимальное обслуживание пассажиров (без питания или продажа его на борту);
  • упрощенная система формирования тарифа и стратегия низких цен.

В результате массового развития low-cost во всем мире, значительная часть людей, не готовых дорого платить за авиаперелет, стала пользоваться услугами авиакомпаний. По многочисленным данным, низкобюджетные предприятия экономят 55–60 % расходов по сравнению с обычной авиационной компанией. Этим объясняется возможность предложить доступные тарифы на билеты и привлечь значительную часть пассажиров.

Региональные авиакомпании

Для России с ее территорией региональная авиация имеет очень большое значение. Спрос на авиаперевозки определяется ценой билетов (платежеспособность жителей региона) и неценовыми факторами: наличие и состояние аэродромов, развитость ж/д транспорта и автомобильного сообщения, значимость региона в плане национальной безопасности.

В последние годы количество региональных маршрутов стало превышать число международных (52 %). Самый крупный узел региональных перевозок находится в Москве.

Эксперты в области авиации считают, что создание замкнутой сети маршрутов (региональные хабы) обеспечит общедоступность полетов для всех категорий граждан, что повысит рентабельность региональных авиакомпаний за счет многократного увеличения частоты рейсов и использования экономичных самолетов. Перспективными в этом направлении считаются Екатеринбург, Самара, Сочи, Краснодар — в европейской части, а в Сибири и на Дальнем Востоке: Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток. Государство поддерживает региональных перевозчиков путем предоставления субсидий (Пост. Прав. № 1242 от 25.12.2013 г.).

Ниже представлены данные о размерах субсидирования (в %) отдельных регионов России.

Перспективы малой авиации

В мире насчитывается боле 350 тыс. воздушных судов малой авиации, работающих на маршрутах менее 1 000 км. Это в 5 раз больше числа самолетов в «большой авиации». В этой сфере занято 700 тыс. пилотов, что почти в 2 раза превышает численность членов экипажей на магистральных и региональных линиях. В России до перестройки был большой парк легких ВС — за последние 20 лет он сократился в 50 раз!

В настоящее время из российских машин в малой авиации используются самолеты АН-24, вертолеты Ми-2, К-26. Большая часть малогабаритных ВС — зарубежного производства. Среди воздушных судов малой авиации можно выделить:

  1. небольшие машины на 5–6 мест с низким салоном. Дальность полета обычно не превышает 1,5 тыс. км;
  2. самолеты на 8 пассажирских мест. Способны работать на маршрутах 3–4 тыс. км (Cessna XL, Hawker 800, Learjet 60);
  3. машины, рассчитанные на 9–15 пассажиров с дальностью полета до 7 тыс. км (Bombardier Challenger 604, Falcon 900, Falcon 2000, Gulfstream G200, Gulfstream G350).

Перспективы использования малой авиации широкие, особенно в районах, где нет развитой дорожной инфраструктуры. Небольшие воздушные суда могут работать в секторе коммерческих пассажирских перевозок (как такси), но еще шире сфера их применения в области авиационных работ:

  • летные проверки средств обеспечения полетов гражданской авиации;
  • воздушные съемки;
  • лесоавиационные, авиационно-химические;
  • строительно-монтажные, погрузочно-разгрузочные;
  • оказание медицинской помощи.

Обзор ситуации в гражданской авиации РФ

Количество авиаперевозок в России медленно, но стабильно увеличивается. Так, в 2018 году число перевезенных пассажиров составило 116 млн человек, что вдвое превышает показатель 2010 года. По состоянию на 2020 год в стране насчитывается 108 действующих авиакомпаний разного масштаба. Крупнейший авиаперевозчик — группа компаний «Аэрофлот», куда входят дочерние предприятия: «Победа», «Россия», «Аврора» и другие. Суммарная доля их перевозок составляет около 50 % рынка.

В то же время за последние три года число используемых воздушных судов (ВС) сократилось на 11 %, а около 18 % парка российских авиакомпаний составляют устаревшие, исчерпавшие свой ресурс машины. Более 70 % летающих самолетов — зарубежного производства, преобладают Airbus и Boeing (во всех авиакомпаниях мира их больше 90 %). Главная особенность российского рынка гражданской авиации, мешающая открыть авиакомпанию, — рост пассажиропотока на фоне снижения числа ВС (воздушных судов), недостаточного количества аэропортов и слабого уровня их оборудования.

Данные научно-исследовательского финансового института, представленные на 17 Международном авиационном форуме

Сильные стороны гражданской авиации в России:

  • наличие сохранившейся с советских времен отрасли производства, сложившиеся хозяйственные связи;
  • поддержка авиакомпаний и отрасли в целом со стороны государства;
  • большой потенциальный спрос (потребность) в авиаперевозках, как внутренних, так и международных.

Слабые стороны:

  • технологическое отставание от мировых производителей авиатехники;
  • высокая зависимость от импортных поставок самолетов и комплектующих;
  • ограниченный модельный ряд техники отечественных производителей;
  • низкий платежеспособный спрос на внутреннем рынке;
  • высокая вероятность недостижения приемлемых финансовых показателей.

Примерный порядок открытия авиакомпании

  1. Оценка потребности в услугах гражданской авиации в интересующем регионе. Проведение анализа: какие маршруты будут интересны жителям, какой на них уровень конкуренции.
  2. Расчет финансовых возможностей, поиск инвесторов. Составление бизнес-план авиакомпании.
  3. Подготовка пакета документов для регистрации предприятия (ООО, АО).
  4. Приобретение воздушных судов в лизинг или покупка б/у самолетов с учетом дальности полетов и загрузки.
  5. Заключение договоров с аэропортами взлета, посадки о коммерческом обслуживании ВС. Составление расписания полетов.
  6. Поиск сотрудников, собеседование, проверка квалификации.
  7. Регистрация юридического лица, сертификация авиакомпании, получение сертификата эксплуатанта.
  8. Организация продажи билетов, рекламная кампания.

Заключение. Последние три года в гражданской авиации наблюдается активный подъем: растет количество перевозок, авиакомпании приобретают новые самолеты. Большие перспективы эксперты отрасли видят в развитии стратегий low-cost. В мире ее придерживаются уже 28 % перевозчиков, ожидается, что Россия повторит мировой тренд. В настоящее время так работает авиакомпания «Победа», которая на примере доказала, что можно снизить расходы компании и тарифы на билеты до 40 %.

Наращивается выпуск отечественных самолетов. Среди них пользуются спросом конкурентоспособный SSJ, проходит испытания дальнемагистральный МС-21, в региональном сегменте ожидается ИЛ-14, который заменить АН-24 и АН-26. Кроме того, в России налажена сборка зарубежной модели L-410, а в сегменте малой авиации создан самолет ТВС-2-ДТС на 9 мест. Отечественные ВС стоят почти в два раза дешевле импортных машин. Таким образом, открывать авиакомпанию в расчете на долгосрочную деятельность вполне выгодно, если правильно выбрать нишу и составить реальный бизнес-план.

Виды авиапредприятий, их особенности

Перевозку пассажиров, багажа, грузов, почты обеспечивают авиакомпании, непосредственно осуществляющие международные и внутренние полеты. Крупные перевозчики, как правило, действуют одновременно на рынках магистральной и региональной авиации. Первая — обеспечивает перевозки с пересечением границ России, вторая — осуществляет регулярные коммерческие авиаперевозки между отдельными регионами и в их пределах, конкурируя с ж/д и автомобильным транспортом. Международная (магистральная) авиация работает в нескольких направлениях.

  • Регулярные рейсы — выполняются по расписанию на договорных авиалиниях на основе международных договоров. В документах оговаривается тип самолетов, маршрут, места посадок, время вылета и прилета.
  • Дополнительные рейсы. Среди них наибольшее распространение получили чартерные рейсы — выполняются на коммерческой основе по договору фрахта; как правило, заказчиками выступают туристические компании.

Помимо авиакомпаний, владеющих ВС и выступающих в качестве перевозчиков, в инфраструктуру авиационной отрасли входят:

  • аэродромы, включая взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, стоянки для самолетов;
  • аэропорты, обеспечивающие посадку и высадку пассажиров, погрузку, разгрузку багажа и грузов;
  • единая система организации воздушных полетов (командно-диспетчерские пункты);
  • наземные и подземные объекты для обслуживания авиапарка (ремонт, заправка);
  • вспомогательные здания, сооружения на территории аэропортов, аэродромов.

Доступным направлением для открытия бизнеса в сфере авиаперевозок является хэндлинг — наземное обслуживание авиакомпаний, осуществляющих перевозки. Хэндлинговая компания по договору с перевозчиком берет на себя обеспечение таких функций, как организация полетов, графика взлета и посадки в аэропортах, заправки, уборки салона, организации питания. Другими словами, это посредники, организовывающие работу авиакомпании. Чтобы открыть такой бизнес, не требуется больших вложений. Однако необходимо знание отрасли, технических и организационных моментов, а также нужно иметь связи в производственной среде — это конкурентный вид работ в гражданской авиации.

Минимальное количество требующихся ВС

Чтобы открыть авиакомпанию в сфере регулярных воздушных перевозок, необходимо иметь не менее следующего количества самолетов:

  • 8-и с числом пассажирских мест на 55 человек и более;
  • 3-х с числом мест 55 и больше, если самолеты зарегистрированы в российском Реестре ВС и со дня их выпуска прошло не больше 5-и лет;
  • 3-х с числом пассажирских кресел до 55 штук.

Для осуществления чартерных рейсов на воздушных суднах, перевозящих более 20 человек, авиакомпания должна располагать количеством самолетов, достаточных для обеспечения графика, но не менее трех. Установленное правило проверяется при подаче заявления на получение сертификата эксплуатанта воздушного судна (это физическое или юридическое лицо, владеющее ВС на праве собственности или аренды и использующее его для перелетов).

Правила перевоза багажа

Клиенты перевозчика АК Сибирская Лёгкая Авиация пользуются следующими нормами провоза бесплатного регистрируемого багажа:

  • вес до 10 кг;
  • габариты до 2,03 м в трёх измерениях.

Стандарты касаются взрослых, подростков и детей младше 2 лет, даже если малыш совершает перелёт без отдельного места. Кроме указанного объёма, без оплаты разрешается брать с собой, отправляясь в грузовое отделение, снаряжение — горнолыжное или для сноуборда, но не тяжелее 10 кг за один комплект от одного пассажира.

  • папку для деловых бумаг;
  • сумочку или портфель;
  • цветы в букете;
  • один костюм в чехле;
  • фото- или видеокамеру;
  • мобильное устройство или ноутбук;
  • тросточку или зонтик;
  • вещи для коротания времени — прессу, пищу;
  • медикаментозные средства;
  • тёплую одежду;
  • питание для малыша.

Кроме этого, можно брать складные перевозки для инвалида, коляску, автокресло или люльку для младенца. Нормы бесплатного нерегистрируемого багажа для направлений из Томска в Новосибирск, в Абакан, в Барнаул и обратно в Томск отличаются от базовых в сторону сокращения.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий