Казанская (Преображенская) церковь Тутаев

Фото и описание

Казанская Преображенская церковь является визитной карточкой Тутаева. Она была возведена в 1758 году и очень удачно вписалась в ландшафт города, как бы спускаясь с крутого берега Волги, создавая необычный ансамбль, являющийся центром городской панорамы левобережья.

В комплекс храма входит две церкви, отсюда и двойное название храма. Нижняя церковь – теплая – Казанская, она находится в подклете здания. Вторым ярусом над ней поднимается храм Преображения Господня с открытой галереей и трапезной.

В Казанской церкви находится икона Казанской Богоматери, особенно почитаемая в Романове. Преображенская церковь интересна своей галереей, подняться на которую можно по высокому крыльцу. С нее открывается живописная панорама города Тутаев. Летний верхний храм снабжен двумя входами. Один располагается с востока, другой – с северной в виде крыльца с крутой лестницей на арке, тоже на галерею паперти и второго этажа.

В зимнем храме также два входа. Парадный вход расположен со стороны Волги, его обрамляет каменное крыльцо, над которым был установлен металлический козырек на литых столбах. Над козырьком размещалась в специальной нише Казанская икона Божией Матери. Второй вход – на галерею первого этажа из трапезной.

В летнем храме окна располагаются в два яруса. На крыше церкви, на невысоких барабанах, по углам установлены четыре главы, имеющие диаметр немного больше барабанов. В среднем барабане – шесть слуховых арочных окон. Глава на этом барабане намного больше остальных. Все главы украшают восьмиконечные позолоченные кресты.

Размещение шатровой колокольни довольно необычно: она построена отдельно от церкви, на самой вершине холм и как бы доминирует над всем сооружением. Ее видно издалека, при этом она похожа на высокую островерхую башню. Под колокольней похоронен юродивый Онуфрий. Но никаких записей о его жизни и погребении не осталось. Романцовцы очень почитали этого юродивого. Над могилой был установлен памятник, а нижнее помещение звонницы было переделано под часовню, где совершалась панихида в день памяти Онуфрия.

С Казанской церковью связывается предание о Казанской иконе Божьей Матери. Эту икону в 1588 году в родной город из Казани привёз Герасим. Во времена польско-литовской интервенции этот образ был перевезен в Ярославль и определен в один из его храмов. Романовцы писали Василию Шуйскому челобитную, чтобы тот распорядился вернуть образ Богоматери. Но ярославцы отдавать ценную икону не желали, и патриарх Гармоген оставил икону в Ярославле, в Романов же отправили точную ее копию, которая была украшена подобно оригиналу.

В 1931 году было принято решение ликвидировать храм и разместить в ее стенах Тутаевский райисполком. В мае 1931 года церковь отдали под курсы по подготовке кадров. При этом внутреннее убранство храма разрушалось новыми «жильцами». Иконы, утварь и иконостас сжигали возле церкви. В разное время в храме размещались: пивоваренный завод, маслозавод, жилые помещения, жестяная и столярная мастерские; теле- и радиомастерская. На паперти теплого храма в течение длительного времени располагалась спасательная станция.

В начале 1990-х годов храм начали реставрировать, при этом за алтарём зимнего храма было обнаружено старинное тайное захоронение, проходившее по всей длине стены и имевшее высоту до перекрытия 2-го этажа, которое было устроено еще при строительстве церкви. В этом тайнике слоями лежали человеческие черепа и кости (но ни одного целого скелета). Скорее всего, когда копали траншеи для устройства фундамента храма, были нарушены захоронения монастырского кладбища. Останки собрали и похоронили за алтарём (на почетном месте) теплого храма. После завершения реставрационных работ тайник снова замуровали.

В 1996 году храм передали РПЦ. Священниками Тутаевского благочинного округа здесь регулярно проводятся богослужения, ежегодные крестные ходы со списком Казанской-Ярославской иконы.

Казанско-Преображенская церковь внутри

Казанская она по главному престолу нижнего этажа, Преображенская — по посвящению верхнего, летнего храма. Всего же престолов в храме пять.

В теплом храме, располагающемся в подклете, иконостаса в настоящий момент нет. Центральный проем восточной стены перекрыт царскими вратами современной работы, диаконские врата слева и справа от него — просто открытые арки. Иконы развешены непосредственно по стенам или поставлены на аналоях справа и слева от царских врат.

Стены выбеленные, лишь в отдельных местах покрытые росписями. В этом храме сейчас проходят регулярные богослужения. Он приземистый, слабо освещенный естественным светом — три небольших окна южной стены и совсем уж маленькие окна притвора, — с низкой трапезной и цилиндрическим сводом.

Вход в нижний этаж — скромный портал с лесенкой, ведущей прямо на волжский берег. Над крыльцом металлический козырек, над ним — в стенной нише-киоте — Казанская икона Божией Матери.

Вторым ярусом над Казанской церковью поднимается Преображенская. С севера ее объем охвачен галереей, некогда открытой, а в наше время застекленной. Галерея сохранила остатки старинной стенописи. Переход из основного объема в трапезную — три арочных проема в западной стене четверика, центральный — значительно шире и выше боковых.

В простенках висят иконы. В трапезной, как и на галерее, фрагментарно сохранились остатки оригинальных настен ных росписей. Трапезная второго этажа также перекрыта цилиндрическим сводом.

Свою палитру Кустодиев совершенствовал на местных пейзажах

Построенный с учетом рельефа бесстолпный храм, спускается вместе с нами вниз по склону, в который упираются ряды его апсид. Наверное, вид его поразил Бориса Кустодиева, когда он задумал вернуться в Питер со своей дачи «Терем» в Кинешме. Ему нужно было добраться по реке до Рыбинска, чтобы там пересесть на поезд. Но помешала забастовка железнодорожников: на дворе стоял 1905 год. 

Кустодиев остановился в Романове-Борисоглебске и навсегда полюбил этот скромный волжский город. Несколько раз он возвращался сюда на этюды, и в его картинах нашли отражение местные пейзажи. Художник-реалист, ученик Репина, поездивший по Европе — здесь он нашел свой, неповторимый стиль, который специалисты называют синтезом русского лубка, фресковой живописи и волжского пейзажа.

Стенопись Покровской церкови

Многоцветное праздничное веселье на берегах Волги, ярмарки, купчихи на городских улицах или в своих усадьбах, за которыми виднеются костромские или борисоглебские храмы — все это просто бурлит на его полотнах — а ведь болезнь на последние долгие 15 лет приковала его к инвалидному креслу, и писать он мог от силы пару часов в день. В городе помнят Кустодиева. Бульвар, протянувшийся над набережной, назван его именем. Картина Б. М. Кустодиева «Гуляние на Волге» – вид на Борисоглебский берег и Воскресенский собор

В Романове-Борисоглебске бывали Ф. И. Шаляпин, Н. К. Рерих, А. Н. Островский, В. А. Гиляровский. Кустодиевым здесь созданы две известные работы — «Провинция» и «Гуляние на Волге», но во многих других его произведениях чувствуются местные мотивы.

Храм Св. Троицы на погосте 

Кто такой Тутаев?

Памятник Илье Тутаеву в парке советского периода.

Илья Павлович Тутаев, в честь которого переименован город в 1918 году — это погибший двадцатилетний красноармеец. В июле 1918 г. в Ярославле произошло востание против большевиков. Из Романова-Борисоглебска на пароходе «Товарищ Крестьянин» отправился на помощь революционерам отряд красноармейев, среди них был и Илья Тутаев. По дороге ими было решено проверить дачу ярославского городского головы. Находвшиеся в доме открыли перестрелку, в ходе которой двое солдат были ранены, а Тутаев убит. Красноармейцы обратились в бегство, к своему пароходу.

Кто был в усадьбе Зацепиных до сих пор точно не известно, предположительно, офицер Никита Зацепин и его жена. По легенде, отец погибшего просил не переименовывать город в Тутаев, не позорить его и дать спокойно дожить.

Расписание служб

Ежедневно в соборе проходит божественная литургия. В особые дни (воскресенье, двунадесятые и великие праздники) служба совершается утром и вечером.

Крестные ходы проходят в праздник Десятого воскресенья по Пасхе по правой, Борисоглебской стороне города, перед Ильиным днем — по левой, Романовской стороне города.

Подробное расписание служб и других событий в Воскресенском соборе можно посмотреть на сайте храма.

Обратите внимание, что правилами собора внутри него запрещена любая фотосъемка. Если вы оказались в Тутаеве, не пропустите и другие интересные места города

Здесь можно посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и другие церкви, Музей «Домъ на Новинской» (единственный в своем роде музей провинциального банка), музей «Борисоглебская сторона», рассказывающий о знаменитой местной овчине, музей Адмирала Ушакова и Русского флота, посмотреть старинные улицы города, где некогда размещались богатые купеческие дома

Если вы оказались в Тутаеве, не пропустите и другие интересные места города. Здесь можно посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и другие церкви, Музей «Домъ на Новинской» (единственный в своем роде музей провинциального банка), музей «Борисоглебская сторона», рассказывающий о знаменитой местной овчине, музей Адмирала Ушакова и Русского флота, посмотреть старинные улицы города, где некогда размещались богатые купеческие дома.

Как Романов-Борисоглебск переименовали в Тутаев

Романовская сторона, где жил Классен, в большей степени хранит аромат старины, на правом же берегу Волги выросли кварталы многоэтажных домов. Но в городе, большей частью, на левом волжском берегу, сохранилось немало зданий, построенных еще романовскими купцами и дворянами. Недалеко от Крестовоздвиженского собора стоит усадебный особняк Зацепиных. С ним связана история, послужившая поводом для переименования Романова-Борисоглебска.

Усадьба Зацепиных

Во время ярославского контрреволюционного восстания в июле 1918 года из Романова-Борисоглебска в помощь красногвардейцам отправляется вооруженный отряд. По пути сторонники Ильича решили разобраться с местным городским головой Никитой Зацепиным и двинулись к его усадьбе. Тот начал отстреливаться. Солдат Илья Тутаев — единственный из всех атаковавших дом Зацепина, был убит. Вот в честь него и решила новая власть дать городу достойное имя — название «Романов» так или иначе перекликалось с царской фамилией, а православных святых Бориса и Глеба большевики, понятно, не жаловали. 

Сперва городу хотели присвоить двойное имя, Луначарск-Тутаев, но, в конце концов, остановились на Тутаеве. В перестройку местные депутаты не единожды пытались вернуть городу прежнее наименование, и даже дошли до Государственной Думы, но большинство жителей на референдуме проголосовали против. Посчитали, что есть дела поважнее. Да и в названии «Тутаев» не увидели ничего противоречащего своей истории, поскольку Тутай — мерянское имя, напоминающее о породнившейся со славянами финно-угорской части населения Ростово-Суздальского княжества.

Дом нотариуса Маслока

В городе можно полюбоваться двухэтажными старинными домами, принадлежавшими Шумиловым, Илларионовым, Алаевым, Маслокам. Дома строились не вплотную друг к другу, а с небольшими промежутками между ними, которые тут же заполнялись садами и хозяйственными постройками.

Дом Черениных

Со времен Екатерины в ярославские земли из столицы стали поступать образцы проектов для сооружения каменных зданий. Кое-что осталось от «образцовой» застройки до сего дня, например, дом Черениных на Казанской улице, с портиком и колоннами.

Памятник Ушакову

В начале улицы Ушакова (прославленный адмирал — уроженец здешних мест, и в центре Романова ему установлен памятник), напротив старого моста через впадающую в Волгу речку Медведку, высится любопытное здание с закругленным углом и лучковым фронтоном. 

Есть несколько красивых деревянных зданий, в том числе с изысканными резными наличниками.

 «Образцовый» дом на улице Ушакова

А на базарной площади высится каланча, стены которой расчленены фахверками, и на нее можно подняться, чтобы полюбоваться панорамой застройки берегов Волги.

Пожарная каланча 

Иконы и убранство

В соборе сохранилось множество древних икон и образцов деревянной скульптуры. Позолоченный иконостас собора выполнен в XVIII веке, но отличается от иконостасов этой эпохи отсутствием излишней пышности, свойственной стилю барокко.

Одна из наиболее почитаемых икон собора — огромный трехметровый поясной образ Спаса Всемилостивого, созданный, по преданию Дионисием Глушицким.

На южной стене храма находится выдающаяся икона «Оранта».

Деревянное скульптурное распятие выполнено в условной, отчасти геометрической манере.

Надпрестольная сень и резной киот со скульптурным изображением Николы Можайского, созданные в 1554 году представляют собой уникальный образец русской деревянной пластики. Основания сени выполнены плоской резьбой в виде шестикрылых серафимов, створки киота в виде сквозной решетки со стилизованными цветами. Фигура Николая несколько архаична, но не лишена динамики. Интересны скульптурные изображения львов в подножьях ктиторских мест.

Расположение храма

Храм расположен в правобережной, западной части города, бывшей Борисоглебской слободе, которая в настоящее время стала центральным районом города. Поставленный на высоком месте, крупный собор служил архитектурной доминантой города. Он расположен на площади, замыкая перспективу выходящих к нему улиц, которые в прошлом были главными улицами слободы. Особенно заметна его доминирующая роль с левобережной стороны города, или непосредственно с реки. C северной стороны храма расположен овраг, алтарная часть обращена к реке Волга, поэтому основными направлениями доступа к храму служат южное и западное. В южном направлении от храма в прошлом располагался центр борисоглебской стороны. Современная застройка разместилась к западу от храма.

Тутаев – достопримечательности левобережья (город Романов)

Казанская-Преображенская церковь

Церковь Казанской иконы Божьей матери является центром левобережной панорамы города. Ее величественные стены из красного кирпича Вы увидите на высоком склоне левого берега Волги. Словно маяк на крутом берегу, она притягивает взор любого человека.

Храмовый комплекс состоит из нижней зимней церкви и летней – на втором уровне постройки. Колокольня стоит немного выше и, таким образом, создается впечатление, будто этот ансамбль поднялся из вод Волги и застыл на высоком склоне, поражая всех своей красотой. Гениальные зодчие создали мощный величественный ансамбль, который в то же время выглядит легким и удивительно простым.

Вид с теплохода открывается просто восхитительный, недаром жители называют храм Красным солнышком. А полное его название — церковь Казанской иконы Божьей матери и Спаса Преображения.

На месте каменного строения в древние века стояла деревянная церковь Преображения. Каменный храм был возведен в 1758 году, причем строился он на деньги селян, а камни для его фундамента привозили суда, проходящие мимо Тутаева.

Интересна история Казанской иконы – она была привезена в 1588 году уроженцем Романова Герасимом Трифоновым. Согласно легенде, явившаяся Герасиму Богородица повелела привести икону с берегов Волги из села Тетюши, которое расположено недалеко от Казани. Этим и объясняется такое сложное название храма — Казанская-Преображенская.

В Смутное время город Романов был сожжен польскими интервентами, но икона Казанской Богоматери была своевременно увезена в Ярославль. Возвратить ее в Тутаев до сих пор не удалось и в храме находится ее копия.

Казанская церковь является символом города Тутаева.

Покровская церковь

Невысокий белокаменный храм был возведен в середине XVII века. В церкви сохранилась очень редкая чудотворная икона Богородицы «Прибавление ума». Этой иконе молятся на предмет усиления интеллектуальных способностей и особо популярна она у студентов в период сессии.

Церковь Троицы

Архитектурный ансамбль возведен по типу «корабля» — на одной оси расположены колокольня, приземистая теплая церковь, затем — более высокий одноглавый летний храм и алтарь.

Спасо-Архангельская церковь

Храм был возведен в середине XVIII века на средства прихожан. В то время Спасо-Архангельская церковь была самой богатой, ее приход составлял более 1200 человек и, в основном, это были купцы-староверы.

Двухэтажное церковное здание с пятью главами отличается стройностью и компактностью. Пристроенная с запада колокольня чуть выше, чем возвышающиеся над куполами кресты. Когда-то звон колоколов раздавался по всей округе.

Церковь Вознесения Господня (Леонтиевская)

Храм построен в конце XVIII века в южной части города. Также церковь Вознесения Господня называют Леонтиевской, поскольку значительно раньше здесь находился храм в честь святого Леонтия Ростовского и таким же именем назывался луг, на котором он располагался.

Церковь Вознесения Господня двухэтажная. Здесь находятся особо чтимая икона Прасковьи, именуемая «Пятница», икона Святого Леонтия ростовского чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.

Крестовоздвиженский собор

Это один из самых древних храмов города. Первоначально здесь, на левом берегу Волги, в северо-восточной части крепости, стоял деревянный собор. В середине XVII века ярославские мастера возвели каменную церковь, которая до объединения Романова и Борисоглебска была главным храмом города Романова.

Строение не имеет подклета и является одним из самых ранних образцов ярославских храмов, характерных для середины XVII века.

Фестиваль «Романовская овца – золотое руно России»

Кроме храмов, в левобережной части Тутаева, имеются и другие достопримечательности. Так, рядом с Крестовоздвиженской церковью находится Дом-усадьба дворян Зацепиных, где разместился музей города Тутаева. Во дворе расположена овчарня с овцами романовской породы. Каждый год в июле месяце в Тутаеве проходит фестиваль «Романовская овца – золотое руно России», во время которого выбирается мисс-овца.

Улица Ушакова

Обратите внимание на улицу Ушакова, самую красивую в Тутаеве. Здесь сохранились дома богатых купцов XIX века, в том числе дом Илларионовых – один из старейших в городе и дом Апаховых с оригинальным фасадом

Слобода пошла от Бориса и Глеба

Правобережная Борисоглебская слобода кормилась рыбным промыслом и даже поставляла волжских осетров и стерлядей к царскому столу. Ее не миновали разорения Смутного времени, но, сожженная, она вновь отстроилась. Москва приписала рыбацкую слободу к дворцовому ведомству, поскольку на тот момент частью единого города та не являлась, а романовцам рыбную ловлю запретила. Уже во времена Екатерины Великой Борисоглебскую слободу объединили с двумя поселениями и пожаловали (1777 год) статусом города Борисоглебска. При царственном внуке императрицы Александре I (в 1822-м году) два города на противоположных берегах Волги объединили в один. Так на карте Российской империи появился Романов-Борисоглебск. 

В этом течении Волги оба берега достаточно крутые. Их соединяет паромное сообщение – а над пристанью возвышается главный храм объединенного города: Воскресенский собор.

Воскресенский собор. Общий вид

Как и повелось, первоначально здесь стоял деревянный храм, бывший, по мнению исследовавшего собор в XIX веке архитектора В. В. Суслова, двухэтажным, с зимним и летним помещениями. Храм, посвященный первым русским святым Борису и Глебу, видимо, и дал название слободе. В память об этой церкви на ее месте установлен памятный столп, вокруг которого в дни памяти Бориса и Глеба совершается крестный ход. 

Первым каменным храмом слободы стала одноэтажная, неотапливаемая шатровая церковь Одигитрии, построенная в непосредственной близости от этого места и освященная в 1652 году. Видимо, при строительстве были допущены определенные нарушения.  В шатрах появились трещины. Поэтому жители слободы уже в 1670-м обратились к ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу, известному своей активной созидательной деятельностью (Ростовский кремль, Борисоглебский монастырь неподалеку от Ростова, да и Крестовоздвиженский собор Романова – его свершения), с просьбой разрешить возвести новый храм на старых сводах. При этом испрашивали только благословения, ссылаясь на имеющиеся у них в достатке строительные материалы. Митрополит дал положительный ответ, и новый, двухэтажный храм, ставший украшением и гордостью не только Романова-Борисоглебска, но и всей Ярославской земли вырос буквально за пять лет.

 Воскресенский собор. Крыльцо 

Один город – два Романа

Город делится Волгой пополам, на исторически сложившиеся левую, Романовскую, и правую, Борисоглебскую, стороны. Поселение начиналось с левого берега, поэтому и аромат старины здесь куда сильней. Основано оно было бежавшими зимой 1238-го года от жестокого Батыева разорения жителями Ярославля. Спустя почти полвека сюда пришел углицкий князь Роман Владимирович. Его стараниями на левом берегу появились деревянные укрепления, откуда с 1283 года и пошел град Романов. Новый город стал северным форпостом углицкого князя, причисленного позднее к лику святых – и неспроста. 

Князь Роман не только 15 церквей воздвиг: он строил приюты для сирот и стариков, был благочестив и хорошо для того времени образован. Нетленные мощи его обрели спустя двести один год после кончины (князь умер в 1285 г.), с канонизацией затянулось еще на столетие, зато по поручению патриарха Иова занимался этим непростым вопросом казанский митрополит Гермоген, будущий патриарх и пламенный борец с польско-литовскими интервентами. 

Свершение у мощей Романа чудес зафиксировали в 1605 г. Мощи благоверного князя перенесли в Спасо-Преображенский собор Углича. Поляки в 1609 году Углич сожгли, и храм в том числе, но останки князя частично уцелели. Тогда же, при пожаре, вероятно, погибли многие рукописные источники (позволившие бы в будущем с большей уверенностью говорить об истории города Романова). 

Был в истории города еще один Роман, сын ярославского зятя Ивана Калиты Василия по прозвищу Грозные Очи. Такое прозвище русским князьям давалось не раз, но, в двух известных случаях – за сопротивление набиравшей силу Москве. Роман Васильевич заново отстроил город после разорения его очередным набегом ордынцев и грабежами лихих новгородских ушкуйников. Поэтому некоторые исследователи основание города – правда, уже в 1345 году – приписывают ему.

Остатки земляных валов Романова

После революции

После революции Казанская Преображенская церковь оставалась открытой еще почти полтора десятилетия. Закрыли храм лишь в 1931 году. С тех пор что только не размещалось в бывшем церковном здании!

Одно время помещение занимали лодочная и спасательная станции. Потом под сводами стали варить пиво! Также в разные годы в бывшем храме работали телеателье и магазин. А в середине 1960-х годов бывший храм передали в жилой фонд — в церкви обустроили квартиры, в колокольне установили дизельный генератор, вырабатывающий энергию для городской телефонной станции. Пол был залит толстым слоем бетона.

Настенная живопись

Храмовая роспись тутаевской святыни до сих пор до конца не изучена. Достоверно известно, что декором церкви занимались известные ярославские мастера того времени. На стенах храма можно увидеть ветхозаветные сюжеты, рассказывающие об Адаме и Еве, великом потопе, а также строительстве Вавилонской башни. Здесь же представлена фреска, посвященная Ионе с китом.


Храмовая роспись тутаевской святыни

Центральная часть собора украшена новозаветными сюжетами, перемежающимися библейскими афоризмами, а западная стена отображает Страшный суд. Все работы местных художников довольно реалистичны, персонажи хорошо проработаны, что выгодно отличает тутаевские фрески от других средневековых росписей.

Казанская-Преображенская церковь

Есть на левом берегу Тутаева храм, который просто невозможно не заметить. Называется он Казанская (Преображенская) церковь и является визитной карточкой волжского городка. Несмотря на то, что Романовскую сторону, где он расположен, называют «городом семи церквей, семи ручьёв и семи холмов», именно Храм Казанской иконы Божией Матери, несомненно, выделяется в общем храмовом ожерельи этой местности.

Выстроенный в 1785-м году в камне на месте двух церквей и девичьего Казанского монастыря, о которых сохранилась крайне мало сведений, храм будто вырастает из волжской глади. Действительно, он построен у самой воды. Есть сведения, что на месте храма также когда-то существовала Никольская часовня, а с целью укрепления берега, проходящие мимо суда должны были привозить с собой булыжники – на них и вырос новый храм. Вот уже более двух веков могучая река щадит его фундамент, и храм стоит, как ни в чём не бывало. Советская власть также пощадила святыню – храм не взорвали. Он был закрыт, одно время использовался под жильё. В нём также размещались мастерские и даже пивоваренный завод! Здание было передано церкви только в 1997-м году.

Храм назван в честь образа иконы Казанской Божьей Матери. Святой образ привезли в соседний Ярославль, где произошло множество исцелений. Было это ещё в XVI веке, но храм в честь пребывания чудотворного образа на нашей земле появился здесь далеко не сразу. В Романов спустя какое-то время отправился список иконы. Когда упразднили одноимённый монастырь – вот тогда и выстроили храм с пятью престолами. Это престолы Рождества Богородицы, Макария Унженскогго, Преображения господня, Николая чудотворца и, конечно же, в честь Казанской Божьей Матери. С 2002-го года возобновился древний обычай крестного хода с Казанской иконой Божией Матери из Ярославского женского монастыря к тутаевским намоленным местам.

Интересно, что храмовая шатровая колокольня расположена выше и восточнее по склону холма, сразу за храмом, если смотреть со стороны Волги. Под этой колокольней погребено тело местного блаженного Онуфрия, именуемого «Святым Онуфрием Великим». Считается, что моление ему помогает избавиться от зубной боли. 25-го июня в храме совершают службу по этому божиему угоднику.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий