Памятники
Ан-24Б в парке отдыха Самарканда (Узбекистан)
Ан-24РВ на въезде в аэропорт города Южно-Сахалинск
AN-24B EK-47835 in Jesada Technic Museum
- В городе Луцке (Украина) находится возле кинотеатра по пр. Молодёжи (в советское время использовался в качестве детского кафе).
- В Курганском авиационном музее находится Ан-24Б, бортовой № СССР-46296.
- В городе Уфе установлен самолёт-памятник Ан-24Б, бортовой № RA-46447.
- В городе Слободском установлен самолёт-памятник Ан-24Б, бортовой № СССР-46758.
- В посёлке Коктебеле самолёт Ан-24 стоит на территории гостиницы «Голубой залив».
- В городе Якутске самолёт Ан-24Б стоит на территории аэропорта «Туймаада».
- В городе Перми в сквере имени Миндовского самолёт Ан-24, бортовой № RA-47773 переоборудован в кафе.
- 20 декабря 2013 установлен самолёт-памятник Ан-24РВ, бортовой № RA-47198 на въезде к аэропорту Южно-Сахалинск.
- 13 июля 2014 года в городе Саратове около аэровокзала установлен самолёт-памятник Ан-24Б, бортовой № RA-46331.
- В городе Нижневартовске (ХМАО) самолёт Ан-24 (макет) установлен на Аллее почёта авиации (ул. Авиаторов, ~200-300 метрах от здания аэровокзала).
- В авиамузее Национального аэропорта Минск установлен Ан-24РВ
- В городе Темрюке самолёт Ан-24 стоит в музее под открытым небом «Военная горка», бортовой № СССР-46791.
- В городе Лыткарино на развилке на Мячково.
- В селе Кушнаренково самолёт Ан-24Б бортовой № RA-46568 стоит на девичьей горе над рекой Белой.
- В городе Самарканде (Узбекистан) находится на территории парка отдыха «Согдиана».
- На трассе М-4 Дон у села Конь-Колодезь установлен Ан-24Б с надписью Аэрофлот, бортовой № RA-46243. Самолёт частично встроен в помещение кафе так, что хвостовое оперение и задняя часть фюзеляжа как бы находится в здании.
- В городе Санкт-Петербурге, на территории военного аэродрома «Левашово» в качестве памятника установлен Ан-24Б, бортовой номер «33-красный», 1970 года выпуска.
- В Jesada Technic Museum в Таиланде самолёт АN-24B, бортовой номер EK-47835.
Безопасность самолёта
Общее количество Ан-24, ставших жертвами аварий, катастроф и вооруженных нападений, составляет 170 единиц. Это довольно много, даже с учетом того, что некоторые самолеты из этого списка уничтожались непосредственно на земле в результате артиллерийских обстрелов, террористических атак и даже ракетных ударов, в том числе со стороны стран НАТО. В биографии «Антонов Ан 24» есть немало «черных страниц», десятки трагических инцидентов, в ходе которых погибали все пассажиры или их значительная часть. Общее количество жертв – 2 218.
В то же время летчики всегда считали «двадцать четверку» надежным и довольно безопасным самолетом. Этот парадокс объясняется тем, что в 60-80 годы прошлого века аварийность вообще была намного более высокой. К примеру, американский Boeing-727 в этом отношении мало отличается от Ан-24, а количество смертей на его счету достигает 4 211.
Ан-24, разбившийся в Бурятии 27 июня 2020 года. Самолет полностью потерян, но погибли только два пилота
Большое количество самых тяжелых по своим последствиям катастроф происходило из-за столкновений Ан-24 в воздухе с другими самолетами, метеорологическими зондами и даже «неопознанными предметами», что указывает на низкое качество работы диспетчеров, а не на недоработки в конструкции машины.
Особенности и характеристика самолета Ан-24
Ан-24 имел великолепные летные характеристики. Все обслуживание самолета в полете могут осуществлять 7 человек, а именно: командир самолета, штурман, второй пилот, бортмеханик, радист и два бортоператора. На данную машину было установлено два турбовинтовых двигателя, которые имели больше чем 2,5 тысячи лошадиных сил каждый. Они были оснащены винтами с четырьмя лопастями, которые имели диаметр почти 4 метра.
Топливо к двигателям поступает с 4 баков, которые расположены в крыльях самолета, причем каждое крыло имеет по два бака, которые обеспечивают соответствующий двигатель, также существует возможность объединения всех баков в одну систему. При работе двух двигателей в оптимальном режиме при нагрузке в 5,5 тонн самолет может проделать путь в тысячу километров. Даже при отказе одного из двигателей самолет может продолжить полет и добраться до пункта назначения. Данный самолет полностью соответствует требованиям на устойчивость и управляемость, которые выдвигаются пассажирским авиалайнерам этого класса.
Строение корпуса Ан-24 является цельнометаллическим монопланом, на котором были высоко расположены крылья. Весь корпус самолета исполнен как гермокабина, которая делится на переднее и заднее грузовое отделение, пассажирскую кабину и кабину пилотов. Сюда также входит гардероб, туалет, буфет и вестибюль. Весь корпус данного самолета имеет двадцать окон. В борту самолета продуманы аварийные выходы.
Оперение однокилевое, на котором был установлен форкиль. Крыло имеет вид трапеции кессонного типа и большое удлинение. Составляющими единицами крыла являются два лонжерона, однощелевые закрылки, которые способны отклоняться. Система шасси была представлена тремя опорами, которые убирались в корпус самолета. Каждая опора шасси имеет двойные колеса, на которых установлены тормозные системы.
Обслуживание самолета электроэнергией производили два генератора, которые были установлены на двигателях. Они предоставляли постоянное напряжение в 27 вольт, а также трехфазное напряжение в 36 вольт. В случае аварии или поломки генераторов самолет мог питаться от двух аккумуляторов.
Как и на многих других моделях самолетов, Ан-24 оснащен системой, которая не дает возможности обледенения фюзеляжа. Больше всего склонны к обледенению воздухозаборники двигателей и крылья. Чтобы избежать данной проблемы, конструкторами была продумана воздушно-тепловая система, которая питается от электричества. В случае разгерметизации корпуса самолета была продумана система, которая может обеспечить кислородом всех людей на борту.
При проектировании особое внимание конструкторов было обращено на надежность и легкость управления. Оба пилота имели возможность управлять судном, поскольку управление было дублировано у каждого из них
Это было сделано на случай отказа одного из пультов управления. Эта модель самолета имеет электрический автопилот, который значительно облегчает работу пилотам. Авиалайнер Ан-24 имел достаточно современное и надежное радиолокационное оборудование на то время.
Пассажирская модель Ан-24 была рассчитана на перевозку 50 пассажиров и их багажа на небольшое расстояние. Как правило, их использовали для местных пассажирских перевозок. Ресурс использования нового самолета Ан-24 был увеличен до 50 тысяч часов полета, этот показатель был наибольшим на территории всего СССР.
При необходимости Ан-24 можно изготовить в более комфортабельной версии, в этом случае количество пассажиров может быть значительно меньшим в зависимости от заказа. Модели этого самолета можно с легкостью переоборудовать в грузовой вариант или грузо-пассажирский. Такие метаморфозы с салоном самолета можно проделывать очень быстро, поскольку пассажирские кресла являются съемными.
Преимуществом данной модели является также то, что его можно эксплуатировать во все сезоны года, на нем можно производить посадку на заснеженных, песчаных и размокших аэродромах. Взлет и посадку Ан-24 может осуществлять на достаточно коротких взлетных полосах, потому что ему нужно всего-навсего 650 метров для отрыва от земли.
Данная модель отличается от остальных высокой экономичностью полета, что позволяет эффективно его использовать даже на коротких маршрутах в 250 километров. Тем более что в таком случае желающих воспользоваться услугами авиакомпаний очень много.
Самолет Ан-24 по праву стал родоначальником целого семейства самолетов разного назначения. На сегодняшний день существует более 40 модификаций данной машины.
Культ личности
За 13 лет правления Бердымухамедова успел сложиться культ его личности. В честь правителя и его родственников в Туркмении называют школы, воинские части, дворцы культуры и парки.
Портрет Бердымухамедова в Ашхабаде. Фото: Wikimedia
https://img.anews.com/media/gallery/113998518/791715834.jpg
Президенту при жизни по всей стране устанавливаюст памятники, его портретами украшают улицы, их вывешивают наряду с государственным флагом во время праздников. Молодоженов после бракосочетания заставляют фотографироваться на фоне изображения главы государства.
В 2015 году в Ашхабаде был открыт конный монумент «Аркадаг» работы скульптора Сарагта Бабаева. 21-метровая статуя покрыта 24-каратным золотом.
Золотая статуя Бердымухамедова в Ашхабаде. Фото: Reuters
https://img.anews.com/media/gallery/113998518/207269994.jpg
Краткая история
Разрабатывать в КБ летательный аппарат начали в 1958 г. с целью использовать его для перелетов на маршрутах малой и средней дальности с возможностью осуществлять посадку на грунтах и в неподготовленных аэропортах. Уже в октябре 1959 г. экипаж под командованием летчика-испытателя Лысенко осуществил пробный полет из Киева в Херсон.
Затем самолет модели АН 24 проходил все необходимые испытания и тестирования, в серийное производство был запущен только в начале 1962 г. Октябрь этого года ознаменовался первым рейсом самолета с пассажирами. В советский период данный тип самолета был достаточно востребованным – на эти машины приходилась чуть ли не треть всего пассажирооборота страны.
Почти 20 лет продолжалось производство антоновского изобретения, что позволило оснастить советскую авиацию большим количеством пассажирских, технических и военных машин. Один только Киевский выпустил за эти годы 1028 самолетов различной модификации.
Модификации самолетов АН-24
Кодовые приставки в наименовании модели | Краткое описание |
Без кода | Первые серийные машины, которые начали выпускать в 1962 г. |
А | Выпущено таких самолетов в начале 60-х годов 200 шт., рассчитанных на 44 пассажирских места |
Б | Изготовлено всего 400 лайнеров для перевозки пассажиров. Имеет увеличенную взлетную массу (до 21 т), рассчитан на 52 места |
В | Начал выпускаться с 1964 г. как экспортный вариант |
ЛП | Переоборудованная модель для использования в тушении лесных пожаров |
ПС | Эти самолеты созданы в качестве поисково-спасательной техники |
Р | Данная модель была изготовлена для проведения радиоконтроля и разведки |
Т | Исключительно военный транспорт, имеющий несколько дверей: одну – в хвостовой части левого борта, вторую – широкую грузовую в передней части фюзеляжа и люк в хвосте |
УШ | Предназначен для обучения летного состава, поэтому оснащен дополнительными штурманскими местами |
ФК | Изготовлено 115 самолетов совместно с конструкторским бюро Бериева для проведения фотокартографических съемок |
ШТ | Штабной вариант первой модификации |
«Торос» | Рассчитан на работу в суровых условиях Севера – использовался в ледовой разведке |
«Троянда» | Это своего рода летающая лаборатория, которую использовали для поиска подводных лодок |
«Нить» | Модель появилась в 1974 г. для применения в исследовательских работах по изучению природных ресурсов Мирового океана и земельных недр |
В модификации имеются еще промежуточные варианты моделей самолета, которые переоборудовались для использования в различных сферах народного хозяйства и для нужд армии.
Китайская модель Xian Y-7 (вариант российской машины АН-24РВ) прошла глубокую модернизацию на Сианьском авиазаводе, в результате чего получился самолет Xian MA60. На базе Y-7 в Китае выпускается еще одна модель – летающий радар ДРЛО.
В Советском Союзе выпуск самолетов АН-24 прекратился в 1979 г. как морально устаревших моделей. По расчетным данным самого Антонова, технический ресурс разработанных им машин составляет 15 эксплуатационных лет. Несмотря на то, что «Настеньки» (так ласково в народе называют эти самолеты) уже сняты с производства, многие модели в России и зарубежье еще продолжают использоваться.
Технические характеристики самолета Ан-24
Первый полет: 20 октября 1959 года
Годы серийного производства: c 1962 г. по 1979 г.
Длина: 23,53 м.
Высота: 8,32 м.
Вес пустого: 13350 кг.
Площадь крыла: 74,98 кв.м.
Размах крыла: 29,20 м.
Крейсерская скорость: 460 км./ч.
Максимальная скорость: 540 км./ч.
Скорость сваливания: 270-280 км/ч
Потолок: 7800 м.
Дальность полета: 1800-2800 км.
Длина разбега: 850-1000 м.
Длина пробега: 580-590 м.
Максимальная грузоподъемность: 6500 кг.
Двигатели: 2 турбовинтовых двигателя АИ-24
Экипаж: 3-5 человека
Количество пассажирских мест: до 52 мест
Ан-24 видео
Ан-3 — AN-3Ан-26 – AN-26Ан-28 – AN-28Ан-38 – AN-38Ан-74 – AN-74Ан-140 – AN-140Ан-148 – AN-148Ан-158 – AN-158
Удобные и неудобные места
Согласно представленной схемы можно подробно рассмотреть, какие места являются наиболее удобными, а какие наоборот. Необходимо учитывать, что в любом кресле на каждом ряду будет довольно шумно, поскольку воздушное судно старое. Однако есть места с наименьшим уровнем шума.
Места в салоне, их описание и комфортность:
- Ряды под номерами 10, 11 и 12 располагаются в задней части салона. Там же находятся туалет и кухня, что может вызывать беспокойство у пассажиров, сидящих здесь. Будут ощущаться посторонние запахи и шумы, а это вызывает дискомфорт. В туалет возможно скопление очередей. Людям, сидящим у прохода, постоянно будут мешать пассажиры, идущие в туалет, и экипаж, разносящий бортовое питание. Не рекомендуется устраиваться на этих рядах пассажирам с детьми, поскольку ребенок может начать капризничать. Еще одним минусом кресел в задних рядах является повышенное ощущение турбулентности и большая вибрация.
- 12-й ряд является последним, кресла могут не раскладываться полностью или вообще, поскольку сзади расположена перегородка. Однако ряды в конце фюзеляжа имеют свои преимущества, поскольку из-за дальности от двигателей они наименее шумные.
- Ряды с четвертого по восьмой являются самыми шумными, поскольку находятся прямо под крыльями с закрепленными на них двигателями. Крылья и двигатель закрывают вид. Не рекомендуется занимать места у окон любителям пейзажей и желающих сделать красивые кадры.
- Второй и третий ряды комфортны для путешествий, необходимо только учитывать некоторые вещи. Если необходимо отдохнуть спокойно, то рекомендуется выбирать места у иллюминаторов, тогда не будут беспокоить соседи, которым необходимо выйти. Также эти сидения подойдут для любителей хорошего обзора, потому что здесь ничего не мешает любоваться видами из окна.
- Первый ряд можно смело назвать максимально удобным, поскольку он обеспечивает наибольшее количество свободного пространства для ног и отсутствие впередисидящих пассажиров. Перед рядом на довольно большом расстоянии установлена перегородка, которая отделяет от технических помещений и кабины пилотов. Рекомендуется для путешествий с ребенком, наличие свободного пространства позволяет поставить тут коляску.
- Остальные места стандартные, не имеют особых плюсов и минусов.
Фото салона воздушного судна Ан-24 изнутри
Обратите внимание! В связи с малым количеством мест и ограниченностью выбора наиболее удобных сидений рекомендуется бронировать билеты заранее. Долгие годы использования лайнера позволили на личном опыте пассажиров и экипажа проверить самолет на сильные и слабые места и удобство для путешественников
Последующие выпуски различных модификаций позволили модернизировать и улучшить судно если не до совершенства, то до вполне хорошего уровня комфорта для выполнения рейсов. Возможность совершать полеты в труднодоступные регионы без подходящих взлетно-посадочных полос сделала его незаменимым для регионов Крайнего Севера, где климатические условия не позволяют использовать суда другого производителя
Долгие годы использования лайнера позволили на личном опыте пассажиров и экипажа проверить самолет на сильные и слабые места и удобство для путешественников. Последующие выпуски различных модификаций позволили модернизировать и улучшить судно если не до совершенства, то до вполне хорошего уровня комфорта для выполнения рейсов. Возможность совершать полеты в труднодоступные регионы без подходящих взлетно-посадочных полос сделала его незаменимым для регионов Крайнего Севера, где климатические условия не позволяют использовать суда другого производителя.
Салон лайнера достаточно хорошо зарекомендовал себя за долгие годы использования, он просторный и практичный, однако уже давно устарел. Отсутствие розеток для зарядки мобильных устройств и систем развлечения делает полет однообразным. Парное расположение сидений уменьшает необходимость беспокоить соседей для доступа в центральный проход. Любителям делать фотографии для социальных сетей подойдут места у иллюминаторов, но необходимо выбирать первые ряды, чтобы крылья не мешали обзору. А пассажирам с детьми рекомендуется выбирать первый ряд из-за наличия большого свободного пространства. Однозначно не рекомендуется бронировать сидения в последних рядах, поскольку эти места связаны с множеством неудобств, пассажиров там будут сопровождать постоянные шумы и очереди в туалет. Также желательно при наличии большого количества ручной клади занять багажные полки побыстрее, поскольку количество мест там ограничено.
История самолёта
К разработке нового воздушного судна, предназначенного для эксплуатации на местных авиалиниях, приступили в 1958 году. В постановлении правительства, которое и дало толчок этой разработке, было указано, что новый самолёт должен перелёты протяжённостью до 400 километров, обладать грузоподъёмностью в 4000 килограмм, а также поддерживать скорость крейсерского хода в 450 километров в час. Уже в 1959 году, всего через год после начала разработок, первый экземпляр этого самолёта совершил свой первый полёт.
В 1960 году конструкторы разработали обновление этого авиалайнера, в котором на правой гондоле разместили новый реактивный двигатель, который обладал тягой в 900 кгс. Использование дополнительного двигателя значительно улучшало технические характеристики самолёта и давало ему большие преимущества при взлёте.
Государственные испытания, которые проходила машина в 1963 году, прошли более чем успешно, однако представители начальства транспортной авиации выдвинули множество претензий к обновлённой версии Ан-24. В первую очередь они отмечали отсутствие в хвосте самолёта грузового люка. Кроме этого имелась масса иных нареканий. Такие обстоятельства спровоцировали разработку и создание нового самолёта, который отвечал бы всем необходимым требованиям.
Ан-24 нового образца начали проектировать в 1965 году, начиная с которого, вплоть до 1966 года, проводились и государственные испытания нового самолёта
Больше внимание уделялось возможности десантирования с борта. В конце 1966 года в Иркутстке началось серийное производство этого улучшенного воздушного судна
Особенности конструкции
По тем временам, воздушное судно Ан-24 имело великолепные лётно-технические характеристики. Два турбовинтовых двигателя вырабатывали мощность в 2500 лошадиных сил. Они были снабжены винтами, на каждом из которых располагалось 4 лопасти, диаметров в 4 метра.
В крыльях самолёта располагались топливные баки, обеспечивающие подачу топлива к двигателям. Интересно, что на каждый двигатель приходилось два бака, обслуживающих его, но в то же время можно было переключиться в режим. в котором все 4 бака объединялись в единую систему. Даже при отказе какого-либо двигателя самолёт мог добраться до пункта назначения, а дальность его полёта составила 1000 километров, что более чем вдвое превысило изначальный план.
За самолётом отмечалось полное соответствие всем требованиям и стандартам, которые касаются управляемости, устойчивости, и другим подобным характеристикам. Таким образом, новое воздушное судно по всем параметрам соответсвовало самолётам такого класса.
Оперение воздушного судна — однокилевое, оборудованное форкилем. Крылья были удлиннены и имели форму трапеции кессонного типа. Шасси представляло собой систему из трёх опор, убираемых в фюзеляж. На каждой опоре располагалось два колеса с установленными на них системами торможения.
Достоинства конструкции
В фюзеляже был увеличен полезный объём — это было достигнуто высоким расположением центроплана, также самолёт был оснащён специальной системой, которая не допускала обледенения корпуса. Аэродинамические свойства крыла были повышены за счёт отсутствия разрывов крыла в верхней части. Благодаря закритическому углу атаки и отсутствию срыва потока была достигнута как продольная, так и поперечная устойчивость воздушного судна.
Ан-24 можно было эксплуатировать даже на грунтовых аэродромах, так как его двигатели располагались достаточно высоко, чтобы в них не затягивало посторонние предметы. Высокое расположение крыла обеспечивало облегчение погрузочных работ и благоприятно сказывалось на обзоре, который открывается пассажирам.
Технические характеристики
Экипаж этого самолёта включал в себя от 5 до 7 человек. Вес составлял 13,3 тонн, длина — 23,52 метра, размах крыльев — 29,2 метра, высота — 8,32 метра. Площадь крыла достигала 72,46 метров квадратных. Коммерческая нагрузка составляла 4,6 тонн. За один перелёт самолёт мог перевезти 48 пассажиров.
Другие характеристики воздушного судна:
- Скорость крейсерского хода — 490 км/ч;
- Практический потолок — 9,1 км;
- Разбег — 500 м;
- Перегоночная дальность — 2820 км;
- Практическая дальность — 990 км;
- Максимальная скорость — 540 км/ч.
Конструкция самолета
В создании покрытия каркаса фюзеляжа конструкторы применили новый метод стыковки стальных листов. Их скрепили посредством точечной сварки и специального клея. Последнее средство обеспечивает герметичность верхнего покрытия.
Ан-24 — высокоплан с цельной металлической оболочкой. Фюзеляж представляет собой полумонокок. Он герметичный. В нем все отсеки и помещения отделены от пассажирского салона специальными перегородками.
Фюзеляж полностью герметичный. Поступление воздушных масс, а также вентиляцию обеспечивают встроенные автоматические системы. Обогрев салона осуществляется посредством специальных приборов. Они находятся по бокам салона и на потолке.
Крыло самолета имеет значительное удлинение. Его форма — трапецевидная. Характеристики — двухлонжеронное, кессонное. Оно оснащено двумя однощелевыми закрылками, которые находятся на центроплане. На консолях монтированы два выдвижных двухщелевых закрылка.
Особенность конструкции. Киль оборудован форкилем.
У самолета трехопорное шасси с носовой стойкой. Оно убирается под пол. Благодаря увеличению диаметра колес, самолет может работать практически во всех условиях.
Модификации на базе самолета Ан-24
В разные годы производилось в общей сложности три десятка разных вариантов «двадцать четверки». Этот самолет действительно был многоцелевым и применялся не только для перевозки пассажиров.
Ан-24 «Нить»
Машина с таким обозначением появилась незадолго до прекращения строительства всей линейки Ан-24 — в 1978 году. Своё название этот самолёт получил благодаря размещению на его борту новейшей по тем временам радиолокационной станции «Нить». Основное предназначение машины – ледовая разведка. В целом самолет представляет собой развитие более ранней модификации Ан-24ЛР «Торос».
Ан-24 «Троянда»
Этот самолет был летающей лабораторией. Основное предназначение – отработка технологии поиска подводных лодок. Как именно действовала аппаратура «Троянда», точно неизвестно. Предположительно, специальное оборудование должно было фиксировать тепловой след, оставленный атомными реакторами субмарин.
Всё, что осталось от одного из экземпляров Ан-24 «Нить»
Ан-24А
Первая серийная модификация самолета. Изготовлено не менее 200 экземпляров, активно эксплуатировавшихся на местных линиях. К концу 70-х годов большинство этих машин было уже списано. От более поздних вариантов, Ан-24А отличался конструкцией шасси и несколько меньшей вместимостью (до 44 пассажиров).
Ан-24Б
Самолетов модификации «Б» изготовили больше всего – не менее 568 штук. Первый полет состоялся в 1965 году. Этот самолет отличался от своего предшественника увеличенной емкостью топливных баков, конструкцией шасси и закрылок. Кроме того, был немного переделан пассажирский салон, заменены багажные полки, повышен уровень комфорта, добавлены иллюминаторы. Со временем Ан-24Б стали комплектовать обновленными двигателями. Допускалась переделка салона в грузовой вариант.
Ан-24ЛП
Этот самолет Ан предназначался для борьбы с лесными пожарами. Первоначально на борту планировалось разместить специальную емкость для воды, но затем предпочтение было отдано использованию так называемых метеопатронов – с их помощью можно было вызывать дождь. Кроме того, Ан-24ЛП мог перевозить пожарных-парашютистов для последующего десантирования.
Ан-24ЛР «Торос»
Как и самолет с радаром «Нить», эта машина предназначалась для проведения ледовой разведки, но была построена намного раньше – еще в 1964 году. Вдоль фюзеляжа машины устанавливались специальные обтекатели, внутри которых размещались антенны, обеспечивающие боковой обзор до 30 километров по ширине. Для фиксации картинки использовалась фотопленка. В составе экипажа самолета могли быть гидрологи.
Ан-26 – разведывательная модификация Ан-24. Применялся украинскими ВВС в ходе вооруженного конфликта на востоке страны
Планировка салона
В носовой части фюзеляжа самолета находится кабина пилотов. Численность экипажа варьируется от 3 до 5 человек. Сразу за ней размещается багажный отсек, далее – пассажирский салон. В хвосте расположен туалет, кухня, гардероб и еще один багажный отсек.
Ан-24 вмещает от 42 до 52 пассажиров в зависимости от компоновки воздушного судна. Как правило, здесь установлено от 10 до 13 рядов по четыре кресла, разделенных одним проходом. Конечно, отделка салона по современным меркам довольно простая, но по отзывам пассажиров, кресла довольно удобные.
Как и во многих самолетов, самыми комфортными считаются места первого ряда – перед ним расположена перегородка, но пространства для пассажиров предусмотрено чуть больше, так что можно вытянуть ноги.
Второй и третий ряд – места, позволяющие любоваться отличным видом, поскольку крылья не мешают обзору.
4-8 ряды – ближе всего к двигателям, а посему самые шумные. Кроме того, обзор закрывают крылья и двигатели.
Модификации самолёта:
- Ан-24 – первый серийный вариант. Выпускался в 1962 году.
- Ан-24 “Нить” – самолёт для исследований природных ресурсов Земли и Мирового
океана. Изготовлен в 1978 году. - Ан-24 “Троянда” – летающая лаборатория для отработки оборудования для поиска
подводных лодок. В 1968 году переоборудован 1 Ан-24Т. - Ан-24А – с салоном на 44 пассажира. В 1962-1963 годах изготовлено 200 самолётов.
- Ан-24АТ – военно-транспортный на базе Ан-24А (проект). Отличался с двигателями
ТВ2-117ДС с соосными винтами диаметром 4 м, грузовым
люком с рампой в хвостовой части фюзеляжа, 2 подфюзеляжными гребнями. Разработан
в 1962 году. - Ан-24АТ-РД – вариант Ан-24АТ с 2 разгонными двигателями Р-27Ф-300
под крылом (проект). Разработан в 1966 году. - Ан-24АТ-У – самолёт укороченного взлёта и посадки (проект). Отличался 2-4
пороховыми ускорителями ПРД-63, 3 тормозными парашютами. Разработан в 1966 году. - Ан-24Б – с увеличенным до 21 т взлётной массой. Салон расчитан на 48-52
пассажиров. Выпускался с 1964 года. Изготовлено 400 самолётов. - Ан-24В – экспортный вариант Ан-24Б. Имел различные варианты компоновки пассажирского
салона. Выпускался с 1964 года. Поставлялся в Ливан, Монголию, ОАР, Румынию. - Ан-24Д – с удлинённым на 2,8 м фюзеляжем (проект). Количество пассажиров увеличено
до 60. Разработан в 1967 году. - Ан-24ЛП – лесопожарный. Отличался составом оборудования, кассетами с метеопатронами
ПВ-26. В 1971 году переоборудовано 3 самолёта. - Ан-24ЛР “Торос” – самолёт ледовой разведки. Отличался аппаратурой радиолокационной
съёмки земной поверхности. В 1967 году изготовлено 5 самолётов. - Ан-24ПРТ – вариант Ан-24ПС с упрощенным составом оборудования. Выпущен
малой серией. - Ан-24ПС – поисково-спасательный на базе Ан-24Т. Выпущен малой серией.
- Ан-24Р – самолёт радиоразведки и радиоконтроля.
- Ан-24РВ – доработанный. Отличался турбореактивным двигателем-ускорителем
РУ19А-300 тягой 900 кгс в правой мотогондоле. В 1982 году лётчицы М.Л.Попович
и Г.Г.Кочуганова на Ан-24РВ установили 39 женских мировых рекордов. - Ан-24РР – самолёт радиационной разведки. Отличался радиометрическим и химическим
спецоборудованием, рабочими местами операторов в салоне, фильтрогондолами
и ковшовым буром для забора проб. В 1967-1968 годах переобрудовано 4 самолёта. - Ан-24РТ – военно-транспортный с дополнительным двигателем РУ19-300. В 1969-1971
годах на Иркутском авиазаводе №39 изготовлено 62 самолёта. - Ан-24РТ (Ан-24РТР) – самолёт-радиоретранслятор.
- Ан-24Т (Ан-34) – военно-транспортный. Отличался
большой грузовой дверью в правом борту в передней части фюзеляжа и дверью
в левом борту в хвостовой части, грузовым люком в хвосте (1,4х1,8 м).
Разработан в 1961-1965 годах. Первый полёт 16 ноября 1965 года. В 1967-1971
годах в Иркутске изготовлено 164 самолёта. - Ан-24УШ – учебно-штурманский. Отличался 5 рабочими местами штурманов в
салоне, громкоговорящим устройством СГУ-15. Часть иллюминаторов заменены
блистерами. В 1970 году переоборудованы 7 самолётов. - Ан-24ШТ – штабной. Отличается оборудованием спецсвязи. В 1968 году
переоборудовано 36 самолётов. - Ан-26 – военно-транспортный. Отличается наличием
грузовой рампы в задней части фюзеляжа, кран-балки и другого погрузочно-разгрузочного
оборудования. В 1968-1986 годах изготовлено 1398 самолётов. - Ан-30 (Ан-24ФК) – фоторазведчик. Разработан в ОКБ
Г.М.Бериева. В 1975-1980 годах в Киеве изготовлено 115 самолётов. - Ан-44 – транспортный (проект). Отличался большой грузовой дверью в
левом борту, Т-образным оперением. - Ан-50 (первый с таким названием) – с 4 ТРД АИ-25
(проект). Разработан в 1972 году. - Y-7 – китайский вариант Ан-24РВ. Первый полёт 25 декабря 1970 года. В 1984-2000
годах изготовлено 70 самолётов. - MA-60 – модернизированный, дальнейшее развитие Y-7. Отличается двигателями
Прэтт-Уитни PW-127j, авионикой американского производства, салоном на 56
пассажиров. Выпускается с 2000 года Сианьской авиастроительной компанией.
Безопасность самолёта
Общее количество Ан-24, ставших жертвами аварий, катастроф и вооруженных нападений, составляет 170 единиц. Это довольно много, даже с учетом того, что некоторые самолеты из этого списка уничтожались непосредственно на земле в результате артиллерийских обстрелов, террористических атак и даже ракетных ударов, в том числе со стороны стран НАТО. В биографии «Антонов Ан 24» есть немало «черных страниц», десятки трагических инцидентов, в ходе которых погибали все пассажиры или их значительная часть. Общее количество жертв – 2 218.
В то же время летчики всегда считали «двадцать четверку» надежным и довольно безопасным самолетом. Этот парадокс объясняется тем, что в 60-80 годы прошлого века аварийность вообще была намного более высокой. К примеру, американский Boeing-727 в этом отношении мало отличается от Ан-24, а количество смертей на его счету достигает 4 211.
Ан-24, разбившийся в Бурятии 27 июня 2021 года. Самолет полностью потерян, но погибли только два пилота
Большое количество самых тяжелых по своим последствиям катастроф происходило из-за столкновений Ан-24 в воздухе с другими самолетами, метеорологическими зондами и даже «неопознанными предметами», что указывает на низкое качество работы диспетчеров, а не на недоработки в конструкции машины.