Былины и легенды древнего Мурома

Видео:Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"Скачать

Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

Образ в кинематографе

По мотивам былин в 1956 году был снят первый в Советском Союзе широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец» с Борисом Андреевым в главной роли. Режиссер Александр Птушко за эту работу два года спустя был удостоен почетного диплома Международного кинофестиваля в Эдинбурге.

Специально для съемок на берегу Симферопольского водохранилища пришлось воссоздать Древний Киев. Эпическая картина потребовала участия более ста тысяч военнослужащих и одиннадцати тысяч лошадей. Костюмы для богатырей были изготовлены по картине Виктора Васнецова «Богатыри».

Образ Ильи Муромца использован в кинолентах «Этот негодяй Сидоров», «Приключения в Тридесятом царстве», «Реальная сказка». В 70-х годах ХХ века и в 2007 году былинный богатырь стал героем мультипликационных фильмов.

Видео:ЗА ЧТО РЮРИК УБИЛ ИЛЬЮ МУРОМЦА?Скачать

ЗА ЧТО РЮРИК УБИЛ ИЛЬЮ МУРОМЦА?

Святогор (богатырь-великан)

Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.

Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.

Подробнее >>

5. Дунай Иванович

Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический. Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай.

Nnm.me

Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

6. Михайло Потык

Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле.

F-picture.ne

Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.

Видео:Столица допотопных храмов!Скачать

Столица допотопных храмов!

Илия Печерский и русский богатырь

Былины наполняют русский народный эпос и увековечивают героические события или примечательные эпизоды национальной истории XI–XVI веков. Оттого в образах многих богатырей узнаются черты людей, которые действительно жили в средневековой Руси и принимали непосредственное участие в ее истории.

Илия Печерский – инок Киево-Печерского монастыря – жил в XII веке. Исследователи русского фольклора считают его прототипом Ильи Муромца. Доказательства жизни Илии сохранились, а вот Муромец, по версии ученых, – собирательный образ, некоторые особенности которого позаимствованы в том числе и у упомянутого священнослужителя.

Печерский родился в селе Карачарово в промежутке между 1150 и 1165 годами, считают ученые. Но гипотеза вызывает сомнения, потому что в истории населенный пункт впервые упоминается в XVII веке. Согласно другому мнению, Илия появился на свет в городе Карачев или поселке Моровск.

С юности Печерский обладал недюжинной силой и носил прозвище Чоботок: однажды богатырь отбился от врагов одним сапогом – чоботом.

Монашество Илия принял в Киево-Печерской лавре, но священнослужению посвятил не всю жизнь. Ученые доказывают это отсутствием упоминаний о житии преподобного. Считается, что Илия большую часть жизни посвятил ратному делу и решил стать монахом после того, как едва не погиб в бою.

Некоторые исследователи предполагают, что Печерский родился в Муроме, где после жили его потомки, носившие фамилию Гущины. Преемники Илии обладали невероятной силой. Например, одному из потомков, который жил в конце XIX века, даже запрещалось участвовать в кулачных боях.

Рядом с домом, где Илия жил в Муроме, стоит Троицкая церковь. Предание гласит, что мужчина построил здание сам. В ходе работы Печерский на плече носил стволы дуба-топляка, которые сплавлялись по реке.

Точной даты смерти Илии, как и ее причин, не сохранилось. Но существует гипотеза, что Печерский погиб 2 января 1203 года при нападении на Киев Рюрика Ростиславича. В Киево-Печерской лавре придерживаются мнения, что Илия не погиб на поле сражения, а был тяжело ранен копьем в грудь, но выжил. И последние годы жизни богатырь провел в служении Богу.

Мощи Илии хранятся в пещере Киево-Печерской лавры. Для исследователей, которые изучают жизнь святого воина, примечателен 1988 год. Ученые проводили экспертизу мумифицированных останков Печерского. Анализ показал, что останки принадлежат мужчине, умершему в XII столетии.

Характеристика антропометрических данных усопшего указывают на нетипичный для Средневековья рост – 177 см. У современников Илии средний рост составлял 165 см. Исследователи обнаружили признаки заболевания позвоночника, что указывает на связь с былинным Ильей Муромцем, который не мог ходить из-за проблем со спиной.

Череп монаха толще, чем у обычных людей. Запястья и ключицы превосходят по размерам примеры из анатомии.

Причиной смерти Печерского мог стать удар копьем или мечом в грудь. На левой руке сохранились следы характерной раны. Вероятно, Илия прикрывал грудь от острия оружия. Погиб Илия в возрасте 40–45 лет.

Работа советских ученых помогла снять часть вопросов, касающихся личности Печерского. Но по-прежнему остаются факты из биографии Илии, которые мифологизируются и обрастают новыми подробностями.

Видео:Василий Буслаев (1982)Скачать

Василий Буслаев (1982)

Преподобный Илья Муромец

Первое историческое упоминание о богатыре Илье Муромце относится к 1574 году. Оно содержится в письме оршинского старосты к трокскому воеводе. А в 1594 года немецкий рыцарь Эрих Лассота видел и описал могилу Ильи Муромца в Киево-Печерской лавре.

Итак, Илья Муромец – лицо вполне историческое. Вот только время его жизни несколько не соответствует тому, что обычно описывается в былинах. Ведь там богатырь служит князю Владимиру. Даже если представить, что имеется в виду не Владимир Великий, а Владимир Мономах, княживший в Киеве в 1113-1125 гг., то Илья Муромец должен был быть тогда вполне молодым человеком. А если верна былинная легенда, что Илья 33 года лежал на печи и встал только после молитвы калик перехожих, то он должен был родиться ранее 1092 года. В таком случае у него было мало шансов дожить до 1188 года. Эту документированную дату его смерти вряд ли можно ставить под сомнение.

Илья Муромец в представлении создателей мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник», 2007 гИлья Муромец в представлении создателей мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник», 2007 гВ юбилей крещения Руси (а также смерти Ильи Муромца), в 1988 году, учёные провели эксгумацию останков богатыря. Неизвестно, насколько учёные были при этом объективны. Возможно, они хотели польстить обывательскому мнению. Судите сами. Было установлено, что преподобный Илья, покоящийся в Киево-Печерской лавре, обладал могучим телосложением, а умер из-за ранения в области сердца. На момент смерти, судя по изношенности костей, ему было всего 55 лет. Следовательно, Илья Муромец родился примерно в 1133 году и служить князю Владимиру Мономаху никак не мог. Учёные подтвердили также былинную версию о том, что в ранние годы богатырь и вправду мог страдать параличом конечностей.

Видео:Сказ о Петре и Февронии (2017)Скачать

Сказ о Петре и Февронии (2017)

Соловей разбойник (антигерой)

Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.

Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.

Подробнее >>

10. Дюк Степанович

Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.

Pilipok.ru

40 откровенных фактов о русских женщинах

Видео:Город Муром один из городов с двойным дномСкачать

Город Муром   один из городов с двойным дном

Иван Годинович

Краткая биография:

Иван Годинович очень хочет жениться и отправляется в землю Черниговскую, но оказывается, что его избранница Настасья уже просватана за иноземца Вахрамея Вахрамеевича (или Кощея). Иван Годинович силой забирает ее и везет в Киев. По дороге их нагоняет жених Настасьи, и вместе с ней они побеждают Ивана Годиновича, привязывают его к дереву, а сами развлекаются в шатре рядом. Ивана Годиновича освобождают помощники (птицы или богатыри). В сражении с врагом богатырю помогает заговоренное оружие: когда жених Настасьи Вахрамей направляет лук на героя, тот произносит заговор на стрелу, и стрела убивает противника. В наказание за неверность Иван Годинович учит свою жену трем наукам молодецким: отрубает руки, губы, ноги — потому что та с неверными обнималась, целовалась, ногами переплеталась.

Видео:Илья Муромец и Соловей-Разбойник (Серия 2) [1978]Скачать

Илья Муромец и Соловей-Разбойник (Серия 2) [1978]

Спасо-Преображенский монастырь

Былины и легенды древнего Мурома

История монастыря насчитывает не одно столетие. Построенная из дерева во владениях князя Глеба и погибшая в пожаре после нашествия татаро-монголов обитель была восстановлена в XIV веке князем Юрием Ярославичем.

Былины и легенды древнего Мурома

Первые упоминания о монастыре датируются 1096 годом. По указу Ивана Грозного в середине XVI века построен каменный храм Спаса Преображения, а в XVII веке − церковь Кирилла Белозерского, Покровская церковь и др. Архитектурные особенности строений монастыря связаны во многом с выполняемой ими функцией: строгость линий, шлемовидные купола не только воплощали монастырский дух, но и были характерны для крепости. Так, Спасо-Преображенский собор принимал на себя удар врагов.

Сейчас монастырь привлекает верующих не только своими святынями, но и благоустроенной территорией, здесь есть мини-зоопарк.

Видео:РУССКИЕ БОГАТЫРИ:САМЫЕ НЕОЖИДАННЫЕ ФАКТЫ/СБОРНИКСкачать

РУССКИЕ БОГАТЫРИ:САМЫЕ НЕОЖИДАННЫЕ ФАКТЫ/СБОРНИК

Был ли женат Илья Муромец?

Документальных источников, подтверждающих, что легендарный богатырь был женат и имел детей, нет. Да и времени обзаводиться семьей у него было не так много. Тем не менее в былинах встречаются детали, указывающие на то, что и Илье Муромцу ничто человеческое было не чуждо.

В ряде текстов упомянута богатырша Савишна, которая трижды вызывала Илью на бой. Только в третьей схватке богатырю удалось победить ее, после чего он женился на побежденной, тронутый ее красотой. Но Савишне больше нравилось не заниматься домом, а участвовать в богатырских поединках. И однажды она заменила Илью в бою с Тугарином-змеем.

Кроме Савишны былины рассказывают и о другой женщине богатырской силы – Златогорке, в которую Илья был влюблен некоторое время. Она родила ему сына Сокольника (по другой версии – дочь). Об этом пишет Александр Асов в книге «Атлантида и Древняя Русь». В сборнике Николая Ончукова «Печорские былины» вместо Златогорки в качестве матери Сокольника упоминается уже некая «вдова калачница» из «земли Тальянской».  Сам же Сокольник разыскивает Илью, чтобы отомстить отцу, оставившему мать. Богатырь едва не убивает своего сына, прежде чем узнает его.

Видео:СЛАВЯНСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО за 10 минут: все что надо знать!Скачать

СЛАВЯНСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО за 10 минут: все что надо знать!

Второстепенные персонажи

Калика перехожий

К Илье Муромцу приходят калики перехожие. Открытка Г. Войцеховича. Начало XX века

Странник и певец. Силен, но труслив: отказывается драться с . Всегда осведомлен об актуальных событиях в Киеве в силу бродячей профессии. Отдает свою одежду , чтобы тот неузнанным пробрался в Киев, захваченный Идолищем. Отдает одежду , когда тот хочет попасть неузнанным на свадьбу своей жены. Его приглашают на свадьбы богатырей или княжеский пир, где он, довольный, сидит на печном столбе.

Богатырский конь

Богатыри на конях. Картина Виктора Васнецова. 1898 год

Говорит человеческим голосом. Вестник: сообщает , что его жена выходит замуж. Постоянно в работе: скачет через поля, леса, по облакам, перепрыгивает через стену городовую. Помогает выиграть скачки. Терпеть не может  — от него у коня подгибаются ноги. Побывал в кармане у  вместе с . Подвергается постоянным оскорблениям от Ильи: тот его понукает, называя «волчья сыть» (волчья еда) или «травяной мешок».

Жены богатырей

Илья Муромец и жена Святогора. Фрагмент иллюстрации Ивана Билибина

Обычно имеют мерзкий характер, пытаются погубить богатырей, изменяют им. Жена ждет его некоторое время (6 или 12 лет), после этого выходит замуж за . Беременная жена соперничает с ним в меткости, стреляет и побеждает, Дунай убивает ее — вспарывает ей живот. Маринка Кайдаловна, став женой Добрыни, получает от него три науки молодецкие — он отрезает ей губы, руки, ноги. Жена превращается в змею и пытается убить героя. Жена сидит в сундуке на голове у героя и соблазняет .

Любовницы

Любовницы есть у многих былинных героев. У  — баба Златыгорка, от которой у него рождается сын . Невеста  — это любовница его противника Вахрамея (или Кощея), она предает героя, помогая врагу победить его во время боя. Сестра братьев Петровичей-Збродовичей — любовница  — выходит на первый зов богатыря в чулочках без чеботов. Затем ее либо берут замуж, либо привязывают к хвостам коней, которые ее разрывают. 

Видео:Детство Ратибора [1973]Скачать

Детство Ратибора [1973]

Илья Муромец и Святогор

Два Лета ездил Илья Муромец, всюду искал Святогора-богатыря, и показали ему, наконец, люди добрые дорогу ко Святым горам. Повернул он коня, едет на Святые горы, едет — присматривается, не увидит ли где Святогора-богатыря.

Вдруг видит, — стоит меж гор большой гнедой конь. Среди гор горою высится.

Ближе подъехал Илья Муромец, смотрит: лежит подле своего коня спящий богатырь. А был то Святогор-богатырь. Слез Илья Муромец с коня, подошел к Святогору и стал около его головы. И так был велик Святогор-богатырь, что казался против него Илья, как малый ребенок. Долго глядел Илья на Святогора-богатыря, глядел и дивился.

Наконец проснулся Святогор, приметил Илью и спрашивает:
— Кто ты таков, откуда родом и зачем сюда пожаловал?

Отвечает Илья Муромец:
— Зовут меня Илья, Иванов сын, родом я из города Мурома, из села Карачарова, а приехал сюда, чтобы увидеть Святогора-богатыря.

Святогор-богатырь и говорит:
— А зачем я тебе спонадобился? Может, хочешь со мной силою померяться?
— Нет, — говорит Илья Муромец, — хорошо я знаю, что никому нельзя со Святогором-богатырем силой меряться, потому и приехал поглядеть на него.
— Ну, коли так, — говорит Святогор, — поедем с тобой, погуляем по Святым горам.

Сели они на коней и поехали. Рассказал Илья Святогору-богатырю, как проживал он в стольном граде Киеве, да как долго он его по всей Руси искал, да нигде доискаться не мог.

Говорит Святогор-богатырь:
— По Руси я не стал ездить с тех пор, как съехал со Святых гор. Вижу — земля гнется подо мной, как повинная. А люди от меня разбегаются, будто от зверя страшного. Очень мне не по мысли было, что боятся меня, да сам я знал, что сила во мне не человечья. Вот ехал я раз, да и призадумался: «Эх, много во мне силушки неизбывной! Кабы столб стоял, да в столбе кольцо, взялся бы я за то кольцо и повернул бы всю землю Русскую». Только подумал — стал мой конь. Смотрю: под ногами у коня лежит сумочка переметная — така маленька, подуй — улетит. Соскочил я с коня, хотел поднять эту сумочку. Взялся левой рукой, дернул — она не пошевелилася. Взял правой рукой, сильней дернул — она не пошевелилася. Взял двумя руками, как дернул, — увяз в землю по колени. Тут и понял я: не хочет меня Мать Сыра Земля на себе носить. Потому и не езжу я более по Русской земле, а езжу по Святым горам.

Поговорил еще Илья Муромец со Святогором-богатырем и хотел прощаться с ним. А Святогор говорит:
— Илья Муромец, кабы не ты, не слыхать бы мне до конца дней моих слова человечьего. Давай мы с тобой побратаемся. Ты будешь младшим братом, а я буду старшим братом.

Побратались они и поехали дальше по Святым горам. Видят, на вершине одной горы стоит гроб открытый, будто корабль большой. Подъехали они к гробу, Святогор и говорит:
— А ну-ка, Илья Муромец, померяй этот гроб. Может, он для тебя сделан?

Лёг Илья Муромец в этот гроб. Велик гроб, лежит он в нем, будто мушка маленькая.

Тогда Святогор говорит:
— Нет, Илья, этот гроб, видно не про тебя построен.

Слез с коня Святогор и сам хочет гроб мерять. Как лег да протянулся, так и видно стало, — по нем гроб сделан – точь-в-точь.

Захотел тут встать из гроба Святогор-богатырь, да не может. Силится руку поднять, — не подымается рука. Силится ногой пошевелить, — не шевелится нога.

И взмолился он Илье Муромцу:
— Братец меньшой, помоги мне из гроба подняться. Ослаб я совсем. Ушла моя сила, неведомо куда.

Хотел Илья Муромец брату названому помочь. Да не все делается, как хочется. Только протянул он руку Святогору, опустилась крышка гробовая, и закрылся гроб глухо-наглухо. Налег Илья на крышку, хочет сорвать ее, столкнуть всей силой своей могучей. А крышка и с места не сдвинулась.

Схватился он с досады за меч, давай гроб рубить. Как первый раз ударил — появился обруч железный, обхватил гроб вкруговую. Второй раз ударил — второй обруч набил. В третий раз – третий. Опустил тут меч Илья Муромец и слышит: из гроба глухие слова:
— Прощай, Илья Муромец, прощай, брат названый. Видно, в последний раз я с тобой по Святым горам погулял.

Жалко сделалось Илье Муромцу Святогора-богатыря. Стоял он у гроба, покуда не услышал, как в последний раз вздохнул богатырь. Вздохнул, – и уж больше не откликнулся.

Утёр слезу Илья Муромец, и поехал прочь со Святых гор опять в стольный Киев-град. Едет и не знает, что ждут его в Киеве – не дождутся. Пока ездил Илья по Святым горам, подступил под самый Киев хан Батый со своими войсками великими.

Видео:Интересная история Былина об Илье МуромцеСкачать

Интересная история Былина об Илье Муромце

Битва с басурманами

Не успели отгулять-отпировать, смотрят все: въезжает на княжий двор татарин-богатырь, ханский гонец. И подает он князю Владимиру письмо запечатанное. Князь Владимир сорвал печать, глядит, а там на ханском языке написано:

«Сдавай, князь, без боя Киев-град, а не то в нем камня на камне не останется».

Тут со всех богатырей хмель разом сошел — затряслись, как листы на осине, не знают, что и делать. Думали-думали и придумали сперва разведчиков вперед послать — узнать, сколько есть силы татарской. Выбрали удалых молодцов, которые сумели бы пролезть близко к басурманским войскам да сосчитали бы, сколько у врагов палаток наставлено. И оказалось, что войск вражеских пятьсот тысяч пришло.

Тут еще больше испугались все богатыри — никто не хочет за городские ворота выступать.

Тогда говорит Илья Муромец:
— Эх, богатыри могучие, трусливы вы, как зайцы! Вам бы только пировать да бражничать. Разве так вы поступаете, как надобно? Разве так защищают землю Русскую? Дай мне, князь Владимир, войско не великое. Я поеду и опережу неприятеля.

Опоясался он мечом своим широким и поехал в заставу городецкую, а за ним и войско пошло и другие богатыри, нехотя, поехали. Выехал за городские ворота Илья Муромец и сразу налетел на орду татарскую. А татаре закричали, засвистали, загикали, хотят Илью копьем достать, с коня свалить. Да не дается Илья Муромец — направо-налево рубит, так что головушки басурманские словно мячики катятся.

Не устояли басурмане, дрогнули и пустились каждый себя спасать — кто как знает. Тут и другие богатыри очнулись, набрались духу, и давай Илье подсоблять.

В скором времени оглянулся Илья Муромец — видит: чисто поле, бить больше некого.

Вернулись все богатыри в Киев-град, а князь Владимир с такой большой радости задал пир, как говорится, на весь мир. Все пьют, едят, делами ратными хвастают. Друг дружку выхваляют и себя не забывают.

Одному Илье похвального слова не нашлось. Сидит он в углу, издали разговоры слушает.

Говорит ему князь Владимир Красное Солнышко:
— А что ж ты, Илья, не пьешь, не ешь? Выбирай место, садись к столу.

Отвечает Илья Муромец:
— Не пристало мне, Владимир-князь, сидеть среди богатырей могучих. Сяду я, Илья, крестьянский сын, на лавочку у самого кончика.
— Воля твоя, Илья Муромец. Где хочешь, там и садись.

Сел Илья на лавочку, на самый кончик. Да как повернулся, как шевельнул плечом, так все богатыри на пол и попадали. И очутился Илья посередь стола. Как на поле боевом стоял, так и за столом сидит.

А богатыри видят, что много у Ильи силушки нетраченой, и никоторый на него не обиделся.

Скучно стало Илье Муромцу. Сидит он за столом задумчив, молчалив, не весело ему бражничать да хвастаться. Думает: «Чем зря время проводить, поеду я по белу свету погулять. Святогора-богатыря повидать».

Долго не думал, простился Илья со князем Владимиром и поехал искать Святогора-богатыря по всей земле Русской.

Видео:Повесть о Петре и Февронии Муромских.Скачать

Повесть о Петре и Февронии Муромских.

Садко

Былины и легенды древнего МуромаСадко. Картина Виктора Васнецова. 1919 год

Характеристика персонажа:

Профессиональный музыкант, гусляр. Азартен — играет в шашки-шахматы, любит заключать пари. Временами проявляет трусость, религиозен — строит церкви в благодарность за помощь святого Николая. Любит спать.

Краткая биография:

Садко не пускают на пиры, он вынужден сидеть на берегу Ильмень-озера (или моря) и играть на гуслях. Его игра впечатляет морского царя, который обещает сделать Садко богатым, но взамен просит приехать к нему в гости. Садко спорит с новгородцами на большие деньги, что сможет поймать необычную рыбу, выигрывает спор и становится богатым (по другой версии он стал богатым купцом, когда грязь и мусор, которые он поймал, превратились за ночь в золото и серебро). Став богатым, строит себе хоромы, где все расписано «по-небесному», затем заключает пари с жителями города, решая вопрос, кто богаче. Каждую неделю новгородцы привозят новые товары, которые Садко выкупает.

Скупив все (или полностью промотавшись), отправляется в морское плавание. Тут случается странное: на море идет шторм, но корабли Садко стоят на месте. Корабельщики решают, что это морской царь просит жертву, и кидают жребий — выбор все время падает на Садко. Смирившись с судьбой, герой отписывает свое имущество друзьям и, взяв с собой гусли, пускается в одиночное плавание на шахматной доске. Быстро засыпает, а проснувшись, обнаруживает себя у морского царя. Царь заставляет Садко играть для него, хочет женить на своей дочери, но тому с помощью святого Николая удается вырваться из морского царства. Снова засыпает, а просыпается уже на берегу реки Чернавы.

Видео:Вход в Подземелье древнего Мурома(над этим входом был Кремль)@AtomMan1Скачать

Вход в Подземелье древнего Мурома(над этим входом был Кремль)@AtomMan1

Соловей разбойник (антигерой)

Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.

Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.

Подробнее >>

10. Дюк Степанович

Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.

Pilipok.ru

40 откровенных фактов о русских женщинах

Видео:Каким был Муром 50 лет назадСкачать

Каким был Муром 50 лет назад

Классификация былин

По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др. К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» — Святогор и Вольга (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.  

Видео:Очень странная история святых Петра и Февронии / Экскурсия Муром: что нужно посмотреть?Скачать

Очень странная история святых Петра и Февронии / Экскурсия Муром: что нужно посмотреть?

Былины и историческая действительность

Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох. Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича».  

Видео:№607 Ребе - Мошиах - рав Даниэль БулочникСкачать

№607 Ребе - Мошиах - рав Даниэль Булочник

Илья Муромец (русский богатырь)

Былины и легенды древнего Мурома

Илья Муромец легендарный русский богатырь и один из центральных персонажей древнерусских былин, был широко известен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами, как например, в древнегерманских поэмах 13 века существует упоминание о русском доблестном витязе Илье Русском.

Русский богатырь, защитник русских земель, храбрый и могучий воин Илья Муромец это не мифический былинный персонаж, а реально существовавший человек, живший приблизительно в XII веке на Руси и похороненный в пещерах Киево-Печерской Лавры. Он был канонизирован русской православной церковью в 1643 году, день его памяти почитается православными христианами 1 января (19 декабря).

Видео:Повесть о Петре и Февронии муромских. Краткое содержаниеСкачать

Повесть о Петре и Февронии муромских. Краткое содержание

Николо-Набережная церковь

Возведенная в честь Николая Чудотворца в начале XVIII века на месте деревянного строения каменная церковь известна своим необычным местоположением: весной воды Оки близко подступают к зданию, отсюда и прозвище − «Храм Николы Мокрого». Святой считается покровителем путешественников и спасителем утопающих, поэтому церковь и располагается у самой воды.

Простые четкие линии, пропорциональность деталей позволяют отнести стиль здания к московскому барокко, а расположение на берегу реки и желто-белая цветовая гамма главного здания и колокольни, золото куполов позволяют издалека увидеть церковь.

Никольский источник с целебной водой (оборудованный купальней) и мощи святой Иулиании Лазаревской обеспечили популярность церкви в народе. Также здесь был крещен изобретатель Николай Зворыкин.

Видео:Муром (Золотое кольцо России)Скачать

Муром (Золотое кольцо России)

Собирательство былин

На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири. Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого. Уже в советское время были предприняты попытки приспособить былинный жанр к условиям и требованиям современности. Так появился, например, плач о Ленине «Каменна Москва вся проплакала», записанный от сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. Но столь удивительное сочетание старинной формы и нового актуального содержания не прижилось в народном творчестве.   ————————————————————————————- Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX. Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12. В. Ковпик, А. Калугина. Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.  

Читать все русские былины Читать русские народные сказки

🔥 Видео

Илья Муромец (4K, сказка, реж. Александр Птушко, 1956 г.)Скачать

Илья Муромец (4K, сказка, реж. Александр Птушко, 1956 г.)

Как нарисовать БОГАТЫРЯ рисунки для детей/420/How to draw a HERO drawings for childrenСкачать

Как нарисовать БОГАТЫРЯ рисунки для детей/420/How to draw a HERO drawings for children
Поделиться или сохранить к себе:
Путешествия