Кто изобрел первый самолет

Сколько стоил полет на Конкорде

Несмотря на первоначальный успех модели и ее революционность, вскоре выяснилось, что с экономической точки зрения она совершенно невыгодна. Летал самолет в основном по маршруту из Парижа в Нью-Йорк и обратно. Время в пути занимало всего три часа, но за это время самолет выжигал до 8 тонн топлива на одну тонну полезной нагрузки. Если грубо, то для доставки к месту назначения 10 человек с одним чемоданом каждый, требовалось 8 тонн топлива.

8 тонн топлива для доставки одной тонны полезной нагрузки — та ее экономичность.

При этом самолет требовал более дорогого и долгого обслуживания. Конкорд работал в более сложных условиях, чем обычные лайнеры, и кроме обычного обслуживания, надо было еще проверять прочность конструкции, иногда даже с использованием рентгеновского оборудования. Все это приводило к долгим простоям и даже на земле самолет требовал на свое содержание очень много денег. Не говоря уже о закупочной стоимости самого борта, которая тоже была намного выше, чем у обычного реактивного самолета.

В разное время полет на Конкорде стоил по-разному, но можно усредненно говорить о цене в 10-11 тысяч долларов. Столько стоил билет из Парижа в Нью-Йорк и обратно. Даже сейчас сумма кажется очень большой. Тогда это было целое состояние и далеко не все могли себе позволить регулярно летать по делам на таком самолете. Многие пассажиры брали на него билет просто как на аттракцион.

Полетали бы на этом красавце за 10+ тысяч долларов?

Когда Конкорд совершал свой последний рейс, цены на него на аукционах поднимались до 60 тысяч долларов.

История – легенда.

Как только человек осознал себя как личность, он стал всматриваться в небо и мечтал однажды полететь как птица. Недаром существует прекрасная легенда – история об Икаре и его отце Дедале. В которой рассказывается о том, как Дедал сделал крылья из перьев и воска для себя и для своего сына Икара, чтобы улететь с острова Крит от разъяренного Миноса. Отец предупреждал сына не забираться слишком высоко, чтобы солнце не растопило воск в крыльях. Но парень так увлекся, что не заметил, как подлетел слишком близко к светилу, воск расплавился, и юноша упал в море и утонул. С этой древнегреческой легенды началась история изобретения самолета.

Начало авиастроения в России

Нужно отметить, что создание самолетов немного отставало от мировых наработок, поскольку большую ставку делали на создание дирижаблей, которые планировали использовать в военных целях. Также больше предпочитали создание вертолетов. Ярким примером является «Аэромобиль» конструктора В.В. Татаринова, которому в 1909 году было выделено на постройку 50 тысяч рублей. Кроме этого, было много пожертвований и всевозможной помощи от спонсоров. В итоге на проект потрачены колоссальные деньги, а результат нулевой. После провала данного проектирования практически ни один конструктор не мог получить субсидии на развитие собственных проектов, среди которых было много перспективных.

Все же после удачи братьев Райт правительство России решило обзавестись собственными летательными машинами. При этом покупать самолет «Флайер-1» не стали. Решено создать аппарат собственными силами, только была одна проблема – конструкторы России никогда не видели самолет и незнакомы с особенностями его создания. В силу этого было отмечено множество неудач и аварий еще при разбеге агрегатов.

Первой успешной летательной машиной, которая смогла пролететь несколько десятков метров без аварии, стал самолет Кудашева. Профессор политехнического института Киева Александр Кудашев в июне 1910 года смог пролететь на аппарате собственной конструкции.

Разработки Игоря Сикорского

Наиболее известной разработкой И. Сикорского, конечно же, является самолет «Илья Муромец », который был изготовлен на основе аппарата «Русский витязь». Нужно отметить, что машина принципиально новая и значительно отличалась от первого аппарата. Было изменено все, кроме общей схемы конструкции. Над созданием трудилась группа лучших конструкторов страны во главе с Игорем Сикорским.

«Муромец» был оснащен четырьмя двигателями типа «Аргус» с мощностью в 100 лошадиных сил. Это позволило аппарату обладать весьма большой подъемной силой. С 1915 года некоторые модели оснащались двигателем типа Р-БВ3, он имел 6 цилиндров и оснащался водным радиатором охлаждения. Данный летательный аппарат поистине может считаться первым в мире самолетом для пассажирских перевозок, поскольку имел отдельный от кабины экипажа салон, спальные комнаты и даже туалет с ванной. Также на борту аппарата имелось электрическое освещение и отопление от двигателя. Большим толчком в развитии авиастроения послужило начало Первой мировой войны.

Первый самолет «Илья Муромец» был изготовлен осенью 1913 года. Еще на испытаниях машины удалось установить несколько мировых рекордов. Первый рекорд по грузоподъемности был зафиксирован 12.12.1913 года, когда удалось совершить полет с 1.1 тонны полезного груза на борту. Ровно через месяц был установлен рекорд с 16 человеками и одной собакой на борту агрегата, при этом общая масса достигла 1,2 тонны. Управление самолетом осуществлял сам конструктор Сикорский.

В 1914 году на базе «Муромца» был изготовлен гидроплан с более мощными двигателями, это был самый большой гидроплан в мире до начала 1917 года.

Данной машине принадлежит первый полет по дальности, когда был осуществлен перелет из Петербурга в Киев всего с одной посадкой. При полете была достигнута и максимальная высота полета в 2 километра, при этом на борту было 10 человек. Все это состоялось 05.06.1914 года. Маршрут полета удалось пройти за 6,5 часов.

Все эти достижения и наработки послужили дальнейшему развитию авиационной отрасли как в России, так и во всем мире.

Самое смешное, что правы все. Каждый пионер авиации, работавший в XIX — начале XX века, вносил в авиастроение что-то новое, придумывал узлы и детали, которые не использовал никто до него. Причина этого была проста: никто толком не знал, какая концепция сработает, какая система на самом деле способна к полету. Диковинный мультиплан Филлипса имел ровно столько же шансов на полет, сколько машина более традиционной конструкции.

Успех Можайского

Российская авиация может смело гордиться тем, что адмирал царского флота смог сконструировать первый оснащенный паровым двигателем самолёт, который оторвался от поверхности земли с находящимся на его борту человеком. Творец дал ему многообещающее название — «воздухолетательный снаряд». Габариты самолёта того периода впечатляли: длина крыльев составляла около 24 метров, фюзеляж составлял порядка 15 метров. Александр Можайский – создатель первого в мире летательного аппарата – не смог довести дело до конца. Но его разработки стали основополагающими в дальнейшем развитии воздухоплавания.

Десантный «Орленок» на страже родины

“Орлёнок” в ходе учений

«Монстр» Алексеева захватил умы военных: квазисамолет оказался способен летать над любыми достаточно плоскими поверхностями, будь то поля, пляжи или просторы морей и рек.

Не удивительно, что первый «серийный» экраноплан стал десантным: задача быстрой переброски по морю с последующей высадкой на плоский пляж или мелководье казалась буквально созданной для них.

“Орлёнок” на Каспии

Построенный в 1972 году первый военный экранолёт «Орлёнок» предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 км при высоте волн до 2 метров и скоростях до 500 км/час, используя для старта любую водную поверхность.

Для погрузки-выгрузки грузов аппарат получил откидывающуюся вправо, вместе с кабиной пилотов и стартовыми двигателями носовую часть — как в крупногабаритных транспортных самолетах.

Общая «ёмкость» «Орлёнка» составила до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные машин, будь то танк, БТР, БМП — габариты внутреннего отсека позволяют.

Открытый грузовой отсек

В 1982-м группа в составе двух морских транспортно-десантных экранопланов «Орленок» в ходе учений на Каспийском море продемонстрировала беспрецедентную оперативность и скрытность, доставив десант морской пехоты из Баку в Красноводск и вернувшись обратно всего за три часа.

Первоначально предполагалась постройка 24 экранолётов (по другим данным — до 120), однако построены были только пять.

Один был предназначен для статических испытаний, второй — стал лётным прототипом, ещё три опытных впоследствии были переданы в эксплуатацию 11-я отдельной авиагруппой непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации.

Пилотская кабина “Орлёнка” повторяет авиационную

Грузовой отсек почти точь-в-точь, как у транспортных самолётов

Фактически, «Орлёнок» стал первым серийным экранопланом и первым реально испытанным экранолётом — аппаратом, способным летать в 2 режимах, экранном и самолётном.

История современной авиации

Одним из пионеров в области авиации является сэр Джордж Кейли, который еще в конце восемнадцатого столетия пытался построить средство, способное поднять человека в небо. Данный английский ученый создал немало работ, посвященных данному вопросу. В его трудах приводятся базовые принципы самолетостроения и описание функциональности современных летных средств. Этого человека можно назвать отцом аэродинамики, который посвящал много времени наблюдению за полетом птиц

В ходе подобных экспериментов особое внимание уделялось размаху крыльев и скорости передвижения в воздухе. Результаты данных исследований легли в основу десятков научных трудов, которые способствовали появлению авиации

Набросок первой модели самолета, придуманной Джорджем Кейли, представлял небольшую лодку. В хвостовой части «воздушного судна» располагалась балка с тканевыми перьями. Для того чтобы привести конструкцию в движение, использовались специальные весла, установленные в носовой части. Движение весел задействовало хвостовик, имеющий квадратную форму. Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что прототип современных летных средств был разработан именно Джорджем Кейли. Его работы и исследования использовались как базовая концепция для создания первых воздушных лайнеров.

Создателем воздушного судна, что обладает максимальным сходством с современными авиалайнерами, является Уильям Хенсон. Ученый из Великобритании приступил к разработке летного средства в сороковых годах прошлого столетия. Разработанная концепция очень похожа на современные лайнеры, где используется винтовой двигатель. При создании своей модели Хенсон предлагал использовать воздушный винт, который приводился в движение благодаря паровому двигателю. Большинство идей, озвученных этим человеком, нашли применение в первых моделях воздушных лайнеров.

Среди отечественных конструкторов необходимо выделить Николая Афанасьевича Телешова, который является автором патента на создание «системы воздухоплавания». Данная система запускалась в небо при помощи воздушного винта, работающего на паровом двигателе. На протяжении многих лет конструктор занимался совершенствованием своего проекта. Титаническая работа позволила создать первые образцы реактивных двигателей. Отличительной чертой проектов русского изобретателя являлась идея, перевозить людей в закрытой конструкции.

Первый российский самолет: Александр Можайский

В России первый самолет, предназначенный для подъема в воздух человека, спроектировал и построил морской офицер и ученый Александр Михайлович Можайский. Свой проект он представил еще в 1870-х годах. Аппарат длиной 15 м., размахом крыла 23 м. и весом 800 кг должен был приводиться в движения двумя двигателями внутреннего сгорания и развивать скорость 40 км/ч.

На протяжении многих лет изобретатель обивал пороги госструктур, добиваясь государственного финансирования на проектирование и постройку своего аппарата. Некую сумму он получил, но чаще всего запросы сопровождались отказами, так что вложил в свой аппарат Александр Можайский не только свои силы, но и собственные накопления.

Первые испытания самолета проводились в 1884 году, задолго до попыток Братьев Райт. Но документов, непосредственно зафиксировавших их ход, не сохранилось. По одним источникам, были проведены лишь наземные испытания: аппарат проехал по рельсам, не смог подняться в воздух, опрокинувшись и сломав крыло. По другим – самолет Можайского все же оторвался от земли и лишь после потерпел крушение из-за неустойчивости конструкции.

Впоследствии Можайский пытался восстановить самолет на свои деньги, но не успел закончить работу. После его смерти сыновья в условиях нехватки средств, предлагали Военному министерству приобрести самолет, но последнее отказалось. Последующая судьба аппарата не известна, по данным некоторых историков, его продали с аукциона.

Что это значит

Для людей

  • Дрон-такси. Компании занимающиеся разработкой летающих автомобилей — Klein Vision, «Циклокар», Cadillac, Hyundai, Fiat Chrysler, Switchblade, Toyota, Audi, Geely, Airbus, Boeing. Тест-драйв первого летающего такси в Москве прошел в начале 2021 года. В Дубае испытали воздушное беспилотное такси еще в 2017 году.
  • Летающие мотоциклы. Компании — российский разработчик летающих мотоциклов Hover показал прототип аэротакси в Москве. В 2017 концерн «Калашников» показал видео с тестированием «летающего мотоцикла». В 2018 французы анонсировали премьеру «летающего мотоцикла».
  • Проблема пробок (существующая из-за личных автомобилей) будет частично решена.
  • Аварии. Согласно статистике аварий и количеству жертв, самолет является самым надежным видом транспорта. А такие наземные виды, как автомобиль и мотоцикл, — напротив, являются самыми опасными.
  • Аэрофобия. В 2013 году В Шереметьево открылся экспресс-центр по борьбе с аэрофобией. Возможно, в будущем будут популярны роботы-аватары, которых люди отправляют по делам вместо себя.

Для государства

  • Контроль за небом. Например, с 2019 года владельцы дронов не имеют права запускать их в небо без прохождения процедуры регистрации. В 2021 году России было разработано новое устройство для борьбы с дронами — не говоря уже о летающих автомобилях.
  • Вопрос экологичности. Логично ли, учитывая популярность ESG-повестки, ставить на конвейер аэромобиль с мощным двигателем внутреннего сгорания — вопрос открытый.
  • Урбанистика. Летающие авто — одно из решений проблемы нагрузки на существующую транспортную инфраструктуру.

Индустрия 4.0

До Внуково из центра за 12 минут: когда полетят беспилотные такси

Недостатки AirCar

  • В отличие от дронов-такси, он не может взлетать и приземляться вертикально и требует взлетно-посадочной полосы.
  • AirCar использует бензиновые, а не электрические двигатели.
  • Летающие машины, в отличие от обычных самолетов, неизбежно будут подвергаться воздействию неблагоприятных условий, встречающихся на дорогах общего пользования. Незначительные для простых автомобилей неприятности, вроде ям на дороге, теоретически могут вызывать опасные повреждения деталей, необходимых для полета. Это означает, как минимум, что предполетная проверка таких транспортных средств должна быть особенно тщательной.
  • С трудностями производителям таких транспортных средств приходиться сталкиваться на этапе сертификации моделей. Для них нужно оформить официальное разрешение на использование в качестве и автомобиля, и летательного аппарата. Это процесс требует больших затрат времени, сил и средств, причем для четырехколесных машин, таких как AirCar, он намного сложнее, чем для трехколесных, как Pal-V. При этом трудно представить, что производители автомобилей-самолетов смогут добиться объемов продаж, которые покроют первоначальные затраты.
  • Таким образом, чтобы уникальная машина Кляйна вышла в «мейнстрим», сначала придется убедить регуляторов в ее безопасности и надежности, причем водителям AirCar понадобится как лицензия пилота, так и обычное водительское удостоверение. На всякий случай, международного образца тоже.

Факт 7. Первые бортпроводники

Конечно, на первых авиарейсах и речи не было о заботливых стюардессах и внимательном сервисе. Но когда число воздушных пассажиров стало расти, в компании пилотов и механиков появилось новое лицо ― бортпроводник.

Сначала стюардами работали исключительно мужчины. Удивительно, как быстро это стало женской профессией.

Первого в мире бортпроводника звали Хайнрих Кубинс. С 1912 год он обслуживал пассажиров дирижабля. Более двадцати лет этот человек проработал на различных моделях дирижаблей. Однажды на борту случился пожар, и Кубинс помог спастись многим пассажирам. Все окончилось благополучно.

В 1928 году Германия первой начала включать бортпроводников в состав лётного экипажа. А американцы решили заменить сдержанных парней привлекательными девушками. Первой стюардессой в истории пассажирских перелётов стала Эллен Черч из Сан-Франциско (компания United Airlines).

Эллен Черч

Первые пассажирские самолеты

Человеком, который положил начало созданию пассажирских самолетов, являлся Альберто Сантос-Дюмонт. Изначально он конструировал воздушные шары и дирижабли. В 1905 году он закончил работу над проектом первого летательного аппарата. Уже в 1906 году конструктор совершил первый полет на самолете собственного производства. Воздушная машина получила название Oiseau de proie или 14-bis. В переводе такое название означает «Хищная птица».

Альберто Сантос-Дюмонт и его 14-bis

Характеристики первого полета:

  • высота — 2-3 м;
  • дальность — 220 м;
  • время полета — 22 секунды.

Воздушное судно было оснащено съемными шасси.

Глядя на опыт авиаконструирования братьев Райт и Сантоса-Дюмона, российское правительство решило начать свои разработки в этой области. Единственным нюансом стало то, что на территории России на тот момент не было конструкторов, имеющих опыт создания самолетов. Многие из них никогда не видели этих машин.

Первый русский самолет, который смог пролететь несколько десятков метров без аварии, был создан профессором политехнического института г. Киева Александром Кудашевым. В 1910 году он совершил полет на воздушной машине собственного производства.

Опыт конструктора Кудашева перенял Игорь Сикорский. Он создал самолет «Илья Муромец». Это первое пассажирское воздушное судно, которое было оснащено перегородками. Они делили салон на различные отсеки: спальную зону, развлекательный отсек, ресторан и ванную комнату.

В 1913 году состоялось знаменательное событие. Самолет впервые поднялся в небо. Уже через год состоялся презентационный полет. На его борту находилось 16 пассажиров.

Закат вместо телевизора

По словам Владимира Александровича, самолёты в те времена были куда более шумными, чем сейчас!

— И трясло порой здорово, и двигатели гудели громче. Иногда летишь уже на порядочной высоте — вроде нормально. А как самолёт достигнет, например, Средиземного моря и греческих островов, там опять трясти начинает. Но виды поразительно красивые!

Фотографироваться на фоне самолёта (да и в самом самолёте) не разрешалось, поэтому снимков, увы, не осталось. Однако «советский пассажир» до сих пор вспоминает виды:

— В те времена пилотов ещё не обязывали запираться в кабине. Иногда они открывали дверь, чтобы пассажиры могли полюбоваться потрясающими закатами. Выглядело, как будто мы в печку летели, даже страшно было — такое марево.

Никаких телевизоров в те года, понятное дело, не было. Но скучать в пути не приходилось, люди везли все развлечения с собой: кто-то брал газеты и книги, другие играли в карты, а некоторые, как, например, Владимир Александрович, всю дорогу развлекал семью:

— То с дочкой поиграть нужно было, то кроватку ей организовать из кресел, то погулять по салону — ребёнок очень отвлекал нас с женой от тягостного ожидания посадки!

Первый самолет

Всемирно известный художник, скульптор, а также изобретатель Леонардо да Винчи сконструировал некое подобие летательного аппарата, по форме напоминающее велосипед с большими крыльями, обтянутыми кожей, совершающими ритмичные взмахи. Это изобретение рассматривают как самый первый самолет в мире. По некоторым данным, ему удалось даже успешно его испытать, однако документально это нигде не зафиксировано и остается непроверенной информацией на уровне слухов или домыслов.

Первые попытки описать аэродинамические законы с прикладной точки зрения впервые проявились в работе шведского ученого Эммануила Сведенборга в 1716 году под заголовком «Эскизы машин для полетов по воздуху». Статья была одобрена другим ученым Кристофером Польхемом, а также самим шведским королем после их встречи на юге Швеции, в городе Лунд. Основным моментом в работе было утверждение, что для стабильного сохранения высоты при движении в воздушных массах первый в мире самолет должен быть оборудован собственным двигателем. В 1849 году британский ученый и изобретатель Джордж Кейли, ориентируясь на обоснованные и введенные им понятия подъемной силы и сопротивления, запустил первый беспилотный планер, а ровно через четыре года повторил полет, уже пилотируемый человеком.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий