Будем летать
Петрозаводский аэропорт в 2011 году не прекратил свое существование. Виновные были наказаны, по некоторым пунктам обвинения до сих пор продолжается следствие. С момента падения самолета в аэропорту сменились пять (!) директоров. Последний заступил на службу всего несколько месяцев назад. Сегодня в Бесовце идут масштабные работы по реконструкции, которые начались еще в сентябре прошлого года.
Проект в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России до 2020 года» должен преобразить аэропорт до неузнаваемости. Там «перезаливают» рулежную дорожку для самолетов, заново строят перрон и места для стоянки лайнеров, меняют водосточно-дренажную систему. Полностью заменят электроснабжение и построят аварийно-спасательную станцию. К безопасности относятся очень щепетильно.
В прошлом году строители успели уложить 26 тысяч квадратных метров бетона и проложить новую линию электропередачи. Сейчас на поле снова можно увидеть десяток экскаваторов. В скором времени начнется строительство современного аэровокзала. После реконструкции в «Петрозаводске» смогут садиться и стоять самолеты класса С вроде «Боинг-737». Воздушные ворота смогут принять 140 пассажиров в час и полмиллиона пассажиров в год. На все это предусмотрено около 800 миллионов рублей с учетом средств федерального бюджета и инвестиций.
Куда можно будет летать из Бесовца? Например, в Москву, в Симферополь и в Хельсинки. В период отпусков планируется организовать вообще три-четыре направления для отдыхающих. Помимо Крыма это может быть русский юг — Адлер или Сочи. В перспективе — налаженное постоянное сообщение с городами России и Европы.
В июне глава Карелии призвал людей, ответственных за реконструкцию, ускорить строительные работы. Аэропорт должен получить сертификат на деятельность вовремя и по всем правилам.
Падение самолета в Куйбышеве
Самолет при выполнении промежуточной посадки в аэропорту Курумоч снизился на большой скорости, из-за чего шасси сломались о взлетно-посадочную полосу, судно проскользило по земле, переломилось надвое, и начался пожар. Погибло 70 человек.
Причиной трагедии стал спор между командиром самолета и остальными членами экипажа на предмет того, сможет ли первый посадить судно вслепую. Александр Клюев, командир корабля, ограничил себе видимость шторкой на окне кабины пилотов и в таком положении приступил к снижению. Второй пилот летел без шторки, однако не предупредил коллегу о возможной опасности и не высказал предложения о заходе корабля на второй круг.
После падения он активно помогал пассажирам выбраться из охваченной пламенем машины и умер от сердечного приступа на пути в больницу. Александру Клюеву впоследствии было предъявлено обвинение. Он был осужден на 15 лет, из которых провел в заключение шесть лет и вышел на свободу после пересмотра дела. Так халатность и азарт на рабочем месте привели к гибели большого количества людей.
Катастрофа ТУ-134 в Куйбышеве
Кабина Ту-134
Похожее
Ан-24 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История
Ил-96 Скорость. Размеры. Вместимость. История. Грузоподъемность
Ту-154 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. Расход топлива. История
Як-40 Двигатель. Размеры. Вместимость. Дальность полета. Практический потолок. История
Ил-62 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История
Ту-144 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История
Ил-18 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История
Ил-14 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Ан-2 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Ан-148 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Вместимость. Расход топлива
Ан-14 Пчёлка Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность
Ту-114 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность
Як-42 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета
Ил-114 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок
Ан-3 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок
Як-12 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность
Ту-334 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета
Як-52 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок
Ту-204 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. Расход топлива. Цена
Ту-104 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Су-29 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История
Ил-86 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок
Ту-134 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета
Су-31 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Грузоподъемность
Ту-124 Скорость. Размеры. Вместимость. Вес. История. Дальность полета
Ан-10 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность
Ан-140 Скорость. Стоимость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История
Бе-30 / Бе-32К Двигатель. Скорость. Размеры. Дальность полета. Практический потолок
Ан-38 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета
Бe-103 Скорость. Стоимость. Размеры. Вес. История. Вместимость
Ил-103 Двигатель. Размеры. Вместимость. Грузоподъемность. Дальность полета. Практический потолок
Су-26 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок
Як-58 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
АНТ-20 Максим Горький Скорость. История. Двигатель. Размеры. Дальность полета
ЛК-1 (НИАИ-1 Фанера-2) История. Размеры. Двигатель. Дальность полета
МиГ-8 Утка Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Ту-110 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История
Авиатика-МАИ-890 Двигатель. Размеры. Скорость. Дальность полета. Практический потолок
Як-50 Скорость. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Як-55 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
АНТ-35 (ПС-35) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Ил-12 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Самолет К-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Як-53 Размеры. Дальность полета. Вес. Практический потолок
ХАИ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
МАИ-223 Китенок Фото. Видео. Характеристики. Двигатель
АИР-6 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
ПС-89 (ЗИГ-1) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
САМ-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Самолет Сталь-3 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Самолет АНТ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Самолет К-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Самолет У-8 Конек-Горбунок История. Размеры. Двигатель
You have no rights to post comments
Аварии воздушного судна
За всю историю данной модели воздушного судна было утеряно около 70 самолетов Ту-134. При этом 9 единиц было подбито в связи с войной. Один из них был сбит из-за террористических действий. По статистике, пострадало примерно 1 500 человек при полете на данном самолете. Самые масштабные из них:
- В 1966 году было проведено испытание судна, в котором оно резко снизило высоту. Этому послужила ошибка экипажа. Вследствие этого разбилось 8 человек.
- В 1971 году из-за плохой посадки в Риеке, умерли все люди на борту судна.
- В 1971 году погибло 49 человек. В 1972 году из-за оплошности пилота аппарат рухнул в воду (количество жертв не известно).
- В 1975 году произошла авария в Лейпциге, которая привела к смерти 21 пассажира. Во время снижения высоты, экипаж не измерил показатели, и судно разрушилось об посадочную полосу. Выжившие члены экипажа были осуждены и получили различные меры наказания.
- В 1979 году произошли аварии в Румынии, Болгарии и Лиепае. Было 94 жертвы в первом судне и 84 во втором.
- В 1970-1980 годы самолеты попадали в аварии из-за оплошности пилотов. А в 1990 годах техника дает сбой. Большинство воздушных суден «вычеркнуты» после плохого ремонта.
- Последняя масштабная авиакатастрофа случилась в 2007 году в Самаре. В этой авиакатастрофе разбилось 6 пассажиров. В этом же году рейс Москва — Петрозаводск потерпел крушение, и унес 44 жизни на тот свет.
В 2013 году использовалось всего 130 самолетов данной модели. В этот момент они начали активно выводиться из эксплуатации, ведь каждый из них прослужил уже больше 30 лет. Самолеты, которые сохранились лучше всего, выполняют функцию памятников. В Москве есть такой экспонат, который установлен на ВДНХ.
За долгую и надежную службу эти воздушные судна показали высокую экономность топлива, которая сильно ценилась в те времена. До 1990 года Ту-134 перевез больше 450 миллионов людей. Некоторые модели используются в сельских и военных целях. Существуют модели, которые оборудованы специальной связью. Они перевозили командных кадров. Данный самолет стоит в списке лучших воздушных средств в мире. С 2015 года прекратилась эксплуатация этих воздушных суден.
https://youtube.com/watch?v=mYDXzZ5ctzg%3Fenablejsapi%3D1%26autoplay%3D0%26cc_load_policy%3D0%26iv_load_policy%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26fs%3D1%26theme%3Ddark%26color%3Dred%26autohide%3D2%26controls%3D2%26playsinline%3D0%26
Падение ТУ-134 в Крыму
10 июля 2006 года произошла катастрофа ТУ-134 при взлете. Самолет должен был проследовать по рейсу Симферополь — Москва. При наборе скорости во время разбега в двигатель судна внезапно попала птица. Экипаж корабля экстренно принял решение прекратить полет. Самолет начал экстренное торможение, но с учетом массы судна, с поправкой на массу полной заправки топливом, остановить его сразу не удалось.
Машина выкатилась за пределы взлетной полосы, где попала в овраг стойками шасси и переломилась пополам. Топливо, вытекшее из-под разрушенной правой плоскости крыла, загорелось. К счастью, никто из пассажиров не пострадал. Само судно после полученных повреждений было списано. Еще одним удачным моментом стало то, что экипаж корабля сумел отвести самолет от зданий аэропорта, избежав жертв.
Падение ТУ-134 в Крыму
Это лишь неполный список аварий с участием самолета ТУ-134. Количество их кажется большим в сравнении с самолетами Vickers Viscount, единственная катастрофа с участием которых произошла в 1960 году под Москвой. Сложно выявить закономерности, предопределяющие крушения. Каждый подобный случай происходит из-за индивидуального набора факторов и после тщательно расследуется. К примерному перечню критических факторов можно отнести следующие причины:
- Резко испортившиеся погодные условия — объективная причина, предугадать возникновение которой порой не представляется возможным.
- Человеческий фактор — набор ошибочных действий, неправильных решений, принятых в критической ситуации, преступная халатность, предшествующая трагедии. Предупредить эти события также весьма непросто.
- Техническая неисправность самолетов. Как в случае с крушением под Минском, данный фактор не связан с халатностью экипажа. Обнаружить причины возникновения неполадок после аварии не всегда выходит из-за значительных повреждений корпуса и двигателей.
Тем не менее, самолеты были и остаются одним из безопасных видов транспорта, где катастрофы являются, скорее, редким исключением из правил. ТУ-134 внесли вклад в развитие гражданской и военной авиации СССР и России и по праву могут считаться достойными представителями авиационного судостроения.
Падение самолета в Куйбышеве
Самолет при выполнении промежуточной посадки в аэропорту Курумоч снизился на большой скорости, из-за чего шасси сломались о взлетно-посадочную полосу, судно проскользило по земле, переломилось надвое, и начался пожар. Погибло 70 человек.
Причиной трагедии стал спор между командиром самолета и остальными членами экипажа на предмет того, сможет ли первый посадить судно вслепую. Александр Клюев, командир корабля, ограничил себе видимость шторкой на окне кабины пилотов и в таком положении приступил к снижению. Второй пилот летел без шторки, однако не предупредил коллегу о возможной опасности и не высказал предложения о заходе корабля на второй круг.
После падения он активно помогал пассажирам выбраться из охваченной пламенем машины и умер от сердечного приступа на пути в больницу. Александру Клюеву впоследствии было предъявлено обвинение. Он был осужден на 15 лет, из которых провел в заключение шесть лет и вышел на свободу после пересмотра дела. Так халатность и азарт на рабочем месте привели к гибели большого количества людей.
Катастрофа ТУ-134 в Куйбышеве
«Секретная» катастрофа
Сейчас, конечно же, мало кто помнит, что осенью 1986 года в аэропорту Курумоч города Куйбышева (ныне Самара) произошла крупнейшая в истории Поволжского региона авиационная катастрофа. Впрочем, отсутствие информации об этом легко объяснить: несмотря на провозглашенные в то время перестройку и гласность, все сведения о происшествиях такого рода по-прежнему носили закрытый характер. «Спецсообщение. Председателю Совета Министров СССР товарищу Рыжкову Н.И. Совершенно секретно. 20 октября 1986 года в 15 часов 58 минут по московскому времени в аэропорту Куйбышева потерпел катастрофу самолёт Ту-134 Грозненского авиаотряда Северо-Кавказского управления гражданской авиации, следовавший по маршруту «Свердловск-Грозный». В момент происшествия на борту самолёта находились 85 пассажиров, в том числе 14 детей, и восемь членов экипажа. Сразу же после аварийной посадки на борту самолёта вспыхнул пожар. Аварийно-спасательной службой аэропорта и пожарными подразделениями города Куйбышева пожар ликвидирован, спасены 16 человек из числа пассажиров и экипажа, остальные спасшиеся покинули горящий самолёт самостоятельно или были вынесены экипажем. Непосредственно в момент катастрофы погибли 53 пассажира и пять членов экипажа, госпитализированы 28 человек. Впоследствии в больницах скончались ещё 11 человек. Для расследования причин катастрофы в аэропорт Куйбышева прибыла правительственная комиссия. Председатель Куйбышевского облисполкома В.А. Погодин».
Жить дальше. Как?
В катастрофе ТУ-134 у аэропорта Бесовец выжили пять человек: стюардесса Юлия Скворцова, два москвича Сергей Бельгесов и Сергей Еремин, бывшая жительница Карелии Александра Каргаполова и 15-летняя девочка Анастасия Терехина.
Терехиных в самолете было трое: мама Анастасии погибла в момент крушения, 10-летний брат Антон умер в больнице. После долгого лечения и реабилитации Настя переехала жить и учиться в Санкт-Петербург. Сейчас эта прекрасная молодая девушка — студентка второго курса факультета клинической психологии Петербургского медицинского университета имени академика Павлова.
Анастасия Терехина. Фото: из личного архива
Валерий Минин часто общается с Сергеем Бельгесовым, который собирается приехать 20 июня в Петрозаводск. После множества операций Сергей хромает. Только оставшиеся травмы говорят ему, что он выжил в катастрофе, — мужчина ничего не помнит о той июньской ночи. Поэтому и на самолетах летать не боится.
Примечательно, что стюардесса Юлия Скворцова дважды в своей жизни избежала смерти. За год до рокового рейса в машину, за рулем которой она сидела, врезалась иномарка. Прямо в водительскую дверь. Женщина отделалась испугом и легкими травмами.
С Александрой Каргаполовой «Карелии» связаться не удалось, последний раз мы общались с ней два года назад. Тогда ни о каких полетах на самолете она даже не думала. В течение года женщина не могла заставить себя даже выйти из дома, сесть в машину или остаться в одиночестве.
— Катастрофы, разводы, потери и смена работы — это самые сильные стрессовые ситуации, которые влияют на эмоциональную сферу каждого человека независимо от уровня его стрессоустойчивости. Наш организм готов к тому, чтобы справиться со стрессами, но зачастую люди не могут полностью их пережить: или не принимают случившееся, или вытесняют ситуацию из своего сознания, — говорит практикующий психолог Юлия Терюшкова и добавляет, что постстрессовый синдром обычно продолжается шесть месяцев.
Юлия Терюшкова. Фото: Виталий Голубев
Конструктивные особенности машины Туполева
Самолет, который стал самым массовым пассажирским транспортным средством в советской гражданской авиации имел традиционную для того времени схему — свободнонесущий низкоплан с расположением двигателей в хвостовой части самолета. Крыло имело стреловидность 350. Фюзеляж имел круглую конфигурацию и в сравнении с предшественником, самолетом Ту 124, был удлинен на 7 метров. Длина и конфигурация фюзеляжа позволяла оборудовать внутри довольно просторный салон на 76 мест. На самолетах модификации «А» длину самолета увеличили еще на полметра, убрав кабину штурмана. На поздней модификации самолета с индексом «Б»» количество место было доведено до 80 человек. Экипаж корабля состоял из 4 человек. На поздних модификациях было решено отказаться от услуг штурмана, соответственно экипаж уменьшился до 3 человек.
Двигательная установка была представлена двумя турбореактивными двухконтурными двигателями Д-30. На первой модификации устанавливались двигатели I серии, не имеющие реверсного хода. В дальнейшем, начиная с модификации «А» самолет стал получать усовершенствованные двигатели II серии. Отдельные, специализированные машины оборудовались моторами Д-30 III серии. Реактивные двигатели развивали суммарную тягу 13600 кгс, поднимающую в воздух 47 тонную машину.
Схема с установкой двигателей в хвостовую часть значительно облегчила крыло, улучшив тем самым аэродинамические характеристики машины. Уменьшился шум от работающих двигателей в салоне, снизился негативный эффект от воздействия реактивной струи на бортовую обшивку самолета. Данная схема имела свои преимущества, однако не была лишена недостатков. Планер самолета стал тяжелее, ввиду чего снижалось КПД двигателей.
Практически все системы управления машиной имели гидроусилители. Это в первую очередь касалось рулей высоты, закрылков и тормозных интерцепторов. Гидравлика имела основную и автономную, резервную систему.
Самолет для своего времени был оснащен достаточно совершенным пилотажно-навигационным оборудованием. Помимо бортовой системы управления, лайнер был оснащен автоматической системой АБСУ, обеспечивающий контроль над работой всех систем машины. Кабина пилотов и салон имели полное радиотехническое оснащение. На самолетах последних модификациях стали устанавливать системы климатического контроля, оснащенные противогрозовыми приборами слежения.
Авария с участием ТУ-134 в Самаре
В силу резко ухудшившихся погодных условий и отсутствия видимости огней посадочной полосы, самолет отклонился от курса. Диспетчер аэропорта Курумоч проинформировал об этом экипаж, однако, сделал это несвоевременно и недостаточно подробно для объективной оценки ситуации. Экипаж корабля не счел нужным выводить судно на второй круг, в результате чего самолет приземлился вне взлетно-посадочной полосы. Стойки шасси не выдержали нагрузки и подломились, а сам самолет завалился набок, и его передняя часть отломилась от фюзеляжа. Погибло шесть человек из 57 присутствовавших на борту.
Виновными в случившемся были признаны командир корабля и второй пилот, которые были приговорены к 4 и 2 годам лишения свободы условно. Также ситуацию предрешили недостатки нормативной документации в работе диспетчерской службы аэропорта, которые не позволили диспетчеру своевременно передать экипажу информацию об ухудшении погодных условий и масштабов отклонения самолета от посадочного курса.
Катастрофа ТУ-134 в Самаре
«Даже природа плакала»
Последним рейсом Мирный — Новосибирск авиакомпани «Алроса» борт Ту-134 перевез 72 пассажира, в том числе шесть детей. Во время полета им не давали скучать — проводили викторины, розыгрыши и все получили небольшие прощальные подарки.
Александр — житель Мирного, в Новосибирск приехал на курсы повышения квалификации, и ему тоже часто приходилась летать на Ту-134: «Они по качеству не уступают иностранным самолетам, я бы и дальше летал на нем».
Но тяжелее всего прощаться со знаменитой крылатой машиной экипажу корабля. Командир, штурман, пилот по очереди обошли самолет, каждый прикоснулся к нему, легко похлопал и погладил по выбеленному фюзеляжу рукой. А в глазах слезы.
«Я летаю на нем с 1985 года. Чувствую тоску и жалость, что такой красивый корабль уходит. Хорошо, что в музей. Это самый надежный самолет, который придумало человечество для перевозки пассажиров. Все самолеты хорошие, ими управляют люди. А люди у нас в России тоже хорошие», — сказал командир воздушного судна Алексей Корниенко.
«У каждого самолета есть душа и характер. У этого такой же наглый и напористый, как у меня. Мы друг друга понимали с полуслова, с полувзгляда. Я только на него посмотрю и уже его понимаю, а он меня. Только коснусь штурвала, знаю, что ему надо. Вы знаете… когда угоняли его из Мирного, шел прекрасный сильный дождь. Даже природа в Мирном плакала, потому что этот кормилец улетал оттуда», — рассказал о последнем перелете Корниенко.
Ужaснaя нoвoсть
В рoкoвoй дeнь 12 дeкaбря в 1986 гoдa сaмoлeт Ту-134A Бeлoрусскoгo УГA, лeтeвший рeйсoм SU-892 из Минскa в Вoстoчный Бeрлин, пoмимo экипaжa из 9 чeлoвeк, вeз нa бoрту 73 пaссaжирa. В их числe были 27 дeсятиклaссникoв срeднeй шкoлы гoрoдa Швeринa, вoзврaщaвшихся в сoпрoвoждeнии учитeлeй с экскурсии пo бeлoрусскoй стoлицe. Пoгoдa выдaлaсь нeнaстнaя. Былo вeтрeнo, нeбo нaд Бeрлинoм нaглухo зaкрыли кучeвыe oблaкa, нa гoрoд oпустился густoй тумaн. Чтoбы пeрeждaть нeпoгoду, экипaжу сaмoлeтa пришлoсь сoвeршить вынуждeнную пoсaдку нa зaпaснoм aэрoдрoмe Прaгa. Зaтeм пoгoдa стaлa улучшaться, пoлeт дo стoлицы ГДР был прoдoлжeн.
A вeчeрoм тoгo жe дня, в 19:30 житeли Вoстoчнoгo Бeрлинa, включив тeлeвизoры, сoдрoгнулись oт нoвoсти: в рaйoнe бeрлинскoгo aэрoпoртa Шeнeфeльд прoизoшлa ужaсaющaя aвиaкaтaстрoфa. Зaцeпившись зa вeрхушки дeрeвьeв, Ту-134A рухнул в лeсу и зaгoрeлся. Вeсь экипaж сaмoлeтa и 61 пaссaжир пoгибли нa мeстe, eщe двoe пaссaжирoв скoнчaлись в бoльницe oт пoлучeнных трaвм. Срeди пoгибших – 20 нeмeцких шкoльникoв.
В тo врeмя пoдрoбнoсти aвиaкaтaстрoф стaрaлись нe oсвeщaть и o пoдoбных прoисшeствиях гoвoрили мaлo. Пeрвым в нaбaт удaрилo тeлeвидeниe Зaпaднoгo Бeрлинa, a вeчeрний рeпoртaж в тeлeнoвoстях ГДР зaнял всeгo 30 сeкунд эфирнoгo врeмeни. Гaзeтa «Прaвдa» тaкжe oгрaничилaсь скупым вырaжeниeм сoбoлeзнoвaния бeз кaких-либo дeтaлeй прoисшeствия. Тeм нe мeнee пo стoлицe Вoстoчнoй Гeрмaнии мoмeнтaльнo рaспрoстрaнился слух, будтo причинoй рoкoвoгo инцидeнтa стaлa нeиспрaвнoсть сaмoлeтa или тoгo хужe – сoстoяниe aлкoгoльнoгo oпьянeния, в кoтoрoм якoбы нaхoдился экипaж. Oпaсaясь взрывa aнтисoвeтских нaстрoeний и aктoв мeсти сo стoрoны мeстных житeлeй, в дeнь пoхoрoн 18 дeкaбря влaсти были вынуждeны oгрaничить пeрeдвижeниe сoвeтскoй группы вoйск в Гeрмaнии, a сeмьям вoeнных былo рeкoмeндoвaнo oстaвaться дoмa и нe пoявляться нa улицaх гoрoдa.
Самая крупная авиакатастрофа
24 августа 2004 года произошла самая крупная авиакатастрофа на территории России, проведенную террористами-смертниками: в один день взорвались два самолета. В результате теракта погибло 89 человек — все пассажиры и экипаж самолетов.
Сацита Джебирханова и Роза Нагаева, смертницы, были допущены на рейс по причине халатности работников аэропорта, в частности — капитана милиции Михаила Артамонова.
Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
Из общего числа катастроф самолетов модели Ту-134 на счет военных действий приходится 10 крушений, из-за терактов — 2.
Ныне ведутся активные работы по производству нового оборудования, техники. Образцы VIP-класса имеют большую популярность среди клиентов различных авиакомпаний.
https://youtube.com/watch?v=QCAZxM3yVH4
“Двигаться дальше”
Мемориал в виде обгоревшего крыла самолета, цветка гвоздики и блоков фюзеляжа с именами погибших на повороте к аэропорту открыли 20 июня 2012 года. В этот же день протоиерей Андрей Верещагин осветил часовню в честь святых Георгия, Анастасии и Любови в Деревянке.
В августе 2015 года суд начал рассматривать уголовное дело о катастрофе Ту-134 в отношении чиновника Росавиации Эдуарда Войтовского, бывшего начальника аэропорта Владимира Шкарупы и начальника авиационной метеорологической станции аэропорта Владимира Пронина. Обвиняемые заявили в суде о своей невиновности. В марте 2017 года суд признал Войтовского виновным в халатности, Шкарупу и Пронина – в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Всех троих суд приговорил к пяти годам лишения свободы условно и сразу освободил от наказания по амнистии к годовщине Дня победы в Великой Отечественной войне. С корреспондентом Север.Реалии осужденные общаться отказались.
Уголовное дело в отношении командира экипажа Александра Фёдорова, второго пилота Сергея Карякина и штурмана Аманберды Атаева было прекращено в связи с их смертью.
Игорь Осипов вместе с адвокатом выиграл суд против аэропорта, который не должен был допускать вылет самолета в таких погодных условиях, и авиакомпании “РусЭйр”.
После авиакатастрофы взлетно-посадочную полосу в аэропорту Петрозаводска отремонтировали, аэропорт переименовали, в 2020 году открылся новый пассажирский терминал.
Каждый год в Петрозаводске проходит ежегодный футбольный турнир памяти футбольного судьи Владимира Петтая. Его организовали друзья и коллеги арбитра. Среди них друг и воспитанник Петтая Александр Дуденков. Он рассказал Север.Реалии, что в день аварии он разговаривал со своим учителем за несколько часов до трагедии.
– В тот день я судил игру в Мурманске. Каждый раз после игры я отзванивался ему и рассказывал, как у меня дела. Тогда я тоже сел в поезд Мурманск – Петрозаводск, позвонил ему, сказал: “Леонидыч, у меня все хорошо, игра прошла”. Он ответил: “Саня, я сажусь в самолет, завтра увидимся”. Это был наш последний с ним разговор, – вспоминает Александр
– Очень важно сохранять память о нем. Он был важной фигурой в развитии футбола и футбольного судейства в стране: петрозаводская школа судей сейчас очень ценится, и все это здесь зародилось именно при Владимире Петтае, люди тянулись в эту профессию именно из-за него
Посадка «на спор»
В составе штаба пожаротушения УПО (управления пожарной охраны) находился инженер, а ныне начальник испытательной пожарной лаборатории полковник Валерий Фрыгин. На него и других пожарных как раз и навалилась печальная обязанность — собирать обгоревшие трупы и их фрагменты. — Не у всех хватало сил без содрогания созерцать такую жуткую картину, — вспоминает ветеран. — В салоне работать можно было только в противогазе. Когда я нырнул в закопченный разлом корпуса, сразу же увидел висящих у меня над головой мёртвых людей, пристегнутых ремнями. Ведь самолёт-то в ходе падения перевернулся, и все кресла с пассажирами оказались «вверх ногами» и как бы на потолке. Утром в зал аэропорта стали пускать родственников погибших — для опознания. В числе других из Грозного в Куйбышев для выполнения скорбной миссии, прилетел и знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев, у которого в авиакатастрофе погиб один из родственников. В тот же день специальным рейсом «Аэрофлота» тела жертв катастрофы были отправлены в Чечню. Как мы говорили выше, из 93 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту самолёта в момент катастрофы, впоследствии в живых остались только 24, в том числе командир экипажа Александр Клюев. Из 14 детей спасся лишь один мальчик, житель Грозного Арслан Паршоев. Тем рейсом он летел вместе с отцом, который во время катастрофы вынес оебенка из горящего салона через пролом в корпусе, но сам погиб, когда вернулся за кем-то из близких. Примерно через две недели после трагедии правительственная комиссия получила в свои руки весомое доказательство того, что главным и единственным виновником гибели 69 человек стал… командир корабля пилот первого класса Александр Клюев. Суть его служебного проступка, в условиях полёта моментально обернувшегося тяжким преступлением, на первый взгляд звучит невероятно. Однако «чёрный ящик» с абсолютной точностью зафиксировал разговор первого пилота с другими членами экипажа. Из этого разговора следовало, что в момент приближения самолёта к аэропорту Куру-моч, командир… поспорил с коллегами: он, мол, посадит машину «вслепую», по одним только показаниям приборов. Клюев закрыл обзорные окна кабины металлическими шторками, после чего и повёл «тушку» к земле. Однако это был как раз тот случай, когда даже у опытного пилота, что называется, «дрогнула рука»… Все дальнейшее читателю уже известно. Процесс по делу Александра Клюева проходил в Москве, в Верховном суде РСФСР, в закрытом для прессы и общественности режиме. В итоге пилот был признан виновным по статье 85, часть 1, УК РСФСР («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта»), и его приговорили к максимальному сроку, предусмотренному этой статьей, — к 15 годам лишения свободы. Правда, потом дело командира Ту-134 было пересмотрено, и срок заключения ему сократили до шести лет. По некоторым данным, после освобождения, вплоть до 1994 года, Клюев жил в самарском пригороде, а затем уехал в Ульяновскую область.
Метки: Тайны 20 века, гибель, катастрофа, самолёт, авария, Самара, Куйбышев, 1986, посадка, аэропорт, Ту-134, октябрь
- Назад
- Вперед