Яковлев Як-201: фото, ТТХ

Модификация Як-42Д

1988 год ознаменовался появлением новой версии, имеющей увеличенный взлетный вес и дальность (на четверть), высоту полета. Самолет Як-42Д мог взлетать и садиться на высоко расположенных и труднодоступных аэродромах, адаптирован под условия жаркого климата.

Машина с лучшими характеристиками поставлялась на зарубежный рынок. Предварительно пройдена сертификация по европейским стандартам: спутниковое навигационное оборудование, системы предупреждения столкновений в воздухе и с землей, установлена радиостанция. Были выполнены требования по снижению шума.

В компоновку салона для пассажиров легко внести изменения: от установки более 120 кресел, до переоборудования в грузовую версию.

В индивидуальном порядке производились и переоборудуются в настоящее время кабины высокого комфорта для бизнес-перевозок и чартерных рейсов.

Особенности конструкции самолета Як-242 (МС-21)

Особенности конструкции и технологии, примененные при изготовлении изделия, позволили построить самолет, превосходящий по многим характеристикам, техническим, летным, экономическим, машины такого класса. Основные преимущества:

  • высокие аэродинамические свойства, полученные в результате использования новых систем и конструкций агрегатов;
  • малый вес конструкции без потери летных качеств и небольшие затраты при эксплуатации, в результате использования современных композитных материалов и сплавов при изготовлении машины;
  • экологичность двигателей;
  • большая пассажировместимость;
  • большая дальность полета (до 5 тыс. км) и экономичный расход топлива.

Преимущества новой машины позволяют ожидать высокую рентабельность при эксплуатации и окупаемость производственных затрат в ближайшее время. В целом самолёт – это цельнометаллический моноплан с широким фюзеляжем, обеспечивающим удобное размещение пассажирских кресел в салоне. Фото Як-242 прилагаются.

Кабина самолета

Салон самолета Як-242

Силовая установка состоит из двух отечественных ТД ПД-14 разработки «ОДК-Авиадвигатель» с силой тяги каждый по 12 тыс. кг или двух двигателей американского производства типа PW1428G/ PW1431G. Крылья имеют стреловидную форму со сверхкритическим профилем и вертикальными концевыми аэродинамическими поверхностями, с пилонами для размещения турбореактивных двигателей; изготовлены из композитных материалов. Система шасси — трехопорная, с управляемым передним колесом, колеса с тормозными системами. Бортовое оборудование включает в состав:

  • ЦПНК-42М — цифровой пилотажно-навигационный комплекс, со схемой заимствованной и унифицированной с Ту-204 и Ил-114;
  • систему автопилотирования («автопилот»), обеспечивающую автоматическое самолетовождение в различных режимах полета и автоматическое приземление, самолет на «автопилоте» может совершать полеты по программам 70 маршрутов с точностью по расписанию;
  • систему контроля пятирежимной работы двигателей, с отображением процессов работы на цветных мониторах электронных табло;
  • систему электродистанционного управления полетами, обеспечивающую продольную устойчивость машины на крейсерской скорости полета;
  • Имеется система предотвращения критических ситуаций в полете.

Компоновка пассажирского салона предусматривала три варианта размещения кресел – на 150 пассажиров, 181 пассажира, и 212 пассажиров. Заказчику предоставлялась возможность выбора варианта салона и двигателя. Технические характеристики приведены в таблице.

ОКБ-рекордсмен

Сегодня в активе ОКБ − свыше 200 типов и модификаций построенных летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1927 года самолеты «Як» находятся в непрерывном производстве и эксплуатации. Всего построено 70 тысяч машин – это самая высокая цифра для российских фирм. Из них до Великой Отечественной войны − около 3 тысяч, в 1941-1945 годы − более 40 тысяч, после войны − 27 тысяч. Было выпущена 41 тысяча боевых машин, гражданских − 29 тысяч.

Коллектив отличается наибольшей широтой тематики среди отечественных ОКБ. Под руководством генерального конструктора, академика А.С. Яковлева и его преемников создавались самолеты, вертолеты, планеры, БЛА военного и гражданского назначения и даже скоростные поезда.

На авиетке АИР-1 в 1927 были установлены первые советские мировые рекорды, а всего на 20 типах легких, пассажирских и военных самолетов «Як» − 95 рекордов.

Обсуждение новой пассажирской тематики в КБ, 1960-е годы. Фото: ОКБ им.Яковлева

Самолеты «Як» получили широкое распространение внутри страны и за рубежом, а в ряде стран (Китай, Польша, Чехословакия, Румыния) строились по лицензии. Сотни легких самолетов «Як» летали во многих странах. В Великобритании, Италии, Германии их использовали пилотажные группы. Во Франции на самолетах Як-54 была создана единственная в мире женская пилотажная группа. С 2008 года Международная авиационная федерация (ФАИ) проводит чемпионаты мира для самолетов Як-52. Продолжается серийный выпуск Як-130 для ВВС РФ и на экспорт. Проходит летные испытания самолет первоначального обучения Як-152.

ОКБ им. А.С. Яковлева является единственным в России предприятием, имеющим международный опыт совместного проектирования, испытаний и сертификации самолетов.
 

Конструкция Як-28

Самолет спроектирован как свободнонесущий высокоплан со стреловидным оперением и крылом. Велосипедное шасси с задней и передней подфюзеляжными стойками и двумя дополнительными поддерживающими стойками на законцовках крыла.

В основу силовой установки входили два ТРДФ Р11АФ-300, которые ранее устанавливались на МиГ-21. Это модифицированные двигатели, позже их переименовали в Р11АФ2-300. Их разместили в мотогондолы под крыльями. Топливо вместили в баки (6 штук). Дополнительно подвешивались еще два.

Среди оборудования особо выделяются установленные БРЛС «Инициатива-2», автопилот АП-28К1, усовершенствованный бомбовой оптический прицел ОПБ-116. На разведывательных вариантах устанавливали БЛС «Булат» бокового обозрения. Некоторые экземпляры оборудовались радиодальномерной станцией «Лотос» (ДБС-2С) и системой радионавигации РСБН-2 «Свод». Модифицированные Як-28, которые поставляют разные помехи, оснащали станциями «Фасоль», «Сирень-ФШ» и «Букет».

Для разведывательных самолетов предлагалась система по типу АФА. При проведении ночной сьемки использовали фотоаппарат НА-Я7 и 2 фотовспышки СОУ-2.

Практически все варианты, кроме перехватчика, имели расположение штурмана впереди летчика. Его кабина была застекленной. На Як-28П штурман и летчик размещались вместе друг за другом, фонарь также был общим. Для повышения безопасности установили К-5МН и К-7МН – катапультные кресла.

Из вооружения использовали пушку НР-23 (в будущем заменили на ГШ-23), боезапас – 50 снарядов. Бомбы размещали в грузоотсеке фюзеляжа, из-за чего он мог переносить практически любые виды бомб (включая ядерное оружие) весом до 1500 кг.

Машины вертикального взлета

По мере развития реактивной авиации и увеличения мощности авиационных двигателей в разных странах стартовали работы по созданию самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП). Из множества проектов довести машины до серийного образца удалось только двум конструкторским коллективам. Одним из них (и единственным в СССР) стало ОКБ А.С. Яковлева, создавшее СВВП Як-36. Позже на его базе создали усовершенствованный Як-38, за ним последовал первый и единственный в мире сверхзвуковой истребитель СВВП Як-141, проектирование которого началось в 1975 году. 9 марта 1987 года шеф-пилот КБ Андрей Синицын впервые поднял Як-141 в воздух и совершил на нем полет по самолетному профилю. Спустя три года машина взлетела и села уже по полному профилю. Установленные на Як-141 12 мировых рекордов до сих пор не побиты.

Як-141. Фото: Wal Nelowkin / Wikimedia.org

Як-141 был предназначен для перехвата воздушных целей, ведения ближнего боя, нанесения ударов по наземным и надводным целям. При этом самолет мог эксплуатироваться на взлетно-посадочных площадках ограниченных размеров и в корабельных условиях. «В чем смысл использования «вертикалки»? Практически не нужна полоса. Дайте огрызок длиной 120-150 метров, и мы взлетим… С самолетами вертикального взлета любую баржу можно превратить в авианосец», – рассказывал Андрей Синицын в интервью изданию «Военно-промышленный курьер».

Подниматься в воздух вертикально Як-141 мог благодаря мощной силовой установке. Ее главным элементом был подъемно-маршевый двухконтурный турбореактивный двигатель Р79В-300 с особым поворотным соплом. За кабиной пилота располагались два подъемных двигателя РД-41. «С Як-141 мы опережали Запад в этом направлении лет на десять. Очень надеюсь, что история отечественных самолетов с вертикальным и укороченным взлетом на Як-141 не остановилась, еще появятся машины следующих поколений», – считает Андрей Синицын.

Общие экономические трудности страны не позволили начать серийное производство Як-141. В наши дни тема создания «вертикалок» не потеряла свою актуальность. Минобороны РФ рассматривается возможность создания самолета укороченного взлета и посадки и машины с вертикальным взлетом в интересах морской авиации. В основу нового проекта может лечь богатый опыт разработки таких самолетов ОКБ Яковлева.
 

Особенности конструкции

Аэродинамически Як-42 представляет собой низкоплан, имеет три надежных двигателя Д-36, трехопорное шасси.

Пассажиры входят в салон и покидают его через трап в хвостовой части. Обслуживаться полеты этого воздушного судна могут на неподготовленных малокондиционных аэродромах, они экономичны и маневренны.

Гидравлическая система позволяет убирать шасси и тормозить, а колеса универсальные (аналогичны колесам Ту-154). Керосин находится в трех емкостях, питающих отдельный двигатель. Самолет приспособлен к взлету и посадке с укороченных ВПП.

В салоне также проработаны детали. Для того времени воздушное судно могло похвастать комфортным салоном с хорошей звукоизоляцией. Иллюминаторы в кабине пассажиров круглые и большие. Полки для багажа сделаны закрытыми, для безопасности пассажиров.

Эффективность и боевое применение: оценка истребителя

Як-1 вступил в бой с самого первого дня войны. В начале конфликта этот самолет был лучшим истребителем, которым располагала Красная армия.

Одной из главных проблем с Як-1 – также как и со многими другими самолетами советских ВВС – была его слабая освоенность личным составом. Это была новая машина, которая начала появляться в строевых частях всего лишь за несколько месяцев до начала войны. Переучиваться на новый истребитель летчикам пришлось уже во время боевых действий.

Следует отметить, что Як-1 был очень «дружелюбен» к пилоту, прост в управлении, с ним не возникало проблем во время взлета и посадки. После очень строгого и сложного в пилотировании И-16 летать на Як-1 было просто удовольствием. В заключение, которое написали о новой машине летчики-испытатели, было означено, что он «доступен летчику с квалификацией ниже среднего». Однако одно дело просто поднять самолет и посадить его, и совсем другое – противостоять на нем в воздухе немецким пилотам на Bf-109, который по праву называют одним из лучших истребителей Второй мировой.

Проблемой было не только отставание в основных летно-технических характеристиках, но и большое количество «детских» болезней, которые были присущи истребителям Як-1 первых серий. Спешка при введении машины в производство не прошла бесследно. Вот основной список технических проблем, которые были характерны для Як-1:

  • Частый перегрев масла и воды при работе силовой установки на номинальной мощности. Выбрызгивание масла через некачественные уплотнения в двигателе. В полете маслом мог быть заляпан весь фюзеляж истребителя, вплоть до его хвоста. Но самой большой проблемой было попадание масла на фонарь кабины, вследствие чего летчик просто ничего не видел. Об этой «особенности» Яка рассказывают практически все летчики, воевавшие на нем.
  • Топливо из разных баков вырабатывалось неравномерно.
  • Пневмосистема самолета часто давала утечки.
  • Нередки были перекосы и заклинивания патронных лент пулеметов.
  • Вибрация приводила к самовыворачиванию шурупов корпуса.

Следует сказать несколько слов о проблемах с маслосистемой истребителя. Утечки масла приводили не только к заляпыванию корпуса машины, но и ухудшало работу системы охлаждения мотора. Поэтому пилоту приходилось периодически сбавлять газ и охлаждать двигатель, в реальном бою подобный недостаток самолета мог стоить пилоту жизни. Также следует отметить, что в начале войны Як-1 не имел рации, ее стали устанавливать только в 1942 году.

Постепенно истребитель избавился от большинства своих недостатков, однако, сколько пилотов поплатилось жизнью за решение принять на вооружение недоработанную машину, сказать не может никто.

Если говорить честно, то на протяжении практически всей войны Як-1 уступал своему основному оппоненту Ме-109. Немецкие конструкторы также не сидели сложа руки, «мессеры» постоянно модернизировались и улучшались. Правда, поздние модификации Ме-109 имели значительную массу и уже не могли соперничать с Як-1 в плане маневренности.

Есть и еще один момент: в масштабах таких гигантских конфликтов, каким была Второя мировая, характеристики отдельного самолета (как и другого образца боевой техники) – это не самое главное

Важно уметь быстро восполнять потери в технике и личном составе. В этом отношении СССР переиграл Германии вчистую

Намного выгоднее иметь сотню средних летчиков, чем десяток асов, и дешевый, простой истребитель Як-1 с немного худшими характеристиками, чем дорогой и ресурсоемкий Ме-109. К преимуществам истребителя Як-1 можно смело отнести следующее:

  • низкая стоимость и простота в производстве;
  • полное соответствие конструкции истребителя технологической базе, имеющейся на тот момент в СССР;
  • приемлемые летно-технические характеристики самолета;
  • простота в пилотировании и доступность для пилотов военного времени, которых обучали по ускоренной программе;
  • значительный модернизационный ресурс;
  • неприхотливость в обслуживании и высокая ремонтопригодность;
  • широкая колея шасси, что делало возможным использования аэродромов с грунтовым покрытием.

Исходя из всего вышеперечисленного, не удивительно, что Як-1 стал одним из самых массовых истребителей Второй мировой войны.

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме .

Страница описания на Aviation.ru

Первоначальная версия статьи была основана на материалах сайта . Он был выпущен владельцем авторских прав на условиях GFDL .

vтеСамолет Яковлева
Ранний самолет
  • АИР-1
  • АИР-2
  • АИР-3
  • АИР-4
  • АИР-5
  • АИР-6
  • АИР-7
  • АИР-8
  • АИР-9
  • АИР-10
  • АИР-11
  • АИР-12
  • АИР-14
  • АИР-15
  • АИР-16
  • АИР-17
  • АИР-18
  • Я-19
  • Я-20
  • Я-21
  • Я-22
Истребители
  • Як-1
  • Як-3
  • Як-7
  • Як-9
  • Як-15
  • Як-17
  • Як-23
  • Як-25 (II)
  • Як-28
  • Як-38
Бомбардировщики
  • Як-2
  • Як-4
  • Як-28
  • Як-35
Транспортные и пассажирские
  • Як-6
  • Як-10
  • Як-12
  • Як-14
  • Як-18Т
  • Як-40
  • Як-42
  • Як-58
  • Як-112
  • Як-242 (МС-21)
Разведка
  • Як-25
  • Як-27
  • Пчела
Вертолет
  • Як-24
  • Як-100
Тренеры
  • UT-1
  • UT-2
  • Як-7
  • Як-11
  • Як-17
  • Як-20
  • Як-21
  • Як-28
  • Як-30 (II)
  • Як-32
  • Як-50 (II)
  • Як-52
  • Як-53
  • Як-54
  • Як-55
  • Як-130
  • Як-152
  • Як-200
  • Як-210
Экспериментальный
  • НАПРИМЕР
  • Як-5
  • Як-8
  • Як-13
  • Як-16
  • Як-19
  • Як-25 (И)
  • Як-26
  • Як-30 (И)
  • Як-36
  • Як-41
  • Як-43
  • Як-44
  • Як-45
  • Як-46
  • Як-50 (И)
  • Як-60
  • Як-140
  • Як-141
  • Як-201
  • Як-1000
vтеУчебно- тренировочные самолеты PLAAF / PLANAF
  • CJ-6
  • CJ-7
  • JL-8
  • JL-9
  • JL-10
vтеКитайский военный самолет
Истребители
Многоцелевой и ударный
  • FC-31 (F-60) *
  • J-20
  • J-15
  • J-16
  • J-10B
  • J-10
  • FC-1
  • JH-7
  • Су-30МКК
  • Су-35С
Превосходство в воздухе и перехватчик
  • J-20
  • *
  • J-10B
  • J-15
  • J-13
  • J-12
  • J-11
  • J-9
  • J-8
  • J-7
  • J-6
  • J-5
  • J-2
  • Су-27
Наземная атака
  • Q-5
  • Q-6
  • *
Электронная война
  • *
  • *
Бомбардировщики
  • H-20 *
  • H-8
  • H-7
  • H-6
  • H-5
  • KJ-600 *
  • *
  • KJ-2000
  • KJ-500
  • KJ-200
  • KJ-1 AEWC
Танкеры
  • HY-6
  • Ил-78
Разведка
  • JZ-8
  • JZ-7
  • JZ-6
  • JZ-5
  • HZ-5
  • Ту-154М
Транспорт
Стратегический
  • Y-20
  • Y-9
  • Y-8
  • Ил-76
  • Y-7
Морской патруль
Тактический
  • Y-9
  • Y-12
  • Y-11
  • Y-8
  • Y-7
  • Y-5
  • 737-300 / -700
  • CL 601
  • Ту-154
Тренеры
  • JL-10
  • JL-9
  • JL-8
  • CJ-7 *
  • CJ-6
Вертолеты
Атака
  • Z-10
  • Z-19
  • Z-9W
Транспорт и коммунальные услуги
  • Z-20
  • Z-18
  • Z-15 *
  • Z-11
  • Z-9
  • Z-8
  • Z-6
  • Z-5
ASW
  • Z-20F
  • Z-18F
  • Z-9C
  • Z-8
  • Ка-28
БПЛА и БЛА
Тактический
  • Aisheng MAV
  • CASIC Blade
  • CASIC Hiwing
  • Chengdu Sky Wing
МУЖЧИНА
  • GJ-1
  • GJ-2
  • CASC Радуга
  • Гуйчжоуский лунь-ястреб
  • Харбин BZK-005
HALE
  • WZ-7
  • Чэнду Тень Облака
  • *
  • *
  • Гуйчжоу WZ-2000 *
Бой
  • БА-5
  • GJ-11
  • *

* = В разработке

Курсивом = прекращено или отменено

  • Списки: Самолеты
  • Военный самолет
  • БПЛА

Летно-технические характеристики

Все модификации Як-12 имели на борту необходимое для навигации и обеспечения связи с землей оборудование. Это давало летчикам еще больше возможностей, теоретически повышая эффективность ведения боя. У первого самолета Як технические характеристики были не такими примечательными, как у последующих моделей на двигателе М-14, но именно он был базовым. Поэтому и рассматривать летно-технические характеристики (ЛТХ) будем по нему.

Самолет на двигателе М-11ФР имел всего 160 л. с., но этого было достаточно, чтобы обладать преимуществом перед большинством аналогичных машин. Для взлета ему требовался разгон по полосе длиной более 185 м. Максимальная скорость, которую могла достичь первая серийная модель, составляла 194 км/ч. Крейсерская – 169 км/ч.

По габаритам Як-12 не отличался от подобных моделей. Его длина составляла 8,36 м, а высота – 3,76 м. Размах крыла был ровно 12 м, его площадь достигала 21,6 м². Пустой самолет весил 830 кг, а при загрузке вес мог достигать 1185 кг. Превышение этого ограничения грозило отказом оборудования и невозможностью взлета.

Як-12 мог пролететь порядка 810 км, после чего ему требовалась посадка с дозаправкой. Также он не мог находиться в воздухе более 4 часов. Практическим потолком для него стала высота 3 км. Модификации избавляли от таких жестких ограничений, повышая характеристики самолета. Некоторые модели могли похвастаться увеличением дальности полета, другие быстрее летали, третьи имели повышенную предельную взлетную массу.

След в истории СССР

Як-12 получил огромную популярность. Он был универсальным самолетом, который использовался для любых целей. Поэтому в Советском Союзе он применялся всеми службами, которым требовалась авиация.

Военными самолет чаще всего использовался для транспортировки грузов. Также известно, что начальники использовали его для служебных перелетов и инспекционных обзоров аэродромов. Несколько Яков применялись для связи военными, находящимися в Германии с 1958 по 1969 годы. Также самолеты находились на Кубе во время Карибского кризиса.

Гражданские применяли самолеты с разными целями. На них производили фотосъемку для ученых, доставляли почту, обрабатывали сельскохозяйственные угодья. Як-12 использовался даже для доставки людей.

Сейчас частично разобранный Як версии 12Р можно увидеть в музее в Монино. Одна модель 12М находится в коллекции ФЛА в Тушино. Еще посмотреть на Як можно в Ульяновском музее гражданской авиации. Также такие самолеты выставлены в некоторых зарубежных музеях, большая часть которых осталась в Польше.

Ссылки [ править ]

  1. ^ https://www.simpleplanes.com/a/2AUquN/YAK-201
  2. ^ «Як-201» . www.globalsecurity.org . Проверено 30 декабря 2018 .
  3. ^ https://avia-pro.fr/blog/yak-201
  4. ^ https://avia-pro.net/blog/yak-201
  5. ^ «Минобороны разработает самолеты вертикального взлета для авианосца — Борисов» . tvzvezda.ru . 23 ноября 2017. Архивировано 30 июля 2018 года . Проверено 29 июля 2018 года .
  6. ^ https://www.thedrive.com/the-war-zone/38724/russia-should-ditch-its-cursed-aircraft-carrier-and-focus-on-its-two-new-amphibious-assault-ships
  7. ^ https://avia-pro.net/blog/yak-201
vтеСамолет Яковлева
Ранний самолет
  • АИР-1
  • АИР-2
  • АИР-3
  • АИР-4
  • АИР-5
  • АИР-6
  • АИР-7
  • АИР-8
  • АИР-9
  • АИР-10
  • АИР-11
  • АИР-12
  • АИР-14
  • АИР-15
  • АИР-16
  • АИР-17
  • АИР-18
  • Я-19
  • Я-20
  • Я-21
  • Я-22
Истребители
  • Як-1
  • Як-3
  • Як-7
  • Як-9
  • Як-15
  • Як-17
  • Як-23
  • Як-25 (II)
  • Як-28
  • Як-38
Бомбардировщики
  • Як-2
  • Як-4
  • Як-28
  • Як-35
Транспортные и пассажирские
  • Як-6
  • Як-10
  • Як-12
  • Як-14
  • Як-18Т
  • Як-40
  • Як-42
  • Як-58
  • Як-112
  • Як-242 (МС-21)
Разведка
  • Як-25
  • Як-27
  • Пчела
Вертолет
  • Як-24
  • Як-100
Кросовки
  • UT-1
  • UT-2
  • Як-7
  • Як-11
  • Як-17
  • Як-18
  • Як-20
  • Як-21
  • Як-28
  • Як-30 (II)
  • Як-32
  • Як-50 (II)
  • Як-52
  • Як-53
  • Як-54
  • Як-55
  • Як-130
  • Як-152
  • Як-200
  • Як-210
Экспериментальный
  • НАПРИМЕР
  • Як-5
  • Як-8
  • Як-13
  • Як-16
  • Як-19
  • Як-25 (И)
  • Як-26
  • Як-30 (И)
  • Як-36
  • Як-41
  • Як-43
  • Як-44
  • Як-45
  • Як-46
  • Як-50 (И)
  • Як-60
  • Як-140
  • Як-141
  • Як-201
  • Як-1000

Аэродинамическая схема

Турбореактивный трёхмоторный низкоплан с расположением двигателей сзади с однокилевым, Т-образным оперением и прямым крылом и.

Ближайшим аналогом является VFW-Fokker 614 — реактивный ближнемагистральный пассажирский самолёт производства ФРГ. Выпускался ограниченной серий, отличительная особенность — двигатели располагались на пилонах над крыльями.

Интересные факты о самолете

Высадка и посадка пассажиров производится по хвостовому трапу-рампе, который является одновременно крышкой люка, напоминающей грузовую рампу самолётов по своей конструкции.

  • У Як-40 отсутствует отдельный багажный отсек. Багаж сдают при посадке на борт и перевозят в вестибюле.

  • Як-40к (RA-87958) компании Владивосток Авиа установлен во Владивостоке на территории студенческого городка ВГУЭС.

По неофициальным данным  в ходе боевых действий, а также в результате аварий, катастроф, и уничтожения на земле было потеряно 117 экземпляров самолётов типа Як-40.

Схема салона Як-40

Данные приводятся для самолёта с предельной взлётной массой 17200 килограмм при эксплуатации на взлетно-посадочной полосе с искусственным покрытием.

Технические характеристики

  • Экипаж: три человека  + один бортпроводник ;

  • Пассажировместимость:   40, 36, 34, 31, 27 человек (зависимо  от варианта выполненной компоновки) ;

  • Грузоподъёмность: 3240 килограмм;

  • Длина: 20,36 метров;

  • Размах крыла: 25,0 метров;

  • Высота: 6,5 метротыв;Площадь крыла: 70,0 квадратных метров;

  • Масса снаряжённого: 17265 килограмм;

  • Масса пустого: 13750 килограмм;

  • Максимальная взлётная масса: 17200 килограмм;

  • Масса топлива во внутренних баках: 6000 килограмм;

  • Силовая устатновка: ТРДД АИ-25 (тр и экземпляра);

  • Номинальная яга: 3 × 1120 килограмм*сил ()

  • Силовая вспомогательная установка:  АИ-9 ГТД (один экземпляр).

Лётные свойства:

  • Предельная скорость: 546 километров в час (на высоте 6000 метров) ;

  • Крейсерская скорость: 510 километров в час (на высоте 6000 метров);

  • Перегоночная дальность: 2500 километров;

  • Практический потолок: с пассажирами 6000 метров; перегоночный 8000 метров;

  • Скороподъёмность: 7,0 метров в секунду (у земли);

  • Длина разбега: 850 метров;

  • Длина пробега: с реверсом 550 метров; без реверса 750 метров .

Як-40. Галерея. 

Як-40. Видео.

История создания

В 70-е годы прошлого столетия основным учебным самолётом для стран социалистического лагеря была машина чехословацкого производства L-39 с двигателями из Советского Союза. Не одно поколение будущих пилотов прошло обучение на этом весьма надёжном и простом в пилотировании самолёте. Но с появлением таких самолётов, как МиГ-29 и Су-27, стало понятно, что L-39 устарел и совершенно не пригоден для подготовки лётчиков современных авиационных комплексов.

Маршал авиации Ефимов в 1990 году поставил задачу перед ОКБ им.Микояна — создать учебно-тренировочный самолёт пригодный для подготовки курсантов и переучивания пилотов на машины четвёртого и пятого поколения. Позднее в 1991 году на конкурсной основе такую задачу поставили перед всеми ведущими КБ страны, выиграли конкурс ОКБ им. Микояна и КБ А.С. Яковлева.

Як-130 в небе

В связи с распадом Советского Союза и недостатком финансирования конструкторских бюро и Министерства Обороны в 90-е годы, ОКБ А.С. Яковлева разрабатывала машину совместно с итальянской фирмой Aermacchi и в процессе определения проекта итальянцы настояли на создании не учебного, а учебно-боевого самолёта, способного нести 3 тонны вооружения.

К 1996 году были построены три самолёта демонстратора технологий Як-130Д и уже 26 апреля демонстрационная машина впервые поднялась в воздух. В 1999 году итальянцы отказались от дальнейшего сотрудничества, сосредоточившись на разработке своего самолёта М346, который взял блестящие аэродинамические качества российской машины, но оборудование получил от западных фирм.

Предсерийный экземпляр Як-130 впервые испытал в небе Герой России Р. Таскаев в 2004 году после выбора его российскими ВВС в качестве учебно-боевой машины. В строевые части Як-130 начал поступать в 2010 году. Серийный самолёт немного отличался от Як-130Д, размах крыла стал на один метр меньше и корпус короче на 41 см.

Самолёт Як-130

Потери самолётов

По данным сайта Aviation Safety Network, по состоянию на 10 января 2020 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 9 самолётов Як-42. Як-42 пытались угнать 4 раза, при этом никто не погиб. Всего в этих происшествиях погибли 570 человек.

ДатаБортовой номерМесто происшествияКраткое описание
28.06.1982 CCCP-42529 Наровля132/132Упал с высоты 9000 метров из-за повышенного износа резьбы привода стабилизатора (конструкторская ошибка), приведшего к потере управления. После этой катастрофы эксплуатация Як-42 была приостановлена почти на 2 года до внесения изменений в конструкцию.
xx.09.1986 СССР-42536 Быково0/н.д.Самолёт использовался для тренировок спецподразделений. В ходе одной из них от взрыв-пакета воспламенились кресла в салоне, после чего огонь охватил весь лайнер.
30.08.1990 н.д. Воронеж0/н.д.Попытка угона в ФРГ.
14.09.1990 СССР-42351 Свердловск4/128Ошибки экипажа при заходе на посадку.
14.03.1991 н.д. Москва0/н.д.Попытка угона в Набережные Челны.
31.07.1992 B-2755 Нанкин107/126Разбился при взлёте из-за ошибки экипажа — пилоты забыли переложить стабилизатор на кабрирование.
13.08.1992 н.д. Львов0/88Попытка угона в Багдад (Ирак).
21.11.1993 RA-42390 Охрид116/116Врезался в гору в сложных метеоусловиях.
23.12.1994 н.д. Сямынь0/64Попытка угона в Китайскую Республику.
17.12.1997 UR-42334 Салоники70/70Из-за ошибок пилотов при уходе на второй круг врезался в гору.
25.12.1999 CU-T1285 Валенсия22/22В сложных метеоусловиях врезался в гору Сан-Луис.
26.05.2003 UR-42352 Трабзон75/75Врезался в гору при заходе на посадку в тумане. Пассажирами лайнера были испанские военнослужащие, возвращавшиеся из Афганистана.
07.09.2011 RA-42434 Ярославль44/45Разбился во время взлёта из-за нарушения правил подготовки самолёта к вылету, неправильного использования тормозов и несогласованных действий экипажа. На борту самолёта были игроки ХК «Локомотив» (Ярославль).
26.02.2013 RA-42555 Казань0/0Во время стоянки кабина самолёта срезана рулившим мимо Ан-124 из-за ошибок наземных служб аэропорта (ремонт, устранение повреждений носовой части фюзеляжа после столкновения с законцовкой левой консоли крыла Ан-124).
xx.10.2014 UR-42372 Донецк0/0Самолёты компании DonbassAero были уничтожены на стоянке в результате боёв за аэропорт.
UR-423770/0
UR-423810/0
UR-423830/0

5 июня 1997 года из аэропорта Орск был совершён угон Як-42Д (RА-42557), принадлежащего Ижевскому авиапредприятию. Самолёт был угнан в Казахстан по заказу предыдущего владельца — корпорации «Казахмыс», которая ранее отправила данный борт на ремонт в Подмосковье, после чего он был в ущерб казахстанской стороне перепродан Ижавиа, не подозревавшей о мошеннической операции. В ходе последующего разбирательства пострадавшие стороны пришли к соглашению, по которому казахстанская компания выплатила два миллиона долларов российскому предприятию, которые им в виде аванса были потрачены на приобретение самолёта, а Ижавиа в свою очередь передала техническую документацию, без которой авиалайнер не мог в дальнейшем эксплуатироваться.

Технические характеристики (Як-18А) [ править ]

Як-18

Данные из [ необходима ссылка ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 8,35 м (27 футов 5 дюймов)
  • Размах: 10,6 м (34 футов 9 дюймов)
  • Высота: 3,35 м (11 футов 0 дюймов)
  • Площадь крыла: 17,8 м 2 (192 кв. Фута)
  • Профиль : корень: Clark YH (14,5%); совет: Кларк YH (9,3%)
  • Пустой вес: 1025 кг (2260 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 1320 кг (2910 фунтов)
  • Силовая установка: 1 × Ивченко АИ-14РФ 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, 224 кВт (300 л.с.)
  • Гребные винты: 2-лопастной гребной винт с переменным шагом

Спектакль

  • Максимальная скорость: 300 км / ч (190 миль / ч, 160 узлов)
  • Дальность: 700 км (430 миль, 380 миль)
  • Практический потолок: 5060 м (16600 футов)
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий