ОКБ Миля: официальный сайт

Начало славного пути. Первый вертолет Миля Ми-1.

Ми-1

В предвоенные годы, Михаил Леонтьевич Миль работал в ОКБ под руководством Камова и разрабатывал автожиры. Во время войны, все силы конструкторских бюро были брошены на увеличение численности и улучшение качества парка боевых самолетов. После войны, в 1946г., Миль возобновил работы по созданию вертолета и предоставил комиссии МАЛ полноразмерный макет геликоптера ЭГ-1. Проект был одобрен с поправками на возможности авиапромышленности СССР. В конце 1947г. Совет Министров Советского Союза издает постановление об основании ОКБ-4. Руководителем назначается М. Л. Миль. С этого момента начинается история опытно-конструкторского бюро Миля и создания первого вертолета Ми-1.

Возможно Вас заинтересует – «Вертолеты Камова».

Изначально новому вертолету было присвоено обозначение ГМ-1 (геликоптер Миля 1). Выбор авиаконструкторов пал на классическую схему с одним основным и хвостовым роторами. Около года напряженного труда, и в сентябре 1948г. первый вертолет Миля поднимается в воздух. В 1952г. после проведения заводских и государственных испытаний, Ми-1 начинают производить серийно.

Всего со стапелей авиазаводов СССР сошло без малого 1000 машин Ми-1.   Вертолет активно экспортируется в 16 стран мира: Сирию, Румынию, Венгрию, Ирак, Польшу, Монголию, КНДР, Афганистан, Финляндию, Албанию, Египет, Алжир, ГДР, Болгарию, Кубу и Китай.

Вертолеты Миля. Летающий кран Ми-10.

Ми-10

Советскому Союзу в конце 50-х, для транспортировки крылатых ракет потребовался вертолет, способный поднять груз до 15 тонн. Инженерами КБ Миля принимается решение взять за основу, зарекомендовавший себя, Ми-6. Изменению подвергся фюзеляж, ставший более узким, в который помещался груз почти 16м длиной. Также, при необходимости, его можно было переоборудовать для перевозки 28-ми пассажиров.

Летом 1960г. вертолет-кран поднимается в небо. Затем блестяще проходит испытания. Но внезапно, военно-промышленный комплекс пересматривает концепцию перевозки ракет с помощью вертолетов и над программой нависла угроза сворачивания. Таким образом, начавшееся в 1964г. серийное производство, ограничилось всего 24-мя машинами.

История ОКБ Миля

1946 год – для экспертов комиссии Министерства авиационной промышленности Миль демонстрировал первый вертолет ЭГ-1, чем заслужил доверие, и это послужило началом развития ОКБ. На следующий год было основано данное предприятие. В Тушино был авиазавод № 82, там и находилось конструкторское авиабюро.

В 1951 году ОКБ обосновалось в Сокольниках, в старейшем вертолетном предприятии №3. Вскоре оно было названо Государственным союзным авиационным заводом №329.

1967 год – авиазавод переименовывают в МВЗ (Московский вертолетный завод), после кончины основателя бюро присваивают имя Миля М.Л. В 1973 году на вторых международных спортивных соревнованиях в заграничной прессе появилось фото Ми-1 с сильным дымом из труб и надпись: «Рашен геликоптер пух-пух». Задымление произошло от прохладного двигателя.

В 1993 году произошло переименование в ОАО. 2007 год – ОКБ Миля вступает в состав холдинга «Вертолеты России» государственной корпорации «Ростехнологии» (сейчас «Ростех»). Бюро награждено орденом Трудового Красного Знамени, Интернациональной Звездой качества и многочисленными другими наградами.


ЭГ-1

Модели, созданные без присутствия гениального конструктора

  • Ми-26 — тяжелый десантный вертолет, 14.12.1977 год. Может поднимать очень большие грузы. Его еще называют «Хало» (Halo — ореол, сияние). Вмещает 85 пассажиров. Модели: Ми-26К (кран), Ми-26М, Ми-26ТМ, Ми-26ТС, Ми-26Т2. Имеет длину – около 34 метров, высоту около 8, массу с грузом 56000 килограмм.
  • Ми-28Н «Ночной охотник» — вертолет для боевых действий, может работать круглые сутки (одна из моделей Ми-28МЭ-всепригодный). Первый раз взлетел – 14.11.1996 года. Это главный вертолет Министерства обороны Российской Федерации. Длинной почти 17 метров, высотой около 4, массой с грузом 11 с половиной тысяч килограмм.
  • Ми-34С – 17.11.1986 год, учебно-тренировочный, самый маленький отечественный вертолет (его масса около 1000 килограмм). Выполняет все фигуры высшего пилотажа.
  • Ми-38 — новый многоцелевой вертолет, способен перевозить очень тяжелый груз. 22.12.2003 года — первый полет. Часто используют для полетов VIP пассажиров или в спасательных, поисковых операциях, а также над поверхностью воды, хороший обзор в кабине пилотов.
  • Ми-54 – многоцелевой легкий вертолет. Длина – приблизительно 3 метра, высота – 2, масса с грузом около 2000 килограмм.


Ми-171Е.

Вот мы с вами поближе познакомились с Московским вертолётным заводом имени Михаила Леонтьевича Миля. Данное предприятие постоянно и энергично разрабатывает, исследует, проектирует новейшие образцы техники. Работники предприятия неутомимо усовершенствуют уже созданные машины.

Завод Миля – специфика деятельности и совершенствования

Данное авиапредприятие занимается конструированием и производством вертолетов. Бюро располагает множеством разнообразных цехов: отдел, где разрабатывают и производят, отдел, где экспериментируют и исследуют и авиационная база с профессиональными летчиками, которые испытывают технику.

За много лет существования конструкторского бюро здесь работали множество знаменитых конструкторов и изобретателей, которые известны всему миру. ОАО «Вертолеты России» являются управляющей организацией ОКБ. В данный промежуток времени «Оборонпром» имеет 80% акций данного предприятия, а остальные Sikorsky – американская авиационная компания.

ОКБ Миля трудится над производством тяжелого машиностроения в России, создает аэрокосмическую технику и вертолетную. На всем протяжении службы машин проводит тщательный технический осмотр, ремонтирует и обслуживает, а также занимается продвижением своей авиапродукции как у нас в стране, так и за границей.

Почти все вертолеты, вышедшие из данного завода, имели в названии «Ми», только некоторые опытные и незавершенные имеют другое условное обозначение. Одним из самых известных и имеющих большую популярность вертолетов с аббревиатурой «Ми» является Ми-8. За долгие годы работы вертолетный завод завоевал большой авторитет популярностью и практичностью своих авиаизделий. Более ста стран мира с благодарностью используют авиатехнику завода.

Вертолет Ми-2 — видео

После продолжительных государственных испытаний, в которых была подтверждена высокая эффективность использования вертолетов Ми-2 для сельскохозяйственных работ, 20 сентября 1963г. было принято решение о серийном производстве вертолетов Ми-2, которое в январе 1964г. было признано целесообразным осуществлять в Польше на вертолетном заводе PZL-Swidnik, куда была передана лицензия на серийное производство. Первый построенный в Польше вертолет Ми-2 совершил первый полет 4 декабря 1965г; серийное производство продолжалось до 1992г, всего было построено более 5250 вертолетов Ми-2 для гражданского и военного применения, большая часть которых была экспортирована во многие страны (Болгария, Венгрия, Германия, Египет, Ирак, Ливия, Чехословакия, Северная Корея и др.).

Являясь заменой вертолета Ми-1, новый вертолет существенно превосходил его по скорости полета и грузоподъемности, а силовая установка из двух ГТД обеспечивала ему превосходство и перед зарубежными вертолетами такого же класса, которые в то время производились только однодвигательными. Благодаря хорошим летным и эксплуатационным характеристикам вертолеты Ми-2 широко использовались в вертолетных спортивных соревнованиях; на вертолетах Ми-2 в 1963 и 1965 годах установлены два международных рекорда скорости 253.818 и 269.38км/ч на базе 100км.

Вертолетный парк

За время своего существования авиационный завод выпустил более 15 основных вертолетов серии «Ми». Более двухсот модификаций начиная с легких и до супертяжелых. Заказы были большие и долговременные, а эксплуатировались как в сельскохозяйственной отрасли, так и в горячих точках.

Мировой рынок больше пользуется машинами со сверхмощным вооружением и поэтому ведется работа по усовершенствованию боевых вертолетов, таких как «Ночной охотник». Не так давно разработали Ми-28УБ, на нем обучают и готовят молодых пилотов.

Вкратце рассмотрим вертолеты Миля все модели, созданные в присутствии гениального конструктора

  • Ми-1 (ГМ-1) — легкий многоцелевой агрегат с 1 несущим винтом. Совершил свой первый взлет – 20.09.1948 года, в 1951 – начало производства. Называют Hare (заяц). В Польше выпустили серию машин (около 3000) под названием SМ-1. Модели: Ми-1НХ (применяется в сельском хозяйстве), Ми-1П, Ми-1Т, Ми-1У — учебно-тренировочный, с двойным управлением. Длина примерно 12 метров, высота – около 3, масса – от 1880 до 2550 (пустой и с грузом).
  • Ми-2 — легкий вид, 22.09.1961 года. Это один из основных учебно-тренировочных и спортивных машин в СССР. Разнообразие видов: Ми-2М, Ми-2РМ, Ми-2Б, Ми-2УРН, Ми-2УРП, Ми-2УС. Длиной примерно 12 метров, высотой около 4, масса – от 2400 до 3700 килограмм (пустой или с грузом). Вмещает 10 человек или 800 килограмм груза.
  • Ми-3 — санитарный многоцелевой вертолет, создан в 1954 году. Винт в 4 лопасти. В кабине более комфортно, для больных и раненых специальные съемные боковые гондолы с окошком для наблюдения в полете. Длина – около 14 метров, высота – приблизительно 3.
  • Ми-4 — транспортный и многоцелевой вертолет. 3 июня 1952 года – первый вылет. (Hound-A — гончая), вмещает до 14 солдат, можно использовать как амфибию, в дневное время и ночное, в любую погоду, имеет радиостанцию и для сельского хозяйства съемный опрыскиватель, модели: Ми-4П (пассажирский), Ми-4С (для сельского хозяйства, тушения пожаров), Ми-4М; вес – приблизительно 8000 килограмм, длиной 17 метров, в высоту 4.
  • Ми-6 — тяжелый транспортный агрегат. Совершен первый полет – 5 июня 1957 года, (Нook (крюк, багор), модели: Ми-6А (вместимость около 90 человек), Ми-6Б, Ми-22; имеет длину примерно 33 метра, высоту около 10, масса с грузом 43000 килограмм.
  • Ми-8 — средний многоцелевой вертолет (в себя включает Ми-171). Первый взлет произвел 24.06.1961 года. Модели: Ми-8Т (Hip-C), Ми-8ТВ, Ми-8ТВК (на экспорт), Ми-9, Ми-8СМВ, Ми-8ППА, Ми-8МТ, Ми-8МТВ, Ми-АМТ, Ми-8АМТШ, Ми-8МТКО, Ми-17, Ми-171А2. Длиной примерно 18 метров, высотой – около 6, поднимает массу 12000 килограмм сюда входит и свой вес. Вместимость 28 пассажиров.
  • Ми-10К — «Летающий кран» 14.01.1965 года. Специализируется на монтажно-строительных и погрузочно-разгрузочных работах. Может перевозить груз (длина, высота, ширина в метрах) – 20х3,5х5 и весом до 15000 килограмм.
  • Ми-12 – 27.06.1967 год, «Гомер», военно-гражданский грузовой аппарат, грузоподъемностью 25 тонн, вертикально может взлетать и садиться. Длина – около 28 метров, высота около 4.
  • Ми-14 – самый крупный в мире вертолет-амфибия, 01.08.1967 год. Может произвести взлет/посадку и базирование на воде. Модели: МИ-14ПЛ, Ми-14ПЛМ, МИ-14ВТ (минный тральщик), Ми-14ПС (спасательный), Мi-14PW (для Польши). Имеет длину около 18 метров, высоту – около 7, массой с грузом 14000 килограмм.
  • Ми-24 – год испытания – 19.09.1969, боевой вертолет. Модели: Ми-24В, Ми-24П, Ми-24ВП, Ми-24МТ (минный тральщик, единственный экземпляр), Ми-35 («Крокодил»), Ми-35М (экспортный вариант). Длиной около 17 метров, высотой 6 с половиной, масса с грузом около 11000 килограмм.
  • В-7 – опытный вертолет, реактивный мотор, вместимость 4 человека, первый вылет в 1962 году, длиной – около 6 метров, высотой – примерно 3, масса с грузом 1000 килограмм.
  • В-12 — сверхтяжелый транспортный вертолет, 27.06.1967 год.

Новое тысячелетие – новая машина

Вертолеты семейства Ми-8/17 по-прежнему активно востребованы в России и за ее пределами, география их «обитания» постоянно растет. Так, в октябре 2011 года в СМИ упоминалось о завершении поставки шести Ми-171Ш для Перу – они имеют ряд новых систем, повысивших эффективность боевого применения, и оснащены комплексом средств защиты от поражения основных систем и экипажа вертолета, а также современным БРЭО для круглосуточного и всепогодного применения. Вертолеты имеют две сдвижные двери и электрогидравлическую рампу – 26 десантников могут покинуть вертолет за семь-восемь секунд.

Однако заказчики, особенно испытывающие прессинг тяжелой «руки рынка» гражданские эксплуатанты, постоянно предъявляют повышенные требования к вертолетной технике. Понимая необходимость в дальнейшем совершенствовании семейства Ми-8/17, специалисты ОАО «Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля» разработали программу глубокой модернизации Ми-171 (Ми-8АМТ), которая была утверждена в марте 2011 года. В качестве основы был взят Ми-171А1, а упор в модернизации сделан на существенное повышение технико-экономических характеристик машины и снижении стоимости ее обслуживания и стоимости летного часа. В перспективе Ми-171А2 должен стать основной производственной модификацией семейства и, по словам исполнительного директора ОАО «Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля» Михаила Короткевича, в течение не менее 10–15 лет должен обеспечивать России высокие продажи в данном сегменте рынка.

В январе 2012 года ОАО «Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля» приступило к сборке первого опытного образца модернизированного среднего транспортного вертолета Ми-171А2. Отличительные особенности Ми-171А2 – новые турбовальные двигатели ВК-2500ПС-03, ВСУ «Сафир» 5K/G, композитные лопасти несущего и Х-образного рулевого винтов, а также современный комплекс бортового оборудования КБО-17 и существенное увеличение назначенного и межремонтного ресурсов машины и ее основных систем. Масса полезного груза внутри кабины – 4000 килограммов, на внешней подвеске – до 5000 килограммов, максимальная скорость достигнет 280 км/час, а крейсерская – 260 км/час.

Первый опытный вертолет – ОП-1 строится в базовом варианте комплектации, а ОП-2 будет иметь уже максимальную комплектацию – начало его сборки запланировано до конца 2012 года. Завершение сертификационных испытаний и начало серийного производства модернизированного варианта запланированы на начало 2014 года.

Вертолет Ми-2

«Ми-2» – советский вертолет многоцелевого предназначения, который широко используется для выполнения различных гражданских и военных заданий.

Вертолет «Ми-2» был разработан ОКБ М. Л. Миля в начале 60-х годов.

Уже в 1965 году серийное производство наладили в Польше (между СССР и Польшей был заключен договор о передачи лицензии на постройку новых вертолетов и двигателей). «Ми-2» представляет собою усовершенствованную двухмоторную версию вертолета «Ми-1».

В этом вертолете впервые были использованы газотурбинные двигатели (для легких вертолетов в СССР такие двигатели раньше не применялись). Таким образом, была создана довольно экономичная машина с высокими летно-техническими характеристиками.

В 1967 году состоялась международная премьера «Ми-2» в Ле-Бурже. Стоит отметить, что на этой выставке вертолет представлял не Советский Союз, а Польша.

Вертолет изготовлен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. Двигатели располагаются спереди перед главным редуктором. Фюзеляж вертолета «Ми-2» — цельнометаллический, и имеет три части: носовую (тут расположена кабина экипажа), центральную (где находится пассажирский салон) и хвостовую (оснащена управляемым стабилизатором). В кабине, чаще всего, летчик сидит на сиденье, расположенном слева.

К летному оборудованию в самолете «Ми-2» можно отнести радиокомпас, гирокомпас, радиовысометр и радиостанции. В военном варианте вертолета есть еще радиолокационный приемник.

Топливный бак находится под полом кабины. Также, в вертолете предусмотрены запасные баки, которые расположены по бокам фюзеляжа. В основной бак помещается 600 литров топлива. А в дополнительные – по 238 литров.

-пушкой НС-23, 2 пулемётами и 4 самонаводящимися ЗУР «Стрела-2М».

Вертолеты «Ми-2» успешно прошли испытания различными военными конфликтами. «Ми-2» применялся в Арабо-Израильской войне в 1973 году, в Афганистане, в конфликте Перу с Эквадором, против пиратов в Индонезии.

Также, «Ми-2» использовались во время ликвидации на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Долгое время эти вертолеты были основой легкой авиации в Вооруженных Силах СССР и России.

После распада СССР, вертолеты «Ми-2» начали переходить в собственность частных лиц.

Боевые характеристики«Ми-2»
Максимальная взлетная масса3700 кг
Максимальная скорость210 км/ч
Боевой радиус действий440 км
Скороподъемность270 м/мин
Нагрузка в кабине1 т
Длина кабины2,27 м
Ширина кабины1,45 м

Сейчас вертолет «Ми-2», помимо военного назначения, может использоваться в сельскохозяйственных целях, для грузопассажирских перевозок и для поисково-спасательных работ.

Существует ряд модификаций вертолета «Ми-2»:— Ми-2А (сконструирован по одновинтовой схеме; используются два турбовальных двигателя АИ-450, оснащен современным радиоуправлением; улучшена топливная система),— Ми-2П (пассажирский вариант вертолета),— Ми-2Т (предназначен для перевозки грузов),— Ми-2Р (предназначен для ведения тактической разведки; есть возможность осуществлять фотосъемку нужной территории),— Ми-2УРП (предназначен для огневой поддержки войск; оснащен пушкой, двумя пулеметами и четырьмя ПТУР «Малютка»),— Ми-2С (санитарная модель вертолета; может перевозить сразу четырех больных),— Ми-2РХР (предназначен для химразведки; способен взять пробы в воздухе),

— Ми-2МСБ2 (украинский вариант вертолета; установлен двигатель АИ-450М1).

Вертолеты Ми-2 находятся на вооружении украинской армии. Сегодня количество вертолетов «Ми-2» в разных странах точно неизвестно, ведь многие из них находятся в частном владении. Этот вертолет остается одним из самых распространенных, эффективных и экономичных моделей в мире.

АО «Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля»

АО «Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля»
ТипАкционерное общество
Листинг на биржеРТС: MVZM
Год основания1947
Год закрытия2019
ОснователиМиль, Михаил Леонтьевич
РасположениеРоссия: пгт Томилино Московской области
ОтрасльМашиностроение
ПродукцияВертолёты
Собственный капитал
Оборот▼ 2,638 млрд руб. (2010 год)
Операционная прибыль
Чистая прибыль▲ 921,7 млн руб. (2010 год)
Число работников3246 (2015)
Материнская компанияРостех и Вертолёты России
Сайтrussianhelicopters.aero/…
Медиафайлы на Викискладе

Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля

— авиационное предприятие первоначально располагавшиеся в городе Москве, в Сокольниках, позже на производственной базе в посёлке Томилино Люберецкого района Московской области, разработчик и опытный эксплуатант вертолётов линейки «Ми».

Завод был создан генеральным конструктором Михаилом Милем в 1947 году. Включал в себя ОКБ, опытное производство, экспериментально-исследовательский комплекс и лётно-испытательную базу. Входил в состав госкорпорации «Ростех».

Личности

Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля был назван в честь Михаи́ла Лео́нтьевича Миля — советского конструктора вертолётов и учёного, доктора технических наук (1945), Героя социалистического труда (1966), лауреата Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1968).

В 2000—2001 годах должность коммерческого директора ОАО «МВЗ» занимал Денис Мантуров — ныне министр Минпромторга России.

Продукция

На МВЗ было спроектировано и построено более 15 базовых моделей вертолётов, выпускавшихся в более чем 200 модификациях.

Памятник Ми-8 на территории Национального центра вертолётостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова в подмосковном Томилино

  • Ми-1 «Москвич»
  • Ми-2 лёгкий многоцелевой
  • Ми-4 средний многоцелевой
  • Ми-6 тяжёлый десантно-транспортный
  • В-7
  • Ми-8 средний многоцелевой (серия включает в себя Ми-171)
  • Ми-10 вертолёт-кран
  • В-12 самый тяжёлый вертолёт в мире
  • Ми-14 многоцелевой вертолёт-амфибия
  • Ми-24 транспортно-боевой
  • Ми-26 многоцелевой тяжёлый транспортный
  • Ми-28Н боевой
  • Ми-34 лёгкий учебно-спортивный
  • Ми-38 средний многоцелевой

История создания

Разработка проекта изделия «240» (В-24) началась после выхода Постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14.

Ми-24А

Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую «веранду») с двойным управлением. Экипаж состоял из лётчика и оператора, с поперечным размещением. В дальнейшем в состав экипажа добавили борттехника. В средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вмещающая до 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись двустворчатые двери с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время полёта из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей.

С самого начала в экипировку экипажа входили специализированные лётные бронешлемы и бронежилеты. Бронирование кабины представлено лобовым бронестеклом, бронированными сиденьями экипажа, локальными бронеплитами по бортам кабины и на капотах двигателей.

Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолёта Ми-4 — ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или неуправляемые бомбы.

Заводские испытания начались 15 сентября 1969 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров). Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. В конце 1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолёт установили крыло с отрицательным V−12 градусов и удлинённую кабину уже с продольным размещением пилотов. Так к 1971 году сложился внешний облик вертолёта, широко известного во всём мире. Первые серийные вертолёты Ми-24А (изделие «245»), выполненные в таком виде, с ручным наведением ракет «Фаланга-М», поступили для опытной эксплуатации в войска.

Ми-24А строились заводом в городе Арсеньеве. Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была разработана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным двойным управлением.

Ми-24Б (изд.»241″) получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П». Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, рулевой винт с редуктором установлены от Ми-14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие «242». Но из-за недоведённости комплекса «Штурм» вертолёты с новой кабиной пришлось оборудовать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный вариант» пошёл в серию. На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией. Литеру «Г» в обозначении пропустили. Назвали Ми-24Д (изделие «246»).

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий