Экономика и туризм в Черногории

Общая характеристика экономики

18 января 2007, Черногория присоединилась к Всемирному банку развития и Международному валютному фонду.

15 декабря 2008, Черногория подала заявление на членство в ЕС.

ВВП (по паритетной покупательной способности):

$6,708 миллиардов (оценка 2009)

Место страны в мире: 152

$6,988 миллиардов (оценка 2008)

$6,5 миллиардов (оценка 2007)

ВВП (по официальному обменному курсу):

$4,496 миллиарда (оценка 2009)

ВВП — реальный темп роста:

-4 % (оценка 2009)

Место страны в мире: 179

7.5 % (оценка 2008)

10.7 % (оценка 2007)

ВВП — на душу (по ППС):

9 800$ (оценка 2009)

Место страны в мире: 108

10 300$ (оценка 2008)

9 500$ (оценка 2007)

В экономическом отношении современная Черногория развивается в тех направлениях и на тех основах, которые были заложены еще во времена Социалистической Федеративной Республики Югославии. Среди главных отраслей промышленности страны — металлургия:

чёрная металлургия: крупный комбинат в г. Никшич (главным образом прокат стали). В 2002 было выплавлено 495 тыс. т чугуна, 596 тыс. т стали, произведено 671 тыс. т проката, 30 тыс. т труб, 166 тыс. т холоднокатаной тонколистовой стали.

цветная металлургия: Среди главных полезных ископаемых — уголь и бокситы. Основные мощности свинцово-цинковой промышленности сосредоточены в Косово и Метохии; рудники в Черногории, завод электролитного цинка в Сербии (г. Шабац). Из медных и свинцово-цинковых руд попутно извлекают благородные и редкие металлы. В Черногории добываются бокситы и построен алюминиевый комбинат в Подгорице.

В 2002 было выплавлено 104 тыс. т алюминия, 36 тыс. т электролитной меди, 1,5 тыс. т цинка, 170 т рафинированного свинца, 6,8 т рафинированного серебра, произведено 38 тыс. т медного и 17 тыс. т алюминиевого проката (без Косово и Метохии). Значительная часть продукции цветной металлургии, а также готовых изделий из неё идёт на экспорт.

Химическая промышленность: развилась в Черногории в основном на базе побочных продуктов цветной металлургии, а также на нефтегазовом сырье. В 2002 было произведено 74 тыс. т серной,133 тыс. т азотной кислоты, 18 тыс. т фосфорных, 437 тыс. т азотных удобрений, 188 тыс. т пластмасс. Значителен выпуск искусственных и синтетических волокон.

Развито многоотраслевое машиностроение: в Черногории — электротехническая и электронная промышленность; в Черногории — производство сельскохозяйственных машин, горного оборудования, автомобилей (легковых — в г. Крагуевац, грузовых — в г. Прибой). В г. Котор (Черногория) построена судоремонтная верфь.

В 2002 было произведено 15 тыс. автомобильных двигателей, 595 грузовых и 11 тыс. легковых автомобилей, 24,7 тыс. мотоциклов, 3 тыс. тракторов, 65 грузовых вагонов, 1,7 млн трансформаторов, 4,6 тыс. телевизоров, 18,4 тыс. т кабельных изделий, 11,6 тыс. т аккумуляторов, 10,1 тыс. холодильников, 4 тыс. стиральных машин.

Что касается энергетической отрасли промышленности, то на территории Черногории действуют две гидроэлектростанции — в Перуцице и в Пиве, а также одна теплоэлектростанция — в городе Плевле. Они обеспечивают электроэнергией фактически всю промышленность страны.

2.864 миллиарда кВтч (оценка 2005.)

Место страны в мире: 126

Электроэнергия — потребление:

18.6 миллион кВтч (2005)

Место страны в мире: 207

Электроэнергия — экспорт:

0 кВтч (2005)

Электроэнергия — импорт:

0 кВтч (2005)

Пищевая промышленность, текстильное, кожевенное и обувное производство развиты в основном в Воеводине, а также в крупных городах. В г. Ниш и Вранье — известные табачные фабрики.

Сельское хозяйство имеет для развития благоприятные природно-климатические условия.

В Черногории главная отрасль сельского хозяйства — горно-пастбищное животноводство (овцы, малопродуктивный крупный рогатый скот). Обрабатывается ок. 6% земли, выращиваются в основном слива, инжир, гранат, миндаль, цитрусовые, а также оливковые и виноград.

Транспорт : Основную роль в перевозках играют железные дороги. Их общая длина 4,1 тыс. км, в т.ч. электрифицированных — 1,4 тыс. км. Развита сеть шоссейных дорог — общая длина 45 тыс. км, в т.ч. современных автотрасс — 28 тыс. км. Речное судоходство осуществляется по Дунаю, Саве, Тисе и каналам (из-за последствий бомбардировок НАТО ограничено). Речные порты — Белград, Нови-Сад и Смедерево, морские — Бар и Котор. Главные аэропорты — в Белграде и Подгорице. Протяжённость трубопроводов св. 1,5 тыс. км (2001).

История[ | код]

Ранний период | код

Индустриализация в стране, в то время ещё княжестве Черногория, началась только в начале XX века. Причиной этого были малое население, отсутствие крупных месторождений ископаемых, слабая инфраструктура. Однако экономическое отставание имело положительное следствие — экология Черногории не была испорчена промышленными отходами.
Первые фабрики появились в стране в первом десятилетии XX века. Однако рост промышленности был прерван Балканскими войнами, Первой и Второй мировыми войнами. В перерыве между мировыми войнами сельское хозяйство сохранило своё доминирующее положение в национальной экономике.

В составе Югославии | код

Бурный рост экономики начался только после Второй мировой войны, когда Черногория стала частью Югославии. Страна переживала период быстрой урбанизации и индустриализации. Индустриальнй сектор базировался на производстве электроэнергии, черной металлургии, добычи угля, в конце 80-х гг развитие получили международное судоходство и особенно туризм.

После 1991 года | код

Потеря прежде гарантированных рынков и потребителей, последовавшая за распадом Югославии, привела к спаду в промышленности, т.к. производство падало, а программа приватизации, начатая в 1989 году, была прервана. Распад югославского рынка и введение в мае 1992 года экономических санкций ООН вызвали крупнейший со времен Второй мировой войны экономический и финансовый кризис в Черногории. В 1993 году 2/3 черногорцев жили за чертой бедности. Финансовые потери от введения санкций ООН приблизительно равны $6,39 млрд. Этот период ознаменовался гиперинфляцией, которая стала второй по силе за всю историю человечества (3 млн процентов в январе 1994).

Благодаря особенностям географического положения (Черногория имеет выход в Адриатическое море и водную границу с Албанией по Скадарскому озеру) страна стала центром деятельности контрабандистов. Производство в Черногории почти полностью остановилось, и основная экономическая активность в республике сосредоточилась вокруг контрабанды продуктов первой необходимости, цены на которые резко взлетели. Это стало де-факто легализованной практикой и продолжалось годами.

Выход из союза с Сербией | код

В 1997 году Мило Джуканович возглавил ДПС и начал проводить политику отделения от Сербии. Правительство Черногории утвердило одновременное хождение немецкой марки и сербского динара как платежного средства под предлогом борьбы с инфлияцией. В 2000 году марка была утверждена единственной валютой Черногории, а в 2002 республика перешла на евро. Кроме того черногорское правительство требовало от федерального правительства передать ему всю экономическую власть в Черногории. Все это привело к образованию Сербии и Черногории — конфедерации двух республик, в которой правительство Черногории получило существенно большую экономическую свободу.

За этим последовало проведение приватизации, реформа законодательства, введение НДС. Правительство представило среднесрочный план развития экономики. Несмотря на предпринятые меры, уровень жизни в республике за тот период кардинально не изменился. Черногорское правительство во главе с Джукановичем возлагало вину за медленное развитие на Сербию. Их аргументами было то, что в Сербии внешний долг был на треть выше, чем в Черногории, а безработица в Черногории была гораздо ниже. Кроме того, продолжающиеся разбирательства между правительством Сербии и Гаагским трибуналом, а также нерешенность косовского вопроса снижали привлекательность Черногории для инвесторов и препятствовали её вступлению в ЕС и НАТО.

21 мая 2006 года был проведен референдум, по которому Черногория получила независимость.

Период независимости | код

После обретения независимости Черногория продолжила переориентацию экономики на туристическую деятельность, стремясь стать элитным курортным центром и войти в Европейский союз. Были предприняты усилия по привлечению иностранных инвестиций в туристическую сферу, а также в развитие инфраструктуры, без чего невозможно развитие туризма.

В 2006 — 2007 годы в Черногории прошёл бум спроса на недвижимость. Многие европейцы, в том числе и россияне, покупали недвижимость на побережье страны. В 2008 году в Черногорию поступило больше инвестиций на душу населения, чем в какую-либо европейскую страну. В последние годы Черногория показывала очень высокие темпы роста. Тем не менее, финансовый кризис привел к падению темпов роста экономики и даже к рецессии: уменьшились инвестиции, сократилось число отдыхающих, промышленность также испытывала серьёзные трудности.

Туризм

Туризм — ведущая экономическая отрасль экономики Черногории, она пользуется значительными привилегиями и большим вниманием со стороны властей, нежели промышленность и сельское хозяйство. Небольшая по своим размерам страна, тем не менее, способна сегодня предложить обширную программу как для летнего, так и для зимнего туризма

Отсутствие крупной промышленности гарантирует экологическую чистоту всех объектов туристической инфраструктуры Черногории. Статус «экологичного государства» закреплен в Конституции страны.

Города Херцег-Нови, Будва, Бечичи, Петровац постепенно приобретают статус центров международного туризма. Старый Котор, находящийся под защитой ЮНЕСКО, привлекает любителей исторического наследия, также как и древняя столица страны Цетине. Скадарское озеро, национальные парки Дурмитор, Ловчен и Биоградская гора, каньон реки Тара являются отличными местами для отдыха в условиях красивой и натуральной природы. Горнолыжный курорт Жабляк — кстати, самый высокогорный на Балканах — становится туристической Меккой в зимний период.

Значительную привлекательность имеет пляжный отдых в Черногории. Более 100 оборудованных пляжей готовы принимать отдыхающих на протяжении почти 7 месяцев в году, побережье страны считается одним из самых теплых и солнечных в Европе. А чистая морская вода и отсутствие больших волн делают такой отдых комфортным и безопасным.

Пляжный отдых привлекает в Черногорию множество туристов

Горные ландшафты страны — каньоны, реки, озера и вершины — обеспечивают поток туристов в отдаленные от Адриатического моря районы. Несколько десятков горных озер, красивые национальные парки, величественные вершины — все это гарантирует насыщенное и приятное времяпрепровождение для любителей природных красот.

Наличие большого количества древних монастырей, в том числе самого знаменитого монастыря Острог, расположенного прямо на отвесной скале, привлекает религиозных паломников и желающих прикоснутся к духовным святыням страны.

Направленность страны на развитие туризма чувствуется в каждом городе — здесь постоянно растет число гостиниц, придорожных отелей и кемпингов. К услугам гостей большой выбор апартаментов и арендного жилья. В любом населенном пункте нет проблем с питанием: кафе, бары и рестораны предлагают отведать блюда национальной и международной кухни.

Доходы населения

Минимальный размер оплаты труда с 2013 года составляет €288,05 (брутто) и €193 (нетто). По состоянию на ноябрь 2018 год средний размер оплаты труда в Черногории составляет €769 ($863,79, брутто) и €512 ($575,11, нетто) в месяц. С 1 июля 2019 года минимальный размер оплаты труда (нетто) вырос на 15 % и составляет €222.
Индекс Кейтца (соотношение между минимальной и средней заработной платы в стране) в Черногории в 2013 году после повышения минимального размера оплаты труда до €193 составлял 40,3 %, но к 2019 году упал до 38 %. Индекс Кейтца (соотношение между минимальной и средней заработной платы в стране) с 1 июля 2019 года вырос и составляет (средняя €512 и минимальная €222) около 43 %.

Развитие транспортной системы

Основу транспортного сообщения внутри страны составляет сеть автомобильных дорог. Из-за особенностей ландшафта большинство автодорог имеет извилистый горный характер, в Черногории очень много туннелей, причем, как по количеству, так и по общей протяженности — например, автомобильный туннель через горную гряду от побережья к центру страны тянется почти на 4 км.

Большинство дорог в Черногории проложены через горы

Железнодорожный транспорт, в отличие от автомобильного, не является достаточно развитым. Длина железнодорожного полотна всего 250 км. Самое главное направление — это Белград (Сербия)-Бар. Эта дорога связывает барский морской порт с континентом.

На территории Черногории имеется два международных аэропорта: в Подгорице и в Тивате. Благодаря небольшим размерам страны трансфер из аэропорта до любого места отдыха не превышает нескольких часов.

Промышленность и сельское хозяйство

В Черногории также имеются залежи полезных ископаемых — это бокситы, железная руда и уголь. Довольно хорошо развита добыча морской соли. Электроэнергетика представлена гидроэлектростанциями Перучица и Пива, а также теплоэлектростанцией в Плевле.

Промышленный сектор значительным образом ориентирован на удовлетворение нужд туристического бизнеса: производство продуктов питания, стройматериалов, мебели, гостиничного оборудования.

Сельское хозяйство страны культивирует зерновые культуры, картофель, табак, виноград, цитрусовые, маслины и инжир, а также занимается производством мяса, молока и молочных продуктов. Экологическая чистота Черногории позволяет выпускать высококачественные продукты питания, пользующиеся повышенным спросом. На территории страны из уникального винограда изготавливают популярные вина и .

Трудовые ресурсы и занятость[ | код]

Самая большая проблема (как и в других еще относительно бедных странах Европы: России, Украине, Белоруссии и т.д.), увеличивающийся с каждым годом дефицит трудоспособной рабочей сила, и рост количества пенсионеров, в связи с низкой рождаемостью и высокой эмиграцией населения в другие, более богатые, страны мира. Особенно сложная ситуация с растущим демографическим кризисом во многих развивающихся странах Европы и Азии: Черногории, Молдавии, Белоруссии, Украине, России, Китае, Таиланде, и т.д. В этих стран обычный демографический кризис свойственный развитым странам усугубляться, часто ещё большим уменьшением официально работающей доли трудоспособного населения, в связи с обширной неформальной, теневой экономикой, ещё более низкой рождаемостью, ещё большей безработицей, ещё большем ростом пенсионеров в связи с меньшими здоровыми годами активной трудоспособной жизни, что вкупе с активной эмиграции молодого, экономически активного и самого трудоспособного населения в более богатые страны мира, приводит к замедлению экономического роста стран, и как следствия к замедлению роста зарплат и уровня жизни в странах, что в свою очередь замедляет сближение уровня жизни в развивающихся странах к уровню жизни развитых. Богатые развитые страны Европы и Азии, часто решают проблему демографического кризиса, просто увеличивая квоты на ввоз большего числа иностранной рабочей силу, что в свою очередь бедные, экономические не привлекательный, как для квалифицированной, так и не квалифицированной иностранной рабочей силы, развивающиеся страны себе позволить не могут. Как пример, экономика Черногории может столкнуться с широко обсуждаемой проблемой, Черногория может постареть быстрее, чём её население разбогатеет, что может привести к замедлению роста уровня жизни в Черногории и сближения её по зарплатам с другими развитыми и богатыми экономками Азии и Европы: Японией, Республикой Корея, Китайской Республикой, Швейцарией, Германией, Францией, Норвегией, Словенией и т.д. В худшем случае это может привести к экономическому застою, подобному японскому, наблюдаемому в Японии уже два десятилетия. Но с учётом, что Япония является экономически развитой, богатой страной, с высокими зарплатами, а Черногория лишь развивающейся.

Перспективы развития гостиничного сектора экономики Черногории

В плане развития Черногории предусмотрено, что к 2020 году туристический потенциал Черногории будет ничем не хуже, чем в самых популярных у туристах регионах планеты. С учетом, что ежегодное увеличение количества туристов составляет около 10%, можно с уверенностью утверждать, что этот план выполняется успешно.

Улучшение качества сервиса за счет строительства новых элитных отелей.

Диверсификация туристических услуг. Наряду с развитием пляжного туризма в Черногории планируется развивать бизнес — туризм, религиозный и оздоровительный. Строительство спа и веллнесс центров.

Предполагается, что за счет их строительства туризм в Черногории будет меньше зависеть от времени года (в настоящее время большая часть туристов приезжают на отдых в Черногорию в период с мая по конец сентября).

Защита окружающей среды. В настоящее время Черногория является самым экологически чистым государством Европы. В планах правительства сохранить благоприятную экологическую среду. Подготовка квалифицированных туристических кадров. Усиление маркетинга на международных рынках.

Согласно плану развития Черногории до 2020 года, планируется, что количество мест в отелях Черногории увеличиться в 2,5 раза. Помимо увеличения количества мест, будет больше мест в элитных отелях, т.е., не только произойдет увеличение количества туристов, но и больше станет приезжать состоятельных туристов, которые платят больше.

План развития Черногории до 2020 года предусматривает, что для развития севера страны будут привлекаться крупные инвесторы, в том числе и иностранные. С помощью инвесторов планируется строить современные лыжные базы, горнолыжные трассы, подъемники и отели. В первую очередь планируется развивать те регионы севера Черногории, на которых уже есть инфраструктура для горнолыжного туризма. Это курорты Жабляк и Дурмидор. Планируется превратить эти курорты к 2020 году в курорты мирового уровня. В настоящий момент инфраструктура горнолыжных курортов Черногории отстает от Европейского уровня, но и цены на них значительно ниже, чем в других странах Европы, поэтому туристы и приезжают. Также план развития Черногории предусматривает строительство автобанов, которые будут проходить через территории страны, в которых туристов приезжает немного (это делается специально для развития этой части Черногории), также будет построен третий международный аэропорт в стране.

Проблемы развития гостиничного сектора экономики Черногории

Развитие туризма в Черногории одной из наиболее приоритетных и перспективных отраслей экономики Черногории является туризм, однако его развитие на современном этапе сдерживается дефицитом финансовых средств, нехваткой квалифицированного персонала, несоответствием между качественными характеристиками и объемом предоставляемых услуг. Гостиницы находятся в плохом состоянии, имеют устаревшее оборудование, не отличаются высокой рентабельностью из-за низкой степени использования мощностей, короткого сезона, низких цен на предоставляемые услуги, незначительного потока гостей из западной Европы, недостаточно высоких расходов туристов из Сербии, Черногории и России. Неразвитости сопутствующей инфраструктуры, отсутствия у Черногории собственного имиджа (долгие годы она была составной частью системы «дешевого массового туризма бывшей Югославии»). Для гостиничного дела в Черногории характерны низкий уровень заработной платы, невысокая в течение года степень использования койко-мест, плохое состояние рекреационной инфраструктуры. Лишь 1 — 3 тыс. гостиничных койко-место из 26 тыс. имеющихся в наличности удовлетворяют требованиям иностранных гостей. Из 83 тыс. койко-место 36 тыс. (или 27,5%) приходятся на гостиничные (в том числе 19 тыс. на относящиеся к категории «в» или двухзвездочные), 15 тыс. — на расположенные в кемпингах с минимальным набором услуг и около 14,5 тыс. — в зарегистрированном частном секторе.

Одной из важных проблем в развитии Черногории является неравномерность в развитии страны. Прибрежные зоны развиваются быстрее, чем север Черногории. Тем не менее, на Севере есть отличные возможности для развития горнолыжных курортов.

Дополнительной проблемой для туристического сектора Черногории является существование так называемого черного рынка, который не дает налоговых поступлений в казну, но функционирование которого влечет рост государственных расходов (на электро- и водоснабжение, отвод сточных вод, вывоз мусора). По оценкам министерства туризма, почти 60 тыс. койко-мест сосредоточено в частных квартирах и домах, но не зарегистрировано официальными структурами. В помещениях дачного типа имеется еще 90 тыс. Существенные трудности создает нелегальное строительство, которое часто ведет к ухудшению состояния окружающей среды.

Еще одной проблемой является слабый интерес инвесторов к вложениям в черногорский туризм из-за отсутствия полной ясности в вопросе о собственности на землю и льготах инвесторам.

Для развития чартерного туризма необходимо обновление и дополнительное строительство гостиничных мощностей. Так же необходима модернизация и расширение двух международных аэропортов Черногории в Подгорице и Тивате, для обслуживания большего потока туристов.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий