Как посадить пассажирский самолет

Визуально или инструментально?

При свете дня, когда погода хорошая, пилоту не нужны навигационные приборы: он самостоятельно оценивает положение судна относительно полосы и выдерживает направление, доверяя собственным глазам. Это называется визуальный заход на посадку. Но если видимость затруднена, без электроники не обойтись: инструментальный метод в такой ситуации и проще, и безопаснее.

Электронные системы подсказывают, с какой стороны самолет подлетает к месту назначения, каково расстояние до земли и в какой точке нужно находиться в данный момент в идеале.

Самый распространенный вариант бортового указателя — черный экран с белым кругом посередине и парой движущихся линий, одна перемещается вверх-вниз, другая — вправо-влево. Тут все интуитивно понятно: если горизонтальная линия смещается вправо от центра, значит, курс нужно держать левее (и наоборот), если вертикальная уходит вверх — пилот слишком торопится с посадкой, и самолет оказался ниже, чем следует. Линии должны пересекаться ровно в центре экрана: тогда машина движется строго по траектории.

Схемы подходов к аэродрому разрабатывают отдельно для каждого аэропорта. При посадке судно проходит по глиссаде — воображаемой кривой, соединяющей точку начала снижения с порогом взлетно-посадочной полосы. Еще один красивый термин — высота принятия решения, минимальное расстояние от земли, на котором пилот должен определиться — сажать ему самолет или уходить на второй круг. Если безопасность под вопросом (например, не удается установить визуальный контакт с ориентирами), звучит команда «Уходим», если все в порядке — «Садимся».

Полностью автоматическая посадка возможна, но не всегда: бортовое оборудование должно координироваться с наземными системами, установленными на полосе или в непосредственной близости от аэродрома. Кроме того, робот не может инициировать начало снижения и заход на посадку, а также самостоятельно выпускать закрылки и шасси — теоретически это реализуемо, но наиболее ответственные решения по-прежнему доверяют не компьютеру, а человеку.

Спуск — как приземлиться

Предполагая, что вы выстроились в линию с взлетно-посадочной полосой, вам просто нужно плавно спуститься на посадочную полосу. Для этого мы собираемся поиграть с несколькими разными вещами:

  • Дроссель
  • Процент закрылков
  • Обрезка полета

И пока мы с ними возимся, мы будем следить за нашими оборотами в минуту и ​​воздушной скоростью.

Когда вы достаточно далеко от аэропорта, вы можете спускаться, как хотите. Настройте свой полет под прямым углом и дросселируйте, как хотите. Но все усложняется, когда вы идете закончить полет и у вас только столько взлетно-посадочной полосы, чтобы приземлиться.

Системы повышения устойчивости [ править ]

В этом разделе не процитировать любые источники . Пожалуйста, помогите улучшить этот раздел , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален . ( Сентябрь 2017 г. ) ( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

Система повышения устойчивости (SAS) — еще один тип автоматической системы управления полетом; однако вместо того, чтобы поддерживать самолет в заданном положении или траектории полета, SAS будет приводить в действие органы управления полетом, чтобы гасить вибрацию самолета независимо от положения или траектории полета. SAS может автоматически стабилизировать самолет по одной или нескольким осям. Наиболее распространенным типом SAS является демпфер рыскания, который используется для устранения голландской тенденции крена самолетов со стреловидным крылом. Некоторые демпферы рыскания являются неотъемлемой частью системы автопилота, а другие — автономными системами.

Демпферы рыскания обычно состоят из датчика скорости рыскания (гироскопа или углового акселерометра), компьютера / усилителя и сервопривода. Поворот вокруг вертикальной оси демпфера использует рыскания датчика скорости толка , когда самолет начинает голландский рулон. Компьютер обрабатывает сигналы от датчика скорости рыскания, чтобы определить величину поворота руля направления, которая требуется для гашения голландского крена. Затем компьютер дает сервоприводу команду переместить руль направления на эту величину. Голландский крен смягчается, и самолет становится устойчивым относительно оси рыскания. Поскольку голландский крен — это нестабильность, присущая всем самолетам со стреловидным крылом, на большинстве самолетов со стреловидным крылом установлена ​​какая-то система демпфирования рыскания.

Есть два типа демпферов рыскания: последовательные демпферы рыскания и параллельные демпферы рыскания. Сервопривод параллельного демпфера рыскания будет приводить в действие руль направления независимо от педалей руля направления, в то время как сервопривод демпфера последовательного рыскания сцеплен с квадрантом управления рулем направления, и приведет к перемещению педали, когда система дает команду рулю направления на движение.

Некоторые самолеты имеют системы повышения устойчивости, которые стабилизируют самолет более чем по одной оси. Боинг В-52 , например, требует как шаг и рыскания SAS для того , чтобы обеспечить стабильную платформу бомбардировки. Многие вертолеты имеют системы SAS по тангажу, крену и рысканью. Системы SAS по тангажу и крену работают почти так же, как описанный выше демпфер рыскания; однако вместо того, чтобы гасить голландский крен, они будут гасить колебания тангажа и крена или бафтинга для улучшения общей устойчивости самолета.

Посадка

После посадки салон наполняется аплодисментами, дружные хлопки в ладоши направлены пилотам, как знак благодарности за спокойный полёт и мягкую посадку. Тут и приходит осознание того, что летать на самолёте не страшно.

После посадки не нужно торопиться покидать посадочное место. Пассажиров начнут выпускать после полной остановки самолёта и его отбуксировки к телетрапу, а в некоторых случаях придётся ждать прибытия автобуса, который доставит до аэровокзала. Торопливость и суета создают задержки с выходом из самолёта, а преждевременное покидание мест приводит к падению, при возможных рывках во время отбуксировки.

2009 год. Аварийная посадка на Гудзон

В 2016 году по мотивам этих событий Клинт Иствуд снял фильм «Чудо на Гудзоне», в котором актер Том Хэнкс исполняет роль командира экипажа, посадившего самолет со 150 пассажирами на воды реки Гудзон прямо посреди Нью-Йорка.

Последствия аварии. Фото: Greg L/Википедия

Это произошло 15 января 2009 года. Аэробус A-320 авиакомпании US Airways вылетел из аэропорта «Ла Гуардиа» рейсом Нью-Йорк – Шарлотт (Северная Каролина). Однако уже через 1,5 минуты после взлета лайнер врезался в стаю птиц – бортовой самописец зафиксировал удары и изменение в режиме работы двигателей. Канадские казарки – а это именно с ними столкнулся самолет – птицы крупные, оба двигателя оказались плотно забиты и почти сразу отключились.

Операция по спасению пассажиров и экипажа рейса 1549. Фото: Izno/Википедия

Сначала командир самолета сообщил диспетчеру, что вернется в нью-йоркский аэропорт. Затем оказалось что аэропорт Тетерборо, штат Нью-Джерси ближе, и пилот захотел совершить посадку там. В итоге он, как бывший инструктор ВВС США, прикинул, что баки полные, и при аварийной посадке топливо может воспламениться. Поэтому он развернул аэробус в направлении Гудзона и, аккуратно обойдя мост Джорджа Вашингтона, посадил аэробус на воду напротив 42-й улицы Манхэттена. Причем очевидцы, увидев снижающийся самолет, сперва решили, что события 11 сентября 2001 года повторяются и это новый теракт. Однако в результате посадка была проведена благополучно и все 150 пассажиров и 5 членов экипажа были спасены, хотя без ушибов и мелких травм не обошлось.

Проверьте статус рейса на табло

Первый рубеж успешно преодолен, и авиапассажир оказывается в терминале вылета (не путать с терминалом прилета) перед табло вылетов (Departures), которое можно увидеть сразу, оказавшись внутри аэропорта.

На большом информационном мониторе высвечивается список всех вылетающих в ближайшее время рейсов с указанием номера рейса, города прибытия и временем вылета.

И первое, что надо сделать – проверить статус своего рейса. Найдите номер рейса (Flight). Он указан в билете. Например, он может выглядеть примерно так: SU 573. В строке напротив нашего рейса может быть указана различная информация:

  1. Сведения о том, что регистрация уже открыта, номер стойки регистрации (Counter, Desk) или несколько номеров стоек (тогда выбираем ту, где меньше очередь), время, до которого она будет открыта. Если так – отправляемся на регистрацию.
  2. Иногда это просто пустое поле (нашего рейса на табло нет). Но это не повод волноваться. Самолет вылетит по расписанию, регистрация еще не объявлена, но начнется вовремя или в указанное на табло время. Скорее всего, вы приехали слишком рано: можно передохнуть, выпить чашку кофе, а за два часа перед вылетом еще раз проверить статус рейса на табло и идти к указанным номерам стоек для регистрации.
  3. Также на табло сообщаются сведения о задержке рейса (Delayed) с указанием нового времени вылета (не путать с началом регистрации, которая открывается раньше). Если информация о том, до какого часа отложен рейс, отсутствует, ее можно уточнить у представителей авиаперевозчика.
  1. Может появиться и информация об отмене рейса (Cancelled). Печально, но ничего не поделать. В этой ситуации необходимо обратиться к представителям перевозчика и выяснить, что они могут предложить вам взамен (например, другой рейс). Чтобы полностью воспользоваться своими правами в возникшей ситуации, хорошо бы предварительно изучить, что вам в этом случае полагается.
  1. Если вы неправильно рассчитали время прибытия в аэропорт или опоздали по какой-то другой причине, на табло вы можете увидеть сообщение «Посадка» (Boarding) и Check-in closed (регистрация закончена). Это означает только одно – на регистрацию вы опоздали. Если еще не совсем поздно, нужно бежать со всех ног на стойку регистрации для опоздавших (если она есть) или к представителю авиакомпании.

Но будем считать, что в нашем случае все прошло по плану: мы не опоздали, и самолет вылетает по расписанию. Переходим к следующему шагу.

Аварийная посадка за границей: как получить медпомощь

Пассажиры редко задумываются о том, что может произойти при вынужденном приземлении. Мелкий ушиб или царапину врачи осмотрят на месте. Но в случае серьезных травм обычно требуется госпитализация. В чужой стране такая ситуация может показаться критической. Поэтому пассажирам нужно знать свои права.

В соответствии с Монреальской конвенцией, авиакомпания обязана нести ответственность за жизнь и здоровье своих пассажиров. Если требуется медицинская помощь, то оплачивать её должен именно перевозчик. Пострадавших обычно организованно отправляют в ближайшую больницу. При необходимости отвозят в специальное медучреждение. И счета за лечение авиакомпания получает от госпиталя напрямую. Поэтому пассажирам не приходится что-либо оплачивать самостоятельно.

Последние статьи

  •   Утилизация мусора по-советски: опыт, который мы потеряли 21.02.2022, 22:13
  •   Почему опытные водители перестают моргать коллегам светом из-за «засад» ГИБДД 21.02.2022, 20:10
  • +1   5 идей для подарков на 23 февраля, которые оценят мужчины 21.02.2022, 18:36
  •   Стройматериалы, которые могут ухудшить самочувствие и даже нанести вред здоровью 21.02.2022, 17:15
  •   За что советские военные в Афганистане невзлюбили ГАЗ-66 «Шишига» 21.02.2022, 15:22
  •   5 нетривиальных фактов о главном советском внедорожнике ВАЗ-2121 «Нива» 21.02.2022, 14:00
  •   Фитнес-бутик, утопающий в зелени, предлагает уединение и релакс среди шумного города 21.02.2022, 12:34
  •   Феномен ползающих войск: как появились пластуны, и почему были незаменимы в царской армии 21.02.2022, 10:59
  •   10 цепляющих фактов о Турции, которые заставят по-новому взглянуть на эту туристическую мекку 21.02.2022, 10:15
  •   На каких вещах лучше не экономить, чтобы потом не платить дважды 21.02.2022, 09:33

Все статьи

Кто сажает самолёт: пилот или автопилот?

Многие думают, что во время полёта пилоты только и делают, что спят, положившись на автопилот. Нет, никто не позволит командиру воздушного судна и второму пилоту спать во время полёта. Даже если включен автопилот. Пилот Патрик Смит считает, что люди имеют весьма искажённое представление об автопилоте и о том, на что он на самом деле способен.

Сегодня пилоты проводят намного меньше времени, держа руки на штурвале. Это стало возможным благодаря автоматизированным системам. Но они вовсе не управляют самолётом. Это делает экипаж через эти самые автоматизированные системы. Им всё равно обязательно нужно указывать, что, когда и как делать.

Может ли самолёт сесть на автопилоте? Вполне. Но командир воздушного судна всё равно будет задавать нужные параметры для посадки и следить за работой автопилота. А ещё с пилотами постоянно связываются диспетчеры с земли. И если вовремя не ответить, то они поднимут тревогу. Так что просто включить автопилот и продрыхнуть весь полёт в кресле у пилота никак не выйдет. Можете быть спокойны, все системы самолёта всегда находятся под бдительным взором человека.

  • В чём разница между «фактом» и «фактоидом»?
  • 10 любопытных фактов, расширяющих ваш кругозор
  • Француз весом 50 кг, способный съесть всё, что угодно
  • Огромный Лувр
  • Каждую секунду четыре человека рождаются, а двое умирают

Что будет, если молния ударит в самолёт или в него влетит птица?

Последняя трагедия, случившаяся из-за попадания молнии в самолёт, произошла в 1963 году. С тех пор прошло уже больше 50 лет, и, разумеется, самолёты и их системы успели сто раз модифицировать. Так, в настоящее время благодаря бортовым радиолокаторам и множеству данных пилоты просто-напросто избегают попадания в грозовой фронт. Но если это всё-таки случилось, и в самолёт ударила молния, то пассажирам ничего не грозит. Вот что говорит об ударе молнии в самолёт пилот Патрик Смит:

Поэтому бояться, что вас пронзит разряд молнии, попавшей в самолёт, не нужно. Так же как и того, что он упадёт из-за птицы, попавшей в лобовое стекло или двигатель. Стекло в кабине пилотов отличается повышенной прочностью. Если в него попадёт птица (а такое случается только при наборе высоты, ведь на 9–12 тысячах метров пернатые не летают), то это грозит лишь небольшой трещиной и снятием самолёта с рейса.

Если же птица попадёт в турбину, то двигатель не прекратит работу, а лишь несколько потеряет в мощности. Обычно после такого полёт продолжается, но если повреждения высоки, то самолёт совершит вынужденную посадку в ближайшем аэропорту. К счастью, сегодня такие ситуации происходят редко, поскольку рядом со взлётно-посадочными полосами установлены отпугивающие птиц и животных системы.

Первоначальные действия

Первым делом, пройдите в кабину пилота, где нужно занять место капитана. Его можно сразу узнать, возле него размещено много элементов, предназначенных для контроля. Оно обычно слева и вам будет удобнее получить доступ ко многим функциям самолета. Размещайтесь в кресло штурмана, пристегнув ремень безопасности или плечевой, при его присутствии.

Усвойте урок, что в такой сложной машине нет лишних и нефункциональных кнопок, и нажатие какой-либо из них может привести к плохому или непредсказуемому результату. Нужно убедиться, что части тела сотрудника, который потерял сознание, не опирались на детали управления, а также не перекрывали кнопок. А вдруг, если вы при посадке на кресло случайно коснулись или переместили рычаг, и это привело к отключению автопилота, то данный режим потребуется включить нажатием нужной клавиши.

Вы, находясь в стрессовом состоянии, должны сконцентрироваться и глубоко вдохнуть. Следует контролировать свои эмоции и движения. Постарайтесь выровнять аэроплан, при необходимости, тяните руль на себя, опуская перед воздушного борта, т. е. нос. Это как играть в компьютерную приставку, штурвал от себя — самолет опускается вниз, а на себя — вверх. Если плоскость увеличилась или, наоборот, уменьшилась, начните выравнивать линию горизонта при содействии авиадиспетчеров.

Нужно найти авиагоризонт, состоящий из крыльев и изображения горизонта. Небо — это верхний фрагмент в изображении и оно синего цвета, а нижняя часть, земля, обозначается коричневым. В зависимости от типа самолета он может быть на дисплее в центре верхнего ряда, где инструменты. Там отображена важная информация и работа автопилота.

Крылья на приборе должны совпадать с уровнем искусственного горизонта, тогда все стоит на позициях и не стоит ничего трогать. Вы также можете изменять поворот. И главное — нужно не терять высоту.

Зона вылета и посадка в самолет

В зоне вылета, в которую пассажиры попадают сразу после досмотра и контроля, расположены выходы на посадку. Здесь же в ожидании приглашения для прохождения в самолет можно перекусить, выпить кофе, что-то купить в дьюти-фри.

Номер выхода (Gate), через который пассажиру предстоит покинуть аэропорт, указан в посадочном талоне и выглядит примерно так: F26. Рядом с номером выхода указано время посадки. За 15-20 минут до ее начала надо быть на месте около своего выхода.

О начале посадки обычно объявляется громко (исключение – «тихие аэропорты»), и информация дублируется на табличке у входа и на табло.

На посадке нужно снова показать паспорт и посадочный талон, от которого отрывается длинная сторона. У пассажира останется короткая часть талона и багажные бирки.

Затем пассажиров либо доставят к трапу самолета на автобусе, либо они проходят по коридору-гармошке, соединяющему самолет с аэропортом.

Поднявшихся на борт самолета встретят бортпроводницы и укажут, где расположено кресло. Ручную кладь нужно убрать на полку или под свое сидение. И можно, наконец-то, расслабиться. Во всяком случае до прибытия в аэропорт прилета.

Беспилотный пассажирский самолет

В компании Airbus с этим не совсем согласны — инженеры успешно испытали системы автономного взлета, посадки и руления. Речь идет о полностью беспилотном управлении самолетом. Система в своей работе задействует навигационное оборудование и «компьютерное зрение», то есть она способна распознавать посторонние объекты на полосе. Испытательный экипаж, состоящий из двух пилотов, двух инженеров по летным испытаниям и инженера-испытателя, взлетел 18 декабря в 10:15 и осуществил в общей сложности 8 взлетов в течение четырех с половиной часов.

Пилоты только контролировали автоматику и не принимали участие в управлении

Любопытно, что данный автоматический взлет был обеспечен инструментом распознавания объектов, установленным непосредственно на самолет. Авиалайнер не полагался на систему посадки по приборам (ILS), существующую технологию помощи при посадке, которая в настоящее время используется пассажирскими воздушными судами, находящимися в эксплуатации, в аэропортах по всему миру.

Хотя в Airbus утверждают, что не собираются заменять пилотов автоматическими системами, никто не гарантирует, что при достижении нужного технологического уровня самолеты не будут осуществлять взлет и посадку самостоятельно. Почему бы нет? Армия использует беспилотные летательные аппараты размером с небольшие самолеты для ведения боевых действий, где те управляются дистанционно или летят по заранее обозначенному маршруту. Даже вертолеты могут быть беспилотными, вроде K-MAX, который большой как обычный вертолет и способен обеспечивать доставку груза с высокой точностью в опасные места.

Но будем ли мы чувствовать себя проще в полете, если не увидим двух (или хотя бы одного) пилотов у штурвала? Вряд ли. Люди считают, что находясь в транспортном средстве, им проще управлять, нежели издалека. Большинство людей управляли машинками или самолетами с пульта, и им это показалось сложным. Расскажите, что думаете об этом в нашем Telegram-чате. С другой стороны, мы же не боимся зайти в лифт, хотя лифтер уже как несколько десятков лет не управляет его работой? То же самое происходит сейчас с беспилотными поездами и самоуправляемыми автомобилями. Общество в настоящее время переживает психический сдвиг на тему автономного транспорта, и к тому времени, когда самолеты смогут летать полностью самостоятельно, этот переход может завершиться.

Первый в мире пассажирский беспилотник Ehang 184

Аэропорт для новичка

Наконец вы дождались отпуска и летите отдыхать. Только вот лететь на самолете вы будете в первый раз… И тут у вас возникает миллион вопросов: что делать в аэропорту? Куда идти?

Как не опоздать на рейс?

Мы решили сделать небольшой FAQ по терминам и процедурам, который поможет новичкам чувствовать себя немного увереннее в аэропорту.

Попав в аэропорт, первым делом вы должны пройти регистрацию на рейс (англ. check-in). Над стойкой регистрации, висит табло с логотипом авиакомпании, номером рейса и городом прибытия.

При регистрации вы должны предъявить паспорт и авиабилет. Если у вас электронный билет, то предъявляете только паспорт. Багаж вы должны положить на транспортную ленту, где его взвесят, повесят специальную бирку (чтобы грузчики знали в какой самолет его положить, а вы смогли его потом найти) и отправят грузчикам.

Также вас попросят предъявить ручную кладь (вещи, которые вы хотите взять с собой в салон самолета), на нее тоже могут повесить бирку.

После регистрации вам выдадут посадочный талон (анг. boarding pass) и багажные бирки (наклейки, которые клеят на паспорт или посадочный талон, они помогут вам найти ваш чемодан по прилету).

Зарегистрироваться можно не только в аэропорту, но и дома. Некоторые авиакомпании практикуют онлайн регистрацию на рейс. Зарегистрироваться таким образом можно с помощью ноутбука, планшета и даже телефона.

Подробнее о мобильной регистрации, можно почитать в посте «Мобильная регистрация». Как проходят Таможенный Контроль в Аэропорту Внуково, минск? После чего на обычном принтере, вы распечатываете посадочный талон, а багаж сдаете на специальной стойке Drop off.

На посадочном талоне будет написано в каком гейте будет посадка на самолет и ваше место в салоне. При регистрации, вы можете попросить представителя авиакомпании посадить вас на удобное место, например у окна или возле аварийного выхода. Гейт (анг. gate – ворота) – выход на посадку к вашему самолету.

Затем, следуя указателям, вам необходимо будет проследовать для прохождения предполетного досмотра. Вас попросят пройти через рамку и досмотрят на наличие запрещенных к перевозу вещей. А представители пограничной службы проверят ваш паспорт и визу при необходимости.

На международных рейсах, перед регистрацией все пассажиры должны пройти таможенный контроль. Во время его прохождения вы увидите два коридора: «красный» и «зеленый». Они обозначаются надписями на русском и английском языках: «Товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, нет» (Nothing to declare) для зеленого коридора и «Товары, подлежащие обязательному письменному декларированию» (Goods to declare) для красного коридора.

Зеленый коридор предназначен для пассажиров, которые не везут с собой товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию.

Красный — для пассажиров, имеющих товары, подлежащие обязательному письменному декларированию, т. е. товары которые облагаются таможенной пошлиной, имеют стоимостные и количественные ограничения и т. д.

После прохождения этих формальностей, вы попадете в зал ожидания, где расположены кафе и дьюти фри (англ. Duty Free) – магазины беспошлинной торговли.

Когда объявят посадку на ваш рейс (англ. boarding), вернитесь к вашему гейту и предъявите посадочный талон и паспорт (он не всегда требуется) представителю авиакомпании. У посадочного талона справа имеется отрывной корешок, на котором дублируется основная информация. Представитель авиакомпании его оторвет и отдаст вам.

Сохраняйте талон до тех пор пока не получите багаж по прилету.

Посадку объявляют несколько раз по громкоговорителю, эта же информация продублирована на информационном табло и над самим гейтом.

Вас посадят в автобус, который отвезет всех пассажиров к трапу самолета. В больших аэропортах есть телескопические мосты, по ним вы можете прямо из терминала попасть на борт самолета.

По прилету, вас снова посадят на автобус или по мосту вы попадете в зал прилета аэропорта, там вы пройдете паспортный и таможенный контроль и заберете багаж.

А в нашем Телеграм-канале тоже есть полезная и актуальная информация. Рассказываем о местах, куда сразу же хочется улететь, публикуем дешевые билеты и рассказываем новости.

1982 год. Авиалайнер, пострадавший от извержения вулкана

24 июня 1982 года над островом Ява авиалайнер Boeing 747 авиакомпании British Airways попал в облако вулканического пепла от внезапного извержения вулкана Галунггунг (он расположен в западной части острова Ява). В результате этого все четыре двигателя самолета, совершавшего рейс из города Куала-Лумпур (Малайзия) в город Перт (Австралия) были засорены частицами пепла. Попав на разогретые лопатки турбин, они расплавились и превратились в стекловидный материал, облепивший движущиеся части. Плюс произошло засорение воздухоочистительных систем.

Экипаж лайнера ничего не знал об извержении. Пилоты очень удивились, когда увидели странное стробоскопическое свечение вокруг двигателей, хорошо заметное благодаря тому, что полет проходил в ночной темноте. Они наблюдали также явление, похожее на огни Святого Эльма: искры, сверкающие на лобовом стекле. Затем все почувствовали запах дыма и серы. Еще ничего не понимая, экипаж включил сигнал «пристегните ремни». Далее в течение короткого времени у самолета один за другим отказали все четыре двигателя.

Компьютерная реконструкция инцидента. Фото: Википедия

Теперь самолет мог только планировать, быстро теряя высоту. Второй пилот быстро подсчитал, что это будет продолжаться около 23 минут, и за это время самолет может преодолеть расстояние около 167 километров. Было принято решение двигаться в сторону аэропорта Халим Перданакусума в Джакарте (Индонезия). Но чтобы попасть туда, нужно было еще преодолеть высокую горную гряду на южном побережье Явы. Безопасность требовала сделать это на высоте не менее 3500 метров. А поскольку высоты не хватало, ситуация стала критической.

В конце концов второму пилоту и бортинженеру удалось запустить сперва четвертый, а потом и третий двигатель, что позволило уменьшить скорость потери высоты. Вскоре запустились и остальные два двигателя. Это позволило в последний момент набрать необходимую для преодоления горной гряды высоту.

Экипаж смог благополучно посадить самолет в аэропорту Джакарты. Правда, командир и второй пилот делали это практически вслепую, поскольку стекло кабины потеряло прозрачность от ударов по нему миллионов частиц вулканического пепла. Пилоты пользовались двумя малюсенькими прозрачными фрагментами стекла сквозь которые, как в замочные скважины, можно было разглядеть взлетно-посадочную полосу. Никто из находившихся на борту (248 пассажиров и 15 членов экипажа) не пострадал.

Интересно, что тремя неделями позже аналогичный случай произошел примерно в том же месте с Boeing-747 Сингапурской авиакомпании, также попавшим в облака вулканического пепла. Самолет совершил вынужденную посадку в том же аэропорту в результате выхода из строя двух из четырех двигателей.

Поворотная носовая стойка

Кроме распределения веса самолета, носовая стойка поворачивается влево-вправо, чтобы самолет мог маневрировать при движении на земле.

Поворотом носовой стойки можно управлять двумя способами:

  • С помощью педалей управления рулём направления,
  • С помощью специальной ручки управления разворотом носовой стойки.

Управление поворотом носовой стойки с помощью педалей осуществляется на разбеге при взлёте и пробеге при посадке, когда скорость самолета достаточно велика. Одновременно, с помощью этих же педалей, летчик управляет отклонением руля направления.

картинка кликабельная

Предел отклонения носовой стойки при управлении от педалей специально ограничен, как правило это 10 градусов. Поворачивать на рулёжные дорожки, когда надо отклонять носовую стойку на углы порядка 50-70 градусов, не получится. На малых скоростях для руления используется ручка управления носовой стойкой.

Эта ручка используется только при рулёжке и автоматически отключается при больших скоростях движения.

картинка кликабельная

Небесный кабриолет (1988 г.)

В 1988 году старенький Боинг совершал местный полёт на Гавайях из Хило в Гонолулу. Из-за неплотно задраенной двери произошло разрушение части корпуса (ветер «слизал» 35 кв. м обшивки). Взрывная декомпрессия произошла на высоте 7300 м на скорости 500 км/ч. Мгновенно на 90 легко одетых пассажиров обрушился ветер в 3 раза быстрее ураганного, да ещё и ледяной (-45 градусов). Хотя пилоты быстро сбросили скорость до 380 км/ч и высоту, но и за короткое время 65 человек успели обморозиться и получить различные травмы. А уже через 12 минут, с отклонением от графика всего в 1 минуту небесный кабриолет приземлился в Гонолулу. Но без жертв здесь не обошлось – несчастную стюардессу в момент разрушения фюзеляжа выбросило за борт.

Случай в Ленинграде (1963 г.)

Самолёт, летевший из Таллина в Москву, сообщил на землю о том, что после взлёта носовая стойка шасси застряла в наполовину убранном положении. Предстояла посадка «на брюхо», а ближайшим аэропортом, где можно было сотворить такой фокус, был аэропорт в Пулково, куда и направили самолёт. Подлетев к аэропорту, самолёт начал кружить над ним, вырабатывая топливо, а чтобы ускорить процесс, делал это на высоте 500 м. Одновременно экипаж всячески стремился разблокировать шасси металлическим шестом. Увлёкшись таким делом, экипаж не заметил, как левый двигатель остановился из-за нехватки топлива.
Первый и второй пилоты бросились к штурвалам, моментально получили разрешение на пролёт над городом и взяли курс прямо к ВПП. Тут замер и второй двигатель, а запаса высоты не было даже, чтобы уйти из города. Тогда командир экипажа принял единственно возможное решение – сажать аварийный борт на водную гладь Невы. Над Литейным мостом самолёт пролетел на высоте 90 м, над Большеохтинским уже снизился до 30 метров, всего в нескольких метрах пронёсся над строящимся мостом Александра Невского и, едва не зацепив буксир, плюхнулся в воду. Приводнение было мягким – все пассажиры и члены экипажа оказались живыми.

Зачем пристёгиваться ремнями в самолёте и почему выключают телефоны?

Одно из первых объявлений, которое вы слышите в самолёте, — это требование отключить телефоны или перевести их в режим «В полёте». Делается это не просто так. Есть вероятность того, что помехи, создаваемые включенным телефоном, могут повлиять на работу приборов самолёта. Она очень мала, но всё-таки есть. Например, некоторые специалисты считают, что в 2000 году швейцарский самолёт упал из-за радиопомех, созданных телефонами и выведших из строя автопилот. Также имеет место и забота о вашем гаджете. Во время полёта вы всё равно никому не сможете позвонить, так зачем тратить заряд аккумулятора на попытки поймать связь?

Требования главного пилота самолёта пристегнуть ремни во время взлёта и посадки тоже нужно соблюдать неукоснительно. Всё исключительно ради вашей безопасности. При наборе высоты и снижении самолёт довольно ощутимо потряхивает, а значит, если вы не пристегнётесь, то имеете все шансы получить травму. Пристёгиваться нужно и во время полёта, если загорелось соответствующее табло. Чаще всего его включают во время входа в зону турбулентности, когда самолёт начинает раскачивать. Впрочем, бояться турбулентности не нужно. Пилоты прекрасно знают, как с ней справиться.

Пролёт над жерлом вулкана (1982 г.)

Протянув пассажиру стаканчик с напитком, стюардесса незаметно выглянула в иллюминатор и убедилась, что пилоты были правы. Двигатели лайнера светились, словно стробоскопы. А вскоре по салону стал распространяться удушливый дым, пахнущий серой. На борту «Боинга-747» находилось 15 членов экипажа и 248 пассажиров, и никто из них не заметил, что самолёт пролетел сквозь облако вулканического пепла, внезапно выброшенного вверх проснувшимся индонезийским вулканом Галунггунг. Мельчайшие абразивные частички пепла повредили обшивку воздушного судна и забили его двигатели.
Борт, летевший из Лондона в Окленд, рисковал не долететь. Огромный лайнер с выключившимися двигателями планировал над океаном в ночи, а прямо по его курсу высились горы южного берега острова Ява. Нужно было быстро выбирать: сажать лайнер на воду либо рисковать дотянуть до аэропорта Джакарты, но для этого нужно было преодолеть приближающиеся вершины. Пока командир и индонезийский диспетчер вычисляли расстояние и возможности аэродинамики самолёта, бортинженер и второй пилот продолжали пытаться запустить двигатели. Им повезло – четвёртый двигатель прочихался, выплюнув пемзу, и всё-таки заработал! Тем же способом удалось реанимировать ещё два двигателя

С такой тягой уже можно было дотянуть до аэродрома, однако, когда самолёт начал постепенно снижаться для посадки, пилоты обратили внимание, что исцарапанное острыми частицами лобовое стекло стало матовым. К тому же в аэропорту Джакарты отсутствовал автоматический привод на посадку

В конце концов, британские пилоты смогли благополучно посадить лайнер, разглядывая местность через пару крошечных сохранившихся на лобовом стекле прозрачных участка. Никто из людей в данной передряге не пострадал.

Страховка от авиакомпании

При покупке билета многие перевозчики предлагают пассажирам приобрести дополнительную страховку. Но даже без нее пострадавший человек может рассчитывать на компенсацию. Поскольку Россия официально присоединилась к Монреальской конвенции 1999 года, теперь все авиакомпании обязаны нести ответственность за пассажиров. Суммы компенсаций привязываются к специальным правам заимствования (СПЗ). Это не валюта, а специально разработанное платежное средство. Курс СПЗ определяется на основе корзины пяти валют — доллара, евро, японской иены, китайского юаня и фунта стерлингов. На август 2019 года средний курс СПЗ 91 рубль.

Конвенция определяет максимальные выплаты в случае ущерба здоровью или смерти пассажира — 113 100 СПЗ (более 10,3 млн. рублей). Но минимальный порог на данный момент не установлен. И конечная сумма компенсации зависит от конкретной ситуации, предоставленных документов и навыков адвоката.

Поэтому путешественникам рекомендуют оформлять дополнительную страховку. Условия и размеры страховой суммы можно выбрать самостоятельно. А в случае травмы при аварийной посадке пассажир получит сразу две компенсации.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий