Крушение Ту-154 под Смоленском

Новое расследование Смоленской трагедии

Куратором нового расследования стал новый министр обороны Польши Антоний Мацеревич. Он неоднократно с высоких трибун обвинял Россию в теракте и даже заявлял, что Смоленская трагедия произошла с ведома тогдашнего премьера Польши Дональда Туска.

Польша считает причиной катастрофы взрывы:

В ходе расследования была проведена повторная эксгумация всех жертв авиакатастрофы, снова исследованы записи черных ящиков и останков самолета с целью обнаружения следов взрывчатки.

Несмотря на всю скандальность и даже комичность персоны Мацеревича (он зарекомендовал себя как правый популист), нельзя игнорировать то, что обнаружило новое расследование. В частности, выяснилось, что польская сторона не проводила собственное вскрытие тел жертв и поверила на слово россиянам, более того – пыталась как можно скорее закрыть дело. Из-за этого и выводы «Комитета Миллера» были отменены.

Слушайте, ну мы устали от подобного блефа. Просто устали. Чушь какая-то. Не было там никаких взрывов. Это изучено экспертами с польской стороны и с российской… Мы переживали (по поводу этой трагедии) вместе с вами. Нет, нужно накручивать на голом месте, – Путин отвечает на вопрос польского журналиста о причинах Смоленской катастрофы в декабре 2017 года.

В 2017 году польские прокуроры прямо обвинили российских диспетчеров в катастрофе и указали, что россияне сознательно спровоцировали ее.

16 апреля 2018 года Польша официально возложила вину за катастрофу не на исполнителей, а непосредственно на Россию. Тогда же Мацеревич озвучил выводы экспертов и заявил, что причиной катастрофы стали 2 взрыва на борту самолета президента. Эти данные были подтверждены в следующем году в результате экспертизы, которую осуществила Лаборатория судебно-взрывчатых веществ при Минобороны Великобритании.

В 2020 году парламентская комиссия Сейма снова заявила, что на борту произошли 2 взрыва, — в районе левого крыла и в центральном отсеке самолета. На обломках Ту-154М были обнаружены следы взрывчатки – тротила, гексогена и пентрита. Факт взрывов подтверждается, с одной стороны, характером повреждения самолета и разбросом его осколков, а с другой – травмами погибших. Парламентарии также обвинили Россию в попытке скрыть истинные причины катастрофы.

Как проходит расследование трагедии в Польше:

Тогда же польское правосудие заявило о намерении арестовать диспетчеров – граждан РФ Павла П., Виктора Г. и Николая К., но эти попытки были заблокированы россиянами. Так же за несколько лет до того Следственный комитет РФ отказался привлечь к ответственности российского генерала Бенедиктова, который якобы отдал приказ-рекомендацию завести Ту-154М на приземление (ныне Бенедиктов является главой Военно-транспортной авиации ВВС РФ). Так же не были привлечены ответственные за безопасность полета в воздушном пространстве России и его безопасность во время приземления на аэродроме.

Сейчас расследование продолжается, и Мацеревич обещает в апреле 2021 года обнародовать новые факты и доказательства вины России.

Что произошло в небе над Смоленском?

10 апреля 2010 года официальная польская делегация, возглавляемая Лехом Качиньским, вылетела из Варшавы для участия в траурных мероприятиях в Катынском мемориале. Ранним утром президентский самолет Ту-154М взял курс на российский город Смоленск. Пилотировал этот самолет польский экипаж, командиром которого был капитан Аркадиуш Протасюк. На борту воздушного судна находилось 89 членов делегации и 7 членов экипажа. Взлетев в Польше, самолет пролетел над территорией Белоруссии, затем пересек границу с Россией. Местом приземления был выбран аэропорт «Смоленск-Северный», поскольку он находился ближе всех к месту траурных мероприятий.

Когда польский Ту-154М решил заходить на посадку, на смоленском аэродроме наблюдалась сложная метеорологическая обстановка: густой туман и низкая облачность. Видимость на момент снижения составляла приблизительно 400-500 метров, а допустимый метеоминимум видимости для этого аэропорта должен быть не менее 1000 метров. Польский экипаж был предупрежден о сложных погодных условиях. Российский авиадиспетчер порекомендовал совершить посадку на одном из запасных аэродромов в Москве, Минске или Витебске. Но в случае ухода на соседний аэродром польская делегация никак не успела бы на официальные мероприятия в Катыни, поэтому командир самолета принял решение приземляться в Смоленске. Было это личным решением командира экипажа или ему передали решение вышестоящих лиц — установить сейчас уже невозможно. Но случилось так, что во время захода на посадку лайнер снизился чуть ниже положенного и левым крылом задел верхушки деревьев, в воздухе он перевернулся днищем вверх, а уже после этого рухнул на землю и загорелся. Это случилось в 10 часов 41 минуту.

Польский самолет рухнул вниз во время первого захода на посадку, хотя в прессе говорили о крушении то на втором, то на четвертом заходе. Но их не было.

Пожарные, которые очень быстро добрались к месту падения, погасили пожар в течение 20 минут, но обнаружить выживших им так и не удалось.

Новость о том, что Польша потеряла своего президента, повергла мир в шоковое состояние. А спустя некоторое время большая часть польского общества обвинила Россию в причастности к катастрофе президентского самолета, ведь ни для кого не было секретом, что Лех Качиньский весьма негативно относился к политике, которую проводила Россия.

Эти трагические события сразу же обросли множеством слухов: говорили о террористическом акте, о заговоре против Польши, о взрыве бомбы на борту.

Комиссия Сейма Польши: Причиной крушения президентского лайнера в 2010 году стали два взрыва

1 августа, 2020 — 17:06

В Сейме Польши 30 июля озвучили результаты работы парламентской комиссии по повторному изучению причин Смоленской катастрофы 10 апреля 2010 года. В тот день президентский авиалайнер Ту–154М Воздушных сил Польши выполнял рейс PLF101 по маршруту Варшава — Смоленск, но при заходе на посадку на аэродром Смоленск–Северный потерпел крушение. Погибли все находившиеся на его борту 96 человек — 88 пассажиров и 8 членов экипажа; в их числе Президент Польши Лех Качиньский и его жена Мария Качиньская, а также известные польские политики, почти все высшее военное командование и общественные и религиозные деятели. Они летели в Россию на мероприятия по случаю 70-й годовщины Катынского расстрела.

В результате проведенного комиссией Сейма расследования установлено, что на борту Ту–154М произошли два взрыва — в районе левого крыла и в центральном отсеке самолета. На обломках самолета были обнаружены следы тротила, гексогена и пентрита. Тот факт, что имели место взрывы, подтверждается, с одной стороны, характером повреждения самолета и разбросом его осколков, а с другой, травмами погибших.

Причины трагедии

В ходе расследования, которым занимался Межгосударственный авиационный комитет, было отмечено следующее:

  1. Системы управления воздушного транспорта работали бесперебойно.
  2. Сильный туман, нависший над землей, создал аварийную ситуацию, снизив допустимую видимость при посадке до минимума. Стоит отметить, что о смене погодных условий наземные службы оповестили пилотов своевременно, то есть до того, как авиалайнер начал заходить на посадку.
  3. В ходе расследования МАК установил, что причиной крушения авиалайнера стали неверные действия пилотов, производимые экипажем под сильнейшим психологическим воздействием.

Польские государственные эксперты после проведения дополнительного расследования подтвердили версию, выдвинутую МАК, внеся при этом некоторые дополнения. По словам польских специалистов, причиной крушения действительно стала ошибка, допущенная экипажем, а также недостаточное освещение ВПП аэровокзала «Северный Смоленск. Также польская комиссия отметила несколько серьезных недостатков в техническом обеспечении смоленского аэроузла.

«Российское» расследование Смоленской трагедии

На все вопросы, которые возникли у политиков и журналистов, должен был дать ответ так называемый Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Это довольно уважаемая и авторитетная организация, которая координировала работу гражданской авиации стран бывшего СССР и занималась вопросами, связанными с использованием воздушного пространства этих стран. Офис МАК расположен в Москве, а сама организация находится под значительным влиянием российских властей.

Президентский самолет Ту-154М / Фото Тобиаса Майера, AIRLINERS.net

Польская сторона создала собственную правительственную комиссию, но доступа к значительной части материалов и доказательств не имела. Де-факто, расследованием Смоленской трагедии занималась «Росавиация», которая указывала МАК, что и как делать, а также – что говорить.

Расследование прошло быстро – МАК провел экспертизу черных ящиков и других доказательств и уже в 12 января 2011 года пафосно заявил об «окончательных выводах». Они подтвердили первоначальную версию российской стороны – «самолет Ту-154М упал из-за ошибки польского экипажа».

Якобы в сложных погодных условиях (тумане) экипаж Ту-154М отказался от предложения пойти на запасной аэродром в Минск или Витебск (последний в тот день не работал). Выводы МАК указывали на то, что пилоты правительственного самолета не имели должной квалификации и не смогли посадить самолет в условиях тумана. Из-за этого он пролетел мимо взлетной полосы и повредил крыло о березу на высоте 4 метров. Это столкновение стало роковым.

Также в ходе расследования выяснилось, что пилоты самолета находились под моральным давлением. В кабине во время приземления находились посторонние лица: руководитель службы протокола Казан и командующий ВВС Бласик, последний был в состоянии легкого опьянения. Они требовали приземления именно в Смоленске, так как в противном случае подверглась бы изменениям вся программа визита – Качинский не успевал на официальную церемонию почтения жертв НКВД в Катыни.

Польская сторона в докладе по итогам собственного расследования под руководством Ежи Миллера 29 июля 2011 года в целом согласилась с выводами МАК. Так называемый «Комитет Миллера» заявил о махинациях российских контроллеров движения аэродрома «Смоленск-Северный», которые предоставили экипажу самолета ложные сведения, но ошибку своих пилотов признал решающей.

При этом стороны не пришли к согласию в вопросе принадлежности самолета как военного или гражданского объекта. Дело в том, что окончательное решение о посадке гражданского самолета должен принимать его капитан, а военного – аэродром. Самолет действительно был военным, и им управляли военные пилоты, но в мирное время полеты даже военных самолетов над чужой территорией считаются гражданскими.

Хроника происшествия

Ужасная катастрофа президентского Ту-154, к сожалению, отняла жизни всех, кто находился на борту авиалайнера. Всего в крушении погибли 96 человек, включая польского президента с супругой, политических деятелей соседнего государства и членов высшего военного командования, прилетевших в Российскую Федерацию для принятия участия в траурных мероприятиях, организованных в Катыни.

Ту-154, на борту которого находилась польская делегация, вылетел из варшавского аэровокзала в Смоленск с часовым опозданием. Воздушный транспорт должен был высадить пассажиров в смоленском аэропорту.

К моменту приближения авиалайнера к месту назначения резко изменились погодные условия, в частности, наблюдалась пониженная облачность и густой туман. Так как видимость при посадке была минимальной, диспетчерские наземные службы России предупредили об изменении погодных условий. Диспетчер предложил пилотам осуществить посадку лайнера в минском или витебскиом аэропорте.

Как позже выяснилось, запасной воздушный причал не принимал самолеты в день катастрофы, так как суббота была выходной. Проанализировав сложившуюся ситуацию, члены экипажа приняли решение заходить на посадку именно в смоленском аэровокзале.

Заходить на посадку решили с 2-х попыток, чтобы визуально ознакомиться с ориентирами, установленными на ВПП. По словам экспертов, первоначальные действия, предпринятые экипажем, производились правильно. Но, к сожалению, пилотам не удалось своевременно произвести вхождение в глиссаду.

Место крушения

Такая серьезная ошибка стала причиной увеличения вертикального скоростного режима снижения. Наземные службы, обнаружив неполадки, моментально связались с экипажем, потребовав от них прекращения снижения самолета и порекомендовав зайти на второй круг. Однако по каким-то причинам эти рекомендации не были услышаны. Непростительная ошибка привела к весьма трагическим последствиям:

  1. На расстоянии в 1050 метров от ВПП было зафиксировано первое касание крыла верхушек деревьев.
  2. Преодолев примерно 250 метров, авиалайнер ударился левым крылом об ствол большой березы. В ходе столкновения самолет резко накренился на 120 градусов.
  3. В таком положении управлять машиной было невозможно, поэтому воздушный транспорт, перевернутый днищем вверх, просто рухнул на землю.
  4. Сильнейший удар полностью разрушил авиалайнер. Поисковые команды находили фрагменты самолета, раскинутые на 500 метров от места крушения.

Как позже отметили члены МАК, ошибку, допущенную пилотами, было невозможно исправить. Ведь даже если бы пилотам удалось избежать столкновения, угол атаки был весьма приближен к режиму сваливания. А при таких обстоятельствах ни навыки, ни профессионализм членов экипажа уже бы не помогли предотвратить авиакатастрофу.

Катастрофа польского президентского самолета была террористическим актом, организованным Путиным

17 декабря, 2017 — 16:14

В интервью изданию «ГОРДОН» бывший народный депутат и член ПАСЕ, герой Украины, генерал-лейтенант СБУ Григорий Омельченко рассказал о собственном расследовании авиакатастрофы, произошедшей в российском Смоленске и приведшей к гибели высшего политического руководства Польши, о роли президента России Владимира Путина в Смоленской трагедии, об организации и реализации операции по уничтожению самолета, влиянии России на ход следствия и причинах ее нежелания вернуть полякам обломки самолета Ту-154М.

Генерал-лейтенант Григорий Омельченко – кандидат юридических наук, герой Украины. В прошлом начальник отдела военной контрразведки СБУ, депутат Верховной Рады пяти созывов и член ПАСЕ с 2006-го по 2010 год. Более семи лет он занимается расследованием катастрофы самолета Ту-154М под Смоленском, в которой погибло высшее политическое руководство Польши, в том числе президент страны Лех Качиньский. Как рассказал Омельченко, к этой работе его подтолкнули польские и прибалтийские коллеги по ПАСЕ, которые попросили провести независимое частное расследование. Кроме того, были и личные мотивы – на разбившемся самолете оказались близкие знакомые политика.

Что такое «Смоленская трагедия»

10 апреля 2010 года в 9:54 по Киеву под Смоленском недалеко от военного аэродрома «Смоленск-Северный» упал польский самолет Ту-154М №101 (рейс PLF101) с делегацией первых лиц Польши. Делегация направлялась в Катынь – место казни 21 857 польских военнопленных, которые были уничтожены по приказу Москвы в 1940 году.

На борту находились президент Польши Лех Качиньский и его супруга Мария, глава Национального банка Славомир Скшипек, начальник генерального штаба Войска польского Франтишек Гонгор, командующий воздушными силами Анджей Бласик, глава Бюро национальной безопасности Александр Щигло, глава администрации президента Владислав Стасяк, вице-спикер Сейма Ежи Шмайдзиньский, заместитель министра иностранных дел Анджей Кремер, президент республики в изгнании Рышард Кочаровский, руководитель Института Национальной памяти Януш Куртыка и ряд других высокопоставленных чиновников.

10 апреля 2010 года – черный день в истории Польши:

Все 88 пассажиров и 8 членов экипажа самолета российского производства погибли.

Смоленская трагедия стала шоком для всего мира – в Польше был объявлен 7-дневный национальный траур. Свои соболезнования польскому народу выразили многие государства мира. Среди них была и Россия, но многим слова тогдашнего президента этой страны Медведева не показались искренними. Сразу возникло немало вопросов относительно катастрофы и расхождений в фактах.

Презумпция вины России

И хотя к новому польскому расследованию в настоящее время есть немало вопросов, отказ России от сотрудничества со следствием и враждебное отношение к расследованию, а также крайне испорченная репутация убедили многих, что Москва опять пытается скрыть свое очередное преступление. Логика здесь простая – невиновный не стал бы противодействовать следствию и скрывать факты. К тому же в случае с Россией существует презумпция вины. Так как за этим государством и СССР, правопреемником которого оно является, тянется длинный шлейф государственных преступлений, которые долгое время упорно не хотели признавать в Москве.

Если на борту были взрывы, а самолет-то откуда взлетел? Из Москвы или из Варшавы? Значит там (в Польше) их и положили. Мы что ли, какие-то российские агенты туда (в самолет) пробрались и положили взрывчатку? Ищите у себя тогда, – Путин «переводит стрелки» на декабрьской пресс-конференции 2017 года.

Так было в случае с расстрелами в Катыни – в СССР долго не желали признавать факт массовых казней польских офицеров, и даже цинично запустили пиар-проект по почтению жертв нацистов в поселке Хатынь, название которого является созвучным (при этом о других фактах геноцида предпочитали молчать, как в случае с Корюковской трагедией). Также Россия цинично пыталась переложить вину на Украину за катастрофу MH17 и смерть почти трех сотен людей, а сегодня не желает брать на себя ответственность за события 10 апреля 2010 года.

Сейчас Россия не отдает отдельные части Ту-154М и продолжает бойкотировать как польскую, так и международные комиссии, которые пытаются установить правду и найти виновных. Такое поведение в очередной раз доказывает, что Россия не чтит закон, попирает международное право и руководствуется правом сильнейшего. Именно эта «позиция» позволяет государству со столицей в Москве захватывать территории суверенных государств, убивать и преследовать инакомыслящих. Сейчас цивилизованный мир считает Россию спонсором международного терроризма с презумпцией вины, а ее главу – президента Путина – убийцей.

Критика официальной версии

Несмотря на настойчивое желание российской стороны поставить точку в этом вопросе и свалить вину на человеческий фактор, в Польше к этому предложению отнеслись скептически и с выводами МАК согласились только формально.

Ярослав Качиньский – брат-близнец погибшего президента Польши – заявил, что не признает результаты расследования и считает их бездоказательными. Его поддержали многие другие высокопоставленные лица.

Сразу после катастрофы начали появляться различные версии. В частности, о теракте, который якобы устроили российские спецслужбы. За 3 месяца до катастрофы самолет президента находился на капитальном ремонте в России, поэтому российские спецслужбы имели теоретическую возможность заложить взрывчатку.

Слухи распространялись благодаря громким заявлениям польских политиков, которые рассказывали о якобы обнаруженных следах тротила и разнице во времени между реальным временем катастрофы и тем, которое подавалось в официальной версии, а также из-за нежелания российской стороны «выносить сор из избы».

Несмотря на это официальная версия авторства МАК и «Комитета Миллера» долгое время считалась достоверной, поскольку авторитет Межгосударственного авиационного комитета под сомнение ставить не решались, и факты, которые противоречили официальным выводам, причисляли к теориям заговоров.

Подробнее о случившемся

Авиасудно должно был доставить 88 пассажиров, среди которых был президент Польши и его супруга, из варшавской пристани в смоленский аэровокзал. Рейс обслуживал экипаж из 8-ми человек.

Однако удачно совершить приземление в воздушной пристани «Северный Смоленск» авиалайнеру не удалось ввиду плохой видимости. Опытные пилоты из-за сильного тумана не могли нормально рассмотреть ВПП, в итоге произошло столкновение с деревьями. Самолет перевернулся и, рухнув на землю, полностью разбился. На военном кладбище в Варшаве и на месте ужасного крушения были возведены памятники в честь погибших.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий