На каком топливе летают самолеты

Штанга

Эта система дозаправки очень похожа на шланговую систему. Но здесь отличие в том, что вместо гибкого шланга заправляющие самолеты в хвостовой части оснащены заправочными складными штангами, внешне похожими на телескопическую трубу, на кончике которой установлены крылышки, помогающие оператору управлять штангой.

Во время дозаправки заправляющий самолет летит впереди, а заправляемый самолет чуть позади и пониже его. После того, как они уравняли скорость, оператор заправляющего самолета удлиняет штангу, стараясь попасть точно в заливную горловину заправляемого самолета. После успешной операции начинается перекачка топлива, которая происходит значительно быстрее, чем с помощью шланга. Поскольку штанга обладает длиной от 20 метров, его устанавливают только на больших самолетах.

Современная дозаправка со стороны выглядит эффектно, но этот процесс до сих пор остается опасным и рискованным, так как требует максимальной сосредоточенности пилотов, потому что их самолетам приходится сближаться на опасное расстояние до 20 метров. Система дозаправки выгодна самолетам, перегруженных боеприпасами. Как известно, чем легче масса самолета, тем безопаснее его взлет, поэтому в этом случае недоливают топливо в бак, учитывая будущую дозаправку в воздухе. Иногда систему дозаправки демонстрируют зрителям на авиашоу. Из-за сложности и рискованности, дозаправку применяют только на военных самолетах и вертолетах. На пассажирских самолетах дозаправку категорически запрещено применять.

Некоторые факты[ | ]

  • С 26 февраля по 3 марта 1949 года американский самолёт B-50 совершил первый в мире беспосадочный кругосветный перелет, занявший 94 часа 1 минуту. Это стало возможным благодаря трем дозаправкам в воздухе.
  • Вертолёт H-21C выполнил первый беспосадочный трансконтинентальный перелёт вертолёта через территорию США (Сан-Диего—Вашингтон, 23—24 августа 1957) с применением четырёх дозаправок в воздухе.
  • Американский самолёт-заправщик KC-10, обладающий, помимо дополнительных топливных баков, грузовой кабиной, способен перевозить до 77 т груза.
  • Американский самолёт-разведчик SR-71, имея при полной заправке взлётный вес 77 100 кг (из них масса топлива 46 180 кг), не имел возможности взлетать с подобной нагрузкой. Поэтому сначала самолёт поднимался в воздух с незначительным запасом топлива, затем его дозаправляли в воздухе, после чего летчик мог приступать к выполнению задания. После полной дозаправки самолёт становился примерно вдвое тяжелее.
  • Кроме того, из-за вынужденно больших тепловых зазоров в стыках панелей кессон-баков SR-71 на стоянке тёк. Герметичность баков восстанавливалась за счёт теплового расширения, когда самолёт выходил на сверхзвуковую скорость полета.
  • Northrop Grumman разработала и испытала систему дозаправки беспилотного самолёта X-47 Pegasus.
  • В рамках той же программы ВМФ США UCLASS (англ.)русск., предусматривавшей разработку ударного БПЛА, способного взлетать с авианосца, для которой был разработан X-47, когда её цель была изменена на разработку беспилотного самолёта-заправщика, компания Boeing создала первый прототип летательного аппарата этого класса — Boeing MQ-25 Stingray.
  • В настоящее время разрабатываются системы, которые позволят не только заправлять самолёт в воздухе, но и пополнять его боезапас.

История[ | ]

Дозаправка в воздухе. США 1923 год. С самого начала использования аэропланов возникло желание расширить их радиус действия за счёт передачи топлива в воздухе. Ещё в 1912 году были осуществлены первые попытки передать с одного самолёта на другой канистры с топливом. Ввиду высокой опасности и сложности манёвров данный способ передачи топлива развития не получил.

Новый метод дозаправки с использованием резинового шланга, соединявшего баки самолётов, был разработан авиатором и конструктором Александром Северским. Первая успешная дозаправка в воздухе по методу Северского была выполнена американскими лётчиками на двух бипланах Airco DH.4 27 июня 1923 года, что позволило им улучшить рекорд по дальности и продолжительности полёта.

В простейшем случае два медленно летящих самолёта соединялись шлангом, по которому в заправляемый самолёт топливо перетекало под действием силы тяжести. Впоследствии топливо стали ускорять при помощи насосов.

В 1942 году немецкими конструкторами прорабатывался вариант дозаправки в воздухе прототипа стратегического бомбардировщика Ме.264 (англ.)русск. («Бомбардировщик Америки») для достижения им межконтинентальной дальности.

Первым реактивным бомбардировщиком в мире, выполнившим дозаправку в воздухе был американский Норт Америкэн B-45 «Торнадо» (B-45 Tornado).

Первые дозаправки в полёте при выполнении боевого задания были произведены во время Корейской войны в ВВС США. 6 июля 1951 года разведчики RF-80 дозаправились в воздухе, совершая вылет на фотографирование объектов в Северной Корее. В период Вьетнамской войны ВВС США освоили и начали применять дозаправку в воздухе вертолётов.

Дозаправка самолетов в воздухе Редкие кадры

1730

51

4

00:22:32

17.07.2020

Воздушная дозаправка топливом является одним из сложнейших элементов летной подготовки и выполняется для увеличения тактического радиуса действий боевых самолетов. Сложность выполнения задания заключается в том, что на высоте от 2000 до 8000 м необходимо выполнить встречу с танкером Ил-78, на скорости 500-550 км/ч выполнить контактирование и во время дозаправки самолетам и заправщику необходимо выдерживать строй на дистанции около 20 м. Особенностью проведения упражнений по дозаправке топливом в воздухе в этом году стало сближение бомбардировщиков и разведчиков на высоте около 2 тысячс метров в условиях сильного испарения и тряски от воздушных ям. Они проявляются в условиях высокой температуры воздуха — около 40 градусов на солнце, когда с каждым километром подъема воздушного борта температура воздуха уменьшается на 6 градусов и достигает 25 градусов, что создает перепад плотности воздушных масс. Воздушная заправка топливом — необходимый элемент подготовки летчиков оперативно-тактической авиации, позволяющий выполнять задачи по предназначению на большом удалении от мест базирования и выполнять континентальные перелеты по территории России. Дозаправка топливом в воздухе позволяет увеличить радиус действия самолетов, это необходимо поскольку оперативно-тактическая авиация отвечает за противовоздушную оборону промышленных, административных и военных объектов страны.

Подписывайтесь на канал: ????

#авиация, #самолет, #дозаправка

Первый длительный беспосадочный полет

Первый рекорд беспосадочного полета свыше 27 суток установили в 1935 году двое американских летчиков-братьев, которые еще и умудрялись прямо во время этого полета ремонтировать свой самолет. Об этих летчиках-братьях нужно рассказать подробнее. Именно они усовершенствовали систему дозаправки, установив на конце шланга особый клапан, который открывался при попадании в горлышко с топливным баком. Если шланг самопроизвольно вырывался из бака, то клапан на его конце автоматически закрывался, прекращая подачу топлива. После этого дозаправка самолета во время полета стала проходить безопаснее, а то раньше шланг нередко вылетал из бака, обливая топливом самолет, пилота, горячий двигатель, из-за этого мог возникнуть пожар.

Для того, чтобы успешно завершить свой экспериментальный полет, братья сделали особые подмостки вокруг двигателя, чтобы можно было прямо во время полета ремонтировать двигатель в случае его поломки. Но для этого братьям нужно было крепко держаться за подмостки, что не всегда было удобным и безопасным делом. Братья пошли на это дело ради спасения аэропорта, который хотели закрыть из-за нехватки финансов. После успешного беспосадочного полета аэропорт назвали именем братьев, он и до сих пор функционирует.

Дозаправка самолета в воздухе. Как происходит?

С появлением обширной эксплуатации аэропланов их создатели загорелись идеей расширить их возможности путем дозаправки в воздухе. Первые попытки передачи канистры топлива с одного самолета на второй датируются еще 1912 г. Поскольку такой способ подачи топлива ввиду сложности маневров был достаточно опасен, развития он не получил.

Впервые попытки переместить топливо по шлангу с одного гидросамолета на второй были выполнены в 1917 г. военно-морскими летчиками. Однако первая удачная попытка такой передачи зафиксирована только в 1920 годах. Принцип процесса базировался на соединении двух медленно летящих самолетов шлангом; при этом топливо перетекало в заправочный аппарат под действием силы притяжения. Чуть позже в этом направлении сделали доработки и систему оснастили насосами нагнетающего давления, которые ускорили процесс. В 1942 г. германские конструкторы разработали механизм дозаправки в воздухе стратегического бомбардировщика Me.264 для достижения межконинтальной дальности полета. В ходе военных действий первая дозаправка была применена Соединенными Штатами в период Корейской войны.

Значение и применение:

На сегодняшний день дозаправку в воздухе применяют только для пополнения запаса топлива военных и военно-транспортных воздушных суден.

  • Благодаря дозаправке в воздухе можно существенно увеличить пребывание аппарата в полете, а в некоторых случаях – обеспечить ему неограниченную дальность полета.
  • Поскольку максимальная взлетная масса самолета ниже массы, которую самолет может теоретически поднять, использование дозаправки в полете дает возможность взлететь машине с максимумом разрешимого груза в ущерб весу топлива, а далее, после набора достаточной высоты и скорости, дозаправить требуемое горючее для продолжения преодоления дистанции.

Разновидности систем дозаправки в воздухе:

Шланг.

Во время заправки по данной системе самолет-заправщик укомплектовывается одной или несколькими заправочными подвесными установками, которые располагаются на максимальном удалении одна от другой. Обычно одна заправочная установка находится в хвостовой части фюзеляжа и еще две – под крыльевыми мотогондолами. В состав каждой из них входит гибкий шланг, длина которого достигает нескольких десятков метров. На окончании шланга размещается т. н. буй или конус, который напоминает волан с вентилем в основании. Роль последнего – запирать просвет шланга.

Шланг

Заправляемое воздушное судно в первую очередь должно быть оснащено приемной штангой, которую уместно сделать убираемой в корпус для лучших аэродинамических показателей аппарата.

Заправка происходит по следующему алгоритму. Танкером происходит разматывание шланга, в ходе которого конус из сложенного положения переходит в рабочую конфигурацию. Это нужно делать на постоянной высоте и скорости. Самолет, который заправляют, должен держаться чуть ниже и далее от заправщика. После уравнения скорости и высоты пилот, ведущий заправляемый самолет, должен провести ряд успешных маневров, чтобы заправочной штангой попасть в неуправляемый конус. Сделав это, соединение укрепляется электромагнитным замком. Завершив установку соединения, оператор заправки включает систему перекачки, при работе которой топливо под большим давлением перемещается в топливные резервуары заправляемого самолета. Завершив заправку, летчик заправляемого аппарата уменьшает скорость, отсоединение штанги от конуса произойдет сразу же после того, как сила натяжения станет мощнее силы электромагнита.

Дозаправка Миг-31 в воздухе видео.

Чтобы упростить навигацию, стыковку и управление заправки, как танкер, так и заправляемый самолет оборудуется радиотехническими навигационными системами, световой сигнализацией заправки и подсветкой заправочных элементов.

Также по такой системе допустима заправка не только самолетов, но и вертолетов. Благодаря компактным размерам установок в роли заправщика можно использовать и небольшой по габаритам самолет. Скорость передачи топлива с применением шланга составляет около 1500 л/мин.

Штанга.

Способ заправки под названием «Штанга» выполняется при помощи самолетов-заправщиков, которые оборудованы заправочными штангами. Этот элемент представляет собой телескопическую трубу, длина которой составляет 20 метров. Она располагается в собранном виде в хвостовой части заправщика. Штанга оборудована маленькими крылышками, которые корректируют центровку самолета после ее выпуска и помогают ей перемещаться в пространстве.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий