- История монастыря
- Легенды о храме
- Храмы скита
- Стены и башни
- История
- Основание
- Второй половина XIX — начале XX веков
- Упразднение монастыря
- Храмы
- История
- Возрождение
- Старчество
- Троицко-Ильинский монастырь или Антониевы пещеры г. Чернигов
- История Свято-Успенского монастыря
- Легенды монастыря
- Исторические события
- Современная история
- Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов
- Свято-Успенская Святогорская Лавра
История монастыря
Инкерманский пещерный монастырь основан в каменоломнях, где велась добыча белого строительного камня. Это древнейший храм в Крыму, созданный в I веке н.э. 4-м папой Римским – Климентом. Первые богослужения он провел здесь еще в 92-м году. Сосланный в Инкерманские каменоломни за проповедование христианской религии, он организовал паству из таких же каторжников, как и он, и продолжил свое благое дело.
За Климентом, который ранее был в учениках у апостола Петра, активно следили и передавали информацию императору Трояну. Ненавидящий христианство император, распорядился убить его и еще нескольких прихожан, чтобы наглядно показать участь, ожидающую остальных последователей. Климента утопили темной ночью 101 г. нашей эры. «Храм» прекратил свое существование.
Примерно в VIII веке нашей эры рядом с пещерой, где Климент читал проповеди, появились монашеские кельи. Проходы из одной в другую представляли собой витиеватый тоннель. С их появлением был создан мужской монастырь, большая часть которого вырублена внутри скалы. Его назвали в честь Святого Климента, умершего за стремление сохранить христианство.
Обитель вела тихую смиренную жизнь вплоть до третьей четверти XV века. Когда в 1475 г. на Крым напали турки, волна гонений на христиан возобновилась. Под их гнетом монастырь пришел в упадок, большая его часть была разрушена, имущество разграбили англичане и турки. Так и не сумев восстановиться, к 1778 г. храм полностью запустел. Только величественные скалы высились над землей.
Новый этап возрождения Инкерманского мужского монастыря начался в 1850 г. Восстановив запустевшую обитель, вырубили в скале еще 3 храма, обустроили внутренний двор и кельи. С тех пор, он уверенно нес свою миссию до 30-х гг. XX века, пока с приходом Советской власти его не закрыли.
В 1910 г. монастырь немного расширили, в связи с увеличением количества братии – создали домовую церковь, церковно-приходскую школу и 2 наземных здания для братии. Еще через 7 лет в нем уже проживало 25 монахов и более 100 послушников. А в 1920 г. обитель оказала поддержку отрядам генерал-майора П. Н. Врангеля, по выводу армии из Крымских портов.
С приходом к власти коммунистов, деятельность монастыря угнеталась, часовня, возведенная на могиле воинов, погибших в Инкерманском сражении, была разрушена, а храм закрыт. Его имущество передали в музей Симферополя. Но после закрытия, несмотря на то, что официально храм уже не существовал, в нем еще некоторое время жил настоятель Венедикт с 2 преклонными старцами. Богослужения не проводились.
В период 2-й мировой войны пещеры бывшего Инкерманского мужского монастыря приютили штаб Чапаевской дивизии. Ее бойцы в 1942 г. сдерживали рвавшихся к Севастополю немцев.
Рассвет для обители наступил с приходом на пост настоятеля архимандрита Августина Половецкого, в 90-х гг. XX века. Благодаря его стараниям, монастырь стал вновь отстраиваться. За 20 лет он восстановился почти полностью и насчитывает 5 действующих храмов.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Карта черноморского побережья России с курортами: городами и поселками.
Легенды о храме
Успенский монастырь окружен разными легендами. По одной из них когда-то молодой пастух Михаил по дороге домой гнал стадо рядом с пещерами и увидел в одной из них свет. Парень зашел туда и обнаружил парящую икону Богородицы. Перед ней горела свеча. Это произошло 15 августа, как раз на День Успения. Молодой человек взял икону и унес ее домой, а на утро обнаружил пропажу святыни.
Когда опять проходил мимо удивительной пещеры, то вновь увидел свет и образ. Пастух снова принес ее домой, но на утро история повторилась. Икона вновь оказалась в пещере. Тогда Михаил рассказал об этих случаях односельчанам. Люди решили, что так Дева Мария выражает свое желание о строительстве храма в ее честь именно в этом месте.
По другому преданию в древности в подземельях обитал дракон. Он постоянно требовал дань с окрестных деревень – утаскивал в логово молодых людей и девушек. В конце концов, в селах остались только старики. Тогда они обратились к Богородице, прося у нее защиты от дракона. Она услышала мольбы и через день пастухи увидели в пещерах свет. Люди зашли внутрь и обнаружили парящую икону над поверженным драконом. Тогда и был возведен храм в честь заступницы.
Согласно третьей легенде, когда устраивалось гонение на христиан, пара монахов из Афин обосновались на полуострове в горных пещерах. Монахи решили основать храм в Марьям-Дере из-за источника воды, протекающего рядом. Святые братья выбили в толще скал помещение под монастырь и кельи.
Затем монахи освятили это место, установили иконостас и образ Богородицы, который привезли из древнего Сумельского скита (византийского города Трапезунды). После этого вблизи иконы произошло много удивительных событий и увеличилось число паломников. Все это убедило окрестных жителей, что место действительно святое и Матерь Божья встала на защиту края.
Причем эта легенда косвенно подтверждается археологическими находками и захоронениями. После радиоуглеродного анализа оказалось, что они датируются шестым веком.
Храмы скита
На территории пещерного города всего 5 храмов.
Церковь во имя святого Апостола и Евангелиста Марка, расположена немного ниже Успенского храма, также высечена в скале. Появилась она в 1859 году. Немного выше церкви, в скале есть библиотека и ризница.
Храм во имя святых Равноапостольных Царей Константина и Елены был возведен в 1857 году, под скалой. Недалеко от него находится прах Берковой, большой благотворительницы Крымского полуострова.
Храм Георгия Победоносца был возведен на военном кладбище в честь военных, положивших свои жизни за Россию во время Крымской войны.
На средней площадке монастыря возвышается еще один собор во имя Святителя Иркутского Иннокентия.
Стены и башни
В период между 1558 и 1565 годами были подняты 6 башен и 3 ворот –от Ливонских захватчиков. Позднее, примерно в 1581 году, были выстроены еще 4 башни, одна из которых была разрушена.
До наших дней дошли только 9 башен. Там, где находилась разрушенная башня был построен собор архистратига Михаила.
Оборонительную стену построили вокруг территории в середине XVI века, когда началась Ливонская война. Сегодня сохранилось 9 башен, практически все из них находятся на берегу оврага, но две, Верхних и Нижних решеток – на его дне.
Башня Нижних решеток имеет 4 яруса, по 7 бойниц на каждом. Это позволяло осматривать все окрестности, с третьего яруса можно было выйти на крепостную стену.
История
Основание
Монастырь основан в 1796 году Марией Шерстюковой, первой настоятельницей обители. Дочь украинского казака Константина Босого, она получила благословение на монашеские труды в Белогорье, будучи на богомолье в Киево-Печерской лавре. Труды Марии по устройству пещер в Белогорье первое время вызывало противодействие местного населения и властей.
В начале XIX века последовал указ Александра I о тщательном расследовании дела Марии. В случае положительного исхода дела предполагалось оказать Марии необходимую помощь. Специальная комиссия всесторонне изучила дело и вынесла вердикт об искренности духовных намерений пещерокопательницы, после чего преследования были остановлены, а из государственной казны было выделено 2500 рублей на строительство пещерного храма. В знак благодарности за оказанную помощь Мария посвятила храм св. Александру Невскому — святому, в честь которого был крещен император Александр I. Освящение храма состоялось 30 августа 1819 года, его осуществил протоиерей Киево-Печерской лавры Афиноген Печерский.
При жизни Марии протяжённость пещер достигла более 299 аршин (около 212 метров). Среди тех, кто помогал копать пещеры, — старец Иоанн Алексеевич Тищенко, сподвижник Марии.
Основательница монастыря скончалась 22 июня 1822 года в возрасте восьмидесяти двух лет. Мария и ненадолго переживший её старец Иоанн погребены на вершине пещерной горы в специально устроенных склепах. Ту часть пещер, которая была выкопана при жизни Марии, называют старыми пещерами. Копание пещер продолжилось и после её смерти: эти пещеры стали называть новыми.
С 1819 по 1856 годы Белогорская община выслала более 20 тысяч рублей в Воронежское попечительство о бедных.
Постепенно Белогорской общиной были выстроены несколько храмов, каменная колокольня и корпуса для подвизающихся.
Второй половина XIX — начале XX веков
В 1866 году стараниями Воронежского архиепископа Серафима (Аретинского) община пещерокопателей получает официальный статус скита и приписана к Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю как скит.
К концу XIX столетия число братии составляло около двадцати, а трудников — около семидесяти человек. Последним настоятелем Воскресенского Белогорского монастыря был игумен Поликарп, который завершил строительство величественного Воскресенского храма, выполненного в византийском стиле губернским архитектором Афанасьевым и расписанного известным мастером Щукиным в 1916 году.
Протяжённость пещер к тому времени значительно превышала два километра. В этом же году трудами братии и всех окрест живущих почитателей обители в меловой горе был вырыт уникальный колодец глубиною более восьмидесяти метров и диаметром более трех. Пять лет шла работа на вершине горы, и вот наконец чистая вода под давлением увенчала успехом почти безнадёжное предприятие.
Упразднение монастыря
После Октябрьской революции были уничтожены Троицкий и Преображенский храмы, братия была разогнана, частично сослана, монастырь закрыт, сооружения разобраны на стройматериалы, церковная утварь и иконы конфискованы, мощи Марии и Иоанна осквернены и бесследно исчезли. На месте обители был устроен зерноток.
Пещеры, разрушаемые временем, военным лихолетьем, а также проникающими в них празднолюбопытствующими путешественниками, которые, оставляя надписи на стенах, часто не задумывались, что творят, были частично разрушены, перекрыты завалами и осквернены. В настоящее время (2014 год) протяжённость сохранившихся пещер составляет 985 метров.
Храмы
Архитектурный ансамбль обители формировался на протяжении его истории, первым храмом на его территории стал Успенский собор. Его особенность в том, что он устроен в горе и имеет только внешний фасад. Со временем появлялись и другие церкви, которые позднее неоднократно перестраивались. Некоторые храмы были возведены в честь значимых событий, к примеру, Михайловский собор был построен после изгнания русскими войсками наполеоновской армией из Полоцка, что избавило Псков от угрозы нападения врага.
На территории монастыря находятся следующие церкви:
- Успенский пещерный храм
- Сретенский храм
- Покровский храм
- Михайловский собор
- Лазаревский храм
- Никольский храм
- Благовещенский храм
- Храм Воскресения Христова в Богом Зданных пещерах.
Схема обители
История
Монастырь был основан на изъеденной пещерами местности. Существует несколько легенд, связанных с появлением здесь обители. Одна из них повествует об охотниках из Изборска, которые услышали дивное пение и почувствовали приятное благоухание. Позже рядом с этим местом крестьянин Иван Дементьев, рубивший здесь лес, повалил одно дерево, при падении открывшее вход в пещеру, над которым сразу оказалось написано «Богом зданная пещера».
В 1473 году бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (в наши дни г. Тарту), постригшийся после смерти жены в монахи под именем Иона, устроил в этих пещерах храм, известный сейчас как Успенский. В тот период Псковские земли были пограничными землями Руси, и монастырь постоянно оказывался под ударом и страдал от набегов. Поэтому российские правители старались усилить его защиту. Во времена правления Ивана Грозного были построены мощные оборонительные сооружения — крепостные каменные стены и башни. В 1564 году возведена надвратная церковь Николы Вратаря с проездными воротами в монастырь.
В монастырской обители во время вражеских набегов и войн прятались не только монахи, но и миряне. Более ста пятидесяти лет монастырь служил надежным защитником для местных жителей. Он выдержал осаду войск Стефана Батория в 1581 году, армии шведского короля Карла XII в. 1703 году и вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 году стоял на страже западных границ страны. Однако, несмотря на утрату оборонительной функции, обитель не потеряла своего значения духовного, продолжая привлекать огромное количество паломников и верующих людей. Примечательно, что она никогда не закрывалась, возможно, ее спасло то, что в годы гонений на церковь в СССР она находилась на территории Эстонии.
Звонница Никольского храма, Алексей Бучанов
Возрождение
Холки не раз закрывались. Например, при секуляризации церковного имущества в 1764 году при Екатерине II. Но люди всегда про них помнили – и простые верующие, и затем археологи.
Кстати, в XIX веке на территории нынешних Белгородской и Воронежской областей сложилась особенная религиозная активность жителей. Подражая древним подвижникам, в меловых горах Подонья монахи и миряне создали несколько пещерных комплексов. Среди них – пещерный скит Игнатия Богоносца недалеко от Валуек, пещерный комплекс на холме рядом с райцентром Алексеевка.
В начале 1970-х годов за исследование холковских пещер взялись энтузиасты во главе с главным архитектором Чернянского района В. Евдокимовым и инженером отдела архитектуры В. Стофато. Они хотели создать в Холках этнографический музей. Но власти их не поддержали.
Возрождение пещер началось стараниями В. Пономарёва, уроженца села Холки, и ещё нескольких энтузиастов. Они выложили кирпичный вход в пещеры, которые 14 октября 1990 года открыли как музей.
Датой начала возрождения ныне существующего монастыря можно считать 11 мая 1997 года. В тот день епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил три закладных камня на месте постройки монастырских храмов. Тогда же начали строить комплекс ныне существующих монастырских зданий. Этому делу отдал свою жизнь московский архитектор Андрей Родыгин (1955–1998), его могила находится вблизи Донского храма.
Монастырь был торжественно открыт 12 декабря 1999 года. Настоятелем стал архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
Старчество
Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»
Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.
В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.
Троицко-Ильинский монастырь или Антониевы пещеры г. Чернигов
Антониевы пещеры Троицко-Ильинского монастыря располагаются в Чернигове. Это один из древнейших образцов архитектуры XI – XIX столетий. Основали его великий князь Святослав Ярославович и преп. Антоний Печерский. Первоначально христианский пещерный монастырь именовался Богородичным. В летописях указано, что Антоний Печерский бежал из Киева, спасаясь от гнета князя Изяслава.
Антонию пришлись по душе Болдины горы, и он обосновался в одной из пещер, которую и можно считать началом существования святыни. Вообще, возникновение Антониевых пещер напрямую связано с политическим противостоянием двух центров самых могущественных на тот момент княжеств: Киева и Чернигова. В Киеве находился Печерский монастырь, который стал центром паломничества многих верян. В противовес, князь Святослав, с помощью Антония Печерского, решил основать свой религиозный центр на Болдиных горах.
Антониевы пещеры – это система подземных ходов и переходов, которые находятся в толщи Болдиных гор. Общая протяженность ходов – 350 м. Пещеры залегают на глубине до 12 метров и располагаются в двух основных уровнях. Природные условия и талант инженеров конструкции, позволили построить сооружение без использования дополнительных средств крепления, поэтому и сейчас на стенах можно рассмотреть фрагменты средневековых надписей.
Адрес: г. Чернигов, ул. Успенского, 33
Контакт: +38 (0462) 64-31-89, сайт
История Свято-Успенского монастыря
Свято-Успенский мужской монастырь был заложен около 1200 лет назад.
Легенды монастыря
Считается, что монастырь основан византийскими монахами, которым пришлось покинуть родные места после нашествия турков. Эти места напомнили им родной пейзаж, и они решили обосноваться здесь, перенеся чудотворную икону из своего храма в Трапезунде.
По другой версии, однажды простой пастух Михаил нашел в этих местах икону Божьей Матери. Он отнес ее домой, но икона вновь вернулась в горы. После нескольких таких случаев деревенские жители поняли, что это знак, и построили на месте нахождения иконы храм, назвав его Успенским, так как чудо явилось в день Успения Пресвятой Богородицы.
И третья легенда, связанная с монастырем, гласит, что в древние времена на местных жителей повадился нападать хищный змий. Селяне молились пресвятой Богородице, прося ее защитить их от гибели. И однажды заметили, что на скале стоит горящая свеча. Пробравшись к ней, жители увидели чудотворную икону и мертвого змея. В знак благодарности они построили здесь Успенскую лавру.
Julia Alisova
Исторические события
В конце XV века здесь находилось основное место обитания Кафских и Готфских метрополитов. Много веков лавра была центром притяжения всех крымских христиан. На территории монастыря в свое время побывало множество известных правителей: Александр I, Александр II, Александра Федоровна, Николай I и другие великие особы.
К сожалению, во время Октябрьской революции храм был разграблен, а монахи его расстреляны. Монастырь стал разрушаться. Во время Великой Отечественной войны и вовсе здесь находится госпиталь для раненых солдатов, а после войны — психоневрологический диспансер. И только в 1993 году лавра была отреставрирована и вновь передана во владение церковью.
Современная история
В Свято-Успенском мужском монастыре располагаются различные храмы, а также кельи монахов и звонница, есть и множество хозяйственных построек, ведь с 1993 года монастырь является действующим. Туристам открыты для посещения лишь несколько объектов, главным из которых является Успенский храм с чудотворной иконой Божьей Матери. Часть зданий монастыря до сих пор находится на реконструкции. Зато рядом с обителью протекает святой источник, где каждый может совершенно безвозмездно набрать воды. Также недалеко расположен еще один известный монастырь — Чуфут-Кале.
Юра Лепеса
Важные факты Внешний вид посетителей монастыря должен быть скромным, не допускается короткая и слишком открытая одежда, а для женщин обязателен платок
В храме можно купить на память газету, которая выпускается прямо здесь
С собой на экскурсию рекомендуется взять пустую бутылку для набора святой воды
На каменной лестнице, ведущей в обитель, в советском союзе снимался фильм «Гамлет», и именно здесь был произнесен известный монолог «Быть или не быть?»
Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов
Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».
Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.
Свято-Успенская Святогорская Лавра
Пещерный комплекс является древнейшей частью Свято-Успенской Святогорской Лавры. Протяженность его более 800 метров. Находясь за чертою русских поселений, Святогорский монастырь в первое время подвергался страшным татарским набегам – не раз монахи и настоятели попадали в плен и томились в тяжелой неволе. Во время нападений, спасением для осажденных были пещеры, пронизывающие утес по всему его объему. Время возникновения пещер неизвестно. Ориентировочно, древнейшие из них относят к концу XI – началу XII века.
К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).
Бытует очень популярное мнение о тайном пещерном ходе из скалы к реке или даже на левый берег реки Донец. Достоверных источников, подтверждающих это, не найдено. Тайный ход к Донцу действительно мог существовать. Но так как он имел исключительно оборонное значение, то о его наличии могли знать очень немногие.
В этих меловых пещерах в течение 17 лет, практически безвыходно, жил и молился преп. Иоанн Затворник. Его келья находилась рядом с пещерной Николаевской церковью. До настоящего времени она не сохранилась: мел – мягкий камень, и за всю историю монастыря зафиксировано много случаев обрушения меловых сооружений. Поэтому сегодня вопрос сохранности пещер – один из самых актуальных.
Адрес: ул. Заречная, 3, г. Святогорск, Донецкая область, 84131.
Телефоны +38-066-483-30-07, тел./факс +38 (06262) 5-30-24 (деж. с 6.00 до 22.00).