Интересные факты[править | править код]
- 36-я авиационная дивизия дальнего действия, имевшая на основном вооружении Ил-4, обеспечивала проводку морских караванов (конвоев) союзников с военными грузами для СССР, в северные порты Мурманск и Архангельск.
- Пилоты АДД осуществили перелёт советской делегации, во главе с Народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым, над территориями оккупированными или контролируемыми ВВС противника, для участия в переговорах с У. Черчиллем и Ф. Рузвельтом, в мае — июне 1942 года, в Лондон и Вашингтон.
- Единственный полёт в своей жизни И. В. Сталин, в конце ноября 1943 года, в Тегеран, для переговоров с У. Черчиллем и Ф. Рузвельтом, совершил на самолёте АДД.
- Экипаж под руководством командира корабля А. Шорникова вывез, в конце мая 1944 года, за два рейса, из района Купрешко, основных руководителей Верховного штаба Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ) и личный состав советской и англо-американской военных миссий находившихся при штабе, которым грозил захват выброшенным немецким десантом. Два лётчика и штурман из состава экипажа стали Героями Советского Союза и Народными героями Югославии.
- Со словацкого аэродрома «Три дуба», в октябре 1944 года в связи с угрозой захвата немцами золотого запаса Чехословакии, несмотря на сложную погодную обстановку, несколькими экипажами АДД он был переброшен в Союз ССР, сначала во Львов, а затем в Москву. Ящики с драгоценным грузом словацкого народа поместили в Государственный банк СССР, а в ноябре 1945 года, решением Советского правительства, все драгоценности, до грамма, были возвращены чехословацкому народу.
Истребители
Многоцелевой истребитель поколения «4++» Су-35, поступающий в войска с 2014 года. По всем своим характеристикам, за исключением технологии малой заметности («Стелс»), самолет удовлетворяет требованиям, предъявляемым к истребителям 5-го поколения. По состоянию на январь 2018 г. в ВКС России числилось 70 машин данного типа. Всего до 2021 года планируется поставка 98 истребителей.
Истребитель Су-27. Всепогодный истребитель 4-го поколения, состоящий на вооружении с 1982 года. Именно на основе этого самолета были разработаны новейшие Су-30, Су-34 и Су-35. По состоянию на 2017 год ВКС имели 119 самолетов Су-27, из них более половины прошли глубокую модернизацию.
Истребитель-бомбардировщик Су-30 предназначен для завоевания господства в воздухе. К сентябрю 2018 года военная авиация России располагает 103 единицами Су-30СМ и 20 единицами Су-30М2. Все самолеты произведены не ранее 2010 года.
Истребитель МиГ-29. Самый массовый из действующих истребителей отечественного производства, производящийся с 1982 года. По состоянию на 2016 год в строю числилось 168 истребителей разных модификаций. Из них более 70 самолетов прошли модернизацию после 2009 года. Планируется постепенная замена на МиГ-35.
Высотный сверхзвуковой перехватчик МиГ-31, вставший в строй в 1981 году. ВВС располагают 120-ю машинами данного типа. Ожидается, что до 2020 года все самолеты будут модернизированы до уровня МиГ-31БМ, 10 машин прошли модернизацию для возможности несения сверхзвуковых ракет «Кинжал».
Вне зоны досягаемости
Дальняя авиация России является воздушным компонентом Стратегических ядерных сил (СЯС) РФ. Все самолёты ДА, стоящие на вооружении ВС РФ, способны наносить удары как ядерным, так и неядерным оружием. В задачи ДА входит уничтожение стратегически важных объектов в глубоком тылу противника. Кроме того, отечественные самолёты могут поражать крупные надводные цели.
Также по теме
В зоне поражения: какое оружие применяет российская армия в борьбе с террористами в Сирии
Миссия Вооружённых сил РФ в Сирии стала крупнейшей зарубежной военной операцией современной России. Благодаря российским военным…
22 декабря 2017 года министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что за минувшие пять лет дальняя авиация выполнила 178 полётов в рамках воздушного патрулирования. С осени 2015 года Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160 активно применялись для бомбардировок укреплённых объектов террористов в Сирии. Дальняя авиация опробовала как одиночные, так и групповые боевые вылеты.
В операции в арабской республике боевое крещение получили «Белые лебеди». В частности, Ту-160 успешно применили сверхдальние крылатые ракеты X-101 и X-55. Обе ракеты имеют свои варианты в ядерном исполнении — X-102 и X-555 соответственно.
«Ту-22М3 действует на тактической глубине. Радиус его боевого действия несколько ниже Ту-95 и Ту-160. Самолёт продемонстрировал свою эффективность в поражении хорошо укреплённых объектов противника в Афганистане и Сирии. Ту-22М3 также называют «убийцей авианосцев». Эта машина может успешно уничтожать крупные надводные силы», — отметил Леонков.
- Дальний бомбардировщик Ту-22М3 наносит авиационный удар по объектам террористов в провинции Дейр-эз-Зор в Сирии
- РИА Новости
По словам эксперта, не стоит списывать со счетов самый старый бомбардировщик ДА Ту-95МС, который является единственным турбовинтовым самолётом в мире, способным развивать скорость свыше 900 км/ч. Модернизированная версия Ту-95 может применять стратегическую крылатую ракету Х-101/102 «воздух — земля», дальность которой достигает 6—9 тыс. км.
Ту-160 не имеет аналогов в мире. Бомбардировщик способен преодолевать ПВО противника, развивая на сверхзвуке скорость в 2500 км/ч. «Белый лебедь» при необходимости поднимается на высоту до 22 тыс. м, находясь таким образом вне зоны досягаемости истребителей противника.
«Илья Муромец»
На девятом месте топ-10 находится легендарный многомоторный самолет, созданный в России в канун Первой мировой войны. После ее начала «Илья Муромец» стал первым в мире тяжелым бомбардировщиком. На этом самолете установлены несколько рекордов дальности полета и грузоподъемности. «Илья Муромец» стал первым успешным проектом гениального киевлянина Игоря Сикорского.
Остальные страны-участницы Первой мировой войны быстро оценили успешный опыт России – вскоре тяжелые многомоторные бомбардировщики появились на вооружении Франции, Германии, Великобритании.
Игорь Сикорский не принял революцию и эмигрировал из России в США.
Воздушные флоты России и США сравнительный анализ
Общее количество самолетов у США — это 13 513 машин. Исследователи отмечают, что из них — только 2000 — истребители и бомбардировщики. Остальные — 11 000 — это транспортные машины и те, что используются НАТО, ВМФ США и Нацгвардии.
Транспортные самолеты чрезвычайно важны, так как поддерживают авиабазы в боевой готовности и обеспечивают отличную логистику войскам Америки. В этом сравнении ВВС США и ВВС России явно выигрывают первые.
Военно-воздушный флот США располагает большим количеством техники.
По темпам же обновления военно-воздушной техники Россия вырывается вперед. К 2020 году планируется выпустить еще 600 единиц. Реальный разрыв по мощности между двумя державами составит 10-15 %. Уже отмечается, что русские С-27 опережают американские F-25.
Если говорить о сравнении вооружённых сил России и США, то козырем первой является наличие особо мощных систем ПВО. Они надежно защищают воздушные широты России. Современные российские комплексы ПВО С-400 не имеют аналогов нигде в мире.
ПВО России — это что-то вроде “зонтика”, защищающего небо нашей страны до 2020 года. К этому рубежу планируется полное обновление практически всей военной техники, включая и воздушную.
https://youtube.com/watch?v=zxchpE4NQFQ
Авиационная промышленность и продажа техники в Украине
Военно-воздушные силы Украины находятся в сложном положении, что вынуждает государство продавать беспилотные летательные аппараты, истребители, бомбардировщики и вертолеты в другие страны. На вооружении находится техника, требующая серьезных инвестиций для дальнейшей эксплуатации, поэтому командование предпочитает реализовывать самолеты в другие страны. Это снижает обороноспособность государства. Среди самых крупных сделок:
- реализация в Алжир трех десятков Ми-24 (1999 год);
- продажа Шри-Ланке самолетов МиГ-27 в количестве 6 штук (2000 год);
- трансфер 18 вертолетов Ми-8 и Ми-24 (покупатель — Македония).
Самым крупным фактом продажи самолетов считается сделка 2012 года, в результате которой было реализовано 230 единиц летательной техники. Среди проданной техники находилось немало самолетов, находящихся в отличном техническом состоянии и полностью готовых к эксплуатации.
Самолеты США в Украине представлены такими передовыми моделями, как «Super Hercules» C-130J и «Eagle» F-15C. Американские летательные аппараты прибыли в страну в рамках международных военных учений, целью которых провозглашалось повышение безопасности граждан и укрепление мира.
Украинские ВВС это серьезный соперник ВВС России
ДаНет
Украина планирует наладить серийное производство летательных аппаратов для продажи в другие страны. Сегодня большим спросом пользуется БПЛА «Spectator», выпускающийся на Чугуевском авиационном заводе.
Русский «Терминатор» Су-37 – король воздуха
Инженерный гений российских специалистов подарил множество образцов самой перспективной военной техники. В плане боевой авиации всегда существовали лишь два мировых конкурента и лидера – Россия и США. Это противостояние всегда вызывало большой интерес специалистов и любителей военной техники, поскольку в устройстве истребителей и других видов авиации подход у стран был разным. В частности, Россия всегда делала ставку на возможность победы в воздушных дуэлях на средней и ближней дистанции.
Хоть российские планеры и обладали хорошими показателями в части радиолокационной невидимости, упор русские инженеры всегда делали на маневренность. Это фактически главный показатель, который позволяет рассчитывать на завоевание господства в небе. Система «стелс», которая и делает самолет «невидимым» для комплексов РЛС и ПВО, таит в себе недостаток в виде изменения планера и оружейной конструкции.
В частности, речь идет о необходимости размещать вооружение внутри самолета. Для самолетов пятого поколения этот критерий необходим. Однако самолеты России прошлых поколений даже без «стелс» представляют огромную опасность для любого потенциального соперника.
Для получения превосходства в небе Россия реализовывала множество проектов, один из которых вызывает отдельный интерес. Построенный в 1993 году на базе Су-27М легкий истребитель Су-37 до сих пор многие эксперты считают безоговорочным королем воздушного пространства. Самолет, который стал промежуточным между четвертым и пятым поколением, обладал уникальными свойствами. Инженерный гений создателей высоко был оценен и зарубежными странами, Су-37, получивший название «Терминатор», произвел настоящий фурор на выставке в 1996 году.
Конструкция планера позволяла Су-37 быть настоящей грозой для абсолютно любого соперника. Ведь помимо пушки ГШ-30-1, «Терминатор» обладал огромным арсеналом для поражения целей на земле, на воде и в воздухе. Самолет обладал сразу 12 подвесками для оружия, что превосходит большинство аналогов в мире.
Учитывая, что Су-37 имел скорость 2500 км/ч, он также мог выполнять в небе маневры, которые неподвластны американским «птицам». В частности, «Терминатор» мог производить полный разворот вокруг своей оси, переворот с резкой потерей высоты, специальный маневр «Кобра» с проведением атаки, разворот на 180 градусов с набором высоты за десять секунд и прочее.
Эта уникальная воздушная машина была создана специально для получения превосходства в небе над любым соперником. Если Су-37 подобрался к истребителю, даже пятого поколения, и им управлял опытный пилот, воздушная дуэль закончивалась победой «Терминатора». Ведь соревноваться в маневренности с Су-37, который фактически 20 лет назад уже обладал двумя двигателями с направляемой тягой, было крайне сложно.
К большому сожалению, грандиозный проект было решено закрыть. В серию самолет так и не вышел, подарив миру лишь один экземпляр. Су-37 стал качественной базой для создания истребителя поколения «4++» Су-35С, а также самолета пятого поколения Су-57. Некоторые инженерные решения были воплощены в передовых образцах боевой авиации РФ.
Очевидно, что при проведении доработок «Терминатор» мог бы потягаться с Су-35С за звание лучшего самолета четвертого поколения. Однако недофинансирование и кризис не позволили стране дальше развивать крайне перспективный проект. Россия сделал ставку на другие машины и не прогадала, представив по-настоящему передовой истребитель Су-57.
SMP
Боевая техника российской авиации
Самолёты дальней и стратегической авиации
Один из ярких представителей дальней авиации является Ту-160, носящий ласковое имя «Белый лебедь». Эта машина выпущена во времена Советского Союза, развивает сверхзвуковую скорость и имеет крыло изменяемой стреловидности. Ту-160 по замыслу разработчиков способен на сверхмалой высоте преодолеть ПВО противника и нанести ядерный удар. В российских ВВС всего 16 таких самолётов и стоит вопрос – сумеет ли наша промышленность наладить производство таких машин?
Ту-95 Медведь
Самолёт Ту-95 КБ Туполева впервые поднялся в воздух ещё при жизни Сталина и с тех пор находится в строю. Четыре турбовинтовых двигателя позволяют выполнять дальние перелёты вдоль всей границы нашей страны. Прозвище «Медведь» заслужил из-за басовитого звука этих моторов, способен нести крылатые ракеты и ядерные бомбы. В ВВС России осталось в строю 30 этих машин.
Стратегический ракетоносец Ту-22М дальнего действия с экономичными двигателями способен совершать полёты на сверхзвуке, оснащён крылом изменяемой стреловидности, выпуск этих самолётов был налажен ещё в прошлом столетии в 60-х годах. Находятся в строю 50 машин, сотня самолётов Ту-22М законсервированы.
Самолёты истребители
Фронтовой истребитель Су-27 выпущен в советское время, относится к первым машинам четвёртого поколения, в строю находятся поздние модификации этого самолёта числом около 360 единиц.
На базе Су-27 выпущена машина Су-30, имеющая РЭО, способное выделять цели на земле и в воздухе на большом удалении и передавать целеуказания другим экипажам. Всего в наличии 80 таких самолётов.
Ещё более глубокой модернизацией Су-27 стал истребитель Су-35, этот самолёт относится к поколению 4++, он обладает высокой маневренностью и оснащена новейшей электроникой.
Эти самолёты поступили в строевые части в 2014 году, в составе военно-воздушных сил находится 48 самолётов.
Су-35
Четвёртое поколение российских самолётов началось с МиГ-27, модифицированных моделей этой машины выпущено более двух десятков, всего в строю 225 боевых единиц.
Ещё один истребитель-бомбардировщик, о котором нельзя не упомянуть – это Су-34 новейшая машина, находящаяся на вооружении ВВС в количестве 75 единиц.
Штурмовики и перехватчики
Су-24 – это точная копия F-111 самолёта ВВС США, который давно уже не летает, его советский аналог пока ещё в строю, но к 2020 году все машины будут списаны, сейчас на вооружении около сотни подобных машин.
Су-25 Грач
Легендарный штурмовик Су-25 «Грач», обладающий высокой живучестью, был разработан в 70-е годы настолько удачно, что после стольких лет эксплуатации его собираются модернизировать, так как не видят пока достойной замены. На сегодня боеспособных машин 200 единиц и 100 самолётов находится на консервации.
Перехватчик МиГ-31 развивает высокую скорость в считаные секунды и рассчитан на большой радиус действия. Модернизация этой машины к двадцатому году будет выполнена, всего насчитывается в частях 140 таких самолётов.
Военно-транспортная авиация
Основной парк транспортных самолётов – это машины КБ Антонова и несколько модификаций конструкторского бюро Ильюшина. Среди них лёгкие транспортники Ан-26 и Ан-72, машины средней грузоподъёмности Ан-140 и Ан-148, солидные большегрузы Ан-22, Ан-124 и Ил-86. Около трёх сотен транспортников выполняют задачи по доставке грузов и боевой техники.
Учебные самолёты
Спроектированный после развала Союза, пошёл в серию единственный учебный самолёт Як-130 сразу завоевавший репутацию прекрасной машины для обучения с программой имитации самолёта, на который переучивается будущий пилот. Кроме него, имеются чешский учебный самолёт L-39 и самолёт для подготовки лётчиков транспортной авиации Ту-134УБЛ.
L-39
Армейская авиация
Этот вид авиации представлен в основном вертолётами Миля и Камова да ещё машиной Казанского вертолётного завода «Ансат». После снятия с производства Ка-50, армейская авиация России пополнилась сотней Ка-52 и таким же количеством Ми-28. Большинство вертолётов, находящихся в строевых частях – это проверенные Ми-8 и Ми-24. Восьмёрок, находящихся в строю – 570 единиц, а Ми-24 – 620 единиц. Надёжность этих советских машин не вызывает сомнений.
Беспилотные ЛА
Этому виду вооружения в СССР придавали мало значения, но технический прогресс не стоит на месте и в нынешние времена беспилотники нашли достойное применение. Эти летательные аппараты ведут разведку и съёмку позиций неприятеля, осуществляют уничтожение командных пунктов без риска для жизни людей, осуществляющих управление этими беспилотникамми. В штате ВВС несколько видов БПЛА – это «Пчела-1Т» и «Рейс-Д», ещё остался до сих пор в строю устаревший израильский беспилотник «Форпост».
Пчела-1М
Корпус морской пехоты
Тип | Производитель | Источник | Учебный класс | Роль | Введено | В сервисе | Общий | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
C-20G | Гольфстрим | Соединенные Штаты Америки | Jet | Грузовой / Транспортный самолет | 2 | 2 | будет модернизирован до C-20 ER | |
F / A-18A Hornet | Макдоннелл Дуглас | Соединенные Штаты Америки | Jet | На основе оператора связи Истребитель | 36 активных, 7 тренировочных, 12 сохраненных | 55 | Планируется заменить на F-35B / C Lightning II к 2019 г. | |
F / A-18B Hornet | Макдоннелл Дуглас | Соединенные Штаты Америки | Jet | На основе оператора связи Тренер | 4 тренировки, 3 сохраненные | 7 | Планируется заменить на F-35B / C Lightning II к 2019 г. | |
F / A-18C Hornet | Макдоннелл Дуглас | Соединенные Штаты Америки | Jet | На основе оператора связи Истребитель | 60 активных, 12 тренировочных, 47 сохраненных | 119 | Запланировано начать замену F-35B / C Lightning II начиная с 2019 года. | |
F / A-18D Hornet | Макдоннелл Дуглас | Соединенные Штаты Америки | Jet | На основе оператора связи Забастовка | 48 активных, 20 тренировочных, 24 сохраненных | 92 | Запланировано начать замену F-35B / C Lightning II с 2023 г. | |
F-35B Lightning II | Локхид Мартин | Соединенные Штаты Америки | Jet | На основе оператора связи Истребитель | 32 активных, 25 тренировок | 57 | V / STOL вариант. Всего запланировано 353 F-35B и 67 F-35Cs (CTOL) для замены различных самолетов. | |
F-5N Тигр II | Northrop | Соединенные Штаты Америки | Jet | Агрессор | 12 | Срок эксплуатации – до 2026 года. | ||
KC-130T Геркулес | Локхид Мартин | Соединенные Штаты Америки | Турбовинтовой | Танкер | 12 | Будет заменен на KC-130J | ||
KC-130J Супер Геркулес | Локхид Мартин | Соединенные Штаты Америки | Турбовинтовой | Танкер | 52 | |||
UC-12W Гурон | Бичкрафт | Соединенные Штаты Америки | Турбовинтовой | Полезность | 8 | 8 | Запланирована замена UC-12F / M Huron к 2024 году. | |
UC-12M Huron | Бичкрафт | Соединенные Штаты Америки | Турбовинтовой | Полезность | 2 | 2 | Планируется заменить на UC-12W Гурон к 2024 году. | |
UC-12F Гурон | Бичкрафт | Соединенные Штаты Америки | Турбовинтовой | Полезность | 4 | 4 | Планируется заменить на UC-12W Гурон к 2024 году. | |
UC-35D Цитирование | Cessna | Соединенные Штаты Америки | Jet | Полезность | 10 Активный | 10 | Подлежит замене / модернизации до UC-35 ER. | |
Цитирование UC-35C | Cessna | Соединенные Штаты Америки | Jet | Полезность | 2 Активный | 2 | Подлежит замене / модернизации до UC-35 ER. | |
AH-1W SuperCobra | Колокол | Соединенные Штаты Америки | Вертолет | Атака | 1986 | 55 | Быть обновлен или заменен на AH-1Z Viper. | |
AH-1Z Viper | Колокол | Соединенные Штаты Америки | Вертолет | Атака | 2010 | 90 | Всего запланировано 189 | |
CH-53E Супер Жеребец | Сикорский | Соединенные Штаты Америки | Вертолет | Груз / Транспорт | 96 активных, 6 резервных, 10 тренировочных | 142 | Заменить на CH-53K Королевский жеребец, на летных испытаниях – 2015 г. | |
UH-1Y Веном | Колокол | Соединенные Штаты Америки | Вертолет | Полезность | 122 | 160 | ||
VH-3D Морской король | Сикорский | Соединенные Штаты Америки | Вертолет | Морской Один VIP Транспорт | 11 | Заменить на Сикорский VH-92A | ||
VH-60N Уайтхок | Сикорский | Соединенные Штаты Америки | Вертолет | Морской Один VIP Транспорт | 8 | Заменить на Сикорский VH-92A | ||
AV-8B / + Харриер II | Макдоннелл Дуглас | США / Великобритания | Jet | Атака / Тренер | 80 действующих, 13 учебных, 4 испытательных самолета | 97 | СВВП. Заменить на F-35B | |
МВ-22Б Оспри | Белл Боинг | Соединенные Штаты Америки | Лифт с приводом | Многоцелевой | 236 | 300 | СВВП. 360 на заказ | |
Каман | Соединенные Штаты Америки | БПЛА | Груз и транспорт | 1 | Вертолет со сдвоенными несущими винтами. Вариант БПЛА пилотируемого типа. | |||
RQ-7B Тень | Корпорация AAI | Соединенные Штаты Америки | БПЛА | Разведка | 50 | |||
RQ-11 Ворон | AeroVironment | Соединенные Штаты Америки | БПЛА | Разведка | ||||
MQ-27 | Боинг | Соединенные Штаты Америки | БПЛА | Разведка | ||||
Switchblade | AeroVironment | Соединенные Штаты Америки | БПЛА | Атака | ||||
RQ-20 Пума | AeroVironment | Соединенные Штаты Америки | БПЛА | Разведка | ||||
RQ-21A Блэкджек | Боинг Инситу | Соединенные Штаты Америки | БПЛА | Разведка | ||||
MQ-8B Пожарный разведчик | Northrop Grumman | Соединенные Штаты Америки | БПЛА | Мульти-миссия | 2009 | 27 | Вертолет. | |
Тип | Производитель | Источник | Учебный класс | Роль | Введено | В сервисе | Общий | Примечания |
2008-2009 гг.
В этот временной промежуток, как утверждают эксперты, ситуация в ВВС России (фото данного рода войск представлено в статье) резко улучшилась. С целью исправить критическое состояние военно-воздушных сил на модернизацию государством выделяются большие суммы. Кроме капитального ремонта и модернизации, самолетный парк интенсивно обновляется новыми авиационными моделями.
Конструкторы ВВС России сегодня завершают разрабатывать самолет 5-го поколения ПАК ФА Т-50. Военнослужащие с существенно увеличенным денежным довольствием, пилоты лучше оттачивают свои летные умения, поскольку у них появилась возможность проводить в воздухе необходимое количество часов.
Подразделения дальней авиации
В состав КДА входят две авиационных базы, на вооружении которых состоят стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС. Кроме этого, в составе армии находятся бомбардировщики Ту-22М3 (Backfire C).
6950-я Гвардейская авиационная база (1 разряда)
(бывшая 22-я гвардейская тяжелая бомбардировочная дивизия) в городеЭнгельсе (Саратовская область), включает в свой состав два полка тяжелых бомбардировщиков: 121-й гвардейский с бомбардировщиками Ту-160 и 184-й полк с бомбардировщиками Ту-95МС.
Кроме этого, в состав базы возможно входит 203-й полк самолетов-заправщиков Ил-78, базирующийся в Рязани. В Рязани
также расположен учебный центр, в котором могут базироваться стратегические бомбардировщики.
6952-я авиационная база
(бывшая 326-я тяжелая бомбардировочная дивизия) в Украинке (Амурская область). В состав дивизии входят 79-й и 182-й гвардейский полки бомбардировщиков Ту-95МС.
F-15E Strike Eagle
Данный боевой самолет большой дальности был разработан американской компанией McDonnell Douglas в 1980-х годах. F-15E Strike Eagle является всепогодным многоцелевым истребителем, задача которого: изолировать район военных действий.
Сопровождение и радиоэлектронное обеспечение для данной авиационной машины не обязательно. Для истребителя предусмотрена темная камуфляжная раскраска. Топливные баки расположены вдоль воздухозаборников. Самолет использовался ВВС США для выполнения боевых задач в таких государствах, как Ирак, Ливия и Афганистан. При помощи F-15E с больших расстояний атаковались важные цели, осуществлялось патрулирование воздушного пространства. Кроме того, F-15E использовался для оказания непосредственной авиационной поддержки силам коалиции. На данный момент этот боевой самолет состоит на вооружении американских ВВС, а также выпускается для экспортирования в другие страны.
Военно-транспортная авиация
Главным «воздушным грузовиком» военной авиации является самолет ИЛ-76, обладающий грузоподъемностью до 60 тонн. Около 120 самолетов находятся в авиачастях, в том числе несколько экземпляров, построенных и прошедших модификации в 2010-2018 годах.
Серийный самолет с самой высокой в мире грузоподъемностью Ан-124 «Руслан». Все 16 машин, находящихся на вооружении, прошли модернизацию в 2012-2015 годах, в ходе которой были установлены навигационные комплексы «ГЛОНАСС», шасси, элементы фюзеляжа и увеличена грузоподъемность.
«Пенсионер» транспортной авиации Ан-12 способен перевозить до 20 тонн грузов. Несмотря на то, что он снят с производства в 1973 году, в военной авиации России осталось более ста машин.
Легкий Ан-26 способен перевозить груз массой до 5,5 тонн, либо до 40 человек личного состава. Производился в СССР с 1969 по 1986 годы. В ВКС и морской авиации по-прежнему находится более 140 таких самолетов.
Для транспортировки личного и командного состава вооруженных сил военная авиация использует:
- 18 самолетов Ту-154;
- 6 машин ИЛ-62М;
- 54 машины Ту-134;
- 8 самолетов ИЛ-18Д;
- 27 легких чешских L-410.
Для замены машин, вырабатывающих свой ресурс, начато производство АН-148-100Е, вмещающего до 80 человек, и АН-140-100, который способен перевозить до 52 человека.
Первые стратегические бомбардировщики появились после войны
B-36 носили термоядерные и ядерные бомбы. А одна из модификаций предполагала ядерную силовую установку
Послевоенный мир развивался семимильными шагами: именно тогда на смену B-29 воздушные войска США начали получать колоссальные Convair B-36 с издевательским названием Peacemaker — «Миротворец».
Шестимоторные колоссы производства Convair получил дальность полета в 11 тысяч километров при высоте полета до 16.
Именно он считается первым «полноценным» стратегическим бомбардировщиком.
Он же стал первым реактивным, получив 2 внешних мотогондолы со спаренными турбореактивными двигателями J47 (на них же летали F-86 Sabre и ряд других самолетов).
B-52 активно эксплуатируются с момента выпуска, участвуя во всех локальных конфликтах
Компоновка B-36 легла в основу рекордсмена Boeing B-52 Stratofortress. Этот самолет, впервые взлетев в 1954 году, до сих пор в строю и обгоняет все известные типы по количеству рекордов.
Машины первых модификаций смогли совершить полет дальностью 27000 километров. Последующие неоднократно совершали кругосветные путешествия, облетая земной шар.
Боевой радиус действия B-52 позволял стратегическим силам НАТО в Европе при необходимости дотянуться до целей в европейской части СССР вплоть до Москвы с запасом до 31 тонны бомб в грузолюке.
Поздние модификации «Стратокрепости», в том числе стоящие на вооружении B-52H, летают на дальность до 17 тысяч километров при аналогичной высоте полета.
Симметричным ответом СССР должны были стать перспективные проекты Туполева и Мясищева, разрабатывавшиеся с 1948 года.
Работа привела к появлению проекта «95», первый опытный образец которого совершил полет в 1952 году. Уже через 2 года самолет пошел в серию под названием Ту-95.
Ту-95 на многие годы стал основой дальней авиации СССР и России. И не только
С тех пор он непрерывно модернизируется, продолжая находится на боевом дежурстве России численностью 68 самолетов (примерно столько же в войсках США находится B-52).
Несмотря на устаревшие технологии, недостаточные технические характеристики в сравнении с более современными машинами, оба самолета более чем достаточны для основной своей задачи — удаленной доставки ядерного заряда.
Старые, проверенные самолеты легко обслуживать и модернизировать, а большой парк машин на стоянке позволяет снимать целые узлы для проведения быстрого ремонта.
Патрульную модификацию легко узнать по локатору внизу и характерной антенне на “спине”
Однако, поздние модификации принципиально отличаются от первых: обновленная авионика позволяет B-52 и Ту-95 использовать современное высокоточное вооружение (включая крылатые ракеты).
Вот только даже их чуть не уничтожило собственное оружие: ракеты.
Вертолетный ренессанс
За прошедшие годы удалось перевооружить на новые транспортные и боевые вертолеты большинство частей армейской авиации. Теперь более 200 новых Ми-28Н и Ка-52 являются гораздо более частым зрелищем в небе и на учениях, чем старые «Крокодилы» Ми-24 и их модернизированные варианты Ми-35М.
В 2021-м в серию пойдет новое поколение российских ударных вертолетов — лучше вооруженных, более «зорких» и защищенных. Первые серийные Ми-28НМ из заказа на 98 единиц уже поступают в войска. Испытания модернизированных Ка-52М начались в 2020-м. Минобороны сообщало о планах подписать контракт на более чем сотню таких машин.
Облачные перспективы_5
Ударный вертолет Ми-28НМ на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019 в Жуковском
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев
«Ка» быть: обновленные ударные вертолеты летят на юг
Модернизация «Аллигаторов» защитит летчиков и позволит уничтожать малые цели на предельной дальности
Хорошо отлаженное производство современных вариантов Ми-8 позволило насытить сотнями новых машин вертолетные части. Это дало возможность поднять вопрос о формировании дополнительных бригад армейской авиации, которые будут предназначены для действий совместно с ВДВ.
Для этого быстро продвигается создание новой «летающей БМП» для десанта и спецназа. Опытный Ми-8АМТШ-ВН «Сапсан» начал испытания в завершившемся году. От обычных транспортно-боевых машин его отличает более сильное вооружение. Машину оснастили не только дополнительными пулеметами и возможностью применять бомбы — подвешивать на нее можно будет и дальнобойные управляемые ракеты, способные поразить танк или здание за 15 км. Впервые десантный отсек будет защищен броней от огня стрелкового оружия с земли.
Облачные перспективы_6
Опытный Ми-8АМТШ-ВН «Сапсан»
Фото: Вертолеты России
Истребительский спрос: ВКС получат новейшие ракеты по рекордному контракту
Высокоточные Р-77-1 для воздушного боя на средней дистанции обойдутся в 65 млрд рублей
Первые такие машины разрабатывались в интересах сил специальных операций. Но в декабре заместитель министра обороны Алексей Криворучко заявил, что ими будут оснащать и аэромобильные части ВДВ нового типа, которым передадут часть первого десятка заказанных «Сапсанов».
Защита от средств ПВО на ПАК ФА
Для уменьшения радиолокационной заметности вражескими ПВО двигатели переходят с круглых маршевых сопел на плоские. И хотя при этом снижается эффективность двигателя от потери тяги, но такое решение позволяет «спрятать» турбины самолета от радаров и в инфракрасном диапазоне.
Кроме этого, силовая установка Т-50 (ПАК ФА) позволяет разогнать самолет до сверхзвуковой скорости даже без применения форсажа, что недосягаемо для самолетов класса 4+++.
Надо заметить, что новейший российский истребитель обошёлся отечественной казне в 2 млрд. долларов. А самолет такого же класса от компании Lockheed Martin F-22 стоил американцам 67 млрд. долларов.
Учебно-тренировочные самолеты
Для подготовки курсантов, обучающихся пилотированию Ту-22М3 и Ту-160, применяется Ту-134УБЛ. Также на нем летают действующие пилоты, чтобы сократить выработку ресурса боевых самолетов. В строю и на хранении числится 33 машины.
Реактивный учебно-боевой самолет Як-130, способен нести до 3 тонн ракетного и бомбового вооружения. Производится с 2010 года, к началу августа 2020 года поставлено 106 самолетов.
В учебных частях продолжают нести службу самолеты L-39, созданных в Чехословакии в 1970-1980-е года. Командование ВКС предполагает, что все они будут заменены на Як-130, обладающий более высокими летными характеристиками.
3/ Ил-2: «летающий танк» Великой Отечественной
Легендарный штурмовик ВОВ, самый массовый боевой самолет в истории, выпущенный количеством более 36 тыс. машин. Первые серийные Ил-2 поступили на вооружение в 1941 году и очень быстро стали основной ударной силой советской авиации.
Конструктор Ильюшин называл свой самолет «летающим танком», враги − «черной смертью», «чумой» и «мясорубкой». Штурмовик отличался боевым характером и прекрасными данными: мощный двигатель, скорострельные авиационные пушки и реактивные снаряды, а главное – броня, включенная в работу конструкции самолета, и бронестекло.. Военные пилоты особо ценили Ил-2 за его надежность. Были случаи, когда самолет возвращался с боевого задания, имея до 500 пробоин.
Военная авиация
На протяжении длительного времени считалось, что армия НАТО способно держать господство в воздухе за счет количества самолетов. Даже если в сравнении брать только армию США, то перевес был явно в ее пользу. По численности всех летательных аппаратов (армейских), Америка тринадцатью тысячами превосходила Россию, в армии которой значилось лишь около 3000 машин.
Но в последнее время произошла колоссальная утечка информации от американских источников. В ней значилось, что реальных боевых самолетов в армии не более 2000 единиц. Даже командующий ВВС США вынужден был признать, что Россия стремительными темпами догоняет Америку по численности и возможностям. Куда же подевались 11 тысяч самолетов? Дело в том, что при подсчете были учтены ресурсы транспортной авиации. Данные также пополнялись за счет учета вооружения стран НАТО.
Не стоит обольщаться, так как транспортные самолеты играют важную роль в обеспечении армии. Они являются важнейшим звеном в организации логистики. Российские эксперты говорят о том, что нам не нужно развивать логистику. Это американцы привыкли воевать на чужой земле, а мы не претендуем ни на чьи земли. Если произойдет вооруженное столкновение, то мы будем защищать границы своего государства. Однако такое толкование считается неубедительным и недальновидным, так что военная авиация российской армии отстает по численности в соотношении:
- военных вертолетов – 6/1;
- штурмовых самолетов – 2/1;
- истребителей – 3/1.
Приведенная статистика оптимизма не внушает, зато с 2016 года Россия взяла курс на модернизацию боевых самолетов. Американцы первыми представили миру самолет пятого поколения F-22, но модернизированные Су-35-С могут составить знаменитому «Раптор» серьезную конкуренцию. Против F-15 российские ВКС могут противопоставить Су-27-СМ, которые среди самолетов 4 поколения не имеют аналогов. Наконец, завершается испытательный срок и уже стартовали поставки в ВС РФ самолетов пятого поколения ПАК ФА, которые получили индекс Су-57.
На сегодняшний день, в связи с увеличением финансирования, парк самолетов интенсивно пополняется. Если не менять курс на переоснащение, то к 2023 году разрыв по численности самолетов будет практически неощутим. Но важнейшим фактором при определении господства в небе является состояние ПВО. Наши С-400 и С-500 надежно прикрывают воздушные границы. Даже американские эксперты отмечают, что уровень развития противовоздушной обороны в России находится на высшем уровне.