Двигатель в Pilatus PC-12
Самым надежным в одномоторном самолете должен быть двигатель. Эта модель Pilatus оснащена новейшей версией из когда-либо выпускавшихся авиационных силовых установок Pratt & Whitney Canada PT6. Именно эта марка двигателей зарекомендовала себя в более чем 1700 выпущенных ранее Pilatus PC-12. И по этой причине разработчики уверенно заявили об увеличении (продлении) срока гарантийного ремонта до 5000 часов.
Он оборудован первым двухканальным интегрированным пропеллером и системой управления с оцифровкой (ЕРЕСS). В автоматическом режиме происходит контроль и управление всеми параметрами (температурой, вращением, мощностью и пр.). Можно даже подобрать режим скорости винта с пониженным уровнем шума в полете.
Однорычажный переключатель скоростей фиксирует фазы полета. Турбина последнего поколения РТ6Е-67ХР позволяет увеличить скорость до 537 км/ч.
Disadvantages of a Pilatus PC-12 turboprop as a rental aircraft:
- Low speed: Compared to business jets, turboprops like the PC-12 have a lower top speed. If minimizing flight time is the top priority, a business jet like the Pilatus PC-24 might therefore be the better choice. This is especially important for longer flights of 2-3 hours.
- Cabin noise: If the flight time is to be used for meetings or if the travelers are very noise-sensitive, there are quieter alternatives to the PC-12. For example, the third generation of the classic, the PC-12 NGX, promises a significant reduction in noise in the aircraft cabin thanks to an activatable, slow propeller mode.
Thanks to its flexibility and long-established market position, the Pilatus PC-12 is used as a passenger and cargo aircraft for private and business travel. Well-known customers of the PC-12 or its successor models PC-12 NG and PC-12 NGX are Formula 1 pioneer Bernie Ecclestone, former HP CEO Dion Weisler and the Royal Flying Doctor Service of Australia.
Модификации
- PC-12/41 — оригинальный вариант был сертифицирован в 1994 году и оборудовался двигателем PT6A-67B (Pratt & Whitney, Канада). Большинство выпущенных PC-12/41 прошло модернизацию и превратилось в PC-12/45.
- PC-12/45 — сертифицирован в 1996 году с двигателем PT6A-67B (Pratt & Whitney, Канада). Максимальный вес был увеличен до 4500 кг.
- PC-12/47 — сертифицирован в 2005 году с двигателем PT6A-67B (Pratt & Whitney, Канада). Максимальный вес был увеличен до 4740 кг.
- PC-12/47E — сертифицирован в 2008 году, получил модернизированную авионику и двигатель PT6A-67P (Pratt & Whitney, Канада). Иногда на рынках встречается под названием PC-12 NG (англ. Next Generation, «Новое Поколение»)
- U-28A — вариант для ВВС США.
- РС-12M Eagle — многоцелевой разведывательный самолёт, разработанный швейцарской фирмой Pilatus. Был ориентирован на рынок США. В зависимости от конфигурации разведывательного оборудования самолёт может выполнять следующие миссии: радиоэлектронная разведка и патрулирование (SAR РЛС и ИК-датчики), РЭБ и целеуказание (ФАР, РЛС, ИК-датчики, аппаратура РЭБ и аппаратура радио и радиотехнической разведки), патрулирование прибрежных границ и проведение операций против контрабанды наркотиков (ИК-датчики и мультиспектральная оптическая камера MSOC). Как дополнительные функции предусматривается конфигурации самолёта в роли: медицинского эвакуационного, фоторазведки, пассажирского и транспортного самолёта, VIP-транспорта. Первый полет самолёта РС-12М состоялся в октябре 1995 года. Существуют два основных варианта самолёта, первый : PC-12M(HB-FOB) — оборудованный оптико-электронными датчиками под управлением системы Northrop Grumman Sensor Management System (SMS). Система SMS включает трехпроцессорную станцию на базе процессоров Intel Pentium. В состав датчиков входят — ИК-датчики WF-160DS FLIR, оптическая камера с вариообъективом от 20 до 280 мм и американская система RISTA (Reconnaissance, Infra-red Surveillance, Target Acquisition). Второй вариант: PC-12M(HB-FOG) — оборудован датчиками Northrop Grumman WF-160DS IR/E-O, РЛС Raytheon Sea Vue SV 1021, системой РЭР Delfin Systems (30 МГц до 2 ГГц), систему цифровой и видео-передачи данных (на дальность до 200 км).
Variants
PC-12/41 Original production variant certified in 1994 has a Pratt & Whitney Canada PT6A-67B engine, 4,100 kg (9,039 lb) maximum takeoff weight, conventional round-dial cockpit, starting at SN101. PC-12/45 Certified in 1996 has a Pratt & Whitney Canada PT6A-67B engine, maximum takeoff weight increased to 4,500 kg (9,921 lb). PC-12/47 Certified in 2005 has a Pratt & Whitney Canada PT6A-67B engine, maximum takeoff weight increased to 4,740 kg (10,450 lb). PC-12/47E Variant certified in 2008 has upgraded avionics and a Pratt & Whitney Canada PT6A-67P engine. Sometimes known by its trade name PC-12 NG (Next Generation). PC-12M Spectre Paramilitary special missions platform marketed in the United States, originally called «Eagle». U-28A Draco United States Air Force designation for the PC-12.
Flight deck
The PC-12 NG flight deck is driven by the Honeywell Primus Apex system. Primus Apex is a sophisticated avionics system that is easy-to-use and enhances the pilot’s situational awareness and ability to fly in today’s ever-changing airspace environment.
Working closely with Pilatus, Honeywell has reduced the amount of hardware and created an intuitive and efficient avionics system focusing on human factors and reduced workload. Pilatus builds each Primus Apex system into an inspired cockpit design created specifically for the PC-12 NG by BMW Designworks USA.
Primus Apex has been developed based on technology available in the Primus Epic system typically found in the most advanced long-range business jets. With a four-screen setup, which includes the optional copilot PFD, displays are laid out in a basic “T” shape, with mirror-image PFDs flanking two MFDs stacked in the centre. The PFDs display flight critical information such as attitude, altitude, airspeed, HSI, as well as engine status and NAV/COM frequencies. The MFDs depict flight plan, moving map, crew alerts, and systems information. They also display Jeppesen charts and datalink weather when the aircraft is equipped with those options.
The brain of Primus Apex is the MAU, which collects information from radios, transmitters, and sensors aboard the aircraft and feeds it to the display units. The MAU was designed for high reliability in air transport applications, using dual redundant hardware and software, and input / output features, and a modular plug-and-play architecture to simplify service.
INAV software, which is contained in every Primus Apex system, is a significant breakthrough and distinguishes Primus Apex from other avionics offerings. Simply put, INAV’s main purpose is to combine navigation and sensor data. Using an intuitive point-and-click menu interface, pilots have the ability to update and modify flight plans, waypoint list and other navigational objects, while INAV merges them with weather, traffic and terrain, as well as airports, airspace, airways, navaids and geopolitical boundaries. Layering all of this information graphically onto one single display provides clear and simple situational awareness.
Разработка
Носовая установка турбовинтового двигателя Pratt & Whitney PT6 и четырехлопастный винт
Приборы и субпанель ПК-12
В октябре 1989 года Pilatus объявил о разработке PC-12 на ежегодном съезде Национальной ассоциации деловой авиации (NBAA). До объявления 1989 года проект PC-12 некоторое время велся в условиях высокой секретности; К моменту анонса сборка первого прототипа уже началась. Пилатус считал, что PC-12 будет соответствовать новому рынку, не обслуживаемому существующими самолетами, и что этот тип будет первым однодвигательным самолетом с большой кабиной, который сможет летать на высоких скоростях на большие расстояния. Два прототипа были построены 1 мая 1991 года, а первый полет состоялся 31 мая 1991 года. Швейцарская сертификация типа была первоначально запланирована на середину 1991 года; однако изменение конструкции крыльев (увеличение размаха крыльев и добавление винглетов для обеспечения гарантированных характеристик) задержало прогресс. 30 марта 1994 года Швейцарское федеральное управление гражданской авиации выдало сертификат типа для PC-12; Одобрение Федерального управления гражданской авиации США последовало 15 июля 1994 года.
С момента ввода в эксплуатацию Pilatus разработал большое количество улучшений и опций по сравнению с исходной моделью PC-12; Изменения включают увеличение максимального взлетного веса, использование все более мощных двигателей, внедрение новой авионики, мер по снижению шума, новых гребных винтов, увеличения скорости и дальности полета, дополнительных интерьеров и новых бортовых развлекательных систем. Другие авиационные фирмы, такие как Finoff Aviation Products, также выпустили свои собственные независимые продукты и пакеты усовершенствований для PC-12.
ПК-12НГ
Новый смешанный крылышко самолета PC-12 NG
Pilatus анонсировал PC-12NG (Next Generation) на встрече NBAA 2006 в Орландо и официально представил ее во время NBAA 2007 в Атланте. NG оснащен более мощным двигателем Pratt & Whitney PT6A-67P с улучшенными характеристиками набора высоты и увеличенной максимальной крейсерской скоростью до 280 узлов TAS . NG также оснащен стеклянной кабиной Honeywell Primus Apex ; до этого PC-12 была одной из немногих моделей высшего класса, в которой отсутствовала авионика с плоским экраном. Обновленная кабина включает автоматический контроль наддува, а также управляемые курсором вводы в навигационную систему. PC-12 NG крылышки также были изменены из оригинальной версии. Сообщается, что в течение двух лет с момента запуска на ПК-12 NG было размещено более 200 заказов. В мае 2008 года был доставлен первый ПК-12 NG.
ПК-12М (Многоцелевой) основан на ПК-12 NG, но оснащен более мощной системой выработки электроэнергии, позволяющей устанавливать дополнительное энергоемкое оборудование. Это позволяет PC-12M выполнять такие задачи, как летная инспекция, санитарная авиация, аэрофотосъемка и воздушное наблюдение. Дополнительная служебная дверь вмещает людей и груз, падающие с парашютом. Эта версия продается в США как полувоенная платформа специальных миссий PC-12 Spectre.
18 декабря 2012 года Pilatus официально открыла свою штаб-квартиру в Китае в Чунцине Лянцзян и объявила о будущем производстве PC-12 для клиентов из Азиатско-Тихоокеанского региона на производственной линии на этом объекте. В сентябре 2014 года было объявлено, что производство различных авиационных конструкций для PC-12 NG будет осуществляться компанией Tata Aircraft Systems в Индии с 2016 года, причем эти детали ранее производились на PZL-widnik в Польше.
PC-12NGX
На октябрьском съезде NBAA 2019 Pilatus анонсировал уже сертифицированный PC-12NGX. Его PT6E-67XP включает в себя режим FADEC и низкоскоростной гребной винт для снижения шума в кабине. Он достигает круиза со скоростью 290 узлов TAS (537 км / ч). Обновленная авионика Honeywell с функцией автоматического регулирования тяги как устройством управления курсором, так и сенсорным экраном . По аналогии с PC-24 окна кабины на 10% больше, а в обновленной кабине добавлены новые сиденья. Плановое техническое обслуживание увеличено до 600 летных часов, а время между капитальным ремонтом увеличено с 4000 до 5000 часов. Поставки должны начаться во втором квартале 2020 года по базовой цене в 4,39 миллиона долларов США, из которых до 5,369 миллиона обычно оборудованы как самолет представительского класса. В 2021 году его цена с оборудованием составляла 5,443 миллиона долларов.
Pilatus PC-12 / 47E (NG)
Особенности самолета
Турбовинтовой самолет Pilatus PC-12 NG за долгие годы эксплуатации доказал свою универсальность для коротких перелетов и посадки на грунтовых полосах, а также сравнительно низкую стоимость перелетов и эксплуатации. Обновленная версия самолета NG (Next Generation) отличается от своего предшественника более мощным двигателем, новой системой герметизации салона и поддержания температуры, а также комплексом авионики с многофункциональными дисплеями фирмы Honeywell по уровню соответствующему реактивным бизнес-джетам. Все это еще более повысило безопасность полетов на Pilatus PC-12 NG.
Пассажирский салон был модернизирован с привлечением специалистов из BMW Designworks. Пассажирские кресла получили выдвижные подголовники и более удобные подлокотники. Пространства достаточно, чтобы свободно разместиться в кресле. Если пассажир высокого роста и хочется вытянуть ноги, то кресло можно повернуть в сторону прохода, что даст дополнительное место для ног. Туалетная комната располагается в носовой части салона. По объему салон PC-12 превосходит всех других турбовинтовых конкурентов и сопоставим с частными самолетами класса mid-size.
Салон PC-12 интересен также своими возможностями для перевозки грузов. Крайне оперативно (примерно за 40 минут) два задних кресла можно демонтировать, что значительно увеличит багажное отделение. Оно становится настолько вместительным, что туда помещается стандартный мотоцикл. Погрузку производить удобно благодаря огромной боковой двери (1,35 метра в высоту и 1,32 метра в ширину). Возможно даже погрузить паллет с грузом посредством стандартного погрузчика. Пол в багажном отделении плоский, что также удобно при перевозке грузов.
Если рассматривать Pilatus PC-12 NG для покупки и эксплуатации, то данный частный самолет является очень разумным вариантом. PC-12 медленно теряет в цене – основные потери приходятся на первые 3 года (в районе 15 – 20%), далее частный самолет теряет всего по 2-3 % в год. Расходы на обслуживание меньше по сравнению с реактивными джетами сверх-легкого класса. Во-первых, у PC-12 только один двигатель, во-вторых, обслуживание и ремонт турбо-винтового двигателя дешевле, чем реактивного. Постоянные расходы в год на PC-12 составляют порядка 210 000 долларов США, себестоимость (переменная часть расходов) летного часа (при налете в 400 часов в год) равняется 630 долларам США.
Pilatus PC-12 NG Цена
Мы рады предложить Вам аренду частного самолета Pilatus PC-12 NG для выполнения разовых чартерных рейсов или для долгосрочной аренды на срок от 3 месяцев. Также в случае заинтересованности в покупке Pilatus PC-12 NG готовы проконсультировать и организовать для Вас покупку, эксплуатацию и коммерческую загрузку Вашего частного самолета в периоды, когда Вы его не используете.
Заказать
Frequently asked questions
How much does a Pilatus PC-12 cost?
Only the third and latest generation of the PC-12, the PC-12 NGX, is currently offered ex works. The previous generation can be purchased used on the marketplace for used aircraft. In November 2020, the average price for the PC-12/PC-12 NG was €2,400,000.
How many pilots fly the PC-12?
Like all Pilatus aircraft, the PC-12 has a so-called single-pilot certification. This certification is only awarded to aircraft where the in-flight workload for a pilot is appropriate. This is made possible, among other things, by the PC-12’s modern cockpit equipment. In addition, the entire Pilatus fleet is equipped with a co-pilot seat, which also enables multi-pilot operation.
How does the Pilatus PC-12 differ from the Cessna Denali?
The biggest difference is that the Cessna Denali is currently not yet available. Due to technical problems with the engine, the maiden flight was recently postponed indefinitely. Comparing the technical data of the two aircraft, only the slightest differences are noticeable. Not surprisingly, aviation experts consider the Cessna Denali a copy of the successful PC-12.
Is there a toilet in the PC-12?
By default, a Pilatus PC-12 has a fully enclosed toilet and a refreshment facility. The toilet is located between the cockpit and the cabin. The cabin equipment allows for a relaxed and restful journey.
Which airports can the PC-12 fly to?
A unique selling point of the Pilatus fleet is its suitability for short runways and unpaved surfaces. This gives travelers additional options when planning their trip.
Here is a selection:
Салон в Pilatus PC-12 и его дизайн
Совместно с BMW Designworks был спроектирован дизайн салона Pilatus PC-12. Кожаные кресла вращаются и откидываются, трансформирующиеся столики выполнены из древесины лиственных пород. Технология Wi-Fi открывает доступ к развлечениям.
Пользователям Pilatus PC-12 предлагается передовая авионика бизнес-самолетов высшего класса, адаптированная для одного пилота. PC-12 NGX Advanced Cockpit Environment (ACE ) оптимизированна для обеспечения стабильности и плавности полета.
Наличие SmartView дает возможность полного контроля за ситуацией, SmartLanding и SmartWallet , режим аварийного спуска (EDM), система оповещения экипажа (CAS), и многое другое с отражением данных на многофункциональном дисплее. Даже опциональная цифровая система автоматического привода — первая в своем роде в бизнес-турбовинтовой системе.
Катастрофы с участием самолета
В истории эксплуатации различных модификаций PC-12 отмечено 6 авиакатастроф. Большинство из них (3), произошли в 2009 году в США.
В марте 2009 года PC-12/45 потерпел крушение над аэропортом Берт-Муни в Бьютте, штат Монтана. Этим бортом летело 13 человек, 7 из которых были дети. Все пассажиры и пилот разбились. Причиной аварии назвали замерзание системы подачи топлива в одном из крыльев. Ввиду чего топливо из одного крыла было полностью использовано, а во втором нет. Это создало лишнюю нагрузку и не позволило посадить борт. Эта катастрофа с участием РС-12 является самой крупной.
Operational history
Commercial, corporate and private use
Early sales of the PC-12 principally went to utility operators, reportedly Pilatus were uncertain of the sales potential for the aircraft to business and passenger operators early on. In 1994, the Royal Flying Doctor Service of Australia became the launch customer of the PC-12. It operates 32 PC-12s throughout Australia to deliver medical services in remote areas.
PC-12 with passenger embarking
In 2003, US charter airline Tradewind Aviation started operating the PC-12, which has now grown into one of the country’s largest operators of the type, with 22 aircraft.
In 2006, the magazine Flying referred to the PC-12 as «…more economical to operate than any turbine airplane of similar size.» In 2007, Flying magazine described the high rate of value retention on used PC-12s as «unbelievable»—attributing this to the popular demand for the type. High oil prices are a prominent factor for increasing sales of turboprops, the PC-12 among them.
The bulk of demand comes from North America and three quarters of PC-12NG sales are in executive configurations. While its price grew from $3,270,760 in 2005 to $4,713,275 in 2015, it retains 80-85% of its selling price after 10 years given average use, better than comparable turboprop or business jets and it sells 40% faster.
Pilatus also uses a series of overseas distributors to market and sell the PC-12 within designated regions. AMAC Aerospace is the exclusive sales agent for the type within the Middle East.
In August 2014, Californian airline Surf Air placed an order for 15 PC-12 NGs and 50 options, one of the largest contract for the type.PlaneSense, a New Hampshire-based fractional ownership company, manages the largest fleet of the type, operating 34 PC-12s in 2015.
In June 2010, Pilatus announced that the 1,000th PC-12 had been delivered. By August 2013, the worldwide PC-12 fleet had accumulated a combined total of 4 million flight hours and 1,200 PC-12s had been delivered to customers. Just over a year after the 1300th, the 1400th PC-12 was delivered in July 2016. The fleet has accumulated 5.6 million total flight hours since certification and 1 million flight hours for the 630 PC-12 NG since its introduction in 2008. As the fleet logged over 6.8 million hours, the maintenance interval was raised from 100/150 hours to 300 and a new maintenance plan reduces labor by 20% to 40% to lower direct operating costs.
By 2017, a nine year-old PC-12 was worth $2.5-2.8m and 15-16 year-old models had a $1.8m value.
Military operations
United States Air Force U-28A
The PC-12 is Pilatus’ first aircraft directed principally at the civil market. Despite the company historically being a military-oriented supplier, military sales for the type were considered a low priority during the early stages of development.:
The U-28A is the United States Air Force variant of the PC-12 for intra-theater support of special operations forces performing the role of Intelligence, surveillance, and reconnaissance (ISR). The 319th Special Operations Squadron is stationed at Hurlburt Field, Florida at the headquarters of the Air Force Special Operations Command. The 34th Special Operations Squadron (SOS) was activated on as the second U-28A unit at Hurlburt Field. Both squadrons operate as part of the 1st Special Operations Wing/ 1st Special Operations Group (SOG) at Hurlburt Field. The U-28A is also operated by the 318th Special Operations Squadron as part of the 27th Special Operations Wing at Cannon Air Force Base, New Mexico. In May 2019 the Air Force officially approved the use of the name ‘Draco’ for the aircraft.
Design
Pilatus PC-12 taking off from a short unpaved airstrip
The PC-12 is a single-engine turboprop-powered business aircraft, designed for performing multiple roles and to deliver performance and safety equal to twin-engine aircraft. It is powered by a single Pratt & Whitney PT6A-67 engine; early models being powered by the PT6A-67B, while the later PC-12 NG variant uses the more powerful PT6A-67P, which is flat rated at only 70% of its maximum power. According to Pilatus, the PC-12 NG has exceptional versatility and is capable of operating within the most rugged environments, such as the Australian outback; it is one of the few pressurized turbine-powered aircraft capable of operating from rough landing strips. A trailing arm landing gear allow access to airfields inaccessible to many jet aircraft.
Pilatus PC-12 interior cabin
A Luxembourg-registered PC-12/45 with doors open
The cabin can accommodate up to nine passengers and has a refreshment centre, an enclosed lavatory and a rear baggage area. Other cabin configurations include executive arrangements, seating between six and eight passengers; a four-seat passenger-cargo combi layout; and an air ambulance setup housing two litters and three attending medics. The interior was designed in conjunction with BMW’s Designworks division, making extensive use of leather, fine wood veneers, and various textiles to create an environment similar to a luxury road vehicle. An atypically large cargo door is installed to accommodate bulky items, including palletised cargo.
The PC-12 incorporates numerous safety measures. The PT6A-67 engine has a reputation for considerable reliability, a factor that has reportedly been decisive to some prospective operators. To counteract stall and spin conditions, dual angle-of-attack sensors near the wingtips force the stick forwards in advance of a potential stall. For greater redundancy, the PC-12 NG has a complete split-bus dual electrical system similar to modern jet aircraft, in addition to two separate batteries and a third emergency battery. The type is certified for flight into known ice conditions; as per standard fit, pneumatic de-icing systems are installed in the wings and empennage, while electrical de-icing measures are integrated into the windshield and exhaust heat is used for engine inlet de-icing.: 84 In 2014, Aviation Week described the PC-12 as possessing “…comparatively slow take-off and landing speeds, excellent short-field performance, and easy handling characteristics.”
In addition to its uses as a passenger transport and private aircraft, the PC-12 can be configured as a multi-mission platform, such as an air ambulance or for conducting surveillance aircraft missions. In the latter role, a retractable Electro-optical/Infrared sensor may be installed into the aircraft’s tail and an operator’s console, containing two display monitors, a digital video recorder, communications panel and expansion bays to accommodate various radios and datalinks, can be fitted in the main cabin area; the aircraft may be highly customized to meet customer’s specific mission requirements. In the multi-mission capacity, the type has seen use by various customers, including the Red Cross, the Royal Flying Doctor Service of Australia, the Royal Canadian Mounted Police, and the United States Air Force.
PC-12 wingtip device and weather radar
The type features a three-axis autopilot as standard, while weather radar, long-range navigation systems and radar altimeter are optional.: 84 The flight deck of the PC-12 NG is equipped with Honeywell’s Primus Apex avionics system, consisting of four 10-inch high-resolution liquid crystal display screens, two of which perform as the primary flight displays directly forward of either pilot, the other two being multi-function displays in a central position between the two pilots. The Apex system shares many similarities to the flight decks of other business jets and has been designed to minimize crew workload and provide for improved safety during single-pilot operations. An advanced synthetic vision system, delivering greater situational awareness and safety during visual flight rules (VFR) flight, is also present. The cockpit’s layout is optimized for ergonomic and aesthetic appeal, providing similar comfort levels for the flight crew as to the passengers. An engine condition monitoring system is present on the PC-12 NG, automatically monitoring engine parameters and producing relevant warnings, easing preventive maintenance efforts.
Особенности модели
В стандартной комплектации лайнер представлен:
- в восьмиместном варианте для региональных линий;
- в пассажирском VIP-варианте с четырьмя пассажирскими сиденьями;
- грузовой Combi-версии.
Более современные варианты, такие как PC-12M, оснащены более мощными электрогенераторами и эффективно эксплуатируются в специальных службах: «скорой помощи», летной инспекции, метеонаблюдениях и т. д.
Благодаря небольшим формам и легкой конструкции самолету не требуется для разгона большая ВПП. Ему достаточно чуть более 1 километра взлетной дорожки. Авиаперевозчики многих стран использовали это преимущество. По статистике, более 11.5 тысячи аэропортов мира могут принимать сегодня эти бизнес-джеты. Со временем для силовой установки самолета начали использовать более мощные двигатели, что повлияло на технические характеристики Пилатус PC-12.
Салон РС-12
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме: Pilatus PC-12 (категория) |
- Официальный веб-сайт
- «Летные испытания: Pilatus PC-12NG» . Flight Global . 12 мая 2008 г.
- «Типовой лист сертификата A.089, выпуск 04» . Европейское агентство по авиационной безопасности. 4 ноября 2009 г.
- «Пилатус шагает вперед» . Международный рейс . 19 апреля 2011 г.
- Гойер, Роберт (25 июня 2013 г.). «ПК-12 против мира» . Летающий . Bonnier Corporation .
- Сарсфилд, Кейт (11 февраля 2014 г.). «Pilatus вводит усовершенствования в PC-12 NG» . Flightglobal . Лондон.
- Фред Джордж (27 апреля, 2016). «Отчет пилота: Pilatus PC-12 NG Быстрее и дальше, эффективнее и удобнее» . Деловая и коммерческая авиация .
vтеСамолет Pilatus | |
---|---|
Тренеры |
|
Коммунальные услуги / транспорт |
|
Планеры | |
Заброшенные проекты |
|
vтеОбозначения трехобъектных служебных самолетов США после 1962 г. | |
---|---|
Основная последовательность |
|
Связанные обозначения |
|
1 Не назначен |