Красная площадь — главная достопримечательность Москвы

Здание ГУМа

За Казанским собором следует ГУМ – Государственный универсальный магазин. Красная площадь издавна являлась местом торговли: еще во времена Ивана Грозного на этом месте велась торговля в каменных лавках — «рядах». В первой половине XIX в. после пожара 1812 г. архитектором Осипом Бове была проведена реконструкция пространства площади: засыпан ров с водой у кремлевской стены, уничтожены земляные валы, а на месте многочисленных лавочек было построено большое здание торговых рядов в стиле классицизм.

К  концу XIX в. здание Бове обветшало и нуждалось в кардинальной перестройке. В 80-90-е гг. построены новые торговые ряды по проекту А. Померанцева в стиле эклектика. Померанцев создал как бы несколько элегантных улиц с небольшими магазинчиками в три этажа, перекрыв их пространство прозрачными сводами на металлическом каркасе (его проектировал инженер В. Шухов – автор знаменитой московской «Шуховской башни»). Таким образом, получилось пространство, органичное человеку – функциональное, светлое и нарядное.

Современный ГУМ – это крупный торговый комплекс. Значительное пространство в нем отведено под дорогостоящие товары премиум сегмента. Однако, при желании, там можно обнаружить и экономичную столовую, и интересные магазинчики с вполне умеренными ценами. Москвичи часто заходят в ГУМ за мороженым – старожилы уверяют, что знаменитые вафельные стаканчики до сих пор сохраняют «тот самый» вкус любимого советского лакомства.

После 1812 г. на Красной площади появились не только Торговые ряды, но и знаменитый памятник Минину и Пожарскому работы И. Мартоса. Сейчас он стоит перед Храмом Василия Блаженного, но изначально находился на центральной оси старых торговых рядов. После победного завершения Отечественной войны 1812 г. и освобождения Москвы от французов Россия переживала национальный подъем. Примечательно, что победа над поляками произошла ровно за 200 лет до изгнания из Москвы французов – в 1612 г. Скульптор Мартос создает образ двух героев – предводителей народного ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Несмотря на разницу в их происхождении, они изображены как равноправные действующие лица, объединенные общим порывом перед лицом большой опасности. Минин указывает вперед, призывая Пожарского, а с ним и всех россиян, на борьбу за правое дело. Когда памятник находился на своем первоначальном месте, этот жест был направлен в сторону возвышающегося над кремлевской стеной купола Сената. В этом была своя символика, а кроме того, композиционный замысел: памятник визуально объединял торговые ряды и Сенат, подчеркивая композиционную ось площади. Однако в 1931 году, в ходе высвобождения пространства площади, памятник переместили к Собору Василия Блаженного. Неофициально же перенос объясняется тем, что в первое десятилетие советской власти возникла неоднозначная ассоциация: Кузьма Минин, призывающий на борьбу с захватчиками, указывал прямо на мавзолей В.И. Ленина!

Собор Василия Блаженного

Завершает перспективу Красной площади собор Покрова на Рву, или храм Василия Блаженного. Этот удивительный памятник архитектуры XVI в. стал символом Москвы и композиционным центром площади. Он притягивает взгляд, формирует пространство и служит удивительным фоном для парадов и концертов

Создание этого собора посвящено важной военной победе средневековой России: взятию Казани войсками Ивана Грозного

Примечательно, что храм представляет собой девять самостоятельных церквей, поставленных на общее основание и объединенных в общую композицию, – таким образом решил поставленную перед ним задачу спроектировать храм с девятью престолами автор проекта – русский зодчий Барма Постник. Церкви были освящены в честь праздников и в память святых, дни празднования и памяти которых совпадают с днями важных событий военной кампании против Казани.

Сегодня собор функционирует как музей, однако в церкви Василия Блаженного регулярно совершаются богослужения

При посещении храма обязательно обратите внимание на прекрасные иконы XVI-XVII вв., хранящиеся в его церквях, а также на росписи его галереи. Рядом с собором расположено Лобное место

Вопреки распространенному заблуждению оно не предназначалось для казней: это была своеобразная трибуна для произнесения речей и зачитывания царских указов.

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.

Собор Казанской Иконы Божией Матери

Слева от музея располагается Собор Казанской Иконы Божией Матери. Хотя его недавно воссозданный внешний облик и вызывает некоторые вопросы у историков архитектуры, Казанский собор ‒ это знаковый памятник для Москвы. Он был построен в XVII в. на средства первого царя из рода Романовых – Федора Михайловича в память об избавлении Москвы от польских интервентов. Произошло оно 4 ноября – в день почитания Казанской иконы Богоматери. Сегодня эта дата стала государственным праздником России – Днем народного единства. Казанский собор имеет характерный для своего времени облик: это бесстолпный храм (то есть внутри помещения нет ни одной опоры) с одной главкой и множеством повторяющихся декоративных элементов: кокошников, филенок и наличников.

Кремлевская стена и Спасская башня

Одной из самых ярких и знаковых построек, находящихся на Красной площади, безусловно, является Спасская башня. Получив свое окончательно оформление в XVII в., она является высотной доминантой пространства, связывающей площадь с Кремлем. По традиции, Спасские ворота Кремля считаются святыми, царскими вратами, и в старину все проходящие через них обязаны были снимать шапки. По легенде, в 1812 году этого не сделал Наполеон, но налетевший порыв ветра сбросил его треуголку на землю! Бой курантов Спасской башни знакóм каждому россиянину – именно с него начинается каждый Новый год. Недавно – в 2010 г. ‒ на башне была открыта заштукатуренная фреска XVI в., изображающая Христа Спасителя со святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Теперь на одной башне парадоксальным образом сосуществуют православная икона и заменившая в 1930-х гг. двуглавого орла (герб царской России) пятиконечная звезда. Он также является своеобразным произведением искусства и символом своего времени.

Воскресенские ворота и здание Исторического музея

Удобнее всего начать изучение истории Красной площади со стороны Манежной площади, пройдя на Красную через Воскресенские (Иверские) ворота. Возникли они в XVI в. и сначала носили название «Львиные», так как рядом располагался ров, в котором жили львы царя Ивана Грозного. В XVII в. были надстроены две нарядные башни над проездом. Иверские ворота по традиции являлись главными воротами Москвы, поскольку они вели от главной улицы города – Тверской на Красную площадь. Через них торжественно проходили победоносные войска, въезжали иностранные послы. Иверская часовня, возведенная в 1781 году, была выстроена для иконы Иверской Богоматери – одной из самых почитаемых в России святынь. К ней приходили молиться об успехе любого начинания, о защите и покровительстве.

Справа от ворот находится Государственный Исторический музей. Он был построен в 70-80-е гг. XIX в. по проекту архитектора В.О. Шервуда в необычном псевдорусском стиле, чтобы соответствовать облику Кремля и храма Василия Блаженного. Здание получилось большим, нарядным, его шпили и башенки перекликаются с формами кремлевских башен. Исторический музей ограничивает площадь с северной стороны.

Экспозиция музея наглядно рассказывает об истории России начиная с самых древних времен. В нем можно увидеть археологические находки, предметы утвари, а также произведения иконописного, живописного и декоративно-прикладного искусства

Обязательно стоит обратить внимание на оформление залов: его можно рассматривать как образец прекрасного решения музейного пространства

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий