Хроника трагических событий
В августе того года на черноморском побережье стояла аномальная жара, и в результате пришедшего с юга холодного воздуха, она сменилась проливными дождями и сильными грозами. Именно два таких очага находились на эшелоне рейса, но командир И. Корогодин проигнорировал предупреждения и не отменил полет.
Первый грозовой фронт на рекордной высоте (12-13 км от земли) экипаж успешно сумел обойти. Однако самое страшное – было грозовым очагом на пути судна.
Над Донецкой областью бушевала сильная гроза с ливнем и градом, но диспетчеры не оповестили об этом экипаж, который несся прямо в эпицентр тучи. Здесь капитан И. Корогодин начал действовать по ситуации. Он решил стремительно подняться выше грозы: за пять секунд самолет весом 85 тонн взмыл вверх на 400 м и продолжал двигаться еще выше со скоростью 68,6 м/с. При таком положении нос судна задрался до критического угла 45,7о и поэтому не выдержал нагрузки и вошел в штопор. В таком положении команда экипажа окончательно потеряла контроль над самолетом, и он начал падать.
Медицинское сопровождение
траурных мероприятий
Что делать
когда умер близкий человек
Траурная процессия
организация траурных мероприятий
КВС еще совершал попытки привести машину в стабильное состояние путем отклонения штурвала в разные стороны, но это ни к чему, кроме поднятия и опускания носа, не привело. Находясь на расстоянии 7 200 м от земли, Корогодин приказал подать сигнал бедствия. Через 2,5 минуты Ту-154 упал в 35 км от Донецка.
По словам очевидца, который находился в 300 метрах от места падения, жар от горящих обломков был такой, что невозможно было подойти.
Спустя 20 минут после крушения к обломкам приехал сотрудник аэропорта из Донецка и передал точные координаты пожарным. Но когда они прибыли, подобраться к огню стало невозможно. Начался сильный дождь и склон, на котором находились горящие части, размыло водой. Поэтому тушили с помощью рукава, а воду брали из озера поблизости.
Тела начали извлекать на следующий день. Из-под обломков удалось достать фрагменты 150 погибших, их помещали в черные полиэтиленовые мешки и отправляли в Донецк.
Увиденное шокировало даже видавших многое спасателей МЧС. По словам одного из сотрудников, матери и дети были сплетены в одно целое, их тела сильно обгорели, а на лицах – застывшее выражение ужаса.
Похороны погибших на рейсе 612
На протяжении двух недель Санкт-Петербург оплакивал гибель жертв крушения самолета. Первыми хоронили тех, кого удалось опознать. Погибшие похоронены на Смоленском, Богословском, Северном, Волковском, Казанском, Большеохтинском, Серафимовском и других кладбищах. Также могилы пассажиров рокового рейса находятся на кладбищах Ленобласти: в Выборге, Мурино, Рощино, Гатчине, командир судна погребен в Пушкине. Одного из членов экипажа похоронили на его родине – под Краснодаром.
Остальные участники экипажа похоронены на кладбище «Жертв 9 января». Их хоронили 30 августа, на 9-й день после крушения, на церемонию пришли сотни человек: родные, близкие, коллеги-пилоты и бортпроводники. Многие приехали на похороны прямо со своих рейсов, из аэропорта. Среди погибших стюардесс было две девушки, у которых остались маленькие дети. Слезы не могли сдержать даже пилоты самолетов, приехавших проводить товарищей в последний путь. Родственников, обезумевших от горя, не могли отвести от гробов, а к краю могил людей вели медики – настолько они были обессилены пережитыми страданиями.
Провожали летчиков под звуки оружейных залпов – так хоронят тех, кто погиб во время исполнения служебного долга.
Семеро погибших пассажиров похоронены на оном из старейших кладбищ Петербурга – Смоленском. Их могилы находятся рядом с часовней небесной покровительницы города Ксении Блаженной. Погибших отпевали здесь же. По просьбам родственников, на погребение не пришли представители авиакомпании и аэропорта. Не было и корреспондентов.
На могилы, где захоронены маленькие дети, по сей день приносят игрушки и сладости. У памятников, на которых изображены счастливые лица мамы и малыша, всегда лежат живые цветы.
Подробности падения авиалайнера
Крушение Ту-154 под Донецком – новость, которая ошарашила как родственников погибших, так и все население. Сразу в двух странах Президентами был объявлен траур. Гибель 160 пассажиров, среди которых были маленькие дети и 10 человек экипажа, повергла в настоящий шок.
На месте, где произошла катастрофа воздушного судна, установлен монумент с перечнем погибших и крестом. Сам памятник был сделан в виде части крыла авиасудна, изготовленного из бетона белого цвета, а окружают его четыре огромные плиты из мрамора с выгравированными фамилиями и именами участников катастрофы (фото).
Лишь в середине февраля 2007 года глава Минтранса России Левитин И., который также возглавлял комиссию правительственного уровня, разбирающуюся в деталях трагедии, огласил итоговую информацию. В ней было изложено следующее заключение:
После этих ужасающих событий компания «Пулково» прошла процедуру реорганизации и стала принадлежать государству. Самолеты данного образца были полностью выведены из эксплуатации. В настоящий момент ими пользуются лишь некоторые авиаперевозчики, но гражданские авиаперевозки на них не совершаются.
Хронология событий
Действия в этот день разворачивались следующим образом. Задачей экипажа являлось осуществление рейса Санкт-Петербург — Анапа и обратно. Возглавлял рейс пилот с многолетним стажем работы Корогодин И.
Вылет из аэровокзала «Витязево» в 15 часов 4 минуты прошел нормально. Основная часть пассажиров (160 человек) – это отдыхающие преимущественно с детьми в возрасте от 2 до 12 лет, которые возвращались домой после летнего отдыха. Перед вылетом самолет был тщательно осмотрен, проведены все стандартные техпроцедуры, а топливные баки наполнены до необходимого уровня.
Август выдался очень жарким, а, по предварительным метеорологическим данным, ожидался приход холодных потоков воздуха, которые создавали мощный грозовой фронт с ливнями. Диспетчерами была передана информация, что рейс на своем пути столкнется с двумя такими фронтами. Первый был благополучно обойден, после чего вернулся на свой прежний маршрут, а о втором была скудная информация, не отражающая всех необходимых параметров. Речь лишь шла о том, что Донецкая область находится в центре грозового очага.
Когда на часах было 15 часов 30 минут, пилот сообщил, что зашел в зону мощной грозы и находится практически в ее эпицентре. В таких ситуациях существует несколько вариантов выхода: совершить посадку в ближайшем аэропорте или попытаться обойти непогоду справа либо слева, однако пилот решил, что «перескочить» ее можно путем набора высоты.
На месте крушения
Это повлекло следующие последствия:
- авиасудно попало в зону повышенной турбулентности, где преобладали вертикальные воздушные потоки;
- на высоте 12 тыс. метров обойти грозу не удалось, самолет попал также под град;
- экипаж получил от системы сигналы, свидетельствующие о критических показателях угла атаки и перегрузки.
Аэродинамический подхват – явление, с которым столкнулся авиалайнер в 15 часов 35 минут. В связи с превышением критических углов атаки борт был подброшен на высоту около 13 тыс. м. Этот процесс сопровождался полным падением приборной скорости, потерей подъемных сил и помпажем.
Произошло заваливание в правую сторону с плоским штопором. Авиакатастрофа Ту-154 под Донецком стала неизбежной, так как машина стала полностью неуправляемой и начала стремительно снижаться. По истечении около 3 минут после вхождения в штопор самолет рухнул. О желании исправить ситуацию свидетельствовало тело главного пилота, руки которого сжимали штурвал, а пальцы были сломаны от напряжения и удара.
Процедура опознания тел
Поиски останков и их опознание – труднейшая часть расследования авиационных катастроф. Поскольку с телами произошла сильная деформация, провести их идентификацию на месте практически невозможно. В этом случае требуется работа судмедэкспертов, которая может растянуться на несколько месяцев.
Для опознания тел на месте спасатели и медики проводили первичный визуальный осмотр, иногда попросту сортируя останки по половому признаку, возрасту, расовым особенностям. На основании сведений от родственников тела удалось идентифицировать. Дальнейшее опознание близкими происходило в морге с участием психологов.
Поскольку большая часть тел была в сильно обожженном состоянии, судмедэксперты проводили стоматологическую экспертизу.