Беспилотный самолет Ту-123

История появления первых дронов

В 1849 году австрийская армия осадила Венецию, которая объявила себя независимой республикой. Имперские военные вели артиллерийский обстрел города, но неблагоприятный рельеф местности снизил эффективность атак.

Офицер Франц фон Юхатик предложил командующему Йозефу Радецкому использовать аэростаты для бомбардировки Венеции. Воздушные устройства добирались до города при помощи ветра, а специальный механизм отцеплял подвешенный взрывчатый заряд.

Первая попытка провалилась – изменилось направление ветра. Во второй раз шрапнельные заряды достигли цели. Урон венецианцы понесли минимальный, но внезапное нападение вызвало панику среди горожан, подорвало боевой дух повстанцев.

Новый виток развития БПЛА начался после открытия электричества и изобретения радио. В 1892-м компания Томаса Эдисона презентовала противокорабельную торпеду, управляемую по проводам. Британский инженер Эрнест Уилсон в 1897 году запатентовал систему беспроводного управления дирижаблем, но сведений о постройке прототипа нет.

В 1899 году Никола Тесла представил модель миниатюрного радиоуправляемого судна. Способ дистанционного управления изобретатель назвал телеавтоматикой и подчеркнул, что технология найдет применение не только в военных проектах, но и в гражданских.

В годы Первой мировой войны и члены Тройственного союза и Антанты разрабатывали беспилотные летательные аппараты. Германия в 1915–1918 годах выпустила 100 беспилотных планеров, которые управлялись по проводам. Запускались аппараты с земли и дирижаблей и поднимали бомбовую нагрузку до 1 т. Радиоуправляемый бомбардировщик «Летучая мышь» обладал радиусом действия 200 км и поднимал в воздух груз до 150 кг.

Во время Первой мировой войны разработка БПЛА велась учеными и инженерами из США и Британии. В Америке собрали боевой «Автоматический аэроплан Хьюитта-Сперри», который перевозил 450 кг взрывчатки. Разработчики планировали, что в военных условиях ударный аппарат будут запускать с борта корабля и проводить атаки на прибрежные объекты.

Автоматический аэроплан Хьюитта-Сперри / Фото: wikimedia.org

Летательное устройство Хьюитта-Сперри:

  • размах крыльев: 7,62 м;
  • длина: 4,5 м;
  • масса боевой части: 453,6 кг;
  • мощность двигателя: 100 л. с.;
  • скорость: 145 км/ч.

В боевых условиях ни одна из стран-участниц Первой мировой войны не применила БПЛА, но разработки тех лет легли в основу дальнейших изобретений. Британский инженер Арчибальд Лоу, которого называют «отцом радиоуправляемого полета», руководил проектом Larynx. Беспилотный самолет-снаряд с поршневым двигателем прошел успешные испытания в 1927–1929 годах. БПЛА управлялся по радио с корабля-носителя или наземного антенного пункта.

Характеристики RAE Larynx:

  • размах крыльев: 6 м;
  • длина: 4,4 м;
  • масса: 635 кг;
  • мощность двигателя: 200 л. с.;
  • скорость: 322 км/ч.

Перспективу в развитии системы беспилотных полетов увидели в СССР в начале 1930-х годов. Советские конструкторы разработали «планеры специального назначения» – ПСН-1 и ПСН-2. Запускались воздушные аппараты при помощи тяжелого бомбардировщика ТБ-3 и самостоятельно приземлялись на воду. Планеры оснащались одной торпедой, которую наводили по инфракрасному лучу.

Первые прототипы советских БПЛА построили в 1935-м. Испытания провели через год, но в 1937–1938 годах из-за репрессий проект закрыли, а изготовленные образцы отправились на склад в 1940-м.

На вооружении

Состоит на вооружении

  • Украина Украина — на вооружении по состоянию на 2013 год
  • Россия Россия — некоторое количество Ту-143 в войсках на 2016 год и некоторое количество воздушных мишеней М-143, по состоянию на 2011 год
  • Белоруссия Белоруссия — в 2009 году закуплено 50 единиц у Украины

Состоял на вооружении

  • СССР СССР — состоял на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году
  • Чехословакия Чехословакия — две эскадрильи приняты на вооружение в 1984 году Словакия Словакия
  • Чехия Чехия — сняты с вооружения в 1995 году

Ирак Ирак — приняты на вооружение в 1982 году
Сирия Сирия — приняты на вооружение в 1982 году
Болгария Болгария
Румыния Румыния — приняты на вооружение в 1982 году

Осадок останется

В любом случае война нервов будет иметь свои негативные последствия. Отношения России и Запада уже много лет нельзя назвать хорошими, а в сложившемся положении именно радикальные критики России получают преимущество.

Западному избирателю запомнится подзабытое было ощущение «российской угрозы», которым оправдывается рост военных расходов и новые санкционные меры. На пике напряженности западные столицы предпочли не делать ставку на «превентивные» санкции, считая, что угроза возможных жестких ограничений — более действенный политический инструмент. Однако по мере деэскалации наверняка найдется немало желающих «вдогонку» наказать Россию. Перейти от взаимных обвинений к конструктивной работе за столом переговоров будет очень непросто.

Последствия обострения для Украины противоречивы. Военное содействие ей было зримым образом увеличено, западная политическая поддержка провозглашена. Между тем страны Запада продемонстрировали, что приоритетом для них является безопасность их собственных граждан и свои интересы, далеко не во всем совпадающие с украинскими.

Суровая международная обстановка избавляет от старых иллюзий, но создает новые. Игроки обустраиваются в окопах холодной войны и готовятся к длительному противостоянию. Остается понять, предполагает ли оно результативные переговоры, подобные тем, которые, несмотря на идеологическое противоборство, удавались США и СССР.

С чего все начиналось?

Примитивное использование беспилотной техники в виде воздушных шаров для доставки бомб австрийскими войсками в осажденную Венецию было датировано 1849 годом. Через полвека Никола Тесла спроектировал и реализовал на практике радиоуправляемое судно. А в 1910 году американским военным инженером Ч. Кеттерингом было построено и испытано несколько экземпляров беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), но практического использования они не нашли.

Тридцатые годы ознаменовались разработкой самостоятельно управляемой техники многоразового использования в Великобритании. Параллельно с этим изобретением в Советском Союзе конструктором Никитиным создается торпедоносец-планер и даже проектируется торпеда с дальностью полета в 100 км, но все остается на бумаге. В 1940 году немецкие ученые создали крылатую ракету, впервые применившуюся в боевых действиях, и реактивный двигатель.

И лишь после Второй мировой войны начинается гонка вооружений в беспилотной сфере между странами Варшавского договора и НАТО, благодаря которой появились применяемые до сих пор БПЛА, в том числе и «Рейс» ТУ-143.

Конструкция Ту-141

Хотя комплекс ВР-2 проектировался задолго до появления первых самолетов, использующих технологию «стелс», при создании Ту-141 был предпринят ряд мер, целью которых являлось снижение его заметности. В частности, передняя часть фюзеляжа БПЛА изготавливалась из композитных материалов, поглощающих радиоволны.

Ту-141 построен по аэродинамической схеме «бесхвостка». Переднее горизонтальное оперение сделано неподвижным. Крыло треугольное, стреловидность по передней кромке составляет 58 градусов. На его задней кромке размещены элевоны, при помощи которых осуществляется управление креном и высотой полета. В транспортном положении крыло складывается, что уменьшает габариты БПЛА. Стреловидность вертикального оперения составляет 41 градус.

Фюзеляж Ту-141 в передней части имеет круглое сечение, а в центральной и задней – овальное. Воздухозаборник БПЛА рассчитан на дозвуковые режимы полета. Расположен он над фюзеляжем, начиная с центральной части. Канал воздухозаборника имеет S-образную форму, что позволяет «спрятать» первую ступень компрессора от облучения радаром.


Силовая установка БПЛА Ту-141.

В качестве силовой установки первоначально предполагалось использовать турбореактивный двигатель Р9А-300 – переделанный и упрощенный вариант мотора для истребителя МиГ-19. При переходе к серийному производству БПЛА было принято решение оборудовать его другим двигателем – КР-17А, созданным в ОКБ Сорокина-Гаврилова. Тяга этого мотора составляла 2000 кгс (19,6 кН).

Бортовое оборудование

Для решения разведывательных задач Ту-141 мог оснащаться пятью различными вариантами специальной аппаратуры. Чаще всего использовались комплекты I и II, называвшиеся, соответственно, «День» и «Ночь». Главными элементами первого комплекта являлись фотоаппараты А-86П (перспективный) и ПА-4/90 (панорамный). При осуществлении съемки с высоты в 300 метров (основной штатный режим полета) они обеспечивали разрешение в 30-40 см.

Основой комплекта «Ночь» являлся тепловизор «Зима». Этот прибор позволял различать объекты, разность температур между которыми составляла 0,3 градуса и более. Такая чувствительность позволяет не только обнаружить, к примеру, танковый двигатель, но и определить, как давно он был выключен. Разрешающая способность тепловизора – 70 см.

Другие варианты комплектации предполагали оснащение БПЛА системами постановки активных помех, осуществления радиационной и химической разведки. Кроме того, этот летательный аппарат мог использоваться в качестве ретранслятора, обеспечивая радиосвязь на больших расстояниях.


Носовая часть Ту-141.

Бортовое оборудование размещалось в носовой части Ту-141, по соседству с тремя топливными баками. Расшифровка собранной в ходе полета информации осуществлялась на мобильном пункте обработки, входившем в состав комплекса ВР-2.

Система взлета и посадки БПЛА

Под хвостовой частью фюзеляжа Ту-141 размещался твердотопливный ракетный ускоритель. Он включался во время запуска БПЛА со специальной буксируемой установки СПУ-141. После взлета ускоритель сбрасывался и включался маршевый двигатель. Подобные системы старта используются и при запуске некоторых современных дронов.

Схема посадки Ту-141 основывалась на использовании парашюта. После возвращения с задания к месту приземления БПЛА выполнялись следующие действия:

  1. Слив остатков горючего из баков. Одновременно выполнялось также удаление хладагента из системы охлаждения. Делалось это как для снижения веса БПЛА, так и для предотвращения пожара.
  2. Снижение скорости до минимума. Для этого Ту-141 выполнял фигуру пилотажа «горка», двигаясь по восходящей траектории.
  3. Отстрел хвостового кока и принудительное выдергивание парашюта. Площадь его составляла около 900 квадратных метров. После выдергивания парашют перемещался по фюзеляжу так, чтобы Ту-141 приземлялся «плашмя», а не носом вниз.
  4. Выпуск шасси и так называемых щупов.
  5. Включение тормозного ракетного двигателя, который интенсивно гасил скорость снижения. Происходило после того, как щупы касались земли.


Буксируемая установка для запуска БПЛА Ту-141 «Стриж».

Эксплуатация

Разведывательный комплекс применялся в афганской и ливанской войне. После распада СССР большое количество БПЛА остались на территории Украины.

В 2001 году был трагичный случай с применением ТУ-143 для учебных целей в качестве мишени. Авиалайнер ТУ-154М тогда потерпел крушение, в результате которого погибло около 80 человек. Причиной стало непреднамеренное попадание ракетой, предназначенной для беспилотника «Рейс».

Увидеть ТУ-143 (экземпляры), сохранившиеся как экспонаты, можно в таких местах:

  • Авиационный музей в Киеве.
  • Музей военной техники и оружия Спадщанского леса.
  • В городе Хмельницком.
  • Пражский музей авиации.
  • Музей им. Сахарова.
  • Центральный аэродром Москвы.
  • Музей военно-воздушных сил в Монино.

Несовершенства «Ястреба» и заказ «Рейса»

Первым недостатком, выявленным в ходе испытаний ТУ-123, стали нетермостойкие фотолюки, которые при скорости самолета в 2700 км/ч покрывались трещинами. Эту проблему советские инженеры решили при помощи закупки бразильского кварцевого песка под предлогом его использования в медицинском оборудовании. Именно из такого сырья получалось жаростойкое стекло, и затем качественные снимки.

Вторым недостатком стала несовершенная конструкция «Ястреба», которая при эксплуатации сохраняла лишь приборный отсек, остальные части БПЛА были одноразовыми. Руководство страны понимало необходимость разработки спасаемого беспилотного комплекса разведки. Его позже окрестят «Рейс» ТУ-143. История создания БПЛА начинается с ввода союзных войск в Чехословакию и постановкой руководителями СССР нового задания КБ Туполеву о построении спасаемого разведывательного беспилотного аппарата.

Эксплуатация

Разведывательный комплекс применялся в афганской и ливанской войне. После распада СССР большое количество БПЛА остались на территории Украины.

В 2001 году был трагичный случай с применением ТУ-143 для учебных целей в качестве мишени. Авиалайнер ТУ-154М тогда потерпел крушение, в результате которого погибло около 80 человек. Причиной стало непреднамеренное попадание ракетой, предназначенной для беспилотника «Рейс».

Увидеть ТУ-143 (экземпляры), сохранившиеся как экспонаты, можно в таких местах:

  • Авиационный музей в Киеве.
  • Музей военной техники и оружия Спадщанского леса.
  • В городе Хмельницком.
  • Пражский музей авиации.
  • Музей им. Сахарова.
  • Центральный аэродром Москвы.
  • Музей военно-воздушных сил в Монино.

Создание «Рейса»

Работы по реализации нового госзаказа в сфере БПЛА проходили быстро. Через два года «Рейс» уже совершил свой первый полет. Через 4 года испытаний и совершенствований, в 1976 году, приняли комплекс на вооружение армии СССР. Эффективное ведение тактической разведки – так характеризовали в войсках ТУ-143. Производство опытных экземпляров в количестве 10 штук было реализовано в Башкирии в 1973 году. Вскоре начался серийный выпуск нового комплекса. За 10 лет (до 1980 года) всего их изготовили 950 штук.

Выпуск комплекса реализовывался в двух разновидностях: первая – с фотоаппаратурой; вторая – с телевизионной. Помимо этого, БПЛА оснащался средствами радиационной разведки. В 1985 году на базе «Рейса» туполевские инженеры создали мишень, которая также успешно прошла государственные испытания.

Неуязвимость средствами ПВО – вот особенность ТУ-143. На вооружении 6 стран состоял «Рейс»: СССР, Ирак, Чехословакия, Болгария, Сирия, Румыния. Нынче он остался на Украине и в России.

Конструкция

Ту-300 — однодвигательный беспилотный самолёт с аэродинамической схемой «утка». Подъёмную силу обеспечивает треугольное крыло небольшого удлинения. В носовой части фюзеляжа размещена разведывательная и вспомогательная аппаратура, средства связи и вычислительный комплекс.

Целевая нагрузка (радиоэлектронная аппаратура или ракетно-бомбовое вооружение) размещается в фюзеляжном отсеке и на внешних точках подвески. При взлётном весе в 4 тонны аппарат может брать на борт до тонны целевой нагрузки.

На выставках аппарат демонстрировался с подвешенным контейнером малогабаритных грузов КМГУ. Это позволяет предположить, что одним из ударных средств разрабатываемого БПЛА станут малогабаритные осколочно-фугасные и кумулятивно-осколочные авиабомбы. Используемый держатель БД3-УК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 3829 дней

] позволяет размещать на самолёте широкую номенклатуру управляемых и неуправляемых авиационных боеприпасов.

Шасси у беспилотника не предусмотрено. Старт производится из транспортно-пускового контейнера с автомобильного шасси, с использованием 2-х твердотопливных ускорителей. Посадка осуществляется с помощью парашютной системы, размещённой в хвостовом отсеке.

История

Разработка БПЛА была начата в КБ Туполева в 1960 году. В отличии от исходного самолёта И121К, в соответствии с новым назначением разведывательный БПЛА должен был быть оборудован аппаратурой фото- и радиоразведки, системами привода в заданную точку и спасения полученных разведывательных материалов. Дополнительно КБ поручалось проработать возможность многоразового использования этого беспилотника.

Новый самолёт разведчик получил обозначение И123К (Ту-123) или ДБР-1 (дальний беспилотный разведчик). Заводские испытания были закончены в сентябре 1961 года, а государственные — в декабре 1963 года. Постановлением Совета Министров СССР N 444—178 от 23 мая 1964 года система дальней беспилотной фото- и радиотехнической разведки ДБР-1 «Ястреб» была принята на вооружение ВВС СА.

Система состояла на вооружении разведывательных подразделений ВВС, дислоцировавшихся в западных приграничных военных округах, до 1979 года. А после принятия на вооружение разведчика МиГ-25Р комплексы ДБР-1 постепенно стали снимать с эксплуатации.

Описание конструкции

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 20 апреля 2021 года

ББЛА изготовлен по схеме «бесхвостка», с треугольным крылом в задней и дестабилизатором в передней части фюзеляжа, а также вертикальным оперением в виде киля. Двигатель находился в задней части фюзеляжа, а его воздухозаборник — сверху фюзеляжа впереди киля (канал проходил внутри фюзеляжа). Фюзеляж круглого сечения выполнен из алюминиевых сплавов АМГ-6, Д-16 и композиционных материалов. В передней части фюзеляжа находится аппаратура, в средней части — топливный бак, в задней — силовая установка. Конструктивно-технологически фюзеляж состоит из 4 отсеков: Ф-1, Ф-2, Ф-3 и Ф-4.

Отсек Ф-1 был полностью съёмным и выпускался в двух вариантах — для фоторазведки или для телевизионной, причём возможно было несколько менять состав оборудования. Отсек выполнялся из стеклопластика и имел окно (фотолюк) для объективов соответствующей аппаратуры. Он крепился болтами по контуру к шпангоуту № 3 фюзеляжа, а его передняя часть опиралась на передний конец стержневой рамы отсека.

Отсек Ф-2 служил для размещения аппаратуры управления и системы электроснабжения. Отсек Ф-3 служил топливным баком, внутри которого проходил канал от верхнего воздухозаборника к двигателю. Также в нём были установлены: топливный насос, топливный аккумулятор, противоперегрузочное устройство и гидронасос. Внутри отсека устанавливался маршевый двигатель типа ТРЗ-117 с коробкой агрегатов. Двигатель соединялся с воздухозаборником с помощью приставки, конструктивно выполнявшейся заодно с маслобаком.

Отсек Ф-4 это гондола двигателя ТРЗ-117. Двигатель представляет собой специальную короткоресурсную модификацию турбовального двигателя ТВ3-117, широко использующегося в качестве силовой установки отечественных вертолётов. Гондола в верхней части переходит в парашютный контейнер и вертикальное оперение. В парашютном контейнере находился посадочный парашют, а в его сбрасываемом коке — тормозной парашют. Под парашютным контейнером в специальном обтекателе, сбрасываемом вместе с коком, располагались пирозамки узлов отцепки тормозного парашюта и перецепки посадочного парашюта. Под фюзеляжем находился стартовый твердотопливный ускоритель типа СПРД-251.

Посадочное устройство состояло из трёхопорного шасси пяточного типа, выпускаемого при посадке. Передняя опора убиралась в отсек Ф-2, две основные опоры — внутрь консолей крыла. Поступательная горизонтальная скорость гасилась с помощью тормозного парашюта, вертикальная посадочная — с помощью посадочного парашюта и тормозного твердотопливного двигателя, срабатывавшего по касанию крыльевых щупов тормозной системы БПЛА.

Система управления состояла из программируемой автоматической бортовой системы управления АБСУ-143, которая выдавала сигналы управления на три гидравлические рулевые машины РМ-100. Давление в гидросистеме создавалось гидронасосом «465П».

АБСУ-143 состояла из автопилота АП-143, доплеровского измерителя скорости и угла сноса ДИСС-7, вычислителя В-143, радиовысотомера малых высот А-032 и блока ввода высоты БВВ-1. Система обеспечивала устойчивый прямолинейный полёт, маневрирование на маршруте в соответствии с заложенной программой, возвращение и выполнение процедуры посадки БПЛА.

Разведывательное оборудование размещалось в сменной носовой части и предусматривала два варианта аппаратуры — фотографическую или телевизионную. При ведении разведки с помощью телевизионной аппаратуры информация передавалась по радиоканалу на землю, при установке контейнера с фотоаппаратурой требовалась обработка фотоматериалов по возвращении БПЛА. Также на оба варианта могла монтироваться аппаратура радиационной разведки, которая также передавала информацию по радиоканалу.

Телевизионная разведывательная аппаратура — И-429Б «Чибис-Б», фотооборудование состояло из панорамного аэрофотоаппарата ПА-1 с запасом аэрофотоплёнки 120 метров. Радиационная разведка осуществлялась с помощью аппаратуры «Сигма-Р.

Эксплуатация

Разведывательный комплекс применялся в афганской и ливанской войне. После распада СССР большое количество БПЛА остались на территории Украины.

В 2001 году был трагичный случай с применением ТУ-143 для учебных целей в качестве мишени. Авиалайнер ТУ-154М тогда потерпел крушение, в результате которого погибло около 80 человек. Причиной стало непреднамеренное попадание ракетой, предназначенной для беспилотника «Рейс».

Увидеть ТУ-143 (экземпляры), сохранившиеся как экспонаты, можно в таких местах:

  • Авиационный музей в Киеве.
  • Музей военной техники и оружия Спадщанского леса.
  • В городе Хмельницком.
  • Пражский музей авиации.
  • Музей им. Сахарова.
  • Центральный аэродром Москвы.
  • Музей военно-воздушных сил в Монино.

ТУ-143: описание конструкции

БПЛА «Рейс» имеет уникальные свойства по радиозаметности. Л.Т. Куликов, один из главных конструкторов, предложил сделать специальные средства защиты. Киль, кончики крыльев, парашютный контейнер, носовая часть самолета выполнены из неметаллических материалов. Это позволило добиться неуязвимости разведывательного комплекса.

Конструктивно фюзеляж аппарата представляет собой четыре отсека: носовой, бортовой аппаратуры, топливного бака, гондолы двигателя с парашютным контейнером. В носовой части комплекса располагается разведывательная аппаратура. Отсек изготовлен из стеклопластика и предусматривает наличие фотолюка.

БПЛА приземляется благодаря трехопорному шасси. Передняя опора скрывается во втором отсеке, а две остальные выпускаются из консолей крыла. Тормозной и посадочный парашюты предназначены для гашения горизонтальной и вертикальной посадочной скорости.

Примечания

  1. 12 Повітряні Сили України
  2. 123 Воздушные мишени — вторая жизнь зенитных ракет Архивировано 25 октября 2011 года.
  3. 12345 ВР-3 «Рейс», комплекс воздушной разведки с беспилотным летательным аппаратом Ту-143
  4. 4-й ордена Ленина Краснознамённый Центр боевого применения и переучивания лётного состава (ВВС) имени В. П. Чкалова. Историческая справка (недоступная ссылка —история ). mil.ru. Проверено 13 декабря 2009. Архивировано 11 сентября 2007 года.
  5. России обещано беспилотное будущее // «Известия» от 1 февраля 2008.
  6. Ильин Владимир Евгеньевич. Многоцелевые истребители зарубежных стран. М., 2000, с. 22
  7. Минобороны впервые обнародовало фото украинских беспилотных самолётов-разведчиков. Фоторепортаж. Цензор.Нет.
  8. Под Шахтерском бойцами Моторолы подбит и захвачен советский беспилотник ВСУ ТУ-143 Рейс (фото/видео)
  9. Ополчение ДНР сбило беспилотник украинской армии Ту-143 (ВИДЕО) » Svopi.ru — Независимый информационный портал России и Белоруссии
  10. Украина: отмахнуться не удастся | Еженедельник «Военно-промышленный курьер». vpk-news.ru. Проверено 26 мая 2016.
  11. The Military Balance 2021,p.190
  12. UNROCA (United Nations Register of Conventional Arms). www.unroca.org. Проверено 26 мая 2021.

Конструкция Ту-123

В состав системы ДБР-1 входили стартовая машина САРД-1, которая был построена на базе тягача ракет МАЗ-537, контрольно-стартовая машина КАРД-1С и сам БПЛА.

Самолет сконструирован по типу центральнометаллического моноплана и имел треугольное крыло, трапециевидное оперение. Стреловидность крыла по передней кромке составляла 67 град., задняя кромка имела небольшую обратную стреловидность 2°. Крыло не принимало участия в системе управления, в полете основными средствами управления были центральноповоротный киль и стабилизатор. Последний отклонялся синхронно во время тангажного управления и дифференциально, выполняя управление по крену. Фюзеляж можно разделить на шесть отсеков.

Носовой отсек Ф-1 занимало все разведывательное оборудование и часть навигационнно-пилотажного. Только этот отсек предназначался для многоразового использования, он представлял собой спасаемый контейнер, все остальные отсеки были одноразовыми.

Отсеки Ф-2 – Ф-4 были центральносварными топливными баками, общая емкость которых составляла 19 тыс. литров. Кормовые отсеки Ф-5 и Ф-6 были заняты турбореактивным двигателем КР-15-300, агрегатами электрооборудования, НПК, тормозным парашютом и системой охлаждения.

Максимальная форсажная тяга короткоресурсного двигателя КР-15-300 составляла 15 000 кгс. Расчетный ресурс двигателя – 50 моточасов. Старт и разгон самолета обеспечивали два твердотопливных стартовых ускорителя ПРД-52, каждый из которых имел тягу 75-80 тыс. кг. Через 5 секунд после старта ускорители отделялись от самолета. Для беспилотника максимальная скорость была равна 2700 км/ч.

В носовом отсеке находились три аэрофотоаппарата АФА-54/100М, перспективный аэрофотоаппарат АФА-41/20М, станция радиоразведки СРС-6РД «Ромб-4А», навигационная доплеровская станция, фотоэлектрический экспонометр СУ3-РЭ, независимая система электроснабжения, радиомаяк, радиоответчик, система наддува и кондиционирования, посадочная парашютная система, пневмоприводное четырехопорное шасси. Для лучшего технического обслуживания Ту-123 его носовой контейнер разделили на 3 части, не нарушая целостности соединений и кабелей. Носовой контейнер крепился к отсеку Ф-2 при помощи пневмозамков. Хранение и транспортировку носовой части фюзеляжа проводили в специальном закрытом автомобильном полуприцепе.

БПЛА – навигационно-пилотажный комплекс, запрограммированный заранее перед полетом по определенному маршруту. Возвращаясь обратно, управлялся посредством приводной радиостанции.

Несовершенства «Ястреба» и заказ «Рейса»

Первым недостатком, выявленным в ходе испытаний ТУ-123, стали нетермостойкие фотолюки, которые при скорости самолета в 2700 км/ч покрывались трещинами. Эту проблему советские инженеры решили при помощи закупки бразильского кварцевого песка под предлогом его использования в медицинском оборудовании. Именно из такого сырья получалось жаростойкое стекло, и затем качественные снимки.

Вторым недостатком стала несовершенная конструкция «Ястреба», которая при эксплуатации сохраняла лишь приборный отсек, остальные части БПЛА были одноразовыми. Руководство страны понимало необходимость разработки спасаемого беспилотного комплекса разведки. Его позже окрестят «Рейс» ТУ-143. История создания БПЛА начинается с ввода союзных войск в Чехословакию и постановкой руководителями СССР нового задания КБ Туполеву о построении спасаемого разведывательного беспилотного аппарата.

Дальнейшее развитие идеи

В 1924 году американский гидросамолет Curtiss F-5L совершил полный цикл радиоуправляемого полета: взлет, маневрирование и приземление на воду. Британцы в 1935-м собрали воздушное беспилотное судно DH.82B Queen Bee – первый в истории беспилотник, который совершил полет и вернулся к месту взлета. БПЛА англичан летал со скоростью 170 км/ч и поднимался на высоту 5 тыс. м. Британцы использовали беспилотный самолет до 1947-го.

За время Второй мировой войны Германия создала линейку радиоуправляемых видов оружия: планирующие бомбы Henschel Hs 293 и Fritz X, зенитный комплекс Enzian, самолет на основе реактивного истребителя Me. 163, крылатую ракету «Фау-1» и баллистическую ракету «Фау-2».

«Фау-2»

Американцы тестировали беспилотное воздушное судно Interstate TDR-1. Самолеты использовали в японской кампании: в 1944-м беспилотники с 900-киллограмовыми бомбами спикировали на судно противника и подорвали его. БПЛА управлялись по радиосигналам с самолетов Grumman TBF-3 Avenger.

Революция в строительстве БПЛА произошла после окончания войны. В 1951 году американцы собрали AQM-34 Firebee с реактивным двигателем. Аппарат использовался для сбора разведданных и наблюдения за вражескими радиокоммуникациями.

AQM-34 Firebee

AQM-34 Firebee:

  • размах крыла: 4,42 м;
  • вес: 2,2 т;
  • бомбовая нагрузка: 227 кг;
  • скорость: 760 км/ч;
  • максимальная высота полета: 15 тыс. м;
  • дальность: 1,4 тыс. км.

Первым советским послевоенным БПЛА, доведенным до серийного производства, стал Ту-123 «Ястреб». Цельнометаллический моноплан с треугольным крылом и трапециевидным оперением начали выпускать в 1964 году.

Для запуска авиационного двигателя использовали два стартера-генератора, которые подпитывались от авиационного генератора на 28 В, установленного на мобильном комплексе МАЗ-537В. Ту-123 взлетал с максимальной массой 35 т, из которых 16,6 т – керосин, которого хватало на 3,5–3,6 тыс. км полета. Максимальная высота – 22,4 тыс. км, скорость – 2,3–2,7 тыс. км/ч.

В 1968-м правительство СССР поручило разработать и начать эксплуатацию нового беспилотного комплекса тактической разведки «Рейс» и входящего в него беспилотного самолета-разведчика, который при проектировании получил название Ту-143. Базовой моделью для конструкторов служил Ту-141. Испытания первого прототипа прошли в декабре 1970-го. Серийное производство наладили в 1973 году, и за 16 лет Воронежский авиазавод выпустил 950 единиц.

Советский комплекс тактической фоторазведки ВР-3, в который входит беспилотник Ту-143

Ту-143:

  • размах крыла: 2,24 м;
  • длина: 8,06 м;
  • высота: 1,5 м;
  • масса: 1230 кг;
  • скорость: 950 км/ч.

Разработка БПЛА под кодовым обозначением «Коршун» началась в 1982-м. Проект ударного назначения поручили создать бюро Сухого, но позже передали конструкторам Туполева. Инженеры успели собрать опытный образец, провести испытания, но работа над Ту-300 остановилась из-за финансового кризиса в середине 1990-х.

Ка-137 построили в 1998 году для решения задач МЧС и Минобороны РФ:

  • грузоподъемность: 50 кг, максимальная – 80 кг;
  • длина: 1,88 м;
  • высота: 1,88 м;
  • максимальная взлетная масса: 280 кг.

Задачи и применение беспилотных летательных аппаратов

Сферы применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) делят на шесть групп: военная, гражданская, служебная, коммерческая, спортивная и космическая.

Военные задачи:

  • разведка;
  • перехват воздушных целей;
  • доставка грузов подразделениям;
  • нанесение ударов по наземным и морским целям;
  • защита объектов;
  • обнаружение сигнала радиолокационных станций, постановка радиопомех, ретрансляция сообщений и данных, целеуказания.

В гражданской сфере:

  • фото- и видеосъемка;
  • реализация гуманитарных проектов. В 2016-м в Руанде запустили инициативу с применением БПЛА, которые доставляли пакеты с донорской кровью и лекарствами в медцентры, расположенные в труднодоступных местах. Скорость исполнения заявки – 30–60 минут, в зависимости от расстояния и погодных условий;
  • распространение сигнала Wi-Fi и мобильной связи в труднодоступных местах или в условиях ЧП;
  • мониторинг труднодоступных и опасных участков Земли; создание 3D-карт удаленной местности.

Служебные цели:

  • пожарно-спасательные миссии: определение очага возгорания, тушение пламени;
  • измерение радиационного и температурного фона, анализ проб воздуха;
  • патрулирование, фотофиксация правонарушений;
  • мониторинг масштабов стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • поиск людей: оператор с земли управляет дроном, который облетает территорию поиска, делает 2–3 тыс. снимков, которые анализирует и отсеивает нейросеть; алгоритм используют сотрудники МЧС и члены ПСО «ЛизаАлерт».

Коммерческие задачи:

  • участие в процессе разведки месторождений полезных ископаемых – БПЛА оснащают прибором для анализа магнитного поля: аппарат дает информацию о структурно-тектонических особенностях участка, находит разломы, которые указывают на месторождения ценных ресурсов;
  • курьерские задачи, логистика и складирование;
  • мониторинг состояния энергообъектов, инспекция инфраструктур;
  • киносъемка: дроны использовались, например, во время работы над фильмами «Мстители: Война бесконечности», «Черная пантера», «Дэдпул 2», «Неудержимые 3»;
  • фермерские работы: опыление растений, посадка семян, внесение удобрений, помощь в ирригации, мониторинг заболеваний растений, борьба с вредителями, наблюдение за животными (в аппараты американской компании Skycision встроена программа Doctor of Plant Medicine (DPM), которая после диагностирования дает инструкцию по обработке культур; в Гане налажено использование Amdrone Tech, которые за 30 минут опрыскивают удобрениями 2 га посевов).

Космические миссии:

  • вспомогательное оборудование для изучения планет (первый беспилотный вертолет с собственным двигателем, предназначенный для многократного подъема в атмосферу другого небесного тела, получил название Ingenuity. БПЛА совершил полет над Марсом 19 апреля 2021 года – разработка беспилотного вертолета обошлось NASA в $85 млн);
  • первый в истории неуправляемый полет в атмосфере другой планеты совершил советский аппарат «Вега-1» на Венере в 1985 году.

С середины 2010-х БПЛА используют в спортивной сфере: гонки на дистанционно пилотируемых аппаратах (ДПЛА) и дрон-рейсинг. Для участия в соревнованиях используют модели, размер которых не превышает 25 см в поперечнике. Скорость дронов – до 150 км/ч.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий