Экспозиции в Большом дворце «Царицыно»

Большой дворец Царицыно – внутреннее содержание

Как введение в екатерининскую эпоху в одном из вестибюлей Большой дворец Царицыно украшен многочисленными портретами связанных с императрицей людей. Здесь и многочисленные фавориты, и наследник престола Павел. Похоже, не только современников собрали в галерее устроители музея. Вдалеке явно один из современных патриархов, ведь от Петра до 1917 года этого сана не существовало.

К услугам посетителей современный эскалатор, позволяющий с удобством подниматься к вышележащим помещениям.

Историческая экспозиция

При расчистке территории перед реставрацией приусадебного парка и строений в начале нового тысячелетия были сделаны значимые археологические находки. На их основе сформирована экспозиция Быль и новь Царицыно, представившая экспонаты XIV — XVI веков. Противники новоделов в архитектуре здесь могут быть спокойны за подлинность всего выставленного.

Одним из первых экспонатов предстает Большой дворец Царицыно на макете, изображающем его состояние перед началом восстановления. Полностью отсутствуют демонтированные из-за аварийного состояния кровли и верхние перекрытия, правый корпус лишился второго этажа. На верхних ярусах проросли многочисленные саженцы, укоренившиеся в наносном грунте.

Следующий зал содержит на стенах планы обнаруженных строений и их внешний вид, восстановленный учеными. Сохранившиеся произведения художников также размещены на стенах. Большой экран и скамья предназначены для просмотра визуальной информации о проведенных при раскопках исследованиях.

В центре помещения размещены вешалки-манекены с подлинными костюмами давних времен. Время их создания отражено на поясняющих табличках. Большинство остальных находок довольно мелкие и помещены в музейные стенды, из крупных – снабженное пояснением и запретом садиться деревянное кресло.

Еще несколько древних предметов меблировки размещены между колоннами следующего помещения, поддерживающими интересный светящийся потолок. Эти кресла укрыты прозрачным кожухом, чтобы не использовались посетителями по прежнему назначению. В дальних витринах просматриваются сувенирные изделия типа ваз или кубков.

Видны статуэтка и фрагмент белокаменного декора, образцы изразцовых изделий.  Яркие рисунки на нижней полке ближайшей витрины — вышивка, с помощью которой коротали длинные зимние вечера дамы прошлых столетий.

Царицынские древности

Одно из помещений цокольного этажа сохраняет блоки из белого камня, основного материала первого варианта строения авторства Баженова. По повелению императрицы, недовольной тем, что Большой дворец Царицыно мал в размерах, он был разобран до основания. Казаков же строил из красного кирпича, белые блоки применил в фундаменте.

Огороженный металлическими перилами проем ведет вниз, где среди опорных конструкций расположена экспозиция древнейших находок. Здесь экспонаты не только местные, собраны они и с других московских раскопок. Кроме традиционных витрин и стендов, здесь размещены несколько картин, в том числе с древним видом Царицыно.

Стены подземного помещения – не что иное, как фундаментная часть здания. Витрины расположены вокруг опор, кладка которых служит фоном для экспонатов.

Большой дворец — краткое описание

Большой дворец интересен тем, что в его архитектуре сочетаются два стиля — псевдоготика и классицизм. Здание состоит из двух крыльев, предназначенных для императрицы и ее сына Павла. Снаружи особенно впечатляюще выглядит центральная часть дворца, но можно заметить, что в плане это лишь переход из одного крыла в другое.

Неповторимость зданию придают изящные башенки, выполненные в стиле псевдоготики

Обратите внимание на прямоугольные окна, обрамленные стрельчатыми арками, также относящиеся к этому архитектурному стилю

Красный цвет стен с белоснежной отделкой и сказочные башенки делают ансамбль чем-то похожим на Кремлёвский дворец.

За счет протяженных фасадов (длина постройки — 68 саженей, или 146 метров) здание выглядит фундаментальным, а наличие башен и многочисленных арок придают ему мощный и даже тяжеловесный вид.

Чтобы осмотреть это грандиозное сооружение, необходимо войти в арку между Большим дворцом и Хлебным домом. Вы увидите стеклянный павильон, войдя в который, можно спуститься вниз по эскалатору и попасть в вестибюль Большого дворца. Здесь расположены кассы, киоски сувениров и буфет. Представлена выставка портретов деятелей, причастных к судьбе Царицыно и Большого дворца.

Архитектура дворцово-паркового ансамбля Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно располагается на холмистой местности, пересеченной оврагами. Более подробно расположение всех его достопримечательностей можно наблюдать на схеме, расположенной перед Большим дворцом.

Большой дворец

Большой дворец является центральной композицией  дворцово-паркового ансамбля Царицыно. Здание дворца является трехэтажным. Как и для большинства построек в Царицыно ему характерно сочетание красного кирпича  и белого камня. При этом очень эффектно на их фоне смотрятся крыша и башни зеленоватого цвета.

В архитектуре Большого дворца сочетается два стиля — псевдоготика и классицизм.

Строительство Большого дворца так и не было завершено в свое время. И на протяжении двух столетий он постепенно превращался в руины. Очень печально, что в таком красивом месте так и не прошло ни одного бала. Стоит отметить, что в настоящее время в Большом дворце проводятся различные выставки и экспозиции музея-заповедника «Царицыно».

Хлебный дом

Рядом с Большим дворцом находится Хлебный дом, он же Кухонный корпус. Это здание предназначалось для размещения кухонь и хозяйственных служб. Но после  реставрации в Хлебном доме размещаются экспозиции музея-заповедника «Царицыно».

Стоит отметить, что свое название Хлебный дом получил благодаря эмблеме в виде каравая хлеба и солонки. А над ними можно наблюдать вензель из букв «Х» и «С» («хлеб» и «соль»). Эмблему и вензель хорошо видно на следующем фото. А именно за памятником двум архитекторам дворцово-паркового ансамбля Царицыно — Василию Баженову и Михаилу Казакову.

Арка-галерея

Между Большим дворцом и Хлебным домом размещается Арка-галерея. Это декоративное сооружение, которое не несет на себе никакой функциональной нагрузки. На мой взгляд Арка-галерея отлично вписывается в архитектурную  композицию. Помимо этого на ее фоне можно сделать отличные фото.

Кавалерские корпуса

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно богат загадками. Одной из таких загадок является предназначение трех Кавалерских корпусов. По одной из гипотез они предназначались для царской свиты и слуг. Но достоверно это не известно в связи с тем, что архивные документы не сохранились.  По этой причине сегодня их название является условным.

Фигурный мост

Фигурный мост построен по проекту Василия Баженова. Интересно то, что он практически на подвергся разрушению. Задумывался мост как второй парадный въезд на территорию Царицынской усадьбы. Но в настоящее время является украшением главной аллеей, ведущей к дворцовому комплексу.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» заметно выделяется на фоне других построек в Царицыно. И это не удивительно, поскольку храм находился на территории Царицыно до создания дворцово-паркового комплекса. Тем не менее архитектор Василий Баженов решил включить его в архитектурный ансамбль Царицына. Храм был возведен в 1722 году по заказу Дмитрия Кантемира, бывшего владельца этих мест. Однако впоследствии был полностью перестроен по воле Матвея Дмитриевича Кантемира в 1759-1765 годах.

История

История Царицыно началась с огромного желания императрицы построить имение в понравившемся ей месте — в так называемой пустоши Чёрная грязь.

В июне 1775 года Екатерина II, приехав в Москву, остановилась в Коломенском. Неподалеку от ее усадьбы, в пустоши Черная грязь, располагалось имение князя Дмитрия Кантемира. Посетив его, императрица была так восхищена красотой местных лесов и прудов, что решила приобрести эту землю.

Сущим раем называла Екатерина свое имение. Она переименовала пустошь, дав ей имя «Царицыно», а для ее застройки пригласила талантливого зодчего Василия Ивановича Баженова.

Почти через 10 лет царицынский комплекс был, в основном, построен. Но Екатерина раскритиковала многие строения и приказала разрушить почти всю центральную часть усадьбы. Своды Большого дворца ей показались «слишком тяжелыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, лестницы слишком узкими». Было уничтожен уникальный комплекс, все то, что автор в течение 10 лет возводил с пылом и вдохновением. Баженов был отстранен от работ и самое обидное, продолжить строительство поручалось его ученику Матвею Казакову.

Нет четкого ответа на вопрос, почему это произошло. Возможно, из-за масонских убеждений Баженого или его непокорного нрава или из-за неоднократных просьб увеличить смету строительства.

Так или иначе, но Матвей Казаков заново начал строительство, но ему также завершить работу было не суждено. Финансирования не хватало, интерес царицы быстро угас, а после ее смерти работы и вовсе остановились, хотя здание было подведено под крышу и осталось выполнить лишь внутренние работы.

Новое здание не одобряли многие представители высшего света, считая его мрачным, несмотря на наличие множества украшений. После строительства черной крыши в 1796 году новый дворец стали называть «мавзолеем над гением Баженова».

В течение последующих двух веков предпринимались попытки восстановить утраченный комплекс, но лишь в 2005 году, когда строение перешло в собственность города Москвы, начались восстановительные работы.

В 2007 году масштабная реконструкция была завершена и в здании разместился музейный комплекс, посвященный царствованию Екатерины II.

Кроме того, Большой дворец является местом проведения концертов и музыкальных фестивалей. Здесь работает Детский образовательный центр, в котором предлагаются программы для школьников и детей от четырех лет.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий