Кронштадт: Защитная дамба, форты и первое знакомство с городом

Как посетить комплекс защитных сооружений или дамбу?

На экскурсию по дамбе можно было записаться в одноименной группе на сайте “в контакте”. Экскурсии проводятся в среднем один раз в две недели. Старт от станции метро “Черная речка”, продолжительность 4 часа. Экскурсия, однозначно значительно лучше, чем самостоятельное посещение объекта, потому что самостоятельно можно только проехать по  кольцевой автодороге, которая проложена по дамбе, и остановиться в нескольких местах. На экскурсии вас проводят во многие технологические помещения, доступ в которые закрыт для всех остальных и расскажут много подробностей, которых нет в википедии, которых нет в фильме “Защита от наводнений”, приведенном ниже.

На дамбе дует сильный ветер, одеваться на эту экскурсию надо гораздо теплее, чем обычно, лучше надеть не сдуваемую шапку, кепки с козырьками и капюшоны, ветер легко срывает с головы.

Судопропускное сооружение С1, сильный ветер

В конце экскурсии делается небольшой заезд в Кронштадт, этот город, который впрочем является административным районом Санкт-Петербурга, достоин отдельной экскурсии, но полюбоваться отремонтированным Морским собором все же удастся.

Морской собор

Всем  рекомендую посетить эту экскурсию. Все что я здесь написала, это только общие черты, не более. За 4 часа вы узнаете много разных деталей про Петербургские наводнения, многое об истории строительства дамбы, увидите всю мощь сооружения, убедитесь в наличии самого современного оборудования для управления комплексом защитных сооружений. На экскурсии вам расскажут такое, о чем не принято писать и снимать фильмы.

Возможно вам так же будет интересно узнать о Кронштадте – городе-форте. В статье я описываю все возможные способы добраться до города на острове и рассказываю о достопримечательностях, которые легко можно осмотреть в процессе пешей прогулки.

Для тех, кто хочет узнать о дамбе больше, но не имеет возможности посетить ее лично можно порекомендовать к просмотру научно-популярный фильм  в двух частях “Защита от наводнений”. Фильм очень доступным языком излагает много подробностей не освещенных в данной статье.

https://youtube.com/watch?v=c8dYRGxp1Ug

https://youtube.com/watch?v=Z-VFx_m8sZs

Добавить в Пинтерест
Сохранить в Пинтерест

Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

В наши дни Кронштадт является одним из районов Санкт-Петербурга. До строительства защитной дамбы единственным способом сообщения острова с материком был водный транспорт — теплоходы (например, быстроходные «Метеоры»). В непогоду транспортное сообщение с большой землей полностью прерывалось, иногда на несколько дней. Сейчас в Кронштадт можно попасть также на автотранспорте по дамбе, практически, в любую погоду. Сюда ходят рейсовые и экскурсионные автобусы, которые отправляются из Санкт-Петербурга, Сестрорецка и Ораниенбаума (Ломоносов).

Мы поехали в Кронштадт из Стрельны на машине. Прежде всего потому, что хотелось посмотреть дамбу — уникальный комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

Указатель на Кронштадт

Строительство защитной дамбы продолжалось с 1979 по 2011 год. Общая длина сооружения составляет 25,4 километра. Дамба защищает Санкт-Петербург от сгонно-нагонных явлений при подъёме воды до 4,2 метра выше ординара (в Кронштадте расположен Кронштадтский футшток, по которому измеряют все высоты и глубины в странах, использующих Балтийскую систему высот).

Проезжаем мимо водопропускных сооружений. Масштаб поражает воображение. Основная их функция — минимизировать влияние защитных сооружений на гидрологический режим акватории Невской губы и Финского залива. Масса затворов, которые закрываются в случае наводнения, составляет 280 тонн каждый.

Водопропускные сооружения

Отсюда видна огромная акватория защищенной части Финского залива. На горизонте — новостройки Санкт-Петербурга и громада Лахта-центра. С дамбы хорошо видны знаменитые форты Кронштадта, благодаря которым он стал неприступной крепостью.

Форт № 2 («Дзичканец») и вид на Лахта-центр

Трасса, тем временем, спускается в туннель, над которым проходит южный фарватер. Вернее, находится Судопропускное сооружение С1, предназначенное для пропуска морских судов в течение всего года. В случае наводнения судопропускные сооружения закрываются сегментными плавучими затворами-батопортами.

Въезд в тоннель под фарватером

Самая низкая точка тоннеля расположена на отметке минус 28 метров. Длина тоннеля — 1961 метр.

Тоннель под фарватером

Выехав из тоннеля, вскоре поворачиваем на остров Котлин, на котором расположен Кронштадт.

КАД в Кронштадте

Но перед тем, как продолжить рассказ о Кронштадте, покажу фотографии и другой, северной части дамбы, по которой мы проехали вечером того же дня, возвращаясь из Кронштадта в Санкт-Петербург.

Заболоченная местность на острове КотлинКАД и водопропускные сооруженияВид в сторону Ораниенбаума

С этой части дамбы хорошо видны северные форты. Проезжаем мимо 3-го Северного форта, частично поврежденного при строительстве дамбы. Он был построен в 1855-1856 годах инженером Тотлебеном Э.И. и 1864-1868 годах инженером Зверевым К.Я.

3-й Северный фортОдин из северных фортов

Перед 3-м Северным фортом дорога начинает подниматься вверх, на мост. Если южный фарватер проходит над тоннелем, то северный — под мостом. Это Судопропускное сооружение С-2 для пропуска в период навигации судов с осадкой до 5,5 метров (типа «река-море»). При угрозе наводнений оно также закрывается затвором.

Мост над фарватеромВодопропускные сооружения

Подробнее: Дамба в Финском заливе: комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

Музеи Кронштадта – куда сходить самостоятельно

Близость Кронштадта к Санкт-Петербургу предопределила его историческую судьбу. Память об уже прошедших временах и о событиях дней сегодняшних хранится в музеях и мемориальных комплексах города.

Музей истории Кронштадта

Адрес — Якорная площадь, 2А.

Морские ворота Петербурга, по сути, большой музей под открытым небом. Каждая улица города связана с каким-либо историческим событием или со знаменитой личностью, некогда проживавшей или бывавшей в Кронштадте.

Городской исторический музей начал свою работу относительно недавно – в 1991 году. Его создателями стала группа инициативных горожан. Подобное учреждение имелось в городе-крепости и ранее, в послевоенные годы. Но его экспозиции носили другую направленность.

Первые выставки будущего музея состоялись в 70-х годах прошлого столетия. Культурный центр не имел постоянного места прописки, его экспозицию разместили в Центральной библиотеке Кронштадта.

Место для размещения экспонатов, предоставленных местными жителями, и собранных краеведами-добровольцами нашли в 2006 году. Сейчас музей истории расположен в здании водонапорной башни.

Краеведческий комплекс предлагает экскурсии, тематические программы, ведет просветительскую деятельность.

Морской водолазный музей

Адрес — Андреевская ул. 5.

Первый в стране комплекс, посвященный водолазному делу, открыли в 2012 году. Начало работы музея приурочили к 130-й годовщине основания водолазной школы Кронштадта.

Экспонаты для центра культуры собирали всем миром – помощь в этом оказывали неравнодушные горожане, моряки, подводники. Сейчас в музее имеется 2 зала – один из них посвящен Великой Отечественной войне, второй – истории водолазного дела.

Здесь можно узнать о развитии в России подводного дела, о работах по подъему затонувших кораблей, узнать о технологиях работ под водой в прошедшие и нынешние времена.

В другом зале экскурсоводы в ходе экскурсии расскажут посетителям о подвиге подводников во время Отечественной войны, ознакомят с экспонатами, раскрывающими тяжелую судьбу блокадного Ленинграда.

В планы музея входит создание новой экспозиции. Ее планируют сделать из техники, затонувшей во время боев на Балтике во время Великой Отечественной войны.

Музей-кабинет Попова

Адрес — Макаровская ул., 3.

Развитие радио, создание беспроволочного телеграфа неразрывно связаны с именем выдающегося изобретателя – А. Попова. При его активном участии велась подготовка специалистов для нужд флота Российской Империи, для многих гражданских учреждений страны.

Музей находится в здании, где в офицерском классе минного дела вел уроки и проводил эксперименты знаменитый физик-новатор. Здесь же был проведен и первый радиосеанс, позволивший связаться по беспроводной связи на расстоянии 30 сажень.

Это первый музей, созданный в Кронштадте. Его основали в 1906 году. Здесь можно найти много экспонатов, связанных с работами великого физика, приборы, разработанные лично изобретателем, внесшим большой вклад в развитие физики.

В 1945 году, рядом с мемориалом, установлен бюст Александру Попову – великому физику-первооткрывателю.

Арсенал

Адрес — Макаровская ул., 2.

Морской Артиллерийский Арсенал, музейная площадка боевых орудий, появился в 1809 году. Начавшаяся с нескольких пушек экспозиция постепенно обрастала экспонатами. В 1855 г. построили модель-камеру, где стали хранить музейные реликвии. Спустя 12 лет ее переименовали в Отделение Морского музея.

Здесь можно было найти модели кораблей, сошедших со стапелей верфей Кронштадта, орудие, изготовленное еще во времена Петра I, знамена поверженных противников, много других исторических раритетов. В начале XX столетия многие экспонаты были отправлены в другие военные музеи России.

Сейчас Арсенал представляет интерес для туристов, как архитектурный памятник. Но энтузиасты пытаются сохранить традиции этого музейного комплекса. В 2004 г. была частично восстановлена экспозиция старинных орудий с треугольниками ядер. Внутри здания работает постоянная экспозиция об истории части.

Музей маяков

Адрес — территория Форт Константин, литА.

Создание маячной службы в России датируется 1807 годом. Сейчас путь судам указывают с помощью радиосигналов и спутников. Но, выстроенные когда-то башни маяков, подававшие световые сигналы морякам, до сих пор вызывают восхищение у туристов.

Об устройстве маяков, о работе их смотрителей и рассказывает этот музейный комплекс. Он расположен в здании форта «Великий князь Константин». Первый Музей маяков открыли в 2017 году. Сейчас его экспозиция насчитывает более 100 экспонатов.

Форт №3 Граф Милютин

Граф Милютин — форт №3 спроектированный именитым инженером конца XIX — начала XX веков Э.И. Тотлебеном. Во второй половине XIX века он был самым значимым морским укреплением Кронштадта.

Здесь впервые за всю историю фортификационных сооружений России пушки были установлены в специальных башнях. Форт получил свое название в честь политического деятеля второй половины XIX века генерал-адъютанта Дмитрия Милютина.

На эту крепость регулярно проводятся экскурсии. Туристов знакомят с пушками, вмонтированными в стены, и фасадом форта, затем они спускаются в казематы и потерны, проходят по длинному тусклому коридору длиной около 100 метров. Те, кто побывал там, говорят, что он настолько темный, что света фонарей и мобильных телефонов недостаточно для того, чтобы осветить его до конца.

Также путешественники поднимаются на своеобразную «крышу» — небольшой дворик с узким окном наблюдательного пункта. Отсюда открываются великолепные виды на Большой Кронштадтский рейд. Экскурсия приводит в восторг и взрослых, и подростков-школьников.

Северные

Обручев

Другие названия форта Обручев – «В» и Красноармейский. Был создан в 1896 году. В 1913 году проведена реконструкция артиллерийских батарей. В 1919 году участвовал в подавление восстания против советской власти, а также в советско-финской и Второй Мировой войнах.

В пятидесятых годах прошлого века был заброшен и разграблен, в этом же состоянии находится и по сей день. Доступен для туристов только в составе организованной экскурсии на прогулочном катере.

Дорога по воде до форта Обручев от Кронштадта займет 1,5 часа

Тотлебен

Форт Тотлебен построен в период с 1897 по 1913 год. Изначально именовался фортом «А», позже назван в честь героя обороны Севастополя, графа Тотлебена. В советское время переименован в Первомайский. Тотлебен принимал участие в советско-финской войне в 1939-1940 годах. Не используется в качестве укрепления с 1958 года.

До 2008 года у форта был неофициальный смотритель, Владимир Ткаченко, который следил за состоянием построек и даже создал музей истории на территории Тотлебена. Однако всё было разрушено вандалами, которые украли или уничтожили всё, что могли, разбили даже стёкла в окнах.

Сегодня Тотлебен заброшен, медленно разрушается. Можно посетить только на прогулочном катере.

Северные с №1 по №7, включая Зверев

Северные форты были созданы для преграждения Северного фарватера, чтобы защищать территории империи с моря во время войны со Шведами. Первый, второй, третий, пятый, шестой и седьмой форты строились в 1855-1856 годах , а четвёртый – в 1864-1869 годах.

Форт Северный №1

Четвертый Северный, он же Зверев является интересным, поскольку именно на его территории впервые было использовано асфальтовое покрытие. После начали асфальтировать улицы Петербурга.

Форты прошли реконструкцию под новые орудия в шестидесятые годы девятнадцатого столетия. Сейчас заброшены и разрушены. Четвёртый, пятый и второй Северный доступны для посещения на водном транспорте. До Седьмого Северного можно добраться самостоятельно на автомобиле. Остальные Северные форты закрыты для посещения.

О других достопримечательностях Кронштадта читайте здесь

Южные форты

Проезжая по Дамбе со стороны Петергофа можно видеть Южные форты. Добраться до них самостоятельно не получится, да и смотреть там нечего — скорей это только для любителей сталкера.

Южный форт №3 («Граф Милютин», «Башенная»)

Сюда возят экскурсии. Главным достоинством форта считались бронированные башни, рассчитанные на прямое попадание главного калибра английского броненосца, в то время они считались самыми мощными в мире.

Второй гордостью форта был поворотный механизм башен — они вращалась с помощью паровых машин. Всего машин было 6 и они располагались в казематах под батареей, а пар подавался из двух котельных по краям. Такая система поворачивала башню на 360 градусов всего за 1 минуту, в то время обычные пушки поворачивались за 3.

Южный форт 2 “Дзичканец”

Форт защищается каменными молами, а на берегу, почти утонувшая в песке, виднеется старая пушка с разорванным стволом. Во времена Великой Отечественной тут проводилась противовоздушная оборона.

Сейчас форт закрыт для посещения. Он в полуразрушенном состоянии, поэтому я не советую посещать это место – тут нет того, ради чего можно было бы сюда специально ехать.


Фото Олег Зырянов

Южный форт 1

Как и предыдущий форт, был построен с целью обезопасить территорию от наступления англо-французских судов. Вплоть до Великой Отечественной солдаты несли тут службу.

Форт защищал Малую дорогу жизни – ту самую единственную ниточку, которая соединяла Ленинград и Большую землю. Сейчас он закрыт для посещения.

Как добраться до Кронштадта

Летом можно преодолеть воды Финского залива на катере, записавшись на экскурсию. Для самостоятельного осмотра легко добраться туда на маршрутном такси, которые идут от метро «Проспект Просвещения». Выход из метро один. Когда выйдете из метро, то слева увидите большой перекресток, надо перейти две дороги этого перекрестка. На углу находится остановка. Вам нужна маршрутка К407. Стоимость проезда до Кронштадта 79 рублей. Попросите водителя довести до Морского собора, не забудьте также спросить, где находиться конечная остановка у этой маршрутки.

Экскурсии в Кронштадт из Санкт-Петербурга

Гиды представляют увлекательную программу. Самому лучше составить список. Летом приятно прогуляться по Петровскому парку, Летнему саду. Вечером глаз и слух радует поющий фонтан, репертуар которого не ограничивается хитами современности, представляя и классику. Внутри гранитного бассейна чаша, повторяющая контурами форт Кроншпот, заложенный при Петре I.

Культурно просветиться можно в Драматическом театре Балтийского флота. Возник он в 30 годы XX века, опираясь на художественную самодеятельность. Постепенно приобрёл профессионализм. Много претерпел, в том числе переезды. Сейчас он радует зрителя русской классикой, не пренебрегая современными пьесами о флоте. Для детской аудитории в репертуаре есть сказки. Театр принимает участие в международном фестивале «Балтийский дом». Последним популярным действом является музыкальное поэтическое кинопредставление «Письма с фронта».

С историей соприкоснуться позволяет Музей истории Кронштадта. Он повествует о том, как возводились здания и форты, знакомит с бытом городских жителей и моряков, их традициями. Здесь можно увидеть коллекцию фотоаппаратов, музыкальную шкатулку, приспособления для чистки медных пуговиц, круглую логарифмическую линейку, самовар, модели наводного и подводного транспорта.

Тем, кто интересуется наукой, понравится в музее-кабинете А.С.Попова, который, будучи талантливым физиком, не только изобрёл телеграф, но и внёс большой вклад в науку.

В помещении бывшей водонапорной башни (XlX век) расположилась выставка «Тайны затонувших кораблей», фундамент создания музея подводной археологии.

Это город моряков, всё связано с морем. Любителям моря наверняка захочется взглянуть на маяки. У входа в Петровский канал на пирсе стоит деревянный маяк. Несмотря на свою древность, он действующий, зайти внутрь в качестве посетителя не удастся.

Правдоподобно передаёт образ Петра I его памятник в Петровском парке, открытый в XlX веке, когда правителем был Николай I. Город помнит своего основателя.

Красив Итальянский дворец князя Меншикова (XVlll век). Летом живописно смотрится Итальянский пруд. На набережной можно увидеть выставку крепостных и корабельных орудий (XVlll – XlX вв). Рядом со сквером бюст художнику Айвазовскому.

Город гордится священной архитектурой. Часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери, возведённая в конце прошлого века, представляет собой скромный образец деревянного зодчества, с шатровым завершением, с крыльцом с навесом, со ступенями в 2 стороны. Храм действующий.

По указу Николая II к 200-летию Российского флота в начале XX века заложен, спустя несколько лет освящён Никольский Морской собор. В нём по сей день проводятся богослужения.

У Собора Владимирской иконы Божией Матери было 2 рождения. Первоначально, в XVlll веке, построили деревянную церковь. Но около полувека спустя её уничтожил пожар. Тогда на её месте выстроили помещение из камня. Сегодня храм открыт для прихожан.

Гостям города рекомендуется увидеть Воздвиженскую церковь, Андреевский собор (не полностью сохранившийся), мосты – Синий и Макаровский, Гостиный двор, Кронштадтский футшток, Арсенал.

Риф

Второе название форта — «Александровская батарея». Расположен на западе Кронштадта. В военных действиях участия никогда не принимал.

Закладка крепости произошла в 19 веке. Но ее разобрали, чтобы построить новые укрепления, по общей технологии конструкции, принятой в стране. Строительство завершилось в начале 20 века. После ВОВ на территории форта было хранилище боеприпасов. Позже Риф разворовали и вынесли все металлические элементы.

С 2014 по 2021 годы Риф был открыт для свободного посещения. Сейчас его можно осмотреть с экскурсией, по предварительной записи. Самостоятельно увидеть форт можно только с моря. Крепость привлекает туристов таинственным подземельем, камерами утилизации боеприпасов.

Риф находится в 2.5 км от Шанца, но дороги для автомобилей там нет. Пройти это расстояние можно пешком за полчаса.

Форт Кроншлот

Кроншлот — первый форт Кронштадта. Изначально он был деревянным, много раз перестраивался и сейчас от его первоначального внешнего вида практически ничего не осталось. В годы ВОВ здесь располагались зенитные орудия и дислоцировалась воинская часть противодесантной обороны, а после войны — лаборатория по размагничиванию кораблей.

Сегодня форт обитаем — на севере все так же расположен пост размагничивания кораблей, а на юго-западе — маяк. Посетить его можно в составе организованной экскурсии на теплоходе, но нужно узнавать заранее о том, будет ли остановка на Кроншлоте. Смельчаки могут осмотреть его самостоятельно. Это мероприятие может быть очень рискованным, но великолепные виды, открывающиеся с форта на фарватер и проплывающие мимо корабли, того стоят.

Что посмотреть в Кронштадте за 1 день

Не беда, если вы выбрались в Кронштадт всего на 1 день, вы обязательно успеете посмотреть главные достопримечательности.

Якорная площадь

Якорная площадь – это самое «сердце» города Кронштадт. Она имеет необычную треугольную форму. Площадь протянулась от Советского моста до Обводного канала. На Якорной площади сохранилась уникальная чугунная мостовая — едва ли не единственная в России, протяженностью около 200 метров. Вокруг нее находится большая часть достопримечательностей. Например, Док Петровский – старейшее гидротехническое сооружение России и Никольский морской собор.

Якорная площадь.

Никольский морской собор


Время работы:
ежедневно с 10:00 до 19:00
Адрес:
Якорная площадь, 1
Стоимость посещения:
бесплатно

Никольский морской собор

Построен в последние годы перед распадом Российской Империи в память о погибших моряках и является главным храмом военно-морского флота

России и филиалом Центрального военно-морского музея. Имеет необычную архитектуру для этой местности в неовизантийском стиле. Главное, ради чего нужно, в первую очередь, идти в Морской Никольский собор: памятные доски из черного мрамора, где золотыми буквами высечены имена погибших моряков. Здесь перед глазами проходит вся история русского флота.

Летний сад

Территория Летнего сада тесно связана с жизнью основателя города – Петром Великим. Здесь находился его небольшой домик. Фактически это самый старый парк Кронштадта. Погулять здесь можно в любое время и абсолютно бесплатно. К Летнему саду можно подойти и со стороны Якорной площади и со стороны ул. Петровской.Трудно поверить, что на территории парка когда-то росли абрикосы и ананасы, сливы и пальмы. Летний сад был создан на основе садов и оранжерей, прилегающих к домам «царского города» и стал первым общественным садом Кронштадта в 1806 году. Когда-то это был прекрасный благоустроенный парк, но нынешнее его состояние только напоминает о былом величии.

Летний сад

Петровская пристань

Пройдя через Петровский парк, мы выйдем к Петровской, или Зимней пристани Кронштадта. Пристань называется Зимней потому что корабли стоят здесь круглый год. Именно сюда прибывают все теплоходы из Санкт-Петербурга, а часть пристани занята кораблями Балтийского флота. Петровская пристань является парадными морскими воротами города. Здесь швартовались военные корабли и торговые суда, здесь же встречали важных гостей. Отсюда отправлялись в кругосветные путешествия и уходили в походы многие известные мореплаватели. Среди достопримечательностей Кронштадта, расположенных на Петровской пристани, особого внимания заслуживают якоря катеров, участвовавших в Петергофском десанте 1941 года.

Петровская пристань. Фото @tale_for_eva

«Поющий» фонтан

Местоположение: Сквер у Гостиного двора / проспект Ленина, 25

«Поющий» фонтан

Фонтан представляет собой бассейн, облицованный гранитом. Внутри него помещена чаша, напоминающая облик форта «Кроншлот». Фонтан открыт в честь трехсотлетия города. Музыкальное шоу начинается каждый час, а в вечернее время фонтан подсвечивается разноцветными огнями. В репертуаре фонтана произведения отечественных и зарубежных исполнителей – Чайковского, Глинки, Вивальди, но помимо них есть и современные мелодии. Высота струй 30 метров.

Прогулка по Кронштадту

Если вы приехали в Кронштадт на автобусе или маршрутке, можете начать осмотр достопримечательностей с Гостиного двора. Это постройка XIX века, занявшая в свое время место торговых рядов. Впоследствии здание было разрушено пожаром. Во время восстановительных работ его первоначальный облик был изменен, хотя некоторые черты традиционной для начала XIX архитектуры сохранились.

Прогулка начинается с Андреевского сквера. Через него надо пройти к Обводному каналу, опоясывающему центр Кронштадта. Его строительство началось в конце XVIII века и закончилось почти через 50 лет. Это любимое прогулочное место жителей городка и туристов.

Пройдя дальше, вы окажетесь перед Синим мостом. На устое перед ним находится еще одна достопримечательность – самый старый в мире футшток – устройство для измерения уровня воды в Финском заливе.

Перейдя через канал по Синему мосту, вы окажетесь на Якорной площади, откуда начинаются все обзорные экскурсии.

Морской Никольский собор

Доминанта Якорной площади и главная достопримечательность Кронштадта – Морской Никольский собор. Это один из немногочисленных представителей тематических соборов. Выстроен он по образцу Софийского храма в Константинополе. Место для него было выбрано не случайно. Купол и крест собора – первое, что видели моряки, возвращаясь в родную гавань.

Он задумывался как памятник погибшим морякам – изначально в нем хранились мраморные плиты с начертанными на них именами. Внутренняя отделка храма была посвящена морской тематике.

Сегодня Морской собор восстановлен, вновь передан православной церкви и является действующим.

Якорная площадь

Якорная площадь – это бывшее место хранения старых якорей и якорных цепей. Здесь до сих пор сохранились фрагменты чугунной мостовой. На площади вы увидите памятник бывшему начальнику Кронштадтского порта вице-адмиралу С.О. Макарову – океанографу, исследователю русского Севера, кораблестроителю и изобретателю.

Якорная площадь – место официальных торжеств в Кронштадте. Здесь горит Вечный огонь. От площади отходит Красный мост, больше известный под неформальным названием – Макаровский. Это пешеходный виадук с ажурной боковой конструкцией над Петровским оврагом.

Летний сад

С Якорной площади вы попадаете в Летний сад, заложенный в начале XVIII века. Его окружает старинная чугунная ограда. Когда-то его центральная аллея называлась Петровской першпективой и была улицей, на которой жили представители местной власти («Царский город»).

Позже все постройки были снесены и сегодня разросшийся сад – общественное место, где любят отдыхать жители Кронштадта. Туристов привлекают сюда памятники:

  • монумент в память о погибшем экипаже клипера «Опричник» — судна, затонувшего во время шторма в Индийском океане;
  • памятник мичману А. Домашенко, погибшему при спасении одного из членов экипажа корабля «Азов»;
  • камень, заложенный на месте предполагаемого памятника пирату Полу Джонсу, которого Екатерина II пригласила к себе на службу (проект так и не реализовался).

Восточная сторона Летнего сада примыкает к зданию театра Балтийского флота, бывшего когда-то Морским собранием (год постройки – 1876).

Петровский парк

Через Летний сад вы выходите к Петровскому парку, что напротив Итальянского пруда. Парк заложен на месте бывшего Александровского плаца, где проводились строевые учения и парады. В 1841 году здесь по инициативе тогдашнего губернатора города Ф.Ф. Беллинсгаузена был установлен памятник Петру.

А через 20 лет вокруг него стали высаживать деревья, территория была расчищена и построена парадная Петровская пристань, куда прибывали суда из Санкт-Петербурга. В конце XIX века на набережной установили пушку. Сегодня залпы из нее производятся только в торжественные дни.

Дворец Меньшикова и Итальянский пруд

В Купеческой гавани стоит еще одно примечательное здание – дворец Меньшикова (Итальянский дворец). Это официальная резиденция первого губернатора Кронштадта и друга императора Петра I Александра Меньшикова. Перед дворцом – Итальянский пруд, откуда берет начало Обводный канал. Итальянскими дворец и пруд называются потому, что автором проекта был архитектор из Италии Дж. Фонтан.

На набережной гавани сохранился кран, которым снимали на зиму мачты с кораблей. А немного дальше – здание рыбных торговых рядов (XIX в.). Берега Итальянского пруда в середине XIX века были зашиты гранитом, и на них установили старинные орудия.

Форт Александр I (Чумной)

Многие форты Кронштадта ассоциируются в сознании людей с тайнами и загадками. Одно из таких мест — форт Александр I. После того, как орудия, располагавшиеся здесь, безнадежно устарели и крепость была выведена из оборонного состава, началась полная мистики история форта.

Отдаленная от берега постройка была идеальной для проведения секретных видов работ. Именно здесь расположилась противочумная лаборатория, в которой проводились опыты со смертельно опасным возбудителем.

Одно время ходили слухи, будто бы здесь погибло несколько человек, а те, кто спускался в подземелья форта, утверждают, что в помещениях бывшей лаборатории до сих пор можно найти пробирки с неизвестным веществом. Так или иначе, самостоятельное путешествие в подземные лабиринты этой крепости может быть крайне опасным.

В 90-е годы прошлого века на территории форта проводились дискотеки, в начале XXI века здесь проходили съемки знаменитых сериалов «Морские дьяволы» и «Фаворский». В наши дни существует проект постройки на территории сооружения большого развлекательного комплекса, но в силу дороговизны пока никто не решился воплотить его в жизнь. С 2011 года можно посетить форт в составе лодочной экскурсии.

Форт «Кроншлот»

На юге от Кронштадта располагается «Кроншлот» — старейший форт острова. Его начали строить еще в 1704 году для защиты Петербурга от шведов. Он был возведен еще до заселения острова жильцами, которые появились здесь только к 1710 году. Первая перестройка крепости началась уже в 1714 году, когда к ней были добавлены первые пушки. Также в ее центре появилась искусственная гавань. Все работы были завершены только к 1724 году. В 1749 году на месте деревянного «Кроншлота» был возведен каменный форт. В 1803 году в гавани был построен пороховой погреб. В 1896 году форт утратил свое стратегическое значение и был выведен из состава оборонительных сооружений. В последующие годы помещения форта использовались для хранения оружия, а во время Великой Отечественной войны здесь располагались зенитные орудия, защищавшие Ленинград.

Во время прогулок на катере туристы могут своими глазами увидеть форты Кронштадта. Экскурсии обычно не предусматривают высадку на берег «Кроншлота», поэтому путешественники довольствуются видами издалека. Правда, вы можете самостоятельно посетить форт, однако осмотр его построек может быть опасен.

Характеристика КЗС Санкт-Петербурга

Комплекс защитных сооружений имеет длину 25,4 м и способен выдержать подъем воды до 5,4 метра.

Технические моменты

Защитная дамба состоит их 2 частей – северной и южной. Она соединяет остров Котлин с берегами Невской губы.

Современный КЗС Санкт-Петербурга состоит:

  • из 11 каменно-земляных дамб,
  • 6 водоупорных сооружений для свободного стока воды,
  • 2 судопропускных сооружения для пропуска речных и морских судов,
  • автомагистрали в 6 полос, включающей7 автодорожных мостов, уникальный автомобильный тоннель под водой и две транспортные развязки.

Водные сооружения оборудованы затворами, которые в обычное время открыты и свободно пропускают воду. При угрозе наводнения затворы закрываются и изолируют город от моря.

Защитные сооружения способны выдержать до 5,15 м воды. Комплекс может быть закрыт только на 48 часов: в Неве копится вода, которую надо выпускать в залив, иначе она зальет город.

Размеры пропускных сооружений внушительны, пролеты 200 метров с глубиной 16м.

Защитная дамба Санкт-Петербурга защищает город от наводнений и служит автомагистралью, являясь частью КАД – кольцевой автодорожной трассы А-118.

Часть этой дороги проходит по огромному тоннелю, расположенному под водой (на верху – судоходный путь). Путешествие по нему напоминает кадры из фантастического фильма.

Длина тоннеля 1361 м. Внутри он облицован жаропрочными керамическими плитами, способными выдержать даже горящий бензовоз. Но плитки очень хрупкие и неустойчивы к удару.

Система работы КЗС

О приближении наводнения узнают заранее, минимум за 60 часов до волны. Гидрометцентр сообщает дирекции КЗС, которая предупреждает администрацию порта о прекращении навигации. Закрываются затворы судопропускных и водопропускных сооружений.

За ситуацией на дамбе с центрального пульта следит целая бригада диспетчеров. На все внештатные ситуации разработано 26 сценариев возможных действий.

Все помещения находятся под постоянным видеонаблюдением

Объект имеет важное стратегическое значение. По дамбе проходят кабели связи подача электричества в Кронштадт, там же – пульт управления затворами дамбы

Завершение строительства КЗС обеспечило защиту города от наводнений, наладило наземную транспортную связь Кронштадта с материком. За время существования дамба спасла Петербург от трех сильнейших наводнений.

Кроме того, был создан участок кольцевой дороги вокруг Санкт- Петербурга, за счет вывода транзитного транспорта из центра оздоровилась воздушная среда города.

Вокруг дамбы много искусственных островов, на многих из них расположены форты Кронштадта. Много заболоченных территорий. Здесь садятся на отдых стаи перелетных птиц. Их никто не беспокоит, охота в этих местах запрещена.

Кронштадтский Гостиный двор

Кронштадтский Гостиный двор — это уменьшенная копия Петербургского Гостиного  Двора. Старинный торговый центр, построенный в центре города по приказу Николая І на месте торговых рядов. Двора.

В завершении статьи, хотим ответить и дать совет на возможно еще не заданный вопрос, что посмотреть в Кронштадте за 1 день самостоятельно

Форт Обручев

Форты Кронштадта перестали возводиться в 1913 году, последним стал форт Обручев. Он находится по соседству с Тотлебеном и активно модернизировалась вплоть до 40-х годов прошлого века, участвовала в войне с финнами, а затем и фашистской Германией.

Но в 50-х годах некогда величественная и грозная оборонительная постройка была брошена за ненадобностью и пришла в плачевный вид. Любители легкой наживы сняли и вывезли все металлические конструкции, также была разобрана обшивка казематов.

От форта Обручев остались лишь руины, а остров, на котором он стоит, густо зарос мхом, травой и другой растительностью. Экскурсии к нему не проводятся в связи с удаленностью и опасным местоположением.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий