Георгиевский собор Гусь-Хрустального
Вот мы и дошли до главной достопримечательности Гусь-Хрустального.
Георгиевский собор — это памятник архитектуры конца XIX — начало XX в. Архитектор — Л. Н. Бенуа, росписи художника В.М. Васнецова.
Обратите внимание на фасад здания, в оформлении которого используются самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества: это и крыльца с узорочьем и резными столбиками, это и нарядные наличники окон, порталы, изразцы. Без великолепных башен, которые снесли в советское время, собор выглядит как сказочный древнерусский терем
Самыми известными жителями Гусь-Хрустального были представители семейства заводчиков и землевладельцев Мальцовых (или Мальцевых; вторая половина XVII в. — начало XX в.). Памятник одному из них установлен около музея. Купец Аким Васильевич Мальцов основал на реке Гусь в 1756 г. стекольный, а затем хрустальный завод, при котором возник поселок. Именно на мальцовском заводе впервые в России начали изготавливать хрусталь. Именно благодаря Мальцову существует город Гусь-Хрустальный.
Памятник Акиму Мальцову в Гусь-Хрустальном около музея
История Гусь-Хрустального
Изначально стекольные заводы располагались на территори Подмосковья. В связи с этим, происходила большая вырубка лесов под различные нужны как стекольных, так и железных заводов. Но в 1747 году, для сохранения леных массивов, был выпущен Сенатский указ, в котором говорилось о запрете строительства стекольных и железных заводов. А все существующие заводы необходимо было перенести не менее чем за 200 вёрст от Москвы.
Под действие данного указа попала фабрика по производству стекла и хрусталя купеческо-дворянского рода Мальцовых, что находилась в Можайском уезде. Новый завод Мальцовы решили основать на Владимирской земле среди обильных лесов, озер и речек Мещеры. Так, в 1756 году, Акимом Васильевичем Мальцовым, на реке Гусь в урочище Шиворово был основан хрустальный завод, вокруг которого и стал в дальнейшем расти нынешний город. Сюда же Мальцовы перевозят мастеровых, которые становятся первыми поселенцами.
Георгиевский Собор (сейчас здесь Музей хрусталя)
На новой фабрике, в которой было 4 горшковых печи, стали работать 59 крепостных крестьян. Они занимались производством посуды, зеленого, каретного и зеркального стекла. А в 1759 году Аким Мальцов построил и второй завод – оконного стекла.
В 1775 году Аким Мальцов доказал своё происхождение от Богдана Мальцова, и был восстановлен в дворянских правах, что позволяло покупать земли и крепостных крестьян. Также развитию города способствовало удачное торговое расположение — недалеко от Москвы и Нижнего Новгорода.
Наследником стекольного дела после смерти Акима Мальцова, руководившего предприятиями 40 лет, стал его второй сын – Иван. В связи с тем, что Ивану на тот момент было всего 14 лет, фабриками стала управлять вдова Акима Мария Васильевна. При ней производство ещё больше расширилось и укрепилось.
В 1831 Иван Мальцов, после возвращения из Европы, также начинает заниматься заводскими делами. Он внедряет в производство новейшие технологии, позаимствованные из-за границы, а также из лучших хрустальных заводов России. Были переняты технологии стекольных заводов из Богемии, в которых использовались для изготовления стекла чистые составные материалы, делавшие изделия исключительными по своей белизне и красоте. Также при Иване создаётся «камера образцов», где хранились изделия, лучшие по красоте и сложности исполнения рисунка.
Памятник Акиму Мальцову
Иван Мальцов, обустраивая всё на европейский манер, строит для рабочих больницу, аптеку, училище. При нём, строится один из первых в России рабочих посёлков с качественными каменными домами. Это приводит к тому, что население города с 1859 года по 1886 год выросло с 3282 человек до 8000 жителей.
Иван Сергеевич Мальцов умер 1880 году в Ницце. Все его многомиллионные состояния и предприятия перешли к племяннику, сыну сестры Софьи, Юрию Степановичу Нечаеву, принявшему фамилию Нечаев-Мальцов.
При Юрие Нечаеве-Мальцове происходило дальнейшее развитие стекольного производства, а также застройка всего города, определившая его современный вид. Строятся новые корпуса фабрик, каменное здание больницы, училище для рабочих, мальцовское ремесленное училище, богадельня. Город в этот период стал именоваться Гусь-Хрустальным. В 1892-1895 годах по проекту Леонтия Николаевича Бенуа строится великолепный Георгиевский собор.
Юрий Степанович Мальцов умер бездетным, и всё его состояние было передано по завещанию родственнику — графу И.Н.Игнатьеву. В 1918 году все предприятия были национализированы.
В музее хрусталя
В 1919 году посёлку был присвоен статус города. В это тяжёлое для страны время во всей Советской России только три завода продолжали выпускать стеклянную посуду, одним из которых являлся Гусевский завод. Гусь-Хрустальный не смог выдержать большие городские расходы, и снова был переведён на положение рабочего посёлка, а затем посёлка городского типа. В 1926 году был образован Гусевской уезд, а в 1931 Гусь-Хрустальному был окончательно присвоен статус города.
В 1996 Гусь-Хрустальный удостоился приза «Золотой Меркурий» за сохранение исторического облика города.
Архитектура города Гусь-Хрустальный
В городе почти не сохранилось интересных архитектурно-художественных памятников, тем более что и изначально в нем их было немного. Определенный интерес представляют гражданские постройки XIX в. Самая монументальная из них — Богадельня, построеная по проекту Л.Н. Бенуа в 1897 г. В настоящее время здесь находится администрация города. Расположена напротив музея хрусталя.
Плиточка перед администрацией — излюбленное место у голубей. Наверное именно поэтому вместо гусей, на плиточке изображены сизокрылые друзья.
Еще из интересной архитектуры: два одинаковых зеркально-симметричных здания бывшего Мужского училища, сегодня здесь расположился Гусь-Хрустальный историко-художественный музей и управление образования.
Наблюдательный турист наверняка заметит, как похожа архитектура одноэтажных кирпичных зданий в Гусь-Хрустальных. Эти домики были построены по образцу манчестерских специально для мастеров, правда, селили в них стекловаров временно, пока интерес к ним был у хозяев. А стал не нужен – выбрасывали. Даже улица специальная была – Вышвырка.
Музей хрусталя в Гусь-Хрустальном
На часах 10 часов утра, а значит музей хрусталя открылся для посетителей.
В этом путешествии мы остановимся только на наиболее интересных экспозициях музея, подробная экскурсия по музее ждет вас в другой статье.
Слева от входа представлены изделия созданные с момента основания гусевского завода до советского времени. В то время мастера применяли все известные способы декорирования изделий, часто сочетая алмазную грань и гравировку, травление и роспись. Для изготовления прибора для крюшона (конец XIX в.), например, использовалось цветное стекло, расписанное золотом и эмалями.
В самом центре зала расположена композиция «Гимн стеклу» 1983 года, в которой советские стеклодувы показали высший пилотаж своего мастерства и неуемную фантазию.
По левую сторону находится еще одна экзотическая композиция — «Живые камни», выполненная из хрусталя современными мастерами в 2006 году.
Купола золотого кольца в миниатюре пытались изобразить авторы в работе «Возврождение» (1990 г.).
Тут же реконструкция интерьеров жилых комнат с хрустальными бокалами, лампами, вазами и люстрой. Интерьер столовой середины XIX века.
Интерьер гостинной начала XX века.
На стендах по правую сторону представлены изделия изготовленные в советское время. Многие из них агитационной тематики.
Хрустальный зоопарк.
В центральной части зала выставлены авторские работы гусевских мастеров. Эти декоративные работы из хрусталя — настоящие произведения искусства.
Роман Николаевич Аксёнов — художник Гусевского хрустального завода. Работал в содружестве с мастерами экспериментального отдела над образцами промышленной продукции и уникальными произведениями из хрусталя и цветного стекла. Особое восхищение вызывает его по-истине космическая работа в сочетании со скорбящими ангелами и лаврами на заднем плане.
Анна Владимировна Корнеева с 1998 по 2009 год трудилась художником на Гусевском хрустальном заводе. По-мимо образцов массового ассортимента, работала над созданием уникальных авторских произведений. Самые завораживающие из них — композиция «Под темными водами» и «Вино цезаря»
В музее есть два дополнительных зала, экскурсию в которые придется оплачивать отдельно. Если после всего увиденного, вы влюбились в Гусевский хрусталь, то не пропустите их.
Понятно, что будучи в разы моложе древних городов Северо-Восточной Руси, в состав Золотого кольца России Гусь входит по причине исключительной. Сюда едут, чтобы увидеть хрусталь, прикоснуться к удивительному искусству стеклодувов, почувствовать прилив гордости, сказав «Да что ваше богемское стелко? Посмотрите-ка, что такое настоящий хрусталь!». Именно такие тексты можно почитать в книге отзывов музея от посетителей, испытавших восторг от увиденного в музее.
Железнодорожный вокзал Гусь-Хрустального
Железнодорожники позаботились о туристах и устроили место для фотосессий прямо на станции.
Классический ЖКХ-арт.
Для двух проходящих электричек — слишком шикарный и большой вокзал построили. Часть здания вообще никак не используется, зал ожидания пустует. Сам железнодорожный вокзал является памятником архитектуры середины XX века (1956 г.).
Теперь наша цель — бывший Георгиевский собор с музеем хрусталя. Чтобы попасть туда, достаточно пройти 500 метров по Вокзальной улице в сторону центра. Кстати, насчет тротуаров: на всех улицах кроме центральной — даже не найдетесь!
На пути Гусевское православное духовное училище.