Авиакатастрофа Ту-154 в Омске

Роковые секунды

Российский самолёт вылетел из Москвы в 18:48, грузовой лайнер из Бергамо — в 21:06.

На момент катастрофы оба воздушных судна находились над территорией Германии, но движением лайнеров в небе управляли диспетчеры частной швейцарской компании Skyguide. В ночь трагедии в Цюрихе дежурили два авиадиспетчера. За несколько минут до столкновения самолётов один из операторов ушёл на перерыв. Поэтому работать одновременно за двумя пультами пришлось 34-летнему диспетчеру Питеру Нильсену.

Как выяснилось в ходе следствия, часть оборудования диспетчерской — основная аппаратура телефонной связи и автоматическое оповещение персонала об опасном сближении лайнеров — была отключена. Это и стало причиной трагедии: Нильсен слишком поздно подал российским пилотам сигнал о снижении.

  • Швейцарские диспетчеры воздушного движения контролируют полеты в аэропорту Цюриха 2 июля 2002 года
  • Reuters

Два самолёта двигались перпендикулярно друг другу на одном эшелоне FL360. До их столкновения оставалось меньше минуты, когда диспетчер заметил опасное сближение. Он передал команду российскому судну на снижение, и пилоты тотчас же приступили к выполнению его указания. Но в этот момент в кабинах обоих самолётов сработала автоматическая система предупреждения об опасном сближении (TCAS). Автоматика дала команду пассажирскому лайнеру немедленно набирать высоту, а грузовому — снижаться. Однако российские пилоты продолжили выполнять указания диспетчера.  

Но грузовой борт тоже снижался, следуя командам TCAS. Пилоты сообщили об этом Нильсену, однако он этого не услышал.

Boeing врезался в фюзеляж пассажирского Ту-154. От удара самолёт развалился в воздухе на четыре части. Грузовой лайнер потерял управление и упал на землю в 7 км от российского Ту-154.

Пассажиры

Военнослужащие:

1. Генерал-лейтенант Халилов Валерий

Начальник ансамбля – художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова, народный артист Российской Федерации, генерал-лейтенант.

Родился в семье военного дирижера. Музыкой начал заниматься в четырехлетнем возрасте. Окончил Московскую военно-музыкальную школу (ныне – Московское военно-музыкальное училище) и Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. По окончании обучения был назначен военным дирижером оркестра Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО.

После того, как оркестр под управлением Валерия Халилова занял I место в конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа (1980) – стал преподавателем кафедры дирижирования Военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

В 1984 году Валерий Халилов переведен в орган управления военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР, где служил в качестве офицера военно-оркестровой службы, старшего офицера и заместителя начальника военно-оркестровой службы.

С 2002 года по 2016 год Валерий Халилов – начальник военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации – главный военный дирижер.

В апреле 2016 года приказом Министра обороны Российской Федерации Валерий Халилов назначен на должность Начальника ансамбля Александрова.

Валерий Халилов – музыкальный руководитель таких международных военно-музыкальных фестивалей, как «Спасская башня» (г. Москва), «Амурские волны» (г. Хабаровск), «Марш столетия» (г. Тамбов) и Международный военно-музыкальный фестиваль в Южно-Сахалинске.

Валерий Халилов – член Союза композиторов России.

2. Полковник Хасанов Амир

Полковник Амир Хасанов служил в Забайкалье, семья его проживала в Москве, но вырос он в Башкирии. Родные приняли решение похоронить полковника на малой родине.

3. Полковник Ваганов Александр

46 лет. Сотрудник управления кадров Восточного военного округа.

4. Полковник Иванов Андрей

5. Подполковник Колосовский Андрей

Андрей Колосовский

55 лет. За день до полета получил звание “Заслуженный военный летчик” из рук президента России Владимира Путина, а осенью – медаль “Боевое содружество” от Министерства обороны Сирии.

6. Майор Долинский Александр

43 года. Заместитель начальника авиационной службы авиационной эскадрильи

7. Полковник Негруб Александр

Александр Негруб

Уроженец города Волжского Волгоградской области, начальник штаба – заместитель командира авиационной эскадрильи. В Подмосковье у Александра остались жена и маленький ребенок.

8. Капитан Абросимов Сергей

26 лет. Сотрудник Департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны России.

Сергей Абросимов. Фото Ольги Балашовой

Федеральные государственные гражданские служащие:

1. Губанков Антон

Директор департамента культуры Минобороны.

Пришел в Минобороны в 2013 году, присоединившись к команде Сергея Шойгу. За плечами у Антона Николаевича – огромный опыт работы в журналистике. Начинал еще в 1985 году как корреспондент газеты «Ленинградский университет». В конце 1980-х он три года работал в Сирии, затем стал комментатором и ведущим программ «Радио России» на РТР.

В 1993 году Губанков возглавил информационную службу радио ГТРК «5 канал», затем был руководителем программы «Вести-Петербург».

В 2008 году Губанков стал председателем Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга.

Придя в Минобороны, Антон Николаевич стал использовать нестандартные методы работы. В июле 2013 года он исполнил рэп о службе в армии, ролик которого записан с целью «повышения авторитета российской армии и престижа военной службы» и опубликован на YouTube. Автором текста являлся сам Губанков, идея записать песню родилась у него на коллегии Минобороны, посвященной престижу воинской службы. Губанков заявил, что каждый патриотично настроенный сотрудник ведомства должен не только честно служить, но и привносить в общее дело «хорошую дозу творчества и креатива», и утверждал, что «дамы млеют от солдатского взгляда» и что армии нужен солдат с «Бэтменом внутри и Рэмбо снаружи».

В 2014 году Губанков стал автором слов к песне «Вежливые люди», посвященной событиям в Крыму.

2. Бадрутдинова Оксана

Оксана Бадрутдинова

Помощница Антона Губанкова. Ушла из жизни на следующий день после своего дня рождения. 24 декабря ей исполнилось 34 года. Последнее фото на ее странице – с благодарностями за поздравления – сделано накануне поздно вечером на аэродроме “Чкаловский”, откуда изначально вылетел разбившийся самолет.

Средства массовой информации

Первый канал:

1. Рунков Дмитрий

Корреспондент Первого канала. Родом из Архангельска. После окончания университета работал корреспондентом “Вестей Поморья”, после переехал в Петербург, а год назад пришел на Первый канал.

2. Денисов Вадим

Оператор Первого канала. Ранее уже был в Сирии. Во время боев в Алеппо он выжил, несмотря на то, что единственную дорогу в город перекрыли боевики.

3. Сойдов Александр

Звукооператор Первого канала.

Телеканал НТВ:

4. Лужецкий Михаил

Корреспондент-продюсер телеканала НТВ. Родился и вырос в Моршанске. Окончил Саратовскую государственную юридическую академию. По специфике работы посетил несколько горячих точек, не единожды снимал материалы о деятельности Министерства обороны.

5. Пестов Олег

Оператор телеканала НТВ.

6. Толстов Евгений

Звукооператор телеканала НТВ.

Телеканал “Звезда”:

7. Обухов Павел

Корреспондент телеканала «Звезда».

8. Ржевский Валерий

Помощник оператора телеканала «Звезда». 21 год.  Родом из подмосковной Андреевки. Только начал свою карьеру в СМИ в качестве помощника оператора федерального канала.

9. Суранов Александр

Оператор телеканала «Звезда».

Суд отца и мужа

К июлю 2002 года российский архитектор Виталий Калоев уже два года работал в Испании. Он закончил объект под Барселоной, сдал его заказчику и ждал семью, которую не видел девять месяцев. Его жена с детьми к тому моменту была уже в Москве, но возникла проблема с покупкой билетов. И тут ей предложили «горящие» — на тот самый рейс «Башкирских авиалиний».

Узнав о случившемся, Виталий Калоев сразу же вылетел из Барселоны в Цюрих, а затем в Юберлинген, где произошла катастрофа. 

Ответственность за случившееся тогда не взял на себя никто — никто не попросил прощения у безутешных родителей. Суды тянулись годами и не приводили ни к какому результату. Диспетчер, допустивший столкновение двух самолётов, тоже отказывался признать свою вину.

  • Виталий Калоев подходит к могиле своей семьи
  • AFP

Через полтора года после трагедии Виталий Калоев решил встретиться с Питером Нильсеном. Он узнал его адрес и приехал к нему домой. Калоев не говорил по-немецки, поэтому когда Нильсен открыл дверь, он протянул ему фотографии с телами его детей, и произнес по-испански только одно слово: «Посмотри». Но вместо извинений Нильсен ударил его по руке, выбив фотографии. Что было дальше Виталий Калоев, по его словам, не помнит — слёзы брызнули из глаз, сознание отключилось. Позднее следователи насчитали на теле Нильсена 12 ножевых ранений.

Швейцарский суд признал Виталия Калоева виновным в убийстве и приговорил его к восьми годам лишения свободы, но через два года мужчину отпустили за примерное поведение, и он вернулся в Осетию.

Ксения Каспари — автор книги «Столкновение. Откровенная история Виталия Калоева» — в беседе с RT рассказала, что она провела достаточное количество времени с Виталием Калоевым и увидела в нём человека «очень интеллигентного, доброго, адекватного и образованного».

Каспари отметила, что Калоев, в отличие от других родственников погибших, своими глазами видел место трагедии и тела своих родных. В силу этого ему психологически было тяжелее, чем остальным.

  • Ксения Каспари – автор книги о Калоеве

«Родственники погибших детей прилетели, возложили венки, сдали ДНК-тесты, улетели и получили запечатанные цинковые гробы. А Калоев, пусть и не участвовал непосредственно в поисках, но на второй день ему показали фотографии уже найденных тел, и на одном из первых снимков он увидел свою дочь. Её нашли в числе первых, она упала на дерево и выглядела практически неповреждённой. Он её опознал», — рассказала Каспари RT.

В 2017 году на экраны вышел американский фильм «Последствия», в основу сюжета которого легла реальная история осетинского архитектора. Роль Виталия Калоева сыграл Арнольд Шварценеггер.

В разговоре с RT Ксения Каспари упомянула о том, что катастрофе над Боденским озером предшествовал целый ряд случайных обстоятельств. 

Лучшие школьники Уфы летели на каникулы в Испанию через столицу. Но сначала у них возникли проблемы с визами, потом детей по ошибке отвезли в аэропорт Шереметьево, хотя вылет был из Домодедова. Самолёт улетел без них. Тогда группе школьников выделили новый рейс, но когда лайнер уже выкатился на взлётно-посадочную полосу, выяснилось, что на борт не загрузили еду. Пришлось вернуться в аэропорт и потратить ещё некоторое время на загрузку контейнеров с питанием.

В то же время жена и дети Калоева, у которых также были билеты на роковой рейс, опоздали на посадку, но их всё равно зарегистрировали.

«Как будто какая-то неведомая рука вела к трагедии. Чтобы развести самолёты не хватило нескольких секунд — минуты, которые ушли на все эти детали, оказались судьбоносными», — отметила Каспари.

Международная общественная организация «Справедливая помощь»

1. Глинка Елизавета

Исполнительный директор фонда «Справедливая помощь», член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Доктор Лиза стояла у истоков паллиативной медицины в России и на постсоветском пространстве, она работала в Первом Московском хосписе, стала основательницей первого хосписа в Киеве.

В 2010 году Елизавета Глинка осуществляла от своего имени сбор материальной помощи в пользу пострадавших от лесных пожаров. В 2012 году Глинкой и ее фондом был организован сбор вещей для пострадавших от наводнения в Крымске. С началом конфликта в Донбассе Доктор Лиза много раз приезжала туда, привозя медикаменты и вывозя на лечение в Россию раненых детей.

С 2015 года Елизавета Глинка работала в Сирии, занималась доставкой и распределением лекарств, организацией оказания медицинской помощи гражданскому населению.

В поисках виновного

За 15 лет и в Германии, на территории которой произошла катастрофа, и в Швейцарии, где базируется Skyguide, и в Испании — пункте назначения российского лайнера, состоялось множество судов по делу о крушении самолётов над Боденским озером.

Было много вопросов как к диспетчерской компании, так и к германской стороне, которая не имела права поручать частной швейцарской фирме руководить полётом. Но представители Skyguide сразу после трагедии заявили, что вина лежит на российских пилотах, которые якобы не поняли указаний операторов центра полётов, из-за чего и произошло столкновение.

Тем не менее в 2004 году Германия опубликовала документ с итогами расследования, где в заключение было сказано, что в столкновении Ту‑154 с Boeing виноваты швейцарские диспетчеры. Skyguide вынуждена была признать вину, и через два года после трагедии директор диспетчерской компании принёс извинения семьям погибших.

Окончательный вердикт в отношении восьми сотрудников компании Skyguide был вынесен в 2007 году

Четырёх менеджеров признали виновными в причинении смерти по неосторожности, троих суд приговорил к условному заключению, одному был выписан штраф. Ещё четверых обвиняемых суд оправдал

Семьям погибших диспетчерская компания выплатила денежные компенсации, сумма которых не озвучивалась. Однако помимо претензий к Skyguide родственники подали иски на две американские компании, которые отвечали за автоматизированную систему безопасности самолётов TСAS.

Исполнительный директор Общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерий Постников в беседе с RT подчеркнул, что обвинять в авиационных катастрофах кого-то одного неправильно.

Собеседник RT отметил, что вся система построена на взаимосвязи инструментальных и человеческих факторов, которые не должны позволить катастрофе произойти. При этом он добавил, что столкновение воздушных судов в небе — одно из самых редких событий, случающихся в авиации.

В интервью RT Постников заявил, что в крушении самолётов над Боденским озером «нельзя вешать всю вину на одного диспетчера».

«В этой ситуации виноваты и диспетчеры, и наши пилоты. Это сочетание недостатков, ошибок, недопонимание в работе диспетчеров и экипажа. Но конечно, то, что за терминалами остался один оператор, что была отключена вся система, — это абсолютно неприемлемо», — заключил эксперт.

Состав экипажа Ту-154 85572

1. Майор Волков Роман

Роман Волков

Командир разбившегося Ту-154. Летчик первого класса. Вырос в Ленинградской области, сын военного летчика. На момент катастрофы налетал более трех тысяч часов. У Романа Волкова остались жена и двое маленьких детей.

2. Капитан Ровенский Александр

Александр Ровенский

Второй пилот потерпевшего крушение самолета. 26 декабря должен был сыграть Деда Мороза на утреннике в детском саду у своих дочерей.

3. Подполковник Петухов Юрий

Юрий Петухов

Штурман. В 2011 году был награжден за посадку Ту-154 Минобороны, у которого отказала система управления. После появления видео той посадки в соцсетях интернет-пользователи прозвали его “танцующим Ту-154”.

4. Капитан Мамонов Андрей

Андрей Мамонов

Старший штурман. Уроженец Калининградской области. 34 года.

5. Старший лейтенант Парикмахеров Валерий

Валерий Парикмахеров

Бортинженер. 29 лет. Родом из Красноярского края, в Москву переехал после окончания авиационного инженерного училища в Иркутске. В Москве у него осталась жена и два маленьких сына.

6. Майор Трегубов Андрей

Андрей Трегубов

Бортовой инженер по авиационному оборудованию.

7. Старший лейтенант Сушков Bиктор

Виктор Сушков

Старший бортовой механик. Уже не первый раз летел в Сирию. Уроженец Воронежской области. После армии работал во внутренних органах. Около года назад перешел в авиацию. В планах у бортинженера была свадьба и дети.

8. Старший лейтенант Суханов Алексей

Алексей Суханов

Старший воздушный радист – бортовой переводчик. 31 год.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий