Село Гжель — достопримечательности и история села, виды промыслов и роспись

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Этот храм воздвигнут в самом начале 18 века на месте каменной церкви. Последняя была основана на месте деревянной церкви 17 столетия. А двумя веками позже церковь стала благочинским центром. А в конце 19 века храм видоизменяется: добавляются две новые часовни из камня и вносятся изменения в устройство в колокольню.

Имеется три придела: связанный с именем Успения Богородицы, северный, что связан со святителем Николаем Мирликийским и южного направления – в честь Казанской иконы Божьей Матери. Современный же вариант храма возникает в 1859 году, а архитектором явился Казимир Гриневский, окончивший с золотой медалью Высшее Строительное училище в Санкт-Петербурге.

В 1938 году церковь закрылась и имела сильные повреждения. Уничтожено было все внутри храма, купол и колокольня были разобраны, погости и ограда церкви также пришли в негодность, здание превратилось в склад. И лишь в 1998 году возобновились службы. Работы же по восстановлению храма еще продолжаются, в частности отреставрирован купол, но многие элементы декора все же утрачены.

Разнообразие форм гжели

Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм. 

Мир гжели представлен такими предметами, как:

• Чайные пары• Сервизы• Вазы для цветов• Заварочные чайники• Сахарницы• Розетки для варенья• Самовары• Сувениры

Прекрасным и необычным подарком помимо выше перечисленного являются: штофы, плакетка, кумган.

Штоф представляет собой сосуд четырехгранной формы с коротким горлышком и пробкой. В старину его использовали для хранения крепких спиртных напитков. Плакетка, выполненная в технике гжель, представляет собой расписную декоративную тарелку и служит прекрасным украшением интерьера. Кумганом называют сосуд с узким горлом, тонким носиком, ручкой и крышкой. Ранее его использовали для мытья рук и ног, а в настоящее время, благодаря мастерам гжели, он является прекрасным и памятным подарком.

Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д. Некоторые из изделий посвящены представителям различных профессий, сделаны в виде первого листка календаря, или имеют форму колокола.

Гжельская Керамика

Керамическое ремесло отсчитывает в области Гжели уже почти семь столетий. Началось его производство со тучных экземпляров, однако уже в 17 веке возникают фабрики, продукция которых стала широко распространяться по России. Незабываемый стиль синих узоров на белом полотне закончил свое формирование в 19 веке, а его новый виток – в 50х годах прошлого столетия.

Сегодня в Гжели выделяется два типа фарфора: производство массового плана и авторские коллекции. Первый вариант осуществляется с помощью печати. Он не очень затратен и приобретается без проблем в локальных лавочках, причем и за пределами города. А изделия дизайнерского типа продаются только у профессиональных мастеров, или на экспозициях.

Достопримечательности поселка Гжель. Где находится Гжель, как к нему добраться и на что посмотреть в селе?

Село Гжель расположено в 60 километров от столицы, его легко найти на карте, добраться сюда не составит труда на своем транспорте. А так же с Казанского вокзала Москвы, регулярно отправляются электрички и скорый поезд в данном направлении, время в пути займет от 1 до 1,5 часа. От станции метро «Котельники» в Гжель регулярно ходят рейсовые автобусы. Но самым популярным методом посещения села, являются экскурсии туристических операторов, в которые включена стоимость отдельного автобуса, а так же экскурсия на протяжении всего пути следования.

Гжель имеет на своей территории множество достопримечательностей: старинные церкви, святой источник, природный памятник стратотип и сосновые леса. Однако славу поселку принес промысел, которым издавна занимаются местные жители.

Основные понятия и история возникновения

Живопись Гжели известна не только жителям России и всего постсоветского пространства, но и далеко за ее пределами. Нежные узоры нежно-голубого и темно-синего цветов, нанесенные на тонкий фарфор или белоснежную керамику, стали популярными во всем мире, ведь посуда и другие изделия, оформленные в этой технике, идеально вписываются практически в любой интерьер. Это удовольствие стоит больших денег, как и многие другие популярные поделки, в основе которых лежит ручной труд.

Название техники имеет балтийские корни, но происходит от одноименного русского села, расположенного в ближайшем Подмосковье. Некоторые исследователи считают, что название картины может происходить от прусского слова, буквально переводимого как «куст». Относительно истории гжельской рыбалки сегодня известны следующие факты:

Первое упоминание об этом регионе, который в итоге стал крупнейшим центром гончарного дела, относится к 1328 году, но затем здесь развилось другое ремесло.
Ситуация изменилась только в 17 веке, когда в 1663 году по приказу русского царя Алексия началась массовая добыча местной глины, называемой гжель. В то время основное предназначение сырья сводилось к изготовлению различных аптечных и алхимических сосудов. Девственную белизну фарфорового обжигового материала отметил и известный русский ученый Ломоносов, который писал, что ему нет равных нигде в мире.
К середине следующего века Гжель получила широкое распространение, ее использовали для изготовления посуды, печей и даже игрушек, тысячи которых были экспортированы в Москву и другие крупные города

Но все изменилось после того, как местные мастера начали делать майолику, уделяя особое внимание кувшинам и другим контейнерам для жидкостей. Незатейливые узоры и фактуры с ироничным подтекстом так полюбились и укоренились в народе, что Гжель приобрела иное значение.
К 1812 году на месте села выросло 25 предприятий по производству посуды, изготовленной по особой технологии

На игрушках и других изделиях, уцелевших до нашего времени, можно было увидеть подписи лучших мастеров того времени. В качестве моделей использована тема флоры и фауны, представленная в виде трав, цветов, причудливых птиц, лошадей и других подобных элементов.
Незадолго до этого в другом подмосковном поселке Минино была обнаружена светло-серая глина, из которой впоследствии сделали более дешевый материал — полуфаянс. Полученное сырье было менее стойким, чем терракота, и было довольно грубым. К тому же в то время мастера не ограничивались одной синей краской, используя для своего нанесения другие яркие оттенки и специальные кисти. Со временем в селе Володино удалось найти белую глину для изготовления майолики высшего качества.
Начало производства гжельского фарфора было положено на Куликовском заводе. Его основатель был настоящим поклонником своего дела, учился в другом заведении в Перово. Он работал самостоятельно, наняв нескольких гончаров в качестве помощников. Вскоре они украли секрет ее технологии, открыв собственные фабрики по производству гжельского фарфора.
Расцвет мастерства пришелся на начало 19 века, когда были созданы лучшие образцы за всю историю его существования. Однако уже во второй половине века фабрики пришли в упадок, и все производство было сосредоточено в руках мастера Кузнецова. После революции его заводы были переданы народному хозяйству, после чего ремесло фактически прекратило свое существование.

Цветовая гамма гжельской росписи

Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.

Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
  • золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
  • платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).

Традиционная роспись

И всё же, традиционной признана бело-голубая гжель. Не даром её прозвали «Синь России». Рисунок выполняется специальным красочным составом на основе оксида кобальта кистевым мазком.

Чайник с золотом

Расписанное изделие окунают в белую глазурь и обжигают в печи при температуре около 1400оC. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает глянцевый блеск и твердость, а рисунок проявляется во всей своей красе, играя оттенками цвета от нежно голубого до глубокого синего.

Сервиз, гжельский фарфоровый завод

Иногда, поверх уже обожженной глазури, на кобальтовый рисунок наносят тонкий декор золотом или платиной и снова обжигают изделие в печи.

Особенности гжельской росписи

Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.

Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.

В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.

Ёжик, коровка и лошадка.

Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.

Лубочная гжель

Этот вид гжельской росписи распространённый в XVIII в. появился когда много мастеров стали проходить обучение на заводе Гребенщикова в Москве. Вся посуда расписывалась орнаментами, выполненными зелеными, желтыми, синими и фиолетово-коричневыми красками по белому фону. Обыкновенно изображали картинки в стиле модного тогда лубка. Часто это была птица в центре рисунка, домик, позже — люди и животные. Теперь такая роспись утрачена.

Кувшины, лубочная гжель

Надглазурная гжель

Самый красивый вид гжельской росписи, он же и самый древний. Это роспись цветными красками, которые наносятся по глазури. Это техника особой сложности и очень трудоемка. Такие изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.

Блюдо

С сайта Гжельского фарфорового завода

Чайная пара

Такая гжельская посуда стоит довольно дорого, но азто и выглядит она как будто «из дворца».

Глухой кобальт

Удивительный эффект, когда смотришь на такую гжельскую роспись. Кажется, что это «зеркальное отражение» привычной, белой с голубым гжели. Кобальт покрывает всю поверхность изделия, затем наносится глазурь. После обжига наносится рисунок белой краской и золотом.

Вазочки, кобальт

Белый и костяной фарфор

Фарфор гжели очень высокого качества. Ещё ПётрI и Ломоносов восхищались его белизной. Поэтому на Гжельском заводе выпускают чисто белую посуду или наносят на неё нежный золотой узор. От этого она, кажется, выглядит ещё более белой.

Сервиз «Пион»

Общие сведения о селе

Перед тем как отправляться изучать достопримечательности Гжели в Московской области, необходимо кратко ознакомиться с фактами из истории этого населённого пункта, посмотреть его расположение на карте и выбрать наиболее подходящий способ добраться до него.

Гжель — это село в Раменском районе Московской области. Оно находится на расстоянии 60 км от Москвы на реке Гжелка, которая является притоком Москвы-реки.

Своё название село получило от старославянского слова «жгель», которое означает «жечь» или «обжигать». Первые упоминания об этом населённом пункте датированы XIV веком, когда князь московский Иван Калита указал посёлок в своей духовной грамоте.

В начале XIX века местный фарфоровый промысел приобрёл известность и стал одним из главных источников дохода населения. В то время гжельцы изготавливали керамические игрушки, посуду и другие полезные изделия. Через несколько десятилетий народные умельцы начали производство фарфоровых украшений, имеющих оригинальный вид и оформленных в уникальном стиле.

Люди, не имеющие автомобиля, могут доехать до пункта назначения на автобусе, который ходит по маршруту Раменское — Речицы. Среди других вариантов большой популярностью пользуется железная дорога. Если отправляться по Казанскому направлению, то нужно будет сходить с электрички на станции «55-й км». От неё придётся идти до села пешком около полутора километров.

Экскурсия: Гжель Код экскурсии: 5420

Гжель

– старинный гончарный район, возникший в 50 верстах от Москвы. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не всё население почти трёх десятков окрестных деревень и сёл издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем более, что и в топливе недостатка не было – вокруг тянулись дремучие леса. Не случайно в самом слове «Гжель» слышатся отзвуки глагола «жечь».

Гжельские изделия всегда имели ярко выраженный народный характер, несли в себе национальные черты. Символично, что уже в XIX в. слова «Гжель» и «Русская народная керамика» стали в значительной мере синонимами.

Слава крупного гончарного района, специализирующегося на выпуске не просто бытовой, а художественной керамики, пришла к Гжели в XVIII в., когда её мастера освоили производство майолики. Эти изделия, изготовлявшиеся из цветной глины, с толстым пористым черепком, покрытые эмалью и многоцветной «крестьянской» росписью, в России называли цениной. Происхождение этого слова точно неизвестно. В Европе майолика была известна как фаянс. Гжельцы изготовляли из майолики чуть ли не весь ассортимент необходимой в домашнем обиходе посуды: мелкие и глубокие тарелки, столовые сервизы, кружки, кувшины. Иногда это были глиняные изделия, только политые белой эмалью, без росписи, но они ценились за белизну и гигиеничность. Однако потребность в нарядных, ярких художественных изделиях всегда жила в народе. Каждому настоящему мастеру хотелось создать вещь своеобразной формы, с интересными или забавными деталями, выбрать сюжет для росписи, понятный заказчику, расцветить яркими красками. Так появилась в Гжели сосуды для кваса, браги, пива, получившие впоследствии название квасников и кумганов, декоративные настенные блюда, кувшины в виде двуглавых орлов, оригинальные чернильницы.

Полуфаянс – такое же замечательное художественное явление в истории русской керамики, как и майолика. Появился он в Гжели в самом начале XIX в., хотя попытки создать белый керамический материал, более прочный, чем майолика, не столь грубый и трудный в обработке, гжельцы предпринимали ещё в конце XVIII в. В полуфаянсе просматривается стилевое единство гжельского промысла: постоянство ассортимента, приверженность к определённым формам, преобладание кистевой росписи и орнаментальных мотивов в ней, выполненых исключительно синей краской. Сочетания белого фона черепка и синей росписи стало характерным признаком гжельского полуфаянса.

Тонкий фаянс Гжели, в отличие от майолики и полуфаянса, не является оригинальной страницей в истории керамики. Не поражают фаянсовые изделия спецификой формы или новым художественным языком. Напротив, они составляют единое целое со всем русским и западноевропейским фаянсом своей эпохи. В то же время в них удивительно уживаются западноевропейский характер с «ароматом русской деревни».

Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.

Кафе и рестораны Гжели

Предприятий общественного питания в самой Гжели мало, но голодными путешественники не останутся. Привокзальное кафе есть прямо на железнодорожной станции. Кроме того, если вы отправляетесь в Гжель на экскурсию, то наверняка одним из пунктов вашего маршрута станет фабрика «Синь России». А там и чаепитие с баранками (обязательный элемент программы), и небольшое кафе, где можно вкусно пообедать.

Вообще, в глубине поселений заведения общепита встречаются далеко не так часто, как хотелось бы. Зато вдоль Егорьевского шоссе, в которое переходит Центральная улица Гжели, можно найти большое количество придорожных кафе и небольших ресторанчиков. Это, например, кафе «Семь пятниц» в селе Ново-Харитоново или «Подсолнух» в поселке Электроизолятор. А на 10-м км Егорьевского шоссе прямо на берегу озера расположен небольшой ресторан с незамысловатым названием «У озера». Здесь путешественники смогут подкрепиться блюдами русской кухни, а при желании еще и порыбачить, практически не отходя от столика.

Техника выполнения

Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках, для майолики применяется пятицветка – белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (моли марганца) цвета.

Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.

Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.

Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.

Святой источник Феодоровской иконы Божией Матери

Другое название этого известного места в Гжели – Кунай-колодец. Общеизвестно, что в дореволюционные годы в этом местности была расположена купальня. Согласно своей вере, этот колодец принимал множество людей, что искренне хотели исцелиться. Вода этого источника была особенно благодатна для вылечивания маленьких жителей. Искупавшись в целебных водах, дети одевались во все новое, а старые вещи хранились у самого колодца и впоследствии уничтожались в огне.

  Историческая справка п.г.т. Нахабино

Вода имеет сильную струю и приятна на вкус. Правда многие горожане ее не применяют для питья в силу присутствия накипи в большом количестве. Тем не менее источник популярности не теряет, и многие приезжают к нему с несколькими вариантами тары. Территория располагает колодцем, эстетически привлекательным, и купальней.

Местоположение: улица Центральная — 154.

Общие сведения

С 18 столетия в этих землях обнаружили белую глину, по своей структуре не уступавшая фарфору. С тех пор, местные жители стали изготавливать посуду, а после обжига, расписывать синими узорами. Именно в честь старинного названия процесса обжига, село и получило свое название «Гжель». А Гжельская синяя роспись посуды, стала характерным почерком этой местности, которая прославила ее на всю страну и далеко за ее пределами.

Именно развитие промышленности по производству и росписи посуды повлияло на развитие инфраструктуры в регионе с 19 столетия. Здесь масштабно строили предприятия и проложили железную дорогу, для удобства вывоза продукции.

До сих пор, во многих семьях можно увидеть тарелки, кувшины, чайники и даже свистелки, с синими мазками в виде цветов, птиц и других природных элементов живописи.

Гжель — это не только название села, но и название производственного округа фарфоровых изделий, объединенного из 30ти близлежащих сел.

К сожалению, производство фарфора во время правления советской власти пришло в упадок, но к сегодняшнему дню два предприятия, все таки удалось возродить. Посетить предприятия с экскурсией, ознакомиться с историей промысла приезжают тысячи туристов, целыми семьями.

Помимо знакомства с производством, Гжель имеет множество других достопримечательностей, достойных внимания, подробно с описанием которых ознакомимся далее.

Развлечения и достопримечательности

Гжель сохранила свой древний колорит, поэтому самые красочные и интересные развлечения здесь — празднования русских праздников. Особенно хороша Гжель зимой, когда для гостей организуют катания на санях.

Завод Гжели

Производство знаменитого фарфора — основа жизни Гжели. Неудивительно, что посещение завода — это обязательный пункт программы любого гостя села. Здесь можно познакомиться с процессом изготовления керамики (ведь каждая вещь Гжели — ручная работа!), узнать разницу между заводским и штучным, мастерским производством, а также попробовать самостоятельно сделать что-нибудь в духе небесно-синего ремесла.

Посещение музея возможно только по предварительной записи. Стоимость экскурсии зависит от ее состава (с мастер-классом или нет) и количества участников, а также цена увеличивается в выходные дни.

«Синь России»

«Синь России» (или Гжельский завод художественной росписи) порадует как взрослых, так и детей. На территории предприятия — пруд с фонтаном и водяной мельницей, зимний сад, стилизованная под русскую избу комната отдыха, бассейн «с живой водой», а также множество животных: горный козел, пони, ослики, павлины, страусы и другие обитатели, с которыми можно пообщаться.

В ходе экскурсии непосредственно по заводу посетители смогут увидеть весь процесс изготовления фарфоровых изделий и принять участие в мастер-классе по гжельской росписи. А в конце всех ждет угощение — чай с баранками из настоящего самовара у русской печи.

«Объединение Гжель»

«Производственные» экскурсии предлагает и расположенная всего в нескольких километрах от Гжели деревня Турыгино. Здесь находится «Объединение Гжель» — один из крупнейших и старейших производителей фарфоровых изделий с гжельской росписью. Посетители могут увидеть весь процесс изготовления поделок: от создания эскиза до украшения почти готовой фигурки. Кроме того, при объединении открыт музей, коллекция которого насчитывает порядка 2000 экспонатов. Проводятся тут и мастер-классы: желающие могут самостоятельно вылепить, расписать фигурку и, конечно, забрать ее с собой.

Посещение «Объединения Гжель» возможно исключительно по предварительной записи.

Святой источник иконы Феодоровской Божией Матери

В народе этот источник называют Кунай-колодец и связывают с ним огромное количество верований, но в первую очередь это место идеально для тех, кто ищет спокойствия и красоты. Кунай-колодец — так же, как и все село Гжель, — сохранил дух древности и чистоты. Здесь оборудована удобная купель для желающих окунуться, хотя людей чаще всего немного.

Добраться сюда можно, обойдя с любой стороны Храм Успения Богородицы, выйдя к реке Гжель. Дальше нужно перейти реку, по тропинке пройти через поле к речке Карповке. Снова перейти речку, пройти мимо одинокого домика, окруженного забором и похожего на сторожку. Далее — по левому берегу реки.

Часть окружающей земли отдали под дачную застройку. Пусть вас не пугают периодически встречающиеся на пути заборы.

  • https://kudarus.ru/centralniy-okryg/moskovskaja-oblast/istoriya-razvitiya-gzheli-chem-slavitsya-selo.html
  • https://101mesto.com/geografiya-strany/selo-gzhel.html
  • https://manezh-saratov.ru/mo-i-moskva/gzhel-gorod-dostoprimechatelnosti-foto-s-opisaniem.html
  • https://tonkosti.ru/гжель
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий