Первый раз на самолете: что нужно знать

Совет 1: где не стоит покупать авиабилеты

Вроде бы и просто? Нет. Покупая на незнакомых сайтах, которые вы только что нашли в интернете, вы рискуете отдать деньги мошенникам.

Во-первых, обращайте внимание на адресную строку: если содержится https с зеленой маркировкой − соединение защищенное, уже какая-то гарантия

Во-вторых, попробуйте найти разделы «Пресса о нас» и «Отзывы», пройдите по ссылкам, убедитесь в существовании статей в серьезных изданиях о данном сервисе и каких-либо отзывах на сторонних сайтах.

В общем, безопасность никто не отменял. Иногда лучше немного переплатить и заказать на известном сайте. Вы ведь не стремитесь купить самую дешевую машину, например?

Можно подумать, что по-старинке покупать безопаснее. Но нет. Немало случаев, когда «агентства в шкафу» — мелкие лавочки на первых этажах домов, в бизнес-центрах или еще где-то, с вывеской «Авиа- и ЖД-билеты» — на деле оказывались однодневками. Аферисты могут взять деньги, распечатать вам фальшивый электронный билет, а на завтра вы их уже не найдете.

Особенности полета с пересадкой

Стыковочные рейсы подразумевают несколько перелетов по одному билету. Стоит учитывать несколько особенностей таких перелетов:

  • Пассажиры регистрируются сразу на оба рейса и имеют два талона для посадки;
  • Повторная сдача багажа не требуется;
  • Если первый самолет вылетает с задержкой, и пассажир опаздывает на второй рейс, авиакомпания сама приобретает еще один билет;
  • Время между полетами пассажиры проводят в транзитной зоне.

Как делать пересадку в аэропорту

Пересадка осуществляется по двум авиабилетам. Если полет планируется с пересадками, есть несколько советы:

По прибытии самолета, пройти процедуру пересечения границы если это необходимо, получить багаж, зарегистрироваться на рейс, сдать багаж, найти зоны паспортного, таможенного контроля.

Эти действия нисколько не отличаются от схожих в аэропорту первой посадки.

Необходимо точно определить время пересадок и не опаздывать, иначе второй билет придется покупать снова. Если первый рейс вылетает с опозданием, пересадка может не состояться: сгоревший второй билет придется заново покупать за свой счет.

До пересадки стоит выяснить: нужна ли транзитная виза в страну или нет, в противном случае дело обернется большими проблемами. В каких случаях нужны визы в транзитных зонах?

Предполетный досмотр

Если таможенный контроль проводится только на международных рейсах, то предполетный досмотр — обязательная составляющая на всех направлениях. Вам предстоит поставить багаж на ленту, достать из карманов металлические предметы и пройти через детектор. Чтобы проблем не возникло, и первый полет на самолете подарил приятные ощущения, соблюдайте следующие правила:

  • Заранее приготовьте документы (паспорт и посадочный талон).
  • Верхнюю одежду снимите. В некоторых случаях на досмотр требуют и обувь; проследите, снимают ли ее остальные пассажиры. Эти вещи, как и металлические предметы, кладут на специальный поднос. Иногда последние отправляют в пластиковый контейнер, который проходит через сканер.
  • В ручной клади оставьте только бутылки с жидкостью, вмещающие менее 100 мл.

После процедуры вы окажетесь в зоне вылета, где пройдете по магазинам «дьюти фри». Но прежде, чем заняться шопингом, отыщите нужный выход к самолету (Gate): в первый раз вы рискуете заблудиться. Номер вы найдете в посадочном талоне, причем он указывается в формате X12. Рядом вы увидите время, когда можно будет подняться на борт.

Если вы летите в первый раз, не волнуйтесь на досмотре

Слишком тревожиться, что вы пропустите рейс, не следует. Неопытные пассажиры могут задать вопрос, что говорят в аэропорту при посадке в самолет. На самом деле всех предупреждают, что посадка начинается, поэтому вы не пропустите рейс. Объявления делаются минимум на 2 языках. Даже если вы не услышите сообщение диспетчера, тот повторит его несколько раз. Отдельно предупреждают об окончании регистрации и посадки. Но и полностью полагаться на квалификацию персонала не следует, ведь иногда возможны промахи.

Как прочитать статус рейса в аэропорту (Status)

СтатусЧто означаетЧто делать
Регистрация, регистрация открыта, Сheck-in, Сheck-in open, OpenВсе идет по плану: самолет вылетит вовремя, а прямо сейчас пассажиров уже регистрируют на рейс.Идите на регистрацию. Номер стойки (Counter, Desk) написан в том же ряду. Если указан диапазон номеров — к примеру, 114–125 — выбирайте стойку, где очередь поменьше.
Пустое поле, По расписанию, On time, Регистрация в 10:00, Open 10:00Вы приехали с запасом, поэтому регистрация еще не началась. Она откроется вовремя (On time). Иногда указывают конкретное время начала регистрации. Но даже если на табло — пустое поле, не волнуйтесь: это значит, что рейс вылетит по расписанию.Выпейте чаю и отдохните. За 2 часа до вылета или в указанное время еще раз проверьте статус рейса и идите к стойкам регистрации, номера которых появятся на табло.
Задержан, DelayedСамолет вылетит позже расписания. На табло обычно пишут, когда именно: «Задержан до 17:00» (Delayed till 5 pm). Это время вылета, а не начало регистрации. Регистрация откроется раньше.Если на табло не написано, до скольки задерживается рейс, уточните у представителей авиакомпании. Если самолет задержан больше чем на 2 часа, напомните им, что они обязаны о вас позаботиться.
Отменен, CancelledУвы, рейс отменен.Увидели такое — идите в представительство авиакомпании и выясняйте, как быть. Скорее всего, вам предложат лететь другим рейсом. А чтобы быть во всеоружии, заранее узнайте, на что вы имеете право, если авиакомпания отменила рейс.
Посадка, Boarding, Регистрация закончена, Check-in closedВы опоздали на регистрацию рейса.Бегите на стойки для опоздавших пассажиров, либо в представительство авиакомпании. Только быстро!

В аэропорту первым делом найдите табло вылетов и проверьте статус своего рейса.

Какие документы точно потребуются в аэропорту

Билет попросят в аэропорту на регистрации. На самом деле полно авиакомпаний, которые зарегистрируют вас только по паспорту, потому что данные о билете хранятся в базе данных. Но лучше все равно распечатайте его или сохраните на смартфоне: так спокойнее. А если летите на борту Ryanair, то нужно зарегистрироваться на рейс в интернете и обязательно распечатать посадочный талон. Иначе в самолет вас, конечно, пустят, но сначала придется заплатить штраф.

Для детей в аэропорт возьмите:

  • паспорт ребенка. Внутренний — если путешествуете по России, заграничный — если собираетесь за рубеж;
  • свидетельство о рождении. Его изредка просят пограничники, чтобы убедиться, что вы с ребенком — родственники. А еще по свидетельству о рождении со штампом или вкладышем о гражданстве ребенок до 14 лет въедет в страну, куда пускают без заграна. Например, в Абхазию или Беларусь;

Разгерметизация — звучит страшно

Да, реактивные самолеты летают на такой высоте, где воздух уже достаточно разрежен, и дышать им сложно. Поэтому наружный воздух искусственно загоняется в самолет, чтобы создать там давление. Оно, конечно, ниже, чем на земле.

При разгерметизации самолет первым делом снижается на высоту около 3000 метров. На этой высоте атмосферное давление примерно равно тому, которое поддерживается в салоне самолета. Тут уже можно дышать и, в принципе, продолжить движение. Но на такой высоте сопротивление воздуха сильнее, топливо расходуется больше, да и пассажирам не очень комфортно лететь в масках. Поэтому пилоты садятся на ближайший аэродром. Так что если помимо разгерметизации ничего не произошло, считайте это веселым приключением. Главное, сначала надеть маску на себя, а затем на ребёнка, и не пытаться одновременно заедать стресс бутербродом.

Регистрационная процедура

Полет на самолете в первый раз часто сопровождается различными страхами и переживаниями. Многие из них связаны с регистрационной процедурой, которая начинается за три часа до момента вылета рейса. Большинство путешественников часто переживают о том, что они не успеют к началу этого процесса и им достанутся неудобные места в воздушном судне. Данная процедура заканчивается за сорок минут до отлета рейса. Путешественникам, которые впервые используют воздушный транспорт, рекомендуется пребывать в аэропорт за полчаса до начала регистрации. Такой подход позволяет без спешки пройти регистрацию, успеть посетить магазины и спокойно подняться на борт лайнера. На сегодняшний день путешественники могут использовать один из следующих методов упрощенной регистрации:

  1. На территории крупных международных аэровокзалов установлены терминалы, предназначенные для самостоятельной регистрации. Обычно возле таких устройств отсутствует очередь, что позволяет каждому пассажиру самостоятельно зарегистрироваться.
  2. Пройти процедуру регистрации можно в режиме онлайн. Для этого пассажиру необходимо воспользоваться соответствующим сервисом на официальной странице перевозчика в интернете.

Тем, кто отправляется в первый полет, рекомендуется отказаться от вышеперечисленных методов в пользу классической процедуры. На этом этапе, сотрудники аэропорта проведут взвешивание дорожных сумок, и заберут багаж.

Совет 19: проездные документы

Уделяйте документам особое внимание: некоторые страны с визой по прибытию могут и не пустить, если до истечение срока действия паспорта остается менее 6 месяцев. Иногда и на рейс могут не допустить

Путешествуете с ребенком? Там свои нюансы, включая необходимость разрешения второго родителя.

Лететь по удостоверению или паспорту? Рекомендую перестраховываться и летать по паспорту. Например, из Казахстана в Россию можно летать по удостоверению РК, в Кыргызстан тоже можно по удостоверению РК, а вот из Кыргызстана в Россию по удостоверению РК нельзя. Был реальный прецедент, пассажиров не пустили.

Посадочный талон

Этот документ, который содержит в себе важную информацию, состоит из 2 частей. Одна из них отрывается и остается у сотрудника аэропорта. Вторая выдается на руки пассажиру. Именно эту часть и предъявляют стюарду или стюардессе при входе в самолет.

Каковы самые важные пункты посадочного талона, и как его расшифровать? В том случае, когда пассажиром пройдена онлайн-регистрация, этот документ распечатывается на принтере и имеет формат А4. Посадочный талон, выданный в аэропорту, будет иметь небольшие размеры. В нем указываются:

  1. Фамилия и имя пассажира, соответствующие его паспортным данным. Данный пункт необходимо проверить дополнительно. В случае неверного указания этих данных пассажиру будет отказано в пропуске службой паспортного контроля.
  2. Маршрут рейса, то есть откуда и куда летит самолет.
  3. Время посадки. Как правило, она осуществляется за 40 минут до взлета.
  4. Номер выхода на посадку. Пройдя все необходимые досмотры, понадобится, ориентируясь на указатели в аэропорту, пройти к нужному гейту. Порой его могут изменить даже после регистрации. Уточнить нужный выход можно в справочной аэропорта, внимательно отслеживая информацию на табло и слушая объявления в аэропорту.
  5. Номер места и ряд в самолете. На посадочном талоне имеется номер. Это ряд сиденья. Буква – место в этом ряду.

Когда нужно прибыть в аэропорт?

Здесь свои порядки, которые лучше не нарушать, особенно если это первая поездка и аэропорт вам не знаком.

При расчете времени, которое потребуется, чтобы вовремя успеть в аэропорт, исходите из следующих параметров:

  • на чем будете добираться (информацию о транспорте можно посмотреть на сайте аэропорта). Если можно доехать на электричке, аэроэкспрессе, метро – это очень хорошо. Точно не застрянете в пробках. Если это машина, такси, автобус, закладывайте в расчетное время прибытия еще как минимум час;
  • заранее узнайте, откуда вылет рейса (если в аэропорту несколько терминалов или они находятся далеко друг от друга). Это время также надо заложить на дорогу. Узнать, как называется нужный терминал, где он расположен и любую интересующую информацию можно на сайте аэропорта в табло рейсов, в билете или в самой авиакомпании;
  • регистрация заканчивается ориентировочно за 40-60 минут до вылета самолета;
  • посадка производится за 15-25 минут до вылета.

Что делать дальше, после того как вы благополучно и вовремя со всеми необходимыми документами прибыли в аэропорт?

Предполетный досмотр

Досмотр проводится ради нашей собственной безопасности, поэтому отнестись к этой процедуре следует спокойно и доброжелательно. Между прочим, за поведением пассажиров в пунктах досмотра пристально наблюдают (), а если вы будет вести себя суетливо, нервозно и беспокойно, то с вами проведут отдельную беседу, а ваш багаж и остальные вещи вскроют и досмотрят вручную, а не через интроскоп (). Сама процедура досмотра известна () – проверяются билет, посадочный талон, документы, затем пассажир выкладывает имеющиеся у него металлические предметы (ключи и прочее), снимает верхнюю одежду, пояс (шириной более 4 см или толщиной более полусантиметра), разувается (кроме обуви на низком каблуке с подошвой тоньше 1 см) и отправляет все эти вещи и ручную кладь в рентгеноскоп, а сам проходит через металлоискатель. Пассажиров с имплантированными кардиостимуляторами досмотрят вручную, без применения техсредств (). Во время досмотра вас могут попросить включить ваши гаджеты, вскрыть и осмотреть блоки питания (). Вот и все!

Правда, если у сотрудников безопасности есть подозрения о готовящемся захвате самолета или чем-то подобном, досмотр может быть более тщательным, например, все пассажиры могут быть досмотрены вручную ().

Не волнуйтесь, если досмотр затягивается: даже если вы опоздаете на самолет из-за продолжительности досмотра (конечно, если при досмотре не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов), вас посадят на другой рейс безо всякой доплаты (, а также  и ).

Отказываться от досмотра нельзя: в этом случае билет утратит силу, а деньги вам не вернут (, , ).

Нормы провоза багажа и перевес

Наверняка многие испытывали неприятное волнение перед взвешиванием багажа, особенно на обратном пути из отпуска, когда все чемоданы заполнены разными национальными вкусностями и подарками. И учитывая, что килограмм перевеса может обойтись в кругленькую сумму (десятки и сотни евро за перевес и дополнительные багажные места — это не миф!), то стоит заранее зайти на сайт авиакомпании и узнать, какие нормы провоза багажа и ручной клади действуют у вашего перевозчика.

Обычно норма провоза бесплатного багажа на одно место — до 32 килограммов в бизнес-классе и до 20–23 килограммов в экономе. Размеры багажа по сумме трёх измерений не должны превышать 158 сантиметров. Нужно учесть, что эти правила не распространяются на лоукостеров, которые требуют оплачивать каждое багажное место дополнительно, а также на ряд азиатских и американских направлений: там гуманно разрешают сдавать в багаж по два чемодана каждому пассажиру экономического класса.

Как правило, велосипеды, лыжи, горнолыжное, рыболовное, хоккейное снаряжение и оборудование для гольфа расцениваются авиакомпанией как одно место багажа и входят в бесплатную норму провоза. Например, при перелёте вдвоём можно бесплатно сдать в багаж один чемодан и одни лыжи/велосипед. О провозе такого негабаритного груза нужно заранее сообщать авиакомпании (можно через агентство, где приобретался билет), чтобы быть уверенным, что багаж примут к регистрации. Следует иметь в виду, что правила некоторых перевозчиков (к нашей радости, их не так много!) не предусматривают бесплатного провоза подобных грузов. Стоит уточнить этот вопрос перед полётом, чтобы требование оплатить багаж не стало неприятной неожиданностью.

Если вы летите с ребёнком до двух лет (без предоставления отдельного места), то ему независимо от класса обслуживания полагается одно багажное место весом не более 10 килограммов (сумма трёх измерений — не более 115 см). Для детей от 2 до 12 лет норма бесплатного провоза багажа такая же, как для взрослого пассажира.

Норма ручной клади — это обычно сумка или чемодан весом до 10 килограммов, ограниченные размерами 55 х 40 х 20 сантиметров. Но у каждой авиакомпании могут быть свои правила: например, у «Трансаэро» — пять килограммов, у Lufthansa — восемь килограммов, а у «Аэрофлота» — десять килограммов. Обычно в экономическом классе пассажир может взять с собой в салон только один предмет ручной клади, в первом и бизнес-классе разрешается провозить два места ручной клади на человека.

Не предъявляются для взвешивания личные вещи, необходимые во время полёта: детское и диетическое питание, личные документы, ноутбук, фотоаппарат, пресса, трость, кейс, видеокамера, тёплая одежда. Их провозят бесплатно.

Сверхнормативный багаж оплачивается на специальной стойке в аэропорту. Сколько конкретно нужно платить, подскажут при прохождении регистрации после того, как взвесят чемодан. Обычно на один-два килограмма перевеса сотрудники авиакомпаний закрывают глаза. Некоторые перевозчики позволяют оплачивать перевес накопленными милями, другие — оформлять перевес заранее через сайт.

Чтобы избежать перевеса, стоит узнать о нормах провоза багажа заранее, взвесить багаж до обёртывания защитной плёнкой и регистрации на любой свободной стойке, взять с собой на всякий случай несколько лёгких сумок, которые могут вас спасти в том случае, если нужно срочно облегчить сдаваемый багаж на два-четыре килограмма. При обнаруженном перевесе (больше 1–1,5 килограмма) нужно надеть на себя верхнюю одежду из чемодана и взять с собой в салон все тяжёлые предметы, которые не подлежат взвешиванию, — фотоаппарат, камеру, ноутбук, зонтик.

Досмотр в аэропорту

После того, как регистрация и паспортный контроль пройдены, вам придется пройти личный досмотр.

В зоне досмотра возьмите лоток (или тазик), сложите туда ручную кладь, верхнюю одежду, обувь, ремни, телефоны, ключи, цепочки, головные уборы, детские игрушки и т.п. Вам самим придется пройти через рамку металлоискателя, а затем вас могут обыскать дополнительно сотрудники аэропорта.

Вот и вся процедура паспортного контроля в аэропорту. Но имейте ввиду, что аэропорты разные, и, соответственно, может несколько отличаться процедура досмотра. Вот, к примеру, как происходит досмотр в аэропорту Бургаса.

Правила авиакомпаний: насколько их нужно опасаться?

Помимо Воздушного кодекса РФ и ФАП, перевозчики руководствуются своими собственными правилами перевозок. Поэтому пассажиру будет разумнее предварительно ознакомиться с такими правилами (еще до полета): так можно выяснить некоторые полезные вещи, например, куда именно обратиться в случае болезни, и с какими конкретно документами. Кроме того, именно эти правила зачастую запрещают использовать какую-нибудь технику (например, фотоаппараты, радиоприемники, даже электронные игрушки) во время руления, посадки и взлета или даже в течение всего полета (см. также письмо Минтранса России от 20 июля 2016 г. № 01-694-ПГ). Зная такие правила заранее, можно избежать ненужных конфликтов и распланировать досуг юных путешественников, которые могут остаться без привычных гаджетов.

Однако нужно понимать, что любая авиакомпания хочет и на топливе сэкономить, и на аэропортовых сборах (некоторых их них рассчитываются в зависимости от массы обработанного груза), и на прочих издержках (вода, еда и напитки, санитарная обработка туалета и прочие). По этой причине собственные Правила воздушных перевозок зачастую составлены так хитро, что неопытный пассажир просто побоится захватить с собой необходимое ему количество багажа, а во время полета — попросить лишнюю чашку воды. В связи с этим следует помнить: собственные Правила авиакомпаний-перевозчиков не должны ухудшать уровень обслуживания пассажиров и вообще противоречить общим правилам воздушной перевозки (ч. 2 ст. 102 Воздушного кодекса РФ, ). Если вы убеждены, что правила конкретной авиакомпании снижают тот уровень обслуживания, который гарантирован , имеет смысл настаивать на своих правах. Если это оказалось вам не под силу, можно составить жалобу в Ространснадзор, который надзорным органом в сфере гражданской авиации. Например, именно Ространснадзор добился, чтобы лоукостер «Победа» откорректировал свои Правила перевозок: они не разрешали бесплатно провозить на борту дамскую сумочку, исполненную в виде рюкзака (см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 июля 2016 г. по делу № А40-123705/2016).

Ирина Разумова, эксперт компании «Гарант»

Документы по теме:

  • Федеральные авиационные правила «» (утв. приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82)
  • (утв. приказом Минтранса РФ от 25 июля 2007 г. № 104)
  • Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования»
  • Методические рекомендации «Обеспечение воздушных судов гражданской авиации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями» (утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 9 декабря 2013 г.)

Еда в самолетах

«Мы первый раз летим на самолете — будут ли нас кормить?». На самом деле, все зависит от перевозчика. В крупных международных авиакомпаниях можно довольно неплохо перекусить. Можно даже выбрать специальное меню (например, вегетарианское). А вот в лоукостерах можно не рассчитывать на изыски. Есть вероятность, что вас не покормят вообще.

Есть негласное правило: чем дольше вы летите, тем сытнее и вкуснее вас покормят. А еще меню может зависеть от времени суток. Так, рано утром и поздно ночью большинство авиакомпаний предлагают сандвич или булочку. На дневных и вечерних рейсах меню более питательное. Но ни на что сверхъестественное рассчитывать не стоит. Поэтому, если у вас есть возможность захватить с собой что-то (например, печенье или шоколадный батончик), обязательно сделайте это.

Как проверить ход поисков

Когда сумки или чемоданы находятся, служба поиска багажа информирует владельца. Но на практике возможны промедления, поэтому мониторьте ситуацию самостоятельно. Уточнить результаты удастся, если вы позвоните по номеру в квитанции.

Если чемоданы из багажного отделения самолета не попали на ленту, обращайтесь в службу розыска вещей

Другим способом наблюдения за процессом станет использование системы Word Tracer. Понадобится зайти на сайт, ввести номер с квитанции, выданной в Lost & Found, и ознакомиться с результатами.

Когда поиски вещей завершаются успехом, перевозчик обязан привезти их на дом. Те, кто отказывается от доставки, забирают чемоданы самостоятельно. Понадобится предъявить паспорт и составленный ранее акт утери багажа, а в некоторых случаях — таможенную декларацию.

Этапы оформления

Данная процедура занимает некоторое время и предполагает такие пункты:

Регистрация – купленный билет меняют на посадочный талон. При этом выбирают место в салоне и сдают багаж. Нужно всегда следить за доступным периодом для данного процесса, так как, опоздав на него, можно не попасть на самолет.
Паспортный контроль – проверяют все ли документы в порядке.
Служба безопасности – здесь нужно пройти металлодетектор и просветить сумку сканером или рентгеном. В некоторых случаях осмотр осуществляется более тщательный.
Таможенный контроль – совершается лишь при пересечении государственной границы. В данном случае устанавливают, нет ли запрещенных для вывоза или ввоза вещей, а также требуют заполнить декларацию. Список разрешенных предметов, перевозимых в багаже лучше узнать заранее, чтобы не пришлось оставлять ценные вещи в аэропорту.
Посадка – также имеет временные рамки и осуществляется у определенного выхода

Поэтому сразу обратите внимание на то, куда и когда нужно проследовать, чтобы попасть на самолет.
Ожидание – иногда остается немного времени для того, чтобы насладиться магазинами duty free, кафетериями или просто отдохнуть перед полетом.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий