Обзор самолета Белый лебедь (ТУ-160): технические характеристики и возможности

Топливо

А вот его потребуется много.

«Белый лебедь», заправленный под завязку, способен вместить в себя 148 000 килограммов авиационного топлива. При этом не обычного керосина, а специальной азотированной горючки, что даёт характерный желтоватый дым на выхлопе. Да, именно это и позволяет бомбардировщику летать без дозаправки на такие большие расстояния. Учтите, что придётся разориться на оборудование для азотирования топлива, да и обычное самолётное ТС-1 вам не подойдёт, ищите Т-8 и готовьтесь к расходам.

Что касается расхода топлива, то тут всё просто. При экономичном крейсерском полёте на сто километров тратится примерно тонна горючего. Иное дело сверхзвуковой полёт. Точных цифр нет, но, по рассказам лётчиков, в этом режиме на скорости 1800 километров в час за шестьдесят минут самолёт съедает 50-60 тонн горючки.

Конструктивные особенности кабины ЗИЛ 131

Кабина грузовика ЗИЛ 131 – каркасная. Она обшита листовым металлом и утеплена изнутри. Все это необходимо для обеспечения высокого уровня комфорта для водителя, который сможет управлять автомобилем даже в самые сильные морозы. Проветривание кабины осуществляется при помощи форточек и путем открытия боковых окон. Подвижные элементы снабжаются качественными резиновыми уплотнителями. Это позволяет осуществить закрытие дверец максимально герметично.

На приборной панели машины находится целый комплекс оборудования, позволяющего осуществлять мониторинг основных технических параметров двигателя:

  • определение количества бензина в баке;
  • вольтметр и амперметр;
  • датчик, отображающий давление масла;
  • спидометр;
  • датчик уровня температуры;
  • тахометр.

Все инструменты для управления автомобилем находятся в зоне досягаемости. Кресла, размещающиеся в салоне, не отличаются большими возможностями в области регулировки положения. Но они разработаны максимально комфортными для среднестатистического человека.

Хватит лирики. Перейдем к ракетам

Ту-160, как говорилось, будут оснащены новейшими крылатыми ракетами класса «воздух – земля» Х-101 или их ядерной модификацией Х-102.

Начнем с того, что представляет собой крылатая ракета. А вот то, как она называется, то и представляет. По внешнему виду ракета – это такой заточенный карандаш. Только толстый. И с крыльями. Которые могут убираться и, когда надо, раскрываться. Крылья нужны для того, чтобы это «животное» могло совершать в воздухе маневры. Примерно, как самолет.

Каждый Ту-160 оснащается 12 крылатыми ракетами. Два боекомплекта. По 6 ракет каждый. Выпускает он первый боекомплект, а потом второй. Каждая стая из шести летающих тварей летит сначала вместе, совершая, правда, перестроения, для того чтобы запутать систему ПВО противника. Но это над океаном. Подлетая к суше, стая рассыпается и снижает высоту (это чтобы системам ПВО было их трудней обнаружить). Каждая ракета идет по рельефу местности, подбираясь к цели назначения. И, если жива осталась, делает свое черное дело.

Ну, и несколько цифр. Х-101 – это новейшая российская крылатая ракета воздушного базирования, разработка которой началась еще в конце 80-х годов прошлого столетия. Она имеет дозвуковую скорость, дальность полета до 5000 км, форму, которая делает ее незаметной для радаров. Конкретные параметры ракеты вряд ли кому интересны, тем более что это оценочные данные. Но если заинтересуетесь, наберите в интернете «Х-101» и все прочитаете.

Особенности военной машины

Чтобы создать действительно уникальную модель военного самолета, отвечающую поставленным целям, конструкторы вынуждены были внести в стандартные правила сборки определенные особенности, благодаря которым самолет Ту-160 действительно получился уникальным в своем роде:

  1. Для сборки конструкции были использованы композиционные сплавы, нержавеющая и титановая качественная сталь.
  2. Максимальная скорость Ту-160 на высоте достигает 2200 км/ч.
  3. Бомбардировщик, изготовленный российским авиапроизводителем, является интегральным низкопланом, оснащенным изменяемым стреловидным крылом, цельноповоротным стабилизатором, а также техопорными шасси.
  4. Кабина «Белого лебедя» была признана как одна из самых просторных и комфортных, учитывая, что пилоты при желании могут без проблем пройтись по своему отсеку и даже размяться.
  5. Борт бомбардировщика оснащен кухней, в которой можно разогревать еду, а также туалетной комнатой, ранее не входящей в конструкцию военно-воздушных судов.

Для вооружения российского бомбардировщика используются крылатые виды стратегических ракет класса Х-55-СМ.

ТТХ российского бомбардировщика представлены ниже. Также на изображении можно увидеть некоторые исторические факты.

https://youtube.com/watch?v=tnOppcTTyAQ

Интересное о стратегическом бомбардировщике Ту 160

Сорок четыре мировых рекорда зарегистрированы на счету «Белого лебедя».

Каждый борт Ту-160 назван в честь выдающегося конструктора или знаменитого лётчика.

Ту 160 «Валентин Близнюк»

Собственной кухней и санузлом может похвастаться только этот стратегический бомбардировщик, до него военные самолёты не были оборудованы такими удобствами.

«Дубинка» назвали в НАТО Ту-160, а российские лётчики ласково – «Белый лебедь».

В мире это, пожалуй, самый большой самолёт с крылом изменяемой стреловидности.

Находясь с визитом в России Френк Карпуччи, тогдашний министр обороны США осматривал Ту-160 и входя в кабину пилотов, задел головой щиток электрооборудования. С тех пор лётчики прозвали его «щитком Карпуччи».

Производство

Серийное производство Белого лебедя было запущено в 1984 году на базе Казанского авиационного производственного объединения. К 1994 году была выпущена 41 машина. Затем производство было приостановлено до начала 2000-х.

Новые самолеты, выпущенные в 2000-х, оснащены модернизированными двигателями НК-32 для Ту-160. Новые двигатели отличают увеличенный физический ресурс и повышенная надежность.

В апреле 2008 года в Казани состоялась церемония передачи нового самолета на вооружение Военно-воздушных сил Российской Федерации. Новый самолет получил имя Виталия Копылова (в честь бывшего директора КАПО) и включен в состав 121-го Гвардейского авиационного Севастопольского Краснознаменного тяжелого бомбардировочного полка, базирующегося в Энгельсе.

В декабре 2021 заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко заявил о начале производства на Казанском авиационном заводе первых модернизированных Ту-160М2. Ожидается, что первый такой бомбардировщик поступит на вооружение в 2021 году.

Применение

До 2001 года бомбардировщики применялись исключительно для нужд ВВС РФ. В боевом состоянии находились все 15 единиц техники. Шесть ракетоносцев имели на своём борту ядерные боеголовки. В 2002 г. Минобороны заключил соглашение с Казанским авиазаводом на модернизацию этих 15 бомбардировщиков. В 2007 в отремонтированном состоянии находилось 14 летательных аппаратов (один разбился во время испытаний). С 2008 по 2020 было изготовлено ещё 2 военных самолёта. Сейчас их количество — 16 штук. Модернизированные воздушные судна Ту-160 М появились в 2020. До 2020 все летательные аппараты должны быть модернизированы до стандарта М.

В 2008 г. два военных самолёта с учебным вооружением отправились в Венесуэлу. Их полёт сопровождали истребители Су-27. В Венесуэле боевые машины совершили тренировочные вылеты над нейтральной водной поверхностью Атлантического океана. После выполнения миссии вернулись на свой аэродром под г. Энгельс. Боевые летательные аппараты применялись в Сирии в 2020 г. для урегулирования военного конфликта. Боевые самолёты осуществляли вылеты и уничтожали вражеские цели. Удары наносились современными ракетами Х-555.

Вы считаете Ту-160 устаревшим «музейным экспонатом»?

ДаНет

Основа фюзеляжа

В отличие от многих других конструктивных частей, крыло «Белый лебедь» получил от Ту-22М. Практически все детали абсолютно схожи конструктивно, разница лишь в более мощных приводах. Рассмотрим частные случаи, которыми отличается самолет ТУ-160. Технические характеристики лонжеронов уникальны тем, что они собирались сразу из семи монолитных панелей, которые затем навешивались на узлы центропланной балки. Собственно, вокруг всей этой конструкции и «наращивали» весь оставшийся фюзеляж.

Центральная балка изготавливается из чистого титана, так как только этот материал способен выдержать те нагрузки, которым во время полета подвергается уникальный самолет. К слову говоря, для ее производства была специально разработана технология электронно-лучевой сварки в среде нейтральных газов, которая до сих пор является чрезвычайно сложным и дорогим процессом даже без учета использованного титана.

Сведения о ракетно-бомбовом вооружении

Стандартная масса вооружения, которое может помещаться в отсеках внутри фюзеляжа, составляет 22500 килограммов. В исключительных случаях допускается уеличить эти показатели до 40 тонн (именно такая цифра указана в таблице). В число вооружения входят две ПУ (пусковые установки) барабанного типа, в которых могут находиться континентальные и стратегические ракеты КР Х-55 и Х-55М. В двух других барабанных ПУ имеются 12 аэробаллистических УР Х-15 (М=5,0).

Таким образом, тактико-технические характеристики самолета ТУ-160 позволяют предположить, что после модернизации эти машины будут стоять на вооружении нашей армии еще не один десяток лет.

Допускается загрузка ракет с ядерными и неядерными БЧ, КАБ всевозможных типов (вплоть до КАБ-1500). В бомболюки можно монтировать обычные и ядерные бомбы, а также мины различных типов

Важно! Под фюзеляжем можно установить ракету-носитель «Бурлак», которая используется для вывода на орбиту легких ИСЗ. Таким образом, самолет ТУ-160 является настоящей «летучей крепостью», вооруженной так, что можно уничтожить пару-другую средних размеров стран за один вылет

Новые модели воздушных средств

Весной 2000 года обновленная модель ракетоносца Ту-160 полнила состав ВВС Российской Федерации. Спустя 5 лет комплекс был принят на вооружение. Весной 2006 года подошел к завершению последний испытательный тур по модернизации для усовершенствования характеристик силового агрегата НК-32. Благодаря внесенным изменениям инженерам-конструкторам удалось повысить надежность силового агрегата и в несколько раз увеличить его ресурс.

В небо влетел обновленный серийный бомбардировщик в конце 2007 года. Согласно ранее утвержденным планам, конструкторы должны были на протяжении ближайших 12 месяцев модернизировать еще 3 модели военно-воздушных средств. Просмотрев фото Ту-160 ранних и обновленных моделей, можно самостоятельно понять, какую грандиозную работу пришлось выполнить инженерам-конструкторам.

Сергей Шойгу в 2015 году выступил с заявлением, в котором была подчеркнута важность возобновления мощнейших бомбардировщиков. Заявление было рассмотрено и одобрено, что позволило российским авиаконструкторам приступить к возобновлению производственного процесса. По предварительным данным, обновленные модели бомбардировщиков Ту-160 М и Ту-160 М2 будут запущены в серийное производство в начале 2023 года

По предварительным данным, обновленные модели бомбардировщиков Ту-160 М и Ту-160 М2 будут запущены в серийное производство в начале 2023 года.

Операторы

 Россия
  • ВКС России

    • ВВС России – По состоянию на 2018 год на вооружении находится 17 Ту-160, в 2018 году введен в строй один новый Ту-160М2 (17-й). Все самолеты будут модернизированы до стандарта «М2». Еще 10 Ту-160М2 уже заказаны.

      • 6950-я гвардейская авиабаза – Энгельс-2 (авиабаза) , Саратовская область

        121-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк

Бывшие операторы

Туполев Ту-160 ВВС Украины, 1997 г.

 Советский Союз
  • Советские ВВС – самолеты были переданы ВВС России и Украины после распада Советского Союза .

    • 201-я авиадивизия тяжелых бомбардировщиков – авиабаза Прилуки , Черниговская область , Украинская ССР

      184-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк (ГвТБАП)

 Украина
  • Украинские ВВС – унаследовали 19 Ту-160 от бывшего Советского Союза и впоследствии передали России 8 Ту-160 в обмен на облегчение долгового бремени за газ в 1999 году; остальные были списаны в соответствии с соглашением Нанна-Лугара о совместном уменьшении угрозы, возглавляемым США.

    • 201-я авиадивизия тяжелых бомбардировщиков – авиабаза Прилуки , Черниговская область, Украина
  • 1 Ту-160 в Полтавском музее дальней и стратегической авиации

Летно-технические характеристики

МодификацияF-16A Block 10
Размах крыла, м9,45
Длина самолета15,03
Высота самолета, м5,09
Площадь крыла, м227,87
Угол стреловидности, град40
Масса, кг
пустого самолета7386
нормальная взлетная11467
максимальная взлетная17010
Топлива3105
Тип двигателя:1 ТРДДФ Pratt Whitney F100-PW-200
Тяга кгс
на форсаже1 х 10810
Максимальная1 х 6654
Максимальная скорость
у земли1432
на высоте 12200 м2120 (М=2,05)
Перегоночная дальность, км3862
Практическая дальность, км1315
Максимальная скороподъемность, м/мин18900
Практический потолок, м16764
Макс. эксплуатационная перегрузка9
Экипаж, чел1
Вооружение:20-мм пушка M61A1 Vulcan Боевая нагрузка — 5420 кг на 9 узлах подвески (в ущерб маневренности возможна нагрузка 9276 кг): до 6 УР ближнего боя AIM-9L/M/P Sidewinder УР AIM-7 Sparrow or AIM-120A AMRAAM В варианте истребителя-бомбардировщика — может нести обычные бомбы Mk.82, Mk 83 и Mk 84.или подвесной контейнер GPU-5/A с 30-мм пушкой

Крылатая гордость России

Сверхзвуковой самолет был разработан 40 лет назад советскими конструкторами в качестве «ответа» на американскую программу AMSA, в результате которой выпущен известный B-1 Lancer. Отечественный бомбардировщик по многим параметрам был лучше конкурентов: тяга двигателей – в два раза мощнее, скорость, максимальная дальность полета и боевой радиус – в 1,5 раза выше.

Сегодня Ту-160 «Белый лебедь» – на вес золота. Его производство было остановлено 20 лет назад. И сейчас это штучные и очень дорогие машины. С момента создания построено всего 35 ракетоносцев. Однако в целости и сохранности их осталось намного меньше. Поскольку время не стоит на месте и технологии развиваются семимильными шагами, советский бомбардировщик сильно устарел

Россия приняла важное решение – провести глубокую модернизацию и возродить сверхзвуковой самолет в новом облике и с новой «начинкой»

Ту-160: абсолютное оружие холодной войны

Ту-160М – глубокая модернизация стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Эта уникальная боевая машина была создана в 1970-е годы и по сей день не имеет себе равных в мире. Это самый тяжелый боевой самолет, а кроме того – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Ту-160 также является лидером по скорости среди бомбардировщиков. За грациозность и изящество линий летчики назвали Ту-160 «Белым лебедем».

Разработка самолета началась на пике ядерного противостояния СССР и США в конце 1960-х годов. Главными особенностями ракетоносца должны были стать многорежимность и возможность межконтинентальных полетов. Вооружать Ту-160 планировалось крылатыми ракетами большой дальности с ядерными боеголовками.

Фото: Александр Бельтюков / wikimedia.org

Изначально самолет создавался в ОКБ Мясищева и ОКБ Сухого, а затем проект был передан ОКБ Туполева. Всего в разработке самолета приняло участие около 800 организаций. Первый опытный образец поднялся в небо в 1981 году. Ту-160 − самолет-рекордсмен, поставивший подтвержденных 44 мировых рекорда. 

Новый самолет стал ответом на разработанный американцами сверхзвуковой бомбардировщик B-1 Lancer аналогичной конструкции, впервые взлетевший в 1974 году. Ту-160 обогнал своего конкурента по всем основным параметрам – он быстрее, мощнее и дальше американского «стратега».

Основная особенность Ту-160 – крылья с изменяемой геометрией. Использование такой конструкции сделало самолет более универсальным. С одной стороны, при максимально отведенных от фюзеляжа крыльях «лебедь» способен взлетать с очень короткой для такой массы взлетно-посадочной полосы. С другой стороны, в полете крылья прижимаются к фюзеляжу, и это позволяет самолету достигать сверхзвуковых скоростей.

Фото: пресс-служба Президента РФ

К 1992 году было выпущено всего 35 ракетоносцев. Чтобы подчеркнуть ценность каждой машины, самолетам были даны имена, например, «Валерий Чкалов» или «Илья Муромец». После распада Советского Союза 19 самолетов Ту-160 остались на территории Украины. Девять из них были утилизированы по совместной украинско-американской программе, один отправился в музей, а восемь удалось вернуть в Россию. К 2001 году в российских войсках было 15 действующих Ту-160. 

Только в 2005 году указом Президента самолет был официально принят на вооружение. В 2000-е годы проводилась их модернизация и усиление современным вооружением. В 2015 году Минобороны объявило о запуске проекта по возрождению ракетоносца. Была проделана огромная работа по восстановлению наработок и модернизации производства. В том же году Ту-160 был впервые задействован в реальных боевых действиях в Сирии.

В ноябре 2017 года на Казанском авиазаводе был построен новый ракетоносец. Самолет достраивали в рамках программы воспроизводства Ту-160 с целью опережающего восстановления технологий агрегатной и окончательной сборки. В январе 2018 года он совершил демонстрационный полёт, за ходом которого лично наблюдал президент России Владимир Путин. В октябре 2019 года два Ту-160 впервые прибыли в Южно-Африканскую Республику в рамках соглашения о военном сотрудничестве. Сегодня Ту-160 является основным самолетом дальней авиации – воздушного компонента ядерной триады России.

Количество и стоимость Ту-160 Белый лебедь

В 2013 г. в авиарезерве России было всего 16 единиц таких машин. В 2020 Минобороны разрешило приобрести для своих ВВС ещё 50 бомбардировщиков «линейки М». Новейший усовершенствованный Ту-160 М был показан зрителям в 2020. Полная модернизация всей техники должна закончиться до конца 2020. Серийное производство новых моделей начнётся в 2021–2023 годах. Сейчас в РФ количество единиц на вооружении по-прежнему равно 16.

Модернизированные бомбардировщики не смогут решить все оборонные задачи России. В планах — возобновление изготовление моделей линейки М и М2, а также пассажирского лайнера на базе Ту-160. Стоимость единицы Ту-160 — 250 000 000 долларов. Шестьдесят минут полёта обходится в 23 000 долларов.

Редкая птица

А теперь о печальном. На вооружении России находится всего 16 таких машин. Этот дефицит произошел из-за сокращения вооружений в период перед развалом СССР и привел к тому, что каждый самолет имеет свое собственное имя. Американских аналогов в строю находится не менее 61.

С этим связана ещё одна примечательная история. Когда произошел развал СССР, на территории Украины осталось 19 таких машин, причем в рабочем состоянии из них находилось только 6. Учитывая экономическое состояние новообразовавшегося государства, содержать и обслуживать эти машины не было никакой возможности. Ведь даже для одного учебного полета требуется заправить в машину около 40 тонн топлива.

История создания

Согласно приказу, изданному Советом Министров Советского Союза в 1967 году, отечественные производители приступили к проектированию нового бомбардировщика. В разработке проекта принимали участие как сотрудники предприятия «Мясищева» и «Сухого», внося на протяжении нескольких лет различные предложения по создаваемому проекту.

По каким-то причинам представители авиакомпании, названной в честь Туполева, не принимали участие в конкурсе, несмотря на то, что ранее инженеры именно этого бюро смогли разработать и ввести в действие проект относительно создания нескольких моделей бомбардировщиков, а также сверхзвукового летательного аппарата Ту-144. Рассматриваемое военно-воздушное средство является основой ядерной мощности России. А подтверждают этот факт отменные технические характеристики Ту-160.

Белый лебедь стратегического назначения

Перед инженерами-конструкторами были поставлены конкретные цели относительно создания будущего военной машины:

  • дальность перелета воздушного транспорта должна приравниваться к 13 тыс. км на примерной высоте в 18 тыс. км при скорости в 2450 км/ч;
  • к назначенной цели военно-воздушный транспорт должен суметь приблизиться в скоростном дозвуковом крейсерском режиме;
  • вес нагрузки относительно общей массы должен приравниваться к 45-ти тоннам.

Первый пробный вылет военной машины был произведен в конце 1981 года на территории военного аэродрома «Раменское». Испытания прошли успешно, что подтвердил опытный летчик Б. Веремеев, пилотирующий первую модель.

Кабина Ту-160

Сверхзвуковой российский ракетоносец был запущен в серийное производство спустя 3 года после успешно произведенного пробного вылета. Новые модели воздушно-военной техники изготавливались специалистами, работающими на авиапредприятии в Казани. Первая модель серийного производства смогла подняться в небесный простор в конце 1984 года, в дальнейшем авиапроизводитель ежегодно изготавливал по одной единице востребованных военно-воздушных машин.

По приказу Б. Ельцина, в начале 1992-го года было решено прекратить серийное производство моделей Ту-160. Данное решение действующий в те времена президент принял в ответ на решение США приостановить производство не менее мощных американских военных бомбардировщиков В-2.

Описание самолёта Ту 160

Конструкция машины построена по интегральной аэродинамической компоновке с низкорасположенным крылом с изменяющейся в полёте стреловидностью. Стреловидность возможно менять от 200 до 650.
Крыло оснащено богатой механизацией – на каждой консоли расположены предкрылки по всей длине, сзади – закрылки. Перед закрылками в конструкцию консоли встроили флаперон и интерцептор.

Радиопрозрачный обтекатель антенны прячет внутри бортовую РЛС обзора передней сферы. В пространстве между кабиной пилотов и блоками обзорного локатора стоит РЛС «Сопка», предназначенная для полётов на малой высоте с огибанием рельефа местности.

Кабина экипажа рассчитана на четырёх членов – два лётчика и два штурмана, которые сидят бок о бок. Первый штурман отвечает за самолётовождение, другой за применение вооружения. Кресла оборудованы катапультой.

Под наплывом крыла спереди стоят многорежимные воздухозаборники, регулирующие набегающий поток и подающие его в двигатели. Сечение каналов заборников изменяется, из прямоугольного плавно переходит в круглое. Силовая установка состоит из четырёх ТРДД НК-32, размещённых по два с каждой стороны фюзеляжа.

Киль у Ту-160 изготовлен из двух секций, корпус фюзеляжа жёстко соединён с нижней частью, а верхняя трапециевидная секция выполняет функцию руля поворота. На неподвижной части киля крепится механизм поворота и сам поворотный стабилизатор.

Шасси самолёта выполнено по трёхопорной схеме, основное шасси на каждой опоре имеет по шесть колёс, убирающихся в нишу на центроплане между воздухозаборниками и отсеком вооружения. Носовое шасси двухколёсное, в убранном положении размещается между отсеком вооружения и кабиной экипажа.

Конструкция самолёта разрешает разместить в 13 кессон-баках 171 тонну топлива, что на крейсерской скорости со стреловидностью в 350 даёт возможность преодолеть расстояние в 14 тыс. км. Предусмотрена и дозаправка в полёте – топливоприёмник в виде убирающейся штанги расположен в носовой части, перед кабиной пилотов.

Ту 160 в воздухе

Для выполнения предназначения – прорыва ПВО противника и нанесения ударов по важным стратегическим объектам, Ту-160 оснащён бортовым комплексом обороны «Байкал». В состав этого комплекса входят станции обнаружения угроз со стороны авиации и средств ПВО, станции РЭБ и автоматические устройства отстрела ложных целей и ловушек.

Внизу носовой части самолёта размещены оптико-электронный прицел ОПБ-15Т для точного бомбометания и телекамера обзора в передней нижней сфере. Инерциальная навигационная система, система астронавигации и оборудование спутниковой системы слежения позволяют выполнять полёт с высокой точностью с отображением местонахождения самолёта на индикаторах штурмана.

Откуда появился новый двигатель?

Как раз в то время Конструкторское бюро, которым руководил Н. Д. Кузнецов, приступило к проектировке принципиально нового реактивного двигателя НК-32 (его создавали на основе уже хорошо зарекомендовавших себя моделей HK-144, HK-144A). В отличие от них, новая силовая установка должна была потреблять значительно меньше топлива. Кроме того, было запланировано, что часть важных конструктивных узлов возьмут из двигателя НК-25, что позволило бы удешевить производство.

Здесь нужно особенно отметить тот факт, что самолет сам по себе недешевый. В настоящее время стоимость одной единицы оценивается в 7,5 миллиардов рублей. Соответственно, в то время, когда эту перспективную машину только создавали, стоила она еще дороже. Именно поэтому построено было только 32 самолета, и каждый из них имел собственное название, а не только бортовой номер.

Специалисты Туполева сразу ухватились за такую возможность, так как она спасала их от многих проблем, которые во множестве возникли при попытках доработать двигатель от старого Ту-144. Таким образом, ситуация разрешилась ко всеобщей выгоде: самолет ТУ-160 получил великолепную силовую установку, КБ Кузнецова – ценный опыт. Сам же Туполев получил больше времени, которое можно было потратить на разработку прочих важных систем.

Самолет «Белый лебедь»: описание модификаций

Рассмотрим отличия между моделями, которые выпускались на базе Ту-160:

  1. ТУ-161В – проект бомбардировщика, оснащенного силовой установкой, функционирующей на сжиженном водороде. От базового варианта самолет отличается габаритами фюзеляжа. Жидкое топливо такого типа помещалось в баки при температуре от – 250 градусов. Предусмотрена дополнительная гелиевая система, отвечающая за управление криогенных двигателей, а также блок с азотом, контролирующий вакуум в теплоизоляционных отсеках ракетоносца.
  2. Модификация НК-74 оборудована экономичными реактивными силовыми установками со специальной форсажной камерой. Преимуществом таких моделей является увеличение дальности полета.
  3. ТУ-160П «Белый лебедь» – самолет, который представляет собой истребитель дальнего сопровождения, способен нести управляемые ракеты серии «Воздух-воздух» большой и средней дальности.
  4. Серия 160ПП – проект летательного аппарата для радиоэлектронной борьбы.
  5. ТУ-160К – проект, входящий в разработку авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Его модернизация нацелена на повышение эффективности и поражающей силы баллистических ракет в случае ядерного взрыва.

Различные модификации

Модификации Белого лебедя включают:

  1. Ту-160 – производственная версия.
  2. Ту-160S – это обозначение используется для серийных Ту-160 при необходимости отделить их от всех опытных образцов.
  3. Ту-16 – предлагаемая версия на жидком водороде.
  4. Ту-160 НК-74 – предлагаемая модернизированная версия с двигателями НК-74.
  5. Ту-160М – модернизированная версия с новым вооружением и улучшенной электроникой, которые увеличивают боевую эффективность машины.
  6. Ту-160П (Ту-161) – предлагаемая версия истребителя сопровождения, перехватчика очень большой дальности.
  7. Ту-160Р – предлагаемая версия для стратегической разведки.
  8. Ту-160СК – модификация, предназначенная для запуска спутников при помощи системы Бурлак.
  9. Ту-160М2 – модернизированная версия с малозаметным покрытием, более мощными и эффективными двигателями, обеспечивающими большую дальность действия, новую авиационную радиоэлектронику, кабину, системы связи и управления, а также ряд новых видов оружия.

Авиационный комплекс Бурлак

Отдельного упоминания заслуживает Ту-160СК – модификация машины для размещения системы Бурлак, предназначенной для запуска на орбиту космических аппаратов.

Сокращение объемов строительства военной техники в начале 90-х заставило конструкторов искать Ту-160 новое, гражданское применение. Специалисты КБ Туполева совместно с КБ Радуга и Московским энергетическим институтом авиационных систем разработали проект авиационного комплекса Бурлак. Он предназначался для запуска на околоземные орбиты коммерческих искусственных спутников.

Комплекс включает самолет-носитель Ту-160СК (доработанный серийный Ту-160), ракету-носитель Бурлак и средства наземного обслуживания, подготовки и обработки информации.

Ракету весом в 20 тонн планировалось подвешивать под фюзеляж самолета. При этом максимальная масса выводимого на орбиту составляла 800-850 кг, а стоимость запуска с помощью комплекса по расчетам была в 2-2,5 раза ниже, чем у аналогичных по грузоподъемности ракет с вертикальным наземным стартом.

Конструкция

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик ТУ-160 был создан со многими конструкционными решениями, взятыми у ранних моделей. Часть агрегатов и узлов перешла с ТУ-144. В конструкции «Белого лебедя» применяются различные виды композиционной и нержавеющей стали, титановые и алюминиевые сплавы.

Самолет «Белый лебедь» ТУ-160, ТТХ которого признаны уникальными в мире, получил малую габаритную высоту и крылья с технологией изменения стреловидности.

Также в конструкции присутствует трехопорное шасси и поворотный киль. 4 двигателя имеет ТУ-160 которые попарно смонтированы в нижней части корпуса.

Возле обтекаемой кабины располагаются два грузоотсека.

В кабине помимо мест для экипажа располагается электронное оборудование стратегического назначения.

Конструкция ТУ-160

Минимальный размах стреловидного крыла составляет 57,7 метров. Система поворота крыла имеет схожесть с моделью ТУ-22М. В ТУ-160 крылья выполнены с применением алюминиевых сплавов. Поворотные характеристики крыла начинаются от 20° до 65°.

На крыльях установлены четырех механических секционных предкрылка, которые обеспечивают более устойчивое поведение самолета на высокой скорости. Топливные баки, вмонтированные во внутреннюю часть крыльев, что обеспечивает отличную обтекаемость.

Управление самолетом осуществляется с применением сдвоенных ручек.

Также установлена современная навигация, обеспечиваемая автоматическое управление бортовой системой.

Кабина пилотов имеет большие размеры, что предоставляет пилотам свободное перемещение к кухне, которая так же установлена в кабине пилотов. ТУ-160 имеет туалет, который отсутствовал на других стратегических бомбардировщиках.

Кабина ТУ-160 (фото)

Технические характеристики (Ту-160)

Данные Jane’s All the World’s Aircraft 2003–2004 гг.

Общие характеристики

  • Экипаж: 4 человека (пилот, второй пилот, бомбардир, офицер оборонительных систем)
  • Длина: 54,1 м (177 футов 6 дюймов)
  • Размах крыльев: 55,7 м (182 футов 9 дюймов) в размахе крыльев (20 °)
35,6 м (117 футов) стреловидность крыльев (65 °)
  • Высота: 13,1 м (43 фута 0 дюймов)
  • Площадь крыла: 400 м 2 (4300 кв. Футов) в разложении крыльев
Стреловидность крыльев 360 м 2 (3875 кв. Футов)
  • Пустой вес: 110000 кг (242 508 фунтов)
  • Полная масса: 267 600 кг (589 957 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 275000 кг (606271 фунт)
  • Силовая установка: 4 турбовентиляторных двигателя Samara NK-321 с форсажным дожиганием , тяга 137,3 кН (30 900 фунтов силы) каждый сухой, 245 кН (55 000 фунтов силы) с форсажной камерой

Представление

  • Максимальная скорость: 2220 км / ч (1380 миль / ч, 1200 узлов) на высоте 12 200 м (40 026 футов)
  • Максимальная скорость: 2,05 Маха
  • Крейсерская скорость: 960 км / ч (600 миль / ч, 520 кН) / M0.9
  • Дальность: 12300 км (7600 миль, 6600 морских миль) практическая дальность без дозаправки в полете, 0,77 Маха и наличие 6 × Х-55СМ, сброшенных на средней дальности, и 5% запаса топлива
  • Боевая дальность: 2000 км (1200 миль, 1100 миль) на скорости 1,5 Маха; или 7300 км (4536 миль) на дозвуковых скоростях
  • Практический потолок: 16000 м (52000 футов)
  • Скорость подъема: 70 м / с (14000 фут / мин)
  • Максимальная сила тяги: 18,5–19, на сверхзвуковой – выше 6.
  • Нагрузка на крыло: 742 кг / м 2 (152 фунт / кв.фут) с полностью стреловидными крыльями
  • Тяга / вес : 0,37

Вооружение

Два внутренних оружейных отсека на 45 000 кг (99 208 фунтов) боеприпасов.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий