Москва как субъект Российской Федерации. Справка

Что такое коды субъектов РФ и где их найти

Для унификации, автоматизации ведения документов, сбора статистических данных, учета налоговых поступлений всем субъектам РФ присваиваются персональные коды. Например, зная государственный номер автомобиля, выданный ГИБДД, можно сразу узнать, из какого он региона, где стоит на учете.

В платежных квитанциях, при заполнении налоговой декларации юридическими, физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями дополнительно указывается код ОКТМО. Расшифровка такая: общероссийский классификатор территорий муниципальных образований.

Полный перечень кодов субъектов РФ можно найти в Википедии.

Список округов

ФО были созданы указом президента Владимира Владимировича Путина весной 2000 года. В тот момент было образовано 7 таких территориально-административных единиц. В 2010 году президент Дмитрий Анатольевич Медведев своим указом вывел из состава ЮФО и создал новую единицу – СКФО. В 2014 году появилась девятый – Крымский, но в 2016 его перевели в ЮФО. С тех пор количественных изменений не проводилось.

Центральный

ЦФО – единственный, в составе которого отсутствуют республики. В нем присутствуют только области и один город федерального значения – Москва, который и является центром. Обладает самой большой плотностью населения (60,37 человек на квадратный километр) и самой высокой численностью – почти 40 миллионов человек. Более 80% всех граждан проживают в городах. Большая часть из них прописаны в Москве и Московской области.

Северо-Западный

Состоит из 11 субъектов, количество жителей – почти 14 миллионов. Большая часть территорий расположена в европейской части севера. На климат большое влияние оказывает Северный Ледовитый и моря Атлантического океана, а также большое число различных водоемов

Благодаря множеству лесов имеет важное туристическое и экономическое значение. Здесь добывается много полезных ископаемых, а также нефть

Южный

Исходя из названия понятно, что он располагается на юге европейской части. Число жителей – 16,5 миллионов. 62% всех людей проживают в городах. С 13 мая по 21 июня 2000 года носил другое название – СКФО. Состоит из 8 субъектов.

Северо – кавказский

Состоит из 7 административно-территориальных единиц Российской Федерации, население не превышает 10 миллионов. Самый небольшой по занимаемой площади. Граничит с рядом соседних государств – Абхазией, Азербайджаном и Грузией. Все границы являются сухопутными, однако имеется одна водная – с Республикой Казахстан. Особенностью является национальный состав – менее трети всех граждан составляют славяне.

Приволжский

В составе находится 14 субъектов, отсутствует выход к Мировому океану. На территории ПФО проживает почти пятая часть населения всей страны – практически 30 000 000 человек, почти три четверти которых обитает в городах. Не стоит путать понятия ПФО и Поволжья, это абсолютно разные географические единицы.

Уральский

В составе нет республик, только области и автономные округа (среди последних – Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский). Самыми полезными в плане наполнения бюджета являются как раз последние, они формируют свыше 30% всех поступающих финансовых средств. Имеет внешнюю границу с Республикой Казахстан. Наибольшее число граждан проживает в центральной и южной частях, так как там и располагаются крупные населенные пункты.

Практически в каждой административно-территориальной единице присутствуют крупные месторождения минералов. Также в УФО активно добывается нефть и газ. За счет этого и обеспечиваются большие поступления в бюджет. Большое число сельскохозяйственных угодий активно используются в аграрной сфере.

Сибирский

Состоит из 10 административно-территориальных единиц, среди которых – республики, области и края. Занимает четверть всей площади страны. 2018 году ознаменовался переводом Бурятии Забайкальского края в ДФО. Численность населения составляет около 17 000 000 граждан.

Дальневосточный

ДФО расположен на Дальнем Востоке (что и отражено в названии), а также часть Восточной Сибири. Занимает порядка 40% площади государства и является самым крупным. Практически у всех административно-территориальных единиц в составе имеется выход к крупным водоемам. Соседствует с пятью государствами – Китаем, КНДР и Монголией на суше, а также Соединенными Штатами Америки и Японией по воде. Особенностью является отсутствие городов-миллионников.

Какие бывают субъекты РФ и сколько их

В соответствии с Основным Законом РФ (конституцией) в состав нашего государства входят 85 субъектов. Все они отмечены на карте.

  1. Республики (22). Субъекты РФ, имеющие право на свою конституцию, язык, собственную столицу.
  2. Края (9). Территориально-административные единицы, часто образованные в результате укрупнения национальных округов, областей.
  3. Области (46). Обширные территории вокруг значимого крупного города, являющегося их центром. Самая многочисленная из всех регионов.
  4. Еврейская автономная область. Единственная оставшаяся автономная область в России после распада СССР.
  5. Города федерального значения (3). К двум столицам – Москве и Санкт-Петербургу – в 2014 году добавился Севастополь. Договором аренды с Республикой Казахстан данный статус временно предусмотрен также для космодрома Байконур (до 2050 года).
  6. Автономные округа (4). Регионы, сформированные по национальному признаку. Имеют собственный устав (конституцию), вправе заключать международные договора.

Города, обладающие статусом федерального значения

Федеральное значение – этот термин сразу дает понять, что речь идет о чем-то очень важном для целого государства.Город федерального значения – это город, имеющий уникальный набор характеристик и качеств, которые поднимают его важность до государственного уровня.
Рис. 2

Санкт-Петербург – город з статусом федерального значенияВ России на сегодняшний день таких города 3:

Москва считается городом особого статуса по ряду причин:
Является столицей государства, следовательно – имеет особую важность.
В Москве сосредоточено все Верховное Правительство Российской Федерации. Именно здесь создаются, принимаются на рассмотрение и утверждаются различные законопроекты.
Высокий уровень ВВП.
Высокий уровень жизни населения.

Санкт-Петербург обладает статусом города федерального значения также по нескольким причинам:
Является северной столицей Российской Федерации.
В Санкт-Петербурге расположены многочисленные важнейшие точки и центры страны.
Высокий уровень развития экономической и политической систем, в связи с чем увеличивается уровень жизни населения.

Севастополь признан городом со статусом федерального по следующим причинам:
В нем расположены важнейшие стратегические точки страны, в том числе и главный штаб Черноморского флота, который считается самым большим в Российском военно-морском флоте.
Является международным портом.
Открывает для морских отношений России с другими государствами широкие перспективы, позволяя сообщаться по морским путям почти со всеми европейским странами.. Можно задаться вопросом, почему именно названные города получили такой высокий статус, ведь еще многие другие города обладают таким же характеристиками? Дать однозначного ответа на этот вопрос не получится, потому что для этого придется “окунуться” в глубины истории становления государства российского

Можно задаться вопросом, почему именно названные города получили такой высокий статус, ведь еще многие другие города обладают таким же характеристиками? Дать однозначного ответа на этот вопрос не получится, потому что для этого придется “окунуться” в глубины истории становления государства российского.

Как регионы отличаются полномочиями?

Прежде всего, стоит сказать о распределении власти согласно Конституции России. Формально все полномочия четко делятся по уровням власти – есть то, за что отвечает федеральный центр, за что отвечают субъекты, и за что они отвечают совместно.

Например, за оборону и безопасность, федеральный бюджет, внешнюю политику, судоустройство, прокуратуру, границы, выпуск денег, защиту прав человека и многое другое отвечает исключительно Российская Федерация. Это означает, что власти региона в принципе не могут вмешиваться в вопросы обороны или работу прокуратуры (хотя и могут содействовать в этом другими способами). А если какую-то часть работ выполняет регион, он обязательно получает на это субсидии из федерального бюджета.

Отдельный блок полномочий находится в совместном ведении федерального центра и регионов, например, владение землей, вопросы образования, здравоохранения, борьба с катастрофами, налогообложение, сельское хозяйство, и т.д. На практике это означает, что на борьбу со стихийными бедствиями регион будет тратить и свои деньги, и полученные от федерального бюджета.

Все, что не входит в соответствующие статьи Конституции, регулируется на уровне региона – и, соответственно, оплачивается региональным бюджетом (хотя некоторые полномочия не связаны с финансовой стороной).

Больше всего прав у республик – Конституция РФ даже определяет республику как государство. Правда, все юристы подчеркивают – такие республики не являются самостоятельными государствами, иначе РФ имела бы статус конфедерации, а не федерации. Кроме этого, ключевое отличие республики от других субъектов – наличие у нее собственной Конституции. Да, формально это тот же устав региона, но по статусу Конституция все же выше. Республиканская Конституция и законы не могут противоречить федеральным законам (в такой ситуации применяется именно федеральный закон).

Еще одно право республики – устанавливать государственный язык, помимо русского. Эти языки могут использоваться в официальных документах, но требовать их знания от жителей региона (например, чтобы получить избирательное право) власти республики не вправе. Также республика может иметь свой флаг, герб, гимн, она владеет землей, лесами, недрами и другими природными ресурсами на своей территории, и т.д.

Но и это еще не все. Из всех республик есть одна, которая имеет еще больше полномочий – это Татарстан. История тянется еще с 1992 года, когда все субъекты, кроме Татарстана и Чечни, подписали Федеративный договор. Власти Татарстана потребовали подписать отдельный документ – и в 1994-м получили его. Договор о разграничении полномочий действует до сих пор (хоть и в урезанном виде), но все равно – в Татарстане есть свой президент, обязательные 2 языка и право на часть доходов от нефти.

Полномочия других регионов скромнее, и не особо отличаются между собой. Край, область и город федерального значения имеют одинаковый правовой статус, но Москва выполняет функции столицы, и получает за это дополнительные деньги от других регионов.

Отдельно стоят автономные области и округа – они отличаются тем, что создаются по национальному признаку, поэтому отличаются национальным составом и бытом населения. Кроме того, как минимум 2 автономных округа в России – ХМАО и ЯНАО – основные доноры федерального бюджета, они суммарно дают порядка 40% его доходов.

Принципы федеративного устройства и конституционно-правовой статус РФ

О понятии федерации и ее признаках, а также об отличительных свойствах уже говорилось в пункте «Форма государственного устройства: понятие и виды». В России реализована именно эта форма государственного устройства.

Тем не менее каждая федерация, в том числе и российская, имеет свою специфику. К принципам федеративного устройства РФ относятся:

  • государственная целостность. РФ состоит из национальных республик, краев, областей, городов федерального значения, одной автономной области, автономных округов;
  • единство системы государственной власти;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • равноправие и самоопределение народов РФ. Самоопределение народов означает не отделение, а право на развитие своей самобытности, языка, культуры. Конституция РФ не предусматривает право субъектов на сецессию, то есть на выход из федерации;
  • равноправие субъектов РФ.

Правовой статус РФ определяется Конституцией РФ, декларацией о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г., федеративным договором от 31 марта 1992 г., который был подписан в Кремле РФ подавляющим большинством субъектов федерации. Не подписали его Татарстан и существовавшая тогда Чечено-Ингушетия. С республикой Татарстан был заключен договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республики Татарстан» в феврале 1994 г.

Элементами конституционно-правового статуса являются:

  • государственный суверенитет;
  • территориальное единство. Территория РФ включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

РФ обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории (с учетом положений п. 4 ст. 15 Конституции).

РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, режим государственной границы устанавливается одноименным законом;

  • единое федеральное гражданство. Каждая республика имеет свое гражданство. Гражданин республики является одновременно гражданином РФ. Утрата федерального гражданства влечет и потерю гражданства республики в составе РФ;
  • наличие общих для всех территорий органов государственной власти (Федеральное Собрание, Президент, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд);
  • единая федеральная система права, которая включает в себя:
    • федеральные нормативно-правовые акты;
    • нормативные акты субъектов федерации (уставы, законы);
    • нормативные акты местных органов.

К системе права РФ относятся некоторые законодательные акты бывшего СССР, если они не противоречат действующему федеральному законодательству;

  • наличие федеральной собственности. Это объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти; объекты оборонного производства, а также отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства; объекты, составляющие основу национального богатства (заповедники, курорты), государственная казна, музеи, объекты историко-культурного наследия;
  • единая денежно-кредитная система (п. 1 ст. 75 Конституции);
  • наличие единых вооруженных сил;
  • единый государственный язык. В РФ признаются равные права народов России на сохранение, развитие и поддержку государством их языков;
  • право международных отношений. РФ представляет и защищает как интересы федерации в целом, так и интересы каждого субъекта. Заключает международные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций. Она обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир;
  • наличие государственных символов: флага, герба и гимна;
  • наличие своей столицы. В соответствии со ст. 70 КРФ столицей России является г. Москва.

Терминология

Официальный правительственный перевод Конституция России в статье 5 говорится: «1. Российская Федерация состоит из республики, Крайс, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, которые имеют равные права с субъектами Российской Федерации ».

Еще один перевод Конституция России дает для статьи 65: “В состав Российской Федерации входят следующие субъекты Российской Федерации:“.

Как перевести русский термин обсуждали на 49-й ежегодной Американская ассоциация переводчиков конференция в Орландо, в котором переводчик-фрилансер Том Феннел утверждал, что термин «субъект Российской Федерации» следует предпочесть термину «субъект». Эту рекомендацию разделяет и Тамара Некрасова, руководитель отдела переводов, Гольцблат. BLP, которая в своей презентации “Ловушки и неудачи в юридическом переводе” в Париже заявила, что “субъект РФ более уместно, чем субъект Российской Федерации (тема подходит для монархии) ».

Ранг (как указано в конституции и ISO)русскийАнглийский перевод конституции ISO 3166-2: RU (Информационный бюллетень ISO 3166-2 II-2 (30.06.2010))
(Кириллица)(Латинский)ОфициальныйНеофициальный
Нет данныхсубъект Российской Федерациисубъект Российской Федерациисубъект РФсубъект Российской Федерации(не упомянуто)
1республикареспубликареспубликареспубликареспублика
2крайкрайкрайтерриторияадминистративная территория
3областьобластьʹобластьобласть, крайадминистративный район
4город федерального значениягород федерального значениягород федерального значениягород федерального значенияавтономный город(русский термин, используемый в ISO 3166-2 – автономный город автономный город)
5автономная областьавтономная областьʹавтономная областьавтономная областьавтономная область
6автономный округавтономный округавтономный округавтономный округавтономный округ

Слияния, разделения и внутренние территориальные изменения

Карта субъектов федерации России с выделением тех, которые объединились в первом десятилетии XXI века (желтым цветом), и тех, слияние которых обсуждалось в том же десятилетии (оранжевым цветом)

Начиная с 2005 года, некоторые субъекты федерации были объединены в более крупные территории. В этом процессе шесть очень малонаселенных субъектов (составляющих в общей сложности 0,3% населения России) были интегрированы в более густонаселенные субъекты в надежде, что экономическое развитие этих территорий выиграет от гораздо более крупных доходов их соседей. В процесс слияния был завершен 1 марта 2008 года. С марта 2008 года никаких новых объединений не планировалось. Шесть территорий стали «административно-территориальными районами с особым статусом». В них значительная доля меньшинств, причем русские составляют большинство только в трех из них. Четыре из этих территорий имеют второй официальный язык помимо русского: Бурятский (на двух из объединенных территорий), Коми-Пермь, Коряк. Это исключение: все другие официальные языки России (кроме русского) устанавливаются Конституциями входящих в нее республик (Мордовия, Чечня, Дагестан так далее.). Статус «административно-территориальных округов с особым статусом» подвергался критике, так как не фигурирует в Конституции Российской Федерации.

Дата референдумаДата слиянияОригинальные сущностиОригинальные кодыНовый кодОригинальные сущностиНовая сущность
2003-12-072005-12-011, 1а59 (1), 81 (1а)90 Пермская область (1) + Коми-Пермяцкий автономный округ (1а)Пермский край
2005-04-172007-01-012, 2а, 2б24 (2), 88 (2a), 84 (2b)24 Красноярский край (2) + Эвенкийский автономный округ (2а) + Таймырский автономный округ (2b)Красноярский край
2005-10-232007-07-013, 3а41 (3), 82 (3а)91 Камчатская область (3) + Корякский автономный округ (3а)Камчатский край
2006-04-162008-01-014, 4а38 (4), 85 (4а)38 Иркутская область (4) + Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (4а)Иркутская область
2007-03-112008-03-015, 5а75 (5), 80 (5а)92 Читинская область (5) + Агинский Бурятский автономный округ (5а)Забайкальский край

Помимо тех шести территорий, которые полностью перестали быть субъектами Российской Федерации и были отнесены к территориям с особым статусом, еще три субъекта имеют статус субъекта, но одновременно являются частью более населенного субъекта:

  • Ненецкий автономный округ (Население 2010 г. – 42090 человек) является субъектом с 1993 г., но также, согласно Конституции, является частью Архангельская область
  • Ханты-Мансийский автономный округ получил автономию в 1977 году, но одновременно является частью Тюменская область
  • Ямало-Ненецкий автономный округ получил статус субъекта в 1992 г. (после получения автономии в 1977 г.), но также входит в состав Тюменской области.

С расчетным населением 49348 человек по состоянию на 2018 год, Чукотка в настоящее время является наименее населенным субъектом России, не входящим в состав более населенного субъекта. Он был отделен от Магаданская область в 1993 году. Чукотка является одним из самых богатых субъектов России (с ВРП на душу населения, эквивалентным Австралийскому), и поэтому не вписывается в схему слияния субъектов с целью получения выгоды от экономического динамизма соседа.

В 1992 г. Ингушетия отделен от Чечнякак для того, чтобы держаться подальше от растущего насилия в Чечне, так и для попытки завладеть восточной частью Северной Осетии (это не сработало: чеченский конфликт распространил насилие на Ингушетию, а Северная Осетия сохранила свои Пригородный район). Эти две мусульманские республики, населенные в подавляющем большинстве (95% +) близкородственными Вайнахский народ, Говорящий Вайнахские языки, остаются двумя беднейшими субъектами России с ВРП на душу населения в Ингушетии, эквивалентном Ираку. Однако, согласно статистике 2016 года, они также являются самыми безопасными регионами России, а также имеют самое низкое потребление алкоголя, причем уровень отравлений алкоголем как минимум в 40 раз ниже, чем в среднем по стране.

До 1994 г. Сокольский район, Нижегородская область был частью Ивановская область.

В 2011–2012 годах территория Москвы увеличилась на 140% (до 2511 км2).2 (970 квадратных миль)) путем приобретения части Московская область.

13 мая 2020 года губернаторы Архангельской области и Ненецкого автономного округа объявили о своем плане слияния после обвала цен на нефть из-за COVID-19 пандемия. 2 июля процесс был прекращен.

Коды регионов: старые и новые

За время существования Российской Федерации, то есть чуть менее 30 лет, список кодов регионов на автомобильных номерах множество раз подвергался изменению как в сторону увеличения путём выделения новых кодов, так и путём отмены старых.

Отменённые и аннулированные коды регионов

К отмене старых кодов регионов, на наш взгляд, могли привести следующие причины:

  • объединение регионов (Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, Красноярский край и входящие в него округа, Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский округ, Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ);
  • увеличение количества зарегистрированных автомобилей (Москва, Московская область, Санкт-Петербург);
  • принятие в состав Российской Федерации новых субъектов (Республика Крым и город федерального значения Севастополь);
  • расположение региона, способствующее большому потоку транзитных автомобилей (Приморский край, Калининградская область);
  • иные причины.

На сегодняшний день прекращена выдача 29 кодов автомобильных номеров: 2,16, 20, 23, 24, 25, 34, 42, 50, 52, 54, 59, 61, 63, 66, 74, 78, 86, 90, 93, 96, 97, 98, 99, 150, 190, 197, 199, 777. Основная причина их отмены — исчерпание доступных уникальных комбинаций букв и цифр, необходимых для дальнейшего присвоения, а также упразднение регионов в связи с объединением.

Новые коды регионов

С 2000 года по сегодняшний день введено в действие 22 новых кода регионов. Среди них встречаются как двух-, так и трёхзначные:

  • двузначные:
    • 82 (Республика Крым);
    • 92 (Севастополь);
    • 95 (Чеченская Республика);
  • трёхзначные, начинающиеся на «1»:
    • 102 (Республика Башкортостан);
    • 116 (Республика Татарстан);
    • 123 (Краснодарский край);
    • 124 (Красноярский край);
    • 125 (Приморский край);
    • 134 (Волгоградская область);
    • 142 (Кемеровская область);
    • 152 (Нижегородская область);
    • 154 (Новосибирская область);
    • 159 (Пермский край);
    • 161 (Ростовская область);
    • 163 (Самарская область);
    • 174 (Челябинская область);
    • 178 (Санкт-Петербург);
    • 186 (Ханты-Мансийский автономный округ);
    • 196 (Свердловская область);
  • трёхзначные, начинающиеся на «7»:
    • 716 (Республика Татарстан);
    • 750 (Московская область);
    • 799 (Москва).

В 2000 году Приказом МВД была прекращена выдача регистрационных знаков с кодом региона «20». Новым кодом для Чеченской Республики стал «95».

В Чечне выдаётся двухстрочный транзитный автомобильный номер с кодом «95»

Интересную судьбу имеет и код региона «82». Изначально он принадлежал Корякскому автономному округу, который был объединён с Камчатской областью и утратил административную самостоятельность. После вхождения двух новых регионов в состав Российской Федерации указанный код был закреплён за Республикой Крым. Но на этом его скитания не закончились и с 2016 года, в связи с нехваткой свободных комбинаций, автомобильные номера с кодом «82» стали выдаваться во множестве регионов России. Среди них: Санкт-Петербург, Белгородская, Кемеровская, Курская, Липецкая, Самарская, Ростовская, Оренбургская, Новосибирская области, Республики Дагестан, Чувашия и Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ и другие.

Хотя информация об общефедеральном использовании кода региона «82» официально не публиковалась, будучи жителем Санкт-Петербурга, я неоднократно слышал от знакомых, что в нашем городе в последние годы он активно использовался.

По номерам с кодом «82» сложнее всего определить регион автомобилиста

Трёхзначные коды регионов: новый формат

Изначально коды регионов на номерных знаках соответствовали тому порядку, в котором субъекты федерации были перечислены в ч.1 ст. 65 Конституции РФ. Но уже в первые десять лет стало понятно, что в наиболее развитых и населённых территориях регистрационных знаков на всех не хватит.

Подсчитано, что на один код региона можно выдать всего лишь 1 727 276 номерных знаков. В связи с этим новые коды стали делать, добавляя к старому первую цифру (например, «78» и «178» для Санкт-Петербурга). Сначала в ход шла цифра «1», а потом в качестве первой стали использовать «7». Исключения из этой общей логики могут быть обусловлены процессами объединения регионов. Так, Пермскому краю выделены коды «59» и «159», а «81» достался ему от вошедшего в состав Коми-Пермяцкого автономного округа.

Приказом МВД от 26 июня 2013 №478 было разрешено использование «7» для формирования трёхзначных кодов территориальных единиц.

Исходя из этого, номера, начинающиеся на цифру «3» и заканчивающиеся на два нуля, точно являются подделкой. А вот номера на «2» малым тиражом выпускались в Москве, поэтому встретить их на дорогах реально.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий