Главные события первого этапа образования Древнерусского государства (862—964)
Первый правитель Новгорода (с 862 по 879 г.) — Рюрик — был из варяжских князей. Два его брата, Синеус и Трувор, княжили другими русскими землями. Аскольда и Дира во главе собственной дружины, князь отправил в поход на Царьград, но по возвращении они осели в Киеве, где стали править полянами.
Рюрика сменил князь Олег (879—911), который за годы правления, решил много важных государственных задач:
С 882 году после завоевания Киева сумел объединить северный (новгородский) и южный (киевский) центры в единое государство со столицей в Киеве.
Ввёл «полюдье», специальный налог, составляющий, вместе с военными добычами, главную экономическую основу страны.
В 907 и 911 годах благодаря успешному походу на Византию был заключён выгодный торговый договор.
Дальше, титул «великого князя», достался Игорю, наследнику Рюрика (годы правления — с 912 по 945). Новому князю приходилось не раз сдерживать племенные союзы от стремления отделиться.
Княжение Игоря отмечено византийским походом (941 г.) в нарушение прежнего договора. Проиграв морскую битву, князь соединяется с отрядами печенегов и идёт новым походом, который заканчивается принудительным для Византии повторным договором, но с менее выгодными условиями для Руси.
Святая княгиня Ольга
945 год — последний в правлении и в жизни Игоря. При попытке сбора повторной дани в Искоростени, восставшие древляне убили князя и его дружинников.
На место Игоря пришла его жена Ольга (годы правления — с 945 по 964).
В первую очередь княгиня жестоко наказала древлян и вернула восставшие поселения под киевскую власть. Полюдье Ольга заменила «уроками» (налог установленных размеров) и обозначением «погостов» (мест, где собирают налоги). Таким образом, княгиня упорядочила и усовершенствовала налоговую систему в государстве, проведя реформу в административном управлении. Кроме того, Ольга — первая из правителей России приняла христианство.
История земли Полоцкой
Полоцкая земля охватывала в 10-12 вв. территорию от реки Западная Двина до истоков Днепра, создав речной путь между Балтикой и Черным морем. Крупнейшие города этой земли в раннем Средневековье: Витебск, Борисов, Лукомль, Минск, Изяславль, Орша и др.
Удел Полоцкий был создан династией Изяславичей вначале 11 в., которая закрепила его за собой, отказавшись от претензий на Киев. Само появление словосочетания «Полоцкая земля» уже ознаменовало в 12 в. отделение этой территории от Киева.
В это время правила землей династия Всеславичей, но случались и переделы столов, что, в конце концов, привело к распаду княжества. Следующая династия Васильковичей уже правила Витебском, потеснив полоцких князей.
Полоцку в те времена подчинялись и литовские племена, а самому городу часто угрожали нападением соседи. История этой земли очень запутана и мало подтверждена источниками. Полоцкие князья часто воевали с Литвой, а иногда выступали ее союзником (например, при взятии города Великие Луки, относящегося в то время к Новгородской земле).
Полоцкие войска совершали частые набеги на многие русские земли, а в 1206 г. предприняли штурм Риги, но неудачно. К началу 13 в. в этом регионе увеличивается влияние Ливонских меченосцев и Смоленского княжества, затем происходит массовое вторжение литовцев, которые к 1240 годам подчиняют себе полоцкие земли. Затем, после войны со Смоленском, город Полоцк переходит во владение князя Товтивилла, к концу княжества которого (1252) заканчивается древнерусский период истории Полоцкой земли.
Проблемы происхождения и сущностных характеристик древнерусских городов
В отечественной историографии существует несколько теорий, объясняющих происхождение городов на Руси. В.О. Ключевский отстаивал идею о торговле как движущей силе возникновения ранних городов: «Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному «пути из Варяг в Греки» — по линии Днепра — Волхова; только некоторые — Переяславль на Трубеже, Чернигов на Десне, Ростов в области Верхней Волги — выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли как её восточные форпосты, указывая фланговое её направление к Азовскому и Каспийскому морям».
Известный историк С.В. Юшков считал, что города строили не купцы и не предприимчивые люди, а князья. Русский город XI—XIII вв. представляется ему «как феодальный замок-бург западноевропейского Средневековья, но замок не каменный… а деревянный и на высоком речном берегу». Для Юшкова древнерусский город — это прежде всего феодальноадминистративный центр, сборный пункт для военных сил округи, финансово-административный центр.
В советской историографии появление городов в Древней Руси увязывалось с процессами развития ремесленного производства и отделением ремесла от сельского хозяйства. При этом подчёркивалось, что «столицы многих крупнейших княжеств были в своё время центрами союзов племён» (Б. А. Рыбаков). Это позволяло отодвигать возникновение городов в глубь веков.
Современные исследователи отрицают жёсткую обусловленность появления городов сугубо экономическими причинами. Они рассматривают древнерусский город как сложный социокультурный феномен, не укладывающийся в рамки одномерного подхода ни к его определению, ни к причинам возникновения. Так, В. П
Даркевич выделяет следующие функции древнерусских городов: «политико-административно-правовые (города являются средоточием властных структур); военные (особенно важно значение городов-крепостей, их стратегическая роль в южном лесостепном пограничье, где появлялись «скорые на кровопролитье» кочевники); культурные, с включением как религиозных, так и светских начал; ремесленные; торговые; коммуникационные (расположенные на главных путях сообщения города поддерживают международные связи, что ведёт к взаимообогащению культур, — осуществляют контакты между отдельными территориями Киевской Руси, а позднее — землями-княжениями)». При этом подчёркивается теснейшая взаимосвязь процессов урбанизации и становления государства
Исследователь полагает, что только к концу X в. «вместе с усилением Древнерусского государства и принятием христианской религии при Владимире Святославиче (язычество на Руси не знало городской цивилизации) создаются условия для возникновения типов поселений, способных выполнять новые задачи — административные, культурные и военные. Не столько экономические факторы, сколько стремление общества избежать гибельного распада, поиски ранее неизвестных форм солидарности и сотрудничества заставляли людские коллективы объединяться под защитой городских стен».
Связь русской архитектуры с образным мышлением славян
Кольцевые планы славянских и русских поселений, повторяющие пространственную модель трипольских селищ … компактные городища с валами и частоколами. Постройки внутри кольца укреплений группировались вокруг центрального открытого пространства — иногда со зданием, где проходили собрания родовой общины… Первобытнообщинные укреплённые поселения славян имели очертания, подчинённые естественному рельефу, но основные топологические признаки древней центрической модели — замкнутость кольца постройки, её обращённость внутрь, к открытому пространству посередине — сохранялись. …Круговое очертание имело не только функциональное (защищённость), но и символическое значение.
Круговая центрическая планировка селений была распространена и у западных славян.
Древнюю модель кругового плана унаследовали сёла, служившие центрами. Деревни же, которые группировались вокруг них, имели обычно простую линейную структуру.
…Сочетание кольца невысокой жилой застройки с высоким объёмом церкви посредине. Подобное сочетание в архаических культурах, как правило, связано с мифопоэтическим образом «мирового древа».
Курган — искусственная гора. Но в мифологии древних народов образ горы выступает как вариант мирового древа, оси мира. Через этот образ семантика формы кургана соприкасалась… с формой жилища и его кровли. Причём иногда земляная насыпь кургана скрывала остатки «дома мёртвых», вместе с которым сжигался покойник.
Повсеместно распространённые на Руси курганы, «архитектура земли», не могли не повлиять на последующее развитие монументального зодчества. Брунов Н.И. увидел в курганах прообраз пирамидальных композиций древнерусского монументального зодчества.
Первые древнерусские города и их функции
Установить точные даты появления первых городов невозможно, так как это было не одномоментное событие. Датировка возникновения городов проводится по их первому упоминанию в летописях и подтверждается археологическими находками. Исходя из летописных свидетельств, первые города на Руси возникли в IX веке в густонаселённых местах в Среднем Поднепровье и на юго-западных и северо-западных территориях. Это были Киев, Полоцк, Новгород, Ладога, Белоозеро. В X веке известны уже 14 городов: к первым городам добавились Вышгород, Белгород, Переяславль и другие. В список городов XI века археологами включены Новгород Северский, Волынь, Витебск, Суздаль, Рязань.
К признакам полноценного города относились наличие административных центров управления – княжеских дворов; присутствие военной силы в лице княжеских дружинников; возникновение и развитие важных для города социальных групп (торговцев и ремесленников) и наличие дворов и усадеб. Такими факторами в полной мере обладали Киев и Новгород: помимо того, что они имели укрепления и в них были расположены княжеские дворы, там имелись улицы и переулки, образующие кварталы. Города стали духовными центрами: в X веке в Киеве была возведена Десятинная церковь, в Новгороде – Софийский собор. В городах, несмотря на сохранившиеся связи с селом, шёл процесс обособления ремесла от сельского хозяйства. Наиболее быстрыми темпами развивалось гончарное производство с преобладанием гончарной керамики над лепной. Обнаружение при археологических раскопках денежных и вещевых кладов свидетельствует о бурном развитии торговли, как с другими княжествами, так и с другими странами.
Отмечен быстрый рост Киева: его площадь к середине XI века увеличилась в восемь раз; число каменных храмов и дворцов удвоилось.
К Киеву и Новгороду по степени развития приближались Полоцк, Витебск, Ладога, Белоозеро, где возводились каменные здания и совершенствовалась планировка городов.
Важнейшей особенностью древнерусских городов IX-XI веков являлось образование городской общины. Летописи упоминают об активности горожан при выборе веры в Киеве, об участии новгородского городского ополчения в борьбе князя Ярослава со Святополком, о вече в Белгороде, где горожане решали вопрос о борьбе с печенегами.
Основной функцией древнерусских городов являлось управление – князья или их наместники в городах обладали властью, позволяющую им регулировать жизнь населения на обширных территориях. Функция управления сочеталась с функцией защиты: в городах, первоначально построенных как оборонительные укреплённые центры, размещалась княжеская дружина и формировалось ополчение. По мере развития городов, которые становились центрами культурной и религиозной жизни, города приняли на себя функцию формирования культурного слоя и идеологии на Руси.
Пути возникновения городов в Древней Руси
Cовременный русский язык. Ответы к экзамену | Ответы к зачету/экзамену | 2015 | Россия | docx | 0.12 Мб
Термин «современный русский литературный язык». Русский язык – язык русской нации. Русский язык как средство межнационального общения народов СНГ. Место русского языка среди др. языков мира. Русский
История государства и права зарубежных стран | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Зарубежные страны | docx | 0.13 Мб
1. Происхождение государства и особенности государственного строя древнего Вавилона 2. Возникновение государства в древнем Риме. Реформы Сервия Туллия 3. правовое положение основных групп населения
Ответы к госэкзамену по Теории государства и права | Ответы к госэкзамену | 2016 | Россия | docx | 0.5 Мб
1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. 3. Система науки «Теория государства и права». 5. Система методов науки «Теория государства и права». 6. Функции науки «Теория
Город как концепт культуры Ильин Виктор Григорьевич | Диссертация на соискание учёной степени доктора социологических наук | Диссертация | 2004 | docx/pdf | 5.98 Мб
Специальность 24.00.01 – теориям история культуры (социологические науки) Ростов-на-Дону 2004 Введение Глава 1. Глава 2. Глава 3. Глава 4. Методологические и теоретические принципы исследования
Конспект лекций по Истории Древнего Востока | Лекция | 2016 | docx | 0.12 Мб
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА История археологических раскопок. Дешифровка древней письменности. Иероглифическая система Буквенное письмо История археологических раскопок Древнего Двуречия Как появилось
Ответы к экзамену по истории Древнего мира | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | docx | 0.14 Мб
1 вопрос. Предмет и значение первобытной истории. 2 вопрос. Хронология и периодизация первобытной истории. 3 вопрос. Общая хар-ка антропогенеза. 4 вопрос. Возникновение человеческого общ-ва.
Лекция по философии Древней Японии | Лекция | | Россия | docx | 1.32 Мб
МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ЯПОНИИ. Синто (путь богов). Буддизм Хинаяна Махаяна Высшая цель японского
Обеспечение устойчивости функционирования железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях Хохлов Анатолий Филиппович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Москва – 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 5.07 Мб
Специальность 05.02.22 – Организация производства (транспорт). Разработка и ВНЕДРЕНИЕ комплекса мероприятий по обеспечению устойчивой работы железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях
Развитие иноязычного образования в гимназиях России в середине XIX – начале XX века (на материале Курской губернии) Ветчинова Марина Николаевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Курск – 2002 | Диссертация | 2002 | Россия | docx/pdf | 3.61 Мб
13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Актуальность исследования Современная педагогическая наука во всем мире переживает период переосмысления философских оснований
Ответы на экзамен по предмету Всеобщая история | Ответы к госэкзамену | 2014 | docx | 0.64 Мб
1. ИНДИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА 2.Особенности развития азиатского феодализма («азиатский способ производства»). 3.Франция эпохи Наполеона Бонапарта. „Кодексы” Наполеона. Кодекс Наполеона 1804г.
О славянских храмах
Может быть святилища славянской древности не были зданиями с массивными конструкциями и замкнутым пространством. Славянские божества не умозрительные абстракции. Они сохраняли связь с природой и её явлениями… Поклонение таким божествам не требовало отрешённости от мира в замкнутых пространствах, подобных тем, что создавались в христианских храмах. Скорее, обряды совершались в природном окружении и храм был не вместилищем людей, а центром, отмечавшим место их сбора, где хранились предметы поклонения — изображения божеств.
Следы языческих святилищ восточных славян… языческое святилище IX–XI веков, раскопанное Седовым В.В. в Перыни, близ истока Волхова из озера Ильмень. Здесь неглубокий ров обрамлял круглую площадку диаметром 21 метр на вершине холма, в центр которой стоял столпообразный идол. Внешний край рва имел восьмилепестковое очертание, дугами которого выделены ячейки для ритуальных костров.
Приёмы организации поселений, формирования жилищ, культовых и погребальных сооружений складывались в развитую основу языка архитектурных форм.
Расцвет Древнерусского государства (964—1054): второй этап
В 964 году княгиня Ольга оставляет престол в пользу сына Святослава. С этого момента начинается условный второй этап формирования и укрепления Руси. На этом этапе развития для Древнерусского государства были характерны следующие особенности:
идёт процесс установления феодального строя;
хозяин земель — князь, феодалы владеют личными наделами — вотчинами;
большая часть жителей состоит из смердов (крестьян), которые по необходимости могли собираться в ополчение;
существование форм рабства: холопство и челядь (В VI—IX веках челядь — рабы-пленники);
налажены торговые отношения с другими странами;
строятся города-крепости с защитными укреплениями.
С 964 по 972 гг. место великого князя киевского занимает Святослав Игоревич, во времена правления которого было совершено большое количество успешных военных походов, укрепивших страну и повысивших её способность к обороне.
Однако, Святослав уделял недостаточно внимания внутренней политике, и, возможно, поэтому после его смерти в стране начались междоусобицы. Закончились распри с приходом к власти князя Владимира I Святославовича (князь киевский с 978 по 1015 гг.).
Среди основных достижений князя Владимира, укрепивших древнерусскую государственность, выделяют следующее:
была расширена территория державы за счёт объединения земель восточных славян в составе Киевского княжества;
была проведена религиозная реформа, в результате которой Русь, после крещения в 988 году, приняла православную веру.
Кроме того, благодаря крепкой власти, жители Руси откликнулись на организацию строительства южных защитных укреплений, где часто совершали свои разбойничьи набеги печенеги. Завершился этап формирования государства укреплением княжеской власти: Владимир разделил земли державы между своими сыновьями. Отныне Русью владели только Рюриковичи.
Крещение Руси Владимиром (фрагмент фрески) / Художник В. Васнецов
Таким образом, Древнерусское государство (Русь) образовалось во второй половине IX века из 2-х главных центров: киевского и новгородского, в дальнейшем объединив разрозненные племена восточных славян. В 882 году столицей державы был провозглашён Киев, после захвата города князем Олегом. Окончательно становление Древнерусского государства завершилось к концу X века.
Структура городской усадьбы
Усадьба в городе состояла из нескольких жилых домов и хозяйственных построек. Площадь таких дворов была от 300 до 800 кв. м. Каждая усадьба была огорожена деревянным забором от соседей и улицы, которые делались в виде частокола из еловых бревен, торчащих острием кверху высотой до 2,5м. Внутри нее жилые строения стояли с одной стороны, а хозяйственные (погреб, медуша, клеть, скотница, житница, хлев, баня и др. ). Избой называли любое отапливаемое строение с печкой.
Древние жилища, из которых состоял древнерусский город, начинали свое существование как полуземлянки (10-11 вв.), затем наземные строения с несколькими помещениями (12 в.). Дома строили в 1-3 этажа. Полуземлянки имели столбовую конструкцию стен длиной до 5 м каждая и глубиной до 0,8 м, круглая глиняная или каменная печь ставилась недалеко от входа. Полы делали из глины или досок, дверь всегда располагалась на южной стене. Крыша была двускатной из дерева, которое сверху промазывалось глиной.
Дороги и инженерные коммуникации
Каждый древнерусский город имел свой план, по которому прокладывались дороги и коммуникации. Инженерное устройство для того времени было на достаточно высоком уровне.
Строились деревянные мостовые, состоящие из продольных лаг (10-12 м длина) и укладываемых сверху деревянных, расколотых пополам бревен плоской стороной вверх. Мостовые имели ширину 3,5-4 м, а в 13-14 вв. уже 4-5 м и функционировали обычно 15-30 лет.
Водоотводные системы древнерусских городов были 2-х типов:
- «канализационные», которые отводили подземные воды из-под строений, состоящие из бочек для сбора воды и деревянных труб, по которым стекала вода в водосборник;
- водосборник — квадратный деревянный сруб, из которого затем грязная вода по толстой трубе стекала в сторону реки.
Внутреннее устройство крепости
Древнерусские города 10-13 вв. уже имели сложное внутреннее устройство, которое складывалось по мере увеличения территории и объединяло различные укрепленные части вместе с посадами. Планировка городов была различной: радиальной, радиально-кольцевой или линейной (вдоль реки или дороги).
Основные общественные и экономические центры древнего города:
- Церковная резиденция и Вечевая площадь.
- Княжий двор.
- Порт и торговая площадка рядом с ним.
Центр города — детинец или кремль с укрепленными стенами, валами и рвом. Постепенно в этом месте группируется общественно-политическое управление, располагаются княжеские дворы, городской собор, жилища челяди и дружины, а также ремесленники. Уличная планировка состояла из магистралей, которые шли вдоль берега реки или перпендикулярно ему.
Великий Новгород
Собор Святой Софии в Великом Новгороде. Фотография: Марина Зезелина / фотобанк «Лори»
862 год считается началом русской государственности — именно тогда, согласно Повести временных лет, произошло знаменитое призвание варягов. На Русь прибыли три брата — Рюрик, Синеус и Трувор, каждый их которых получил в княжение один из славянских городов. Старшему Рюрику достался Новгород. Датой основания города считается 859 год, хотя исторически эти места были заселены еще с V века. Правда, археологические исследования не подтверждают такую дату основания города — самые ранние находки ученых на территории города датируются 930-ми годами.
Новгород всегда занимал заметное место в истории России: здесь правили виднейшие русские князья — Олег Вещий, Ярослав Мудрый, Александр Невский. В XII–XV веках город был независимым центром собственной республики. В Новгороде ведущую роль в управлении городом играло вече — собрание горожан. Они выбирали князя и посадника, устанавливали размеры податей и решали вопросы войны и мира. Московское и Тверское княжества, а также Великое княжество Литовское не один раз пытались подчинить независимый Новгород, и наконец в 1478 году стараниями Ивана III он был присоединен к Москве, после чего несколько потерял былое значение.
Новгород сыграл важную роль в развитии российской исторической науки: благодаря многочисленным найденным здесь берестяным грамотам ученые смогли узнать не только многие факты политической и социальной истории, но и лучше понять культуру повседневности Древней Руси. В основном грамотами были челобитные, купчие, письма, заговоры. Особенно интересными с научной точки зрения оказались грамоты с рисунками мальчика Онфима: датируемые XIII веком, они являются одними из самых древних среди дошедших до нас произведениями детского творчества. На них изображены воины, кони и даже сам Онфим. Сегодня берестяные грамоты можно увидеть в экспозиции Новгородского музея-заповедника.
Из древнейших памятников города до наших дней дошли Новгородский детинец (Кремль) 1044 года, и Софийский собор, построенный по указу князя Ярослава Мудрого в 1045–1050 годах. Сегодня это главные городские достопримечательности, входящие в состав Новгородского городского музея-заповедника. Несмотря на музейный статус, Софийский собор — это действующий храм.
Возникновение Древнерусского государства
Восточные славяне до образования Древнерусского государства. За несколько веков до образования Древнерусского государства(VI–VIII вв.) восточные славяне были разделены на племенные союзы.
У славян шел распад большой семьи – задруги, включавшей в себя от 20 до 100 человек, связанных кровным родством.
Задруга – община, в которую входило несколько семей, объединенных под властью главы семейства.
На смену родовой общине приходит соседская община. Называлась она вервь, или мир.
Общественные отношения у восточных славян того периода можно охарактеризовать как военную демократию.
Военная демократия – система управления, основанная на участии всех взрослых членов племенного союза (мужчин) в решении наиболее важных вопросов, особой роли народного собрания как высшего органа власти и всеобщем вооружении населения.
Глава племенного союза (князь) вынужден был считаться с мнением рядовых общинников.
Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии – вождей, жрецов (служителей языческих культов) и старейшин. Его ряды также пополнялись за счет членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Однако рабство у восточных славян не имело широкого распространения. Оно носило патриархальный характер, т. е. рабы входили в состав владевшей ими семьи.
Шел процесс разложения родоплеменных кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, военными и политическими связями.
В VIII в. насчитывалось 14 восточнославянских племенных союзов. Это были древляне, кривичи, вятичи, поляне и др. В первую очередь подобные объединения носили военный характер.
Славяне жили в степи и лесной полосе. Более пригодной для земледелия была степь. Но заселению степной зоны препятствовали постоянные набеги кочевников. Лесная полоса была менее плодородной.
Однако в плане военной безопасности – более спокойной. Равнинный характер территории, занимаемой восточнославянскими племенами, способствовал ее расширению.
Возникновение государства в Древней Руси. Момент возникновения Древнерусского государства нельзя точно определить. Племенные союзы восточных славян перерастали в феодальное государство постепенно. Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.
В IX в. восточнославянские племенные образования все более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути «из варяг в греки». Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.
«Повесть временных лет» сообщает, что часть восточных славян платила дань хазарам, а часть – варягам. Затем варяги были изгнаны.
Но восточным славянам не удалось договориться друг с другом. И ради достижения мира и порядка они обратились к варягам и попросили их встать во главе объединенных славянских племен.
Три варяжских князя во главе с Рюриком пришли на Русь в 862 г.
Эту дату принято считать моментом возникновения государственности в Древней Руси. Рюрик обосновался в Ладоге близ Новгорода.
Под его властью находилась только часть восточнославянских племен.
Еще существовал другой союз племен, объединенных вокруг Киева.
В 882 г. преемник Рюрика князь Олег захватил Киев и создал единое Древнерусское государство. Его столицей стал Киев.
Норманнская теория. В XVIII в. немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер пытались доказать, что под варягами подразумевались норманны, или скандинавы. Отсюда и пошло название – норманнская теория. Фактом призвания варягов эти историки стремились доказать законность господства немецкого дворянства в России, обосновать неспособность русского народа к самостоятельной государственной жизни.
Первым критиком норманнской теории стал М.В. Ломоносов. Впоследствии большинство историков признали норманнскую теорию несостоятельной. В Древнерусское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Данное государство с самого начала было этнически неоднородным.
Социально-топографическая модель древнерусского города
В скандинавских сагах Русь называли страной городов — Гардарики. Историк М.Н. Тихомиров полагал, что уже в IX в. на территории Древней Руси располагалось свыше 25 городов. Среди них Белоозеро, Изборск, Киев, Ладога, Лю- беч, Муром, Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск и, вероятно, Чернигов. А ко времени монгольского нашествия общее количество русских городов ближалось к 300.
В понятие средневекового города на Руси, как и в других странах, входило прежде всего представление об огороженном, укреплённом месте. В этом и было первоначальное различие между городом и сельской местностью, к которому позже прибавляется представление о городе как ремесленном и торговом центре.
Большинство городских поселений возникало вблизи рек: такое местоположение обеспечивало естественную линию защиты, а также способствовало торговой деятельности. Начальной точкой роста и развития древнерусских городов являлся детинец — крепость, вокруг которой возникали отдельные поселения, позже сложившиеся в предместья, — предг- радья, или посады. Крепость чаще всего располагалась на высоком холме, что диктовалось военными соображениями. Необходимым элементом города были стены, первоначально деревянные. Нередко они окружались рвами и системой валов. Это свидетельствовало о том, что города были призваны выполнять важнейшую функцию — обеспечивать безопасность своих жителей. За городские укрепления при приближении врагов сбегалось и окрестное население.
Некоторые историки полагают, что внутри крепости-детинца проживали князья, княжеская дружина, а после принятия христианства высшее духовенство. (Само слово «детинец» происходит от термина «детский», означавшего княжеского дружинника.) Большинство же простого люда ютилось непосредственно под стенами крепости. Но развитие ремесла и торговли заставляло ремесленников и купцов спускаться с холмов в низину — с «горы» на «подол». Название «подол» стало общим обозначением городских кварталов, находившихся поблизости от реки, в противовес аристократической «горе». К концу X в. относится появление городских посадов как средоточия торгового и ремесленного населения. В это же время возникают новые термины для обозначения городского населения: горожанин, гражданин или гражанин. Летописец называет белгородцев горожанами уже под 997 г. Позже этот термин для обозначения городских жителей, в отличие от сельских, становится общепринятым. |
Центрами экономической и общественной жизни городских посадов являлись торги, или торговища. Если крепость- детинец была первоначальным центром города, то торг являлся вторым его элементом. В своём большинстве древнерусские города отличались нерегулярностью застройки. Можно лишь предполагать существование ремесленных или купеческих кварталов.
Древнерусский город был доступен практически любому, кто стремился там поселиться. Самым крупным городом на Руси был Киев. Население древнерусской столицы периода её расцвета достигало нескольких десятков тысяч. Для Средневековья это был город-гигант. Крупнейшим городским центром являлся и Новгород. В начале XI в. число его жителей доходило до 10—15 тыс. человек, в начале XIII в. — до 20—30 тыс. человек. Крупными городами являлись также Чернигов, оба Владимира (Волынский и на Клязьме), Галич, Полоцк, Смоленск. К ним примыкали Ростов, Суздаль, Рязань, Витебск, Переяславль Русский. Но большинство городов были небольшими. Население их редко превышало 1 тыс. человек.
Внешний вид древнерусского города
На начальном этапе градостроения сил для постройки оборонительных сооружений всего поселения не хватало. Поэтому место для него старались выбрать защищенное самой природой. Где это позволяли условия, он располагался на речных островках или на краю болот. Примером такого устройства могут служить городища славянских общин в Полоцкой либо же Смоленской земле.
В северо-западной зоне расселения восточнославянских племен. Городища строятся на холмах с обрывистыми, крутыми склонами.
Наиболее же характерным и распространенным стал тип мысовый. Ограниченный рукавами рек, их слиянием или же оврагами, мыс лишь с одной стороны нуждался в искусственных укреплениях. Таковыми, обычно, были рвы и возведенные из вырытой при их устройстве земли валы.
Центральная часть древнерусского города, защищенная земляным валом, являлась настоящей твердыней. Именно вокруг нее и под ее защитой и прикрытием выстраивался весь город. В ней располагаясь палаты князя, бояр, представителей знати. Под прикрытием дружины устраивалась жизнь верхушки древнерусских городов.
Эта центральная часть древнерусского города, защищенная земляным валом, называлась «детинец».
sofiyskiy_sobor_24s
Позднее, с конца четырнадцатого века, он уже приобретает название «кремль», происхождение которого вызывает споры еще и сегодня. В Руси до монгольского нашествия «кремлей» или «детинцев» насчитывалось более четырехсот. Самые известные – Золотые ворота киевского детинца, Рюриково городище Великого Новгорода, Владимирский кремль и, разумеется, кремль Москвы.
Вокруг детинца выстраивалась остальная часть города. Улочки и переулки, иногда уже мощеные, простые в своей планировке дома создавали пока еще довольно простую, но, все же, с привнесением определенного порядка, структуру города.
Часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники, называлась посадом. Часто, как это было, например, в Киеве, он располагался у подножья «верхнего города» и назывался «подолом». Его обитатели жили своей, часто весьма отличной от обитателей детинца, жизнью.
Упорядоченная жизнь древнерусских городов являлась благоприятной средой для развития всех форм общественной жизни. Как и в странах Западной Европы и Византийской империи здесь были сосредоточены основные богатства. Здесь отчетливее ощущался напряженный пульс все усложняющейся жизни. В городах создавались условия для проникновения идей, обычаев и нравов из других стран. Здесь, в древнерусских городах, будут построены и первые христианские церкви, отсюда новое вероучение начнет свое победоносное шествие по всей Руси. Отсюда начнется крещение древнерусского народа.
А еще читайте о военном устройстве древних городов
Население древнерусских городов
Основная масса населения города — это ремесленники, промысловики, поденщики, купцы, князь и его дружина, администрация и господская «челядь», важную роль в связи с крещением Руси стало играть духовенство (монахи и церковники). Очень большую группу населения составлял всевозможный ремесленный люд, который селился по специальностям: кузнецы, оружейники, ювелиры, плотники, ткачи и портные, кожевники, гончары, каменщики и т. д.
В каждом городе обязательно находился рынок, через который осуществлялась купля-продажа всех производимых и привозимых товаров и продуктов.
Самый большой древнерусский город — Киев в 12-13 в. насчитывал 30-40 тыс. человек, Новгород — 20-30 тыс. Города поменьше: Чернигов, Владимир, Полоцк, Смоленск, Ростов, Витебск, Рязань и другие имели население в несколько тысяч человек. Численность проживающих в более мелких городках редко превышала 1 тыс. человек.
Самые крупные земли Древней Руси: Волынская, Галицкая, Киевская, Новгородская, Полоцкая, Ростово-Суздальская, Рязанская, Смоленская, Турово-Пинская, Черниговская.