Морской и речной транспорт
2,3 несчастных случая на 1 млн. пассажиров В эту категорию входят как международные суда, так и внутренние речные перевозчики. Всего за 2021 год во время морских и речных путешествий произошло 62 происшествия, которые трагически закончились для пяти человек. В целом по статистике НСС на каждый перевезенный миллион пассажиров приходится по 2,3 несчастных случая.
Пассажирам на морских и речных судах угрожает не только стихия водная, но и огненная. Одна из частых причин транспортных происшествий – внезапно вспыхнувший пожар на борту судна, вызванный, как правило, неисправностью электропроводки. Это не удивительно, учитывая, что внутренний флот России находится в плачевном состоянии, и почти треть судов отпраздновала 40-летие эксплуатации.
Виды транспорта
Почему так необходим рейтинг безопасности транспортных средств? Чтобы можно было точнее и четче прорабатывать логистику перевозок. Ведь на безопасном транспорте осуществлять перевозки рентабельнее и спокойнее.
Специалисты делят на 2 группы транспорт:
По сфере обслуживания:
- Общественные варианты
- Спецназначения
- Личный
По среде использования:
- Наземный – к нему относят колесные варианты и рельсовые
- Подземный – метрополитен
- Воздушный
- Космический
- Водный и подводный
- Трубопроводный
Пассажиры, садящиеся в самолет, нередко вздрагивают при мысли о взлете и посадке. Однако официальная статистика однозначна – воздушные лайнеры достаточно безопасны с точки зрения передвижения.
За подсчеты берут количество жертв на 100 млн миль. По результатам таких подсчетов коэффициент смертности в авиакатастрофах равен 0,6 человек. Погибнуть в авиакатастрофе можно в 1 случае на 8 млн. Если сравнивать с другими вариантами, традиционно считающимися более безопасными, то такая цифра и вовсе окажется смешной. Так, при ДТП с мопедами и мотоциклами статистика составляет 125 смертей на 1,5 млрд км. Велосипедисты гибнут на дорогах в немалых количествах – 35 смертей на 1,5 млрд км пути. Даже в метро погибает больше человек, чем на воздушном транспорте – 25 случаев на 1,5 млрд км.
Чем обеспечивается безопасность лайнера
Надежность самолетов, как отмечают специалисты, обеспечивается определенным рядом факторов. В первую очередь, каждый самолет перед полетом проходит целый комплекс серьезнейших испытаний. Причем его осматривают как техники, так и капитан судна, который должен быть лично уверен в отличном состоянии принимаемого им к полету лайнера.
Во вторую очередь, это работа систем безопасности. На сегодняшний день в самолетах устанавливают передовые системы, да еще и в количестве нескольких штук, которые могут дублировать друг друга. Соответственно, если что-то произойдет с одной из них, другая сможет ее продублировать. Самолет может летать и садиться даже с одним неисправным двигателем.
В-третьих, регулярно меняются тактики посадки. Раньше пилоты практиковали посадку самолета мягко, сейчас же советуют делать грубо, за счет чего улучшается сцепление шасси с ВПП.
Самые надежные авиакомпании России
В рейтинге надежности, составленном немецким «Jacdec», присутствует только одна российская авиакомпания – «Аэрофлот», который занимает 37-ую строчку из 60-ти. Однако это совсем не значит, что в нашей стране больше нет достойных авиаперевозчиков, способных гарантировать пассажирам безопасный и комфортный полет.
По статистике, у многих авиакомпаний России индекс безопасности не выходит за пределы установленных норм. В авиарейтинге, разработанном Европейским агентством по авиационной безопасности «EASA», самые надежные авиакомпании России также располагаются в порядке по рассчитанным индексам безопасности. Индекс, стремящийся к единице, говорит о низком уровне доверия к авиаперевозчику. И, наоборот, чем ближе этот показатель к нулю, тем безопаснее считаются полеты. В соответствии с рейтингом «EASA», на высоких позициях находятся следующие российские авиакомпании:
- «Уральские авиалинии» — за последние 25 лет серьезных происшествий с участием самолетов этого авиаперевозчика зарегистрировано не было.
- «S7 Airlines» (ранее известная как «Сибирь») – в начале нулевых случилось сразу три крупных авиакатастрофы, унесших в общей сложности больше трехсот человек. Однако сейчас качество осуществления авиаперелетов, и состояние самолетов соответствуют всем международным стандартам, и не вызывает опасений.
- «Аэрофлот» — самая крупная российская авиакомпания, на протяжении многих лет удерживающая первое место по годовому пассажирообороту и размеру воздушного флота. Несмотря на то, что из бюджета выделяется достаточно много средств на регулярное и своевременное обновление парка самолетов, этот перевозчик опустился на несколько позиций вниз среди самых надежных авиакомпаний России по причине многочисленных катастроф и несчастных случаев, случившихся в конце 1990-х – начале 2000-х годов.
- «Ютейр» — набирает все большую популярность среди пассажиров, и имеет в своем распоряжении множество новых воздушных машин в хорошем состоянии. За последнее время не зарегистрировано ни одного случая катастроф с пассажирскими самолетами. Инциденты случались только с вертолетами.
При расчете индекса безопасности кроме несчастных и аварийных случаев учитываются также возраст и состояние самолетов, правильность ведения необходимой документации, пунктуальность авиакомпании (количество задержанных рейсов) и другие параметры.
Статистика безопасности видов транспорта в России
Как показывает практика, внутренние исследования конкретной страны могут давать данные, которые отличаются от международных. Так, самый безопасный вид транспорта в России – поезд. По официальной статистике Госкомстата за 2017 год — 0 погибших из числа тех, кто ехал в поезде, хотя при этом 1626 сбитых поездом пешеходов насмерть. Получается, что передвижение по железной дороге внутри состава ничем не угрожает. Чего нельзя сказать о тех, кто любит прогулки по путям. Наиболее притягательными такие места являются для подростков.
Кроме смертей по собственной неосторожности, случались и те, которые последовали за авариями
Наиболее распространенные причины катастроф на железной дороге:
Наиболее распространенные причины катастроф на железной дороге:
- схождение состава с путей;
- пренебрежение техникой безопасности;
- столкновение составов;
- наезд движущихся вагонов на утерянные запчасти локомотива.
К сожалению, далеко не все поезда в хорошем техническом состоянии. Даже кропотливая робота инженеров не может компенсировать изношенность деталей. На данный момент в Российской Федерации запущен проект, нацеленный на улучшение безопасности такой отрасли, как железнодорожный транспорт.
Самолет
К сожалению, статистика смертности пассажиров самолета не так радует, как на железной дороге. Россия входит в тройку так называемых лидеров по количеству погибших вследствие крушений воздушных суден. Кроме того, в это число входят так же США и Канада. За период в 30 лет разбилось 307 отечественных авиалайнеров, на борту которых скончалась 7061 жертва.
Аварии в небе никогда не случаются только из-за одной определенной причины.
Для того чтобы полностью утратить управление самолетом, нужно стечение ряда обстоятельств:
- ошибка человека;
- внешние погодные условия;
- отказ техники.
Достаточно непредсказуемые последствия может вызвать просчет диспетчера, ведь в воздушном пространстве, как и на дорогах, существуют четкие маршруты. Неблагоприятными для полетов также признаны осадки, туман, ветер. Но наиболее опасна неисправность авиалайнера. Хоть инженеры предусматривают аварийные ситуации и на этот случай разрабатывают запасные системы управления, стечение всех трех факторов крайне рискованно.
Автобус
Передвижение на автобусах подразумевает, что человек всецело доверяет собственную жизнь водителю. Если говорить об общей аварийной статистике на дорогах, в которую входят все виды наземного транспорта, то она говорит об 194 тысячах пострадавших и 17,2 тысячах жертв со смертельным исходом за 2017 год. Такое высокое число связано с человеческим фактором и неисправностью транспортных средств.
В последнее время возросло число катастроф с участием пассажирских автобусов. Несколько раз в месяц случаются серьезные происшествия, иногда с летальным исходом. По статистике именно в летнее время подобные случаи учащаются и снижаются ближе к зиме. Около 5 тысяч аварий случились при участии автобусов, погибло 290 человек и 7700 получили ранения. В 2016 году такой показатель был несколько ниже и насчитывал 214 смертей. Из-за тенденции роста негативного коэффициента ситуацию прокомментировал начальник ГИБДД Михаил Черников и обещал взять ситуацию под собственный контроль.
Автомобиль
В 2013 году в России была принята программа по сокращению автомобильных аварий в три раза. Из бюджета было выделено 35 млрд. рублей для проведения необходимых мероприятий. Но на сегодняшний день решить проблему не удалось. Состоянием на 2017 год произошло 153 тысячи серьезных дорожно-транспортных происшествий. Из-за этого 194,3 тысячи человек получили телесные повреждения и 17 185 погибли. Несмотря на такие устрашающие характеристики, все-таки они немного снизились относительно 2015 и 2016 годов.
Причинами ДТП на дорогах чаще всего становятся:
- вождение в нетрезвом виде;
- неисправность транспортного средства;
- незнание или невыполнение правил дорожного движения;
- превышение скорости;
- несоблюдение дистанции;
- невнимательное вождение;
- несоблюдение норм обгона.
Для сокращения числа аварий каждый водитель обязан ответственно относится к вождению, так как от него зависит не только собственная жизнь, а и других людей.
Что представляет собой рейтинг надежности и как он составляется
Составлением списков безопасных и надежных авиакомпаний мира занимаются крупнейшие статистические агентства
При этом используются методы изучения данных о полетах за определенный период у конкретных авиаперевозчиков, а также принимаются во внимание отзывы пассажиров
Самые известные и авторитетные рейтинги были разработаны немецким исследовательским бюро «Jacdec» и Европейским агентством по безопасности полетов «EASA». Многие крупные международные компании, имеющие отношение к авиации, тоже проводят анализ данных о надежности перелетов.
Статистика подводится по количеству полетов за последние 30 лет. Недавно случившаяся авиакатастрофа отбрасывает авиакомпанию на много позиций назад, а давние случаи происшествий имеют уже не такое большое значение.
Основными параметрами для анализа являются:
- число пассажиров, обратившиеся к слугам авиакомпании;
- количество человеческих жертв в результате катастроф;
- число авиалайнеров, потерпевших крушение или пропавших без вести;
- чрезвычайные случаи и происшествия, случившиеся во время полета;
- качество расследования авиационных катастроф представителями государственной службы – владельцами авиапредприятия.
Авиакомпании России и мира, в зависимости от уровня практичности и безопасности, располагаются в порядке соответственно подсчитанным коэффициентам и индексам, которые имеют различный удельный вес в общем числе происшествий и других значимых показателей.
Авиаперевозчик занимает высокое место в рейтинге самых надежных авиакомпаний мира, если в течение длительного периода времени перелеты на его авиалайнерах обходились без инцидентов. Главный показатель в рейтинге надежности – индекс безопасности: чем он меньше, тем больше оснований доверять конкретному перевозчику. Поэтому стоит узнать заранее о качестве и деятельности фирмы, лайнером которой вы воспользуетесь для воздушного путешествия. Изучим наиболее известные компании, выделяющиеся особенно высоким качеством и безопасностью обслуживания клиентов.
Общая статистика
Существует множество международных организаций, занимающихся исследованиями, посвященными безопасности транспортных средств. Сфера гражданской авиации контролируется международной организацией, под названием «ICAO». Согласно результатам исследований этого агентства, на один миллион рейсов приходится всего одна авария, которая далеко не всегда оканчивается летальным исходом. Такими результатами не может похвастаться ни один другой вид транспортного средства. Несмотря на данные статистики, многие пассажиры испытывают настоящий страх перед полетом.
Массовые случаи аэрофобии объясняются шумихой, которую активно развивают средства массовой информации. Именно СМИ создают негативную репутацию данным транспортным средствам. Согласно научным данным, вероятность попасть в воздушную катастрофу равна 1 к восьми миллионам. Из этого можно сделать вывод, что путешественники могут всю жизнь пролетать на самолетах, так и не попав ни в одно происшествие.
Многих туристов интересует вопрос о том, почему самолет безопаснее поезда. Согласно официальным данным, уровень смертности в результате железнодорожных аварий составляет около 0,9 процентов пассажиров на сто миллионов километров. В случае с самолетами данный показатель равен 0,6. Самым опасным пассажирским транспортом являются мотоциклы и автомобили, однако большинство людей не боятся использовать данные транспортные средства.
Миф о том, что при авиакатастрофе нет шансов выжить, имеет мало общего с реальностью
Результаты исследований, посвященных авиакатастрофам
Многие печатные издания уверяют своих читателей, что выжить в авиакатастрофе практически невозможно. Это мнение является ошибочным и противоречит официальной статистике. Большинство средств массовой информации пытаются осветить именно те аварии, где погибло много человек. Небольшие транспортные происшествия редко заслуживают внимания от общественности.
Американские ученые проанализировали более пяти сотен катастроф. Согласно собранной им статистике, количество погибших пассажиров составило около пяти процентов от общего количества людей, воспользовавшихся этими рейсами. Статистика свидетельствует о том, что из пятидесяти трех с половиной тысяч людей, попавших в авиакатастрофу, выжило более пятидесяти одной тысячи человек.
Ученые детально проанализировали двадцать шесть случаев падений самолетов, при которых конструкция разрушалась или происходило возгорание горючей смеси. Согласно результатам этого исследования, в таких катастрофах выживало около пятидесяти процентов человек, участвующих в полете. Некоторые пилоты, в случае возникновения аварийной ситуации, стараются посадить лайнер на воду. В качестве примера можно привести посадку «Аэробуса А320» на реку Гудзон. В этой аварии выжили все пассажиры.
Согласно официальным данным, уровень смертности пассажиров воздушного транспорта равен 0,0003 человека на сто миллионов миль. Следует отметить, что у наземного транспорта более высокие показатели смертности. В качестве примера можно привести статистику за две тысячи двенадцатый год. На протяжении данного временного отрезка было совершенно двадцать шесть с половиной миллионов воздушных рейсов. За этот же отрезок времени произошло всего шесть воздушных аварий, часть из которых окончилась смертью пассажиров.
Несмотря на все вышесказанное, более восьмидесяти процентов людей, живущих на нашей планете, испытывают сильный страх перед полетами. Около пяти процентов от этой части людей предпочитают отказываться от воздушного транспорта в пользу других средств передвижения
Важно понимать, что авиакатастрофа не является случайностью. Чаще всего, ее развитию предшествует ряд различных факторов
Самолет держится в небе точно так же, как и автомобиль на дороге, поэтому он не может упасть просто так. Тем людям, что боятся отправиться в свое первое авиапутешествие, рекомендуется ознакомиться со следующей информацией:
- Рейсы гражданской авиации отправляются в небо и приземляются каждые три секунды.
- Увеличение риска смертности до 0,01 процента стало бы причиной того, что в день разбивалось бы не менее десяти лайнеров.
- Перед каждым взлетом, транспортное средство проходит полный технический осмотр.
- Шанс умереть под колесами автомобиля стоя на тротуаре, значительно выше шансов стать участником воздушной аварии.
- Крупнорогатый скот убивает значительно больше людей, чем гибнет в авиакатастрофах.
Частные самолёты менее безопасны, чем коммерческие
Выбор места в самолете
Итак, как я уже говорил, самые лучшие места — они индивидуальны. И вы должны определиться с таковым. Часто подобные вопросы задают до своего первого полета. Я тоже перелопатил тогда весь Интернет ради информации о том, какое место выбрать. Потом, со временем, вы найдете свой идеальный вариант, на котором будете чувствовать себя комфортно, и станете, в дальнейшем, стараться занять место в самолете под себя. А пока что, разберем наиболее частые потребности при выборе мест.
Шарклеты с логотипом Туркиш Эйрланс немного скрашивают облачное небо под нами
Самые безопасные места в самолете
Вообще, понятие безопасные или опасные места в самолете достаточно размытое. Это с какой стороны смотреть. Ведь нужно понимать, что выжить в упавшем самолете с высоты, нет никаких шансов, где бы не сидел пассажир. Но наибольшее количество аварий происходит, зачастую, при выполнении взлета \ посадки, в следствии ошибок пилотов или сотрудников аэропорта, по причине плохого покрытия и состояния взлетно-посадочной полосы или других факторов. В таком случае, можно спастись. Но вновь, как можно сказать, где будет безопаснее? Ведь самолет может врезаться носом в ограждение, а может зацепить деревья хвостом. Может взорваться двигатель, а может заблокироваться шасси.
Я рассказываю это не для того, чтобы вас напугать. А просто что бы показать, наиболее безопасного места нет. Однако, вы можете выбрать место около аварийного выхода. Это, в большинстве случаев, все же безопаснее. Но главное, это все же ваша психологическая убежденность к тому, что там наиболее безопасное место в самолете. О том, какое место будет возле аварийного выхода в том или ином самолете, вы можете узнать из схем расположения мест, о которых поговорим ниже.
Самые удобные места в самолете
Самыми хорошими и удобными местами обычно считают места в первом ряду. Там перед вами не будет других пассажиров, а значит — вы сможете удобно вытянуть ноги, от чего они будут меньше затекать. Особенно актуально для людей с моим ростом (а это 189 сантиметров). Хотя, признаться, за два часа на средних рядах не сильно страдаешь. Кроме того, в этой части самолете не так сильно трясет при попадании в зону турбулентности и ближе к стюардессам. А вот в туалет ходить достаточно далеко. И будьте готовы к тому, что рядом будут груднички и маленькие дети, потому что обычно для них предназначены подобные места. Не каждого обрадует такое соседство.
Поиск хороших мест в самолете
Места с детьми и для младенцев в самолетах
Дети должны летать либо пристегнутыми специальными ремнями к родителям (младенцы), либо на отдельном сидении (дети старше определенного возраста, в зависимости от правил авиакомпании). Специальных мест для подобных пассажиров не предусмотрено, тем более, зачастую, грудничков вообще возят бесплатно. В другой стороны, рекомендуется покупать самый первый ряд. Там больше места, иногда встречаются специальные места для кормления ваших детей смесями. Кроме того, там они будут мешать меньшему количеству людей, в то время как на них не будет откидываться спинка кресла впереди сидящего.
Места в хвосте самолета
Так как при падении с большой высоты, самолет падает носом вперед, то разрешения меньше всего захватывают хвостовую часть. Это стало причиной размещения «чёрного ящика» именно в хвостовой части самолета, и это же послужило мнению, что здесь самые безопасные места. Как я уже говорил, это скорее психология самовнушения, но и здесь есть свои плюсы: как правило, на не сильно популярных рейсах, здесь гораздо меньше пассажиров, которые будут вам мешать. То же касается и пассажиров с детьми — их, тут, как правило, не встретишь, если это не чартер куда-то в места массового русского туризма в высоких сезон.
Спальные места в самолете
Спальные места встречаются в первом классе на рейсах таких компаний, как, к примеру, Эмиратс на длительных рейсах. Не встречал, и видел только на картинках, да и фото других путешественников. Как то, даже, не интересно.
Стоячие места в самолете
Фантастика, растиражированная желтой прессой Естественно, нормы безопасности запрещают подобный бред, и он не имеет под собой оснований. Но желтой прессе нужно как-то пиариться, как и неудачным Интернет-проектам, поэтому, они, время от времени выдают подобные перлы, что, якобы, скоро появятся стоячие места.
Плохие места в самолете
На мой взгляд, самые худшие — это места в хвосте возле туалета, прямо над крылом, откуда ничего не видно, и конечно же места в ряду перед аварийным выходом, у которого не откидываются кресла.
Статистика падений самолетов по авиакомпаниям
У каких же авиакомпаний произошло наибольшее количество происшествий? Чтобы ответить на данный вопрос нужно составить рейтинг авиакомпаний по количеству падений самолетов.
Turkish Airlines
Самый массовый и популярный (особенно среди российских туристов) авиаперевозчик не сталкивался с авиа происшествиями с семидесятых годов прошлого века, но серия небольших инцидентов, а также катастрофа 2009 года близ голландского аэропорта Схипхол, которая унесла девять человеческих жизней, значительно подпортили репутацию авиакомпании.
China Airlines
Тайваньская авиакомпания, считается одной из самых небезопасных в Азии.
За последние тридцать лет в катастрофах, произошедших с самолетами этого авиа перевозчика, погибло около 755 человек, что дает основания подозревать эту компанию в непрофессиональном подходе к вопросу безопасности своих клиентов.
Korean Airlines
Крупнейший авиа перевозчик в Южной Кореи потратил более миллиарда долларов США на различные системы удобств для пассажиров. Суда этой компании постоянно попадают в какие-либо небольшие происшествия, к счастью, пока без жертв. Последний трагический случай произошел в далеком 1997 году.
Saudi Arabian Airlines
Главный авиаперевозчик Саудовской Аравии. С двухтысячного года носит репутацию не очень безопасной компании, с самолетами данного перевозчика часто случаются различные инциденты, хотя в них и погиб всего лишь один человек( при давке, возникшей во время эвакуации) частота различных происшествий с участием авиа судов этой компании весьма настораживает.
Skywest Airlines
Известная американская авиакомпания, специализируется на местных перевозках. После 1990х годов,нанесших серьезный удар по репутации компании отметилась только катастрофой 2008 года в Сан-Антонио. К счастью, обошлось без жертв,однако репутации перевозчика был нанесен серьезный удар.
South African Airways
Крупнейшая авиакомпания ЮАР, специализируется на внутренних и международных рейсах. Репутация компании была испорчена благодаря неудавшемуся террористу из Зимбабве, который захватил самолет, принадлежавший этому авиаперевозчику в 2006 году. В результате инцидента никто не пострадал и хотя ответственность лежит на службе безопасности аэропорта-это не спасло репутацию перевозчика от серьезного удара.
Падение самолетов аэрофлота
В нашей стране зарегистрировано несколько десятков авиакомпаний. Для определения их надежности и безопасности ту или иную компанию оценивают по различным критериям, одним из которых является техническая безопасноть самолетов. Европейское агентство по авиабезопасности составило рейтинг самых надежных авиаперевозчиков в список которых вошла и отечественная компания «Аэрофлот».
Компания была основана в 1923 году. После распада СССР от неё отделилось множество мелких перевозчиков. В 1992 году было создано АО «Аэрофлот- российские международные авиалинии», что положило начало современной истории авиакомпании. На сегодняшней день «Аэрофлот» является крупнейшим авиаперевозчиком России. За период с 1992 по настоящее время произошло 4 авиакатострофы, которые унесли жизни людей. Так же имеется информация о еще 5 авариях, которые, к счастью, обошлись без жертв.
Самой известной катастрофой, которая произошла за всю историю авиакомпании, является трагедия под Междуреченском. Весной 94го года потерпел крушение пассажирский самолет, следовавший рейсом Москва-Гонконг. В ходе расследования выяснилось, что катастрофа произошла по вине командира воздушного судна. Мужчина посадил за штурвал своего пятнадцатилетнего сына. Эта катастрофа унесла жизни 75 человек.
Как сильно влияет сдвиг ветра на полет
Сдвиг ветра – резкое изменение движения и (или) скорости воздуха на маленьком расстоянии в атмосфере. Это важный фактор, влияющий на летательный аппарат во время взлета и посадки. Относится он не только к самолетам, но и к другим видам летальных аппаратов.
Сдвиг ветра встречается в самых низких слоях атмосферы (до ста метров в высоту). Современные самолеты имеют большую массу, что делает их более инертными. Высокая инерция не позволяет самолету быстро изменять свою скорость. Сохранение самолетом этой скорости при перелете через разные уровни ветра приводит к изменению скорости в воздухе. Из-за этого самолет идет по траектории ниже предполагаемой, что делает посадку опасной.
Критерии опасности самолётов
Критерии, по которым он составлялся, — те же, что и в рейтинге безопасных самолетов — количество катастроф, унесших человеческие жизни (без учета терактов). Также учитывались массовость модели, сроки использования и общее время налета.
9место — McDonnell-Douglas DC-10
«Смертельный крейсер 10» — такое прозвище получил широкофюзеляжный лайнер McDonell Douglas DC-10 за большое число аварий, произошедших именно по техническим причинам. По подсчетам 1 авария приходится на 3 миллиона летных часов. Всего было потеряно 33 самолета (одиннадцатая часть всех выпущенных лайнеров этого типа). Это худший показатель для своего класса.
8 место — McDonnell-Douglas MD-80
Одна авария на 2,3 миллиона лётных часов, такой показатель у ближнемагистрального реактивного самолета McDonnell-Douglas MD-80. Он был разработан в США еще в 70-е годы прошлого столетия, а производство было прекращено в 1999 году. Несмотря на это, его до сих пор используют некоторые авиакомпании.
7 место — Boeing 727
На седьмом месте — еще один ветеран авиаперевозок Boeing 727. Долгое время это был самым массовый лайнер в мире. Было выпущено более 1800 самолетов. Производство прекратилось в 1984 году, а на смену пришли более совершенные модели Боингов. По подсчетам, на 2,3 миллиона часов налёта Boeing 727 приходится 1 катастрофа. В общей сложности результате 118 происшествий погибли более четырех тысячи человек.
6 место — Ту-134
В число самых опасных попал советский Ту-134, разработанный в начале 60-х годов 20 века. Он стал одним из самых массовых самолетов, собиравшихся в СССР. Производство было остановлено в конце прошлого века, а в эксплуатации эту модель теперь можно встретить разве что в некоторых странах Средней Азии и Ближнего Востока. 1 авиакатастрофа на миллион летных часов — этот показатель обеспечил детищу советских конструкторов шестое место в рейтинге.
5 место — McDonnell-Douglas DC-9
И снова разработка американской авиастроительной компании «McDonnell-Douglas». На пятом месте — модель DC-9. Показатель аварийности американского самолета практически такой же, что у Ту-134: одна авария на миллион часов налета.
За 41 год производства было выпущено почти 2,5 тысячи машин, из них более 100 были потеряны в серьезных авиапроисшествиях. В 1987 производство самолета было остановлено.
4 место — Airbus A310
В антирейтинг с показателем «1 авария на миллион часов» попал и Аэробус. Речь идет о самом маленьком широкофюзеляжном самолете в мире Airbus A310. Лайнер уже давно не используется европейскими и российскими перевозчиками. Последние самолеты в рабочем состоянии иногда встречаются в странах третьего мира.
3 место — Ту-154
С аналогичным результатом на третьем месте расположился еще один советский самолет Ту-154. Один из самых быстрых серийных пассажирских лайнеров выпускался с 1971 года. В настоящее время Россия отказалась от использования данного планера.
2 место — ИЛ-76
ИЛ-76 — тяжелый военно-транспортный самолет, пассажиров на регулярных рейсах он не перевозит. Что, впрочем, не помешало ему попасть на вторую строчку антирейтинга с показателем 1 авиакатастрофа на 550 летных часов. За время эксплуатации было потеряно более 70 машин. Впрочем, он выпускается и по сей день и используется в постсоветских странах.
1 место — Boeing 737
Звание «самого опасного самолета в мире» получил Boeing 737. Первые модификации распространенного самолета не отличались безопасностью. Как итог — 1 авария на 507 тысяч часов налета. Конечно, в настоящее время они почти не используются, но некоторые старые версии можно встретить в составе авиакомпаний бедных стран. Всего за годы эксплуатации было выпущено 517 самолетов.
Ошибка персонала
Надо понимать, что под ошибкой персонала подразумевается не только неверный шаг пилотов во время полета, но и непрофессиональная работа специалистов по обслуживанию и эксплуатации, техников, диспетчеров, операторов. Ведь предсказать действия человека невозможно, а полет – сложная последовательность технических процессов, которая требует строгого контроля.
Большинство авиакатастроф приходится именно из-за человеческого фактора, об этом говорит официальная статистика. Однако технологии стремительно идут вперед. С каждым годом авиаинженеры разрабатывают новые автоматические системы, проектируют самолеты новых поколений, что сводит роль человека в полете к минимуму.
Какой транспорт безопаснее: самолет или поезд?
Несмотря на заблуждение многих, на первом месте среди безопасного транспорта находится самолет. Смертность очень невысока. Возможно это связано с большей скоростью движения чем у поезда. Соответственно получается, что самолет эти 160 мл километров пролетает гораздо быстрее, чем поезд. Поэтому и статистика смертности ниже. В принципе смертность напрямую зависит от скорости транспорта. В среднем на 100 мл миль при перемещении поезда погибает 0,9 человек, а в самолете только 0,6. То есть, смертность в поездах превышает смертности в самолетах в полтора раза.
Какой транспорт безопаснее: самолет или поезд?
Водный пассажирский транспорт
По опросам социальных организаций, половина людей считает водный транспорт опасным для передвижения. Такое мнение не оправдано статистикой. Морские и речные судна занимают второе место по безопасности в России. Особенностью такого вида путешествия заключается в том, что львиная доля пассажиров погибает именно из-за человеческого фактора.
Сегодня корабли обустроены спасательными шлюпками, которых достаточно для всех находящихся на корабле. Еще одна характерная черта водных суден – высокая скорость. Часть пассажиров не тонут, как считают многие, а погибают от сильного толчка с препятствием.
Самой крупной водной аварией в Российской Федерации за последние годы считается крушение корабля «Булгария» 10 июля 2011 года. Происшествие случилось в Куйбышевском водохранилище, республика Татарстан, и повлекло за собой 122 смерти.
Плюсы
Какие же плюсы имеет воздушный транспорт? Почему именно самолётами и вертолётами чаще всего пользуются в мире для перевоза людей и грузов? А всё потому, что:
- Быстро. Обычный гражданский самолёт развивает скорость 600-800 км/ч, что позволяет в быстрые сроки улететь из города или страны. Также скорость и быстрота важны, когда необходимо срочно отправить груз (к примеру, это могут быть редкие лекарства или скоропортящиеся продукты).
- Надёжно. Если отправлять какой-либо груз самолётом и вертолётом, то риск повреждения практически минимален, так как товар просто летит в воздухе и не трясётся на дорожных кочках. В воздухе ценный груз не могут украсть. Конечно, существует небольшая опасность повреждения или кражи, но это больше связано с наземными сложностями — к примеру, груз могут неаккуратно погрузить и т.д.
- Безопасно. Воздушный транспорт признан самым безопасным, несмотря на процент авиакатастроф. Гораздо чаще на земле случаются различные ДТП, в которых гибнет большее количество людей, чем в авиакатастрофах.
- Комфортно. На борту пассажиров обслуживают бортпроводники, которые всегда готовы прийти на помощь. Они же обеспечивают безопасность пассажиров, объясняя им, как правильно себя вести в случае ЧП.
- Можно добраться куда угодно. При путешествиях по воздуху не существует географических препятствий, ведь можно добраться даже в самые отдалённые уголки планеты. Конечно, если лететь гражданскими авиалиниями, то придётся совершить большое количество пересадок и даже арендовать частный самолёт, чтобы добраться туда, куда не летают обычные рейсы. Но факт остаётся фактом — для самолётов не существует преград.
- Возможность лететь с домашним питомцем. Если не получается оставить животное дома и приходится лететь в путешествие с ним (или такое может случиться при переезде в другую страну или город на постоянное место жительства), то лучше всего воспользоваться самолётом, так как во многих поездах запрещено проезжать с животными. Конечно, в некоторых поездах РЖД есть специальные вагоны для пассажиров с животными, но в таких поездах не всегда чисто, ведь там одновременно едут несколько котов, собак, попугаев и т.д. А если лететь самолётом, то питомец гораздо легче перенесёт несколько часов в клетке. Правда для перевоза потребуется предъявить различные справки о здоровье и безопасности животного.
Пятое место — Boeing 737 NG
Пятое место также отходит Боингу. Создание самолета началось в 80-х годах. На сегодняшний день произведено более 4500 самолетов этой модели. По своей массовости самолет соперничает с Airbus A320, своим прямым конкурентом. Машина вобрала в себя все современные технологии, существующие в области авиастроения. С самого начала производства создатели самолета находились в постоянном диалоге со своими потенциальными клиентами.
Boeing 737 NG — третье поколение в модельном ряду 737. Машина получила увеличенное крыло (площадь выросла на 25 процентов), размах которого увеличился на 4.9 метра. Топливный запас был увеличен на треть. Новые двигатели, установленные на лайнере, стали создавать меньше шума, при этом работают они гораздо экономичнее. Дальность полета самолета возросла на 1800 километров. Вместимость самолета — до 210 человек. Обычно он используется на небольших и средних маршрутах.
За несколько десятков лет с самолетами этой серии произошло всего три крупных авиакатастрофы. В них погибло 277 человек.