Главная мечеть в Казани. Мечети Казани: история, архитектура

Важные символы культуры

На фото скамейки и панно — важнейшие символы, связанные с культурой Татаро-Ислама. Скамейки являются наследием древнего кожевенного ремесла — татарская кожаная мозаика. Использовалась при изготовлении сапог — ичиг. Каждый кусочек вырезан по отдельному лекалу и сшит с другими особым двойным швом. Мы видим то, что было актуально вплоть до XX века. Виден мотив тюльпана. Также символ, связанный с древним источником жизни — рог барана.

Второй очень важный символ — это вечное древо жизни. Кувшин, как символ сотворения мира. Все цветы разные, есть только похожие, но не одинаковые. Каждый листочек немного отличается от других. Это все благодаря мудрости божьей, создал мир таким многообразным, что никогда в нем ничего не повторится. Ни один человек не будет копией другого, ни один день не будет повторением предыдущего. Кроме того, это мир радости: дерево цветущее, красочное

Важно уметь видеть радость и благодарить каждый день за то, что ты имеешь счастье жить в этом мире, наслаждаться его прелестями. В зале 4 панно и все разные

Мечеть аль-Марджани

Это архитектурное сооружение расположено в Старо-Татарской слободе столицы, близ озера Нижний Кабан (адрес — ул. К. Насыри, 17). Мечеть Марджани (Казань) является исторически значимым храмом всего исламского народа. Первый вариант здания был возведен в конце 18 века по приказу Екатерины II. Постройка обошлась казне в 5.000 рублей, что по тем временам было немыслимыми деньгами.

В современном виде мечеть выполнена в лучших традициях средневековой татарской архитектуры

Во время реконструкции было уделено большое внимание такому стилю, как барокко. Несмотря на то что здание всего в два этажа, минарет возвышается вверх на три яруса

Храм получил свое название в честь имама Марджани, который служил в нем 39 лет вплоть до 1889 года. Внутри и снаружи мечеть отделана золотыми наконечниками и полумесяцами. Все стены и своды интерьера украшены светлыми орнаментами и лепниной.

Интересные факты о Кул-Шариф

  1. Все мечети мира смотрят в одном направлении — это Мекка Кааба. Чтобы люди сразу поняли, в какую сторону встать лицом, есть выступ. Он может быть совсем маленький или побольше. Молиться нужно только к нему лицом и ни в какую другую сторону.
  2. Мекка — город в Саудовской Аравии, родной город Пророка Мухаммеда. В городе находится главная святыня Кааба, которой поклоняются и совершают марш.
  3. Архитектурный проект разрабатывался заново, так как не было никакой информации о том, как выглядело здание в XVI веке. Считается, что она имела восемь минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии и располагалась на месте бывшего юнкерского училища.
  4. Все осветительные приборы мечети, в том числе и огромная люстра, изготовлены в Чехии по эскизам татарстанских художников.
  5. Для строительства мечети Кул Шариф везли материалы со всей страны. Все двери мечети сделаны из краснодарского дуба, а для внутренней облицовки здания был использован мрамор, доставленный из Челябинской области.
  6. Оформление потолка сделано художниками Татарстана на холстах, которые по окончании поднимали к потолку.
  7. В библиотеке находится книга со вписанными именами каждого, кто пожертвовал деньги на восстановление достопримечательности.
  8. Тюльпан — важный символ в Исламской культуре. Он цветет 2-3 недели, потом быстро сохнет и все зарастает травой. Луковица маленькая, уходит очень глубоко под землю и создается ощущение, что тюльпан совсем умер. Но каждую весну происходит чудо, тюльпан вновь возрождается к жизни молодой и красивый. Люди смотрят на цветы и думают: почему Бог тюльпану дает такую возможность, а людям нет? Но мечта об этом сохранилась и символ того, что эта мечта может быть реальностью, воплощен в цветке тюльпана — никогда не умирающем. Цветок победы над смертью. Цветок Бога.
  9. Второе значение тюльпана — мистическое. Если мы напишем Аллах — Бог и лалла — тюльпан, написание на арабском языке будет практически идентичное. Для любой религии в древние времена это очень важный момент.
  10. В религиозном искусстве форма продиктована содержанием. Каждая сура — глава (в Коране 114 сур) рассказывает историю пророка Нуха — библейского Ноя.
  11. Ислам зародился в Саудовской Аравии, где финик — это хлеб пустыни. Основа рациона питания самых широких масс населения.
  12. Макет мечети, выполненный из золота и серебра, получил несколько наград на международных выставках.

Внутреннее убранство элементов ансамбля

Интерьеры в молельном и хозяйственно-административном пространстве – плод реализации тысячелетних ремесленных традиций татарского народа. Вам предстанут шедевры уже названных зодчих, художников (дизайнеров, мастеров росписи и специалистов по арабской вязи), резчиков по камню, граверов, кузнецов, лепщиков, краснодеревщиков и каменщиков. Многие из них явились по сути реставраторами.

Гранит, оникс, змеевик и мрамор плавно переходят в резные изгороди из алебастра (ганча или ганджа) или красиво расписанного дерева. А еще выше – в цветастые орнаменты на приделанных холстах или в позолоченную вязь исламских текстов. И по большей части перед нами предстают главные суры Корана. Они взывают к мудрости, доброте и аскезе.

В создании стекол для оконных проемов использованы витражи. Кстати, окна самого купола вырезаны в форме тюльпанов. А все из-за того, что у арабов слово «тюльпан» («лале») похоже по буквам на идиому «во имя Аллаха».

Часть интерьеров украшена сложной причудливой мозаикой (есть еще в Казани такие «прикладники»). Люстра приехала сюда из Чехии (вы увидите натуральное богемское стекло). Ковры, по которым будете ходить – подарок от правительства Ирана. Лепнину же создавала интернациональная артель узких специалистов по восточной орнаментальной пластике.

Основное здание членится на башенку для хранения Корана (сюда поднимается священнослужитель), обзорные веранды, молельных залов для мужчин и женщин, музея (он выше) и комнаты для подготовки к никаху (о нем читатель узнает дальше).

В дополнительном строении (также купольном, но одноуровневом) кроме администрации и прочего персонала пребывают штатные пожарники со всем своим нехитрым инвентарем.

Купол мечети

У мечети Кул Шариф очень красивый купол, тексты все коранические. И все короткие тексты, которые мы видим — это часть 99 имен Бога. Тексты подлиннее, например в основании купола, в центре — это важнейшие суры Корана, произносимые на Намазе. Мотив тюльпана хорошо виден на боковых поверхностях купола.

В центре — люстра в форме цветка лотоса из богемского стекла — хрусталя. Диаметр более 5 метров, общая масса вместе с креплениями около 1800 кг. С правой стороны от михраба лесенка-возвышение минбар — место проповеди.

В христианстве день проповеди воскресенье, а у мусульман пятница. Проповедь читается на языке понятном общине, в Казани это современный татарский. Имам поднимается наверх, но никогда не встает на последнюю ступеньку.

Помимо самой мечети, в комплекс входят музей Исламской культуры, библиотека, издательский центр, экскурсионное бюро и управление имама. Мусульманские праздники широко отмечаются в Казани, это выходные дни.

Особенности экстерьеров реконструированного комплекса

По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).

На данный момент вас ждут запоминающиеся достопримечательности. 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.

У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.

Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.

Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.

Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!

Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.

Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.

Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).

Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.

В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!

Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.

История мечети

Мечеть аль-Марджани стала первым каменным мусульманским храмом, который появился в городе со времен Иоанна IV Грозного. Она была возведена по проекту казанского архитектора Василия Ивановича Кафтырева на средства прихожан в 1770 году. Жертвователями на храм стали 62 жителя Казани, которые собрали 5000 рублей. Больше всего денег отдал богатый промышленник и домовладелец Ибрай Юнусов.

Здание вышло очень большим и красивым. Казанский градоначальник был недоволен. Он отправил письмо Екатерине II и пожаловался, что минарет получился слишком высоким. В ответе императрица написала, что дала право мусульманам строить на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, так как оно не входит во владения императрицы.

Поначалу новую мечеть называли Первой соборной, а потом – «Эфенди» — Господской. На протяжении всей истории храм активно поддерживала мусульманская община города. В 1861 году на деньги купца И. Г. Юнусова к храму сделали большую пристройку с лестницей. От этого здание на одну оконную ось стало длинней по фасаду.

Через два года на средства того же благотворителя был расширен михраб. По купеческой династии Юнусовых, которые много тратили на содержание храма, мечеть стали называть Юнусовской.

В 1860-е годы богатый казанский торговец Зайнулла Усманов пожертвовал значительную сумму для перестройки минарета. В той части, которая указывала на святую для мусульман Мекку, прорубили окно, и внутри стало гораздо светлее. Состоятельные купцы Мифтахутдин Валишин и Валлиула Гизетуллин дали средства на ажурную металлическую ограду. Год за годом мечеть становилась все красивее и красивее.

С 1850 года на протяжении 39 лет в мусульманском храме служил имам-хатиб Шигабутдин Марджани. Просвещенный проповедник, педагог и археограф пользовался большим уважением у верующих Казани. Марждани прославился, как историк, талантливый этнограф и востоковед. С конца XIX века мечеть стала носить его имя. В наши дни памятник знаменитому богослову украшает набережную озера Кабан в Казани.

До прихода советской власти в храме проводили религиозные обряды, обучали богословию, геометрии, астрономии и истории. В советские годы мечеть аль-Марджани не закрыли. Она оставалась единственным действующим мусульманским храмом Казани, куда верующие могли приходить за духовной поддержкой и совершать намаз.

Культовое здание и территорию вокруг него неоднократно реставрировали. Большой объем работ был выполнен при подготовке к празднованию 1000-летия города, которое отметили в августе 2005 года.

Архитектурные особенности мечети

Старая мечеть заметно выделяется среди соборов и храмов Казани. Она была построена в период эклектики. В конце XIX века архитекторы стремились возрождать старые традиции, но не копировали прошлое целиком. Азимовская мечеть вобрала все лучшее, что было создано на протяжении столетий, и стала выдающимся памятником культовой исламской архитектуры.

Казанский храм относится к типу двухзальных мечетей-джами. Пятигранный михраб ориентирован на Мекку, поэтому здание стоит по диагонали углового участка. Входы в мечеть ведут с улицы и со двора. Стройный минарет высотой 51 м пристоен с северного торца.

Прямоугольное здание окрашено в нежно-зеленый цвет, имеет скругленные углы и пологую четырехскатную крышу. Под основными молельными залами располагается освещенный цокольный этаж с двумя рядами колонн. Сегодня здесь находятся вспомогательные помещения и молельный зал для женщин.

Трехъярусный минарет стоит на собственном фундаменте, как это было принято в древних минаретах Константинополя. Высокая башня увенчана красивым ребристым шатром, а внутри расположена винтовая лестница, которая выводит на площадку для муэдзина. Минарет освещается за счет небольших щелевидных окон.

Круглую площадку наверху украшает ажурная металлическая ограда. На вершине минарета и в орнаменте ограды храма видны шестиугольные звезды. Знак гексаграммы используют многие религии, в исламе этот символ называют «печатью Сулеймана».

Нельзя не восхищаться великолепным декоративным убранством казанского храма! Фасады здания покрыты затейливой белокаменной резьбой. На стенах можно увидеть узоры в виде «сельджукской цепи», кессоны, «сталактитовые» карнизы, узкие лопатки на ребрах минарета и другие архитектурные приемы, которые призваны подчеркнуть особую красоту мечети.

Анфиладные залы освещают восемь пар высоких окон. Стрельчатые переплеты и многолепестковые окна-розетки с цветными витражами очень эффектно смотрятся на просвет.

Внутреннее убранство

Внутри мечеть не менее красива, чем снаружи! В оформлении использованы восточно-мусульманские мотивы, которые создают романтический образ храма. Великолепный декор интерьера и выверенные пропорции рождают у посетителей чувство восхищения и торжественности.

Широкий стрельчатый портал и боковые двери с цветными витражами связывают между собой первый и второй молельные залы. Плоское перекрытие поддерживают четыре стройные колонны, а нежно-голубые стены освещает большая золоченая люстра из хрусталя.

Глубокая ниша михраба – места, которое обращено к Мекке, поражает даже искушенных ценителей декоративного искусства. Боковые стены михраба покрывает изысканный резной орнамент из камня, а по сторонам можно увидеть золоченые цитаты из Корана.

История создания

В 90-е годы в нашей стране началось возрождение утраченных ранее культовых исторических сооружений. Возрождались из пепла и строились новые многочисленные православные храмы, церкви и соборы, а в Татарстане, конечно же, наравне с православными появляется целая россыпь мусульманских религиозных сооружений. Безусловно, что основным таким сооружением становится удивительной красоты Мечеть Кул-Шариф

, построенная на западных землях мемориального Кремлевского комплекса.

Мечеть возводится как своеобразный памятник о трагических событиях 1552 года, в октябре которого при штурме Казанской крепости многочисленными отрядами Ивана Грозного в кровопролитных боях пало смертью храбрых большинство мужественно защищающегося населения. Погиб в тот день и духовный вдохновитель обороны города Кул-Шариф

– настоятель главенствующей мечети Казанского ханства.

Штурм Казани войсками Ивана Грозного

Сегодня он числится непосредственным потомком пророка Мухаммеда

и мечети присвоено его имя. Кул-Шариф для своего времени был широко образованной личностью, знающей множество наук, в том числе и астрономию, интересующейся историей и политикой.

Все культовые сооружения татарского ханства после покорения Казани и установления власти Москвы постепенно начали уничтожаться, а взамен им возводились православные церкви и монастыри. Население подвергалось насильственному крещению. Не крещенное оставшееся в живых татарское население было выселено за реку Булак, где вскоре образовалась Татарская Слобода

, сохраняющая мусульманские традиции края.

В 19 веке известный татарский просветитель и философ Ш.Марджани

, в результате проведенных им исторических исследований, сумел приподнять туманную завесу веков и воссоздал историческую картину татарского периода Казани. Он писал, что Казанский Кремль когда-то украшалаглавная соборная мечеть , которая являлась центром мусульманского просвещения Поволжья 16 века.

И вот спустя четыре с половиной века историческая справедливость была восстановлена. На высокий кремлевский холм вернулась главная мечеть мусульман.

Мечеть Кул Шариф внутри

В мечети 24 часа в сутки не умолкает живое чтение Корана. Хафиз читает на арабском языке времен пророка Мухаммеда середины VII века н.э. Чтение транслируется в интернет, можно присоединиться. Единственное время, когда это место становится пустым: идет намаз в молельном зале. Уже по этому признаку Кул-Шариф становится в ряд самых значимых мечетей не только России, но и мира. Важные предметы, которые сопровождают повседневную жизнь казанских татар, даже не особо религиозных представлены в витринах. Шамаиль — это всегда декоративно-организованный текст, источником которого является Коран, главная святыня для мусульман. Представлены переводы смыслов Корана на татарский язык.

Четки из косточек финика служат напоминаниями, чтобы ничего не пропустить. Говоришь слово и бросаешь косточку, на четках их 99.

Финик — один из главных даров Аллаха людям, основа основ.

История строительства Кул-Шариф

Кул-Шариф строилась и проектировалась в наши дни архитекторами Ш. Х. Латыповым , М. В. Сафроновым, А. Г. Саттаровым, И. Ф Сайфуллиным. Мечеть представляет собой симметричное сооружение, в основании которого, пересекаются под углом 45 градусов, два квадрата — Исламский символ Бисмилла — “Во Имя Аллаха”. Стены сооружения представляют собой восемь стрельчатых арок. Окна декорированы витражами. Фасад здания облицован мрамором, гранитом, ониксом и змеевиком. Венчают мечеть восемь полумесяцев, все они обращены в сторону Мекки. Небольшое здание с голубой крышей возле мечети — здание пожарной части.

Правила посещения

Если вы желаете зайти внутрь, то оставляйте обувь у входа (разрешается использовать бахилы). Одежда посетителя должна быть закрытой. Головные уборы обязаны присутствовать на голове как женщин, так и мужчин.

Представительницы слабого пола не могут заходить на мужскую половину и наоборот. Ни в коем случае тут нельзя громко шуметь, что-то жевать, распивать какие-либо напитки (особенно спиртные) или курить.

Во время намаза турист не должен отвлекать молящегося (вообще не рекомендуется покидать смотровые балкончики – они присутствуют и внутри). Щелканье затворов фотоаппаратов и вспышки также не приветствуются. Они оскорбляют чувства верующих.

Архитектурные особенности, интерьеры и святыни

Старую мечеть считают одним из самых красивых памятников татарской культовой архитектуры, и она по праву стоит в одном ряду с самыми выдающимися достопримечательностями Казани. Здание возведено в традициях средневекового мусульманского зодчества с использованием элементов провинциального барокко. Благодаря гармоничному слиянию двух разных стилей – европейского и восточного, культовая постройка имеет изящный облик и неповторимую красоту.

Оформление выполнено в мотивах «петербургского» барокко и многовековых традиций декоративного искусства татарского народа. Стены храма окрашены в белый цвет, а крыши – в зеленый. Наконечники и полумесяцы на малых архитектурных формах и минарете покрыты позолотой и выглядят очень нарядно.

Основное здание двухэтажное с т-образной пристройкой с северной стороны. Над ним возвышается стройный трехъярусный минарет. Нижний этаж используется под служебные нужды, а на верхнем находятся два богато декорированных молельных зала с мягкими коврами на полу.

Стены и своды помещений для молитв украшены позолоченными растительными орнаментами и разноцветной лепниной. В стене, которая разделяет залы, есть винтовая лестница на минарет. Она выводит на небольшой круговой балкон, откуда муэдзин пять раз в день призывает верующих к намазу.

Главная святыня хранится в мечети со времен Казанского царства. Это камень с могилы Мухаммад-гали бека, который датируют 1530 годом.

История храма в XX веке

В 1930-е годы страна активно боролась с религией. По постановлению Центрального исполнительного комитета республики Татарстан мусульманский приход закрыли, а внутренне убранство храма полностью уничтожили.

В советское время о существовании бывшей мечети мало кто знал. Добротное здание из кирпича использовалось под разные нужды. Внутри размещалась школа киномехаников, куда приезжали учиться со всего Татарстана. Цокольный этаж был разделен на учебные классы, в которых стояли парты и кинопроекторы.

Красивый храм не снесли только потому, что он находился рядом с огороженной территорией закрытого предприятия «Радиоприбор». На заборе секретного завода висела табличка «Иностранцам проход запрещен». Рассказывают, что охранники проявляли такую бдительность, что не подпускали близко к предприятию не только иностранцев, но и жителей Казани.

В те времена стены здания были окрашены в мрачный краснокирпичный цвет. О том, что это была мечеть, напоминал только высокий минарет. В 1950-е годы в бывшем храме устроили кинотеатр. По воскресеньям здесь собирались жители окрестных улиц и смотрели новинки советского кинопроката. Иногда на премьерные показы приезжали даже актеры из столицы СССР.

Прихожанам храм вернули в 1989 году. В начале 1990-х годов была проведена реконструкция мечети по проекту архитектора Рафика Вагизовича Билялова.

Екатерина II в Казани

Народы Казанского ханства издавна исповедовали ислам. После взятия столицы русскими войсками на покоренных землях стало распространяться православие, однако большинство местных жителей придерживались старых традиций.

Общий вид на мечеть аль-Марджани

Шли годы, в Казани возводили христианские церкви, а значительная часть горожан продолжала оставаться мусульманами. В первой половине XVIII века, когда появился Новокрещеный приказ, в городе начали сжигать религиозные книги и сносить оставшиеся мечети. При этом новых храмов мусульманам строить не разрешали. Гонения на ислам и ущемление прав мусульман длились более двух веков.

В 1767 году российская императрица Екатерина II пожелала посмотреть восточные области своей страны и узнать больше о живущих там народах. По ее распоряжению была снаряжена целая флотилия, которая отправилась вниз по Волге. В конце мая четыре императорских галеры подошли к Казани и по высокой весенней воде вошли в устье Казанки.

Вид мечети аль-Марджани с озера Нижний Кабан

Екатерина II увидела живописный Казанский кремль, побывала на богослужении в Богородицком монастыре и встретилась с состоятельными горожанами. Она приняла представительную делегацию татарских мусульман и разрешила им строить в городе каменные мечети.

Четырехдневный визит в Казань российской императрицы решил судьбу верующих татар. Екатерина II прекратила все гонения на ислам и этим заслужила большое уважение у татарского народа. До сих пор в Татарстане российскую императрицу называют «эби патша», то есть «бабушка-царица».

Вид мечети аль-Марджани с ул. Каюма Насыри

Галера «Тверь», на которой государыня приплыла по Волге, долгое время хранилась в Адмиралтейской слободе, но в середине прошлого века деревянное судно сгорело во время пожара. Точную миниатюру галеры можно увидеть на улице Петербургская в Казани. Красивая императорская карета сохранилась. Оригинал выставлен в Национальном музее Татарстана, а бронзовый макет – на улице Баумана.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий