Штурмовик ЯК-130: фото кабины, ТТХ

Лётные происшествия

По состоянию на 27 декабря 2017 года потеряно семь Як-130:

Аварии и катастрофы

  • 26 июня 2006 года прототип Як-130 разбился в Рязанской области. Оба лётчика успешно катапультировались, никто не пострадал. Причиной аварии называют отказ системы управления.
  • 29 мая 2010 года в 16:59 мск разбился предсерийный Як-130 (бортовой номер 93) Липецкого центра боевой подготовки и переучивания личного состава. Авария самолёта произошла во время выполнения планового задания при взлёте. Экипаж в составе двух пилотов катапультировался, их состояние удовлетворительное, на земле жертв и разрушений нет.
  • 15 апреля 2014 года в 17:50 мск в Астраханской области, в 25 км от г. Ахтубинска в районе посёлка Батаевка, разбился серийный Як-130, принадлежащий Борисоглебскому филиалу ВУНЦ ВВС. Экипаж в составе двух лётчиков катапультировался, один из лётчиков (подполковник ВВС Сергей Серёгин) погиб. На земле жертв и разрушений нет. Причиной катастрофы называют отказ системы управления..
  • 11 июля 2017 года В городе Читтагонг на юго-востоке Бангладеш разбился учебно-боевой самолёт Як-130, принадлежащий ВВС страны. Пилоты катапультировались и в результате инцидента не пострадали.
  • 16 сентября 2017 года в Волгоградской области потерпел аварию учебно-боевой самолёт Як-130. Никто не пострадал. ЧП произошло при выполнении учебно-тренировочного полёта вблизи аэродрома. Экипаж принял решение увести самолёт от близлежащих построек, а затем катапультироваться.
  • 27 декабря 2017 год в Бангладеш, в округе Кокс-Базар столкнулись два учебно-боевых самолёта Як-130. Пилоты катапультировались..
  • 12 апреля 2018 года потерпел аварию в Воронежской области, пилоты катапультировались. Самолёт упал в безлюдной местности, разрушений нет.

Происшествия без серьезных повреждений.

  • 21 июня 2017 года в Воронежской области на авиационной базе в Борисоглебске во время тренировочного полёта у Як-130 (бортовой номер 43) не вышла передняя стойка шасси. Управляющие самолётом пилот-инструктор и курсант приняли решение, выработав топливо, сажать самолёт только на две стойки. Благодаря профессионализму пилотов посадка получилась практически идеальной. ЯК-130 получил минимальные повреждения. Лётчики представлены к государственным наградам.
  • 21 июня 2017 года в Краснодарском крае близ города Армавир у ЯК-130 (бортовой номер 55) не выпустилось переднее шасси. Это второй за сутки случай с отказом гидравлической системы. В кабине самолёта так же присутствовали курсант с инструктором. Самолёт пришлось посадить на фюзеляж в поле. Со слов заместителя генерального директора ОКБ им. Яковлева Романа Таскаева, речь не может идти о серийном дефекте.

↑ Краткие технические характеристики Як-130

В замечательном романе о лётчиках защищавших небо блокадного Ленинграда автор создал мыслями главного героя такое описание истребителя И-16: «Самолёт сразу же поразил его широкой бульдожьей мордой и короткими плоскостями. «У этого цепкая хватка, это настоящая боевая машина». Так потом и оказалось».

Если поставить в ряд использующиеся в ВКС России самолёты, то учебно-тренировочный ЯК-130 полностью подойдёт под приведённое описание. Коренастый силуэт сравнительно короткого планера дополняет высокое рулевое оперение и короткие, «мускулистые» крылья. Создававшийся в качестве летающего тренажёра, по тех. заданию, самолёт может выполнять и вполне реальные боевые задачи.

Перепрограммируемый из истребителя в штурмовик, в мирное время, ЯК-130 отлично справляется с боевым амплуа лёгкого штурмовика. На фотографиях с установленным навесным оборудованием он и вправду похож на ощетинившегося ежа, или скалящего зубы бульдога.

Требования к характеристикам аэродрома поистине спартанские – Як-130 взлетает с ВПП длинной от 500 до 1000 метров и садится на такой же отрезок. Причём взлётка может быть даже грунтовой, что становится очень интересным фактором среди тех, о которых хотелось бы упомянуть дополнительно.

  • Длина самолета — 11,49м;
  • Высота самолета — 4,76м;
  • Размах крыла — 9,72м;
  • Экипаж — 2 человека.

Як-130 — видео

https://youtube.com/watch?v=SfEb3E6Ivpg

Интерес к проекту проявила одна из старейших итальянских авиационных фирм — «Аэрмаки», которая имеет огромный опыт в создании, продаже и сопровождающей эксплуатации двух поколений учебно-тренировочных самолетов МВ-326 и МВ-329. С итальянцами заключено долгосрочное соглашение о сотрудничестве, одним из важнейших результатов которого уже явилось сближение технических требований ВВС РФ и международного рынка. Конструкторы должны были решить две основные задачи: удовлетворение потребностей отечественного заказчика и успешный выход самолета на международный рынок.

Современная аэродинамическая компоновка самолета Як-130 позволяет получить максимально приближенные характеристики полета современных самолетов. Высокомеханизированное крыло с развитыми наплывами, цельноповоротный стабилизатор и расположение воздухозаборников позволяют выполнять маневры на больших углах атаки

Это очень важно для овладения полным потенциалом боевых маневренных возможностей таких, например, самолетов, как Су-27 и МиГ-29. Дает возможность безопасно возвращаться к нормальному режиму полета при случайном выходе на большие углы на реж^ах взлета и посадки, что является довольно частой курсантской ошибкой

Совершенная аэродинамика сочетается с применением полностью дистанционной, по трем каналам четырехкратно резервируемой системы управления полетом с ограничением опасных режимов, которая не позволяет выходить за пределы разрешенных параметров полета.

Принципиально новым для УТС является предварительная репрограммированность характеристик устойчивости и управляемости — можно имитировать поведение более тяжелой машины (например, штурмовика) или легкого высокоманевренного истребителя.

Двухместная кабина летчиков Як-130 достаточно просторна, в ней установлены облегченные катапультные кресла с аппаратурой предупреждения о резерве времени для пилотов. Катапультирование возможно на нулевых высоте и скорости. Осуществляется оно, как на самолете вертикального взлета и посадки Як-141 (где и опробовано), через фонарь.Силовая установка состоит из двух двигателей РД-35 и является модификацией серийно выпускаемого двигателя ДВ-2, разработанного по заказу российских ВВС запорожским КБ «Прогресс» и переданного для производства в Словению. В государственных интересах вернуть этот двигатель в Россию, для чего к работе по его дальнейшей модификации и производству привлечено КБ им. В.Я. Климова.

Первый полет самолета состоялся 25 апреля 1996 г. после контрольной скоростной пробежки, совершенной с защитными сетками на воздухозаборниках, пилотировал машину летчик-испытатель А. Синицын. Полет продолжался 32 минуты при достигнутой скорости 350 км/ч и высоте полета 2000 м с имитацией захода на посадку, с выпуском тормозного щитка, а также проходом на высоте 200 м над аэродромом.

Летно-технические характеристики (в сравнении с основными конкурентами)

По своим характеристикам Як-130 очень приближен к зарубежным аналогам. Особенно большое сходство видно с итальянским M-346.

Но в сравнении со многими моделями неотечественной сборки, Яки выигрывают в цене и прославлены российским качеством в производстве оружия. Поэтому спрос на этот учебный самолет, произведенный в ОКБ Яковлева, является достаточно большим. Заказы заводам обеспечены на годы вперед.

У Як-130 размах крыла составляет 9,84 метров. В длину самолет достигает 11,49 метров. Высота – 4,63 метра.

Минимальное время подъема на максимальную высоту полета (потолок – 12500 метров) составляет около 5 минут (4:49).

Без нагрузки Як-130 весит 4,6 тонны. Взлетная масса в максимальная не должна превышать 10,29 тонн. Нормальный вес – в диапазоне 7,5…8 тонн. Максимальная скорость 1060 км/ч, что не превышает скорости звука – 1230 км/час. Для учебного самолета этого вполне достаточно.

На сегодня произведено 130 единиц машин для нужд Российской Федерации.

Первый боевой реактивный истребитель СССР Як-15.

Як-15

В конце войны в СССР появилась возможность ознакомится с передовыми немецкими реактивными самолетами, который к тому времени в германии выпускались серийно. Также, по имеющимся данным Соединенные штаты и Англия приступили к массовому производству самолетов с турбореактивными двигателями. Инженеры-конструкторы понимали, что авиационная промышленность Советского Союза имеет колоссальное отставание от западных стран. Для решения проблемы были задействованы лучшие конструкторские бюро Союза.

Это интересно — «Вертолеты Сикорского».

Весной 1945г. коллективу Яковлева поручено создать самолет на основе турбореактивного двигателя РД-10 (копии трофейного Jumo-004). Конструкторы ОКБ Лавочкина решили использовать самолет Як-3, просто заменив на нем поршневой двигатель на реактивный.

В августе 1946г. Як-15 вместе с МиГ-9 участвует в авиационном параде в Тушино. В 1947г. стартует серийный выпуск, за время которого произведено 280 боевых истребителей Як-15.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ УЧЕБНО-БОЕВОГО САМОЛЁТА «ЯК-130»

Як-130 представляет собой моноплан классической схемы со среднерасположенным стреловидным крылом и цельноповоротным горизонтальным оперением. Развитые наплывы перед крылом обеспечивают возможность устойчивого управляемого полета на углах атаки до 35 градусов, что соответствует возможностям перспективных сверхманевренных истребителей. Высокая тяговооруженность (0,81) обеспечивает выдающиеся для учебно-боевого самолета установившиеся перегрузки, скороподъемность и взлетные характеристики.

На Як-130 установлено бортовое радиоэлектронное оборудование самого современного уровня: цифровая комплексная электродистанционная система управления, «стеклянная» кабина, цифровой прицельно-пилотажный навигационный комплекс. Информационно-управляющее поле кабины, сформированное на базе трех многофункциональных ЖК-индикаторов 6” х 8” в каждой кабине и индикатора на лобовом стекле в передней кабине, обеспечивает представление летчикам всей необходимой информации.

Як-130 – лучший выбор по критерию «стоимость — эффективность», как для подготовки летчиков-истребителей, так и выполнения боевых задач в локальных конфликтах. Репрограммируемая система управления позволяет в учебных целях изменять характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа боевого самолета, к полетам на котором готовятся курсанты. Все этапы обучения можно пройти на одном самолете: Як-130 обеспечивает выполнение программ начальной, основной и повышенной подготовки пилотов боевых самолетов.

Летные характеристики, эффективное информационно-управляющее поле кабины и дружественный интерфейс обеспечивают простоту управления и постепенный переход в процессе обучения от простых задач к сложным. Самолет позволяет обучать курсантов выполнению штопора. Як-130 может успешно использоваться для подготовки в условиях приближенных к боевой обстановке с реальным применением вооружения.

Для оптимизации процесса обучения реализован учебно-тренировочный режим моделирования боевого применения вооружения по воздушным и наземным целям. Стоимость летного часа Як-130 при решении сопоставимых задач в несколько раз ниже, чем у современных учебно-боевых истребителей.

История Як-130

В конце 1980-х годов был объявлен конкурс на создание нового УБС. Новый самолет должен был стать двухдвигательной машиной для полной подготовки летчиков от первоначального обучения до особенностей боевого применения и поддержания в строевых частях летных навыков.

Як-130 видео

ВВС отдали предпочтение двум проектам: МиГ-АТ и Як-130. Для создания нового самолета понадобилось больше денег, которых не имели ни Министерство обороны, ни разработчики, поэтому самолеты разрабатывались вместе с иностранными компаниями: с французскими − МиГ-АТ, с итальянской − Як-130. По причине разногласий с итальянским партнером разработка Як-130 на последнем этапе завершилась. Итальянская компания получила всю техническую документацию и конструкцию на планер самолета, в результате чего выпустила свой учебно-тренировочный самолет под обозначением – М-346.

Опытный образец самолета совершил свой первый полет 25 апреля 1996 г. Им управлял Андрей Синицын – опытный летчик-испытатель.

На Як-130 в феврале 2005 г. совершил полет Владимир Михайлов (действовавший на то время главнокомандующий ВВС России). ГСИ были завершены в декабре 2009 года.

Технические параметры

Рассмотрим основные летные и технические характеристики Як-130.

Общие данные:

  1. Экипаж – 2 человека.
  2. Габариты: длина – 11,493 м, высота – 4,643 м, размах крыльев – 9,84 м.
  3. Масса пустого самолета – 4,6 т.
  4. Взлетная масса: нормальная – 7,7 т, максимальная – 10,29 т.
  5. Тяга мотора – 2500 кгс.
  6. Цена – 7,7 млн долларов.
  7. Ресурс – 10 000 часов.

Летные данные:

  1. Максимальная скорость – 1050 км/ч.
  2. Практический потолок – 12,5 км.
  3. Скороподъемность – 12,5 км за 4 минуты и 49 секунд.
  4. Длина разбега/пробега – 510-940/610-880 м.
  5. Скорость сваливания – 160-180 км/ч.

Вооружение:

  1. Боевая нагрузка – 3 т.
  2. Управляемые ракеты Р-73 – 2-4 шт.
  3. Неуправляемые ракеты С-8, С-13 или С-25ОФМ – 2-4 шт.
  4. Корректируемые и простые авиационные бомбы весом до 500 кг – 2-4 шт.

Особенности конструкции учебного самолета Як-130

Важнейшее качество учебных версий Як-130 – возможность имитировать поведение абсолютного большинства боевых самолетов. Особые аэродинамические свойства обеспечивают Як-130 высокую маневренность на предельно низких скоростях, большую скороподъемность. Этот учебный самолет может точно работать по целям как в воздухе, так и на земле.

Имитация динамики и поведения самолетов обеспечивается системой КСУ-130. Благодаря этой уникальной разработке на Як-130 отрабатываются маневры истребителей и штурмовиков:

  • российских: МиГ-29, Су-30;
  • зарубежных: F-15, F-16, F-22, «Мираж», «Хариер», JSF.

На самолете можно имитировать воздушный бой, а также работу по наземным мишеням. Функционал Як-130 дает возможность на одной машине совершать до 80% программы практики молодых пилотов. Иными словами, летчики могут получать как азы управления боевым самолетом, так и более продвинутые знания.

Но по мере профессиональной закалки, обучение становится все более приближенным к реальности, что обеспечивает хорошую подготовку. Система управления хорошо защищена от ошибочных действий в управлении. На Як-103 используется цифровые инструменты анализа действий пилотов.

Як-130 наиболее точно имитирует запуск ракет и бомб. При этом сам процесс происходит виртуально, но фиксирует все неточности и ошибки в работе пилота.

Для учебных машин характерна хорошо проработанная система катапультирования пилотов. В ходе предсерийных испытаний были случаи, когда на Як-130 отказывало управление и пилоты успешно покидали самолет.

Пилоты покидают кабины через передний фонарь. Отличительная черта Як-130 – возможность успешно и безопасно проводить катапультирование при нулевой скорости, а также на малой высоте (вплоть до нулевого уровня).

Характеристики

Справочные данные : Яковлев

Чертеж 3-х видов Як-130Д.

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Долгота: 11,5 м (37,7 футов )
  • Размах крыла: 9,7 м (31,9 фута )
  • Альтура: 4,8 м (15,6 футов )
  • Площадь пола : 23,5 м² ( 253,2 фута² )
  • Пустой вес: 4600 кг (10 138,4 фунта )
  • Вес в снаряженном состоянии: 5700 кг (12 562,8 фунта )
  • Максимальный взлетный вес 9000 кг (19836 фунтов )
  • Силовая установка: 2 ТРДД Ал-222-25 .

    Нормальная тяга : тяга 24,5 кН (2498 кгс ; 5508 фунтов силы ) на каждый.

Представление

  • Максимальная рабочая скорость (V no ) 1060 км/ч (659 миль /ч ; 572 узла )
  • Крейсерская скорость ( Vc ) 887 км/ч (551 миль /ч ; 479 узлов )
  • Скорость сваливания (Vs ) 165 км (103 миль /ч ; 89 узлов )
  • Альканс 2546 км (1375 морских миль ; 1582 миль )
  • Потолок полета 13 000 м (42 651 фут )
  • Скорость всплытия 50 м/с (9842 фута /мин)
  • Плотность груза : 276,4 кг/м² (56,6 фунта/фут²)
  • Тяга/вес 0,54

Вооружение

  • Пушки
  • Узлы подвески 9 (3 под крыльями, 1 на концах каждого крыла и 1 под фюзеляжем) грузоподъемностью 3000 кг , для перевозки комбинации:

    • Насосы

      • Б-8М
      • КАБ-500Кр
    • Ракеты
    • Ракеты

      • Vympel R-73
      • Х-25 МЛ ( Código OTAN AS-10 «Карен»)

Оценки и критика

По мнению National Interest, Як-130 — это зарекомендовавший себя учебный истребитель, который обладает боевыми возможностями и может использоваться в войне против повстанцев.

В рейтинге учебно-боевых самолетов мира издания Military Watch, Як-130 занял последней место, уступив таким самолетам как Hongdu L-15,Guizhou JL-9 и KAI T-50. Из недостатков Як-130 названы: более низкие летные характеристики по сравнению с конкурентами, очень низкая скорость набора высоты, посредственная маневренность, малая эксплуатационная высота и дозвуковая скорость. При этом был отмечен высокий боевой потенциал Як-130.

Сравнивая Як-130 и Aermacchi M-346 эксперты National Interest отмечают что Як-130 проигрывает М-346 по аэродинамическим характеристикам, скорости и маневренности, благодаря установленным на М-346 лучшим двигателем Honeywell F124-GA-200. Также эксперты указывают на более высокий успех М-346 на международном рынке.

↑ История создания Як-130

Исторически пришедшись на «эпоху перемен» вся история появления Як-130 оказалась столь же непростой, как и история страны, где он создавался. Наработанный опыт подготовки будущих пилотов показал, что никакие сверхточные тренажёры даже близко не могут заменить тренировки на реальных самолётах.

Сообразуясь с этим и так же понимая, необходимость скорой модернизации всего истребительного парка отечественных ВВС был объявлен конкурс на создание «летающего тренажёра».

Будучи лишь одной из разрабатываемых по заказу ВВС моделей, впоследствии самолёту пришлось научиться имитировать не только отечественные конструкции, но и самолёты «вероятного противника», поскольку тяжёлая финансовая обстановка вынуждала экспортировать производимые авиакомплексы.

Разрабатывался Як-130 в кооперации с итальянской компанией Аэрмаччи и в конечном итоге выиграл внутрироссийский тендер у КБ МиГ. Разрабатывали самолет Як-130 в ОКБ Яковлева, главный конструктор К.Попович. 25.04.1996 года состоялся первый полет.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий