Ивановская область – родина российского текстиля и лаковой миниатюры

Неувядающие краски Палеха

Палех – небольшое село в Ивановской области. Название его широко известно буквально по всему миру. Расположено оно в 65 км от Иваново. Известность пришла к палешанам в далеком 1925 году.

СЕЛО ПАЛЕХ

Тогда на международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже лаковые шкатулки, расписанные тончайшими яркими миниатюрами удостоились «Гран-при».

ШКАТУЛКА НА ПОЛЯНЕ

ПАЛЕХСКАЯ ШКАТУЛКА

Шкатулки, блюда и броши палехских мастеров не один раз получали почетные места и высшие награды. В то время факт, что палехская школа живописи является школой древней русской иконописи, тщательно скрывался.

Едите в Тверь? Нужно же где-то остановиться. Отель «Губернаторъ» — читайте

ПАЛЕХСКАЯ ШКАТУЛКА

Возник Палех еще во времена набегов Батыя, когда посадские люди бежали, спасаясь от набегов орды в глухие леса. Там, среди вековых деревьев, строили они свои новые поселения. В Палехе все жители от века занимались иконописью.

ПАННО-СКЛАДЕНЬ ПАЛЕХ

Разделение труда было очень строгое. Столяр из кипариса резал иконные доски, грунтовщик наносил левкас. Самый лучший рисовальщик уже по левкасу наносил без ошибок рисунок ,ошибаться было нельзя, страдала вся работа. Позолотчик золотил венцы святых и фон, чеканщик чеканил кайму иконы. Платьечник, особый художник, писал архитектуру, пейзажи и одежду святого. Самое главное – лицо, руки и ноги, писали художники личники. Тексты на иконе писали подписывальщики. Последним в этой цепочке, брал икону в руки олифельщик. Он закреплял живопись слоем олифы.

ПЛАМЯ БЫТИЯ

ПАЛЕХ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ТРОЕРУЧИЦА ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА

После революции наступил период богоборчества. Церкви уничтожались, уникальное искусство иконописи стало не востребовано. Иконы стали не нужны ни народу, ни государству. Мастера остались без работы и чтобы не умереть с голода, основали артель из семи человек. Возглавил ее мастер Иван Голиков. Они стали расписывать лаковые коробочки, брошки, ларцы, блюда, подносы. Изделия получались восхитительно красивыми, необыкновенно яркими и свежими, их хорошо раскупали.

ПОДНОС

ЛАРЕЦ

Так удалось сохранить уникальный народный промысел. Сегодня мастерство иконописи снова стало востребованным и мастера возвратились к традиционному промыслу.

ЛЕРМОНТОВ В ЖИВОПИСИ

В местном государственном музее палехского искусства хранится обширная коллекция палехской лаковой миниатюры, а также лаковые миниатюры Мстеры, Холуя, Федоскино. Есть произведения древнерусской живописи, скульптуры, старопечатные книги, иконописные рисунки. Множество предметов прикладного искусства – медное литье, драгоценные оклады к иконам, прялки, старинные ткани и многое другое.

ИКОНЫ ПАЛЕХА

Это счастье, что удалось сохранить это уникальное мастерство. « В красоте мы объединены, красотою мы молимся, красотою мы побеждаем» Н.К. Рерих.

1

Новое в магазине

Шкатулка 6х5 см

3 750 ₽

3 562 ₽

Шкатулка «Исаакиевский собор» 6х5 см, арт. 083, Холуй

Шкатулка 8х8 см

5 175 ₽

4 916 ₽

Шкатулка «Исаакиевский собор» 8х8 см, арт. 743, Холуй

Панно 55х30 см

23 250 ₽

19 065 ₽

Панно «Соколиная охота» 55х30 см, арт. 1346-1

Панно 50х25 см

15 000 ₽

12 300 ₽

Панно «Тройка» 50х25 см, арт. 1299

Шкатулка 13х9 см

9 780 ₽

8 802 ₽

Шкатулка «Белые ночи» 13х9 см, арт. 1049, Холуй

Шкатулка 12х12 см

14 835 ₽

12 165 ₽

Шкатулка «Косари» 12х12 см, арт. п2248, Палехская роспись на папье-маше.

Панно 50х40 см

24 750 ₽

20 295 ₽

Панно «Сивка бурка» 50х40 см, арт. 198-4,

Панно 58х33 см

20 250 ₽

16 605 ₽

Панно «Тройка» 58х33 см, арт. 1481, с.Холуй

Шкатулка 20х6 см

12 945 ₽

10 615 ₽

Шкатулка «Праздничный день» 20х6 см, арт. 758

Шкатулка 20х6 см

17 250 ₽

14 145 ₽

Шкатулка «Переславль залесский» 20х6 см, арт. 709, с.Холуй

Шкатулка 7х7х7 см

29 775 ₽

23 820 ₽

Шкатулка «Санкт-Петербург» 7х7х7 см, арт. с169, Холуйская лаковая миниатюра

Шкатулка 7х7 см

6 480 ₽

6 156 ₽

Шкатулка «Суздаль» 7х7 см, арт. р748,

Шкатулка 15х10 см

8 700 ₽

7 830 ₽

Шкатулка «Московский Свято-Даниловский монастырь» 15х10 см. арт. 135, с.Холуй

15 450 ₽

12 669 ₽

11 850 ₽

10 665 ₽

0 ₽

Шкатулка 15х12 см

21 300 ₽

17 466 ₽

Шкатулка «Шамаханская Царица» 15х12 см, арт. 1158

Шкатулка 8х6х5 см

12 945 ₽

10 615 ₽

Шкатулка «Спасо-Прилуцкий монастырь» 8х6х5 см, арт. с171, Холуй

Шкатулка 8х6 см

5 250 ₽

4 987 ₽

Шкатулка «Санкт-Петербург» 8х6 см, арт. 083, Холуй

Экскурсия: Гжель Код экскурсии: 5420

Гжель

– старинный гончарный район, возникший в 50 верстах от Москвы. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не всё население почти трёх десятков окрестных деревень и сёл издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем более, что и в топливе недостатка не было – вокруг тянулись дремучие леса. Не случайно в самом слове «Гжель» слышатся отзвуки глагола «жечь».

Гжельские изделия всегда имели ярко выраженный народный характер, несли в себе национальные черты. Символично, что уже в XIX в. слова «Гжель» и «Русская народная керамика» стали в значительной мере синонимами.

Слава крупного гончарного района, специализирующегося на выпуске не просто бытовой, а художественной керамики, пришла к Гжели в XVIII в., когда её мастера освоили производство майолики. Эти изделия, изготовлявшиеся из цветной глины, с толстым пористым черепком, покрытые эмалью и многоцветной «крестьянской» росписью, в России называли цениной. Происхождение этого слова точно неизвестно. В Европе майолика была известна как фаянс. Гжельцы изготовляли из майолики чуть ли не весь ассортимент необходимой в домашнем обиходе посуды: мелкие и глубокие тарелки, столовые сервизы, кружки, кувшины. Иногда это были глиняные изделия, только политые белой эмалью, без росписи, но они ценились за белизну и гигиеничность. Однако потребность в нарядных, ярких художественных изделиях всегда жила в народе. Каждому настоящему мастеру хотелось создать вещь своеобразной формы, с интересными или забавными деталями, выбрать сюжет для росписи, понятный заказчику, расцветить яркими красками. Так появилась в Гжели сосуды для кваса, браги, пива, получившие впоследствии название квасников и кумганов, декоративные настенные блюда, кувшины в виде двуглавых орлов, оригинальные чернильницы.

Полуфаянс – такое же замечательное художественное явление в истории русской керамики, как и майолика. Появился он в Гжели в самом начале XIX в., хотя попытки создать белый керамический материал, более прочный, чем майолика, не столь грубый и трудный в обработке, гжельцы предпринимали ещё в конце XVIII в. В полуфаянсе просматривается стилевое единство гжельского промысла: постоянство ассортимента, приверженность к определённым формам, преобладание кистевой росписи и орнаментальных мотивов в ней, выполненых исключительно синей краской. Сочетания белого фона черепка и синей росписи стало характерным признаком гжельского полуфаянса.

Тонкий фаянс Гжели, в отличие от майолики и полуфаянса, не является оригинальной страницей в истории керамики. Не поражают фаянсовые изделия спецификой формы или новым художественным языком. Напротив, они составляют единое целое со всем русским и западноевропейским фаянсом своей эпохи. В то же время в них удивительно уживаются западноевропейский характер с «ароматом русской деревни».

Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.

Инфраструктура Гжели

Дабы окунуться в атмосферу старины, стоит остановиться в Гжели на несколько дней. Здесь мало гостиниц, но они все же есть. Например, отели «Акварель» и «Кристина». В первом всего девять номеров. Стоимость аренды – 1500 рублей. «Кристина» — комплекс гостевых домов. Стоимость размещения в одном из них – 4000 рублей.

Шикарных ресторанов в этом старинном населенном пункте, конечно же, нет. Но поскольку Гжель нередко посещают туристы, все же здесь имеются небольшие предприятия общественного питания. Одно из них, самое популярное среди экскурсантов, расположено на территории . Здесь, согласно отзывам, можно вкусно пообедать. Вдоль Егорьевского шоссе находится несколько придорожных кафе. Одно из них называется «Семь пятниц».

Стоит сказать еще об одной достопримечательности Гжели. Здесь находится Кунай-колодец, а рядом с ним — небольшая купель. Эти места паломники посещали еще до революции. Считается, что вода из Кунай-колодца обладает целебной силой.

Процесс производства федоскинской шкатулки

В зале №4 можно увидеть технологический процесс изготовления федоскинской шкатулки. Она делается из папье-маше. Сначала картон нарезается лентами, которые обмазывают клейстером и навивают на болванки, чтобы придать форму. Затем заготовку просушивают в сушильном шкафу. После этого изделия пропитывают растительным маслом и многократно сушат при температуре 85-90°С. Благодаря этому шкатулка приобретает твердость дерева.

Дальше при помощи столярных инструментов заготовке придают форму, грунтуют и шпаклюют её, втирая специальную красную глину, смешанную с голландской сажей и маслом. После этого её покрывают несколькими слоями копалового лака и полируют, постоянно просушивая.

Пройдет несколько месяцев, прежде чем шкатулка или иное изделие приобретет форму и будет передано художнику. Сначала художник копирует рисунок на бумагу. Далее рисунок копируется на заготовку шкатулки. После этого последовательно выполняются замалевок — общий набросок композиции, пропись или перемалёвка — детальная проработка рисунка, лессировка — моделирование изображения прозрачными красками и бликовка — изображение бликов на предметах светлыми красками.

Существует также оригинальная федоскинская техника «письмо по сквозному», когда перед росписью на всю поверхность изделия или его часть наносится перламутр, золотая или серебряная фольга. Они просвечивают через лессировочные краски, придавая изделию внутреннее свечение.

Для росписи используют масляные краски, что отличает федоскинскую школу от других русских школ лаковой миниатюры. Художники пишут тонкими беличьими и колонковыми кисточками. При выполнении тонких работ мастер может использовать тончайшую кисть буквально из двух-трех волосков. Нередко требуется использование лупы.

Изделия украшают также сканью, различными орнаментами и др. После этого шкатулку снова отправляют на лакировку и полировку. Отличительная особенность федоскинских шкатулок — глубокий черный цвет снаружи, ярко-красный внутри, глубокие краски рисунка с внутренним свечением.

В целом, на изготовление одной шкатулки, в зависимости от сложности, тратится от нескольких месяцев до года работы.

Технологический процесс изготовления федоскинской шкатулки

Основные этапы изготовления федоскинской шкатулки:

  1. Нарезка картона.
  2. Навивка картона.
  3. Проварка в льняном масле.
  4. Опиловка, шарнировка.
  5. Грунтовка, шпаклёвка.
  6. Покрытие чёрным лаком (сверху).
  7. Покрытие красным лаком (внутри).
  8. Алюминиевый порошок с переведенным рисунком.
  9. Припорох (копирование изображения на кальку).
  10. Замалёвок (общий набросок композиции).
  11. Перемалевок, бликовка (детальная проработка рисунка, моделирование изображения прозрачными красками, изображение бликов).
  12. Покрытие бесцветным лаком (5-6 раз).
  13. Полировка.

Рабочее место мастера заготовительного участка

Вышивка и строчка

 
Одним из старинных промыслов, распространенных
в Ивановском крае, является строчевышивальный.
Он сыграл важную роль в социально-экономическом
развитии и эстетическом формировании
южных и восточных регионов области. По
мнению специалистов, специфическая техника
строчевой вышивки впервые в нашем крае
зародилась в Холуе (ныне — поселок Южского
р-на Ивановской обл.). В XIX в. практически
сразу же это ремесло распространилось
в селах Верхнем и Нижнем Ландехе, в посаде
Пучеж. Холуйские женщины виртуозно вышивали
по полотну, батисту и другим тканям. Поначалу
художественная вышивка обеспечивала
только бытовые нужды крестьян, изделия
не продавались. Однако в годы спада основного
холуйского промысла — иконописи (см.) вышивальщицы
стали торговать своими изделиями для
пополнения семейных средств. В селе появились
свои организаторы строчевышивального
дела, «хозяйки», получавшие крупные заказы
из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода,
Баку. К концу XIX в. в холуйском женском
училище был даже организован класс рисования
для того, чтобы разнообразить местные
узоры.

Широко была распространена
вышивка в Пучеже и окрестных 
селах. Здесь она также известна
с XVIII в. и поначалу не носила характера
промысла. Вышивальщицы обслуживали только
нужды своих семей. На рубеже XIX-XX в. с мастерицами
стали работать скупщики, которые заказывали
им приданое для невест из богатых семей,
которое и перепродавали с большой выгодой
для себя. Пучежские изделия пользовались
большим спросом в Москве, Петербурге,
Нижнем Новгороде. В ряду различных техник
вышивки, которыми владели пучежские мастерицы,
наибольшим спросом пользовались мелкая
белая строчка и тонкая белая гладь с ажурными
вырезами (т. наз. «английская»). Оплата
труда здешних вышивальщиц у скупщиков
была низкой. Заработок опытной строчеи
составлял за неделю от 85 копеек до 1 руб.
25 коп. Несмотря на это, вышивка давала
постоянный доход многим семьям пучежской
округи. Поэтому в 1912 г. в строчевом промысле
уезда было занято 3 тыс. взрослых женщин
и 1800 девочек.

 Искусство народной 
строчки и вышивки, создававшееся 
в разных уголках Ивановской 
земли отличалось своим изяществом,
богатыми орнаментальными мотивами 
и различными способами изготовления.
Сельские рукодельницы сохранили 
тайны своего мастерства и 
донесли до современников, любителей 
вышивки вековые традиции промысла.                                                                      
В настоящее время строчевышивальный 
промысел  представлен предприятиями Шуи,
Иванова, Пучежа и Пестяков. Предприятия
достаточно успешны и достойно представляют
регион на российском и международном
рынках. В изделии Шуйских вышивальщиц
ходит королева Испании.

Осторожно, подделки!

Палехскую лаковую миниатюру в России подделывают много и со вкусом. На рынках полно фейковых шкатулок, портсигаров, подсвечников и других изделий. Все они быстро приходят в негодность из-за того, что работы выполнены непрофессионально. В итоге на Палех почем зря грешат покупатели, недоумевающие, почему роспись стала вдруг такой паршивой.

Специалисты советуют во время покупки изделий обращать внимание на следующие детали:

  1. лаковая миниатюра традиционно имеет черный цвет, внутри — красный;
  2. у всех изделий высокое качество полировки, на лаке нет царапин, пятен, вздутий;
  3. на лицевой стороне изделия в нижнем левом углу обязательно должна стоять золотая надпись «Палех», в правом нижнем — инициалы автора;
  4. на днище изделия должен быть фирменный знак предприятия, покрытый лаком;
  5. стоимость изделия не может быть низкой — палехская роспись относится к дорогим удовольствиям.

История Палеха. «Артель древней живописи»

В 1924 году палехские художники большим успехом пользовались на выставке в Венеции. Вскоре палешанам из Италии пришло приглашение – прислать четырех мастеров для организации школы, но художники отказались покинуть Родину. Днем рождения палехского искусства принято считать основание 5 декабря 1924 года «Артели древней живописи».

Первоначально в «Артель» вошли семь человек: Иван Голиков, Иван Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев. Вскоре к ним присоединились Дмитрий Буторин, Алексей Ватагин и другие. В 1925 году работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.

В июне 1932 года в «Артели древней живописи» работало более 100 человек, из них 48 мастеров, 20 кандидатов в ученики.

В марте 1935 года артель преобразована в «Товарищество художников Палеха». В 1940 году оно было закрыто, в 1943 году – восстановлено.

В 1954 году «Товарищество» преобразовано в Художественно-производственные мастерские (ПХПМ). В этом же году было создано Палехское отделение Союза художников РСФСР.

В 1989 году Палехские художественно-производственные мастерские были закрыты.

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании красного, желтого и зеленого цветов, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства, книжной графике, монументальной живописи, росписи изделий из фарфора, а также реставрации монументальной живописи.

В настоящее время в Палехе работают творческие организации: АО «Товарищество Палех», кооператив «Объединение художников Палеха», Малое предприятие (МП) «Мастера Палеха», МП «Традиции Палеха», Акционерное общество закрытого типа «Палех», творческая мастерская «Палешане».

С 1926 года при «Артели древней живописи» возродилось ученичество. На рубеже 1920-1930 годов была открыта профтехшкола, реорганизованная в 1935 году в художественный техникум, а с 1936 года – в Палехское художественное училище имени М. Горького.

В настоящее время в училище ведется обучение по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (лаковая миниатюрная живопись).

В 1934 году был создан Государственный музей палехского искусства. Его коллекция насчитывает более 15,4 тысячи единиц хранения. В ее состав входят 1,5 тысячи икон XIV-XX веков, произведения западноевропейской живописи XVI-XVIII веков, более трех тысяч произведений лаковой миниатюры, скульптура, графика, старопечатные книги, строчевышитые изделия, предметы быта и этнографии.

В структуре Государственного музея палехского искусства четыре мемориальных музея: Дом-музей П.Д. Корина, Музей-мастерская Н.В. Дыдыкина, Дом-музей И.И. Голикова, Музей-усадьба Н.М. Зиновьева.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Туристические возможности

Большое развитие Ивановской области получил паломнический туризм. Путешествующие по православным святыням любят заезжать в Николо-Шартомскую обитель в селе Введение и Свято-Николо-Тихоново Лухский обитель, расположенную неподалеку от поселка городского типа Лух. Много туристов также приезжают в Шую, чтобы побывать в старинном Воскресенском соборе и полюбоваться его огромной 106 м колокольней.

Николо-Шартомский мужской монастырь в с. Введенье

Подавляющее большинство путешественников приезжают в Ивановскую область на один день – в составе экскурсионных туров. Но в последнее время за счет жителей Москвы и Московской области стал активно развиваться автотуризм, и туристы стараются задержаться в ивановских городах и селах на 2-3 дня. В летнее время много путешественников совершают круизы по Волге. А зимой – приезжают покататься в расположенный под Плесом горнолыжный комплекс «Милая гора».

Для услуг туристов в области выстроено много отелей, гостевых домов, баз отдыха, санаториев, хостелов и турбаз. Конечно, большинство из них находятся в областном центре и Приволжском районе. Но гостиницы есть также в Кинешме и ее окрестностях, в Шуйском районе, в Палехе, в Заволжском и Гаврилово-Посадском районах — местах, наиболее посещаемых путешественниками.

Церковь Воскресения Христова в г. Плёс

Путешествие по городам и селам Ивановской области интересно и познавательно. Это – возможность прикоснуться к истокам уникальных художественных промыслов и увидеть знаменитые исторические памятники. К тому же, область входит в состав одного из экологически благоприятных регионов России. Здесь с успехом можно совмещать познавательный туризм и рыбалку, посещение народных фестивалей и отдых в лесном санатории.

← РОССИЯЕВРОПА →

Вопрос № 21

Происхождение какого топонима города Иванова исследователи связывают с местами игрищ во время праздника Ивана Купалы, с малоплодородными песчаными участками, перелесками или холмами, а В. Даль соотносил с кокошником?

  1. Кохма
  2. Молочная горка
  3. Кокуй (Кокуев ручей)
  4. Колодники

Распространена версия о том, что изначально ручей назывался Потоком или Потекушей. Кокуем же называли территорию вдоль правого берега ручья. Своей формой она напоминала кокошник, который по-другому называется кокуй.

Впоследствии Кокуем стали именовать уже сам ручей. Кроме того, Кокуй – название места, где отмечались древние языческие праздники, связанные с водой, например, праздник Купалы.

Накануне праздника Ивана Купалы девушки плели венки, а потом в день Купалы бросали их в реку и гадали о своей участи. Предполагают, что венок из молодых береговых веточек назывался кокуй, а позднее головной убор кокуй стал называться кокошником.

В.И. Даль в Толковом словаре пишет, что словом кокуй в старину называли девичий убор кокошник, а еще кокуй — день, праздник Купалы, игрища.

Праздники и фестивали

Каждый год Ивановская область собирает гостей на традиционный кинофестиваль, носящий имя Арсения Тарковского. Он имеет статус международного и представляет гостям лучшие игровые, анимационные и студенческие фильмы. В дни фестиваля проходит множество ретроспективных показов и творческих встреч, в которых принимает участие более 25 тыс. человек. Это не единственный кинофестиваль, проходящий на Ивановской земле. В марте здесь организуют ежегодную встречу любителей детского кино «Дети и сказка», посвященную памяти отечественного режиссера Александра Роу.

Каждое лето Гаврилов Посад приглашает гостей на задорную «Июньскую карусель», которую организуют в праздник Святой Троицы. В этом фестивале принимают участие фольклорные коллективы области и исполнители музыки на народных инструментах.

Собор иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Фурманове

В первую субботу июля в прославленном центре лаковой миниатюры – Холуе ежегодно проводится многолюдная Тихвинская ярмарка. Она интересна тем, что возрождает русские увеселительные традиции. Праздник начинается крестным ходом и церемонией торжественного открытия. Тихвинская ярмарка полна бойкой торговли и уличных забав, а вечером она завершается театрализованной программой и фейерверком на берегу реки Тезы.

В селе Новое Леушино проводится областной песенно-поэтический фестиваль, который посвящен творчеству Марины Цветаевой. На нем выступают чтецы, областные театры, молодежные поэтические клубы, певцы, а также проходят выставки мастеров народного творчества и художников.

Монастырь Животворящего Креста Господня в с. Погост Крест

Похожий праздник с участием графиков, скульпторов, живописцев, керамистов и мастеров художественной фотографии проходит каждый год в Палехе и носит название международного фестиваля искусств «Яблочный спас». Во время этого фестиваля интересно побывать на творческих встречах, ярких выставках и посетить мастер-классы, которые дают его участники.

Завершается обширная летняя программа областных фестивалей в конце августа большим праздником урожая. Он называется «Праздник лука» и проводится в поселке Лух, ведь Лухский район славится на всю округу своими огородническими традициями.

Собор Троицы Живоначальной в поселке Лух

Палехская

Палех издревле славился своими иконописцами, мастерство которых достигло своего расцвета в XVIII — начале XIX века. Также мастера Палеха работали с монументальной живописью и реставрировали соборы и церкви.

Когда с приходом Советской власти иконопись попала под запрет, лаковые миниатюристы Палеха начали расписывать шкатулки и табакерки, и эту идею подхватили другие миниатюристы. Смену иконописи на более светское и народное ремесло горячо поддержал писатель Максим Горький.

Освоив новые материалы и сюжеты, мастера сохранили условную стилистику изображения, свойственную иконотворчеству. Свои сюжеты палехские миниатюристы черпают не только из жизни, изображая повседневный быт, но также из произведений русской классики, из былин и сказок.

Палехская миниатюра выполняется на чёрном фоне темперными красками, а затем расписывается золотом. Чтобы золото блестело, его тщательно полируют зубом волка, который имеет особую гладкую поверхность. Никакие новые технологии не смогли заменить волчий зуб в работе палехских миниатюристов.

Село Федоскино и сельцо Данилково

В зале №1 Музея народных художественных промыслов можно увидеть макет села Федоскино и деревни Данилково, выполненный А.Н.Мажаевым. Они разделены некогда судоходной рекой Уча. Сейчас, глядя на тоненькую нитку реки, больше похожую на ручеек, в это трудно поверить. В прошлом эти земли принадлежали знатному роду Вельяминовых. Один из них, по прозвищу «Аксак», что значит «Хромой», разделил свое имение между сыновьями Федосом и Данилом, отсюда и пошли названия: Федоскино и Данилково. Неподалеку от них находится деревня Аксаково.

В XVI веке в Федоскино была поставлена церковь Николая Чудотворца. В 1680 году её перестроили в камне, но в 1875 году она сгорела. На её месте по проекту знаменитого архитектора А.Н.Померанцева была возведена деревянная церковь на каменном фундаменте. В советские годы в ней размещалось зернохранилище, затем — музей при фабрике. В 1992 году она была передана верующим.

В Данилково в конце XVIII века была построена лакирная фабрика Коробова, перешедшая затем к Лукутиным.

В 2015 году деревня Данилково вошла в состав села Федоскино.

По теме: Достопримечательности села Федоскино: лаковая миниатюра и не только

Макет усадьбы Лукутиных в Данилково и церкви Николая Чудотворца в селе Федоскино в конце XIX века

Места здесь чрезвычайно живописны. Неподалеку расположены красивейшие усадьбы Марфино, Николо-Прозорово, Рождественно-Суворово… Неудивительно, что именно в этих краях возникли такие знаменитые народные промыслы, как федоскинская лаковая миниатюра и жостовская роспись. В 1930-х годах здесь был проложен канал Москва-Волга (ныне канал имени Москвы), низины затоплены водохранилищами.

По теме: Пасмурным днем на канале имени Москвы

Карта Московского уезда, 1849 год

Современное развитие росписи

Пока купец Коробов не увлекся производством табакерок, на его фабрике делали лакированные армейские козырьки. После смерти купца его производство унаследовали Лукутины, которым принадлежала фабрика до 1904 года. Затем искусство уникальной лаковой миниатюры поддерживала артель бывших мастеров лукутинской фабрики. И эти художники достигли новых высот в росписи шкатулок, не просто продлили существование промысла, а усовершенствовали его.

Тяжело было устоять старинному направлению в постреволюционном вихре: новые власти устанавливали для мастерской непосильные налоги, не раз грозились ее закрыть. Но в 1923 году после удачного представления на Всесоюзной выставке, продукция мастерской перестала быть опальной.

Благодаря этим художникам, их последователям, бережно хранившим традиции, несущим их через годы, фабрика работает и поныне. Ее полное название – акционерное общество «Федоскинская фабрика миниатюрной живописи». Там производят шкатулки на заказ, делают портреты на заказ, устраивают групповые и индивидуальные экскурсии, а также организуют мастер-классы.

Самое примечательное в продукции фабрики – эксклюзивность шкатулок, так как это штучный товар. Если нужно поразить одариваемого, если следует сделать подарок с национальным колоритом и неоспоримым качеством, роспись Федоскино обязательно должна рассматриваться.

Наряду с классическими сюжетами современные мастера ориентируются и на нынешнюю эпоху, ее запросы и эстетические идеалы. Разнообразны и, возможно, более точны пейзажи на современных шкатулках. Но сцены из традиционной крестьянской и купеческой жизни, сказочные мотивы доминируют в выборе тем.

Истории развития федоскинской росписи посвящено данное видео.

Старинные города и поселения

Земли, входящие сегодня в состав Ивановской области, еще до прихода славянских племен заселяли финно-угорские народности. Именно от них сохранились звучные названия Палех, Пурих, Южа, Кохма, Вигчуга, Сезух, Люлех и Лух.

Музейно-выставочный комплекс “Присутственные места” в городе Плёс

Самый большой интерес для путешествеников представляет старинный волжский город Плес, упоминающийся в русских летописях с 1141 года. Плес, а также областной центр и поселок Палех являются составной частью «Золотого кольца» России. С 2010 года Плес включен в государственный список исторических российских поселений. Он известен старинными храмами и интересными музеями, исторической набережной и тесно связан с российскими знаменитостями – художником-пейзажистом И.И. Левитаном и певцом Ф.И. Шаляпиным.

Главный город области славится архитектурными памятниками XVII-XIX веков, музыкальными фестивалями и неплохими отелями. Иваново стоит на пересечении 57° с.ш. и 41° в.д. Городов, которые расположены на стыке целочисленных меридиана и параллели, в России всего два.

Свято-Введенский женский монастырь в Иваново

В 170 км от областного центра раскинулся небольшой городок Юрьевец. Его основали в начале XIII века как крепость на Волге. От старых построек до наших дней дошел Белый город, появившийся здесь в 60-е годы XVII века. Кроме того, в городе можно увидеть несколько православных храмов, возведенных в первой половине XIX века. Больше всего поражает архитектурное чудо – церковь Георгия Победоносца в пятиярусной колокольне.

Еще ближе к Иваново расположен Гаврилов Посад, который был основан в XIII веке, а статус города получил при Екатерине II. Место это всегда было удобным для торговли, и поэтому в городе работает несколько предприятий легкой промышленности. Здесь интересно побывать на конном заводе, где занимаются разведением владимирских тяжеловозов, а также осмотреть Ильинское подворье и богатую коллекцию местного краеведческого музея.

Троицко-Успенский собор в Кинешме

На правом берегу Волги лежит второй по размерам областной город – Кинешма. Первые упоминания об этом поселении относят к началу XV века. В городе сохранилось немало гражданских построек, возведенных в конце XIX – начале XX века.

Здесь также открыто 10 музеев, наибольшей популярностью среди которых пользуются музей «Кинешемского валенка» с самым большим валенком в мире, необычный ресторан-музей «Русская изба», а также музей «Советский автопром». Маршруты паломнических туров проходят по хорошо сохранившимся храмам и часовням Кинешмы. Самой древней из них является Крестовоздвиженская часовня, которую построили в честь победы над польско-литовскими войсками в 1609 году.

Воскресенский собор в городе Шуя

Город Шуя известен с первой половины XVI века и находится в 30 км от областного центра. Раскопки, проведенные здесь, показали, что поселения людей существовали возле Шуи еще в X веке, когда через территорию современной Ивановской области пролегал большой Волжский торговый путь. В Шуе родился известный российский поэт – Константин Бальмонт.

К другой литературной достопримечательности Ивановской области нужно ехать в село Ново-Талицы. Здесь находится родина Марины Цветаевой, и расположен мемориальный музей знаменитой поэтессы.

Святой источник Феодоровской иконы Божией Матери

Другое название этого известного места в Гжели – Кунай-колодец. Общеизвестно, что в дореволюционные годы в этом местности была расположена купальня. Согласно своей вере, этот колодец принимал множество людей, что искренне хотели исцелиться. Вода этого источника была особенно благодатна для вылечивания маленьких жителей. Искупавшись в целебных водах, дети одевались во все новое, а старые вещи хранились у самого колодца и впоследствии уничтожались в огне.

  Историческая справка п.г.т. Нахабино

Вода имеет сильную струю и приятна на вкус. Правда многие горожане ее не применяют для питья в силу присутствия накипи в большом количестве. Тем не менее источник популярности не теряет, и многие приезжают к нему с несколькими вариантами тары. Территория располагает колодцем, эстетически привлекательным, и купальней.

Местоположение: улица Центральная — 154.

Артель бывших лукутинских мастеров в 1910-1945 годах

В 1902 году Николай Александрович Лукутин скончался. Производство перешло к его вдове, Любови Герасимовне. В это время продукция выпускалась под маркой «Фабрика наследников Лукутина», повторяя в основном старые сюжеты. Еще при Лукутине производство не давало никаких доходов, и потому в 1904 году Любовь Герасимовна закрыла его.

Оставшиеся без работы мастера были вынуждены искать себе новое пристанище. Кто-то ушел в соседнее Жостово, другие — в Осташково, расположенное в 10 км от Данилково, в одну из мастерских В.О.Вишнякова.

В 1910 году оставшиеся работники на деньги, выделенные Саввой Морозовым Московскому губернскому земству, создали «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутина». Большую помощь в этом им оказала сельская учительница Любовь Дмитриевна Державина.

Организатор Федоскинской артели Державина Любовь Дмитриевна

Первая партия продукции Федоскинской артели была отправлена в основанный Саввой Морозовым Кустарный музей (Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства; Москва, Леонтьевский переулок, 7с1Б). В артели насчитывалось 14 мастеров и 9 учеников, которые выпускали около 160 наименований продукции, по качеству не уступавшие лукутинским и превосходящие вишняковские.

То было время возрождения национальных традиций, обращения к русскому народному творчеству, широкого распространения неорусского стиля. Вспомним, к примеру, абрамцевские мастерские в Подмосковье, Талашкино (Фленово) на Смоленской земле, Федоровский городок в Царском Селе. Изделия Федоскинской артели стали пользоваться большим спросом в Москве и Петербурге, поступали заказы и из-за границы. Федоскинские мастера копировали лучшие произведения из «Музея образцов» при Кустарном музее.

В 1913 году продукция артели получила Малую золотую медаль на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Киеве. Эту медаль даже стали штамповать на оборотной стороне продукции.

Свидетельство о присуждении Федоскинской артели Малой золотой медали на Всероссийской выставке 1913 года в Киеве

Тяжелый период для федоскинцев начался после революции. В новых политических и экономических реалиях их продукция не пользовалась спросом, новые власти несколько раз предпринимали попытки закрыть артель. Тем не менее, в 1923 году изделия из Федоскино были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве. Появились новые революционные сюжеты: коллективизация, индустриализация. Сохранялись и старые традиции.

Продукция Федоскинской артели 1930-40-х годовШкатулки 1930-х годовШкатулка, середина XX векаШкатулка «В семье», 1949 год

В 1931 году была создана Федоскинская профтехшкола, выпускники которой успешно работали не только в Федоскино, но и в Жостово, в других центрах народных промыслов. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже продукция Федоскинской трудовой артели живописцев получила Большую золотую медаль и Диплом за высокое качество изделий из папье-маше и за сохранение традиций русского народного искусства.

Витрина Федоскинского училища миниатюрной живописиМастера за работой, 1930-е годы

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий