Семейство 737
Авиалайнер семейства 737 находится в производстве с 1967 года. Это был очень удачный проект – как с точки зрения конструкции самолета, так и с коммерческой точки зрения. Он остается одним из самых распространенных пассажирских самолетов в мире.
Image caption
Планер Boeing 737 был спроектирован совсем под другие двигатели. Этот снимок сделан в 1968 году
737 использовал схему, которая впоследствии стала классической для пассажирских самолетов – низкоплан (его крыло находится в нижней части фюзеляжа) с двигателями, расположенными под крылом.
Первый Boeing 737-100 был рассчитан на перевозку от 85 до 215 пассажиров. Оригинальная серия включала в себя модели 100 и 200. Планер этого самолета был рассчитан на использование турбореактивных двигателей Pratt & Whitney JT8D-1, которые по форме напоминали удлиненную сигару и занимали все пространство под крылом самолета.
При этом высота стоек шасси была рассчитана таким образом, чтобы самолет находился как можно ближе к поверхности земли и его было проще обслуживать.
В 1980-х годах на смену первому поколению 737-х, которое в истории осталось под названием Original, пришло новое, получившее название Classic. Именно тогда Boeing 737 получил свой привычный облик, который определили двигатели нового типа – турбовентиляторные. Они были менее шумными, более экономичными, но заметно большего диаметра.
Конструкторам американской корпорации пришлось решать проблему – как разместить их под крылом. Их пришлось вынести далеко вперед.
Image caption
Boeing 737-400 – представитель поколения Classic
Кроме того, детали двигателей, расположенные в нижней части, пришлось вынести на боковые стенки – 737 получил характерные очертания моторов некруглой формы.
Какие авиаперевозчики эксплуатируют Боинг 737-700
Авиаконцерн Боинг серийно выпускает самолеты модели 737-700 в разных модификациях. Конвертируемая базовая версия (пассажирский/грузовой) – 737-700С. Модель с увеличенной дальностью полета – 737-700ER. По спецзаказам авиапроизводитель также поставляет лайнеры бизнес-варианта BBJ – Boeing Business Jet. Все перечисленные модели успешно эксплуатируются многими мировыми авиаперевозчиками для транспортировки пассажиров чартерными и регулярными рейсами.
Самые известные эксплуатанты Боинг 737-700:
- В авиапарке известного российского перевозчика Нордавиа числится 2 лайнера данной модели.
- Российский перевозчик Лукойл-Авиа эксплуатирует модели BBJ – Boeing Business Jet.
- Два Боинга 737-700 также находятся в парке авиации компании Газпром авиа.
- Региональный перевозчик Якутии – Алроса использует на своих рейсах 2 лайнера данной модели.
- Один самолет в парке флагманского авиаперевозчика Турции Turkish Airlines.
- 8 лайнеров находятся в эксплуатации нидерландской бюджетной авиакомпании Transavia Airlines.
- В парке авиации крупной китайской компании China Eastern Airlines насчитывается 43 самолета.
Авиалайнер Боинг 737-700 эксплуатируют и другие мировые компании, оценившие высококачественные технические данные, надежность, экономичность и безопасность новой узкофюзеляжной модели из серии Next Generation. На сегодняшний день серийное производство продолжается. В концерн Боинг поступают заказы на поставку новых единиц.
Какие авиакомпании эксплуатируют Boeing 737
Сегодня авиалайнеры Boeing 737 разных модификаций эксплуатируются на рейсах средних и малых магистралей многими авиакомпаниями в 115 странах мира. Эта модель имеет большую востребованность и среди российских авиаперевозчиков.
Аэрофлот
Крупный российский перевозчик заключил контракт на поставку Боингов в парк авиации с известным американским авиапроизводителем в 2011 году. По данным на 2018 год, в эксплуатации самого популярного отечественного авиаперевозчика находятся 42 самолета Boeing 737-800, ожидается поставка еще 5 единиц.
Самолеты укомплектованы двухклассовыми пассажирскими салонами на 158 человек. Для путешествующих по тарифу бизнес предусмотрено 20 посадочных мест в отдельном комфортабельном салоне.
S7 Airlines
Российская авиакомпания S7 Airlines, совершающая пассажирские перевозки по внутренним и международным направлениям, эксплуатирует 21 Боинг 737-800 и 2 авиалайнера модификации МАХ8. В заказе еще 9 самолетов.
Салоны пассажирских лайнеров имеют двухклассовую компоновку. Общее количество посадочных мест – 176 (8 кресел – бизнес класс).
Nordwind Airlines
В самолетном парке российской чартерной авиакомпании Nordwind 5 Боингов модификации 737-800. Единый салон экономичного класса вмещает 189 пассажиров.
Победа
Российская бюджетная компания Победа, являющаяся дочерным предприятием Аэрофлота, задействует на своих маршрутах 23 Боинга 737-800 вместительностью на 189 пассажиров. Это все самолеты, имеющиеся в парке авиации данного перевозчика. В скором времени воздушный флот пополнится еще 7 лайнерами данной модификации. Также в заказе 20 Боингов версии 737МАХ8.
Flydubai
В парке самолетов государственного бюджетного авиаперевозчика ОАЭ 51 Боинг 737-800, 10 лайнеров модификации 737 МАХ 8 и 2 самолета 737 МАХ 9.
Салон базовой модели компонован на один класс обслуживания вместимостью на 189 человек. Также есть лайнеры двухклассовой компоновки, рассчитанные на перелет 174 пассажиров.
Боинги четвертого поколения укомплектованы комфортабельными двухклассовыми салонами на 166 и 172 посадочных мест.
В заказе перевозчика Флайдубай 121 Боинг 737 МАХ 8, 68 – МАХ 9 и 50 единиц МАХ 10.
ЮТэйр
В эксплуатации российского перевозчика ЮТэйр 9 Боингов 737-800. Салоны компонованы на один и два класса обслуживания. Пассажировместимость – 159/186 человек.
Royal Flight
Российская чартерная авиакомпания Роял Флайт имеет в парке авиации 2 Боинга 737-800. Салоны компонованы на один класс обслуживания эконом вместимостью на 189 посадочных мест.
Азур Эйр
Отечественный авиаперевозчик Azur Air задействует на своих авиалиниях 6 лайнеров модификации 737-800. Салон на 1 класс обслуживания вмещает 189 пассажиров.
Белавиа
Белорусская авиакомпания Белавиа содержит в авиационном парке 7 Боингов 737-300 (одноклассовый на 189 чел.), 6 лайнеров 737-500 (двухклассовые салоны на 120/123 и 148 чел.) и 5 самолетов 737-800 (одноклассовый салон на 189 чел). В заказе находятся 4 Боинга модификации МАХ8.
Россия
Авиакомпания Россия эксплуатирует 16 лайнеров 737-800. Салоны компонованы на 1 и 2 класса обслуживания. Общее количество посадочных мест – 168/189.
Нордавиа
В эксплуатации российского перевозчика Nordavia, базирующегося в Архангельске, 9 Боингов 737-500 (одноклассовые салоны на 132/135 пассажиров) и 2 лайнера 737-700 (1 класс обслуживания, вмещающий 148 человек). В заказе 2 самолета В737-800.
NordStar
Авиакомпания РФ NordStar (Таймыр) содержит в авиапарке 9 самолетов Boeing 737-800. Двухклассовая компоновка салона на 180 человек. Также задействуется один Боинг модификации 737-300 с пассажирским салоном эконом класса на 148 человек.
Pegas Fly
В авиапарке российского перевозчика Pegas Fly находятся 4 Боинга модификации 737-800. Одноклассовый салон на 189 пассажиров.
Турецкие Авиалинии
Крупный флагманский авиаперевозчик Турции эксплуатирует на своих маршрутах 105 Боингов 737-800. Салон компонован на 2 класса обслуживания. Общее количество посадочных мест – 165.
В парке авиации также имеются Боинги 737-700 (1 самолет вместимостью на 149 человек в салоне экономичного класса) и модификация 737-900ER (15 лайнеров, двухклассовые салоны на 159 человек).
В заказе перевозчика Turkish Airlines 65 лайнеров Boeing 737 МАХ 8 и 10 единиц 737 МАХ 9.
Популярность Боингов линейки 737 вполне обосновывается высоким уровнем надежности, экономичности, безопасности и максимальным комфортом для пассажиров. В737 разных модификаций занимают подавляющее большинство в парке авиационной техники многих мировых перевозчиков.
Версии Боинг 737max
Изначально разработчики создавали три базовых модификации модели. С течением их стало в два раза больше.
Основные модели Боинг 737 max представлены в таблице:
Модификации | Особенности |
737 MAX 7 |
|
737 MAX 8 |
|
737 MAX 8-200 |
|
737 MAX 8 ERX |
|
737 MAX 9 |
|
737 MAX 10 |
|
Лётно-технические характеристики
Технические характеристики Boeing 737 Next Generation
737-600 | 737-700 / 737-700ER | 737-800 | 737-900ER | |
Экипаж | Два пилота | |||
Пассажировместимость | 130 (1 класс, плотная компоновка) 123 (1 класс) 108 (2 класса, обычная) | 148 (1 класс, плотная) 140 (1 класс, обычная) 128 (2 класса, обычная) | 189 (1 класс, плотная) 175 (1 класс, обычная) 160 (2 класса, обычная) | 215 (1 класс, плотная) 204 (1 класс, плотная) 174 (2 класса, обычная) |
Расстояние между креслами | 76 см (1 класс, плотная) 81 см (1 класс, обычная) 91 см и 81 см (2 класса, обычная) | 71 см (1 класс, плотная) 76 см (1 класс, плотная) 91 см и 81 см (2 класса, обычная) | ||
Ширина кресел | 43 см (1 класс, 6 кресел в ряд) | |||
Длина | 31,2 м | 33,6 м | 39,5 м | 42,1 м |
Размах крыла | 35,7 м | |||
Высота | 12,6 м | 12,5 м | ||
Стреловидность крыла | 25,02° | |||
Удлинение | 9,45 | |||
Ширина фюзеляжа | 3,76 м | |||
Высота фюзеляжа | 4,01 м | |||
Ширина кабины | 3,54 м | |||
Высота кабины | 2,20 м | |||
Масса пустого | 36 378 кг | 38 147 кг | 41 413 кг | 44 676 кг |
Максимальная взлётная масса | 66 000 кг | Базовая модель: 70 080 кгER: 77 565 кг | 79 010 кг | 85 130 кг |
Максимальная посадочная масса | 55 112 кг | 58 604 кг | 66 361 кг | |
Объём груза | 21,4 м³ | 27,3 м³ | 45,1 м³ | 52,5 м³ |
Разбег (МВМ, на уровне моря, стандартные погодные условия) | 1750 м | Базовая модель: 1600 мER: 2100 м | 2400 м | 3000 м |
Потолок | 12 500 м | |||
Крейсерская скорость | 828 км/ч | 823 км/ч | ||
Максимальная скорость | 876 км/ч | |||
Дальность с макс. загрузкой | Базовая модель: 5648 кмWL: 5970 км | Базовая модель: 6230 кмWL: 6370 кмER: 10695 км (1 класс, 9 доп. баков | Базовая модель: 5665 кмWL: 5765 км | Базовая модель: 4996 км (1 класс)Базовая модель: 5925 км (2 класса, 2 доп. бака)WL: 6045 км (2 класса, 2 доп. бака) |
Макс. объём топлива | Не ER: 26 020 л ER: 40 530 л | 29 660 л | ||
Двигатели (x2) | CFM 56-7B20 | CFM 56-7B26 | CFM 56-7B27 | |
Максимальная тяга (x2) | 101 кН | 117 кН | 121,4 кН | |
Крейсерская тяга (x2) | 23,18 кН | 24,38 кН | ||
Диаметр вентилятора | 1,55 м | |||
Длина двигателя | 2,51 м | |||
Клиренс двигателей | 46 см | 48 см |
Новые двигатели
Последующие поколения 737-х – New Generation, запущенное в начале 1990-х, и нынешнее Max – продолжали страдать от низкой посадки самолета. Двигатели становились все больше, а высота “Боинга” не менялась.
Глубокая модернизация, которой подвергался этот самолет на каждом этапе, затрагивала двигатели, форму и материалы крыла, оформление салона, при этом его фюзеляж удлинялся. Неизменным все это время оставался центроплан, который определял собой длину стоек шасси.
Поэтому, когда поколение Max получило еще более мощные и экономичные, но при этом и большие моторы LEAP-1B, их пришлось еще больше выносить вперед и чуть поднимать над землей.
Именно это изменение положения двигателей вкупе с увеличением их мощности, как считают эксперты, и привело к необходимости внедрения системы MCAS.
Новые двигатели изменили поведение самолета в воздухе, и исправить это оказалось проще всего при помощи этой системы.
Лайнер поколения Max помимо двигателя получил новую панель управления, обновленное крыло с новыми законцовками, в нем также был увеличен процент композитных материалов.
При этом неизменной осталась система управления – Boeing 737 исповедует концепцию традиционного управления самолетом – в отличие от схемы “электродистанционного” (fly-by-wire), когда сигнал от ручки управления передается сначала на бортовой компьютер, который уже задействует соответствующие плоскости. Компания Airbus была пионером внедрения этой системы на лайнерах А320.
Теперь ее в той или иной степени используют многие другие. Так, например, в Boeing 777 традиционная система управления дублирует fly-by-wire, а управление российского SuperJet полностью электродистанционное.
Лучшие места в Boeing 737-800
На схеме салона показаны лучшие места
Если вам важно выбрать место заранее, тогда подробно изучайте схему салона
Итак, в самолете эконом-класса лучшими являются такие места:
15 и 16 ряд. Считается, что это одни из лучших мест
Тут увеличено пространство для ног, а это для многих пассажиров очень важно. Но спинка кресел может откидываться не полностью или совсем не откидываться, так как тут расположен запасной выход.
17 ряд — места В, С, D, Е
Тут тоже иногда увеличено расстояние между креслами, поэтому для ног отведено больше пространства. Но из-за того, что здесь расположены аварийные выходы, на этих креслах не могут сидеть инвалиды, беременные женщины и дети, а еще всю ручную кладь нужно убирать на полки, нельзя оставлять на полу.
Почти у каждого сидения можно найти и плюсы, и минусы.
Характеристики и схема сидений Boeing 787
Современный Боинг 787 Dreamliner оснащен малошумными и экономичными двигателями General Electric GEnx-1B. Длина фюзеляжа, изготовленного на 50% из композитных материалов – 56.7 м (параметр базовой версии). Ширина корпуса – 5.77 м, высота – 5.97 м.
Крейсерская скорость – 902 км/ч, максимальная – 956 км/ч. Дальность полета (в зависимости от модификации) – 13 620-14 140 км. Высота полета – 13 100 м.
Самолет оборудован стреловидными крыльями с переменным изгибом законцовок и одкокилевым оперением. Увеличенное багажное отделение. В салоне функционирует новейшая система климат-контроля и эффективная система поддержания давления на оптимальном уровне, даже когда самолет находится на максимальной высоте.
В самолете Боинг 787 Dreamliner широкий пассажирский салон с увеличенными проходами между рядами кресел. Установлены удобные сиденья с разнообразным оснащением и практичным механизмом раскладывания. Оборудованы более вместительные полки для личного багажа туристов и высокие окна (46 см) с регулируемым электрохромным затемнением.
На спинке кресел установлены мониторы с развлекательными программами, передаваемыми за счет бортовой беспроводной связи. В самолете также функционирует широкополосный интернет, запускаемый спутниковой системой.
Ширина пассажирского салона – 5.49 м. В базовых моделях он компонуется на два класса обслуживания – бизнес и эконом. Стандартное количество посадочных мест – 242-330. По заказу авиаперевозчиков пассажирский салон компонуется на один или несколько классов обслуживания. Предлагаем ознакомиться с планировкой салона Боинга 787 на 246 посадочных мест в двухклассовом салоне (бизнес + эконом).
Схема салона Boeing 787 Dreamliner
В авиалайнере 42 ряда пассажирских кресел. Первые четыре занимает класс бизнес. Сиденья установлены попарно в три ряда. Между 3 и 4 рядом большой проход, где оборудованы аварийные выходы и туалеты для пассажиров бизнес класса. Количество посадочных мест в салоне – 24.
С 11 по 42 – экономичный класс, рассчитанный на перелет 222 пассажиров. Кресла установлены в три ряда по схеме 3х3х3. Салон разделен на два сектора: 11-42, 31-42. Между ними оборудован большой проход с аварийными люками, туалетами и другими техническими помещениями.
Еще несколько пассажирских выходов, санузлов и бортовых кухонь расположены в носовой и хвостовой части самолета.
Новости
Следуя курсу постоянной модернизации корпорация в 2004 г. представила своим клиентам пакет доработок Short Field Performance. Пакет создан по заказу авиаперевозчика Gol Transportes Aéreos, который специализируется на аэропортах с ограниченной длиной полосы. В результате улучшены взлётно-посадочные показатели воздушного судна. Пакет входит в стандарт оборудования 737-900ER. Но по заказу им можно оборудовать иные версии NG.
Также среди предложений Boeing — керамические тормозные диски (разработка Messier-Bugatti), их внедрение экономит до полупроцента топлива. Первый заказчик — воздушный перевозчик Delta Air Lines, получивший улучшенную тормозную систему летом 2008 г. на самолёт версии −700.
Заказы и поставки
Модификации | Заказы | Поставки | ||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Коммерческие | Всего | Заказы | Всего | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 |
737-600 | 69 | 69 | 10 | 3 | 3 | 6 | 5 | 4 | 6 | 24 | 8 | |||||||||
737-700 | 1224 | 126 | 1098 | 12 | 7 | 43 | 23 | 51 | 61 | 101 | 103 | 93 | 109 | 80 | 71 | 85 | 75 | 96 | 85 | 3 |
737-700C | 18 | 3 | 15 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | |||||||||
737-700W | 14 | 14 | 2 | 2 | 5 | 2 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||
737-800 | 4551 | 1451 | 3100 | 347 | 351 | 292 | 323 | 283 | 190 | 214 | 172 | 104 | 78 | 69 | 126 | 168 | 185 | 133 | 65 | |
737-800A | 53 | 25 | 28 | 8 | 9 | 5 | 1 | 3 | 2 | |||||||||||
737-900 | 52 | 52 | 6 | 6 | 11 | 8 | 21 | |||||||||||||
737-900ER | 524 | 307 | 217 | 67 | 44 | 24 | 15 | 28 | 30 | 9 | ||||||||||
Всего | 6505 | 1912 | 4593 | 434 | 411 | 365 | 366 | 367 | 284 | 324 | 291 | 208 | 199 | 167 | 213 | 281 | 269 | 253 | 158 | 3 |
Business Jet | ||||||||||||||||||||
737-700BBJ | 118 | 3 | 115 | 5 | 2 | 7 | 4 | 4 | 4 | 6 | 9 | 3 | 3 | 3 | 8 | 13 | 11 | 25 | 8 | |
737-800BBJ | 21 | 2 | 19 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 5 | ||||||||
737-900BBJ | 6 | 6 | 4 | 1 | 1 | |||||||||||||||
Всего | 145 | 5 | 140 | 6 | 4 | 7 | 10 | 5 | 6 | 6 | 11 | 4 | 3 | 6 | 10 | 18 | 11 | 25 | 8 | |
Итого | 6650 | 1917 | 4733 | 440 | 415 | 372 | 376 | 372 | 290 | 330 | 302 | 212 | 202 | 173 | 223 | 299 | 280 | 278 | 166 | 3 |
Данные на декабрь 2013 г.
Classic
Со временем (к 1979 году) необходимость проектирования новых самолетов стала крайне актуальной, так как помимо больших топливных затрат, а также дорогостоящего и трудоемкого обслуживания «оригинальные» самолеты имели еще одну проблему — повышенный уровень шума на борту. Уже в 1980 году на основе модели 737-200 Advanced инженеры представили миру современный на тот момент лайнер на 150 пассажирских мест — 737-300. Он получил и новые двигали, и усовершенствованный салон. Главными отличиями этого самолета, из-за которых он уже не мог относиться к «оригинальным», стали изменения аэродинамики и появление форкиля. Длина самолета Boening 737-300 увеличилась на 3 метра по сравнению с предшественником и составила 33.18 метров. Дальность полетов — 4 400 км.
Боинг 737-400 был разработан в первую очередь по многочисленным заявкам чартерных перевозчиков с целью увеличения салона, для чего потребовалось полностью переработать систему кондиционирования.
Последняя особенность была позже перенесена на другие удлиненные лайнеры (-800 и -900). Длина фюзеляжа 400-й модели составляет около 36 метров, а вместимость салона — 168 человек. Максимальная дальность рейсов составляет 5 000 км.
Боинг 737-400. Отчетливо видны пропущенные иллюминаторы и 2 аварийных выхода
Боинг 737-500 — самый маленький представитель классической серии (меньше предшественника на 2 метра), но вместе с этим он может преодолевать дистанции до 5 200 км и по сей день эксплуатируется многими авиакомпаниями. Серийное производство прекратилось в 1999 году, так как компания представила более современную альтернативу — Боинг 737-600, который уже относится к «новому поколению».