Музеи Антона Павловича Чехова в России и мире. Справка

Музей-усадьба Мелихово

Вход внутрь  музея производится через домик-кассу, в котором приобретаются билеты на посещение и разрешение на фотографирование. Всех зашедших на территорию усадьбы встречает сам памятник великому писателю. Интересно то, что там он изображен без своего всем известного пенсне.

Сразу за памятником расположен Театрально-выставочный зал с большой экспозицией работ брата писателя Николая Чехова. Будучи художником иллюстратором, он, помимо собственных картин и работ для сатирических журналов, сделал множество иллюстраций к произведениям великого мастера художественного слова.

Здесь же располагается выставка детских рисунков, состоящая из иллюстраций к работам А.П. Чехова. Особой популярностью у ребят пользуется собака Каштанка, которая изображена на доброй трети рисунков. В концертном зале организовываются разнообразные театральные фестивали с участием именитых артистов.

Юность Чехова

Когда Чехову исполнилось 16, Павел Егорович был признан банкротом и, спасаясь от кредиторов, уехал вместе с семьей в Москву. В Таганроге остался один Антон, которому нужно было доучиваться в гимназии. Так, несколько лет будущий писатель провел один, без семьи, обеспечивая себя самостоятельно. И хотя эти годы были не самыми легкими, в будущем Чехов напишет, что они пошли ему на пользу: он всерьез погрузился в учебу, подрабатывал репетиторством и писал свои первые очерки и рассказы. Более того, многие исследователи жизни Чехова склоняются ко мнению, что писатель добился выдающихся результатов и в медицине, и в литературе именно благодаря этой разлуке с семей.

Так как уклад жизни в доме Чеховых был не самым простым: отец, хотя и обладал многими добродетелями, был весьма вспыльчивым человеком, который легко мог поднять руку и на детей, и на супругу. В итоге двое братьев Антона Павловича пристрастились к спиртному, еще двое – рано ушли из жизни, хотя все они были талантливы и подавали надежды.

Генеалогическое дерево Антона Павловича Чехова http://chekhov.velchel.ru/index.php?cnt=4

Театральный фестиваль «Мелиховская весна»

Фестиваль «Мелиховская весна»

Впервые на такую «дерзость» отважился липецкий драматический театр. Главный режиссер и актеры, очарованные чеховской усадьбой, решили сыграть здесь недавно поставленную «Чайку».

В пасмурный июньский день 1982 случилось чудо: поместье, «колдовская» атмосфера Мелихова просочились в спектакль. Артисты стали частью чеховского мира. Они не играли, а жили в нем, объясняясь и ссорясь, мучаясь своими проблемами. А зрители, словно подсматривали за чужим, давно прошедшим временем. Следующий спектакль липчане сыграли в мае. Так началась история «Мелиховской весны».

В конце минувшего столетия популярность театрального Мелихова увеличилась настолько, что назрела необходимость кардинальных изменений. В 2000 сольные гастроли липецких артистов переросли в полновесный международный фестиваль «Мелиховская весна».

Однако «Мелиховская весна» при всей своей свободе сформировала собственные традиции: постановку только драматических, прозаических творений Чехова и спектаклей о великом мастере. Неизменно на каждом фестивале присутствовала «Чайка», как символ чеховского театра.

Начиная с 2007, Международный фестиваль «Мелиховская весна» проходит в новом, более серьезном формате. Из присланных заявок строго отбираются лучшие работы только профессиональных театров. Причем, предпочтение отдается премьерным постановкам. Каждый год у фестиваля – своя уникальная концепция.

В настоящее время «Мелиховская весна» – это культурное событие мирового масштаба.

Таганрогский литературный музей

Музей разместился в здании мужской классической гимназии, в которой с 1868 по 1879 годы обучался Антон Чехов. Гимназия эта была выдающимся учебным заведением, старейшим на юге России. При ней имелись историко-географический музей, библиотека, метеостанция, ботанический сад. Кроме Антона в гимназии учились все его братья Александр, Николай, Иван и Михаил, а также известные в России и мире художник К. Савицкий, поэт Н. Щербина, композиторы В. Захаров и С. Майкопар и другие выдающиеся деятели искусства и науки.

Годы, проведенные в гимназии, значительно повлияли на творчество будущего писателя. Именно здесь им были написаны первые литературные произведения.

Домик Чехова

Малюсенький флигелек, общей площадью 30 кв.м, в глубине двора на Полицейской (ныне Чеховской) улице был построен в 1850 г. В конце 1859 г. в нем поселилась семья купца 3 гильдии Павла Егоровича Чехова. Домик приглянулся низкой арендной платой и близостью к Петровской площади, где у купца находилась бакалейная лавка.

В этом домике 17(29) января 1860 г. в семье родился третий сын – Антошка – будущий великий писатель. Здесь Чеховы прожили до марта 1861 г. Внутри сохранились три комнатки, кухонька и малюсенькая кладовая. Комнатки настолько малы, что в них едва можно поместиться в полный рост. Одна из комнат сразу была отдана под детскую двум старшим сыновьям, во второй разместились мама, папа и маленький Антошка, третья одновременно служила гостиной, столовой и рабочим кабинетом отца — Павла Егоровича.

Семья Чеховых была очень религиозной, в доме много икон. В настоящее время скромная обстановка середины XIX в. воссоздана практически в первоначальном виде.

Общественная деятельность и благотворительность

Чехов был влюблен в русскую деревню. Не мог представить себе Россию без деревенского уклада жизни, без усадеб и садов. Но любил он ее не только в душе и на страницах своих книги, но и в своих поступках, делами доказывая, что «любовь – это глагол». Так, писатель на свои средства построил четыре деревенские школы, оборудовав их всем необходимым и наняв учителей, организовал и профинансировал строительство нормальной деревенской дороги и пожарного сарая. Помимо денег, это потребовало от него недюжинных моральных усилий, чтобы преодолеть равнодушие земского начальства, хитрость и мздоимство подрядчиков, а также равнодушие и пессимизм самих деревенских жителей.

Во время своего мелиховского периода жизни Антон Павлович не только много писал, но и без устали трудился как доктор. Каждый год через его кабинет проходило более тысячи крестьян, которых он не только бесплатно лечил, но и снабжал их лекарствами, закупленными на собственные средства. Также во время эпидемии холеры он один обслуживал 25 (!) деревень, в качестве земского врача. Так что, биография Чехова-врача была не менее обширна, чем Чехова — писателя.

И в промежутках между писательством, обязанностями врача, общественной деятельностью и управлением собственной усадьбой, он еще успевал сажать деревья! В совершенной разоренном и неухоженном Мелихове, Чехов собственноручно посадил не менее тысячи вишневых саженцев. Участки, на которых ранее был сведен лес, он засаживал елями, кленами, вязами, соснами, дубами и лиственницами. Во время же проживания в Крыму, писатель, заметив пустынный участок с выжженной пыльной землей, также засадил его деревьями: черешнями, шелковицами, пальмами, кипарисами, сиренью, крыжовником, вишнями и разбил прекрасный цветник.

Чехов в Мелихове с таксой Хиной (1897)

Памятники А. П. Чехову и его героям

Отдавая дань памяти знаменитому земляку, таганрожцы установили в городе множество памятников, как посвященных самому писателю, так и его литературным героям.

Самый первый памятник А.П. Чехову появился здесь в январе 1960 г. и был приурочен к 100-летию со дня рождения писателя. Он установлен в Чеховском сквере на Красной площади. Бронзовый Антон Павлович сидит на постаменте и задумчиво смотрит вдаль, в направлении дома, где он родился.

Остальные памятники появились в городе не так давно, в конце 2000-х. Еще один Чехов разместился на лавочке у Чеховской набережной. Памятник называется «Вишневый сад», а героев произведений Антона Павловича можно встретить по всему городу.

У лавки Чеховых стоит скульптурная композиция «Толстый и тонкий», возле парка знаменитая Каштанка и ее друзья, гордо застывшие в пирамиде, у гимназии, где учился писатель, кутается в пиджак угрюмый «Человек в футляре», а Пушкинскую набережную украсила бронзовая иллюстрация рассказа «Роман с контрабасом». Авторами этих и многих других памятников Таганрога стали ростовские скульпторы Д. Лындин и Д. Бегалов.

***

Как видите, в Таганроге помнят своего знаменитого земляка и свято чтят его память. Однако не только Антон Чехов творил историю города. «Помнит» город и основателя – государя Петра I, и скончавшегося здесь императора Александра, и многих знаменитых уроженцев и жителей города: , И.И. Чайковского, Н.В. Кукольника, А.А. Дурова и других. Здесь были проездом М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин, П.И. Чайковский и М.П. Мусоргский, служили будущие адмиралы Ф.Ф. Ушаков, В. Беринг, Ф.М. Апраксин, Ф.Я. Лефорт и др., бывал здесь и родоначальник итальянской революции Дж. Гарибальди. Список можно продолжать еще долго. Поэтому рассказ о достопримечательностях Таганрога продолжится в следующем посте.

Творчество Чехова. Успехи в литературе

При этом Чехов продолжал писать, в основном это были короткие юмористические рассказы, очерки и фельетоны. В среднем он писал один рассказ в день. И довольно регулярно печатался. Многие считали, что в этом жанре Чехов и будет продолжать творить. Однако в 1886 году Антон Павлович получил письмо от литератора Дмитрия Григоровича, в кортом тот крепко отругал молодого писателя за то, что тот растрачивает свой талант «по мелочам». Чуть позже и другие писатели высказали Чехову подобное мнение.

Тогда молодой литератор решает прервать сотрудничество с юмористическими журналами. На некоторое время он пропал из печати. Видимо, в писателе шла большая внутренняя работа. В это же время он начал путешествовать: сначала отправился на юг, в родные края, потом поехал по «гоголевским местам», а также посетил Крым и Кавказ. По впечатлениям этих поездок он пишет первое свое крупное и серьезное произведение – повесть «Степь». Повесть нашла широкий отклик у читателей, ее высоко оценили критики.

А. П. Чехов, А. М. Горький и труппа Художественного театра в Ялте во время гастролей театра в Крыму (1900 г.).

Театр «Чеховская студия»

Еще одно уникальное явление в усадьбе Мелихово – «Чеховская студия», образовавшаяся в 2006 как профессиональный театральный коллектив, который с самого начала стал дарить посетителям музея полноценное погружение в чеховское творчество.

Театр активно осваивает пространство поместья, делая сценическими площадками его различные уголки, наполняя театральную атмосферу жизненными реалиями, настроениями, чувствами, мыслями.

Основа репертуара «Чеховской студии», конечно же, – постановки по произведениям великого мастера художественного слова. Доныне каждую субботу зрители в Театральном дворе усадьбы могут увидеть инсценированные знаменитые рассказы: «Злоумышленник», «Пересолил», «Жених и папенька», «Длинный язык» и другие чеховские шедевры.

В последние годы театр экспериментирует с постановками по произведениям А. Пушкина, Г. Х. Андерсена, А. Вампилова, С. Довлатова.

Музей-усадьба Мелихово живет полноценной театральной жизнью, даря своим посетителям счастье общения с гениальной драматургией и прозой А. П. Чехова.

Лавка Чеховых

За время детства и юности Антона, до момента переезда в Москву, семья писателя 6 раз меняла жилье. С 1869 по 1874 гг. они арендовали здание, принадлежащее местному купцу И. Моисееву. Переезд на край города был связан с коммерческой деятельностью отца, способствовало этому строительство железнодорожного вокзала, перенесшего всю торговую жизнь города на Ярморочную площадь. Дом Моисеева находился совсем недалеко, да и места для растущей семьи там было гораздо больше. На первом этаже Павел Егорович поместил лавку, на втором – проживала вся семья. К тому времени у Чеховых было уже пятеро детей.

Красный фасад здания украшала вывеска, где сусальным золотом на черном фоне было написано «Чай, кофе и другие колониальные товары», а внизу небольшая приписка «на вынос и распивочно», что свидетельствовало о том, что в лавке продавали сантуринские вина и водку. В лавке можно было найти буквально все: духи, мыло, керосин, масло, кондитерские изделия, ваксу, сахар, крупы, колбасу, сыр, банные веники, свечи, селедку и редкостные колониальные товары – кофе, чай, апельсины, лимоны, орехи и икру.

Гимназист Антон Чехов и его старшие братья частенько помогали отцу в лавке. Позже в этом здании размещался аптекарский магазин, а после войны – Горэлектросеть. В 1977 г. здание передали музею-заповеднику.

Сейчас музей «Лавка Чеховых» знакомит гостей и жителей города с детством Антона Павловича и особенностями торговли в XIX веке. В лавке и сегодня можно приобрести элитные сорта кофе и чая.

Дом П.Е. Чехова

Последний дом, в котором проживали Чеховы, находясь в Таганроге, был построен отцом Антона Павловича на собственные деньги. Долгие годы глава семейства мечтал о собственном доме. Семья переехала сюда осенью 1874 г. Правда, всего 1,5 года спустя Павел Егорович вынужден был из-за долгов покинуть Таганрог и уехать в Москву, постепенно туда перебралась вся семья, а в южном городе остался один Антон, обучающийся в выпускном классе гимназии.

Дом отца был продан и Антон вынужден был жить там как квартирант и репетитор детворы новых хозяев, терпя унижение и нищету. Пережитые события глубоко повлияли на творчество писателя. Однако, именно здесь он начинает впервые писать и публиковаться в журнале «Заика», здесь же была написана первая пьеса «Безотцовщина».

В начале ХХ века дом был куплен евреями для размещения богадельни, позже передан городским властям. Долгие годы это был обычный жилой дом.

Возможно, в скором будущем, дом П.Е. Чехова станет еще одним объектом музея-заповедника.

Поездка Чехова на Сахалин

Следующие годы Чехов продолжает работать врачом и вынашивает замыслы новых книг. Но для написания ему нужен свежий материал, и он решает отправиться в новое путешествие. Его выбор пал на Сахалин. Очевидно, что это было не праздное путешествие, а серьезный труд и для ума, и для тела, и для души писателя. Сахалин и сегодня не является курортным уголком, в конце же XIX века остров был населен лишь немногочисленными местными жителями, ссыльными заключенными и их конвоем. Чехов прожил на Сахалине несколько месяцев, во время которых изучал жизнь этого отдаленного уголка России.

Он встречался и беседовал с жителями, на каждого заполняя карточку, что по сути стало первой в истории страны переписью населения Сахалина. Чехов интересовался судьбой этих людей, укладом их жизни, условиями, при которых они оказались здесь, причиной ссылки. Ему строго настрого было запрещено общаться с политзаключенными, но Чехов нарушал этот запрет. И, конечно же, он оказывал врачебные услуги, и, конечно же, на безвозмездной основе.

Итогом этого путешествия, длившегося в общей сложности около полутора лет, стало написание нескольких книг: серия очерков «Из Сибири», книга «Остров Сахалин» (над которой он трудился более 5 лет), и, по признанию самого автора, эта поездка оказала влияние на все последующие его произведения. Для себя он также понял, что каторга, организованная царским режимом – это чудовищный монстр, под корень сжирающий человеческое достоинство.

Здание, экспозиция и коллекция

Первый музей А. П. Чехова (1860 — 1904) в Москве был создан по инициативе семьи писателя: 25 апреля 1912 года при библиотеке Румянцевского музея открылась Чеховская комната. В 1921 году музей получил обособленный статус, но отдельного здания, где могла бы разместиться полноценная экспозиция, выделено не было. При этом продолжалась собирательская, экспозиционная и научная работа. В 1934 году значительная часть чеховской коллекции была передана Государственному литературному музею, а в 1954 году одним из его отделов стал «Дом-музей А. П. Чехова» на Садовой-Кудринской улице.

На сегодняшний день Гослитмузей обладает вторым по величине и значимости чеховским собранием в мире после Дома-музея А. П. Чехова в Ялте.

В этом каменном двухэтажном флигеле, построенном в 1874 году, который Чеховы арендовали у известного врача Я. А. Корнеева, писатель жил с 27 августа 1886 года до отъезда на остров Сахалин в апреле 1890 года.

Именно здесь были написаны пьесы «Иванов», «Леший», «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Трагик поневоле», «Татьяна Репина»; повести «Степь», «Огни», «Скучная история», многие рассказы.

В «доме-комоде», как называл его сам Чехов, бывали литераторы, художники, артисты, музыканты: В. Г. Короленко, В. А. Гиляровский, А. С. Суворин, Д. В. Григорович, А. Н. Плещеев, И. И. Левитан, Ф. О. Шехтель, П. И. Чайковский, А. И. Сумбатов-Южин, В. И. Немирович-Данченко.

В мемориальном пространстве дома, восстановленном по рисункам и воспоминаниям брата и сестры писателя, несложно представить уклад небогатой семьи, основным доходом которой была литературная работа Антона. В залах литературной экспозиции можно понять, как постепенно из автора «малой прессы» появился писатель «большой» литературы.

В кабинете особый интерес представляют предметы — свидетели далёкого прошлого: подлинный письменный стол, пара подсвечников в виде драконов, рыболовные принадлежности и чернильница с фигуркой лошади, подаренная, по легенде, одной из пациенток. Здесь Чехов не только писал рассказы и пьесы, но и принимал больных — в строго отведённое время с 12-ти до 3-х. Остальное же время, как он отмечал, было отдано литературно-артистической молодёжи.

Чехов и медицина

После окончании гимназии, несмотря на тягу к литературе и несколько опубликованных рассказов, Чехов даже близко не рассматривал возможность посвятить себя писательству. Безденежье и необходимость помогать родне привели его к решению избрать для себя профессию врача, которая в то время могла приносить постоянный достойный доход.

Биография Чехова- врача сложилась удачно. Еще во время учебы в Московском университете Антон Чехов начал медицинскую практику, после же окончания он стал работать уездным врачом. По воспоминаниями современников Чехов всегда внимательно относился к своим пациентам, был с ними вежлив и чуток

Он придавал большое значение не только медикаментозному лечению больных, но и их психологическому самочувствию, полагая, что для выздоровления влияние врача на душу человека не менее важно, чем влияние лекарств на тело

А. П. Чехов Фотография Москва 1883 г. https://www.anton-chehov.info

Дворец Алфераки (ныне историко-краеведческий музей)

Шикарный особняк в центре города, построенный в 1848 г. по проекту петербургского архитектора принадлежал одному из богатейших родов Таганрога – роду Алфераки. Семья Алфераки подарила России множество известных ученых, композиторов, политических деятелей.

Дворянское гнездо долгие годы играло роль культурного центра Таганрога. В зале устраивались грандиозные концерты и балы. Здесь бывали Мусоргский и Щепкин, Щербина и Кукольник, здесь проводился торжественный прием в честь приезда в город будущего императора Александра III. Любил бывать во дворце и юный Антоша Чехов.

В конце XIX века особняк был продан Н.Д. Негропонте, который некоторое время его сдавал, а потом продал городским властям под клуб Коммерческого собрания. Писатель уже заканчивал обучение в гимназии, когда сияющий роскошью и величием дворец превратился в кабак и игорный дом. Существует мнение, что именно это событие натолкнуло Антона Павловича на написание знаменитого «Вишневого сада».

В 30-е гг. ХХ в. здание было передано под музей. Историко-краеведческий музей Таганрога действует в этом здании и сейчас.

Дань памяти

А. Чехов умер в 1904 г. в Баденвейлере (Германия) от туберкулеза. Последними его словами стали «Ich sterbe» («Я умираю»). Поезд с его гробом встречала толпа на Николаевском вокзале Москвы (в наше время — Ленинградский вокзал (Комсомольская пл., д. 3)). Отпевание прошло в Успенском храме Новодевичьего монастыря. Чехов был похоронен в монастыре рядом с могилой отца. Его могила была украшена обелиском с иконкой и оградой в стиле модерн (проект художника Л. Браиловского). Однако в 1933 г., в разгар борьбы большевиков с церковью, кладбище было разорено, и по просьбе О. Л. Книппер-Чеховой прах писателя перезахоронили на Новодевичьем кладбище (Москва, Лужнецкий проезд, вл. 2, 2-й участок кладбища, ст.м. Спортивная»), рядом с южной стеной монастыря. Туда же было перенесено и надгробие.

Именем Чехова в Москве названы станция метрополитена, художественный театр и школа. В Московской области его имя носят город, основанный в 1954 г., и городская железнодорожная станция (во времена Антона Павловича — Лопасня). Кроме того, в российской столице регулярно проводится международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова, учрежденный Международной конфедерацией театральных союзов.

Tags: Чехов

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.

Начало учебы

А. П. Чехов. Фотография 1874 года. https://www.anton-chehov.info

В 8 лет Антоша поступил в гимназию.

Учиться он любил, школа открыла ему новый мир: мир книг, театра и первых литературных опытов. Тогда же, с легкой руки одного из учителей, он обзавелся первым и самым своим любимым псевдонимом «Антоша Чехонте».

Вообще Чехов очень любил псевдонимы и с удовольствием их выдумывал – известно не менее четырех десятков забавных имен и фамилий, которыми он подписывал свои сочинения. И делал он это не столько для сокрытия имени, сколько, чтобы позабавить себя и читателя, заинтриговать и как бы ввести личность автора в контекст конкретного произведения. Биография самого Чехова сложилась иначе. 

История музея

Дата начала работы музея «Мелихово» ведет исчисление с 14 марта 1940 года, когда решением Исполкома Московского облсовета он был создан как филиал Серпуховского краеведческого музея. К тому моменту на территории поместья в относительной целости сохранился только флигель, построенный Чеховым в 1894 году. Главный дом от ветхости рухнул в 1929 году, его восстановили в 50-е годы.

Флигель

Начавшаяся война на время приостановила деятельность музея, однако спустя три года он вновь начал функционировать уже как самостоятельное заведение районного уровня. С этого момента начинается активное восстановление прежнего вида усадьбы, основные работы по которому завершились к 100-летнему юбилею писателя.

Большую роль в наполнении экспозиции сыграли родственники Антона Павловича, предоставившие большое количество мемориальных предметов, сохранившихся у них. В 1960 году статус музея был повышен до уровня Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова.

На данный момент он включает в себя возрожденный усадебный дом с флигелем, пруд «Аквариум», сад и огород, насыпную горку и флигель-кухню. Среди менее примечательных строений, относящихся к эпохе Чехова, можно назвать баню, пожарный сарай и несколько хозяйственных пристроек.

Музей-усадьба Мелихово благодаря воссозданию обстановки времен Чехова позволяет увидеть бытовые условия жизни великого писателя. Стараниями сотрудников музея здесь создана такая атмосфера любви, как к самому писателю, так и к почитателям чеховского таланта, что неудивительно их желание приезжать сюда снова и снова.


Памятник любимым таксам писателя — Брому и Хине (2012 г.)

Кроме того есть старинный медицинский пункт «Амбулаторiя» с собственной экспозицией, а в городе Чехове – отделение музея, устроенное в здании, где раньше было старое почтовое отделение, открытое в 1896 году по инициативе писателя.

До настоящего времени сохранились и две школы, построенные Чеховым в окрестностях усадьбы. Обе они в 1970-е годы также были переданы в ведение музея. В них открыты собственные экспозиции.

Городской парк культуры и отдыха им. Горького

Городской парк Таганрога, основанный в 1806 г., является старейшим парком юга России. Во все времена здесь любили собираться жители и гости города. Частенько бывали здесь и гимназисты. Одноклассник А. Чехова В. Зеленко в своих воспоминаниях говорил о том, что в парке гимназисты устраивали тайные собрания, конспирации, отдыхали по вечерам, решали вопросы по поводу экзаменов. О парке вспоминает и сам Антон Павлович в письмах своей сестре в Москву, а также в некоторых своих произведениях.

Сейчас это уютное тенистое место с множеством аттракционов и Зеленым театром – излюбленная зона отдыха горожан и гостей Таганрога.

Болезнь Чехова

Последующие 14 лет своей жизни Чехов сосредотачивается на литературе, оставляя врачебную практику в основном в качестве благотворительной деятельности. В эти годы были написаны самые серьезные его произведения: пьесы «Чайка», «Три сестры» и «Дядя Ваня», а также множество пьес, рассказов и повестей.

Туберкулез, который мучил Чехова более половины жизни, в последние годы не давал ему жить в так любимой им средней полосе России из-за неподходящего климата. Кроме того, он был вынужден часто уезжать за границу, чтобы проходить лечение. И летом 1904 года он также выехал на курортное лечение в Германию, где и покинул наш бренный мир. Поздним вечером 1 июля он впервые за все время сам попросил жену позвать доктора. Пришедший врач, осмотрев пациента, попросил бутылку шампанского, налил бокал и протянул его Чехову. Тот все понял…

В среде медиков существовал негласный уговор: если врач, диагностируя другого врача, видит, что помочь уже ничем не может, он должен предложить коллеге бокал шампанского. После этого писатель произнес: «Давно я не пил игристого… Я умираю». Повернулся на бок, накрылся одеялом и уснул. Навсегда. На этом жизнь и биография Чехова закончились.

Обложка первого отдельного издания пьесы «Три сестры» (1901) с портретами первых исполнительниц в Художественном театре: М. Г. Савицкая (Ольга), О. Л. Книппер (Маша) и М. Ф. Андреева (Ирина)

Чеховские сцены

Со своей будущей супругой писатель познакомился в Москве — в здании усадьбы Разумовских (Романов переулок, д. 2) в 1898 г. В то время в усадьбе располагался Охотничий клуб, где каждую неделю устраивались спектакли Общества искусства и литературы. На одной из репетиций чеховской «Чайки», в которой участвовала Ольга Книппер (1868–1959), и произошла их встреча. Венчание состоялось в Крестовоздвиженском храме на Чистом Вражке 25 мая (7 июня) 1901 г. (1-й Тружников пер., д. 8). Позднее Ольга стала звездой Художественного театра, а в советское время получила звание народной артистки СССР. В наши дни здание бывшего Охотничьего клуба занимают больница и поликлиника Управления делами президента России.

В 1896 г. в Санкт-Петербурге провалилась первая премьера «Чайки». Это стало для писателя тяжелым ударом. Он был практически полностью разочарован в театре. Однако основанный К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко Малый художественный театр в 1898 г. взялся за сложную чеховскую пьесу и поставил ее на московской сцене. После успеха «Чайки» в Москве Чехов создал «Дядю Ваню», «Три сестры» и «Вишневый сад». Его драматургия, которая была представлена МХТ, стала «визитной карточкой» русской литературы и сильно повлияла на развитие мирового театра.

С той постановки 17 декабря 1898 г. и началась история прославленного Московского художественного театра (Камергерский пер, д. 3). На его фасаде парит чайка, которую нарисовал друг Чехова — архитектор Ф. Шехтель, автор проекта театра. В том же переулке, возле дома № 2, расположен памятник Антону Павловичу по проекту скульптора М. Аникушина, архитекторов М. Посохина и М. Фельдмана.

Еще одним театром, связанным с именем Чехова, является Московский академический театр им. В. Маяковского (Б. Никитская ул., д. 19/13). Это здание было построено в 1886 г. по проекту архитекторов К. Терского и Ф. Шехтеля и было известно изначально как «театр Парадиз». Здесь актеры МХТ повторили спектакль специально для Чехова. Он был поставлен 1 мая 1899 г., и его единственным зрителем был тяжелобольной Антон Павлович, в то время вернувшийся из Ялты.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий