В Черногорию на машине

Сербия. В гости к Кустурице

Быстро истекли две недели отдыха в Черногории, и мы засобирались в обратный путь.

Я запланировал пару интересных остановок. Думая, где остановиться в Сербии, я вспомнил о деревне Дрвенград, построенной сербским режиссером Эмиром Кустурицей, — возле нее нашелся хороший вариант ночевки.

Первым интересным местом на обратном пути еще в Черногории стал знаменитый мост Джурджевича.

Это изящная арочная конструкция, которая соединяет два берега каньона реки Тары. Остановились полюбоваться этим инженерным творением. Для любителей экстрима есть зиплайн, на котором по тросу можно перелететь на противоположный берег, ну а мы проехали по старинке автомобилем.

К полудню прибыли к городку Мокра Гора. Именно в его в окрестностях проходили съемки известного фильма «Жизнь как чудо», сегодня тут можно совершить небольшое путешествие по старинной узкоколейке Шарганска осьмица.

Для туристов доступно 13,5 км живописной горной дороги, проходящей через два десятка тоннелей и несколько станций с такими знакомыми любителям творчества Кустурицы названиями.

Билет на поезд стоит около 10 евро на человека, поездка занимает 2,5 часа.

Нас, конечно, больше всего интересовала станция Голубичи.

Именно здесь обитал главный герой картины Лука, и тут по-прежнему все выглядит в точности как в фильме. К нашему счастью, китайские туристы, которые составляли абсолютное большинство пассажиров, вообще не интересовались этой темой, можно было спокойно сделать фото.

А мы, заглянув еще и в Дрвенград, прогулялись по улочкам, носящим знаменитые имена.

И поехали навстречу сербскому колориту в семейный отель на ночевку.

Из Польши в Словению

Следующий день путешествия в Черногорию из Москвы на машине отводится пути до Словении. Это самый длинный отрезок в тысячу двести километров. Большим плюсом является шикарное дорожное покрытие, по которому машина не просто едет, а буквально бесшумно скользит. Трасса практически везде двухполосная и заполнена фурами.

Чтобы не плестись за груженым тяжеловозом, нужно внимательнее смотреть на указатели развязок, с помощью которых можно объезжать наиболее загруженные участки дорог. Также туристы советуют заправиться до въезда на территорию Чехии, дабы сэкономить на цене топлива. Рассказывая, как доехать до Черногории, нужно упомянуть о покупке виньетки. Это особый стикер, клеящийся на лобовое стекло в машине и позволяющий проезжать по платным дорогам Евросоюза. Купить его нужно около города Микулов в кассе любой заправочной станции. Лучшим решением будет приобрести сразу несколько стикеров: один для Чехии, и остальные — для Австрии со Словенией. Стоимость виньетки колеблется от 8 до 12 евро за штуку (800-1000 рублей), а срок ее действия — около недели, но дешевле всего обойдется стикер, действующий месяц.

На некоторых форумах можно прочитать, что до границы Черногории удастся доехать и без этого стикера. Но если по дороге такого водителя остановит полицейский, то простыми извинениями он не отделается, а штрафы в Европе высокие. Это тоже нужно учесть любителям сэкономить.

Далее путь продолжается до Вены, следует через Грац к Марибору. Австрийские дороги не имеют ни единого изъяна. Ехать по ним — одно удовольствие

С учетом длительной дороги въезд в Словению может быть уже ближе к полуночи, поэтому важно приобрести виньетку для этой страны заранее, чтобы не искать ее ночью

С учетом того, что Словения стала членом ЕС не так давно, при пересечении границы можно наткнуться на недействующие и заброшенные посты досмотра. Переночевать можно в Мариборе, а утром выдвинуться в сторону Загреба, предварительно прогулявшись по живописным окрестным территориям. В Мариборе множество отелей, только бронировать номер нужно заранее, так как не все ресепшен работают 24 часа в сутки.

Из Москвы в Польшу

Первый день, согласно рассчитанному маршруту, начинается с путешествия до Белоруссии. Чтобы миновать все московские пробки, лучше всего выезжать очень рано (в 4-5 часов утра) и двигаться по трассе М1. В целом состояние дорожного полотна на ней сносное, хотя кое-где можно встретить бригады по ремонту.

Так как маршрут лежит в Черногорию через Белоруссию, то лучше всего при приближении к границе приготовить «зеленую карту». Контроля там почти нет ввиду очень теплых отношений между двумя странами. Согласно отзывам туристов, лучше всего заправиться заранее на территории России, так как у белорусов бензин по стоимости выйдет дороже.

Следующая граница будет с Польшей, вот она намного серьезнее. Несмотря на то что все автомобильные форумы, посвященные путешествиям, сообщают о переходе границы в Бресте, бывалые советуют ехать до Песчатки, так как процесс там движется быстрее даже при наличии большого количества машин. Просмотреть все пограничные посты между Белоруссией и Польшей можно на официальном сайте белорусской пограничной службы. Именно там можно найти информацию о времени прохождения и количестве машин, стоящих в очереди на проверку.

Во время путешествуя в Черногорию из Москвы на машине при прохождении польской границы нужно предусматривать, как минимум, два часа ожидания. В целом, это самая сложная граница на всем пути. Еще один быстрый пост, ради которого придется сделать небольшой крюк, называется Домачево. Однако туристы сообщают, что маневр стоит того, так как по времени все равно выйдет быстрее, чем в Бресте.

Так как описываемый маршрут — самый безопасный путь, то и полякам надо отдать должное, ведь проверяют они даже чистоту самой машины. Также они просят включить приборную панель для проверки работы всех необходимых лампочек, могут спросить и о наличии запасных.

На самом деле путешествие на автомобиле в Черногорию — это очень увлекательное приключение. Например, после въезда в Польшу, особенно в вечернее время, можно почувствовать себя героем сказки благодаря узеньким витиеватым улочкам. Здесь нужно быть внимательным и соблюдать ПДД. В Европе в пределах населенных пунктов максимально разрешенная скорость — 50 километров в час, а максимально допустимое превышение составляет три километра в час. Будьте внимательны на дорогах!

Необходимое оборудование в дорогу

Что еще понадобится в дороге путешественнику, планирующему пересекать границы разных европейских государств? Во-первых, аптечка со всеми лекарствами, которые требуют стандарты ЕС. Во-вторых, огнетушитель с аварийным знаком. Кроме того, в Европе повсеместно используются светоотражающие жилеты, если потребуется непредвиденная остановка на трассе посреди ночи. Жилет должен находиться в салоне, а не в багажнике.

Если у человека стоит в машине антирадар, то перед путешествием его надо удалить, так как это может привести к серьезным проблемам в случае проверки машины полицией. Если поездка намечена с ноября по конец марта, в машине должны быть зимние шины на случай покрытия дороги льдом или сплошным снегом. Резина с шипами в Европе запрещена, а цепи можно использовать только при наличии сплошного льда на дорожном покрытии.

Согласно правилам Евросоюза, лобовое стекло должно пропускать не менее 75 процентов света и быть оборудовано двумя зеркалами заднего вида.

Котор

После пары дней пляжного отдыха нам вновь захотелось движения. На этот раз мы выбрали, без преувеличения, жемчужину Черногории Котор. Из Бара туда ведет магистраль, но стоит учитывать, что проходит она сквозь все городки побережья, скорость передвижения вряд ли превысит 50-60 км/ч. Мы оставили машину на платной стоянке возле старого города. Эта часть хорошо сохранилась до наших дней, мы прошли внутрь и попали… в Италию? На самом деле это действительно так, основали старый Котор римляне, назывался он раньше Акрувиум. Затем после четырех веков правления Венецианской республики его переименовали в Каттаро, и лишь во времена Югославии он стал Котором.

Перед воротами старого города можно взять бесплатную карту. Мы прогулялись по нескольким площадям, архитектура которых живо напомнила Венецию. Также Котор называют городом кошек, здесь их действительно великое множество, к туристам они относятся равнодушно и слегка презрительно.

Ну а нам интересно взглянуть на залив сверху, из крепости Святого Ивана. За 8 евро у нас появилась прекрасная возможность вскарабкаться по жаре вверх на 1400 ступеней. Сильно не советую соваться сюда в босоножках на каблуке, вьетнамках и прочей неудобной и скользкой обуви.

Обязательно возьмите с собой воду. Подъем достаточно тяжелый, а бутылка воды, стоящая внизу 1 евро, у крепости продается за 5. Примерно посредине пути находится часовня Спасения Богородицы, многие дальше не идут.

Весь путь занимает примерно час. Наградой взмокшим путникам служат изумительные виды на город и весь Боко-Которский залив.

По дороге из Котора назад можно остановиться на обзорной площадке напротив острова Свети Стефан и осмотреть его также с суши.

Шкодер

Первоначально я не планировал заезжать в Албанию, но выдался дождливый денек, и, как это часто бывает в горах, буквально в 50 км стояла абсолютно солнечная погода именно на территории Албании. Ну а раз так, то едем к соседям! Шкодер расположен в основании Скадарского озера, он и дал ему название.

Самой главной достопримечательностью является крепость Розафа. Она построена на высоком холме и возвышается над городом. По дороге к крепости можно посмотреть Свинцовую мечеть. Название дал необычный способ укладки камней при строительстве — их крепили между собой раскаленным свинцом. Не самое «здоровое» решение, поэтому мечеть теперь закрыта.

Билеты в крепость Розафа стоят около 2 евро, она очень древняя, первые постройки датируются еще III веком нашей эры. Названа по имени жены одного из строителей, которая, по легенде, дала себя замуровать заживо в стене, — только так боги давали добро на постройку. Виды со стен изумительные. Сама крепость полуразрушена, хотя ее пытаются потихоньку реставрировать.

Спустившись в город, мы пережили «дорожный шок». Во всем городе нет светофоров! В результате трафик напоминает броуновское движение. Снующие во всех направлениях велосипедисты, скутеры и «бессмертные» пешеходы. Выезжающие на «встречку», разворачивающиеся поперек дороги автомобили. Парковка в два-три ряда. Впрочем, довольно быстро начинаешь улавливать в этом подобие системы

Главное условие — предварительно посигналить! Неважно, что ты будешь делать потом, — требуется привлечь внимание. Я читал, что в этом уникальном городе даже проводили референдум на предмет установки светофоров, но население высказалось категорически против

Как и многие путешественники, мы отметили количество «мерседесов» на дорогах, только на них ездят реальные орлы-албанцы.

В старом центре можно посмотреть несколько мечетей и церквей. Здесь, как и в Черногории, спокойно соседствуют храмы трех конфессий.

Купить местного вина, поклониться памятнику великой албанке — Нобелевскому лауреату матери Терезе.

В местных кафе подают очень крепкий кофе со стаканом ледяной воды. Если останутся леки, потратьте их на фантастически вкусные персики.

Есть еще одна достопримечательность Шкодера — мост Меси. Засушливое лето не оставило от реки Кир ничего, кроме каменного русла, но по весне здесь настоящий  горный поток.

Дороги

Дороги в Черногории считаются одними из самых сложных в Европе. Здесь масса серпантинов и тоннелей. Наиболее простыми для водителя являются трассы с обозначением «М». Но и тут ваша средняя скорость передвижения будет не выше 60-70 км/ч.

На «регионалках» стоит рассчитывать лишь на 30-40 км/ч. Практически везде асфальт. Мне встретился лишь один участок гравейки, но полотно хорошего качества, без ям и трещин. Региональные дороги могут быть очень узкими, на одну машину, с карманами для разъездов.

Такой порядок движения требует полной концентрации и внимательности. Ночью, думаю, сюда лучше не соваться. Полиция встречается редко, в основном на выезде из населенных пунктов. «Ловят» на нарушение правил обгона и скорость. Штрафы от 40 евро и выше, оплата через банк, нас Бог миловал.

Сам автопарк Черногории состоит в основном из 5-15-летних дизельных «европейцев». В регионах довольно много машин марок «Юго» и «Застава» — наследие социалистической Югославии.

Довольно часто встречаются Renault 4 — их в свое время тоже здесь выпускали.

В горных селениях много «Лада-Нива». Новых машин очень мало, изредка встречаются европейские «бюджетники» Fiat Tipo, Dacia Logan и Duster. Столица автобизнеса — город Цетинье. Здесь мы видели целые россыпи автостоянок с машинами на продажу. Ценник за 10-летний дизельный Golf — 7000-8000 евро, Punto можно купить от 4000. Машины в основном из Италии.

В Сербии идет активное строительство платных магистралей. Качество трасс отличное, стоимость от Белграда до границы с Венгрией — 5,5 евро. Остальные дороги тоже вполне приличные.

По Венгрии мы ездили в основном по платным магистралям. Оплата виньеткой. Дороги отличные.

В Словакии наш путь пролегал мимо платных дорог, составлял всего 130 км, качество дорог хорошее, может, чуть хуже новых польских.

Польша — прогресс здесь налицо. Мало того что строятся новые автобаны, так и остальные дороги активно реконструируются. Укладывается свежее полотно, причем качество такое, что машина идет идеально ровно, без раскачки и волн. И это на региональных трассах. После них наша М1 с постоянной тряской и единственной оборудованной стоянкой на 300 км до Минска вызывает некоторое раздражение, про «Белтроля» вообще промолчу.

Люблин (Польша), старт

Выехали привычно до рассвета, в два часа ночи субботы. В шесть утра нас встретил Брест, праздновавший свое тысячелетие…

… а еще через час мы стояли в ПП «Домачево» в очереди на пересечение границы с Польшей.

Прохождение за три часа посчитали вполне оперативным и в полдень уже заселились в простенький отель в Люблине. Передохнув, отправились в старый центр, оставив машину в подземном паркинге торгового центра Vivo как раз напротив старого замка. Вполне уютный Люблин произвел приятное впечатление узкими улочками старого города. На нарядной площади по поводу выходного был устроен фудкорт, играла музыка.

Здесь у нас была запланирована небольшая закупка продуктами в дорогу в недорогом польском супермаркете, а также по просьбе дочери заскочили в IKEA за большой и мягкой плюшевой акулой — звездой инстаграма. Она стала нашим третьим членом экипажа, неизменно вызывающим улыбки у пограничников и просто прохожих.

Правила парковки и ПДД Черногории

Самым большим плюсом Черногории для автомобилистов являются свободные парковки на улицах. То есть припарковать автомобиль можно просто на обочине без каких-либо затрат. Безусловно, сначала надо убедиться в отсутствии запрещающего на парковку знака. В стране есть и платные парковки. Они обозначаются предупреждающим знаком.

В основном деньги за парковку могут брать в центральных районах города, где располагается большинство достопримечательностей, поэтому поток туристов с машинами больше. Но можно схитрить, оставив машину, например, в 20 минутах ходьбы в одном из дворов, и прогуляться до центра пешком. Стоимость парковок начинается от одного евро и может доходить до 5 евро за один час (примерно 300 рублей).

Черногорские правила дорожного движения не отличаются от российских, поэтому сложностей на дорогах не возникнет. Однако стоит знать некоторые нюансы. Так, максимально разрешенная скорость в пределах населенных пунктов не должна превышать 50 километров в час. За пределами населенных пунктов можно разгоняться до 90 километров в час. На шоссе и автодорогах ограничения скорости — 100 километров в час, а на автобанах и магистралях разрешается гнать до 130 километров в час.

По поводу алкоголя тут жесткие правила. Это нужно особенно учитывать любителям выпить вечерком в баре. Гражданам, не достигшим двадцати четырех лет, вообще не разрешено садиться за руль, имея в крови алкоголь выше 0 промилле. Для остальных возрастов допускается 0,3 промилле.

Правила ближнего света такие же, как и в России. Он должен быть включен как днем, так и ночью, иначе могут оштрафовать.

Важный пункт — ремни безопасности. Они должны быть и на заднем сидении. Детям, не достигшим 12 лет, находиться в движущемся авто на переднем сидении запрещается. А дети, не достигшие пяти лет, должны ездить в специальных креслах, установленных на заднем сидении.

За рулем категорически запрещено пользоваться мобильным телефоном. Если человеку нужно поговорить во время управления автомобилем, необходимо пользоваться устройством хэндсфри. Если полицейский остановит водителя, который во время движения разговаривает по телефону, штраф будет от 60 евро до 150 (более 11 тысяч рублей). Все выписанные патрулем штрафы необходимо оплачивать в ближайшее время. Данная процедура осуществляется в любом банке.

Впечатления и рекомендации

Что я бы рекомендовал взять с собой с целью экономии и удобства? Пригодились тапочки для плавания (на большинстве пляжей сложный каменистый вход в воду), пенные коврики (вполне комфортно лежать на гальке, стоимость лежаков — от 2,5 до 100 евро в высокий сезон на Королевском пляже), летняя спортивная обувь на нескользкой подошве для посещения достопримечательностей. В сентябре температура днем на солнце доходила до 40 градусов, так что мы активно пользовались головными уборами и солнцезащитными средствами. Если планируете в горы, обязательно берите серьезную обувь и палки для трекинга.

Прилично сэкономить без ущерба для качества отдыха можно, если снять апартаменты с кухней. В местных супермаркетах помимо привычного разнообразия продуктов есть уже готовые блюда, в том числе национальной кухни, их упакуют еще теплыми в термопосуду, останется только выложить на тарелку. На местном рынке изобилие местных деликатесов, сыров, выпечки, фруктов и овощей прекрасного качества, там также можно купить свежевыловленную рыбу и морепродукты, их по желанию почистят и приготовят на гриле. Цена дорадо в таком варианте — 8 евро за килограмм.

Фрукты-овощи дешевые, цены в супермаркете показались на порядок ниже наших. Стоимость ужина в местном кафе/ресторане — около 10-20 евро на человека, завтраки — от 3 евро.

Жители Сербии и Черногории часто неплохо говорят по-русски, молодежь свободно общается по-английски. Они показались нам легкими, открытыми, в общей своей массе более религиозными и семейными людьми. На дороге черногорцы резвы и немного бесшабашны в своем скоростном диапазоне до 70 км/ч, при этом на трассе с разрешенными 100 км/ч будут «тянуться» в этом же привычном ритме. Наблюдал на дороге спорные ситуации, однако водители реагировали вполне снисходительно, ни разу не дошло до выяснения отношений, криков и т.д. Очередной раз убедились в дружелюбии и расположении к жителям нашей страны (белорусские автомобильные «номера» в Черногории знают). Во всех курортных городах также много российских туристов.

В общем и целом отдохнуть в Черногории можно как дорого, так и бюджетно. При этом всем без исключения туристам эта прекрасная страна щедро отдает самые главные свои сокровища — чудесное море, яркое солнце, роскошные горы.

Для любителей интересных мест, активного отдыха и автомобильных приключений Черногория просто клад. В будущем я планирую проехать и по другим странам так понравившегося нам Балканского полуострова. Начинаю планировать новые путешествия и желаю всем ровных дорог!

Сергей БЕГАНСКИЙ
Фото автора
Специально для Автобизнеса

Белград (Сербия)

После крепкого сна на деревянной резной кровати и завтрака на старинной террасе мы выдвинулись в сторону Белграда. Платная дорога с разрешенной скоростью 130 км/ч и прохождение границы с Сербией за 20 минут позволили уже в полдень заселиться в нашу квартиру. Сербская часть пути также имела платный отрезок стоимостью около 5 евро, оплата на итальянский манер — берешь талончик, около следующего шлагбаума платишь.

Мы читали несколько нелестных отзывов о Белграде — город скучноват и сероват. Не согласны. Несмотря на жару (+38°), он произвел приятное впечатление. Правда, нам пришлось покрутиться, чтобы поставить машину в центре. Практически везде платные парковки оплачиваются СМС-сообщениями на местных операторов, поэтому мы ставились на крытый паркинг (гараж), здесь стандартная почасовая оплата, можно карточкой, из расчета 100 динар (0,8 евро) в час.

В центре города поражают сохраненные следы натовских бомбардировок, которые произошли во время военного конфликта, приведшего к распаду Югославии в конце прошлого века.

Несмотря на прошедшие годы, тема все еще актуальна: в городе вывешены растяжки с патриотическими лозунгами и портретами погибших, установлены памятные доски.

Прямо мимо главного входа в президентский  дворец здесь можно свободно ходить и фотографироваться, люди сидят возле фонтана неподалеку, выгуливают собак и отдыхают.

Собор святого Саввы — один из крупнейших православных соборов в мире и потрясает своим размахом. Сейчас идет внутренняя отделка храма, к осмотру доступны только нижние помещения, раззолоченные и роскошные.

Пешеходная улица Князя Михаила активная, жизнерадостная, полна народом, зависающим в кафе и магазинах.

Улица упирается в Калемегдан — старинную крепость, хорошо реконструированную.

С нее открывается нарядный вид на синий Дунай.

Мы также хотели посетить музей гениального серба Николы Теслы, но в понедельник там выходной.

Городской транспорт Белграда оказался до боли знакомым — троллейбусы производства «Белкоммунмаша» и мазовские автобусы. Обрадовались им как родным.

Морская прогулка

Вся прибрежная территория скалистая, есть много бухточек, пещер и островов, рассмотреть которые можно только с воды. И, разумеется, Свети Стефан — эффектный остров-курорт.

В Петроваце и Будве также есть районы «старого города», мощеные старым песчаником. В Будве во время большой прогулки можно полежать на пляже с видом прямо на древнюю башню.

Королевский пляж — удивительное место, попасть сюда можно только по морю. Вода кристально чистая, красивого бирюзового цвета. Да и само плавание нам, сухопутным, показалось интересным и забавным.

Национальный парк «Скадарское озеро», Подгорица, Цетинье и Риека Црноевича — это вариант прогулки также на целый день. Скадарское озеро — огромный водоем, крупнейший на Балканском полуострове, 2/3 его находится в Черногории, 1/3 — в Албании.

Один из красивейших видов открывается неподалеку от городка Вирпазара. Здесь также находится винный магазин, в котором продаются в нескольких вариациях традиционные крепкие и терпкие «Вранац» и «Крстач».

После осмотра части огромного озера мы поехали в столицу Черногории Подгорицу. Интересным местом для осмотра по дороге был водопад, как ни странно, Ниагара. Названный по примеру великого американского собрата, на фото в интернете он производил впечатление. Приехав к необычному горному массиву, водопада, к своему разочарованию, мы не обнаружили.

В засушливый летний сезон река обмелела, мы увидели лишь глубокий каньон, пробитый водой. Как говорят местные, сюда стоит ехать в апреле-мае, когда река, наполненная талыми снегами с гор, разворачивается во всей красе.

Побродили и поехали в город.

Подгорице довольно сильно досталось во время Второй мировой. Город активно бомбили итальянцы, мало что уцелело. После войны его переименовали в Титоград, старое название вернулось только в 1992 году. Мы немного погуляли по старой части города, посетили красивейший огромный храм Воскресения Христова. Здесь как раз проходил обряд венчания, звонили колокола. Внутренняя богатая роспись церкви производит мощное впечатление.

Далее, покинув столицу, выбрались на дорогу к населенному пункту со сложным названием Риека Црноевича. Дорога очень живописна, но довольно сложна и опасна.

Склон горы изрезан серпантинами, внизу прекрасные виды, но увлекаться ими не стоит, так как полотно узкое, без отбойников, при этом две легковушки разъезжаются с трудом. Дорога проходит мимо изумительного места, где река делает резкий поворот.

Именно здесь воинственный авантюрист царских кровей Иван Црноевич (отсюда название) заложил дом правителя государства Зета, прародителя Черногории. Теперь в этой исторической точке гостиница. Сам городок колоритен, в былые времена он был довольно развит, здесь был центр рыбацкого промысла и даже завод по производству жемчуга из рыбьей чешуи.

Сегодня в нем проживает около 50 человек, основу их благосостояния составляют туристы. Можно взять экскурсию по реке и Скадарскому озеру, но цены от 40 евро и выше. Мы воздержались, зато с удовольствием прогулялись по берегам, старым арочным мостам и отправились в Цетинье.

Этот город образовался также благодаря активному Црноевичу. Он остановился здесь в XV веке, бежав от турок. Цетинье долгое время считался главным городом Черногории, в конце XIX века он даже официально был провозглашен столицей. Сегодня это довольно тихий город, имеющий статус культурной столицы. Самой знаковой его достопримечательностью является монастырь Рождества Богородицы, довольно известный в этих краях.

Ловчен

На юго-западе страны расположен один из символов Черногории – гора Ловчен. Здесь же находится и одноименный парк. Уникальность горы в том, что она расположена в границе климатических зон: горной и морской. Ловчен имеет две вершины Штировник и Езерски врх. На второй из них находится мавзолей известного мыслителя Петра Негуша.

Еще в 1952 году центральная часть горного массива и сама гора были объявлены национальным парком. Уникальный растительный и животный мир нуждается в защите. В парке насчитывается более 1300 разновидностей растений. Здесь есть буковые и хвойные леса, полянки с редчайшими цветами, а также редчайшие представители птичьего мира и животных.

На территории парка сохранилось множество пещер и впадин, которые интересны не только путешественникам, но и профессионалам, которые изучают горные процессы.

Чем добраться до страны?

Планируя поездку в Черногорию, обязательно продумайте, каким образом вы будете добираться. Проще всего воспользоваться услугами одной из авиакомпаний. Самые дешевые билеты на рейсы из Москвы в Подгорицу или Тивату стоят около 10 тысяч рублей. А вот из Санкт-Петербурга перелет обойдется минимум в 17000 рублей (за дорогу в обе стороны).

А вот из других городов России – Казани, Новосибирска, Омска, Ростова-на-Дону, Челябинска стоимость билет начинается от 20000 рублей. Маршрут необходимо кропотливо изучить и продумать, поскольку иногда добраться до Москвы самостоятельно, а потом улететь из нее самолетом порой дешевле, нежели воспользоваться прямым рейсом.

Летом и весной можно отыскать недорогие чартерные рейсы. Как правило, все самолеты из России приземляются в аэропорте Тиват.

Еще один достаточно популярный вариант поездки в Черногорию самостоятельно – на автомобиле. В этом случае вам понадобятся: документы о прохождении регистрации вашей машины, права, маршрут передвижения, страховка на автомобиль и шенгенская виза, дающая право пересекать европейские страны.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий