Что такое беспилотный летательный аппарат (БПЛА), какие они бывают и где применяются

Преимущества

Можно выделить следующие:

  • осуществляют полеты при различных погодных условиях, сложных помехах (порыв ветра, восходящий или нисходящий воздушный поток, попадание БПЛА в воздушную яму, при среднем и сильном тумане, сильном ливне);
  • проводят воздушный мониторинг в труднодоступных и удаленных районах;
  • являются безопасным источником достоверной информации, надежное обследование объекта или подозреваемой территории, с которой исходит угроза;
  • позволяют предотвращать ЧС при регулярном наблюдении;
  • обнаруживают (лесные пожары, горение торфяников) на ранних стадиях;
  • исключают риск для жизни и здоровья человека.

Беспилотный летательный аппарат предназначен для решения следующих задач:

  • беспилотный дистанционный мониторинг лесных массивов с целью обнаружения лесных пожаров;
  • мониторинг и передача данных по радиоактивному и химическому заражению местности и воздушного пространства в заданном районе;
  • инженерная разведка районов наводнений, землетрясений и других стихийных бедствий;
  • обнаружение и мониторинг ледовых заторов и разлива рек;
  • мониторинг состояния транспортных магистралей, нефте- и газопроводов, линий электропередач и других объектов;
  • экологический мониторинг водных акваторий и береговой линии;
  • определение точных координат районов ЧС и пострадавших объектов.

Мониторинг осуществляется днем и ночью, в благоприятных и ограниченных метеоусловиях. Наряду с этим беспилотный летательный аппарат обеспечивает поиск потерпевших аварию (катастрофу) технических средств и пропавших групп людей. Поиск проводится по заранее введенному полетному заданию или по оперативно изменяемому оператором маршруту полета. Он оснащен системами наведения, бортовыми радиолокационными комплексами, датчиками и видеокамерами.

Во время полета, как правило, управление беспилотным летательным аппаратом автоматически осуществляется посредством бортового комплекса навигации и управления, в состав которого входят:

  • приемник спутниковой навигации, обеспечивающий прием навигационной информации от систем ГЛОНАСС и GPS;
  • система инерциальных датчиков, обеспечивающая определение ориентации и параметров движения беспилотного летательного аппарата;
  • система датчиков, обеспечивающая измерение высоты и воздушной скорости;
  • различные виды антенн.

Бортовая система связи функционирует в разрешенном диапазоне радиочастот и обеспечивает передачу данных с борта на землю и с земли на борт.

[править] Израиль

БПЛА Израиля

Потребность в БПЛА у Армии обороны Израиля возникла в ходе «Войны на истощение» 1969—1970 годов. В этот период не было активных боевых действий. происходила артиллерийская и ракетная дуэль между силами Израиля и силами арабских стран. В этих условиях была весьма актуальной информация о месторасположении вражеских военных объектов, прикрытых ПВО. Традиционное применение авиации показала высокую стоимость такой разведи и весьма низкую эффективность. В связи с этим были использованы крайние меры — инициативная группа офицеров провела эксперимент по установке фотооборудования на обыкновенный радиоуправляемые модели самолётов. Их применение имело большой успех, были получены ценные разведданные, однако в то время наиболее перспективными считались крупные реактивные БПЛА, ресурсов на производство которых Израиль не имел и собирался закупать их у США.

Однако, во время Ливанской войны малые пропеллерные БПЛА широко применялись АОИ, что позволило нанести существенный урон военным силам и в основном технике Ливии, которая поражалась с помощью точного целеуказания БПЛА ракетам. С этого момента АОИ стала принимать на вооружения в основном небольшие по размеру и малозаметные БПЛА. Исключением стал БПЛА «Эйтан», сопоставимый по своим размерам (длина, размах крыльев) с самолётом F 15. На 2012 год это — один из самых крупных БПЛА по своим линейным размерам (по размаху крыльев и взлётному весу и остальным характеристикам уступает аппарату RQ-4 Global Hawk), производится полностью в Израиле и из израильских компонентов. По заявлению представителей АОИ самолёт оснащён уникальной, не имеющей аналогов в мире аппаратурой для ведения разведки и боевых действий. Практический потолок по заявлениям АИО составляет 13 км, что делает его неуязвимым для комплекса ПВО С 300, стоящего на вооружении у некоторых арабских стран, что заведомо неверно, так как данный комплекс способен поражать цели на высоте до 25 км.

Израиль является одним из ведущих производителей БПЛА в мире, не только по количеству аппаратов, но и по качеству и тактико-техническим характеристикам производимых БПЛА.

[править] СССР/Россия

В Советском Союзе БПЛА начали проектироваться в 1957 году КБ имени Туполева. Первым проектом стал БПЛА Ту 121, со взлетной массой 35 т, с проектной максимальной скоростью до 2700 км/ч на высоте 22000 м и дальностью до 4000 км. Самолёт должен был входить в автономный мобильный комплекс, который состоял бы из нескольких таких самолётов и средств наземного базирования, которые бы автономно могли передвигаться на расстояние до 500 км. Для этого пришлось решать ряд нехарактерных для авиационного КБ проблем по производству наземного оборудования, а также необычных технических решений в связи с отсутствием пилота, позволивших применять особые конструкции корпуса, воздухозаборников, двигателей. Работы по данному проекту были завершены в 1960 году, и наработки проекта легли в основу создания одиночного дальнего беспилотного самолета-разведчика «Ястреб» ДБР-1. К 1964 году испытания БПЛА были завершены и в 1965 году запущено серийное производство. «Ястреб» развивал максимальную скорость в 2700 км/ч, практическая дальность составила около 4000 км а высота полета 19-22 км. К 1972 году были выпущены новые оперативно-тактические комплексы БПЛА разведки «Рейс» и «Стриж». Комплекс «Рейс» в начале 1980-х был глубоко модернизирован до «Рейс-Д». В России КБ «Туполев» на 2010 год заявляло о разработке проекта БПЛА Ту 300 с массой до 1 тонны, скоростью до 950 км/ч, возможностью полезной нагрузки до 1 тонны, в рамках производства разведывательно-ударного комплекса средней дальности.

На данный момент в России эксплатируются, производятся и испытываются около 40-ка БПЛА различных моделей и модификаций и назначения: для целеуказания ракетного комплекса Искандер, воздушного наблюдения и разведки, морского наблюдения, ударного назначения, бесшумного наблюдения, дистанционного зондирования, ложные мишени. Несмотря на то, что СССР был мировым лидером в производстве и конструировании БПЛА в 80-е годы 20-го века, на 10-е годы 21 века, несмотря на опытные образцы превосходящие любые мировые аналоги, Россия отстаёт в применении и серийному производству БПЛА (находится на 5-ом месте в мире) и закупает некоторое их количество у Израиля и собирается производить их совместно.

Что еще может предложить Россия?

По последним данным, с 2012 года в российскую армию на вооружение принято 900 беспилотников. В основном это разведчики, корректировщики огня, перехватчики различных сигналов противника. В 2021 году российские военные получат сразу семь первых отечественных беспилотных авиационных комплексов «Орион» (он же «Иноходец») разведывательно-ударного назначения.

«Орион» — средневысотный беспилотник большой продолжительности полета. Размах крыльев — 16 м, длина — 8 м, взлетная масса — 1 т. Крейсерская скорость заявлена на уровне 120 км/ч, максимальная же скорость неизвестна. Аппарат способен работать на высотах до 7,5 км. Максимальное время полета — 24 часа.

Беспилотник может нести управляемые ракеты и авиабомбы нескольких типов. Специально для него изготовлены боеприпасы малых калибров, чтобы «Орион» мог поднять груз в воздух.

В апреле 2021 года на авиабазе ВВС США впервые провели запуск беспилотника Kratos UTAP-22 с помощью искусственного интеллекта. Система Skyborg подняла аппарат, управляла им и посадила. До сих пор, когда речь шла о боевых дронах, имелось в виду противостояние людей. Весной 2021 года, возможно, началась другая история — о противостоянии машин.

Запуск беспилотника Kratos UTAP-22 с «компьютерным мозгом» на борту

(Фото: ВВС США)

История создания и развития БПЛА

История беспилотников началась в Великобритании в 1933 году, когда на базе биплана Fairy Queen был собран самолет, управляющийся по радио. До начала Второй мировой войны и в первые годы было собрано более 400 таких машин, которые использовались в качестве мишеней при Королевском ВМФ.

Первой боевой машиной этого класса стали знаменитые немецкие Фау-1, оснащенные пульсирующим реактивным двигателем. Примечательно, что запускать самолеты-боеголовки можно было как с земли, так и с воздушных носителей.

Управлялась ракета следующими средствами:

автопилотом, которому задавались параметры высоты и курса перед запуском; дальность отсчитывалась механическим счетчиком, который приводился в действие за счет вращения лопастей в носовой части (последние запускались от набегающего воздушного потока); по достижении установленной дистанции (разброс — 6 км) взводились взрыватели, и снаряд автоматически переходил в режим пикирования.

Соединенные Штаты в годы войны выпускали мишени для тренировки зенитчиков — Radioplane OQ-2. Ближе к концу противостояния появились первые ударные беспилотники многократного действия — Interstate TDR. Самолет оказался малоэффективным из-за низкой скорости и дальности, которые были обусловлены дешевизной производства. Кроме того, технические средства того времени не позволили вести прицельный огонь, вести бой на большой дистанции без следования самолета-управления. Тем не менее успехи в применении машин были.

В послевоенные годы БПЛА расценивались исключительно в роли мишеней, но ситуация изменилась после появления в войсках зенитных ракетных комплексов. С этого момента беспилотники стали разведчиками, ложными целями для вражеских «зениток». Практика показала, что их использование сокращает потери пилотируемых ЛА.

БПЛА в бою

В Советском Союзе до 70-х годов активно выпускались тяжелые разведывательные самолеты в качестве беспилотных:

Ту-123 «Ястреб»; Ту-141 «Стриж»; Ту-143 «Рейс».

Значительные потери авиации во Вьетнаме для армии Соединенных Штатов обернулись возрождением интереса к БПЛА.

Здесь появляются средства для выполнения различных задач;

фоторазведка; радиотехническая разведка; цели радиоэлектронной борьбы.

В этом виде использовались 147E, которые собирали разведданные так эффективно, что многократно окупили стоимость всей программы по их же разработке.

В развитии БПЛА 80-90-х годов поучаствовали израильские специалисты. Изначально закупались устройства США, но быстро была сформирована собственная научно-техническая база для разработки. Лучше всех зарекомендовала себя . Израильская армия тоже продемонстрировала эффективность использования БПЛА, осуществляя операции против сирийских войск в 1982.

В 80-90-е очевидные успехи ЛА без экипажа на борту спровоцировали начало разработок у многих компаний по всему миру.

В начале 2000-х появился первый ударный аппарат – американский MQ-1 Predator. На борту устанавливались ракеты AGM-114C Hellfire. В начале века беспилотники в основном использовались на Ближнем Востоке.

Беспилотник на марше

До сих пор практически все страны активно разрабатывают и внедряют БПЛА. Например, в 2013 в ВС РФ поступили разведывательные комплексы с малой дальностью действия — «Орлан-10».

Также ведется разработка в КБ Сухого и МиГ новой тяжелой машины – ударного самолета со взлетной массой до 20 тонн.

Пожарные части получат беспилотники

Беспилотники появятся во всех подразделениях пожарной охраны в России. МЧС закупит 600 аппаратов в течение трех лет, рассказал «Известиям» первый замглавы ведомства Владимир Степанов. По словам экспертов, коптеры, которые применяют спасатели, помогают оценить масштабы возгорания и найти его очаг. Есть отечественные разработки, позволяющие тушить лесные пожары, но их стоимость в десятки раз выше.

Беспилотники помогут спасать леса от пожаров

Мобильные бригады, оснащенные дронами, смогут обнаружить очаги возгораний

К 2020 году МЧС на треть увеличит парк беспилотников. Планируется закупить не менее 600 аппаратов вертолетного типа — по 200 в год. Как рассказал «Известиям» первый замглавы ведомства Владимир Степанов, перед МЧС стоит цель поставить беспилотники во все подразделения пожарной охраны.

Чтобы научиться управлять коптерами, сотрудники пройдут обучение — теоретические и практические занятия. По окончании курса каждый специалист будет обязан сдать квалификационный тест. В 2020 году уже обучены 673 внешних пилота, в 2018-м дополнительно будут подготовлены еще 377 человек.

Сейчас в распоряжении МЧС имеется 1,5 тыс. беспилотников. Это, например, китайские коптеры DJI Phantom 3, отечественные Supercam X8. Они выполняют воздушную разведку, помогают оценить степень пожара, определить границы чрезвычайных ситуаций и найти пострадавших, проводят детальную съемку объектов, в том числе в темноте. Их также используют для мониторинга паводковой и ледовой обстановки.

Пожарные получат дополнительное финансирование

Подразделениям пожарной охраны позволят распоряжаться заработанными деньгами

Во время недавней трагедии в Кемерово беспилотники применялись для оценки состояния конструкций горящего ТЦ «Зимняя вишня».

В начале года вступил в действие указ президента «Об утверждении Основ государственной политики РФ в области пожарной безопасности на период до 2030 года». Документ предполагает «использование новейших достижений в области авиационных технологий, в том числе беспилотных авиационных систем». Они помогут повысить эффективность работы пожарных в зданиях, многоэтажных сооружениях, в лесах и других труднодоступных для наземных подразделений местах, следует из указа.

Согласно данным сайта госзакупок, коптеры, которые использует МЧС, стоят в среднем 100–200 тыс. рублей. По словам руководителя Эдуарда Багдасаряна, они помогают спасателям быстрее оценить обстановку и принять решение, но не участвуют в самом тушении пожаров. Есть отечественные специализированные разработки и в этой области, но стоят такие аппараты миллионы рублей и массово не используются, добавил эксперт.

Ранее «Известия» писали, что пожарная охрана получит дополнительное финансирование.

Что могут дроны

Как я уже говорил, удобство беспилотников оценили деятели разных областей. Например, такие компании, как Amazon, DHL, Zookal и Domino взяли коммерческие дроны «в штат»– коптер-курьер развозит книги, посылки и даже пиво и пиццу! И если в вышеперечисленных случаях устройства применяются в маркетинговых целях и воспринимаются, как экзотическое ноу-хау, то некоторые организации решили использовать БПЛА с еще большей пользой.

Например, компания Matternet намерена отправлять с квадрокоптерами медикаменты и предметы первой необходимости в глубинку, где запросто приобрести такие вещи невозможно. Только представьте, насколько это полезное устройство!

Идея создания боевых дронов, не так гуманна. Они тоже могут использоваться в качестве транспортирующего средства. Правда, переносят с их помощью менее приятные штуки, вроде бомб. Само собой, оснащенные камерой, они выполняют и роль разведчиков и наблюдателей.

Фермеры тоже нашли применение дронам. Сельскохозяйственные беспилотники распыляют удобрения и помогают в борьбе с вредными насекомыми. Кроме того, есть квадрокоптеры, оснащенные тепловизором, такие аппараты вовремя помогают выявить больное животное в стаде.

А несколько месяцев назад распространилась новость про украинский дрон. На сегодняшний день – это один из мощнейших сельскохозяйственных беспилотников, которые за час могут осмотреть 100 га поля, подсчитать количество высаженных зерен, просканировать почву и контролируют урожайность в течение всего сезона.

Израиль


defpost.com
БПЛА Hermes 900

Одной из сторон-участников действий на территории Сирийской арабской республики является Израиль, выполняющий как разведывательные полеты над территорией страны, так и удары по определенным целям. Основной задачей здесь является сдерживание Ирана и Сирии.

В том, что касается малоразмерных БПЛА, можно предположить их попадание в Сирию с территории Израиля. Так, в декабре 2014 г. сирийское государственное информационное агентство SANA сообщило о том, что израильский беспилотник Skylark был перехвачен в районе поселка Адар над провинцией Кунейтра. На опубликованных агентством фотографиях видимые повреждения отсутствуют, что говорит о технической неисправности как о наиболее вероятной версии произошедшего.

Более тяжелые БПЛА применяются Израилем с аэродромов, расположенных на своей территории. 21 марта 2017 г. работающий в Ливане панарабский спутниковый телеканал AlMayadeen сообщил о том, что израильский беспилотный летательный аппарат был сбит в сирийской провинции Эль-Кунейтра сирийскими ПВО. Модель сбитого беспилотника не называлась.

В сентябре 2017 г. было сообщено о том, что подразделение ПВО Сирийской армии сбило в районе Аль-Кисвах боевой БПЛА ВВС Израиля, который совершил атаку на неизвестный объект вблизи международного аэропорта Дамаска. БПЛА заходил на цель со стороны Ливана.

Можно предположить, что здесь потенциально могли применяться БПЛА MALE-класса Hermes 900, Heron и Eitan. Израиль не подтверждает возможности наличия оружия на борту БПЛА ЦАХАЛа. Вместе с тем размерность данных БПЛА и способность нести достаточно существенную полезную нагрузку могут свидетельствовать о возможности нести вооружение.

В проводимых операциях Израиль, комбинирует различные технические средства, используя пилотируемую авиацию и беспилотную, в том числе и барражирующие боеприпасы. Так, в январе 2019 г. Израиль нанес удар, в том числе с использованием подобных средств по различным военным объектам на территории Сирии. По озвученным Израилем данным, было поражено две системы «Панцирь» и более старая 9K33 «Оса».

Дрон-полицейский

В разговоре с RT редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин отметил, что преимущество «Волка-18» заключается в возможности многоразового использования. Такое изделие, как полагает эксперт, будет эффективно при необходимости устранения угрозы от одного или нескольких БПЛА.

«Я думаю, что такой аппарат будет в большей мере выполнять полицейские функции, то есть перехватывать отдельные малоразмерные аппараты. Для борьбы с роем дронов «Волк-18» не приспособлен, но с этой задачей, на мой взгляд, будет хорошо справляться самоходный комплекс «Деривация» с недорогими артиллерийскими боеприпасами», — рассуждает Литовкин.

Как считает эксперт, России имеет смысл создавать дроны-перехватчики, но они вряд ли смогут уменьшить значение традиционных средств ПВО в борьбе с беспилотниками.

«Основное применение «Волка-18», на мой взгляд, будет заключаться в предотвращении несанкционированной съёмки подлежащих охране объектов и борьбе с запуском беспилотников, которые нигде не зарегистрированы и не оформлены», — предположил Литовкин.

  • Беспилотник-перехватчик «Волк-18»

Этот взгляд на специализацию «Волка-18» разделяет и военный эксперт Юрий Лямин. В беседе с RT он назвал новейший отечественный беспилотник перспективным средством нейтрализации опасности, исходящей от мультикоптеров — малоразмерных аппаратов, которые сейчас массово используются для разведки и диверсий.

«Волк-18» более скоростной, чем обычные коптеры. Соответственно, он может их догнать, применить сеткомёты или протаранить. Это вещь перспективная, но широко применяться будет, скорее всего, в антитеррористических целях и в городской местности, где огонь по беспилотникам может вызвать панику у мирного населения», — пояснил Лямин.

По словам эксперта, отечественные конструкторы нашли оригинальное и безопасное решение, оснастив «Волк-18» сеткомётами.

«Если этому БПЛА удастся обойтись одними сетками, то это вообще будет очень дешёвым способом борьбы с нежелательными беспилотниками. К тому же «Волк-18» является мобильной системой — её легко перевезти, развернуть и запустить в нужной локации. Другие системы более крупные, на их развёртывание требуется больше времени», — резюмировал Лямин. 

Решаемые задачи

Можно классифицировать на четыре основные группы:

  • обнаружение ЧС;
  • участие в ликвидации ЧС;
  • поиск и спасение пострадавших;
  • оценка ущерба от ЧС.

В таких задачах старший оператор должен оптимальным образом выбрать маршрут, скорость и высоту полета ДПЛА, чтобы охватить район наблюдения за минимальное время или количество пролетов с учетом секторов обзора телевизионной и тепловизионной камер.

При этом необходимо исключать двукратный или многократный пролет одних и тех же мест с целью экономии материальных и людских ресурсов.

Дополнительный материал доступен по кнопке «Скачать» после статьи

Беспилотный штурмовик «Предатор»

Зато в центре внимания — ударный беспилотник. Этот вид вооружения применялся во время операции против Ливии (2011). Использовался наиболее распространенный тип, Predator, обладающий достаточно неплохими характеристиками. Возможность нести ракеты для стрельбы по наземным целям или управляемые бомбы, высокий (свыше 7 тыс. м) потолок компенсируют относительно небольшую скорость. Управление производится с наземных пунктов, а в последнее время даже прорабатывается возможность удаленного пилотирования с баз, находящихся на территории США, через спутниковые каналы связи. Такая информационная завязанность порой не всегда играет на руку интересам стран, обладающих впечатляющими технологическими достижениями. Во время разведывательного полета над Ираком в 2008 году один из «Предаторов» снабжал информацией не только свои вооруженные силы, но и отряды повстанцев. Выяснилось это случайно, после пленения одного из боевиков, у которого был обнаружен портативный компьютер с видеозаписью. Для считывания видеопотока использовались программные средства, разработанные в России.

За время своей военной карьеры «Предаторы» несли потери. Сбивали их над Югославией, Ираком и Афганистаном. Несколько штук разбились из-за ошибок пилотирования и технических неполадок. В настоящее время конструкция этого типа БЛА секрета не составляет. Любой желающий может даже приобрести подобные беспилотные летательные аппараты. Цены зависят от комплектации, однако и самый скромный вариант «игрушки» обойдется в семизначную долларовую сумму (около пяти миллионов).

Принцип работы

Принцип работы БПЛА зависит от его конструктивных особенностей. Существует несколько компоновочных схем, которым соответствует большинство современных ЛА:

Фиксированное крыло. В этом случае устройства близки к самолетной компоновке, имеют роторные или реактивные двигатели. Такой вариант наиболее экономичен по топливу и имеет большой радиус действия; Мультикоптеры. Это винтовые машины, оснащенные не менее двумя моторами, способны осуществлять вертикальный взлет/посадку, зависать в воздухе, поэтому особенно хороши для разведки, в том числе в городской среде; Вертолетный тип. Компоновка вертолетная, системы винтов могут быть разными, например, российские разработки часто оснащаются соосными винтами, что роднит модели с такими машинами, как «Черная акула»; Конвертопланы. Это комбинация вертолетной и самолетной схемы. Для экономии пространства поднимаются в воздух такие машины вертикально, в полете меняется конфигурация крыла, и становится возможным самолетный метод передвижения; Планеры. В основном это устройства без двигателей, которые сбрасываются с более тяжелой машины и двигаются по заданной траектории. Этот тип подходит для разведывательных целей.

Силовая установка крепится в корпусе, здесь же размещается управляющая электроника, средства управления и связи. Корпус представляет собой обтекаемый объем для придания конструкции аэродинамической формы. Основой же прочностных характеристик является рама, которая обычно собирается из металла или полимеров.

Простейший набор управляющих систем следующий:

процессор; барометр для определения высоты; акселерометр; гироскоп; навигатор; оперативное запоминающее устройство; приемник сигнала.

Военные устройства управляются при помощи пульта (если дальность действия небольшая) либо по спутникам.

Сбор информации для оператора и программного обеспечения самой машины поступает из датчиков различных типов. Используются лазерные, звуковые, инфракрасные и прочие типы.

Навигация проводится за счет GPS и электронных карт.

Поступающие сигналы трансформируются контроллером в команды, которые передаются уже на исполняющие устройства, например, рули высоты.

Характеристики летательных аппаратов России

Необходимо отметить, что российские военные беспилотники создаются в первую очередь для самообороны и только потом для нанесения ответного удара. Зарубежные аналоги имеют другие приоритеты — подавляющее большинство дронов ударные.

И123К (Ту-123)

В 1964 году был создан сверхзвуковой комплекс ЯСТРЕБ, который осуществлял дальнюю разведку. Он получил название И123К (Ту-123).

ТТХ 

Скорость2600 км/ч
Дальность2000 км
Высота22800 м

Ту-123

С 1964 по 1972 г. изготовлено 52 БПЛА. Военные беспилотники России были неуязвимы для средств обнаружения со стороны потенциального противника. Авиационный комплекс разведки с аналогичными параметрами США создало через 10 лет. Но американский беспилотный самолет-разведчик  был пилотируемым.

Русский беспилотник ТУ-143 РЕЙС

В 1973 году этот русский беспилотник был принят на вооружение.

ТУ-143 РЕЙС

Самолеты-беспилотники Туполева были уникальны тем, что благодаря применению композиционных материалов, они почти незаметны на радиолокаторах.

ТТХ

Скорость950 км/ч
Дальность95 км
Высота100-6000 м

Ту-141 Стриж

Следующей разработкой стал комплекс Ту-141 СТРИЖ.

Ту-141 СТРИЖ

На его борту находился большой арсенал аппаратуры, который позволял вести 5 видов разведки. По своим характеристикам он превосходил предыдущий аналог «Рейс».

ТТХ

Скорость1100 км/ч
Дальность500 км
Высота22800 м
  • скорость — 1100 км/ч;
  • дальность — 500 км;
  • высота — 50-6000 м.

С 1982 года началось изготовление дистанционно-управляемых беспилотных средств. Необходимость была вызвана эффективной работой израильских аналогов в конфликте с арабами. Преимущество управляемых БПЛА — наличие возможности оперативной смены программы полета и выполнения поставленных задач.

Пчела-1T

Одним из первых в 1997 году принят на вооружение комплекс ПЧЕЛА-1Т. Он состоял из самоходной установки, пункта управления и летательного аппарата.

ПЧЕЛА-1Т

ТТХ

Скорость140 км/ч
Дальность70 км
Высота100-3500 м

БПЛА СКАТ

СКАТ

Новый беспилотник разработан в 2007 году. Это довольно мощный аппарат с размахом крыльев 11,5 м и взлетной массой 20000 кг.

ТТХ беспилотника-дрона

Скорость850 км/ч
Дальность4000 км
Высота15000 м

Беспилотник-дрон не принят на вооружение из-за отсутствия финансирования. Однако работы по его внедрению продолжаются.

Применение дронов в повседневной жизни

Возможности гражданских дронов стремительно расширяются.

Где еще нашли применение «мирные» беспилотники:

  1. В сельском хозяйстве — для распыления средств борьбы с вредителями и грызунами, оценки степени зараженности растений и зарастания полей сорняками, охраны сельхозугодий.
  2. В строительстве — для мониторинга и контроля работ, сравнения текущего состояния объектов с плановой документацией, определения параметров выполненных работ для расчета с подрядчиками, оперативного мониторинга размещения строительной техники, материалов и временных сооружений, оценки аварийных ситуаций.
  3. В «беспилотной журналистике» — при подготовке репортажей из мест боевых действий, с массовых мероприятий, спортивных соревнований, для наблюдений за дикой природой.
  4. В поиске и спасении людей, потерявшихся в труднодоступных местностях (горах, лесах, океанах), попавших в лавину или провалившихся в пещеру.
  5. В медицине — для доставки медикаментов пациентам слаборазвитых стран, людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях и зонах бедствия.
  6. В борьбе с правонарушителями для анализа дорожно-транспортных происшествий, мониторинга толпы на мероприятиях с большим скоплением людей, обследования подозрительных вещей, выслеживания преступников.
  7. В науке — при проведении исследовательских проектов для «спасения планеты»: восстановление лесов, отслеживание таяния ледников, составление климатических прогнозов.
  8. Для исполнения безумных фантазий, сохранения впечатлений о приятных событиях, уникальных путешествиях и открытиях в фото- и видео-воспоминаниях.

Глобальные меры противодействия

Логика развития средств нападения и защиты всегда такова, что вначале появляются средства нападения и лишь затем, иногда через довольно значительный промежуток времени, удается противопоставить новой угрозе средства защиты.

Специалисты в военной области давно работают над системами и мерами противодействия БПЛА для целей военной безопасности. Однако взятые отдельно друг от друга в большинстве своем эти средства неэффективны в городских условиях или не могут быть применены по санитарным и иным ограничениям. Их плюсы и минусы, в особенности средств обнаружения дронов, достаточно профессионально рассмотрены в статье Дениса Грознова “Дроны и системы охраны: ПВО в миниатюре”, опубликованной в журнале “Системы безопасности” № 5/2019 (стр. 62–63)6.

Возникает вопрос: можно ли при существующей системе обеспечения общественной безопасности имеющимися на вооружении органов правопорядка силами и средствами обеспечить защиту объектов гражданской инфраструктуры и людей в местах массового пребывания от всех возможных угроз, связанных с применением БПЛА? Безусловно, нет!

Это невозможно, даже если сосредоточить на прикрытии таких объектов все существующие в стране силы и средства противовоздушной обороны. И не потому, что их недостаточно. Просто они и не предназначены для решения этих задач.

Поэтому совершенно неверны рассуждения о том, что борьба с БПЛА – дело только военных. Какой же выход из сложившегося положения?

Попытаемся тезисно изложить свою точку зрения.

На наш взгляд, требуется федеральная программа, предусматривающая разработку и реализацию комплекса взаимоувязанных мер правового, организационного и технического регулирования применения беспилотных летательных аппаратов в районах нахождения критически важных объектов инфраструктуры и мест массового скопления людей. Рискуя навлечь на себя огонь критики, все же считаем, что на первом этапе этой программы в условиях невозможности обеспечить действенный контроль за приобретением и применением БПЛА должны быть введены жесткие ограничения (запрет), вплоть до уголовной ответственности, на использование каких-либо типов БПЛА в районах населенных пунктов, вблизи мест массового скопления людей или критически важных объектов, кроме специально предусмотренных случаев. Из 500 тыс. беспилотников в Российской Федерации, как следует из оперативных данных Росавиации, по состоянию на 24 ноября текущего года зарегистрировано всего 8,3 тыс. аппаратов7.  Это связано с тем, что коммерческие и иные преимущества от использования дронов гораздо менее очевидны, чем заложенные в них потенциальные угрозы общественной безопасности. Ведь ни у кого не вызывает сомнение запрет на ношение в общественных местах опасных взрывчатых или химических веществ

Почему средство повышенной опасности, парящее у вас над головой, несущее на себе непонятно что и управляемое неизвестно кем, должно вызывать другую реакцию?
Одним из ключевых элементов программы должны стать предупреждение и профилактика преступлений, связанных с применением БПЛА: выявление мест изготовления и ввоза комплектующих к ним, подготовки операторов дронов и другие меры оперативного характера.
Важной представляется разработка перечня категорий объектов, подлежащих защите от действий БПЛА, обязательных правил и требований по их защите.
Необходимо установить периметры безопасности вокруг таких объектов, допускающие безусловное уничтожение БПЛА в случае пересечения их границ.
С учетом зависимости систем управления большинства дронов от наличия и режимов работы источников электромагнитных полей определенных диапазонов частот и радиоканалов управления, а также каналов радионавигации следует активнее применять меры энергетического и частотного ограничения таких источников и каналов в районах возможного противоправного применения БПЛА.
Для непосредственной защиты объектов городской инфраструктуры и мест массового пребывания людей необходима разработка и создание комплексов и систем, позволяющих своевременно обнаруживать запуск и полет БПЛА, идентифицировать его, эффективно (до рубежа выполнения дроном задачи) осуществлять перехват, нейтрализацию или физическое уничтожение.

Однако только эти меры, конечно, не остановят террористов.

Принцип работы

Принцип работы дрона прост. К раме из легких композитных материалов или сплавов легких металлов крепятся остальные элементы:

  1. Полетный контроллер, принимающий сигналы от наземного пульта управления или бортового компьютера и перенаправляющий их на другие элементы конструкции. Базовый набор элементов контроллера составляют датчики высоты (барометр) и положения в пространстве (гироскоп), устройство для измерения ускорения (акселерометр), GPS-навигатор, Wi-Fi, ОЗУ.
  2. Двигатели, пропеллеры и регуляторы оборотов, обеспечивающие полет.
  3. Элементы питания — аккумуляторы.

После поступления сигнала полетный контроллер обрабатывает его и направляет на регулятор оборотов, который придает аппарату нужную скорость. Чтобы набрать высоту, система наращивает обороты на всех двигателях. Пропеллеры (всего их 4) вращаются попарно по часовой стрелке и против нее, обеспечивая стабильность полета. Если все винты работают с одинаковой скоростью, дрон взлетает; если 1 начинает работать быстрее, аппарат наклоняется; если 2 винта работают сильнее, машина поворачивается в нужную сторону.

Характеристики многих БПЛА — военная тайна

Достоверно известно только о тех БПЛА, испытания которых проводились официально. Информация о других засекречена. Как на самом деле показывают себя в воздухе секретные машины, пока никто, кроме самих разработчиков, не знает.

К примеру, Китай не ведет сейчас никаких вялотекущих или гибридных войн и не демонстрирует свои возможности в этой сфере, однако в будущем он способен серьезно изменить характер боевых действий. Пока же об истинных успехах большинства китайских БПЛА можно судить только по данным разведки или на примере тех немногих моделей, которые поставляются на экспорт. По опубликованным параметрам, китайские дроны — идеальные машины. Правда, как и многое в Китае, они созданы «по мотивам» западных разработок.

Китайский БПЛА CH-4

В частности, на экспорт поставляются дешевые аналоги американских MQ-1 Predator MQ-9 Reaper — разведывательно-ударные CH-4. При цене вдвое ниже американских прототипов покупателями CH-4A/B стали Алжир, Иордания, Ирак, Пакистан, Туркменистан, Мьянма, ОАЭ и Саудовская Аравия.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий