Салон самолета
Для обеспечения конкурентоспособности отечественного авиалайнера, в том числе и на международных авиалиниях, использовались исключительно современные представления о компоновке и оснащении салона.
В целях комфортного пребывания на борту, имеется инновационная, бесшумная, добротная система кондиционирования воздуха.
Имеется две двери: спереди и сзади (для двухклассных экземпляров). В самолете исключительно удобная и актуальная внутренняя отделка. Широкий проход, увеличенный шаг кресел, хорошее шумопоглощение – вот некоторые показатели, дающие представление об убранстве. Следует отметить, что материалы внутренней отделки использованы негорючие.
Кресла располагаются по системе 3/3, а внутренняя отделка, компоновка выполняются индивидуально под каждого коммерческого заказчика.
Чем Ту-334 лучше предыдущих отечественных лайнеров:
- пониженный шумовой фон в салоне
- можно выполнить любую компоновку пассажирского отделения
- комфортабельность, соответствующая мировым аналогам
- дизайн салона, увеличение объема полок
- топливная эффективность
- санузлы водо-вакуумные
- можно установить мультимедиа
- небольшое время подготавливания к вылету
- международные стандарты соблюдены
- система оповещения о внештатных ситуациях
Казанский «допинг»
Рано говорить, есть ли хоть малая вероятность вывести данный проект из стадии заморозки и довести его до реализации. Следует отметить, что свою заинтересованность в реализации задумки выразил лично президент республики Татарстан Рустам Минниханов.
С одной стороны, политический деятель объясняет это тем, что самолет Ту-324 является инновационной разработкой. Пусть и существует лишь в виде наработки, но при должном внимании рискует стать востребованным проектом, отвечающим международным стандартам. Кроме того, политик отметил негативную тенденцию с пересадками в Москве пассажиров, которые вынуждены осуществлять перелёты на восток страны или обратно.
Такая ситуация создаёт неудобства как для самих пассажиров, так и для экономики страны в целом.
С другой же стороны, есть иной довод, почему туполевский проект выгодно запустить именно на заводе Татарстана. Дело в том, что Казанскому авиазаводу (КАЗ) требуются проекты для раскачки, чтобы предприятие не теряло хватку в преддверии большой задачи по реализации Ту-160М2 — комплекса дальней авиации. Другими словами, требуется идея, чтобы «тащить КАЗ».
Предполагается, что если самолёту всё же дадут зелёный свет, то доля труда КАЗ-а в проекте будет составлять примерно 60%. Так как под их контролем будут выпущены двигатели для Ту-324 и все необходимые системы функционирования.
В девяностых власти Татарстана пытались сохранить уникальные мощности выработки предприятия. Был взят кредит в пределах 300 миллионов долларов для финансирования программы по выпуску лайнера. Выплата указанного займа производилась на средства, вырученные от продажи нефти. В те годы данная целевая программа одобрялась и поддерживалась правительством.
А также для достижения запланированных задач было закуплено дорогостоящее оборудование и даже командированы за границу ряд высококвалифицированных специалистов (для обучения навыкам, необходимым для реализации проекта).
Под патронажем татарстанских властей даже были разработаны двигатели для Ту-324: три экспериментальных образца под маркировкой Аи-22.
Однако результата от работы не последовало в связи с заморозкой программы. Кроме того, в 2001 году Борисом Немцовым было приостановлено финансирование проекта, а премьер-министр Михаил Касьянов вовсе «похоронил» задумку, указав, что не видит смысла в его реализации, так как в Украине идёт разработка Ан-74.
В те времена в этих словах, может, и было рациональное зерно. Но в современных реалиях, ввиду изменившихся взаимоотношений между странами, надеяться на вышеуказанный лайнер глупо и нерационально.
Потому вопрос о создании самолёта вновь был поднят.
SSJ-100 или с западного бору по сосенке
Речь, между тем, идёт о самой настоящей форме сговора. Приведу конкретный пример: «Суперджет-100» использует шасси, произведённые американской .
Но ввиду того, что эта компания не умеет работать с титаном, она была вынуждена заключить субконтракт с российским «Гидромашем»(!). Каким словом можно назвать подобное горе-сотрудничество — даже не знаю.
Надо о оказался не только пестрым по количеству стран-поставщиков различных агрегатов и систем, но и крайне затратным. Он обошёлся в 3-4 миллиарда долларов вместо заявленных 1-1,5 млрд.
Правда, некоторые считают, что истинная цена SSJ составляет чуть ли не 30-40 миллиардов (!), но, откровенно говоря, неясно, откуда взяты данные аргументы и на чём они основаны.
История создания Ту-334
Разработки по созданию нового реактивного лайнера для региональных перевозок в КБ Туполева начались в конце 80-х годов, однако, работы постоянно замораживались из-за финансовых трудностей и распада СССР. Выпуск самолёта предполагалось наладить на Украине и в России, но впоследствии принятым решением оставили производство на КАПО им. С.П. Горбунова.
В начале 1998 года закончили строительство опытного экземпляра Ту-334 и 8 февраля того же года экипаж во главе командира лётчика-испытателя А.Н. Солдатенкова впервые поднял машину в небо.
Ту-334
Эту машину демонстрировали на нескольких авиационных салонах, фурора она не произвела, но оставила о себе неплохое впечатление. На авиационном предприятии построили ещё два опытных самолёта для проведения лётных испытаний. Кроме них, изготовили три планера Ту-334, которые были предназначены для проверки на прочность и статических нагрузок. В КБ разработали в 2003 году проект следующей модификации реактивного лайнера — модель Ту-334–100, как базовый вариант для серийного производства.
В канун Нового 2004 года самолёту дали Сетификат типа СТ231-Ту-334–100, а в 2005 году провели испытания, по результатам которых пассажирский лайнер Ту-334–100 мог эксплуатироваться и выполнять воздушные перевозки во всех регионах нашей планеты без каких-либо ограничений. Несмотря на постановление Правительства о начале выпуска Ту-334, это распоряжение игнорировали, поскольку чиновники из федеральной целевой программы без всяких оснований посчитали машину конкурентом Суперджет-100.
Ту-334
Технические параметры
Ту-334 – это низкоплан турбореактивный, со стреловидным крылом, имеющим сверхкритический профиль и хвостовым оперением в форме буквы Т.
Ближнемагистральный (3150 километров) самолет рассчитан на вместимость 102 человек. Соответствует международным нормативам по шумовым и навигационным показателям, а также по другим характеристикам.
Конструкция планера выполнена с применением актуальных сплавов и композитов. В частности, органика крыла и хвостового участка.
Дистанционная система управления с помощью электрических сигналов сопровождается рулевым оснащением, а также автопилотированием; имеется аварийное механическое зарезервирование.
По аналогии с Ту-204, сконструирована так называемая «темная кабина» пилотов, где соблюдена эргономика помещения для экипажа и салона. Длина самолета уменьшена опять-таки по отношению к 204 модели, но имеет одинаковый диаметр фюзеляжа.
Имеется шасси с тремя опорами. Тормозная система имеет электродистанционное автоматическое переключение. Может применяться в форсированном режиме торможения воздушного судна, если взлет прервался.
Благодаря навигационному оборудованию, пилотажному комплексу, можно вручную или автоматически:
- ввести исходные полетные данные,
- в автоматическом режиме выбрать план полета,
- автоматически вести машину по заданному маршруту, а также в области аэродрома,
- регулировать продольное и боковое движение лайнера, а также заходить на посадку, в директорном режиме и другое.
На авиалайнере имеются два отсека для груза.
Силовая установка представлена двумя заднерасположенными двигателями, имеющими топливную экономичность. Это ТРДД Д-436Т-1, на других самолетах этого семейства ТРДД Д-436Т-2.
Тактико-технические характеристики Ту-334
— Главный конструктор: Игорь Калыгин — Первый полёт: 8 февраля 1999 года — Единиц произведено: 2
Экипаж Ту-334
— 3 человека
Вместимость Ту-334
— 102 пассажиров
Размеры Ту-334
— Длина: 31,26 м — Размах крыла: 29,77 м — Высота: 9,38 м — Площадь крыла: 83 м2 — Профиль крыла: сверхкритический
Вес Ту-334
— Масса снаряжённого: 28 900 кг — Максимальная взлётная масса: 47 900 кг — Масса топлива во внутренних баках: 10 100 кг
Двигатели Ту-334
— 2 × ТРДД Д-436Т1 — Тяга: 2 × 7500 кгс — Вспомогательная силовая установка: 1 × ТА18-100
Скорость Ту-334
— Крейсерская скорость: 820 км/ч — Длина разбега: 1900 м — Длина пробега: 1000 м
Дальность полета Ту-334
— 4100 км
Практический потолок Ту-334
— 11 100 м
SSJ-100 съел конкурента
Так что же тогда произошло между злосчастным Ту-334 и бывшем в зачаточном состоянии SSJ-100? В основном М.А. Погосян и его сторонники заявляли о необходимости создания «прорывного» проекта, освоения новых технологий и прочее. Кроме того, в высоких кабинетах звучали и глубокие мысли «премудрых пескарей» о том, что, дескать, настала пора поучиться у западников, «как у них там самолёты делают». Предположим, что с рядом таких соображений можно было бы согласиться. Действительно, за счет проекта SSJ-100 были освоены абсолютно новые технологии (бесстапельная сборка, широкое использование современных композитных материалов, новые чертёжные автоматические станции, пятикоординатные станки, правильная расцеховка чертежей, новая авионика «стеклянной» кабины вместо аналоговых приборов и проч.), приняты правильные решения о переходе на новые принципы послепродажной поддержки, правда, так и не внедрённой до конца. Также впервые в истории СССР и России западный крупный самолетостроитель — итальянский концерн Leonardo (в прошлом Alenia Aeronautica) — вошёл весьма солидными средствами порядка 300 миллионов евро в российский проект.
И всё же никакими доводами рассудка не объяснить, почему проект Погосяна означал неминуемую гибель уже созданного и летающего самолёта , которая, помимо всего прочего, получила о ту пору твёрдый заказ от «Иранских авиалиний» на 100 бортов.
Как это нередко случается, история «одного предательства» усугублена ещё и тем, что зачем-то россияне решили пересмотреть в инициативном порядке отпускную цену на Ту-334. Изначально предполагалось поставлять его иранцам по 12 миллионов долларов за борт. Но грянул кризис, прейскурант на комплектующие взлетел до небес, и «Туполев» решил выкрутить руки заказчику.
Иранцы, со своей стороны, отказались пересматривать уже согласованные и юридически утверждённые контрактные условия. Сделка разладилась, а работа славного коллектива опытнейших самолётостроителей пропала втуне.
Модификационный ряд
Когда разрабатывался проект, предполагалось, что на основе базовой машины Ту-334 -100 будут созданы некоторые дополнительные модели. Линейка самолетов, пока не получившая должного внимания, включает проекты самолетов для грузового применения и пассажирских перевозок:
- Базовая модель Ту-334-100. Вместимость 102 человека, а максимальная дальность 3150 километров.
- Ту-334-120 – это машина, адаптированная под двигатели иностранного производства BR710-48.
- Самолет Ту-334-100Д имеет фюзеляж удлиненного образца, большее крыло, по сравнению с базовым вариантом. Увеличено полетное расстояние до 4 тысяч километров, силовые установки Д-436Т2.
- Ту-334-120Д – вариант вышеуказанной модели, с моторами от БМВ и Роллс-Ройса BR715-56.
- Ту-334-200 – это лайнер, где фюзеляж удлинен, двигатели Д-436Т2, увеличена дальность и пассажировместимость.
- Ту-334-220 – самолет, аналогичный вышеуказанному, но с импортными силовыми установками BR715-56.
- Грузовые модификации представлены моделями Ту-334-100С и Ту-334-220С.
- Ту-334СМ – серьезно модернизированная машина с обновленным электрооборудованием, находится на стадии проектирования. Планируется установка новых моторов, сокращение экипажа до двух пилотов.
Что представляет собой пассажирский самолёт Ту-334? | Справка | Вопрос-Ответ
Специалисты компании «Аскон» в сотрудничестве с Ульяновским авиационным кластером и Ульяновским филиалом КБ «Туполев» приступили к 3D-проектированию элементов конструкции среднемагистрального самолёта Ту-334. Об этом заявили на форуме разработчиков и пользователей средств автоматизированного проектирования «Белые ночи САПР», который проходит в Санкт-Петербурге. О том, когда может начаться серийное производство лайнера, не сообщается.
Ту-334 — российский ближнемагистральный пассажирский самолёт. Он был разработан в 1990-х годах с целью заменить выводящиеся из эксплуатации Як-42, Ту-134 и Ту-154Б.
Ту-334 представляет собой двухмоторный турбореактивный низкоплан с задним расположением двигателей, со стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. На концах крыла установлены специально спрофилированные поверхности для снижения индуктивного сопротивления. В конструкции самолёта широко применены современные композиционные материалы и сплавы.
Фюзеляж Ту-334 имеет такое же поперечное сечение, как и у Ту-204, но имеет меньшую длину.
Прототип Ту-334 совершил первый полёт 8 февраля 1999 года и был впоследствии показан на нескольких авиационных выставках. Всего было изготовлено два лётных образца лайнера.
На самолёте установлен комплекс пилотажно-навигационного оборудования, обеспечивающий ручной или автоматический ввод начальных данных полёта, автоматизированный выбор плана полёта, автоматическое самолётовождение по запрограммированному маршруту, автоматический заход на посадку и автоматическую посадку, предупреждение о приближении и достижении границ эксплуатационных допусков. Самолёт на 97% состоит из оборудования, которое выпускается российскими предприятиями.
15 апреля 2005 года подписано постановление правительства об организации серийного производства Ту-334 на КАПО имени С. П. Горбунова. Однако это постановление не выполнено, Ту-334 не был включён в Федеральную целевую программу «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года».
Почему не было развёрнуто серийное производство Ту-334?
Ту-334 оказался конкурентом самолёта «Сухой Суперджет 100», поэтому его серийное производство организовано не было. Проект был заморожен, но не закрыт.
Какие преимущества есть у Ту-334?
По сравнению с советскими гражданскими самолётами, Ту-334 имеет следующие преимущества:
– низкий уровень шума в пассажирском салоне и кабине экипажа;
– вариативная компоновка пассажирского салона;
– высокий уровень комфортности;
– современный дизайн пассажирского салона;
– увеличенный объём полок для багажа;
– низкий расход топлива;
– водо-вакуумные туалеты;
– возможность установки аудио- и видеосистем;
– уменьшенное время подготовки воздушного судна к вылету;
– соответствие всем современным требованиям международной гражданской авиации;
– наличие систем предупреждения аварийных ситуаций.
Технические характеристики:
- Экипаж: 3 чел.
- Пассажировместимость: 102
- Длина: 31,26 м
- Размах крыла: 29,77 м
- Высота: 9,38 м
- Площадь крыла: 83 м²
- Масса снаряжённого: 28 900 кг
- Максимальная взлётная масса: 47 900 кг
- Силовая установка: 2 × ТРДД Д-436Т1
- Крейсерская скорость: 820 км/ч
- Практическая дальность: 4100 км
- Практический потолок: 11 100 м
- Длина разбега: 1900 м
- Длина пробега: 1000 м
Зарубежные лидеры самолетостроения во многом преуспели за счет подходов Андрея Туполева
Ту-334 по своим летным характеристикам отвечает самым современным требованиям по аэродинамике и эксплуатации. Он имеет практически одинаковые взлетные и посадочные характеристики с современными зарубежными аналогами. По удельной топливной экономичности Ту-334 до недавнего времени входил в десятку лучших самолетов мира, включая самолеты большой вместимости, рассказал советник премьер-министра РТ по авиастроительному комплексу Назир Киреев.
«Благодаря конструкции фюзеляжа — верхнему расположению двигателей — он как никакой другой удовлетворяет условиям эксплуатации в России и может использоваться на гораздо большей части имеющихся в России аэропортов, которые недоступны зарубежным аналогам. А заднее расположение двигателей избавляет пассажиров от их рева и создает комфортные условия, не достижимые на имеющихся аналогах. Наконец, пассажиры ближнемагистральных рейсов получают дополнительный комфорт за счет просторного салона, имеющегося у базового для него — магистрального Ту-214», — сообщил Киреев.
По его словам, Ту-334 воплотил все лучшие традиции, заложенные Андреем Николаевичем Туполевым
Их суть в использовании лучших прежних наработок при создании новой машины — неважно, военной или гражданской. За счет такого подхода Туполев сэкономил стране огромные средства, и она вошла в число мировых лидеров по авиастроению
Так, в 1990 году каждый четвертый летающий над земным шаром магистральный самолет был советским.
Например, на базе отработанных аэродинамических решений и систем управления бомбардировщиком Ту-16 в очень короткие сроки был создан первый в мире реактивный пассажирский самолет Ту-104. А на базе дальнего стратегического Ту-95 создан пассажирский дальнемагистральный Ту-114 и целая плеяда дальних военных самолетов самого различного назначения.
Ту-334 — по сути укороченная модификация самолета Ту-214, имеющая общие с ним кабину и элементы конструкции фюзеляжа, технологии производства которых уже имеются и отработаны, рассказал советник премьер-министра РТ по авиастроительному комплексу.
«Кстати, зарубежные лидеры Boeing и Airbus Industrie во многом преуспели именно за счет подходов Андрея Николаевича . Например, Боинг-737 имеет девять модификаций, продан в количестве более 10 тысяч единиц и имеет заказы на три года вперед», — сообщил Киреев.
Однако, по мнению собеседника агентства, сейчас традиции Андрея Туполева в стране утеряны. Разрабатываются новые авиационные проекты, разработка которых растягивается на десятилетия. При этом расходуются огромные бюджетные средства.
Однако сегодня российские авиакомпании осуществляют 95% пассажирских и 90% грузовых перевозок на закупленных или взятых в лизинг иностранных самолетах. При этом средства, затраченные на них (а это около 600 самолетов), могли бы сохранить авиационные заводы и их коллективы в Саратове, Самаре и Смоленске. По-другому были бы загружены заводы в Воронеже, Ульяновске и Казани, не говоря уже о сотнях предприятий по производству авиационных двигателей, комплектующих агрегатов, приборов систем управления, материалов и т.д. Сохранились бы многие НИИ и КБ, а главное — кадры, подчеркнул эксперт.
Это интересно: Антонов Ан-38 (видео)
Новости и перспективы
Некоторые источники отмечают, что Ту-334 может явиться дублирующим вариантом самолетов серии Сухой Суперджет. При установке на 334-100 импортных моторов PW1900G, можно увеличить тягу, дополнительно поставить кресла, улучшить летно-технические характеристики. Довольно дорогостоящее мероприятие поможет хоть как-то реализовать потенциал застоявшейся машины.
В 2018 году власти Украины запретили поставку двигателей Д-436 для российских самолетов Ту-334, Ан-148/158/178.
Запрос на отличный самолет вроде бы и есть. Он компактный, предусмотрена установка выдвижной двери-трапа. Для конструкторского сопровождения имеется и фирма «Туполев», а необходимость этого сопровождения еще раз показала недавняя катастрофа Ан-148 под Москвой. Когда же Специальный летный отряд «Россия» получит Ту-334? На этот вопрос нет ответа, так как в министерских кругах активно лоббируется конкурент «Суперджет». Непонятная ситуация, когда полностью отечественный продукт не может конкурировать с машиной, на 80% состоящей из импортных комплектующих.
Разработчики и поборники многострадального самолета надеются на то, что производство авиалайнера будет продолжено, если будет соответствующее решение Правительства и Президента РФ.
Создатели проекта уверены в успешности своего проекта, ведь имеется многолетний опыт создания самолетов, прервавшийся на рубеже двадцать первого века. Однако этот опыт еще будет востребован. Рынок перевозок довольно многообразный, расширяющийся и востребованный. К данным машинам проявляется интерес определенного количества государств, а также отечественных фрахтовщиков.
Примечания
- ↑ 12 [https://lenta.ru/news/2016/05/26/tu334/ В России продолжат проектирование Ту-334]
- ↑ [https://aviadocs.net/MAK/AC/Tu-334-100/NCT231_Tu_334_100.pdf СТ231-Ту-334-100], первоначальный вариант карты данных и сертификат типа.
- ↑ [https://web.archive.org/web/20071122060822/https://www.tupolev.ru/images/pictures/Tupolev-2005.pdf Пресс-релиз ОАО «Туполев»], 2005 г.
- ↑ [https://www.vesti-moscow.ru/rnews.html?id=53456 Ту-334: десять лет успешных испытаний]
- ↑ [https://web.archive.org/web/20071115210337/https://www.tupolev.ru/images/pictures/news/217.pdf Об организации серийного производства ближнемагистрального самолета Ту-334 и его модификаций на федеральном государственном унитарном предприятии «Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова»], постановление Правительства РФ № 217 от 15 апреля 2005 года.
- ↑ [https://web.archive.org/web/20120708213920/https://www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/03-buleten_doc_files-fl-1092.pdf Сводный отчет о результатах контрольного мероприятия «Комплексная проверка целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на государственную поддержку предприятий авиационной промышленности в период с 2000 по 2005 год, а также состояния и перспектив развития гражданской авиации Российской Федерации»], Счетная палата РФ.
- ↑ [https://www.rg.ru/2013/12/26/pokolenie.html “…Ту-334 проходил испытания в ЛИИ и действительно показал себя с лучшей стороны. Однако объективно это самолет ушедшей советской эпохи авиастроения. Если бы он вошел в состав авиакомпаний в 1990-е годы, он бы, вполне возможно, занял достойную нишу в отечественном авиапарке. Но его время, увы, ушло…»]
- ↑ [h[https://faip.economy.gov.ru/cgi/uis/faip.cgi/Reports/Object/2228234 Создание четырёх самолетов Ан-148-100/Ту-334СУС]
- ↑ [h[https://www.business-gazeta.ru/article/62759/ Управделами президента РФ вдруг вспомнило о Ту-334]
- ↑ [h[https://www.business-gazeta.ru/article/56361/ Персона. Президент ОАО «Туполев» Александр Бобрышев]
- ↑ [h[https://www.business-gazeta.ru/article/64588/ Москвичи реанимируют на КАПО Ту-334]
- ↑ [h[https://newsomsk.ru/news/32236-zimoy_iz_omska_nachnut_letat_dve_nove_aviakompanii/ Новый Омск — Зимой из Омска начнут летать две новые авиакомпании]
- ↑ [h[https://www.rbcdaily.ru/2004/06/24/industry/562949979067177 «Туполев» понял, как продавать самолеты]24.06.2004
- ↑ [h[https://www.business-gazeta.ru/text/64264/ Медведев поручил подумать о новом региональном самолете]08.08.2012
- ↑Ригмант В. Г., Черёмухин Г. А., Гордон Е. И. . — ООО «ИИГ Полигон-Пресс», 2010. — С. 62. — 384 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-98734-018-9.
- ↑ [h[https://nashavlast.ru/article_description/106/1048.html Наша Власть: дела и лица]
- ↑ [h[https://www.arms-expo.ru/050053050051124052052048055.html Ту-334, пассажирский самолёт]ИА «Оружие России». Проверено 3 сентября 2013.
- ↑ [h[https://www.airwar.ru/enc/craft/tu334.html Туполев Ту-334]
- ↑ [h[https://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1173884&print=true Ъ-Казань — Предполетная подготовка]
- ↑ [h[https://www.novayagazeta.ru/economy/51039.html Новая газета — Суперпылесос]
- [h[https://russianplanes.net/reginfo/859 russianplanes]li>
Так выпустят в итоге или нет?
В разных новостных источниках, начиная с 2015 года, проскакивает информация, что задумка находится на стадии проектирования и серийное производство будет осуществляться всё же на Казанском авиазаводе.
Между тем по состоянию на 2017 год не было официально заявлено о возобновлении работ, способных дать новую жизнь самолёту. Пока Объединённая Авиастроительная корпорация (ОАК) пытается найти покупателей «Суперджета», сторонники самолётов Туполева пытаются протолкнуть идею о Ту-324. Причём аргументация инициативы состоит лишь в том, что лайнер будет произведён исключительно на российской земле, в отличие от «джета», который почти весь сделан на западе.
У этого вопроса есть и финансовая сторона, которая выглядит весьма неутешительно. Согласно оценке ОАК, чтобы вывести проект из заморозки и приступить к проведению опытно-конструкторских работ, потребуется порядка 40 миллиардов рублей. При этом до 2034 года КАЗ сможет выпустить порядка 54 самолётов. Это мало. В связи с этим перспектива работы над этим проектом кажется нецелесообразной.