Зона турбулентности в самолете: что это такое

Примеры турбулентности

Ламинарные и турбулентные потоки воды по корпусу подводной лодки. По мере увеличения относительной скорости воды возникает турбулентность.

Турбулентность в концевом вихре от крыла самолета, проходящего через цветной дым

  • От сигареты поднимается дым . Первые несколько сантиметров дым ламинарный . Дымовой шлейф становится турбулентным, поскольку его число Рейнольдса увеличивается с увеличением скорости потока и характерного масштаба длины.
  • Обтеките мяч для гольфа . (Лучше всего это можно понять, рассматривая мяч для гольфа как неподвижный, над которым проходит воздух.) Если бы мяч для гольфа был гладким, поток пограничного слоя через переднюю часть сферы был бы ламинарным при типичных условиях. Однако пограничный слой будет отделяться раньше, поскольку градиент давления изменится с благоприятного (давление уменьшается в направлении потока) на неблагоприятный (давление увеличивается в направлении потока), создавая большую область низкого давления позади шара, которая создает высокое сопротивление формы. . Для предотвращения этого на поверхности нанесены ямки, которые нарушают пограничный слой и способствуют турбулентности. Это приводит к более высокому поверхностному трению, но сдвигает точку разделения пограничного слоя дальше, что приводит к снижению сопротивления.
  • Турбулентность при ясном небе, возникающая во время полета самолета, а также плохое астрономическое видение (размытие изображений, видимых через атмосферу).
  • Большая часть земной атмосферной циркуляции .
  • Смешанные слои океана и атмосферы и сильные океанические течения.
  • Условия потока во многих промышленном оборудовании (например, в трубах, каналах, осадителях, газоочистителях , динамических скребковых теплообменниках и т. Д.) И машинах (например, двигателях внутреннего сгорания и газовых турбинах ).
  • Внешний поток распространяется на все виды транспортных средств, таких как автомобили, самолеты, корабли и подводные лодки.
  • Движение вещества в звездных атмосферах.
  • Струя, истекающая из сопла в неподвижную жидкость. Когда поток выходит в эту внешнюю жидкость, образуются слои сдвига, исходящие от кромок сопла. Эти слои отделяют быстро движущуюся струю от внешней жидкости, и при определенном критическом числе Рейнольдса они становятся нестабильными и разрушаются до турбулентности.
  • Биологически генерируемая турбулентность в результате плавания животных влияет на перемешивание океана.

Что делать, когда самолет трясет

Избежать тряски удается не всегда. Если вы попали в зону турбулентности, придерживайтесь простых правил для собственной безопасности.

  1. При посадке на борт положите ручную кладь на верхнюю полку и плотно закройте дверцу.
  2. Пристегните ремни безопасности.
  3. Не садите ребенка к себе на колени, при сильной тряске вы не сможете его удержать.
  4. Спрячьте телефоны, планшеты и другие гаджеты — они наверняка вылетят из рук.
  5. Выполняйте все указания бортпроводника. Стюардессы проинструктированы и имеют опыт действий в таких случаях.
  6. Не паникуйте.

Некоторые люди отказываются летать самолетами из-за боязни тряски и попадания в воздушные ямы. Знания о степени опасности и правилах поведения на борту помогут преодолеть страх турбулентности. Успокоит нервы любимая музыка в наушниках, приятные воспоминания, молитва или мантра. Также психологи рекомендуют отправляться в первое путешествие с родственниками или друзьями.

Может ли самолет упасть во время турбулентности?

Большинство пассажиров во время турбулентности боятся вовсе не ухудшения своего состояния и прочих симптомов. Основной риск — падение самолета. Внутри салона действительно  может показаться, что все вокруг трещит, гремит и разваливается. На самом деле любой самолет способен выдерживать колоссальные нагрузки, которые могут быть намного выше тех, что возникают во время турбулентности. 

Крылья самолета имеют определенную подвижность, что делает их более устойчивыми к колебаниям воздушных потоков. Конструкция современного воздушного судна спроектирована таким образом. что теоретически он может взлетать под прямым углом к горизонту, поэтому никакие движения воздуха не могут нарушить его целостность. В истории гражданской авиации не существует случаев, когда самолет упал из-за турбулентности. Исключение составляют лишь те катастрофы, когда «болтанка» сопровождалась человеческими ошибками. Например, если пилот по каким-либо причинам отклонялся от заданного курса, либо в самолете была определенная поломка, не выявленная до взлета. Подобные аварии имели место лишь в начале и середине прошлого века, когда авиация была на совершенно ином уровне. Кроме того, за эти годы изменились многие стандарты полетов, исключающие подобные инциденты.

Главная причина, по которой с самолетом не может ничего случиться во время турбулентности, — точное  планирование полета. Метеоусловия вовсе не являются неожиданностью для специалистов, поэтому если на маршруте на самом деле имеются угрожающие безопасности проблемы с погодой, рейс не будет отправлен. 

Чем опасна турбулентность для самолета?

Прежде чем сесть в самолет, неопытные авиапутешественники часто задаются вопросом, что такое турбулентность и чем опасна турбулентность. Во время проектирования расчетных нагрузок учитывается данный параметр, потому закладывается больший запас прочности и надежности даже на самые непредсказуемые ситуации. Однако опытные пилоты всегда настоятельно рекомендуют при необходимости соблюдать технику безопасности. В противном случае можно пострадать:

  1. Получить серьезные травмы. Зафиксированы случаи, когда при сильной «болтанке» пассажиров даже выбрасывало с их кресел, и они получали ушибы и переломы.
  2. Травмироваться в результате падения находящихся над креслами чемоданов.

Падают ли самолеты от турбулентности?

Страдающие аэрофобией перед новым путешествием на летательном аппарате хотят удостовериться насколько может быть опасной зона турбулентности и может ли она стать причиной падения самолета. Пилоты уверяют, что конструкция современных самолетов может выдержать даже самые сильные порывы ветра. При этом корпус и все части летательного аппарата останутся целыми.

Статистика говорит, что за последние двадцать пять лет не было ни одного случая авиакатастрофы по причине попадания самолета в зону турбулентности. Хотя теоретически такая опасность может быть, поскольку каждая конструкция имеет свой предел мощности, а сильный шквальный ветер во время посадки и взлета способен ударить самолет об землю. Однако есть специальные нормативы, по которым пилот должен будет уйти на запасной аэродром, чтобы не рисковать.

Может ли турбулентность разрушить самолет?

Избавиться от фобий можно, узнав, какими могут быть последствия турбулентности и способно ли такое явление разрушить самолет. Авиаконструкторы уверяют, что современные летательные аппараты настолько мощные, что, даже попадая в опасную зону турбулентности, способны остаться целыми. Неприятные последствия могут ожидать пассажиров самолета, если они в это время не будут находиться на своих местах и проигнорируют указания бортпроводников.

Что означает турбулентность?

Каждый, кто только планирует лететь самолетом или уже так путешествовал не один раз, знает, что такое зона турбулентности. Под данным термином принято понимать такое физическое свойство атмосферы, при котором постоянно происходят изменения давления, температуры, направления и скорости ветра. По этой причине воздушные массы по составу и плотности становятся неоднородными. Когда самолет через них проходит на большой скорости, возникает вызывающая неприятные ощущения вибрация.

Иногда такое явление как турбулентность возникает при ясном небе, но чаще в условиях облачности, во время движения самолета через море. В основном ее легко спрогнозировать. Пилоты заранее сообщают о предстоящих вибрациях, советуя пассажирам занять свои места и пристегнуть ремни безопасности. Необходимо следовать всем указаниям, так как во время сильной тряски можно получить серьезные травмы.

Турбулентность ясного неба — что это такое?

Одним из основных видов атмосферной турбулентности в авиации считается зона турбулентности ясного неба. Она, в отличии от других видов, может возникать не при значительной облачности, а при ясном небе или же небольшом количестве облаков верхнего яруса. Отличительная характеристика заключается в отсутствии явных признаков турбулентности. По этой причине ее непросто обнаружить заранее не только визуально, а и даже с применением радара.

Горящие туры

Alva Donna Beach Resort Comfort 5 Турция, Сиде

4,8 (13 отзывов)

с 15.05 по 21.05 (6 ночей)

Выезд из Запорожья

все включено

Турция — РАННЕЕ БРОНИРОВАНИЕ по супер цене Concordia Celes Hotel, 5* 5 Турция, Аланья

4,2 (241 отзыв)

с 23.05 по 30.05 (7 ночей)

Выезд из Киева

все включено

Be Live Experience Tropical 4 Куба, Варадеро

4,6 (1 отзыв)

с 09.03 по 20.03 (11 ночей)

Выезд из Киева

все включено

Майские праздники на зажигательном КИПРе Кипр, Айя-Напа

с 06.05 по 13.05 (7 ночей)

Выезд из Киева

завтрак

Sharm Cliff Resort 4 Египет, Шарм-эль-Шейх

3,4 (118 отзывов)

с 26.02 по 04.03 (6 ночей)

Выезд из Киева

все включено

Whala Boca Chica 3 Доминикана, Бока Чика

3,8 (3 отзыва)

с 31.03 по 10.04 (10 ночей)

Выезд из Киева

все включено

Justiniano Deluxe Resort 5 Турция, Аланья

4,4 (31 отзыв)

с 06.03 по 13.03 (7 ночей)

Выезд из Киева

все включено

о. Сардиния Club Hotel 4* пямой перелет Италия, Сардиния

с 04.06 по 11.06 (7 ночей)

Выезд из Киева

завтрак

Отдых на чистых пляжах Адриатики — АЛБАНИЯ Албания, Влёра

с 03.06 по 10.06 (7 ночей)

Выезд из Киева

3-раз. питание

Tia Heights Makadi Bay 5 Египет, Макади Бей

4,1 (425 отзывов)

с 04.03 по 11.03 (7 ночей)

Выезд из Запорожья

все включено

Куба, Варадеро!! 11 ночеЙ!! НУ ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ ЦЕНА! 4 Куба, Варадеро

3,3 (6 отзывов)

с 09.03 по 20.03 (11 ночей)

Выезд из Киева

все включено

Q Premium Resort Hotel 5 Турция, Аланья

4,6 (84 отзыва)

с 04.05 по 11.05 (7 ночей)

Выезд из Харькова

все включено

Смотреть все туры

Явление турбулентности

Для этого придется обратиться к химии с физикой. Итак, воздух сам по себе неоднороден. Больше всего он похож на торт Наполеон, как бы это ни было парадоксально.

Он состоит из слоев, каждый из которых имеет свои химические и физические свойства. На стыках этих слоев образуются завихрения. Пролетая через них, самолет начинает трястись.

Кроме этого, эти слои постоянно видоизменяются из-за температуры, давления, направления и скорости ветра. Проходя через них, самолет начинает вибрировать.

Воздух для самолета, как асфальтовая дорога для автомобиля. А завихрения — это как кочки на этой дороге. Если брать другое сравнение, то стоит вспомнить море.

Иногда на море спокойно и тихо, но порой начинаются шторм и, как следствие, сильные волны. При этом, корабль продолжает благополучно идти своим путем. То же самое происходит и с самолетом.

Самолет никогда не полетит в зону кучевых и грозовых облаков.

Тем более, специалисты, проектирующие самолеты, знают об этом явлении. Они учитывают его и испытывают перед отправкой на эксплуатацию. Самолет способен выдерживать очень сильные нагрузки — ветер до 30 м/с и более.

Самолет летит на автопилоте, а пилоты еще дополнительно получают метеосводку перед полетом. Так что путь прокладывается таким образом, чтобы обойти возможные кучевые и грозовые облака.

Так что может ли самолет упасть из-за турбулентности? Разумеется, нет. Чтобы лучше познакомиться с этим явлением, посмотрите видео о сильной турбулентности в самолете, в конце этой статьи.

Чем опасна турбулентность?

Для самолета болтанка не представляет существенной угрозы, но для пассажиров она может быть опасна рисками потери равновесия при передвижении, получения травм от падающих с полок вещей или катающихся тележек бортпроводников. Болтанка трудно переносится маленькими детьми и людьми, страдающими от «морской болезни».

Соблюдая указания экипажа, большинства проблем можно избежать. Закройте отсек для ручной клади, уберите лишние вещи, сядьте, пристегнитесь, возьмитесь руками за подлокотники и успокойтесь. Если вам плохо, попросите принести леденцы и гигиенические пакеты. Болтанка не может длиться долго, а пилоты сделают все необходимое, чтобы выйти из нее как можно скорее. Главное, помните, турбулентность ─ это не угроза, а лишь кратковременное неудобство.

Выдержит ли самолет турбулентность?

Болтанка порой способна привести пассажиров в ужас. Однако, не волнуйтесь напрасно. Современные авиалайнеры конструируются с многократным запасом прочности. На заводе системы управления, крылья и другие элементы конструкции тщательно и длительно тестируются под воздействием перегрузок, с которыми им в реальной эксплуатации встретиться никогда не придется.

Другими словами, самолету нипочем любая зона турбулентности. Его трудно перевернуть, он не развалится и не упадет под воздействием даже самого сильного урагана в небе. Да, придется немного потерпеть неудобства, но ваш лайнер точно не потерпит крушение. Конечно, если он не слишком старый, а за его штурвалами сидят подготовленные пилоты.

Аварии с турбулентностью в следе

Фатальная катастрофа XB-70 и F-104.

8 июня 1966 г. : прототип североамериканского бомбардировщика XB-70 Valkyrie столкнулся с истребителем F-104, который застрял в турбулентном кильватере большого самолета. Это привело к остановке программы бомбардировщика.

  • 30 мая 1972 г. : Рейс 9570 авиакомпании Delta Airlines на конечном этапе захода на посадку позади самолета DC-10 врезался в международный аэропорт Большого Юго-Запада в Форт-Уэрте, штат Техас. Именно эта авария привела к разработке FAA новых правил расстояния для больших самолетов.
  • 15 декабря 1993 г. : легкий самолет с 5 людьми на борту на конечном этапе захода на посадку позади Boeing 757 терпит крушение в аэропорту Джона Уэйна в Лос-Анджелесе.
  • 20 сентября 1999 г. : JAS 39 Gripen проходит через турбулентный след другого самолета во время военных маневров и терпит крушение. Пилоту удалось катапультироваться.
  • 12 ноября 2001 г. : Airbus A300 из American Airlines рейс 587 аварии вскоре после взлета из Джона Ф. Кеннеди аэропорт в Нью — Йорке. Он пролетел вслед за Боингом 747 Japan Airlines, что привело к потере руля направления из-за чрезмерной реакции второго пилота.
  • 4 ноября 2008 г. : Самолет правительства Мексики Learjet 45 при заходе на посадку на развороте терпит крушение в международном аэропорту Мехико. Самолет слишком близко следовал за Boeing 767 мексиканских авиалиний.
  • 7 января 2017 г. : Canadair Challenger 604 пересекает дорогу Airbus A380 с нормой 1000 футов на крейсерской высоте 34 000 футов. Две минуты спустя «Челленджер» потерпел неконтролируемое снижение на 10 000 футов, сопровождавшееся несколькими перекатами. Высокие коэффициенты нагрузки вызвали неисправность топливных насосов, в результате чего были остановлены два двигателя, что привело к значительному повреждению планера и серьезным травмам 2 из 9 пассажиров . Challenger 604 смог отбракованный после принудительного перезапуска его два двигателя, и приземлился без каких — либо потерь. Самолет объявлен списанным (ремонту не подлежит).

Возможно ли было избежать ЧП в самолете, следовавшем из Москвы в Бангкок? Почему о «турбулентности ясного неба» явлении, из-за которого ежегодно калечатся сотни пассажиров, обычно не сообщается?

Действия экипажа российского самолета, попавшего в турбулентность на подлете к Тайланду, оценят следователи. Они допросят пилотов и пассажиров борта, после чего примут решение, открывать уголовное дело или нет.

В результате попадания самолета в воздушную яму пострадали 27 человек. Все они были не пристегнуты в момент турбулентности. Восьмерых пришлось прооперировать. Почему экипаж не предупредил пассажиров об опасной зоне? О «турбулентности ясного неба», явлении из-за которого ежегодно калечатся сотни пассажиров, репортаж корреспондента НТВ Алексея Квашенкина.

Рейс до Бангкока уже подходил к концу, оставалось меньше часа, но табло «пристегнуть ремни» еще не зажглось. Позади 7 часов полета. Кто-то заканчивал завтрак, кто-то ждал очереди в туалет, когда самолет тряхнуло первый раз.

Ольга Тарасова, пассажир рейса SU270: «Ничто не предвещало. За окном было светло, мы летели над облаками. Было ясное небо, и вдруг мы почувствовали, как мы, словно на американских горках, проваливаемся в какую-то бездну».

На несколько секунд лайнер словно замер, а затем начались самые страшные секунды в жизни пассажиров.

Тамара Сипко, пассажир рейса SU270: «Самолет падал, его трясло, летали какие-то вещи».

Маргарита Довгая, пассажир рейса SU270: «Нас подбросило, оторвало от сидений, началась очень сильная тряска,. Люди падали, началась паника, крики».

А пилоты в это время делали все возможное, чтобы удержать огромный лайнер.

Илья Кузьма, инструктор авиасимулятора: «Турбулентность  штука непредсказуемая. Мы не знаем, в какую сторону сейчас бросит лайнер, вправо, влево, вверх, вниз. Пилотирование становится довольно проблематичным».

Это всего лишь симулятор, но ощущения вполне достоверные. И здесь, в кабине возникает вопрос: а можно ли было вообще предотвратить эту ситуацию? Остановив имитацию турбулентности, пилот-инструктор объясняет: на борту действительно есть специальный радар, но он  не всевидящее око.

Илья Кузьма: «Зоны турбулентности, если они созданы облачными фронтами, грозовыми тучами, осадками, то они будут отображаться на радаре. В случае, если осадков или взвеси нет, зоны турбулентности не видны».

Большинство людей привыкли считать, что турбулентность  спутник непогоды. Но чтобы вот так, на многокилометровой высоте, среди ясного неба? О таком большинство пассажиров даже и не слышали. А рейс 270 столкнулся именно с таким явлением.Максим Фетисов, пресс-секретарь компании «Аэрофлот»: «Локатор не может засечь ее приближение, поэтому наш пилот не смог предвидеть эту турбулентность и вовремя включить сигнал „пристегните ремни“».

А военный метеоролог Евгений Тишковец считает, что опасную зону могли вычислить местные метеослужбы.

Евгений Тишковец, метеоролог: «Наземные службы не спрогнозировали это опасное явление, хотя оно прогнозируется. Озвучивалось, что оно якобы не прогнозируется, оно невидимое. Это неправда».

Но вины экипажа в этом никакой нет. Даже по косвенным признакам заблаговременно заметить опасность пилоты не могли: тропический климат очень коварен.

Виктор Заболотский, заслуженный летчик-испытатель СССР: «Это тропические широты. Это очень сурово. Я в такое явление попадал один раз. Скажу честно, приятного мало».

«Турбулентность ясного неба»  это не такое уж и редкое явление. В год самолеты попадают в нее более 700 раз. Как правило, без последствий для пассажиров.

Подробности  в репортаже «Итогов дня».

Стоит ли бояться летать

Мой страх полетов прошел после детального изучения информации. Пришлось перерыть немало профессиональных форумов, изучить множество статей. Зато теперь я знаю про турбулентность в самолете, что это не так страшно. Однако необходимо правильно себя вести во время полета.

  • Естественная тряска борта не способна сильно навредить пассажирам, а тем более самому борту. Главное – соблюдать правила безопасности: пристегнуть ремни, не передвигаться по лайнеру. Лучше всего выключить звук в наушниках, чтобы слышать инструкции, которые дают бортпроводники.
  • Зоны с сильной болтанкой, как например, грозовые фронты, пилоты заблаговременно обходят стороной. Для этого у них есть метеорологические иллюстрации с прогнозами погоды. Если случается форс-мажор, лайнер уходит на запасной аэропорт. Намеренно в зону сильной болтанки борт никогда не направляют.

Подписывайтесь на мой блог, делитесь полезной информацией с друзьями. Спокойных вам полетов!

Как перестать нервничать в полете во время турбулентности.

Турбулентность во время полета в самолете может, как раздражать, так и пугать многих людей. Многие считают, что когда самолет начинает трясти, то это связано с действиями нервного пилота. На самом деле, возникающая турбулентность, не зависит от летчика. Также в этом явлении нет ничего опасного. Поэтому если вы сильно нервничаете во время турбулентности, то пришло время узнать, как же можно успокоиться во время перелета. 

Чтобы понять, что турбулентность не представляет опасность для пассажиров, мы связались с действующим летчиком, который рассказал нам, насколько опасна турбулентность и стоит ли нам беспокоиться об этом.

Вот что он рассказал:

Традиционно турбулентность является виновником пролитого в самолете кофе, падения ручного багажа и т.п. Но чаще всего турбулентность щекочет нервы многим пассажирам. Причина беспокойства в незнании процесса возникновения турбулентных потоков во время полетов и т.д.

 

Кстати, турбулентность это далеко не единственная причина тревоги беспокойных авиапассажиров. Также многих людей во время перелета беспокоит высота полета, стабильность летательного аппарата. Все это связано с нашим пониманием, что на огромной высоте летит большой летательный аппарат, которые как беспомощный корабль плывет сквозь бушующее море.

Естественно наш мозг на подсознательном уровне понимает, что иногда корабли / лодки могут опрокидываться, заваливаться и попадать на рифы. Так как наш мозг часто ассоциирует самолет с морскими кораблями у него возникает опасения и по поводу авиалайнера. В результате, садясь в самолет, многие пассажиры начинают беспокоиться по пустякам, считая опасным в самолете буквально всё вокруг.

Но на самом деле самолет не морской корабль, который может неожиданно бросить на скалы или рифы. В этом плане самолет, более контролируемый и предсказуемый транспорт. Особенно во время турбулентности. В этих условиях самолет не может бросить в штопор, перевернуть и т.п.

Да, условия во время турбулентности могут быть раздражающими и неудобными. Но самолет, попав в турбулентность, не может разбиться.

Да, турбулентность для экипажа это конечно не нормальное явление во время полета. Но она ничего общего не имеет с опасностью. С точки зрения пилота эта проблема рассматривается как проблема удобства и комфорта, а не проблема безопасности.

Но почему же тогда во время турбулентности пилоты часто меняют высоту полета? Это не говорит о том, что турбулентность опасна? 

На самом деле нет. Если вы во время перелета попали в турбулентность, и вы заметили что самолет начал менять высоту, то не беспокойтесь. Таким образом, пилот хочет, чтобы полет проходил в более комфортных условиях.

Неужели пилотов в турбулентности не беспокоит повреждение крыльев и корпуса самолета. Ведь в турбулентных потоках самолет испытывает большие перегрузки? 

Хотите, верьте, хотите, нет. Но пилотов, как правило, не беспокоит сохранность самолета, который попал в турбулентные потоки. Дело в том, что они хорошо знают, что все самолеты проектируются так, чтобы все компоненты выдерживали большие перегрузки. 

Во время проектирования авиалайнеров инженеры учитывают, как положительные, так и отрицательные возможные G-перегрузки.

Но есть же минимальный риск, что самолет получит повреждения во время турбулентности? Да, конечно риск есть всегда.

Но для примера чтобы у самолета повредила каркас, крыло и т.п., необходимо чтобы самолетом управлял человек, ни имеющий опыта управления. Такое возможно? Вы же не верите в мифы о том, что самолеты водят неопытные пилоты. Конечно, такое не возможно.

Так что вам нечего беспокоиться о безопасности, если ваш самолет попал в турбулентность. 

Классификация турбулентности

Турбулентность подразделяется на легкую, умеренную и сильную.

1. Легкая турбулентность — незначительные, неустойчивые изменения высоты или положения:

  • жидкости дрожат, но не выплескиваются из чашек;
  • тележки могут легко маневрировать;
  • пассажиры способны почувствовать легкое напряжение от ремней безопасности.

2. Умеренная турбулентность. Изменения происходят из-за высоты или положения, но с большей интенсивностью, чем легкая турбулентность. Самолет остается под контролем все время:

  • жидкости выплескиваются из чашек;
  • трудно ходить или стоять, не балансируя и не держась за что-либо, с тележками трудно маневрировать;
  • пассажиры испытывают определенную нагрузку на ремень безопасности.

3. Сильная турбулентность. Большие, резкие изменения высоты. Обычно вызывает большие колебания воздушной скорости:

  • предметы падают;
  • ходьба невозможна;
  • пассажиры насильно прижаты к ремням безопасности.
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий