Конструкция Ту-128
В состав силовой установки входила пара турбореактивных двигателей АЛ-7Ф-2, которые поместили внутри фюзеляжа. В отличие от базового Ту-22, новый перехватчик не был оснащен внутренним оружейным отсеком. Вооружение фиксировалось на пилонах крыльев, а фюзеляж использовали как громадные топливные баки. Прототип Ту-28П в конструкции имел кабину экипажа, вмещавшую двух человек, которые сидели один за вторым.
Ту-102 нес огромный встроенный радар, однако в выпуклости днища находилось также испытательное оборудование. В самолете Ту-28П сделан большим носовой обтекатель для управления ракетным вооружением, которое задействовалось через тепловую радиолокационную систему «Смерч-100». Она имеет радиус обнаружения целей 50 км, радиус захвата – в пределах 40 км. Благодаря хорошим показателям обнаружения и захвата целей перехватчику не обязательно было связываться с наземными РЛС, он мог самостоятельно совершать перехваты.
В случае автономных действий требовались лишь некоторые данные о расположении воздушных целей. Поэтому его можно было эффективно использовать в труднодоступных для наземной радиолокации регионах. В процессе эксплуатации его часто применяли вместе с авиакомплексом ДРЛО Ту-126. На самолете практически не было оборонительного вооружения, систем РЭБ, системы, извещающей о радиолокационном облучении, которыми были оснащены меньшие перехватчики конструкции КБ Сухого.
Ту-128 стал перехватчиком, который имел большую нагрузку на крыло, простое управление и плохой обзор, высокую массу и скромный показатель маневренности. В предназначение самолета входил перехват стратегических бомбардировщиков НАТО, например, В-52, а не ведение боя с меньшими и более маневренными самолетами противника.
Комплекс связного и навигационного оборудования, который применялся на Ту-128, был таким же, что и у дальних бомбардировщиков. Это давало возможность барражирования перехватчика в суровых климатических условиях Дальнего Востока и Крайнего Севера. Эффективную работу двигателей АЛ-7Ф-2 в различных режимах полета обеспечивали воздухозаборники с подвижными двухсачковыми телами-конусами. Передовые взлетно-посадочные качества Ту-128 на то время были основаны на задействовании выдвижных щелевых закрылков, а во время посадки, кроме них, использовали также тормозной парашют и интерцепторы.
Пассажирский Самолет «Ту-154»
Советский трёхдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер — Ту-154. Самолет предназначен для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях. Самолет имеет 13 модификаций. Самый массовый советский пассажирский самолёт, который до конца 2000-х годов оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности. Первый полёт совершил в 1968 году. Разработан в конструкторском бюро Туполева.
Ту-154 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом, Т-образным оперением с переставным стабилизатором и задним расположением трёх двигателей и ВСУ. Силовая установка представлена тремя двигателями, установленными в хвостовой части самолёта. Шасси лайнера имеет три стойки. Экипаж обычно состоит из 4 человек. Пассажирский салон самолёта способен разместить от 150 до 180 пассажиров. Количество посадочных мест и варианта компоновки салона зависит от модели самолёта.
Технические характеристики авиалайнер — Ту-154
Технические характеристики авиалайнер — Ту-154
Длина — 47 м. Размах крыла — 37 м. Площадь крыла — 201,5 202 м². Высота — 11,4 м. Диаметр фюзеляжа — 3,8 м. Ширина салона — 3,6 м. Высота салона — 2. Максимальная взлётная масса — 98-100 т. Максимальная посадочная масса — 78 т. Масса пустого 51 т. Коммерческая нагрузка — 18 т. Запас топлива — 39,8 т. Расход топлива — 6200 кг/час. Количество пассажиров 152—180 человек. Крейсерская скорость — 900 км/ч. Максимальная скорость 950 км/ч. Максимальное число — 0,88 м. Дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой — 2650 км. Длина разбега — 2300 м. Длина пробега — 2200 м. Высота полёта — 11 100 м. Потолок — 12 100 м. Экипаж — 4 человека. Двигатели 3×10 500 кгс НК-8-2 3×11 000 кгс Д-30КУ-154
25 декабря 2021 года Самолет Ту-154Б-2 RA-85572 223, летного отряда Министерства обороны, направлявшийся из подмосковного аэропорта «Чкаловский» в сирийский город Латакия. Совершив посадку с дозаправку в аэропорту Адлера, через 2 минуты после взлета, пропал с радаров, упав в черное море. На борту находились 92 человека — восемь членов экипажа и 84 пассажира, среди которых восемь военнослужащих от капитана до генерал-лейтенанта, 64 артиста ансамбля имени Александрова, девять представителей российских телеканалов, глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка и двое федеральных госслужащих. Все находящиеся в самолете погибли. Минобороны позднее сообщило, что причиной катастрофы является ошибка командира воздушного судна, нарушение пространственной ориентировки.
3 января 1994 года Крупная авиакатастрофа произошла с Авиалайнером Ту-154М, авиа, совершавший рейс по маршруту Иркутск-Москва, но через 3,5 минуты после взлета у него загорелся двигатель №2. Пилоты развернули лайнер обратно на Иркутск, но он потерял управление и рухнул на молочную ферму в селе Мамоны в 15 километрах от аэропорта Иркутска. Погибли все на его борту 124 человека и 1 человек на земле, еще 1 человек на земле получил ранения.
8 марта 1988 года Террористический захват самолета Ту-154 произошел семейным джазовым ансамблем «Семь Симеонов», состоящий из членов семьи Овечкиных, с целью побега за границу. Теракт спровоцировал крупный скандал в период следствия с вопиющими фактами, наглядно вскрывшими, слабую подготовку антитеррористических и правоохранительных органов СССР.
Производство и эксплуатация
Совет Министров СССР постановил начать серийное производство Ту-154 на съезде летом 1965 года. Для этих целей были выбраны мощности московского , однако в дальнейшем выпуском серии занимался куйбышевский . Первый летательный аппарат был собран в начале 1967 года, спустя непродолжительный отрезок времени увидел свет первый серийный самолет. До 1998 года было построено более 900 различных модификаций Ту-154. Окончание серийного производства приходится на зиму 2013 года. Самарский авиационный завод (бывший КуАЗ) по сей день выполняет ремонтные работы и манипуляции с целью продлить ресурс действующих Ту.
Эксплуатация пассажирского авиалайнера началась зимой 1972 года. В 2000-х годах многие компании стали отказываться от самолета по причине выработки ресурса и низкой топливной эффективности. Ту-154 был спроектирован в 60-х годах, когда плановая экономика Советского Союза не относила стоимость топливной смеси к определяющим факторам. В конце 20-го века лайнер оказался морально устаревшим, поэтому большинство перевозчиков заменило его на более современные Airbus A320 и Боинг 737.
В 2002 году страны Евросоюза приняли ограничение по уровню издаваемого шума. Ту-154 не были оснащены специальными шумопоглощающими панелями, что выступило причиной запрета рейсов в Европу. После возгорания самолета на взлетной полосе города Сургут президент РФ заявил, что дальнейшая эксплуатация Ту-154 и его модификаций находится под вопросом. Сегодня летательные аппараты входят в реестр авиалиний Татарстана, Якутии и некоторых российских перевозчиков, таких как «Космос Airlines» и «Газпромавиа».
Сколько стоит?
В 1992 году стоимость пассажирского Ту-154 составляла 163 миллиона рублей. Летом 1996 года цена авиалайнера достигла отметки 12 000 000 долларов США (более 50 миллиардов рублей). После того как самолет выработает ресурс в 10 тысяч летных часов, его примерная цена опустится до 10 000 000 долларов.
Почему перестали выпускать?
Вопрос о снятии легендарного летательного аппарата с производства был поставлен руководством РФ после трагического крушения модификации Ту-154Б-2, произошедшего в окрестностях города Сочи. Сегодня лайнер не соответствует европейским стандартам, касающимся шума и ряда других параметров, а также отличается высоким расходом топливной смеси, что делает его использование нерентабельным.
Вам довелось летать на самолете Ту-154?
ДаНет
Отличия и преимущества
Можно утверждать, что общая компоновочная схема (монококовый фюзеляж, низкорасположенное стреловидное крыло, место силовой установки и Т-образный хвост) была заимствована у «Боинга-727», но на этом сходство с идеологическим прототипом исчерпывается. Самолет Ту-154 имеет уникальные технические решения в области проектирования важнейших элементов конструкции – от крыла с высокой степенью механизации до стабилизатора, оснащенного трехпозиционной системой наклона относительно горизонтали. Туполевский лайнер вмещает больше пассажиров, шасси его убираются в размещенные на крыле гондолы («Боинг» их прячет в фюзеляж). В общем, Ту-154 – совершенно новый самолет, построенный в технически передовой стране на современном уровне.
Дальнейшее развитие лайнеров Ту
Давно прошло время, когда авиалайнер Ту-154 по большинству показателей соответствовал своим зарубежным аналогам. По ряду причин меры по его совершенствованию не принимались. Разработка новых модификаций была прекращена. В течение ряда последних лет несколько раз активизировались обсуждения по поводу возможной замены этого самолета на отвечающий современным требованиям. Велись и разработки нового самолета, но полноценной серии не получилось
В последние годы существования СССР разрабатывался среднемагистральный лайнер Ту-204/214. После длительных испытаний и обсуждений из двух вариантов было решено выбрать один. Остановились на Ту-214. Программу Ту-203 заморозили. Завод, который должен был обеспечить его изготовление, Ульяновский, стал заниматься изготовлением Ил-78 для вооруженных сил.
Ту-214 строит авиационный завод в Казани. Однако этот самолет предназначен только для нужд Министерства обороны. Что касается пассажирского варианта, то из-за коммерческих соображений он пока не выпускается. К тому же этот завод загружен изготовлением бомбардировщиков Ту-160.
Еще один самолет, который мог бы заменить Ту-154, – МС-21. Первая машина появилась в 2017 году. Однако эта новинка требует большой работы по доведению до состояния, при котором возможно серийное производство. Когда и как долго будет вестись эта работа? Любой новый проект в авиастроении – это большие затраты. Обычно, они всегда существенно превышают суммы, на которые рассчитывали первоначально.
Подобнее о самолете
Свой первый взлет выполнил в начале октября 1968 года. В период с 1970 по 1998 год осуществлялся серийный выпуск модели, в течение которого произошло несколько этапов модернизации. В истории отмечен наиболее короткий рейс, составлявший около 190 км от Ташкента до Намангана, и один из самых длинных — более 5 тыс. км от Москвы до Якутии (Нерюнгри). Самолету были присущи индивидуальные особенности:
- сложность с точки зрения массовых пассажирских перевозок;
- обслуживание требовало высококвалифицированного персонала как летного, так и наземного;
- заднее расположение двигателей создает условия для снижения шума в салоне и дает возможность разворота в случае их отказа. При этом появляются проблемы, связанные с работой стабилизаторов и самих двигателей, когда возникает большой угол атаки и задняя центровка, что в целом приводит к развитию помпажа и полному отказу двигателей бокового и среднего расположения, потом к потере эффективности рулевого регулирования высоты. Все эти сбои не раз создавали условия для катастроф, которые сопровождались плоским штопором и отсутствием возможности выхода из данного положения.
Кабина самолета Ту-154
Модификации Ту-154
Модификации Ту-154 обладают отличиями в области летно-технических характеристик и прочих показателей. К примеру, вариация Ту-154А оснащена дополнительными топливными баками и аварийными выходами. Изменения коснулись ряда аэродинамических свойств, взлетной массы и других параметров. С 1969 года увидели свет следующие модификации летательного аппарата:
- Ту-154С. Имеет дополнительный грузовой люк и специальное грузовое оборудование. Для размещения грузов предусмотрено 9 поддонов, закрепляющихся при помощи швартовочных сеток. Кабина экипажа защищена барьерной сеткой.
- Ту-154М-100. Модификация отличается увеличенным до 104 тонн взлетным весом, обновленным интерьером и системой спутниковой GPS-навигации. Вес пустого воздушного судна удалось снизить на 0,5 тонны.
- Ту-154ЛЛ. Модификация представляет собой летающую лабораторию с измененной системой управляемости и устойчивости. Задняя часть летательного аппарата подверглась инновациям, в результате которой получила дополнительное усиление. В качестве тормозов могут быть задействованы интерцепторы.
- Модификация Б-2 выпускалась до 1986 года, рассчитана на 180 пассажиров. Были заменены тормозные механизмы, колеса шасси и ряд других элементов и узлов.
Глубокой модернизацией Ту-154Б считается самолет с индексом «M», оснащенный экономичными силовыми агрегатами и навигационно-пилотажным комплексом «Жасмин». Конструкторы внесли ряд улучшений в аэродинамические свойства фюзеляжа и крыльев, благодаря чему значительно повысились показатели дальности перелетов. Вместо трехщелевых закрылок, в модели используются двухщелевые. Вариация была в серийном производстве вплоть до 2012 года. На сегодняшний день эксплуатация лайнера считается экономически нецелесообразной, что заставило отказаться от него такие крупные компании, как «Аэрофлот» и «S7 Airlines». Авиаперевозчики «Алроса» и «Utair» продолжают его эксплуатацию.
Самолет Ту-154 – видео
https://youtube.com/watch?v=bBF4t7FOwHA
Возникла необходимость в замене трех разнотипных самолетов одним, вобравшим в себя лучшие качества своих предшественников. Под руководством С.М. Егера рассматривался проект развития Ту-104, но с новой хвостовой частью под три двигателя типа НК-8. Параллельно рассматривался вариант с несколько измененной формой киля и расположением стабилизатора, с носовой частью без штурманской кабины, с носовым обтекателем РЛС. Официальное начало работ было инициировано постановлением правительства СССР № 647-240 от 24 августа 1965 г., по которому предусматривалось построить самолет Ту-154 с тремя двигателями НК-8-2.
В ноябре были утверждены тактико-технические требования МГА, основными из которых были следующие: взлетная масса до 80 т; число пассажирских мест — 160 и практическая дальность полета с крейсерской скоростью 900 км/ч, в зависимости от коммерческой нагрузки, до 5000 км. Окончательный вариант самолета представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом умеренной стреловидности, Т-образным хвостовым оперением и тремя двигателями в хвостовой части фюзеляжа. Проект самолета отличался от большинства современных ему пассажирских самолетов большой тяговооруженностью, равной 0,35—0,36 (0,22— 0,27 — у большинства самолетов).
В фюзеляже с левого борта расположены три двери — две для входа пассажиров и одна служебная, а также запасный выход с правого борта. Загрузка багажных помещений механизирована и проводится через два люка, открывающихся внутрь фюзеляжа со сдвигом в сторону. Пассажирская кабина была разделена буфетом-кухней и средним вестибюлем на два салона — передний и задний. В каждом ряду располагалось шесть кресел, разделенных посередине проходом. Кресла, по три в блоке, устанавливались на рельсах и могли перемещаться по ним с фиксацией через каждые 30 мм, что позволяло менять шаг кресел и размещать в зависимости от класса 158, 146 и 134 пассажира.
На опытном производстве были построены два первых самолета Ту-154, один для летных испытаний, второй для статиспытаний. Первый полет самолет совершил 3 октября 1968 г. с экипажем во главе с летчиком-испытателем Ю.В. Суховым. В ходе испытаний первый опытный образец самолета в 1969 г. был показан на авиационном салоне в Ля – Бурже.Первый пассажирский рейс планер совершил по маршруту Москва — Минеральные Воды 9 февраля 1972 г. В 1980-е гг. самолеты Ту-154 различных модификаций стали самыми массовыми самолетами Аэрофлота. Всего на начало 1996 г. было выпущено около 950 машин различных модификаций.
Лучшие и худшие места
В салоне Ту-154, в зависимости от его вариантов, можно перевозить 150 – 180 пассажиров. Их число зависит, как от варианта салона, так и от модели лайнера. В лайнерах, работающих в России, используется компоновка из двух классов: бизнес-класса и эконом-класса.
Салон ТУ-154
Как всегда, бизнес-класс находится в носовой части салона, сразу за кабиной пилота и рабочим помещением. Здесь более удобные сиденья, шаг между ними больше. Это создает дополнительные удобства. Самыми лучшими здесь признаются кресла во 2-ом и 3-ем рядах. При этом те, которые расположены у иллюминаторов, лидируют по комфорту.
В 1-ом и 4-ом рядах находятся места, признаваемые менее удобными. Причина – они расположены вблизи туалетов. Здесь иногда могут появляться очереди.
За перегородкой находится эконом-класс. Здесь в каждом ряду, как обычно в самолетах такого размера, по 6 кресел, по 3 справа и слева. Между ними узкий проход. Лучшими местами считаются расположенные в 11-ом и 19-ом рядах. Причина – больше пространства впереди. Это особо хорошо для пассажиров высокого роста, которые могут без затруднений расположить ноги с большими удобствами.
Такая возможность – результат того, что здесь, перед этими рядами находятся аварийные выходы. По этой причине расстояние между рядами кресел велико.
К удобным можно отнести и кресла 7-го ряда. Они находятся сразу за перегородкой, отделяющей бизнес-класс. Здесь впереди нет кресел, значит, никто не откинет их спинку, которая будет несколько стеснять пассажира. В то же время, во время длительного перелета видеть перед собой глухую перегородку все-таки утомительно.
В лучшей степени находятся пассажиры, сидящие в крессах у иллюминаторов. Однако если полет проходит в темное время суток, такой плюс сходит на нет. Да и в светлое время в иллюминатор можно мало что увидеть. Ведь полет выполняется обычно на высоте 10 тысяч метров или несколько выше.
Самыми неудобными признаются кресла 28-го ряда. Здесь близко находятся туалеты. Время от времени в проходе появляются очереди пассажиров. Разумеется, в наибольшей степени это неудобно тем, чьи места граничат с проходом.
К неудобствам этого, последнего ряда относится и то, что здесь пассажирам приходится дольше других ждать, когда бортпроводники доставят им еду. При этом обычно выбора они лишаются, поскольку к ним попадают лишь остатки.
В несколько лучших условиях в 29 ряду находятся пассажиры на местах у иллюминаторов. Здесь у них имеется больше пространства для ног, что довольно удобно. К тому же между ними и людьми, стоящими в очереди в туалеты, сидят по два пассажира, так что дискомфортна из-за очереди они почти не ощущают.
Комфортные условия в салоне обеспечиваются, в том числе, за счет системы кондиционирования. При этом предусмотрено его направленное действие. Имеется и индивидуальное освещение. Однако раздельных пультов для каждого места нет. Все регулировки и выключатели находятся в одном блоке, предусмотренном на 3 кресла.
Салон также отличается вместительными багажными полками. Они располагаются над рядами кресел, находящихся ближе к иллюминаторам.
Разумеется, в настоящее время Ту-154 признается устаревшим самолетом. В годы его массового производства комфорт, существовавший в салоне, практически соответствовал тому, которым обладали лайнеры зарубежного производства, являвшиеся его аналогами. Разработкой более современных модификаций не занимались.
Во всем мире на пассажирских перевозках используются только несколько десятков таких самолетов. При этом летают они там, где у них практически отсутствует конкуренция. При этом современные авиалайнеры превосходят Ту-154, в большей степени, именно из-за уровня комфорта. Так, на лайнерах, изготавливаемых в последние годы за рубежом, имеются системы «вай-фай». На этом самолете, естественно, такого нет.
Схема пассажирских мест ТУ-154
Летно-технические характеристики для модификации Ту-154М-100
- Длина самолета — 47,90 м;
- размах крыла — 37,55 м;
- площадь крыла — 202 кв. м;
- высота — 11,40 м;
- диаметр фюзеляжа — 3,8 м;
- вес (пустого самолета) — 55 тыс. кг, максимальный взлетный — 104 тыс. кг;
- максимальный вес топлива — 39 тыс. 750 кг;
- три двигателя Д-30КУ-154;
- крейсерская скорость — 935 км/ч;
- практическая дальность — 3 тыс. 900 км с нагрузкой 18 т, 5 тыс. 200 км с нагрузкой 12 т;
- дальность полета с максимальным запасом топлива — 6 тыс. 500 км;
- максимальный вес коммерческой нагрузки: 18 тыс. кг;
- практический потолок — 12 тыс. 100 м;
- пассажировместимость — 152-158 человек в трехклассовой кабине или 180 человек в одноклассовой кабине;
- вес максимальной коммерческой нагрузки — 18 тыс. кг.
- экипаж — три человека.
Лётно-технические характеристики
Ту-154Б | Ту-154М | |
Двигатели | НК-8-2 | Д-30КУ-154 |
Взлётная тяга, кгс | 3х10500 | 3х11000 |
Габариты, м: размах крыла | 37,55 47,9 11,4 3,8 | 37,55 48,0 11,4 3,8 |
Площадь крыла, м2 | 201,45 | 202,0 |
Масса, т: пустого | 52 98 78 | 53 102 80 |
Масса коммерческой нагрузки, т | 18 | 18 |
Запас топлива, т | 39,75 | 39,75 |
Количество пассажиров, чел. | 152-180 | 152-176 |
Скорость, км/ч: максимальная | 950 850 | 935 850 |
Максимальное эксплуатационное число М | 0,88 | 0,86 |
Дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой, км | 2800 | 3500 |
Практический потолок, м | 12100 | 12100 |
Крейсерская высота полёта, м | 11900 | 11900 |
Длина разбега, м пробега, м | 2300 1000 | 2300 1000 |
Экипаж, чел. | 4 | 4 |
Обзоры полетов на самолете Туполев Ту-154
Ознакомиться с пассажирским самолетом в режиме полета можно на видео:
- Движение на малой высоте лайнеров Уральских авиалиний (август 2009, авиашоу в аэропорту Уктус).
- Мощный взлет из аэропорта Пулково.
- Вид из иллюминатора при взлете самолета из московского Шереметьево.
- Вид из иллюминатора при посадке.
- Документалка Первого канала «Последнее слово о Ту-154».
Масштабные модели самолета Туполев Ту-154
производит сборную модель авиалайнера (масштаб 1:144). Сборщики дорабатывают их, убирая или добавляя отдельные части, окрашивая. Изделие собирается специальным клеем. В набор входят декаль, отливки, инструкция.
Их осталось мало
Сегодня эту машину, столь известную и узнаваемую в прошедшие четыре десятилетия, можно увидеть в небе все реже. Известно, что, по состоянию на начало 2014 года, мировой парк Ту-154 насчитывал всего восемь десятков экземпляров. Таким образом, вероятность стать пассажиром «большой Тушки» становится все меньше, но она и сегодня не равна нулю. Несколько российских авиакомпаний продолжают эксплуатировать машины, ресурс которых еще не исчерпан. Сто экземпляров законсервированы в летном состоянии.
Уровень комфорта этого лайнера вполне укладывается в современные представления, особенно с учетом того, что продолжительность рейсов нечасто превышает час-полтора.
Случаи бывали разные
В реальной жизни возникают порой ситуации, которые не может смоделировать ни учебный, ни игровой симулятор. Ту-154 за годы эксплуатации побывал в разных переделках. Этому самолету довелось столкнуться с американским летающим танкером и совершить посадку с поврежденной плоскостью (авиабаза «Манас», 2006). В другом случае при посадке, заметив снегоуборочные машины, пилот сумел приподнять машину и под углом, на одной стойке шасси, миновать смертельную опасность. Большую известность получил эпизод с посадкой лайнера с полностью обесточенной бортовой системой на заброшенном летном поле (Ижма, 2010). Правда, и тогда имел место человеческий фактор. Бортинженер, не заметив, что один из четырех аккумуляторов вышел из строя, подключил его в общую цепь, вызвав короткое замыкание. Спасти самолет и пассажиров удалось благодаря высочайшей квалификации, смелости и находчивости пилотов Ту-154. Посадка прошла жестко, но обошлась без жертв. К сожалению, не все инциденты оканчивались так благополучно.
Применение
На конец 2015 года на Российских авиалиниях эксплуатировалось менее ста авиалайнеров Ту-154Б иТу-154М. Среди самых крупных владельцев является авиа, около 15 самолётов.
В странах некогда бывших Советских республик осталось значительное количество пассажирских авиамашин. Самый крупный владелец – Казахстан, на его авиалиниях летают около 12 машин. Белоруссия владеет пятью машинами.
Таджикистан, тоже пять машин в авиапарке. Киргизия, Узбекистан и Азербайджан по три самолёта. В Северной Корее и Китае по два лайнера Ту-154.
Иран ввёл полный запрет на эксплуатацию самолётов Ту-154 с февраля 2011 года. Бывшие братские страны по социалистическому лагерю: Чехия, Болгария и Словакия содержат Ту-154 компоновки «Салон» для первых лиц государства.
Самолёт компоновки «Салон» был у Польских авиалиний, но его потеряли в катастрофе со всеми членами экипажа и пассажирами 10 апреля 2010года. Министр обороны Польской республике заявил, что по информации самописца, на борту слышны шумы взрыва.
Теракт, основная версия следственной комиссии Польши. Сколько бы российские следователи не убеждали об отсутствии взрыва польских коллег, точку в расследовании поставить никто не может.
Схема самолета Туполев Ту-154
На схеме видно расположение пассажирских кресел и туалетов.
Бизнес-класс граничит с кабиной пилота и местами экипажа спереди эконом-классом — сзади. Отличается комфортными мягкими креслами со складными столиками, скрытыми в подлокотниках. Расстояние между сиденьями достаточное для комфортного перелета. Самые удобные места — около окон во 2-м и 3-м ряду. 1-й и 4-й ряд, как видно на схеме, расположен рядом с туалетами и шумным «экономом». Декор «бизнеса» — два гобелена с видами Москвы.
Места эконом-категории расположены на бизнес-классе по схеме 3×3. Посередине очень узких проходов. Самые удобные места согласно схеме — № 11 и № 19, где больше всего пространства для ног. 28-й ряд находится близко к туалетам, в определенное время тут может быть очередь.
Уникальные решения
Самолет можно отнести сразу к двум поколениям пассажирских лайнеров – ко второму и третьему. Конструкция планера во многом опередила свое время. К уникальным техническим решениям можно причислить часть средств механизации крыла (трехщелевые закрылки, трехпозиционный управляемый стабилизатор, трехосные тележки главных стоек шасси, некоторые эргономические пространственные вопросы кабины экипажа и многое другое). Ту-154, как и практически все советские самолеты, очень надежен по причине тройного резервирования всех систем управления. Это означает, что при отказе электрических и гидравлических приводов аппарат можно посадить по старинке, на одних тросовых тягах. Система электропитания постоянного тока работает на четырех аккумуляторах, размещенных попарно в носовой и хвостовой частях. В отличие от других туполевских моделей, место штурмана занял радар, а сам он пересел в общую кабину экипажа, рядом с бортинженером. Облегчена и его работа: положение самолета контролируется специально разработанным навигационно-вычислительным устройством.
Применение
На конец 2015 года на Российских авиалиниях эксплуатировалось менее ста авиалайнеров Ту-154Б иТу-154М. Среди самых крупных владельцев является авиа, около 15 самолётов.
В странах некогда бывших Советских республик осталось значительное количество пассажирских авиамашин. Самый крупный владелец – Казахстан, на его авиалиниях летают около 12 машин. Белоруссия владеет пятью машинами.
Таджикистан, тоже пять машин в авиапарке. Киргизия, Узбекистан и Азербайджан по три самолёта. В Северной Корее и Китае по два лайнера Ту-154.
Иран ввёл полный запрет на эксплуатацию самолётов Ту-154 с февраля 2011 года. Бывшие братские страны по социалистическому лагерю: Чехия, Болгария и Словакия содержат Ту-154 компоновки «Салон» для первых лиц государства.
Самолёт компоновки «Салон» был у Польских авиалиний, но его потеряли в катастрофе со всеми членами экипажа и пассажирами 10 апреля 2010года. Министр обороны Польской республике заявил, что по информации самописца, на борту слышны шумы взрыва.
Теракт, основная версия следственной комиссии Польши. Сколько бы российские следователи не убеждали об отсутствии взрыва польских коллег, точку в расследовании поставить никто не может.