Устройство пассажирского самолёта

Фюзеляж самолёта

Основной частью самолета является фюзеляж. На нем закрепляются остальные конструктивные элементы: крылья, хвост с оперением, шасси, а внутри размещается кабина управления, технические коммуникации, пассажиры, грузы и экипаж воздушного судна. Корпус самолёта собирается из продольных и поперечных силовых элементов, с последующей обшивкой металлом (в легкомоторных версиях – фанерой или пластиком).

Требования при проектировании фюзеляжа самолёта предъявляется к весу конструкции и максимальным характеристикам прочности. Добиться этого позволяет использование следующих принципов:

Корпус фюзеляжа самолёта выполняется в форме, снижающей лобовое сопротивление воздушным массам и способствующей возникновению подъемной силы

Объем, габариты самолёта должны быть пропорционально взвешены;
При проектировании предусматривают максимально плотную компоновку обшивки и силовых элементов корпуса для увеличения полезного объема фюзеляжа;
Сосредотачивают внимание на простоте и надежности крепления крыловых сегментов, взлётно-посадочного оборудования, силовой установки;
Места крепления грузов, размещения пассажиров, расходных материалов должны обеспечивать надёжное крепление и баланс самолёта при различных условиях эксплуатации;

Фюзеляж пассажирского самолёта

  1. Место размещения экипажа должно предоставлять условия комфортного управления самолётом, доступ к основным приборам навигации и управления при экстремальных ситуациях;
  2. В период обслуживания самолёта предусмотрена возможность беспрепятственно провести диагностику и ремонт вышедших из строя узлов и агрегатов.

Прочность корпуса самолёта обязана обеспечивать противодействие нагрузкам при различных полётных условиях, в том числе:

  • нагрузки в местах крепления основных элементов (крылья, хвост, шасси) в режимах взлёта и приземления;
  • в полётный период выдерживать аэродинамическую нагрузку, с учётом инерционных сил веса самолёта, работы агрегатов, функционирования оборудования;
  • перепады давления в герметически ограниченных отделах самолёта, постоянно возникающие при лётных перегрузках.

К основным типам конструкции корпуса самолёта относят плоский, одно,- и двухэтажный, широкий и узкий фюзеляж. Положительно зарекомендовали себя и используются фюзеляжи балочного типа, включающие варианты компоновки, которые носят название:

  1. Обшивочные – конструкция исключает продольно расположенные сегменты, усиление происходит за счёт шпангоутов;
  2. Лонжеронные – элемент имеет значительные габариты, и непосредственная нагрузка ложится именно на него;
  3. Стрингерные – имеют оригинальную форму, площадь и сечение меньше, чем в лонжеронном варианте.

Видео

Описанное устройство самолета даёт лишь общее представление об основных конструктивных составляющих, позволяет определить степень важности каждого элемента при эксплуатации воздушного судна. Дальнейшее изучение требует глубокой инженерной подготовки, наличия специальных знаний аэродинамики, сопротивления материалов, гидравлики и электрооборудования

На производственных предприятиях авиастроения этими вопросами занимаются люди, прошедшие обучение и специальную подготовку. Самостоятельно изучить все этапы создания самолёта можно, только для этого следует запастись терпением и быть готовым к получению новых знаний.       

Подразделение по скорости

Кроме классификации самолетов по назначению, которую мы подробно изучили выше, существуют и другие виды ранжирования. К ним относится и классификация по скорости полета. По данному признаку самолеты делятся на следующие категории: дозвуковые, трансзвуковые самолеты, сверхзвуковые воздушные суда и гиперзвуковые.

Нетрудно разобраться, что дозвуковые самолеты перемещаются медленнее звука. Трансзвуковые самолеты летают на скорости, приближенной к звуковой, сверхзвуковые преодолевают звуковой барьер, а гиперзвуковые превышают этот показатель более чем в пять раз.

На данный момент самым скоростным в мире считается экспериментальный гиперзвуковой аппарат из США X-43A 2001 года. Он может набрать скорость 11 200 км/ч. На втором месте его соотечественник X-15, выпущенный ещё в далеком 1959 году. Скорость составляет 7273 км/ч. Если же говорить не об экспериментальных аппаратах, а о тех самолетах, которые выполняют конкретные задачи, то тут первенство у американца SR-71, способного развить скорость до 3530 км/ч. Среди отечественных аппаратов следует выделить сверхзвуковой МиГ-25. Его максимальный показатель скорости может добраться до 3000 км/ч.

В пассажирской авиации дела со скоростью обстоят намного хуже. На сегодняшний день выпущено всего два сверхзвуковых авиалайнера: отечественный Ту-144 (1968 год) и франко-английский Concorde (1969 год). Первый из них может развить скоростные показатели до 2,5 тыс. км/ч, что является рекордом гражданской авиации, но из самолетов всех назначений это только десятое место. Нужно также отметить, что на данный момент не существует ни одного сверхзвукового авиалайнера, который находится в эксплуатации, так как от использования Ту-144 отказались ещё в далеком 1978 году, а использование Concorde было остановлено в 2003 году.

Гиперзвуковых пассажирских самолетов вообще никогда не существовало. Правда, сейчас имеется несколько проектов как отечественных, так и зарубежных конструкторских бюро по производству гиперзвукового авиалайнера. Среди них наибольшей известностью пользуется европейский ZEHST. Данный самолет способен будет развивать скорость до 5,0 тыс. км/ч, но сроки его создания неясны. В России существует два подобных проекта – Ту-244 и Ту-444, но на данный момент оба они заморожены.

Классификация самолетов с учетом конструктивных особенностей по И.Г. Житомирскому.

С учетом аэродинамической схемы:

Нормальная схема строения.

«Бесхвостка» – самолеты, выполненные в этой схеме аэродинамики, не имеют некоторых плоскостей на горизонтальном управлении. Управление осуществляют хвостовые плоскости.

«Утка» – в этой схеме продольные органы управления находятся в передней части крыла.

Конвертируемая – наиболее ярким представителем этого типа является самолет Ту-144.

Тандем – летательный аппарат, имеющий два крыла, которые расположены друг за другом.

Продольный триплан – хвостовое оперение горизонтального типа, а остальное – переходного типа.

В зависимости от расположения крыла

По количеству установленных крыльев:

Триплан – самолеты оснащены тремя крыльями.

Полутораплан – нижнее крыло значительно короче, чем верхнее.

Биплан – самолет с двумя крыльями, которые в большинстве случаев расположены один над другим.

Моноплан – самолеты с одной несущей поверхностью.

По типу расположения крыльев (монопланы):

Набор внешней части крыла (моноплан):

Набор внешней части крыла (полипланы):

В зависимости от формы крыльев:

В зависимости от типа стреловидности крыльев:

Прямое с углом стреловидности в 0 градусов.

Изменяемой стреловидности во время осуществления полета.

Особый тип строения крыла:

Арочное – использовалось для самолета конструктора Антонова, который обозначался как «Изделие 181».

Классификация самолётов

Классификация самолётов может быть дана по различным признакам — по назначению, по конструктивным признакам, по типу двигателей, по лётно-техническим параметрам и т.д и т. п.

По назначению

  • Военные:
    • воздушный авианосец
    • десантные
    • истребители
    • истребители-бомбардировщики
    • корректировщики
    • многоцелевые и специальные
    • перехватчики
    • ракетоносцы
    • разведчики
    • топливозаправщики
    • транспортные
    • фронтовые бомбардировщики
    • штурмовики
  • Гражданские:
    • пассажирские — перевозка пассажиров
    • почтовые — доставка почты
    • сельскохозяйственные — обработка сельскохозяйственных угодий
    • специальные:
      • экспериментальные — проведение лётных экспериментов
      • санитарные — оказание срочной медицинской помощи
      • геологоразведочные — воздушная разведка недр
      • пожарные — для тушения в основном лесных пожаров
      • и др.
    • спортивные — занятия авиационным спортом
    • транспортные — транспортировка грузов
    • учебно-тренировочные — обучение лётного состава

По взлётной массе

  • 1-го класса (75 т и более)
  • 2-го класса (от 30 до 75 т)
  • 3-го класса (от 10 до 30 т)
  • 4-го класса (до 10 т)
  • легкомоторные
  • сверхлёгкие (до 495 кг)

Класс самолёта связан с классом аэродрома, способного принять самолёт данного типа.

По типу и числу двигателей

  • По типу силовой установки:
    • поршневые (ПД) (Ан-2)
    • турбовинтовые (ТВД) (Ан-24, Ан-3)
    • турбореактивные(ТРД) (Ту-154)
    • с ракетными двигателями
    • с комбинированной силовой установкой (КСУ)
  • По числу двигателей:
    • однодвигательные (Ан-3)
    • двухдвигательные (Ан-26)
    • трёхдвигательные (Ту-154)
    • четырёхдвигательные (Ан-124 «Руслан»)
    • пятидвигательные (He-111Z)
    • шестидвигательные (Ан-225 «Мрия»)
    • семидвигательные (К-7)
    • восьмидвигательные (АНТ-20, Boeing B-52)
    • десятидвигательные (Convair B-36J)
    • двенадцатидвигательные (Dornier Do X)

По компоновочной схеме

Классификация по данному признаку является наиболее многовариантной. Предлагается часть основных вариантов:

  • По числу крыльев:
    • монопланы
    • полуторопланы
    • бипланы
    • трипланы
    • полипланы
  • По расположению крыла (для монопланов):
    • высокопланы
    • среднепланы
    • низкопланы
    • парасоль
  • По расположению хвостового оперения:
    • нормальная аэродинамическая схема (оперение сзади)
    • бесхвостка
    • летающее крыло (разновидность схемы «бесхвостка»)
    • типа «утка» (оперение спереди);
  • По типу и размерам фюзеляжа:
    • однофюзеляжные;
      • узкофюзеляжные;
      • широкофюзеляжные;
    • двухбалочной схемы («рама»);
    • бесфюзеляжные («летающее крыло»).
    • Двухпалубный самолёт
  • По типу шасси:
    • Сухопутные;
      • с колёсным шасси;
        • с хвостовой опорой;
        • с передней опорой;
        • велосипедного типа опорой;
      • с лыжным шасси;
      • с гусеничным шасси;
    • Гидросамолёты;
      • амфибии;
      • поплавковые;
      • «летающие лодки».

По скорости полёта

  • дозвуковые (до 0,7-0,8 Маха)
  • трансзвуковые (от 0,7-0,8 до 1,2 М)
  • сверхзвуковые (от 1,2 до 5 М)
  • гиперзвуковые (свыше 5 М)

Топ Конкордов

1. Bell Х-1

Самолет Х-1 был первым воздушным судном, достигшим скорости звука.

2. SR-71 Blackbird

Футуристский высотный разведывательный самолет SR-71 был способен развить скорость 3,35 Маха.

3. Ту-144

Совершил первый полет на два месяца раньше «Конкорда», в 1968 г но затем был снят с эксплуатации из-за высокой аварийности.

Расшифровка обозначений:

  1. Носовая часть

Нос «Конкорда» отклонялся вниз для обеспечения видимости при взлете и посадке и выпрямляется при полёте

  1. Электро-дистанционная система управления тягой

«Конкорд» был одним из первых воздушных судов, на котором использовался бортовой компьютер, позволявший управлять уровнем тяги.

  1. Шасси.

Шасси были необычайно прочными с учетом высоты угла, на которую поднимался самолет при их вращении перед самым взлетом, что накладывало огромную нагрузку на задние колеса в частности.

4. Более легкие и крепкие элементы

«Конкорд» был построен методом скульптурного фрезерования. Процесса при котором требовалось меньше деталей, а необходимые компоненты изготавливались более легкими и крепкими.

5. Дельтовидные крылья.

Крылья «Конкорда» улучшали его аэродинамические характеристики и увеличивали скорость.

6. Двигатели Rolls-Royce/Snecma Olympus 593.

Турбореактивные двигатели с форсажной камерой сгорания представляли собой доработанные двигатели, изначально разработанные для бомбардировщика Авро «Вулкан».

7. Система воздухозаборников

Воздухозаборники и перепускная заслонка были настолько эффект, что могли почти полностью нейтрализовать недостатки двигателя и гарантировать аэродинамические качества самолёта.

8. Топливные баки в крыльях

Топливо находилось в баках, расположенных в крыльях, но «Конкорд» использовал его и как охладитель, не подпуская жар от перегретого фюзеляжа к пассажирам.

9. Пассажирский салон

«Конкорд» мог транспортировать 92 пассажира и его внутренняя конфигурация могла быть изменена, что увеличить вместимость до 120 пассажиров.

10. Кабина пилотов

Самолеты «Конкорд» были последними воздушными судами Bгitish Airways, на которых требовалось присутствие бортинженера.

Горизонтальная часть

Она отвечает за балансировку по вертикали, не позволяя машине то и дело «клевать носом», и состоит из двух главных деталей. Первая из них — неподвижная поверхность, которая, собственно, и представляет собой стабилизатор высоты самолета. На шарнире к этой части прикреплена вторая — руль, обеспечивающий управление.

При нормальной аэродинамической схеме горизонтальный стабилизатор располагается в хвосте. Однако встречаются также конструкции, когда он находится перед крылом или их и вовсе два — в передней части и сзади. Встречаются также так называемые схемы «бесхвостка» или «летающее крыло», вообще не имеющие горизонтального оперения.

Системы бортового оборудования

Все, что обеспечивает жизнь машины в воздухе и правильность ее поведения в полете — управляемость, безопасность, надлежащие условия для пассажиров и экипажа, исправное выполнение специальных функций, для которых, собственно, машина и создавалась, — называют системами бортового оборудования.

Часть бортовой системы электроснабжения самолета: преобразователь тока

В 1970-х годах, когда на воздушные суда начали все шире проникать электронные устройства, для этих систем появился термин «авионика», совместивший в себе понятия «авиация» и «электроника». Оборудование летательных аппаратов подразделяют на собственно авиационное, радиоэлектронное и авиационное вооружение (для военных машин).

К авиационному оборудованию относится, прежде всего, электрика, в том числе системы энергоснабжения, светотехническое оборудование, системы управления силовыми установками (двигателями машины), системы кондиционирования, автоматические противопожарные средства, противообледенительные системы.

Система энергоснабжения обеспечивает электроэнергией все системы и аппараты машины, питаемые от электричества. В нее входят в первую очередь авиационные генераторы, отличающиеся от аналогичных наземных устройств меньшими размерами и весом.

Часть бортовой системы электроснабжения самолета: генератор постоянного тока

Затем — преобразователи тока, изменяющие его род и характеристики при подаче к электрическим аппаратам. Аварийными источниками питания, которые применяются при выходе из строя основных, служат аккумуляторные батареи.

Наконец, сами электрические провода и коробки для их разветвления, а также разного рода реле, включающие и выключающие в нужный момент то или иное электрическое устройство.

Светотехническое оборудование самолета подразделяется на внешнее и внутреннее. Первое устанавливается на крыле, фюзеляже, хвостовом оперении. Оно служит для предотвращения столкновения с другими машинами, освещения взлетно-посадочной полосы, подсветки опознавательных знаков на борту и прочее. На консолях крыла, носу и хвосте находятся аэронавигационные огни, обозначающие габарит машины в темноте.

Части бортовой системы электроснабжения самолета: а — реле; б — распределительная коробка

Внутреннее освещение применяется в самом самолете — в кабине пилотов, пассажирских отсеках. Оно же используется для подсветки приборных досок.

К приборному оборудованию самолета относятся устройства, осуществляющие измерения условий полета: атмосферное давление за бортом и высоту машины над землей, скорость полета и число Маха (то есть отношение скорости самолета к скорости звука), скорость ветра за бортом, температуру воздуха и прочее. Все приборы, контролирующие эти показатели, называют аэрометрическими.

Фара для освещения взлетной полосы, применявшаяся в советских летательных аппаратах. На снимке — в убранном положении

Отдельная приборная система следит за работой силовых установок: проверяет температуру и давление в рабочих камерах двигателей, предупреждает о сбоях в управляющих системах. Специальные пилотажно-навигационные приборы сверяют движение машины с заданным курсом.

К авиационному оборудованию относят и средства объективного контроля, следящие как за оборудованием машины, так и за поведением ее экипажа, причем делающие это независимо от него. Такие средства, называемые черными ящиками, нужны для выяснения причин аварий. В эту же группу входят и всем известные автопилоты — средства, позволяющие вести машину по заданному курсу в автоматическом режиме. Система предупреждения о столкновении «обозревает» пространство вокруг машины, передает сигналы встречным воздушным судам, сообщает о появлении других машин своему пилоту.

Бортовой аэронавигационный огонь самолета

Фюзеляж

Фрагмент каркаса истребителя МиГ-1

Тело самолета без крыла, оперения, мотогондолы и шасси называется фюзеляжем. Внутри него находятся экипаж самолета, его оборудование, грузовой или пассажирский отсеки — иными словами, все, что должно подниматься и переноситься на крыле.

Бывают, впрочем, и фюзеляжи, размещенные внутри самого крыла. Такая конструкция называется летающим крылом. Чаще всего фюзеляж представляет собой тело вращения, имеющее осесимметричную форму, которая позволяет достичь наименьшего веса и минимального сопротивления воздушному трению. Конструктивно фюзеляж представляет собой скелет из ребер, обтянутых снаружи тонкостенной оболочкой — обшивкой. На языке науки такая форма называется коробчатой балкой, а вся конструкция — балочной.

Фюзеляж авиалайнера

Хвостовое оперенье

Данный элемент строения летательного аппарата является не менее важным элементом. Хвост самолета состоит из киля и стабилизатора. Стабилизатор так же, как и крылья, имеет две консоли – правую и левую; основным предназначением данного элемента является регулирование движения самолета и сохранение заданной высоты с учетом влияния различных погодных условий.

Киль так же является неотъемлемой составной частью хвостового оперенья, что несет ответственность за поддержание нужного направления самолета во время его полета. С целью произведения изменения высоты и направления были созданы два специальных руля, каждый из которых управляет своей частью хвостового оперенья. Важным моментом является то, что не всегда элементы воздушных судов могут называться именно такими именами: так, например, опереньем могут называть хвостовую часть фюзеляжа, а иногда таким именованием обозначают лишь киль.

Кто сажает самолёт: пилот или автопилот?

Многие думают, что во время полёта пилоты только и делают, что спят, положившись на автопилот. Нет, никто не позволит командиру воздушного судна и второму пилоту спать во время полёта. Даже если включен автопилот. Пилот Патрик Смит считает, что люди имеют весьма искажённое представление об автопилоте и о том, на что он на самом деле способен.

Сегодня пилоты проводят намного меньше времени, держа руки на штурвале. Это стало возможным благодаря автоматизированным системам. Но они вовсе не управляют самолётом. Это делает экипаж через эти самые автоматизированные системы. Им всё равно обязательно нужно указывать, что, когда и как делать.

Может ли самолёт сесть на автопилоте? Вполне. Но командир воздушного судна всё равно будет задавать нужные параметры для посадки и следить за работой автопилота. А ещё с пилотами постоянно связываются диспетчеры с земли. И если вовремя не ответить, то они поднимут тревогу. Так что просто включить автопилот и продрыхнуть весь полёт в кресле у пилота никак не выйдет. Можете быть спокойны, все системы самолёта всегда находятся под бдительным взором человека.

  • В чём разница между «фактом» и «фактоидом»?
  • 10 любопытных фактов, расширяющих ваш кругозор
  • Француз весом 50 кг, способный съесть всё, что угодно
  • Огромный Лувр
  • Каждую секунду четыре человека рождаются, а двое умирают

Как устроен самолет

Вот как называются части самолета:

  • фюзеляж;
  • крылья;
  • хвостовое оперение;
  • шасси;
  • двигатели;
  • авионика.

Устройство самолета.

Это несущая часть воздушного судна. Его главное назначение — образование аэродинамических сил, а второстепенное — установочное. Он служит основой, на которую устанавливают все остальные части.

Фюзеляж

Если говорить о частях самолета и их названиях, то фюзеляж — одна из самых важных его составляющих. Само название происходит от французского слова “fuseau”, которое переводится, как “веретено”.

Планер можно назвать “скелетом” самолета, а фюзеляж — его “телом”. Именно он связывает крылья, хвост и шасси. Здесь размещается экипаж лайнера и все оборудование.

Он состоит из продольных и поперечных элементов и обшивки.

Крылья

Как устроено крыло самолета? Оно собирается из нескольких частей: левая или правая полуплоскости (консоли) и центроплан. Консоли включают наплыв крыла и законцовки. Последние могут быть разными у отдельных видов пассажирских лайнеров. Есть винглеты и шарклеты.

Крыло самолета.

На крыло устанавливают меньшие консоли для улучшения их работы. Это элероны, закрылки, предкрылки и т.д. Внутри крыльев расположены топливные баки.

На работу крыла влияет его геометрическая конструкция — площадь, размах, угол, направление стреловидности.

Хвостовое оперение

Оно располагается в хвостовой или носовой части фюзеляжа. Так называют целую совокупность аэродинамических поверхностей, которые помогают пассажирскому лайнеру надежно держаться в воздухе. Они разделяются на горизонтальные и вертикальные.

К вертикальным относят киль или два киля. Он обеспечивает путевую устойчивость воздушного судна, по оси движения. К горизонтальным — стабилизатор. Он отвечает за продольную устойчивость самолета.

Шасси

Это те самые устройства, которые помогают самолету взлетать или садиться, рулить по взлетно-посадочной полосе. Это несколько стоек, которые оборудованы колесами.

Вес пассажирского лайнера напрямую влияет на конфигурацию шасси. Чаще всего используется следующая: одна передняя стойка и две основных. У Аэробуса А320 именно так располагаются шасси. У воздушных судов семейства Боинг 747 — на две стойки больше.

В колесные тележки входит разное количество пар колес. Так у Аэробуса А320 — по одной паре, а у Ан-225 — по семь.

Во время полета шасси убираются в отсек. Когда самолет взлетает или садиться. Они поворачиваются за счет привода к передней стойке шасси или дифференциальной работы двигателей.

Двигатели

Говоря о том, как устроен самолет и как он летает, нельзя забывать о такой важной части самолета, как двигатели. Они работают по принципу реактивной тяги

Они могут быть турбореактивными или турбовинтовыми.

Их крепят к крылу самолета или его фюзеляжу. В последнем случае его помещают в специальную гондолу и используют для крепления пилон. Через него подходят к двигателям топливные трубку и приводы.

У самолета обычно по два двигателя.

Авионика

Это все те системы, которые обеспечивают бесперебойную работу самолета в любых погодных условиях и при большинстве технических неисправностях.

Сюда относят автопилот, противообледенительная система, система бортового электроснабжения и т.д.

Как устроен самолет

Вот как называются части самолета:

  • фюзеляж;
  • крылья;
  • хвостовое оперение;
  • шасси;
  • двигатели;
  • авионика.

Устройство самолета.

Это несущая часть воздушного судна. Его главное назначение — образование аэродинамических сил, а второстепенное — установочное. Он служит основой, на которую устанавливают все остальные части.

Фюзеляж

Если говорить о частях самолета и их названиях, то фюзеляж — одна из самых важных его составляющих. Само название происходит от французского слова “fuseau”, которое переводится, как “веретено”.

Планер можно назвать “скелетом” самолета, а фюзеляж — его “телом”. Именно он связывает крылья, хвост и шасси. Здесь размещается экипаж лайнера и все оборудование.

Он состоит из продольных и поперечных элементов и обшивки.

Крылья

Как устроено крыло самолета? Оно собирается из нескольких частей: левая или правая полуплоскости (консоли) и центроплан. Консоли включают наплыв крыла и законцовки. Последние могут быть разными у отдельных видов пассажирских лайнеров. Есть винглеты и шарклеты.

Крыло самолета.

На крыло устанавливают меньшие консоли для улучшения их работы. Это элероны, закрылки, предкрылки и т.д. Внутри крыльев расположены топливные баки.

На работу крыла влияет его геометрическая конструкция — площадь, размах, угол, направление стреловидности.

Хвостовое оперение

Оно располагается в хвостовой или носовой части фюзеляжа. Так называют целую совокупность аэродинамических поверхностей, которые помогают пассажирскому лайнеру надежно держаться в воздухе. Они разделяются на горизонтальные и вертикальные.

К вертикальным относят киль или два киля. Он обеспечивает путевую устойчивость воздушного судна, по оси движения. К горизонтальным — стабилизатор. Он отвечает за продольную устойчивость самолета.

Шасси

Это те самые устройства, которые помогают самолету взлетать или садиться, рулить по взлетно-посадочной полосе. Это несколько стоек, которые оборудованы колесами.

Вес пассажирского лайнера напрямую влияет на конфигурацию шасси. Чаще всего используется следующая: одна передняя стойка и две основных. У Аэробуса А320 именно так располагаются шасси. У воздушных судов семейства Боинг 747 — на две стойки больше.

В колесные тележки входит разное количество пар колес. Так у Аэробуса А320 — по одной паре, а у Ан-225 — по семь.

Во время полета шасси убираются в отсек. Когда самолет взлетает или садиться. Они поворачиваются за счет привода к передней стойке шасси или дифференциальной работы двигателей.

Двигатели

Говоря о том, как устроен самолет и как он летает, нельзя забывать о такой важной части самолета, как двигатели. Они работают по принципу реактивной тяги

Они могут быть турбореактивными или турбовинтовыми.

Их крепят к крылу самолета или его фюзеляжу. В последнем случае его помещают в специальную гондолу и используют для крепления пилон. Через него подходят к двигателям топливные трубку и приводы.

У самолета обычно по два двигателя.

Авионика

Это все те системы, которые обеспечивают бесперебойную работу самолета в любых погодных условиях и при большинстве технических неисправностях.

Сюда относят автопилот, противообледенительная система, система бортового электроснабжения и т.д.

Это интересно: Куда дешевле всего лететь в Европу из Москвы: рассматриваем досконально

Высота

Высота полета самолета различается в зависимости от типа, модели самолета, его размера, наличия определенного оборудования и функций. Небольшие самолеты гражданской авиации и некоторые реактивные небольшие самолеты летают не выше 6000 метров. Большие и высокоскоростные авиалайнеры летают в верхних слоях на высоте 7000-13000 метров. Маленькие легкомоторные самолеты обычно не поднимаются выше 2000 м.

Для коммерческих пассажирских самолетов идеальная высота 10-12 км. На этой высоте почти нет вертикального воздушного потока. Именно на этой высоте самолет летит плавно благодаря небольшой плотности воздуха, небольшому сопротивлению воздуха. Также на этой высоте достигается максимальная экономия топлива на большой скорости. Именно на этой высоте пассажирские авиалайнеры летят на большой скорости. 

Некоторые пассажирские бизнес-джеты летают выше: обычно их полет проходит на высоте 15000 метров. Это необходимо для максимальной экономии топлива. Обычно бизнес-джеты из-за своих размеров не могут похвастаться огромным запасом топлива. В итоге для максимальной дальности полета некоторые современные модели бизнес-джетов поднимаются на высоту 15 км. 

Что касаемо военных сверхзвуковых самолетов, то, чтобы уменьшить расход топлива, военные летчики поднимают некоторые самолеты на высоту 13500-18000 метров или выше. Это необходимо для максимального снижения сопротивления воздуха. 

Рекорд же высоты полета принадлежит американскому испытательному гиперзвуковому военному самолету North American X-15, который может подниматься на высоту 108 000 метров. 

Вот крейсерские высоты и практические потолки нескольких распространенных моделей самолетов  (Боинг в качестве примера):

Крейсерская высота самолетов Боинг

Боинг 737-100 – 10 670 метров

Боинг 737NG – 12500 метров 

Боинг 747 – 10670 метров 

Боинг 747-800 – 13100 метров 

Боинг 777 – 11000 метров

Боинг 777-200 – 13140 метров 

Общие сведения

Основные элементы конструкции самолета

Основный элемент конструкции любого самолета – это планер, который в свою очередь состоит из фюзеляжа (основная несущая конструкция, которая соединяет все части самолета в единое целое), крыльев и оперения.

Органы управления самолетом

Основные органы управления размещаются в кабине пилота. Главный орган управления – это штурвал, которые дает возможность управлять самолетом по тангажу и крену. Для поднятия носа самолета, штурвал требуется потянуть на себя. Такое движение принято называть кабрированием. Обратный процесс, когда штурвал отводиться от себя, при этом опускается нос самолета, называется пикированием. Если вращать штурвал вправо или в лево, то самолет так же будет совершать вращательные движения по своей продольной оси в соответствующую сторону. Для вращения самолета вокруг вертикальной оси используются педали. Педали используются в основном при влете и посадке для разбега и пробега по взлетно-посадочной полосе.

На самом штурвале могут располагаться дополнительные переключатели, которые отвечают за включение специальных режимов или радиосвязь.

Еще один важный орган управления самолетом – рычаги управления двигателями (РУДы). Они отвечают за тягу двигателей, а, следовательно, за скорость полета самолета. Для экономии топлива рычаги тяги практически всегда находятся в положении малого газа. Корректировать положение рычагов необходимо на основе показаний приборов на панели, которые отражают параметры полета самолета. На приборной доске довольно много датчиков и панелей, которые отражают большое количество важных для полета показателей.

Управлять тягой самолета можно в ручную, но чаще всего это делается в автоматическом режиме.

ИНТЕРЕСНО: опытный пилот способен посадить самолет в условиях нулевой видимости, ориентируясь только на показания приборов на панели.

Кроме основных органов управления самолетом есть еще и ряд дополнительных, которые могут присутствовать не во всех самолетах:

  • Основной пилотажный прибор,
  • Навигационный дисплей,
  • Панель для выбора режима полета.

Все системы управления самолетом можно поделить на ручные, полуавтоматические, автоматические и комбинированные. Сегодня гражданские самолеты чаще всего имеют комбинированную систему управления, во всех пассажирских лайнерах есть автопилот, которые пожжет вести полет самолета в автоматическом режиме без участия пилотов.

Авиация — разбивка по классификации

Военная авиация (ВА) – это, во-первых, ЛА военного назначения, использующие для полета в околоземном воздушном пространстве принципы аэродинамики; во-вторых, это воинские формирования, командования ВВС, имеющие на вооружении различные классы ЛА, а также аэродромы и различные технические средства для обеспечения их полетов.

В общем случае ВА может включать 6 видов (рис. 1):

Рис. 1. Классификация военной авиации по видам

1. Стратегическая (дальняя) авиация

2. Тактическая (фронтовая) авиация

3. Армейская авиация (авиация сухопутных войск)

4. Авиация военно-морского флота

Авиация ВМФ может подразделяться на: палубную (авианосную), базовую, а в США еще и морской пехоты.

5. Военно-транспортная авиация (ВТА)

Под классом ЛА понимают его основное тактическое предназначение, определяемое комплектом вооружения, технического оснащения, а, следовательно, присущими ему боевыми свойствами и ТТХ.

В ВА различают следующие классы ЛА:

В составе комплекта вооружений ЛА боевых классов обязательно имеются такие, которые позволяют применять их в воздушном бою или наносить удары по различным объектам.

Боевые классы ВА включают: стратегические бомбардировщики, тактические истребители, истребители-перехватчики ПВО (ИА ПВО), вертолеты огневой поддержки (ВОП), самолеты и вертолеты противолодочной обороны (ПЛО) и др.

В зависимости от соотношения огневых возможностей вооружения видов «воздух – воздух» («В–В») и «воздух – земля» («В–З») и подразделяются на:

Предназначением ЛА боевого обеспечения является создание необходимых условий своим ударным силам различных видов и родов для эффективного ведения боев.

В настоящее время в развитых странах имеются ЛА для решения следующих задач боевого обеспечения:

· дальнего радиолокационного обнаружения и управления (наведения);

· целеуказания различными огневыми средствами;

· радиоэлектронного подавления радиоэлектронных систем (РЭС);

· связи и ретрансляции;

· тактические транспортно-десантные и многоцелевые.

К ЛА специального обеспечения можно отнести:

· самолеты-заправщики всех видов ВА;

· транспортные самолеты ВТА;

· ЛА для ведения метеорологической разведки;

· ЛА для спасения экипажей, потерпевших аварии или сделавших

вынужденные посадки и др.

К ЛА вспомогательного назначения относятся: учебные, учебно-тренировочные, учебно-боевые и другие.

Одним из перспективных направлений развития СВН в настоящее время считаются дистанционно-пилотируемые ЛА (ДПЛА) и беспилотные ЛА (БПЛА) различного назначения. Они при значительно меньшей стоимости производства и боевого применения способны эффективно выполнять значительную часть задач, присущих пилотируемым ЛА. Благодаря этому, широкое применение ДПЛА в войне позволяет не только избежать больших потерь экипажей ВВС, но и значительно снизить материальные затраты на ведение боевых действий. Кроме указанного, преимуществами ДПЛА перед самолетами ВА аналогичного назначения могут быть: меньшие геометрические размеры, а, следовательно, и уязвимость.

В США и во многих европейских странах на вооружении и в разработке находятся ДПЛА в основном для ведения различных видов воздушной разведки.

Значительно возросшая в локальных войнах эффективность огневых средств ПВО привела к интенсивной разработке и другого вида беспилотных СВН – крылатых ракет (КР).

Крылатыми называются ракеты, управляемый полет которых осуществляется в воздушном пространстве с использованием принципов аэродинамики.

Основным тактическим предназначением современных КР является нанесение ударов по различным объектам, ядерными боеприпасами. Кроме типа боевого снаряжения КР подразделяются про масштабу решаемых боевых задач (стратегические и тактические), а также виду базирования, т. е., месту расположения транспортно-пусковых контейнеров на наземные, авиационные и морские.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий