Как выжить при крушении самолета

Немного истории

В интернете сегодня можно найти массу информации о выживших в авиакатастрофах. Но мы остановимся на крупных авариях, в которых число жертв превысило сотню человек.

  1. В 1970 году рейс 502 из Куско в Лиму потерпел крушение в районе Перу, что находится неподалеку от Куско. На борту самолета находились 102 человека (8 членов экипажа и 94 пассажира). На момент крушения погибли 99 человек, трое остались живы. По пути в больницу двое из выживших скончались от полученных травм. Один человек остался в живых.
  2. 23 декабря 1984 года из Красноярска в Иркутск вылетел ту-154б-2, но до пункта назначения он не добрался. При наборе высоте в одном из двигателей был поврежден один из его элементов, что привело к пожару в третьем, а затем и во втором двигателях. На борту самолета находилось 104 человека, 103 из которых погибли. Один человек выжил.
  3. В августе 1987 года из Детройта в Финикс вылетел самолет mcdonnell douglas md-82. На его борту находилось 155 человек (149 пассажиров и 6 членов экипажа). На взлете самолет потерпел крушение, по неясным причинам (возможно, ошибка пилота — национальный совет по безопасности на транспорте). При крушении самолет задел еще три автомобиля на земле, в результате чего погибли 2 человека. В самом самолете погибло 154 человека. Маленькая девочка Сесилия Сичан, которой на тот момент было 4 года, выжила, хоть и получила многочисленные травмы.
  4. 5 октября 1991 года индонезийские бойцы спецназа возвращались рейсом из Джакарты в Бандунг. На борту самолета находилось 134 человек, 12 из которых – это члены экипажа, а 122 – пассажиры. На взлете самолет загорелся и рухнул на город, врезавшись в здание министерства труда. Из 134 человек на самолете погибло 133, также погибло двое охранников здания. Один пассажир самолета выжил.
  5. В марте 2003 года аэропорт Алжира покинул Боинг 737-200, но до конечного пункта он не долетел. На взлете один из двигателей самолета отказал, а командование не смогло своевременно устранить неполадки и выполнить экстренную посадку. На борту самолета находилось 103 человека, 102 из которых погибли. В живых остался один человек.
  6. В конце июня 2009 года из Саны в Морони совершался рейс iy 626. На борту самолета находилось 153 человека. При посадке пилоты допустили ошибку, которая стала причиной одной из крупнейших катастроф человечества и унесла жизни 152 человек. В этой трагедии выжила девочка 13 лет Байя Бакари. Она на протяжении почти 13 часов ожидала помощи в открытом океане.
  7. 12 мая 2010 года в Триполи – столице Ливии – при посадке разбился самолет, на берту которого находилось 104 человека. Причиной крушения стала ошибка пилота, который слишком поздно включил автопилот. В трагедии выжил мальчик 9 лет, который получил огромное количество травм и переломов.
  8. Еще один недавний случай, который, пожалуй, нескоро забудется – это гибель целой хоккейной команды «локомотив» города Ярославль. На борту авиалайнера як-42д находилось 45 человек. В катастрофе погибли 44 человек. Выжил только один член экипажа.

Правильная одежда

При аварии на борту воздушного судна велика возможность пожара. Синтетические материалы при этом будут плавиться, а вот если вы оденете хлопковую или шерстяную одежду, то она наоборот защитит вас.

Выбираться из потерпевшего крушение Боинга или Аэробуса куда проще, если на вас надета удобная обувь. На каблуках это займет больше времени, а в случае, если придется спускаться по специальному, надувному трапу, то вы рискуете его порвать своими шпильками.

Одевайтесь просто и в одежду из хлопка или шерсти. Лучше взять куртку или теплую кофту, даже при возвращении из теплой страны. Самолет может упасть где угодно. Поэтому лучше быть готовым и к холодной погоде.

Интересная справка

На самом деле, нет разницы, с какой высоты человек падает — с 10 000 метров или со 140 метров. И в том, и другом случае его тело развивает свою предельную скорость в 190 км/час, если человек летит плашмя, и 240 км/час, если летит «солдатиком». Единственная разница может быть в давлении. Например, в случае с Вулович все пассажиры погибли в момент резкой смены давления, когда самолёт разрушился. Их лёгкие и сердца просто разорвались, но почему этого не произошло с Весной — загадка. На 3000 метрах такой большой разницы в давлении не будет, что даёт дополнительный шанс на выживание.

  • На чём прокололась последняя ведьма Британии
  • 10 диснеевских персонажей с неоднозначной историей
  • Соревнования по ничегонеделанию — реальные корейские состязания
  • Автобан — это не то, что все думают
  • Откуда взялось странное слово «бедлам»?

Если самолет упал в воду

Для справки тем, кто верит в то, что приводнение лучше аварийного приземления: с обычной высоты падения самолета жесткость воды ни в чем не уступает бетонному покрытию. И все же, если повезло и люди остались в живых, то им предстоит эвакуация в воду в спасательных жилетах (которые, напомним, находятся под каждым сиденьем).

5. Золотое правило безопасного поведения! Надувать спасительные жилеты, будучи еще в самолете, строго запрещено. Весомым аргументом может стать пример катастрофы на Эфиопских авиалиниях, когда масса людей осталась в живых после удачного приводнения, но не смогла выбраться в надутых заранее жилетах из-под тонущих обломков самолета.

Оказавшись в воде, пассажиры столкнутся с не меньшими испытаниями, чем при падении. Наибольшей вероятностью нависает угроза гибели от переохлаждения, ведь даже при температуре +24 °С время безопасного пребывания в воде составляет всего 7-9 часов, а при понижении температуры до +15 °С – оно уменьшается вдвое.

6. Вопреки мнению, что в воде надо двигаться, чтоб не замерзнуть, важно помнить: движения не только ускоряют теплообмен, но и увеличивают тепло-потери организма. Наибольшие тепло-потери происходят в области паха и подмышек, поэтому самый разумный способ «не склеить ласты» (если человек барахтается в одиночку) – принять позу эмбриона, поджав ноги и засунув кисти рук подмышки

Если же в воде находится группа пострадавших, то необходимо организовать круг, где каждый сможет плотно обхватить и прижаться к соседу, а в центр крута по очереди помешать с краев наиболее замерзших людей. Так шансы продержаться до прибытия спасателей возрастают.

7. Если пострадавшие видят берег или спасательное средство, то рационально плыть до него, только если по времени это займет не больше 40 минут. Плыть к своему шансу на спасение нужно змейкой, загребая руками и обхватив ногами туловище соседа – так скорость заметно увеличивается.

8. Добравшись до плавсредства, необходимо немедленно раздеться, отжать намокшую одежду и тут же надеть ее обратно, если нет более сухой альтернативы

И важно сохранить в максимально возможном тепле намокшие ноги, ведь на стопах находится масса нервных окончаний. Для этой цели подойдут любые средства: бумага, сухие ветки, трава, куски сухой ткани

Можно ли выжить в авиакатастрофе?

Кроме вопроса, что чувствует человек во время авиакатастрофы при падении, невольно возникает другой вопрос: «Можно ли выжить в этой ситуации?» Как показывает практика – конечно, можно. Но при условии, что пилоты своевременно заметили неполадки и приступили к их устранению.

Соблюдение техники безопасности и отсутствие панического состояния гарантирует спокойствие и прекрасное самочувствие пассажиров.

Несмотря на то, что в автомобильных авариях ежегодно погибает в тысячи раз больше людей, чем в крушениях самолетов, в массовом сознании живет страх именно к полетам. В первую очередь, это объясняется масштабностью трагедий – упавший лайнер это десятки и сотни одновременно произошедших смертей. Это шокирует значительно сильнее, чем несколько тысяч сообщений о смертельных ДТП, растянутых на месяц.

Вторая причина страха авиакатастрофы – осознание собственной беспомощности и неспособности хоть как-то повлиять на ход событий. Практически всегда это действительно так. Однако история воздухоплавания накопила небольшое количество исключений, при которых люди выживали, падая вместе с самолетом (или его обломками) с высоты нескольких километров без парашюта. Этих случаев настолько мало, что у многих из них есть собственные странички в Википедии.

Потеряли именитую хоккейную команду

Дата трагедии: 7 сентября 2011 года.Рейс: Ярославль – Минск авиалайнером Як-42Д. Причина крушения: неправильное управление самолетом – торможение во время взлета. Судьба пассажиров: 44 погибших и один выживший.

Как видим, редко кому удается выжить в авиакатастрофах, тем более пожилым людям. Бортинженеру Сизову Александру Борисовичу было 52 года, когда в результате падения авиалайнера погибли хоккеисты российского клуба «Локомотив» из Ярославля. Ничего не предвещало беды, полет начинался спокойно и Сизов даже задремал.

«Я очнулся, когда кто-то громко сказал: «Почему не взлетаем?» Я посмотрел в иллюминатор. Было видно, что самолет движется. Через 5-7 секунд самолет съехал на грунт. Потом взлетел, но не плавно, а задрав нос. Тогда у меня душа ушла в пятки. Все начало перемещаться: перегородки, панели. И все. Дальше столкновение».

Самолет упал в реку, с которой стал выбираться бортинженер с телом пилота, надеясь, что тот живой. Он получил ожоги, перелом бедер, повреждение черепа и грудной клетки.

После показаний в суде Сизов живет тихо, отказался от общения с журналистами и не желает вспоминать о трагедии.

А как вы относитесь к полетам? Спокойно летаете или все-таки боитесь? Поделитесь с нами своими чувствами!

Лариса Савицкая

24 августа 1981 года 20-летняя студентка Лариса Савицкая возвращалась из свадебного путешествия вместе с мужем Владимиром. Самолёт Ан-24 следовал рейсом из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Над городом Завитинском на высоте 5200 метров Ан-24 столкнулся с бомбардировщиком Tу-16. В результате столкновения погибли экипажи обоих самолётов. Ан-24 разломился на несколько частей и стал падать. Лариса, спавшая в своём кресле в хвосте самолёта, проснулась от сильного удара и внезапного ожога, вызванного разгерметизацией салона на высоте.

Очередной разлом фюзеляжа выбросил её в проход, но Ларисе удалось вновь забраться в кресло. Как она вспоминала потом, ей вспомнился итальянский фильм «Чудеса ещё случаются», где героиня спаслась в похожей  ситуации, вжавшись в кресло. Сама Лариса признавалась, что не верила в спасение, а просто хотела «умереть небольно».

Уцелевшая часть корпуса самолёта упала на берёзовую рощу, смягчившую удар. Специалисты впоследствии установили — Лариса Савицкая в течение 8 минут падала с высоты 5200 метров на обломке самолёта размерами 3 метра в ширину и 4 метра в длину.

От удара она на несколько часов потеряла сознание, но затем пришла в себя и смогла самостоятельно передвигаться.

В лесу в одиночестве, среди трупов и обломков, девушка провела двое суток, сумев соорудить себе даже подобие укрытия от непогоды.

Спасатели, добравшиеся до места падения, были шокированы, увидев девушку. Лариса Савицкая была единственной из 38 человек, кому посчастливилось уцелеть в этой авиакатастрофе.

Поисковики были настолько уверены в её гибели, что для женщины, как и для других жертв, уже была приготовлена могила. Врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы.

Лариса Савицкая дважды внесена в Книгу рекордов Гиннеса: как человек, выживший после падения с максимальной высоты, и как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба в авиакатастрофе — 75 рублей (в деньгах 1981 года).

Частые причины крушения

Как утверждают специалисты, занимающиеся изучением авиакатастроф, чаще всего причиной подобных трагедий становится человеческий фактор. Его часто путают с ошибками пилотов, но это две разные категории причин. Под человеческим фактором понимают оплошности и недочеты не только пилотов, но и наземных работников аэропортов, которые также могут привести к авиакатастрофам. То есть, если диспетчер неправильно сориентировал пилота, а тот в свою очередь не смог посадить самолет, то это и будет человеческим фактором. В итоге сотни жизней и еще один печальный след в истории.

Второй частой причиной является неполадки в двигателе. Как говорит статистика, большинство авиакатастроф происходит во время взлета и во время посадки самолета. Возможно, именно поэтому среди пассажиров существует традиция аплодировать пилотам после приземления. Считается, что первые 1,5 минуты после взлета являются самыми опасными. По истечении этого времени риск крушения снижается в несколько раз. В эти секунды, в принципе, может произойти что угодно, но согласно статистике большинство трагедий случается в результате неполадок в двигателе.

Еще одна частая причина авиакатастроф – это нехватка топлива. Именно по этой причине внушительная доля крушений происходит при посадке или в последние минуты полета. Самолет просто остается в воздухе с пустыми топливными баками. Конечно, перед вылетом транспорт проходит тщательную проверку, в том числе и на наличие достаточного объема топлива. Однако неполадки в двигателе могут привести к повышенному расходу, и как следствие преждевременному опустошению баков.

Ну, и наконец, одна из самых «безобидных» причин авиакатастроф – это погодные условия. Определение «безобидное» подобрано здесь потому, как в крушениях самолетов по этой причине сложно кого-либо обвинить. Так, в 2007 году в самарском аэропорту потерпел крушение самолет ту-134. Причиной стали неблагоприятные погодные условия и ошибка пилотов. В результате крушения погибло 6 человек. Пилоты остались живы и получили различные условные сроки.

Террористические акты занимают практически последнее место в рейтинге самых частых причин крушений самолетов. В среднем около 4% всех авиакатастроф происходит по вине террористов.

Существуют и совсем необычные причины крушений, например, попадание птиц в двигатель, столкновение с наземными или воздушными объектами и т.д. И в среднем около 30 % катастроф, связанных с воздушным транспортом, так и остаются неразгаданными.

Декомпрессия

Разгерметизация салона — тоже не слишком частое, но встречающееся явление. Если это не взрывная декомпрессия, в результате которой самолет буквально разваливается на части, то шанс выжить в авиакатастрофе довольно неплохой. Основная проблема в этом случае — гипоксия. На этот случай в салоне есть кислородные маски, которые находятся над головой пассажиров и при необходимости вываливаются автоматически. Как только они появились, следует немедленно их надеть, а не только прижать к лицу. Тем, кто сопровождает детей, стоит подавить родительские инстинкты и вначале позаботиться о себе. Да, в этом случае лучше проявить здоровый эгоизм, потому что если взрослый потеряет сознание, то помочь детям будет уже некому. Сразу же стоит приготовиться к внезапной потере высоты — согласно своим инструкциям, пилоты будут снижаться максимально быстро. В остальном, опять же, следует соблюдать спокойствие и следовать всем указаниям бортпроводников.

В этом и предыдущем случае при жесткой посадке также стоит опасаться пожара и задымления. Если это произошло, во-первых, необходимо опуститься как можно ниже и защитить дыхательные органы, во-вторых, накрыться пледом или плотной одеждой, чтобы спастись от открытого огня, и в-третьих, пробираться к любому аварийному выходу, стараясь избежать толпы и давки. Истории выживших в авиакатастрофе, случившейся в Паго-Паго в 1974 году, это легко проиллюстрируют. 97 пассажиров не смогли быстро выйти из загоревшегося лайнера, пытаясь покинуть его через переднюю дверь, в то время как четверо спасшихся счастливчиков выбрались через запасные.

Сессилия Сичан

16 августа 1989 года из аэропорта Детройта начал взлёт обычный рейс — McDonnell Douglas DC-9-82 авиакомпании Northwest Airlines. На борту находились 154 человека, среди них — 4-летняя девочка Сессилия Сичан. Вместе с ней летели её родители и шестилетний брат.

Лайнер начало раскачивать уже на взлёте, он задел левым крылом мачту освещения, часть крыла  оторвалась и загорелась. Затем самолёт наклонило вправо, и другое крыло пробило крышу конторы проката  автомобилей. Самолёт рухнул на шоссе, развалившись на куски, и загорелся. Обломки и тела жертв были разбросаны на площади более полумили.

Работавший на месте крушения пожарный Джон Тьед услышал тоненький писк и увидел среди обломков детскую ручку. 4-летняя девочка, получившая перелом черепа, перелом ноги и ключицы и ожоги третьей степени, оказалась единственной, кому удалось выжить в катастрофе. Она перенесла четыре операции по пересадке кожи, но сумела полностью восстановиться.

Сессилию воспитали её тётя и дядя. Когда девушка выросла, она сделала себе татуировку на запястье в виде самолёта, в память о том трагическом и счастливом дне.

Сессилия признаётся, что совершенно не боится летать на самолётах, руководствуясь принципом, — если это с ней один раз уже случилось, вероятность повторения такого ничтожно мала. Проще говоря, два раза в одну воронку снаряд не попадает.

Средняя часть самолета

Нахождение в середине лайнера также опасно, как и впереди, так как люди здесь находятся в непосредственной близости от двигателей, при возгорании которых возможен пожар именно в средней части боинга.

Важно! Статистика сообщает, что погибших, сидящих впереди и сидящих в середине салона, примерно одинаковое число

Выжить в авиакатастрофе имеют примерно одинаковые шансы как те, кто летел спереди, так и те, кто летел в центре лайнера. Места в середине при этом не самые комфортные, так как вид из иллюминатора неважный. Выбирая, где лучше купить билет, многие все-таки склоняются к бизнес классу.

Стоит отметить, что при возгорании двигателя выжить сложно. А какой человек думает об этом, когда покупает билет? Если же возгорания мотора аэробуса получится избежать, то выживаемость составляет 56 процентов, что на 7 процентов выше, чем при полете в передней части.

Важно! Выбирая между передними и средними местами, лучше остановить свой выбор на последних, так как в этом случае вероятность выживаемости ощутимо выше. Это означает, что выбор между удобными и безопасными местами должен отдаваться в сторону последних, именно те сиденья самые хорошие, которые менее всего подвержены повреждению при падении боинга

Это означает, что выбор между удобными и безопасными местами должен отдаваться в сторону последних, именно те сиденья самые хорошие, которые менее всего подвержены повреждению при падении боинга.

Капсула с парашютом

Два года назад киевский инженер Владимир Татаренко повесил на ютьюбе ролик «Самолет с устройством спасения». На видео обычный пассажирский лайнер вдруг начинает падать из-за возгорания в двигателе, но люди не погибают — их спасает капсула, которая катапультирует весь салон через хвостовую часть самолета и потом медленно спускает на землю на парашюте. Ролик никто не заметил: он не набрал ни одного комментария и даже десяти тысяч просмотров. Популярность резко пришла после авиакатастрофы на Синайском полуострове, в которой погибли 224 человека. В сообществе Street FX Motorsport & Graphics видео собрало более 18 миллионов просмотров.

Свою систему Татаренко запатентовал еще в 2010 году. Большую часть жизни он проработал на Киевском авиационном заводе и не раз входил в комиссии по расследованию катастроф. «Это оставляет определенный отпечаток, начинаешь задумываться: что же в проектировании самолетов идет не так, как хотелось бы? Все характеристики улучшаются, материалы более современные и прочные, некоторые системы имеют четыре степени защиты, но при аварии это ничего не дает, потому что она быстротечна. Выход один — успеть эвакуировать всех», — рассказал изобретатель.

Капсула с креслами для пассажиров и экипажа, по задумке Татаренко, должна отделяться от фюзеляжа за две-три секунды. Сначала из хвостовой части вылетает специальный парашют, который следом вытаскивает саму капсулу.

Почему эта система не используется

Во-первых, капсулу невозможно встроить в существующие модели Boeing и Airbus, которыми пользуется большинство авиакомпаний. В идеале для этой системы нужно конструировать новые самолеты, а это может занять 10–15 лет и потребовать огромных финансовых вложений. Чтобы авиаперевозчики и Международная организация гражданской авиации (ИКАО) взялись за такой масштабный проект, они должны быть уверены в надежности системы. А доказать ее сейчас невозможно.

«Американцы, например, сделали подобную отделяемую кабину на военном самолете F-111. Но вероятность спасения такими методами получалась 50 на 50, максимум — 65 из 100. Этого мало, — рассказывает генерал-майори заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. — В частности, при установке подобной системы самолет стал бы тяжелее тонн на пять — и сколько бы потребовалось тяги, энергетических запасов, чтобы все работало как надо? Исследования были закончены. И сейчас боевая авиация пошла по однозначному пути: средство спасения — катапульта».

Внедрение такой капсулы приведет к тому, что самолет, рассчитанный на 200–300 человек, сможет перевозить вполовину меньше, вдвое дороже, при этом без стопроцентной гарантии спасения пассажиров в случае катастрофы.

Можно ли выжить в авиакатастрофе?

Многие считают, что это совершенно невозможно. На высоте в 10 тысяч метров очень холодно, мало кислорода, да и приземление вряд ли будет мягким. Однако факты, а также рассказы выживших в авиакатастрофах, говорят о том, что возможность благополучного исхода есть почти всегда.

В предыдущем параграфе были перечислены наиболее многочисленные по жертвам аварии, однако существует огромное количество инцидентов, в которых количество пострадавших было минимальным или вовсе равнялось нулю. Естественно, в первую очередь все зависит от действий пилотов и экипажа вообще, но и сами пассажиры, если не создают панику и соблюдают спокойствие, в критической ситуации могут спастись.

Итак, как удается выжить в авиакатастрофе? Единой инструкции, как действовать, не существует, однако можно просто знать и соблюдать некоторые рекомендации на этапе сборов и посадки в самолет. Ну а если нештатная ситуация все-таки возникнет, тут, скорее всего, в дело вступят инстинкты, хотя будет лучше сохранить голову холодной.

Безопасные места

Вот мы и подошли к самому интересному: какие места в самолете самые безопасные? Поверь, понятие это — несколько размытое. Тут уже важен такой момент, как причина аварии.

По данным проведенного краш-теста, цена которого составила полтора миллиона долларов, самые безопасные места — в хвосте самолета. Этот вывод был сделан после того, как большой пассажирский самолет специально «потерпел крушение» на американо-мексиканской границе. Как и было задумано, пилот покинул лайнер при помощи парашюта незадолго до того, как воздушное судно рухнуло на землю на скорости 225 км/ч.

Любители путешествовать с комфортом будут удивлены: пассажирам первого и бизнес-класса не удалось бы выжить, а вот тем, кто летел бы в эконом-классе — такой шанс вполне бы предоставился.

Напрашивается вывод, что аэрофобы будут гораздо спокойнее в задней части самолета. Еще неплохой вариант — места у аварийных выходов, ведь «в случае чего» можно попробовать побыстрее выбраться наружу.

Вывод «номер два» (и он, более верный, поверь): поиск безопасных мест в самолете вызван лишь страхом полета. Ну представь, ты планировал расположиться в хвосте, но пройдя регистрацию узнаешь, что эти места уже заняты. Конец? Помнишь, как в «Любовь и голуби»: «Все! Съездил на курорт!» А ведь некоторые даже готовы отказаться от перелета, охваченные надуманными страхами.

Не стоит рисовать ужасающие картины! Намного разумнее позаботиться о своей защищенности, прислушавшись к правилам, требуемым к пассажирам самолетов. Для еще большей убедительности — немного статистики: в 70 % авиакрушений остаются живы люди, которые аккуратно соблюдали правила безопасности.

Новобрачная

Дата трагедии: 24 августа 1981 года. Рейс: Комсомольск-на-Амуре – Благовещенск самолетом Aeroloft Ан-24.Причина крушения: столкновение с другим самолетом. Судьба пассажиров: 37 погибших и один выживший.

Лариса Савицкая возвращалась из медового месяца со своим мужем Владимиром, когда пассажирский самолет, в котором они летели, столкнулся с военным самолетом Ту-16К. В результате авиакатастрофы на двух самолетах погибли 37 человек, включая ее мужа.

«В момент крушения мы сразу потеряли крышу и крылья. Были крики. Я повернулась к своему мужу и увидела, что он мертв. В тот момент я была уверена, что тоже умру».

Савицкая была найдена через три дня после крушения. Аэрофлот заплатил ей 75 рублей (тогда эквивалент 20-ти долларам), а КГБ предупредили не говорить публично о том, что произошло.

Пострадавшая получила серьезные травмы позвоночника, перелом рук, ребер, сотрясение мозга, ведь она упала с высоты более 5000 метров, но не получила инвалидности. О ней даже пускали слухи, что женщина брала участие в специальных испытаниях. Лариса нарушила молчание и поделилась правдой впервые в 2001 году.

Наездница на обломках

Стюардессе авиакомпании Jugoslovenski Aerotransport (сегодня она называется Air Serbia) Весне Вулович принадлежит мировой рекорд по выживанию в свободном падении без парашюта. Она попала в Книгу рекордов Гиннесса потому, что осталась жива после взрыва самолета DC-9 на высоте 10 160 метров.

В момент взрыва Весна работала с пассажирами. Она сразу же потеряла сознание, поэтому ни момента катастрофы, ни ее деталей не запомнила. Из-за этого у стюардессы не появилось страха полетов – все обстоятельства она воспринимала с чужих слов. Оказалось, что в момент разрушения самолета Вулович зажало между сиденьем, телом другого члена экипажа и тележкой из буфета. В таком виде обломки упали на покрытый снегом склон горы и скользили по нему до полной остановки.

Весна осталась жива, хотя и получила тяжелые травмы – сломала основание черепа, три позвонка, обе ноги и таз. В течение 10 месяцев у девушки была парализована нижняя часть тела, в целом лечение заняло почти 1,5 года.

После выздоровления Вулович пыталась вернуться на прежнюю работу, но к полетам ее не допустили и дали должность в офисе авиакомпании.

Непобедимая сила духа

Удачное приземление еще не всегда означает положительный исход. Не каждого чудом выжившего мгновенно находят благожелательно настроенные местные жители. Например, в 1971 году над Амазонкой на высоте 3 200 метров из-за пожара, вызванного попаданием молнии в крыло с топливным баком, разрушился самолет Lockheed Electra. 17-летняя немка Юлиана Копке пришла в себя в джунглях, пристегнутая к креслу. Она была ранена, но могла передвигаться.

Девушка вспомнила слова отца-биолога, который рассказывал, что даже в непроходимых джунглях всегда можно найти людей, если идти за течением воды. Юлиана пошла вдоль лесных ручьев, постепенно превращавшихся в реки. Со сломанной ключицей, пакетом конфет и палкой, которой она разгоняла на мелководье скатов, девушка через 9 дней вышла к людям. В Италии по этой истории сняли фильм «Чудеса еще случаются» (1974).

На борту, включая Копке, летело 92 человека. Впоследствии было установлено, что кроме нее падение пережили еще 14 людей. Однако в течение нескольких следующих дней все они умерли еще до того, как их нашли спасатели.

Эпизод из фильма «Чудеса еще случаются» спас жизнь Ларисе Савицкой, которая в 1981 году летела вместе с мужем из свадебного путешествия рейсом Комсомольск-на-Амуре – Благовещенск. На высоте 5 200 метров пассажирский Ан-24 столкнулся с бомбардировщиком Ту-16К.

Лариса с мужем сидела в хвосте самолета. Фюзеляж разломился прямо перед ее креслом, и девушку отбросило в проход. В этот момент она вспомнила фильм о Юлиане Копке, которая при крушении добралась до кресла, вжалась в него и выжила. Савицкая сделала то же самое. Часть корпуса самолета, в котором осталась девушка, упала на смягчившую удар березовую рощу. В падении она находилась около 8 минут. Лариса оказалась единственной выжившей, она получила серьезные травмы, но осталась в сознании и сохранила способность самостоятельно передвигаться.

Фамилия Савицкой два раза вписана в российский вариант Книги рекордов Гиннеса. Она значится человеком, выжившим после падения с наибольшей высоты. Второй рекорд скорее печальный – Лариса стала той, кто получил минимальную компенсацию физического ущерба. Ей выплатили всего 75 рублей – именно столько по нормам Госстраха тогда полагалось выжившим в авиакатастрофе.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий