Сколько зарабатывают пилоты?
Как и в других профессиях, зарплата пилотов в США неодинакова. Заработная плата летчиков варьируется в зависимости от самых разных факторов, в том числе:
- Авиакомпании.
- Типа самолета.
- Маршрута полета.
- Уровня подготовки пилота, должности, опыта и других факторов.
Одной из особенностей американского рынка труда считается то, что пилоты, ровно, как и представители других профессий, получают почасовую, а не ежемесячную или другую фиксированную зарплату.
По данным GlassDoor, американского веб-сайта, где люди самостоятельно отчитываются о своих доходах, средняя зарплата пилотов авиакомпаний была весьма приличной. Согласно указанным сведениям, средняя базовая годовая зарплата летчика в США составляла 113709 долларов. Эти данные основываются на заявленных данных о зарплатах 235 разных пилотов и могут считаться вполне репрезентативными.
В то же время, многое зависит от авиакомпаний. Например, в 2020 году средняя заработная плата пилотов в Southwest Airlines составила 178 765 долларов. Средний доход в American Airlines равнялся 167 391 доллару. Пилоты United Airlines сообщили о средней зарплате в 181 418 долларов, а пилоты Delta — 160 608 долларов.
Таким образом, если попытаться дать краткий ответ, то пилот в США зарабатывает в среднем 174 870 долларов (данные за 2019 год).
Работа за границей
На Западе в пилоты идут не только в 30, но и в 40 и даже 45
лет. Там можно летать со зрением -5. Проверка здоровья минимальная. Качество
обучения лучше в сто раз. Поэтому, если хочется стать летчиком гражданской
авиации в зрелом возрасте, стоит подумать о полном переезде в Европу или
Америку.
В Европе или США люди справедливо считают, что в возрасте человек становится более ответственным. Поэтому там немало случаев, когда мужик после 40 работает еще лет 25, и дослуживается до капитана.
Многие пилоты на Западе летают с плохим зрением и в возрасте
Конечно, это сложно. Язык нужно выучить в совершенстве, и просто свернуть горы. Но зато и перспективы открываются гораздо более высокие.
При обучении на Западе можно получить более дешевую лицензию CPL, инструкторский сертификат, и работать при какой-нибудь авиашколе. А потом, наработав бесплатный налет, уже повышать свое образование (и шансы на трудоустройство).
На Западе не будет кризисов, падения валюты, постоянных сокращений и ужесточения требований медосмотра. Там много внимания уделяется не идиотским формулам, а именно опыту пилотирования, поэтому качество образования в итоге заметно выше.
Также как вариант, можно рассматривать работу в странах СНГ,
Китае, Африке и так далее.
В связи с этим обучение за границей в расчете на работу там же намного лучше РФ. И если есть заветная мечта, то ради нее стоит пожертвовать собственным Мухосранском.
Вот, собственно, 10 шагов для тех, кто хочет стать пилотом
после тридцати:
- Прохождение ВЛЭК (если планируется работать в РФ) и Medical за границей для оценки своих возможностей.
- Подготовка английского и минимум 50000 евро
(лучше 100000). - Получение лицензии частного пилота PPL.
- Получение рейтингов IFR, лицензий на однодвигательный и
двухдвигательный самолеты; - Получение CPL (тут можно попробовать устроиться на работу вторым пилотом или на химию);
- Получение ATPL;
- Обучение на тип;
- Стажировка, налет;
- Рейтинги;
- Трудоустройство.
Само по себе, инструкция краткая, примерная, и не включает в
себя получение лицензий на ведение радиообмена, сдачу английского по уровням ICAO и
так далее. В итоге, после подготовки и кучи потраченных денег, у вас будет
770-1000 часов налета, хороший английский, и большие шансы на трудоустройство.
Для работы в России, нужно будет еще окончить ВУЗ по специальности «инженер-пилот».
Учитывая, что это все очень дорого, то есть и еще один путь
– получить лицензию частного пилота PPL, купить легкий самолетик, это вылезет в те же 100 тысяч. Или –
получить только PPL, да
летать в аэроклубе, цена такого обучения будет около 8-10 тысяч евро плюс
100-200 евро за час аренды самолета.
Как стать пилотом самолета в гражданской авиации
Управление летательными аппаратами относится к разделу «техническая эксплуатация», значит получать высшее образование необязательно — достаточно и среднего специального. Но такие специалисты получают наименьший доход.
Желающих выучиться на пилота всегда много, поэтому отбор на пилота очень строгий. Пилот гражданской авиации после вуза или ссуза должен иметь:
- Отличное здоровье. Особенно это касается вестибулярного аппарата, зрения, моторики рук, мышечной реакции и сердечно-сосудистой системы.
- Моральная стойкость и психическая стабильность;
- Быстрая реакция, умение просчитывать действия и работать в чрезвычайной ситуации;
- Высокий уровень интеллекта и аналитическое мышление.
Категории гражданских пилотов
Гражданская авиация привлекает карьерными перспективами, высокой зарплатой и возможностью путешествовать. Но получить профессию гражданского пилота непросто.
Во-первых, требуется отучиться в летном училище. Только в этом случае можно рассчитывать на работу в крупной авиакомпании. Во-вторых, получить летную лицензию международного образца. По ним все гражданские пилоты делятся на три большие категории:
- PPL. Эта лицензия выдается частным летчикам, управляющими одномоторными самолетами. Таких же пилотов платно готовят частные авиашколы;
- CPL. Лицензия для коммерческих пилотов, которые управляют легкими воздушными судами. Они имеют право перевозить пассажиров, доставлять небольшие грузы, участвовать в тренировках парашютистов;
- ATPL. Лицензия для линейных пилотов. Ее стремятся получить все гражданские летчики — с этой лицензией можно водить многотонные пассажирские лайнеры даже по международным маршрутам.
Третий тип лицензии требуется авиакомпаниям при приеме на работу. Есть частные перевозчики, которым подходит лицензия CPL. В России такие летчики водят самолеты Ан-2 или сходные по габаритам иностранные аналоги.
Обучение в летном училище предполагает изучение теории и многочасовую практику на специальных тренажерах. Главное для пилота – это количество налетанного времени. Выпускник по нормативам должен налетать не менее 150 часов.
Но даже с лицензией ATPL нужно пройти дополнительные курсы, чтобы переучиться на определенную марку авиалайнера. Курсы всегда платные, проводятся за счет авиакомпании, а деньги на обучение пилот выплачивает путем удержаний из зарплаты.
Перед поступлением в вуз на пилота гражданской авиации нужно сдать медицинскую комиссию. Можно не получить лицензию, если выпускные тесты написаны безукоризненно, но со здоровьем были небольшие проблемы. Медосмотры — норма в профессии пилота, так как их проходят перед каждым вылетом.
Пилот гражданской авиации, закончивший обучение в России, должен знать авиационный английский язык на высоком уровне — это обязательно для получения команд от диспетчерских служб.
Русские пилотессы
После того как «Блумберг» опубликовал результаты исследования, «Аэрофлот» уточнил, что среди его пилотов, которых, кстати, не 4 200, а 2 800 чел., уже трудятся 62 женщины. Из них 48 летают, а остальные обучают. 9 – командиры экипажей. На деле доля увеличилась с 1,4 до 2,2%.
Справочно! Капитан Аэрофлота получает около 470 000 руб. в месяц.
И всё же, откуда такая разница? Отчего девушек, управляющих авиалайнерами или работающих вторыми пилотами, в России меньше, чем в Европе и США?
Фото: Instagram @ stewardessaeva
В качестве оправдания столь низкой позиции крупнейшего отечественного авиаперевозчика можно привести некоторые доводы:
- Компания не принимает специальных мер, чтобы сохранить преимущественное положение мужчин, равно относится ко всем претендентам. С этим согласился и Bloomberg.
- Многие пассажиры по сей день боятся летать с пилотами-женщинами. Никуда не исчезли стереотипы. Они уверены, что в критической ситуации мужчина сориентируется быстрее и не впадёт в панику.
- Не слишком много возможностей выучиться на лётчика осталось после распада СССР. Удовольствие это недешёвое. Пока претендентка окажется за штурвалом самолёта и ей доверят перевозку пассажиров, пройдёт уйма времени. Придётся не просто поступить в лётное училище и закончить его. Немало денег уйдёт на отработку практических навыков на тренировочных, а затем грузовых судах, постоянное повышение квалификации.
- Наконец, трудовое законодательство против привлечения женщин к вредным работам. А должность пилота – это постоянные стрессы, перепады давления, смена часовых поясов. Не зря их раньше среднестатистического россиянина отправляют на пенсию.
А Вы бы побоялись лететь в самолете с женщиной-пилотом?
Да
Нет
На конец 2016 г., как сообщает «ВПолете.Онлайн», 450 россиянок получили лётную лицензию. Из них 30 пилотируют пассажирские самолёты. В Штатах в это время из 27 тыс. дам, имеющих лицензию, только 1 тыс. реализует умения на практике.
А теперь посчитаем. Большая часть из упомянутой тридцатки, а именно 20, – в «Аэрофлоте». Как подтвердила авиакомпания, на 2019 г. в её штате уже 62 пилотессы.
Плюс в «России» – 6, как минимум 2 – в «Победе». Получается, что «королев небес» гражданской авиации в стране немногим больше 70.
Фото: Instagram @ inessa_travel_
Имена некоторых из них известны далеко за пределами РФ. Они стали первыми в своём деле.
Фото: Дарья Синичкина. Пилотирует новый Sukhoi Superjet 100 авиакомпании Red Wings – пока единственная в мире
Фото: заслуженный пилот РФ Ольга Ивановна Грачёва. В России допущена к полётам на иностранных машинах A310 и Boeing 767
Фото: Татьяна Рыманова – пилотесса «Боинга»
Фото: Мария Фёдорова – самая молодая девушка, в 23 года допущенная за штурвал отечественного Суперджета в ноябре 2016 г.
Фото: Елена Новичкова – КВС Airbus A320
В 2018 г. о рейсах с девичьими экипажами заявила авиакомпания «Победа», чем вызвала общественный резонанс. О страхе перед такими пилотами сообщили многие соотечественники. В конце ноября 2018 г. подобный перелёт был выполнен.
Скриншот новости на странице ВКонтакте авиакомпании
«С первой половины 20 столетия прекрасные представительницы человечества составляли пятую часть военных пилотов сначала Российской Империи, а затем и в Союзе. … справедливости ради отметим: в 70-х в СССР дважды набирались курсы будущих пилотов, состоящие из одних девушек (закончили 90 выпускниц). Но потом эта практика угасла сама по себе» (vpolete.online).
Как получить профессию
Для получения рассматриваемой профессии потребуется потратить немало лет на обучение. Существует несколько профильных отечественных университетов, выпускники которых становятся профессиональными пилотами. Поступить в такое учреждение можно лишь при условии крепкого физического и психологического здоровья. Ниже мы предлагаем обсудить вопрос о том, как стать пилотом самолета, более подробно.
Что необходимо для обучения
Поступить в авиационное училище могут лишь те граждане, которые имеют идеальное здоровье. Юноши, отслужившие в армии, должны иметь военный билет категории «А». Здесь следует отметить, что руководство летной школы может отчислить ученика в случае ухудшения его здоровья.
Действующее законодательство разрешает пилотировать гражданские лайнеры лицам в возрасте от восемнадцати до шестидесяти пяти лет. Это означает, что возраст летчика имеет второстепенное значение. Значительно больше внимания уделяется профессиональным навыкам и личным качествам претендентов на данную должность. Все кандидаты, подающие заявки в авиационные школы, должны быть увлечены своей будущей профессией. Знание иностранных языков является преимуществом для будущего пилота, так как такие летчики допускаются к международным рейсам.
Учителя летных училищ могут обучить основам пилотирования, однако они не в силах привить личностные качества, необходимые для реализации в этой профессии. Человек, работающий в этой сфере, должен обладать повышенной устойчивостью к стрессу и высоким уровнем ответственности. Пунктуальность, терпение, внимательность, склонность к лидерству и постоянному самоанализу являются ключевыми требованиями к представителям этой профессии. Работа летчика включает в себя составление летных программ и других документов. Это означает, что кандидаты на должность пилотов должны уметь работать с различными бумагами.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, сколько стоит обучение на пилота. Стоимость летных курсов составляет около сорока пяти тысяч рублей. Сюда входит лишь теоретическая подготовка. За каждое практическое занятие ученики таких школ платят не менее десяти тысяч рублей.
Работа пилота в действительности гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд
Где в России можно отучиться на пилота гражданской авиации
На территории России расположено всего три высших учебных заведения, где можно получить рассматриваемую профессию. Люди, заинтересованные в покорении небес, могут отправить свои документы в авиационный институт, который находится в Москве или Санкт-Петербургский Университет гражданской авиации. Отдельного внимания заслуживает Ульяновское летное училище, так как выпускники этого учреждения высоко ценятся во многих авиакомпаниях. На территории РФ есть и другие образовательные заведения, являющиеся филиалами вышеперечисленных вузов.
Как долго длится обучение
Обучение на пилота гражданской авиации в России занимает от трех до пяти лет, в зависимости от выбранного учебного заведения. Освоить эту профессию можно и на специальных курсах, которые длятся всего три месяца. Выпускники летных школ, на базе которых проводятся курсы, получают статус пилотов-любителей. Для получения возможности работать в сфере авиации потребуется потратить значительно больше времени на освоение специальности.
Может ли девушка получить такую профессию
Стать летчиком способна далеко не каждая девушка. Это объясняется тем, что многие институты и училища отказываются принимать документы у представительниц прекрасного пола. В качестве альтернативного варианта можно рассматривать обучение в летной школе
Важно отметить, что большинство образовательных учреждений уделяют внимание не половой принадлежности будущего ученика, а его личным качествам и теоретическим знаниям. Следует помнить о том, что в штате «Аэрофлота» есть много женщин, которые занимают рассматриваемую должность
Международная тарификация
Именно за границей сполна можно ощутить насколько престижной является профессия пилота. Наши летчики получают на порядок меньше своих заграничных коллег. Для сравнения в США в среднем 1 час тарифицируется в 250 долларов. Даже имея минимальные 65 часов налета в месяц получается хорошая сумма. К тому же, будучи пилотом огромного Боинга, можно получать около 19 тыс. долларов.
Финские авиакомпании в основном оплачивают 4,6 тыс. евро ежемесячно. Это немного меньше, чем в Америке, но здесь присутствует ряд льгот. Например, финским пилотам компенсируется 700 евро к зарплате за пользование личного транспорта для перемещения по земле. В противном случае компания выделяет этот транспорт самостоятельно.
В Турции среднестатистическая оплата работы пилотов составляет минимум 3,6 тыс. евро. Интересно, что в стране существует компенсация за возможное падение курса валюты. Выплачивается такая компенсация один раз в три месяца и составляет 2,5 тыс. евро. В Турции отсутствует должность командира корабля, поэтому если пилот 2-го класса хочет иметь такую заработную плату ему нужно налетать не меньше 70 часов.
Довольно большим доходом по международным тарифам могут похвастаться пилоты в Китае. Авиатор 1-го класса аэробуса может получать в районе 170 тыс. долларов ежегодно. Пилот Боинга имеет доход в 250 тыс. долларов ежегодно. Но и здесь бюджетные авиалинии выплачивают своим пилотам в разы меньше. Например, пилот 1-го класса имеет в среднем доход 110долларов за час налета.
В ОАЭ средний налет в месяц составляет 85 часов и при этом летчик получает заработную плату в 10 тыс. евро, что является очень высоким показателем.
В заключение можно сказать, что зарплата пилотов довольно высокая. Особенно, если это международные перелеты и большой опыт работы. Сейчас среднестатистическая зарплата летчиков в России составляет 75 – 140 тыс. рублей. Но уже в 2019 году планируется ее увеличение до 200 тыс. рублей.
Будьте всегда с деньгами!
Военная авиация и доходы военных пилотов
Военная авиация имеет не очень много отличий в оплате от гражданских пилотов. Но стоит отметить, что военные летчики постоянно сталкиваются с довольно рискованными и экстремальными ситуациями.
Ежемесячный доход старшего лейтенанта составляет в пределах 80 тыс. рублей, а майора – до 100 тыс. рублей. Специалисты, которые принимают участие в сирийских военных операциях, имеют зарплату до 350 тыс. рублей в месяц. Максимум, что может получить военный пилот – 500 тыс. рублей.
На порядок выше доход у военных летчиков, которые постоянно пилотируют истребители, а также выполняют очень важные боевые задачи. В таком случае их доход может достигать 600 тыс. рублей. Сумма очень заманчивая, но и риска в ней более чем достаточно.
Помимо зарплаты пилоты военной авиации получают дополнительную плату в размере 100%.
Про любовь. Мы не виделись неделю и меня уже не волнует, где он разбросал свои носки
— Муж у меня тоже пилот, работает в авиакомпании «Россия». Мы познакомились, когда я была в Екатеринбурге на учебе. Меня отправили работать на Ан-26, многие знали, что я штурман, что могу по навигации помочь, если кому-то что-то непонятно. Сергей позвонил мне, чтобы я помогла с материалами к зачету.
Сегодня он работает в Питере, а я в Минске. Дом наш в Санкт-Петербурге, родители мои тоже туда переехали жить. Но Минск на Питер похож по настроению, тут все размеренно.
Все хорошо, с мужем мы всегда на связи. Сегодня запросто можно увидеться по интернету. Он приезжает ко мне в гости очень часто, я езжу, когда у меня есть время. На самом деле так даже интересней. Мы не виделись неделю — меня уже не волнует, где он там разбросал свои носки, где он гулял вчера с друзьями
Мне просто важно его увидеть. И ему тоже. И это здорово
И это здорово.
Муж летает много: и по Европе, и по России — в Омск, Тюмень, Самару. Он, кстати, очень удивлен географией нашей: «Куда-куда ты летишь? В Женеву? Ух ты, я там никогда не был. В Ашхабад? Мы про такое только слышали». По-доброму завидует мне, шутит, но он, конечно, очень за меня рад.
Я, в принципе, не привязана к какому-то месту, городу. Я там, где мне есть чем заняться. И когда я в «Трансаэро» работала, пришлось уехать в Москву. Все бросила — поехала сюда, потому что нет границ. Небо одно и над Магаданом, и над Минском. А здесь сейчас есть то, к чему я шла столько лет.
О первом самостоятельном полете, страхе и цыплятах: «Перевоз цыплят и утят – это вообще адская тема»
– Каковы были ваши первые впечатления от полетов?
– К моменту обучения в Академии у меня даже не было опыта полета на легкомоторном самолете. Да, как пассажирка на больших самолетах я летала, но именно на таких – нет.
Ознакомительный полет проходил с инструктором: все длилось примерно 15 минут, но ощущение такое, как будто в небе провела целый час. При этом не понимаешь, что вообще происходит, потому что чувствуешь полный восторг.
Через какое-то количество занятий инструктор, если видит, что ты готова, отпускает тебя в так называемый соло-полет. У меня это случилось, когда я набрала, кажется, 13 часов – это практически минимум.
Многие спрашивают, было ли страшно первый раз лететь самостоятельно. Нет, страшно не было, потому что бояться некогда: у пилота очень много процедур, которые надо проделать, – перед запуском двигателя, после запуска, перед вылетом. Все должно быть четко.
Да и зачем себя мучить, если испытываешь страх при полетах? Да, бывает, случаются стрессовые ситуации, когда надо срочно вылетать, мы торопимся – тогда чувствуешь напряжение. Но точно не страх.
– После того как закончилось обучение, что дальше?
– Когда учеба закончилась, я получила лицензию коммерческого пилота (бывает еще лицензия частного пилота). Но фишка в том, что после Академии ты не можешь летать на любом самолете, только на таком же одномоторном или двухмоторном, на котором летал и в школе. На Boing или Airbus, например, нет, потому как для этого нужно пройти дополнительное обучение.
Поэтому в основном пилоты ищут работу, а потом либо они сами, либо компания оплачивает им обучение на конкретный тип самолета. В среднем это будет стоить еще 20 000 – 25 000 евро. Но, как правило, компании не хотят платить за это, что значительно усложняет поиск работы для выпускников.
Специфика нашей компании, которая расположена в Европе, – это чартерные грузовые перевозки. Обычно смена у нас длится месяц (да, мы почти как дальнобойщики), в течение которого ты летаешь из одной страны в другую: в основном это Европа и Северная Африка.
Груз бывает самый разный: возим много запчастей, медикаментов, тесты на COVID-19… А бывает, например, что одна компания (скажем, Rolls-Royce) заказывает самолет, чтобы перевезти одну небольшую коробку заклепок для салона. Заводу выгоднее нанять самолет и быстро осуществить доставку запчастей, чем пользоваться наземным транспортом и временно остановить производство.
– Какой самый неожиданный или странный груз вам приходилось везти?
– Больше всего запомнились два случая. Первый – когда мы везли пять собак породы бигль из Германии в Англию. Это были лабораторные животные. Тот случай, когда тебе так жалко, они плачут, но ты выполняешь свою работу – тебе надо их доставить по назначению. Потом уже я начала искать информацию на эту тему и узнала, что биглей используют для тестирования косметической продукции.
Второй случай – перевоз цыплят из Франции в Марокко. Это вообще адская тема. Проблема в том, что они выделяют много тепла, а самолет при этом сам по себе холодный. Получается такой эффект: внутри салона выделяется много тепла, оно поднимается вверх, встречается с холодной обшивкой и начинает конденсироваться. В самолете просто начался дождь.
Для меня это был первый рейс с птицами, мы летим – и я краем глаза вижу, что инженер (это обязательный член экипажа, как и командир и второй пилот) бегает по салону с тряпкой. Спрашиваю его, что случилось, а он говорит: «Ты посмотри, все течет». Когда мы пошли на снижение, потекло и у нас в кабине.
В итоге вся наша одежда была мокрая, часть техники не работала, но, к счастью, ничего во время полета не отказало. На разгрузке клиент проверил каждую коробку, чтобы все цыплята были живы.
– А бывали какие-то экстремальные ситуации во время полета?
– Однажды во время рабочего полета произошел один казусный момент. Так случилось, что инженер ушел в грузовой отсек, а через какое-то время загорелось предупреждение, что в самолете открылась грузовая дверь. Мы тогда пошутили, что инженер, наверное, вышел. Проверили давление в самолете – в норме. Бывает, что из-за низких температур датчик открытия дверей начинает сбоить.
– Но вас же, наверное, обучают тому, как вести себя в экстремальных ситуациях?
– Конечно, это обязательно. Раз в полгода мы проходим тренировку в симуляторе, где как раз прорабатываем все такие экстренные ситуации: в основном это отказ двигателя или уход на второй круг с одним рабочим двигателем.
Пилотирование на истребителе
Как стать пилотом истребителя? В настоящее время самыми популярными Российскими истребителями являются МИГ-31 и Су-27. На них же и происходит обучение лётчиков.
Пилот-истребитель – это очень рискованная и полная адреналина профессия. На базе лётной школы курсанты отрабатывают приёмы и методы правильного и точного полёта. В среднем каждый пилот в течение года должен налетать сто часов.
Практический курс обучения включает в себя следующее:
- полёты по плану боевой подготовки;
- восстановление утраченных навыков лётного состава;
- выполнение различного рода заданий от военного экипажа;
- программа по дозаправке самолёта в воздухе в дневное и ночное время.
Очень важно освоить приём заправки истребителей в небе, так как сделать это довольно сложно: на скорости 600 км/ч нужно попасть в шланг топливозаправщика. С помощью дозаправки продолжительность полёта увеличивается до пяти часов
Все трюки и способы перехвата отрабатываются на новейших тренажёрах
-истребителях, которые с точностью повторяют всю тактику и движения.
Через пять лет упорной работы выпускаются профессиональные лётчики-истребители первого класса. Они поступают на службу в ВВС.
Женщины в современной авиации
Берут ли девушек в пилоты сегодня? Конечно же, берут, многие из них добиваются в этом нелегком деле огромных успехов. Наибольшее количество женщин — пилотов самолетов насчитывается в США. Согласно данным американской авиационной службы, на данный момент около 30 000 женщин имеют лицензии, позволяющие управлять воздушным транспортом. Среди них частные летчицы, коммерческие, а также имеющие лицензии от авиакомпаний. Это подтверждает популярность профессии пилота среди представительниц прекрасного пола.
От общего количества пилотов, женщин — пилотов гражданской авиации примерно пять процентов.
Эти данные не сильно отличаются от тех, которые были актуальны еще десять лет назад. На самом деле, в крупных авиакомпаниях насчитывается всего, примерно, по сто девушек — пилотов. Сами дамы говорят, что никакой дискриминации по этому поводу сейчас практически нет. Пассажиры и коллеги вполне спокойно и с уважением относятся к девушке за штурвалом самолета.
Современная авиация находится на таком уровне, когда вопрос о том, бывают ли женщины – пилоты, уже не актуален. Разница между мужчиной и женщиной в этом плане практически отсутствует. Хотя, девушек, все же, намного меньше. Агнешка Баран (польская летчица) сообщила, что в ее компании работает всего пять женщин, а мужчин — больше сотни. Но, она говорит, что, как руководство, так и инструкторы с капитанами относятся к ним так же, как и к мужчинам.