Виды взлёта
Для отрыва от земли летательный аппарат преодолевает препятствия: протяжённость взлётно-посадочной полосы, погодные факторы, направление ветра. Авиаконструкторы разработали разные способы обхода этих препятствий. Специалисты усовершенствовали не только конструкцию воздушных судов, но и процесс взлёта.
Различают 4 разновидности взлёта:
- Классический. Во время движения лайнера по взлётной полосе двигатель постепенно набирает тягу.
- С тормозов. Ускорение движения летательного аппарата начинается после достижения двигателями установленного режима тяги. До этого воздушное судно с помощью тормозов удерживается на земле.
- Посредством дополнительных средств. Применимо для боевых самолётов, которые несут службу на авианосцах. Малую протяжённость взлётно-посадочной полосы компенсируют катапультами, ракетными двигателями, установленными на самолёт или трамплинами.
Если у лайнера двигатели с вертикальной тягой (российский Як-38, к примеру), возможен вертикальный взлёт. Такие суда, как вертолёты, набирают сначала высоту с места по вертикали или их разгоняют с небольшого расстояния и постепенно переводят в горизонтальный полёт.
Как взлетает самолет: безопасное движение
- После того, как взлетает самолет, в процессе полета он преодолевает зону турбулентности, пролетает через облака, встречается с непредвиденными погодными условиями. В этот момент человека охватывает беспокойство.
- Просматриваемое колебание консолей является нормальной нагрузкой для конструкции авиалайнера.
- Удар молнии не способен вывести самолет из равновесия. Возможное отклонение – кратковременное отключение приборов. А вот в грозовых облаках сконцентрированы потоки воздуха большой мощности, способные нарушить равновесие.
- Автоматизированное управление самолетом находится под постоянным контролем с земли. Благодаря этому самолеты соблюдают определенные маршруты и не пересекаются.
Управление для безопасного полета
Во время полета от пилота требуется максимальное внимание. Он обязан контролировать работу двигателей, следить за высотой и выбранным курсом, за собственным направлением и движением других самолетов.
Слаженная работа техники и хорошо обученный пилот — позволяют обеспечить пассажирам безопасный полет.
Недостатки самолетов с вертикальным взлетом
Главным недостатком СВВП будет то, что ими очень сложно управлять. Летчики, должны быть настоящими асами и должны обладать навыками управления именно этими машинами. Управление изменением тяги от вертикального до горизонтального направления требует очень большого уровня подготовки. Особенно, если речь идет о посадке на авианосец или маневрировании при сильном ветре.
Управлять таким самолетом при посадке сможет только настоящий ас!
Самые большие сложности бывают именно при посадке. При взлете надо поднять самолет и начать набор скорости, а при посадке надо рассчитать заход так, чтобы скорость упала при подлете к посадочной площадке.
Кроме этого, опасность при взлете представляют и двигатели. Если один из двигателей откажет в обычном полете, самолет может лететь на втором и даже просто планировать. При отказе двигателя вертикального взлета/посадки, катастрофа неизбежна. Они не раз случались как с серийными машинами, так и с прототипами.
Еще одним минусом будет большой расход топлива на вертикальный взлет/посадку. Двигатели работают в запредельном режиме, чтобы поднять самолет с полным вооружением. Как итог, мы получаем меньшую дистанцию полета.
Если взлет и посадка на площадки, едва превышающие габариты самолета, являются однозначным плюсом, то требования к этой площадке точно будут минусом. Струя газов очень сильная и горячая. Отрывая от земли пару десятков тонн, она способна буквально уничтожить асфальт под самолетом. Получается, что преимущество использования ”в поле” нивелируются требованием сделать нормальное покрытия площадки. Кстати, в реальном поле такие самолеты не смогут взлетать, пыль может вывести двигатели из строя.
За счет чего взлетает, поднимается в воздух самолет: способы взлета
Обеспечить конкретную скорость для взлета самолета можно несколькими способами:
- Взлет летательного аппарата с тормозов – самый распространенный способ. Двигатели самолета раскочегаривают до требуемой скорости при удержании самолета на тормозах.
- Как только достигается нужный показатель, летательный аппарат спускается с тормозов и приступает к ускоренному разбегу.
Распространено
- Взлет самолета с промежуточным торможением на взлетной полосе – скорость набирается при разбеге по длинной полосе.
- Взлет в период выруливания на полосу – на аэродроме с ограниченным количеством свободного пространства отрыв самолета производится сходу, что позволяет ускорить взлет и задействовать минимум взлетной полосы.
- Взлет при помощи трамплинов и систем для торможения колес – применяется для взлета боевых самолетов с поверхности авианосцев. Для создания мощной тяги самолеты оснащаются ракетными двигателями.
- Взлет по вертикали – применяется для боевой техники на ограниченном взлетном пространстве.
Вертикальный Каждый самолет взлетает по четко прописанному инструктажу, в котором указаны скорость отрыва, допустимая масса при взлете, уровень шума и другие показатели.
Паспортный контроль и досмотр
От стойки регистрации попросят пройти в пункт паспортного контроля, расположение которого можно уточнить тут же, у сотрудников за стойкой. После паспортного контроля необходимо пройти досмотр, правила которого могут меняться. Попав в зал досмотра нужно снять верхнюю одежду, обувь (не всегда), выложить содержимое карманов, снять ремень с металлическими элементами и положить всё в ящики, которые затем нужно поставить на ленту вместе с ручной кладью, встать в очередь на личный досмотр. В свою очередь следует пройти в кабинку для досмотра, где попросят поднять руки и встать на метки на полу. Досмотр могут проводить вручную, в этом случае женщин досматривают сотрудники женского пола.
Если в ручной клади обнаружат предметы, запрещённые к провозу, то придётся их оставить без лишних споров. К запрещённым предметам могут отнести баллон с пеной для бриться, бутылку воды, металлическую пилку для ногтей, спицы для вязания. Чтобы не возникло неприятной ситуации, лучше заранее ознакомиться со списком запрещённых для провоза предметов.
Насколько опасно попадание в зону турбулентности?
В фильмах часто можно увидеть сцены, как самолёт попадает в турбулентность, получает страшные повреждения и начинает падать. В жизни же такое происходит редко. Обычно турбулентность доставляет больше проблем непристёгнутым пассажирам, чем пилотам. Вот что говорит о полётах во время турбулентности американский пилот Патрик Смит:
Так что бояться турбулентности не стоит, вряд ли самолёт упадёт из-за неё. Но во время прохождения такой зоны всегда следует пристёгиваться, чтобы избежать травм. Однако у аэрофобов есть и другие страхи, например, что в самолёт попадёт молния, и он рухнет вниз.
Когда можно претендовать на денежную компенсацию
Многолетняя практика показывает, что далеко не во всех подобных ситуациях предусматривается возможность вернуть свои средства. Во многом это связано с недобросовестностью авиакомпаний. Более того, редко, но встречаются обстоятельства, при которых клиенты даже не получают соответствующего уведомления.
В таком случае необходимо действовать в строго установленном порядке, который заключается в следующем:
- Изначально возникает необходимость снять информационное табло в аэропорту на мобильный телефон, на котором отображается соответствующая надпись.
- На следующем этапе требуется обратиться к официальным представителям перевозчика и поставить на билете соответствующую отметку, которая подтверждает факт задержки рейса либо его отмену вовсе. Дополнительно стоит узнать об альтернативных вариантах решения проблемы. Возможно, они предложат полететь другим рейсом либо сразу вернут деньги.
ЧИТАТЬ Инструкция по покупке билета с открытой датой на самолет
В случае принятия решения об использовании иного рейса для своего перелета, то пассажир должен приступить к сбору документации, которая официально подтверждает факт дополнительных затрат.
В перечень входит:
- приобретенный ранее билет на рейс, который по разным причинам был отменен;
- выданные квитанции о сдаче багажа в камеру хранения на время ожидания следующего рейса;
- квитанции из буфета, ресторана – нужно требовать компенсацию даже за чашку выпитого кофе.
Крайне важно доказать тот факт, что вынужденная отмена рейса помешала пассажиру присутствовать на каком-либо значимом для него событии либо организованном мероприятии. В данном случае подтверждением может стать:
В данном случае подтверждением может стать:
- присланная телеграмма от близких людей;
- выписанное командировочное удостоверение;
- официальный вызов на участие в конференции либо на прохождение собеседование;
- туристические путевки либо же билеты на посещение экскурсии;
- приглашение на свадьбу и пр.
В случае необходимости заночевать в гостинице, в обязательном порядке стоит попросить выдать квитанцию с датой и полной стоимостью.
По прибытию домой в данном случае требуется составить в письменном виде соответствующее заявление, в котором указывается:
- конкретный номер рейса, который по разным причинам был отменен;
- дата запланированного вылета и того, который был совершен по факту;
- проблемы, которые возникли по причине отмены рейса;
- персональные требования, которые нужно удовлетворить для решения конфликтной ситуации.
После этого нужно приложить копии всех имеющихся документальных подтверждений.
Заявление должно быть сформировано в нескольких экземплярах, один из которых остается у заявителя в качестве подтверждения сформированной претензии с проставленной отметкой представителей авиакомпании.
Вертолет – конкурент или друг самолету?
Интересное изобретение человечества, связанное с перемещением в воздушном пространстве – вертолет. У него есть главное преимущество перед самолетом – вертикальные взлет и посадка. Он не требует огромного пространства для разгона, а почему самолеты летают только с оборудованных для этих целей мест? Правильно, необходима достаточно длинная и гладкая поверхность. Иначе исход посадки где-то в поле может стать чреватым разрушением машины, а того хуже – человеческими жертвами. А посадку вертолета можно совершить на крыше здания, которая приспособлена, на стадионе и т. п. Для самолета эта функция недоступна, хотя конструкторы уже работают над тем, чтобы объединить мощность и с вертикальным взлетом.
Почему самолеты летают? Мечта о полете с древнейших времен сопровождала человека. Она нашла отражение в древнегреческом мифе о Дедале и Икаре, чертежи нескольких летательных аппаратов оставил после себя великий Леонардо да Винчи, о диковинных способах перемещения в воздушном пространстве фантазировал Сирано де Бержерак.
Помимо этого, в истории многих цивилизаций остались задокументированные сведения об удачных и не очень попытках отчаянных изобретателей оторваться от земли. Среди них достойны упоминания:
- полеты на воздушных змеях и «небесных фонариках», первых прототипах аэростатов, в Китае еще до Средневековья,
- прародитель дельтаплана, успешно прошедший испытание в Кордовском халифате в 9 веке,
- первый парашют на основе набросков да Винчи в Европе начала 17-го века,
- удачные полеты на планере и ракете в Османской империи в 17 веке.
Первый официально зафиксированный полет человека на летательном аппарате был совершен на воздушном конструкции братьев Монгольфье в 1783 году. Однако, построить первую рабочую модель самолета стало возможно только в начале 20-го века, после промышленной революции, серьезно ускорившей научно-технический прогресс.
Давняя мечта человечества наконец осуществилась благодаря применению двигателя внутреннего сгорания в качестве силовой установки вместо парового двигателя, архаичного и не обеспечивавшего необходимой мощности.
4 детали авиалайнера, от которых зависят летные качества
Летающие машины отличаются от обычных очень сложными конструкциями, предусматривающими каждую мелочь. И кроме очевидных деталей, на возможности и характеристики передвижения влияют и другие части – всего собрали 4 основных.
1. Крыло. Если при отказе двигателя можно долететь до ближайшего аэродрома на втором, а при неполадках сразу в двух – приземлиться с опытом пилота, без крыла от пункта отправления не отдалишься. Не будет его – не будет необходимой подъемной силы. В единственном числе о крыле говорят не случайно. Вопреки распространенному мнению, оно у самолета одно. Этим понятием обозначают всю плоскость, расходящуюся в обе стороны от борта.
Поскольку это главная деталь, отвечающая за нахождение в воздухе, ее конструкции уделяется очень много внимания. Форму строят по точным расчетам, выверяют и испытывают. Кроме того, крыло способно выдерживать огромные нагрузки, чтобы не ставить под угрозу главное – безопасность людей.
2. Закрылки и предкрылки. Большее количество времени крыло самолета имеет обтекаемую форму, но на взлете и посадке на нем появляются дополнительные поверхности. Выпускаются закрылки и предкрылки для того, чтобы увеличить площадь и справиться с действующими на аппарат силами во время серьезных нагрузок в начале и конце пути. При приземлении тормозят лайнер, не позволяют ему упасть слишком быстро, а на подъеме помогают удержаться в воздухе.
3. Спойлеры. Появляются на верхней части крыла в моменты, когда требуется уменьшить ПС. Играют роль своеобразного тормоза. Эта и детали из предыдущего пункта представляют собой механизацию, которой пилоты управляют вручную.
4. Двигатель. Винтовые тянут машину за собой, а реактивные «толкают» вперед.
Пусть еще в начале прошлого века в идею создать летающий транспорт мало кто верил, в наши дни самолеты ни у кого не вызывают удивления. Хотя в принципах их передвижения разбираются единицы – конструкции аппаратов, физика полетов кажутся слишком сложными и рождают массу заблуждений. Но рядовому пассажиру знать подобное и не обязательно. Главное, запомнить, что возможности каждой модели лайнеров просчитаны, и повторить судьбу Икара возможно лишь в редких случаях.
Рейтинг: (голосов: 4, средний: 5 из 5)
Сохранить себе эту страницу:
Скорости пассажирских самолётов
Ниже мы рассмотрим некоторые скоростные характеристики самолётов, находящихся в эксплуатации на настоящий момент, выраженные в традиционных и общепринятых едницах измерения — км/ч.
- Ту-154. Из-за маленького запаса топлива, совершал полёты на средние расстояния. Так, при перелёте из Хабаровска в Москву приходилось совершать две посадки для дозаправки. Скорость самолёта достигает 950 км/ч. В сегодняшние дни не используется для регулярных пассажирских перевозок.
- Ту-204. Тоже авиалайнер для обслуживания рейсов на средние дистанции, но с большей вместимостью по сравнению с Ту-154. Оптимальная скорость полёта 850.
- Сухой Суперджет-100. Одна из новых разработок для обслуживания местных авиалиний. Скорость авиаперелётов составляет 830 км/ч.
- Ил-62. В сегодняшние дни практически снят с эксплуатации. Использовался для перелётов на дальние расстояния. Средняя крейсерская самолёта — 850.
- Ил-86. Авиалайнер, вмещающий более 300 пассажиров. Хоть он был огромным, но мог развить скорость до 950.
- Ил-96. Перевозит до 300 человек на дальние расстояния. Показатель составляет 900.
- Аэробус А-310. В зависимости от разновидности может совершать полёты на разные расстояния. При этом достигать мог 858.
- Аэробус А-320. Самолёт, совершающий перелёты на средние расстояния, при этом развивает 853.
- Аэробус А-330. Предназначен для перелёта почти 400 пассажиров на дальние расстояния. Развивает до 925.
- Аэробус А-380. Самый крупный двухэтажный самолёт в мире. Может перевозить до 853 пассажиров. Из-за своей экономичности, при 900 км/ч может совершать перелёты на расстояние до 12 тыс. км.
- Боинг-747. Эксплуатируется на дальние перелёты со скоростью 917.
- Боинг-777. Совершает дальние перелёты при 891.
И всё-таки считается, что это невысокие скорости для авиаперевозок пассажиров.
Рекорды высоты, достигаемые пассажирскими самолетами
Несмотря на то что высотные самолеты теоретически могут достигать больше 13 000 метров над землей, крейсерская высота пассажирских лайнеров практически никогда не превышает 12 000 метров. Это наиболее комфортный вариант для экипажа, пилота, пассажиров и самой техники: так она расходует наименьшее количество топлива и не подвергается преждевременному износу.
Ту-144
Однако авиастроение пыталось однажды «прыгнуть выше головы», выпустив сверхзвуковые пассажирские судна, способные побить рекорд высоты самолета гражданского назначения. Это были российский Ту-144 и французский Concorde. Они способны были перемещаться на уровне около 18 000 метров, а предельный показатель достигал 20 000 метров. Такие самолеты позволяли вдвое сократить время привычных воздушных маршрутов.
Concorde
Однако эти машины были сняты с эксплуатации по ряду причин. Во-первых, они были сложны и дорого обходились в плане технического обслуживания. Во-вторых, в ходе использования этих машин случались инциденты, повлекшие за собой гибель многих людей. В связи с этим самолеты были признаны ненадежными и выведены из использования.
Технические характеристики
Этот самолет был специально разработан для маршрутов дальней протяженности. Он способен вмещать от 305 до 550 пассажиров. Многое зависит от компоновки салона, но общая вместимость колеблется в этом районе.
Самый крупный среди пассажирских лайнеров с двумя турбовентиляторными двигателями. Они произведены компанией General Electric GE90, сделавшей их максимально мощными.
Еще одна особенность, которая отличает его от прочих типов лайнеров, это наличие 6 колес у стоек шасси. 9% всего фюзеляжа изготовлены из материалов на основе углерода, что является новинкой в авиационной технике.
Кабина пилотов.
В кабине пилотов тоже проведены нововведения. От цифровой электродистанционной системы управления до оптоволоконной сети авионики.
Скорость Боинга 777 в полете — 905 км/ч. Максимальная скорость может достигать 965 км/ч.
Его длина — 63,73 м, а высота — 18,52 м. Размах крыла составляет 60,93 м. Сколько весит Боинг 777? Если он пустой, то 135 870 кг. При взлете максимальная масса — 262 470 кг.
Подготовка к поездке в аэропорт
Первый полёт на самолёте наполнен массой приятных впечатлений, конечно если он не омрачён событиями, произошедшими в результате собственных необдуманных действий. Не лишним будет уточнить время вылета и время регистрации за день до вылета. Обычно регистрация начинается за два часа (внутренние рейсы) и за три часа (международные рейсы) до вылета, поэтому прибыть в аэропорт нужно на два часа раньше времени вылета. Например, если вылет предстоит в 2 часа дня, то прибыть в аэропорт нужно в 12 часов дня. Дело в том, что предстоит пройти регистрацию, паспортный контроль, досмотр, посадку в самолёт и всё это осуществляется не за 5 минут.
Заблаговременное прибытие в аэропорт позволит без спешки, излишней тревоги, которая возникает в суете, пройти все процедуры и сесть в самолёт, а также выбрать место в самолёте, упаковать багаж (платная услуга). Кстати, упакованный багаж сложнее распознать среди других чемоданов и сумок, поэтому лучше нанести опознавательные знаки, чтобы на выдаче багажа опознать свои сумки, чемоданы с их появлением на ленте.
Опоздание на регистрацию влечёт задержку вылета рейса, кроме того при опоздании на рейс, деньги за билет могут не вернуть.
Скорость Боинг 747 и Боинг 737
Самолет Boeing 737 является самым продаваемым в мире. За всю историю существования переправили больше 12 миллиардов человек. Максимальная скорость, которую может достигать самолет – 917 км/ч. А вот нормально летать сможет при минимальной скорости в 330 км/ч.
Несомненно, самым узнаваемым самолетом компании Боинг является модель 747. С 1969 по 2005 год, этот самолет являлся наиболее вместительным, габаритным и тяжелым пассажирским самолетом.
Boeing 747 один из немногих современных самолетов, который может достигать скорости 1150 км/ч. Этот Боинг 747-400 оснащен двухпалубной компоновкой, общая вместимость самолета – 520 пассажиров.
Как летает самолёт
Самолёт может взлететь только в том случае, если подъёмная сила больше его веса. Скорость он развивает с помощью двигателей. С увеличением скорости увеличивается и подъёмная сила. И самолёт поднимается вверх.
Если подъёмная сила и вес самолёта равны, то он летит горизонтально. Двигатели самолёта создают тягу – силу, направление которой совпадает с направлением движения самолёта и противоположно направлению лобового сопротивления. Тяга толкает самолёт сквозь воздушную среду. При горизонтальном полёте с постоянной скоростью тяга и лобовое сопротивление уравновешены. Если увеличить тягу, самолёт начнёт ускоряться. Но и лобовое сопротивление увеличится тоже. И вскоре они снова уравновесятся. И самолёт будет лететь с постоянной, но большей скоростью.
Если скорость уменьшается, то становится меньше и подъёмная сила, и самолёт начинает снижаться.
- < Prev
- Next >
Почему самолеты не летают через Индийский океан?
Действительно, если открыть любую карту полетов, можно обнаружить, что маршрут воздушных судов, следующих над водами Индийского океана, всегда выстраивается вдоль суши, даже если такой путь кажется более длинным.
После нескольких авиапроисшествий последних лет, стало набирать популярность мистическое околонаучное объяснение катастроф и исчезновений летательных аппаратов в этом географическом регионе. Причем особенности карты полетов воздушных судов сторонники этой теории приводят, как доказательство своей правоты. Конечно, истинный ответ далек от мистики.
Современные пассажирские самолеты летают в соответствии с нормами ETOPS – сводом требований к полетам двухмоторных воздушных судов над местностью без ориентиров. Эти нормы были разработаны Международной организацией гражданской авиации.
Согласно ETOPS, маршруты составляются так, чтобы воздушное судно всегда находилось в пределах установленного максимального времени полета до ближайшего аэропорта, куда можно было бы дотянуть в случае отказа одного их двигателей.
В настоящее время максимальный интервал по этим нормам составляет 180 минут, в зависимости от конструкции самолеты также сертифицируют на 60 и 120 минут предельного удаления от ближайшего аэродрома. Вот почему через безлюдные просторы Индийского Океана почти не проходят маршруты гражданской авиации.
Как осуществляется взлет самолета
Прежде чем выяснить, с какой скоростью взлетает лайнер, определимся, что называют взлетом. После начала движения (руление, рулежка) самолет занимает место на взлетно-посадочной полосе (ВПП). Взлет – это движение по ВПП, отрыв от земли и поднятие до высоты перехода.
Типы взлета
Чтобы обеспечить отрыв от земли, двигатели работают в особом взлетном режиме, который длится несколько минут. Это самая сложная по управлению часть работы пилотов. Взлеты различаются по технике выполнения и бывают следующих видов:
- С тормозов. Пилот дает время двигателю достигнуть максимальных оборотов, в это время удерживая самолет на тормозах. Когда нужное значение достигнуто, тормоз отпускают и начинают разбег.
- Короткая задержка на ВПП. Судно останавливается ненадолго, не стоит в ожидании набора мощности, сразу начинает движение. Двигатели разгоняются до нужных оборотов прямо на полосе. Эту технику можно реализовать на длинной ВПП.
В условиях перегрузки полос пилотам иногда приходится взлетать совсем без остановки (rolling start). Во взлетный режим судно переводят при переходе с рулежной полосы на ВПП.
На какой скорости взлетает
Тип воздушного судна определяет, при какой скорости взлетает пассажирский самолет. Для разных моделей определены оптимальные значения, обеспечивающие отрыв судна:
Тип лайнера | Скорость (км/ч) |
Boeing 747 | 270 |
«Ту-154» | 215 |
Airbus A380 | 267 |
«Як-40» | 180 |
В среднем для взлета современным пассажирским самолетам нужно набрать скорость 230-250 км/ч. Показатель незначительно изменяется в зависимости от метеоусловий и других характеристик. Профессионализм и квалификация пилота особенно проявляются на этапе взлета.
Нюансы отрыва от земли
Мастерство пилотирования состоит в умении скорректировать взлетные действия, прописанные в регламентах, в зависимости от внешних условий, особенностей погоды и характеристик ВПП. Профессионалы должны учесть следующие нюансы:
- длина взлетной полосы – на короткой ВПП требуется предварительный разгон двигателя;
- скорость и направление ветра, максимальное значение при порывах;
- влажность и температура воздуха;
- осадки – меняют состояние полосы и самолета;
- показатели атмосферного давления.
Корректировка скорости возможна в пределах 10-15 км/ч и выбирается пилотом, исходя из опыта. Еще один важный нюанс – необходимость снижения шума двигателя, если а расположен вблизи жилой застройки.
С какой скоростью взлетает «Боинг 737»
Особый интерес пассажиры испытывают к популярной модели воздушного судна – «Боингу 737». Взлетные особенности самолета:
- перед разбегом моторы доводят до скорости 800-810 оборотов;
- лайнер стартует, доходит до скорости 180-185 км, после отклонения закрылков нос поднимается;
- скорость взлета самолета «Боинг 737» составляет 220 км, до набора этого значения лайнер едет по земле на двух колесах.
Далее лайнер плавно уходит в небо, завершает взлет и переходит к набору высоты.
Скорость взлета типовых самолетов
Типовые пассажирские самолёты, которые взлетают со средней скоростью, бывают разными. Их показатели варьируются, например:
- Airbus A380 – 269 км/ч;
- Ту 154М – 210 км/ч;
- Ил 96 – 250 км/ч;
- Як 40 – 180 км/ч;
- Boeing 747 – 270 км/ч.
Указанная в примере скорость не всегда соответствует показателям на практике. Иногда ее недостаточно, например, в случае выпадения сильных осадков, попутного ветра. А вот в случае встречного ветра и низких температур (чем ниже температура, тем выше плотность воздуха) достаточно меньшей скорости.
Современные сверхманевренные самолёты разгоняются за считанные секунды. Это стало возможным за счет усовершенствованного двигателя и продуманной конструкции корпуса. Но военная техника хоть и обладает таким же принципом действия, работает иначе. У истребителей другой вес, конструкция крыльев, длинна и величина фюзеляжа.
В среднем она составляет около 60–80% от максимальной. Говоря другими словами, в авиации – это скорость горизонтального полёта, при которой самолет совершает рейсы по маршрутам. При взлете разгон меньше, взлетая, аппарат подходит к необходимому для него максимуму. На предельной либо максимальной скорости самолет летит крайне редко.
Управление самолетом, взлет и посадка
Самое тяжелое – управление самолетом при взлете и посадке. И, наоборот, разрезая небо на эшелоне, самолет не требует постоянной смены параметров (скорости, тяги, вектора движения и подъемной силы). Сегодня бортом управляет компьютер, перемещая его на участках атмосферы, находящихся над международными аэротерминалами. Пилоты в этот момент лишь «дежурят».
Другое дело взлет и посадка!
Первое мероприятие требует осуществления взлета в пределах ВПП. Значит ничто не должно помешать разгону до указанных скоростей. Для этого надо дождаться проверки, заправки (чтобы машины служб аэропорта покинули дорожку). А главное? Чистоту полосы и эшелона должен подтвердить диспетчер. В воздухе надо убрать шасси и лечь на курс (поворот осуществляется увеличением или уменьшением тяги правого или левого двигателя). Наклон движения регулируется увеличением подъемной силы (с помощью закрылок и т.д.).
С какой скоростью летит вертолет
Так уж сложилось, что сам принцип полета вертолета ограничивает его скорость. Подъемная сила классического вертолета создается несущим винтом. При вращении одна лопасть движутся навстречу потоку (наступающая лопасть), а вторая — наоборот, таким образом создавая подъемную силу в разной степени. И этот же несущий винт приводит в движение вертолет и в горизонтальном полете.
Теперь внимание, чем быстрее вращается винт, тем быстрее летит вертолет, но угловая скорость вращения ротора (та, что измеряется в оборотах в минуту) постоянна, а линейная (та что в километрах в час) тем больше, чем больше длинна лопасти. В определенный момент на концах лопастей эта скорость достигает сверхзвукового значения, увеличивая тем самым сопротивление наступающей лопасти несущего винта
На противоположной же лопасти о достижении скорости звука еще нет, там появляется другая беда — срыв потока из-за малой линейной скорости
В определенный момент на концах лопастей эта скорость достигает сверхзвукового значения, увеличивая тем самым сопротивление наступающей лопасти несущего винта. На противоположной же лопасти о достижении скорости звука еще нет, там появляется другая беда — срыв потока из-за малой линейной скорости.
Скорость вертолета ограничена самой его конструкцией, ничего не поделаешь.
С большинством из негативных явлений уже давно научились бороться, но вот проблема с ростом сопротивления мешает вертолетам летать быстрее. При существующей схеме несущего винта создать сверхзвуковой вертолет невозможно (лопасти гораздо раньше столкнуться с проблемой, чем летательный аппарат целиком).
Самый быстрый вертолет
Самым быстрым вертолетом классической схемы является британский Westland Lynx. В 1986 году он разогнался до скорости 400,87 км/ч. Но это был не серийный, а специально переоборудованный для рекорда вертолет.
Westland Lynx. Рекорд: 400 км/ч
Bell 533 достиг скорости 509 км/ч, в 1969 году но при этом являлся «реактивным вертолетом». Он был оснащен двумя реактивными двигателями благодаря которым мог развить такую скорость.
Вертолет соосной схемы Ка-50/52 разгоняется до 460 в пикировании (такая скорость достигалась во время испытаний). С какой скоростью летит вертолет в горизонтальном полете? Всего-то 310 км/час, хотя и это довольно быстро для вертолета.
Самый быстрый вертолет США, AH-64D Апач, по паспорту имеет предельно допустимую скорость 365 км/ч но разогнаться в горизонтальном полете может только до 293 километров в час.
Европейский NH90 разработанный Airbus Helicopters разгоняется до 291 км/ч.
Само-собой вырисовывается ограничение по скорости в 400 километров в час (и то, для этого нужно очень сильно постараться и даже немного жульничать) и никак не больше. Если речь идет о классике.
Ка-50/52. Рекорд 460 км/ч… В пикировании
Из не классических вариантов
Конвертоплан V-22 Osprey разгоняется до скорости 509 км/ч. При этом является серийным летательным аппаратом, а цифра 509 — относится к крейсерской скоростью полета. Но конвертоплан развивает такую скорость в «самолетном режиме».
Самый быстрый экспериментальный
Рекорд скорости для Eurocopter X3 составляет 472 км/ч. Для вертолетов это является абсолютным рекордом. Хотя такой скорости достиг не классический вертолет, а винтокрыл с толкающими пропеллерами.
Eurocopter X3. Рекорд: 472 км/ч
Еще одним рекордсменом призван стать Sikorsky S-97 Raider его максимальная скорость 444 км/ч. Это вертолет соосной схемы с толкающим пропеллером. Но, что самое интересное, этот вертолет компания делает не по заказу Пентагона, а за свои и спонсорские деньги.
Eurocopter X3. Рекорд скорости: 472 км/ч
Гражданский вариант аналогичной схемы — Sikorsky X2 в 2010 году достиг скорости 460 км/ч
«Вертолеты» Еврокоптер и Сикорский используют дополнительные пропеллеры, для увеличения скорости. А это уже совсем другая история.
Sikorsky X 2. Рекорд: 460 км/ч
При этом в решении компанией Сикорского используется соосная схема расположения винтов, а сами винты выполняют только функцию несущих, что позволяет не увеличивать скорость вращения для увеличения скорости самого вертолета и тем самым избежать роста сопротивления связанного достижением скорости звука и развития так называемого волнового кризиса.
На видео с демонстрацией полета таких летательных аппаратов видно что они летят горизонтально, а не наклоняя нос, как классические вертолеты.
Видимо пришло время прощаться с классическими вертолетами и делать ставку на гибридные конструкции. Чтобы поставить новый рекорд скорости вертолета, нужно просто перестать им быть. Снять ограничение заложенное в самой конструкции можно только ее изменив.